Навигация

 

 

Главная
Карта сайта
 

 

 

 

 

Главные особенности индивидуальной воспитательной работы Версия для печати Отправить на e-mail

ГЛАВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

а) с офицерами

Без создания атмосферы доверия и искреннего уважения, без знания запросов и интересов каждого офицера материально-бытового положения его семьи вряд ли можно поддерживать в офицерской среде заинтересованное отношение к своей карьере.

Проявление демократичности в общении с подчиненными, офицерами позволит командиру создать в коллективе обстановку взаимозаинтересованности в решении многих социально-бытовых проблем. Опора командира в решении этих вопросов на офицерское собрание, женсовет воинской части во многом способствует повышению его авторитета и служебной активности подчиненных.

Открытость и доступность командира, его внимательность к потребностям и испытываемым трудностям подчиненных офицеров предполагает перенос акцента индивидуальной воспитательной работы с ними в неслужебные сферы деятельности и развитие неофициальных отношений.

Обращение офицеров между собой по имени и отчеству всегда являлось доброй традицией русской армии, так как помогало установить отношения, характеризующие отношения соратников. Совместное проведение досуга семьями, посещение кино, концертов, театров, музеев, выставок и других культурных учреждений, занятия спортом, приглашение в гости друг к другу расширяют возможности командиров, их заместителей в деле повышения эффективности воздействия на офицера. Тем не менее неслужебные отношения не должны наносить ущерб служба.

Вот несколько советов командиру.

1. Никогда не подчеркивайте, что Вы знаете больше, чем подчиненный, хотя на самом деле это может быть я так.

2. Информируйте подчиненных о принимаемых решениях, ищите способы, как ускорить дело и исправить допущенные ранее ошибка.

3. Будьте всегда уверены в себе, держитесь спокойно и никогда не повышайте голоса не подчиненных.

4. Будьте всегда требовательным и строгим. Ни одно нарушение дисциплины не должно оставаться незамеченным, хотя не за каждое следует наказывать.

5. Критикуйте своих подчиненных, но позитивно. Умейте одинаково видеть и хорошее, и плохое.

6. Умейте молчать и выслушивать. Помните, подчиненный никогда не прощает, если ему не дали высказать даже самую мелкую обиду.

7. Умейте ценить время подчиненных. Говорите коротко, ясно и только по существу главных, деталей.

8. Будьте всегда вежливыми, приветливыми и. внимательными

Никогда не срывайте свое плохое настроение на подчиненных.

9. Обладайте чувством юмора и не обижайтесь на шутку, даже если она покажется Вам плохой.

10. Умейте наказывать и поощрять. Не разносите подчиненных на глазах у других, при посторонних.

11. Интересуйтесь личностью каждого подчиненного, изучайте его характер, черты, увлечения, интересы. Чем лучше будете его знать, тем легче Вам будет управлять его деятельностью.

Таким образом, воем своим поведением командиру следует подчеркивать, что офицер является равноправным членом особой офицерской семьи, офицерского братства, имеющего свои традиции и законы, когда отношения субординации сознательно регламентируются каждым по месту и времени, исходя из требований как воинских уставов, так и морально-нравственных отношений, складывающихся в коллективе.

б) с сержантами

Главная объективная трудность в деятельности сержантов состоит в том, что им приходится обучать и воспитывать своих сверстников. С одной стороны, они военнослужащие срочной службы, а о другой - непосредственные начальники солдат.

В проведения индивидуальной воспитательной работы с данной категорией военнослужащих офицеру необходимо выявить, насколько сержант испытывает потребность в осуществлении своих командных функций в подразделении, насколько он авторитетен для своих подчиненных. Баз налаживания уставных, но особо доверительных и доброжелательных отношений с младшими командирами будет очень проблематично преодолеть объективные трудности в деятельности сержантов.

