I. Объективная характеристика проступка и обстоятельства его совершения Включает: - время совершения и продолжительность действий; - место изучаемого действия; - присутствующие во время проступка (свидетели); - сущность проступка (средства совершения, ущерб...); - кому первому стало известно о совершенном проступке, его действия. II. Изучение проступка предполагает определение вопросов, на которые следует получить ответ: а) данные о личности воина, его состояние во взаимоотношениях с сослуживцами, которые необходимо знать; б) кого необходимо привлечь для выявления обстоятельств проступка; в) каким образом, в какое время, и каком месте следует провести диагностическую беседу с предполагаемыми нарушителями воинской дисциплины, кому это поручить. III. Морально-психологическая характеристика проступка: а) мотивы и степень вины совершившего проступок - умышленно, преднамеренно, злостно; - по неосторожности, халатности, небрежности; - по причине сильного душевного волнения (от страха, угрызения совести); - превышение пределов необходимой обороны; - незнание порядка службы, при условии, что мог и имел возможность их изучить; б) обстоятельства, смягчающие вину: - нечеткое руководство, ошибки при постановке задач и организации деятельности начальников; - бесконтрольность, попустительство, низкая требовательность и очковтирательство соответствующих должностных лиц; - плохо поставленное изучение уставов и других нормативных документов; - наличие недостатков в правовой пропаганде; - слабая воспитательная работа в подразделении, низкая сплоченность коллектива, отсутствие общественного мнения, осуждающего нарушителей воинской дисциплины; - наличие в подразделении негативных традиций, соответствующих содержанию данного проступка, наличия отрицательных примеров; в) обстоятельства, отягчающие вину: - проступок совершен повторно; - нарушение воинской дисциплины имело место во время выполнения служебных обязанностей; - проступок совершен в нетрезвом состоянии; - имело место соучастие в групповом проступке; - имеют место отрицательные последствия проступка; г) морально-психологические последствия проступка и реакция на него; - кому и какой морально-психологический ущерб был нанесен.данным проступком; - какое влияние оказал проступок на внутриколлективный статус воина и его отношения с сослуживцами, какие возможны изменения после проступка в системе дисциплинированности и в климате в подразделения в целом; - внутренняя реакция волна на собственный проступок (раскаивание, чувство стыда или гордость за смелость совершить проступок); - коллективно-трудовая реакция на проступок (вызвал осуждение коллектива, встречен равнодушно, вызвал сочувствие, жалость, повысил внутриколлективный статус воина, может вызвать подражание, аналогичные нарушения воинской дисциплины). III. Выводы и предложения. I. Тяжесть проступка: - незначительная, - грубый, - близок к правонарушению. 2. Причины проступка (в том числе психические): - недисциплинированность; - социально-психическая неустойчивость; - отрицательные эмоциональные состояния. 3. При каких условиях проступок можно было предотвратить. 4. По чьей вине он не был предотвращен. 5. Какие недостатки в дисциплинарной практике в работе с этим военнослужащим выявил проступок. Какое воздействие и с какими конкретно целями необходимо наказать этого воина. 6. Что предпринять для ликвидации негативного последствия проступка.
|