 

Индивидуальную воспитательную работу с сержантами

желательно направлять на:

- повышение их авторитета и престижа среди подчиненных;

- обеспечение личного примера младшего командира в воинской службе (в овладении специальностью, в выполнении нормативов учебно-боевых задач, спортивных нормативов, порядка я правил воинской  дисциплины, распорядка дня, формы одежды);

- повышение ответственности младших командиров за выполнение ими своих служебных обязанностей, используя в их воспитании методический приём «оказания личного доверия»;

- использование моральных и материальных стимулов для поощрения лучших младших командиров и широкое использование гласности в пропаганде их передового опыта.

В интересах воспитания сержантов командиру целесообразно использовать  практику индивидуального заслушивания младших командиров на советах сержантов подразделения по вопросам их служебной деятельности. При должной. организации их работы советы сержантов становятся истинной школой командирской учебы.

Одним словом, желательно не только стремиться к изучению
индивидуальных особенностей младших командиров, но и быть для
них старшим товарищам в нелёгком деле воспитания солдат и матросов.    

в) с неформальными лидерами.

Неформальным лидером в воинском коллективе принято считать военнослужащего, не занимающего, служебные и общественные должности  в подразделении среди  военнослужащих.

Основная особенность индивидуальной воспитательной работы с ними состоит в том, что командир не должен оставлять без педагогического воздействия устремления неформала, особенно если они оправлены против линии командования на поддержание уставного порядке и правил воинской службы. В индивидуальной воспитательной работе с ним лучше всего опираться на младших командиров, общественных активистов к тем военнослужащих, которые пользуются доверием у неформалов.

Отметим ряд особых позиций. Важно:

1.  Попытаться направить качества неформального лидера на глубокое освоение своей специальности и овладение смежными, поддержку младших командиров в сплочении воинского коллектива, оказании помощи молодым воинам и шефство над. ними, достижение спортивных результатов и г.п.

2. Стремиться убедить неформального лидера антиколлективной направленности в ошибочности его представлений, действий, выводов. Для чего, с одной стороны, желательно добиться утверждения в его сознании значимости для каждого гражданина идеи защиты своего Отечества, патриотизма, верности воинским традициям, а с другой - приобщить к практическим мероприятиям по укреплению боевой готовности, возлагая на него дополнительные обязанности по повышению качества выполнения учебно-боевых задач подразделением.

3. Если не удается изменить негативную направленность деятельности неформального лидера, то желательно добиться решитель­ного развенчания его авторитета в глазах сослуживцев, чтобы упорядочить взаимоотношения в коллективе на основе уставных, профессиональных и особенно патриотических ценностей воинской службы.

4. Если исчерпаны все формы и средства индивидуального и коллективного воздействия, то необходимо обеспечить изоляцию неформального лидера от остального личного состава и создать в воинском коллективе атмосферу осуждения его действий и поступков

      Конечно же, если неформальный лидер имеет положительную   направленность (поддерживает требования воинских уставов и командования, является примером в выполнении своих служебных обязанностей), то командиру целесообразно использовать авторитет воина в интересах воинской службы и коллектива, выдвинув его на должность младшего командира либо поручив ему общественно полез­ную работу.          

 

г) с военнослужащими - верующими, представителями

различных конфессий

 

Переориентация общественного сознания, от атеистического мировоззрения к духовным ценностям церкви не может не затронуть и  Вооруженные Силы. Тем не менее, более 90% военнослужащих верую­щими себя не считают.

Teм же, кто верует, видимо, следует в неслужебное время раз­решить посещение церквей, мечетей и других культовых учреждений, а также иметь религиозную литературу.

 

Исходя из вышесказанного, можно рекомендовать следующие подходы:

 

1.  Необходимо определить степень (глубину) религиозности
каждого военнослужащего, считающего себя верующим, по таким признакам, как вера в бога, частота посещения храма, ношение и использование религиозной атрибутики, чтение религиозной литературы, использование семи таинств (крещение,, причастие и т.д.), регулярное совершение молитв, участие в религиозных праздниках и т.д. В этом плане, воспитателю следует изучать мотивы отношения верую­щих к выполнению воинского долга и воинскому коллективу.

2.  Воспитательную, работу  направить на профилактику конфлик­тов на религиозной почве, а не на противодействие религиозному
мировоззрению. Если имеется возможность, то в дни религиозных
праздников целесообразно верующему воину предоставить на несколько
часов увольнение для посещения культовых учреждений и общения с
духовными служителями и другими верующими или освободить егo нa 
время от несения нарядов и хозяйственных работ. Реализация такого
подхода в воспитательной деятельности способствует предупреждению
многих конфликтов, возникающих на стыке интересов боевой готовности
 и удовлетворения,  религиозных  потребностей различных военнослужащих.

3. Воспитатель должен не допускать критики или восхваления той или иной религии и тем более не позволять проявлять другим военнослужащим духовного насилия в воздействии на сознание верую­щих воинов путем отрицания религиозных ценностей, отрицания истин­ности веры у верующего, оскорбления его веры или запрета культовых обрядов, если это не ведет к снижению боевой готовности, неудоб­ствам в социально-бытовом плане для остальных воинов.

Обобщая, можно сделать вывод о том, что в основе воспитательной работы с верующими военнослужащими вашими должен проявляться особый такт. Только так воспитатель может расположить к себе верующего воина, завоевать его доверие.

 

д) с военнослужащими "группы риска"

 

К этой группе относятся военнослужащие, имеющие нервно-пси­хическую неустойчивость. Она проявляется в виде психопатологи­ческих расстройств токсикомании и некоторых психических заболе­ваний. На уровне поведения и деятельности его выражается в виде познавательной, эмоциональной к волевой ограниченности, своеобразия отношений к сослуживцам и в направленности личности.

В выявлении таких лиц квалифицированную помощь оказывают медики.  Офицерам-воспитателям важно звать признаки нервно-психической неустойчивости. Их можно систематизировать.

 

Формы нарушения

Характерные признаки

Нарушения в процессе профессиональной деятельности

Низкая эффективность деятельности: предпосылки аварийности (нарушения правил эксплуатации); аварийность по вине военнослужащего; производственный травматизм.

Нарушения дисциплинарных и социальных норм

Склонность к пререканиям и невыполнению распоряжений; нарушение должностных тре­бований; прогулы и побеги из дома, самовольное оставление части; ранняя алкоголизация, агрессивное поведение по отношению к сослуживцам (товарищам); сексуальные отклонения; случаи суицидных действий; кражи; уклонения от воинской службы.

Нарушения межличностных отношений

Конфликтность, озлобленность, грубость по отношению к членам коллектива, изолиро­ванностъ, замкнутость в группе; пренебрежительное отношение к значимым для группы целям; подозрительность, мни­тельность, неспособность противостоять влиянию окружающих; обидчивость; неустой­чивость интересов, привязанностей; претензии на исключительность, потребность во всеобщем внимании, восхищении.

 

Заметив характерные признаки, необходимо принять комплекс мер, направленных на восстановление нормального состояния и лишь после этого выбрать сугубо индивидуальные приемы.

    Обратим внимание еще на один нюанс. Не следует излишне упро­щенно понимать связь асоциальных по своему общественному резонансу поступков с биопсихическим потенциалом человека. Между системой моральных норм и правил, которыми люди руководствуются в жизни, и состоянием нервно-психического здоровья далеко не всегда удается найти жёсткую зависимость. Отклоняющиеся формы по­ведения могут отмечаться у лиц, не имеющих выраженных изменений интеллектуальней или эмоционально-волевой сферы, но отличающихся  низкой нравственней ила правовой культурой, сформировавшейся антиобщественной направленностью военнослужащего.

 

 

 

 

 

 
Copyright © 2006