(ОПЫТ, АНАЛИЗ, РЕКОМЕНДАЦИИ) В учебно-методическом пособии излагаются вопросы профилактики конфликтов на национальной основе. Проанализированы тенденции в нравственном климате некоторых воинских частей и подразделений. Даны конкретные рекомендации по учёту особенностей развития межнациональных отношений в многонациональных воинских коллективах. Пособие рассчитано на командиров, офицеров воспитательных структур, актив армии и флота. Оно также представит интерес для слушателей и курсантов военно-учебных заведений. ВВЕДЕНИЕ Вооруженные Силы Российской Федерации исторически сложились как многонациональные. До недавнего времени межнациональные отношения в воинских коллективах особого беспокойства не вызывали. Большинство конфликтов не носили национальной окраски. В подразделениях существовала здоровая моральная атмосфера. Национальная принадлежность военнослужащих не играла особой роли. Но так, повторяем, было недавно. Теперь же обстановка изменилась. Сложные процессы, возникшие в сфере межнациональных отношений, резкое изменение социально-демографической ситуации в стране в связи с крайне неравномерным приростом населения в разных регионах РФ, противоречивый характер отношений между отдельными республиками, возросшая активность неформальных общественных движений, организаций и групп, межнациональные распри и конфликты, - все это нашло свое закономерное отражение в качестве подготовки призывного контингента и в отношении молодежи к военной службе. В связи с этими обстоятельствами и возникла необходимость в обобщении и систематизации опыта, накопленного войсковыми и флотскими командирами и офицерами воспитательных структур в работе по профилактике и предупреждению конфликтов между военнослужащими на национальной основе. Проведенные в войсках исследования, опросы свидетельствуют о том, что военнослужащие в абсолютном большинстве отдают предпочтение принципу смешанного комплектования подразделений, высоко оценивают воспитательные возможности многонациональных воинских коллективов. Они дорожат возникающей во время службы дружбой с представителями разных национальностей, с интересом относятся к их культуре, нравам, обычаям. Вместе с тем в условиях воинской службы не исключаются конфликты, связанные с национальной принадлежностью военнослужащих. Можно условно выделить четыре основные группы причин таких конфликтов: -нахождение в воинских коллективах военнослужащих с отрицательными личностными качествами и негативной направленностью, с предубеждениями к отдельным национальным микрогруппам; -недостатки и упущения командиров в воспитательной работе с многонациональным личным составом. Отсутствие у руководителей учета национальных особенностей воинов, психологии многонациональных воинских коллективов; -упущения и перекосы в организации боевой подготовки, службы войск, в поддержании уставного порядка. Игнорирование в обучении и воспитании воинов индивидуального подхода, фактора межнационального общения солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков, мичманов и офицеров; -отсутствие у командиров и офицеров воспитательных структур достоверной и полной информации о положении дел в коллективах и об эффективности управления процессами, протекающими в сфере межнациональных отношений в подразделениях, частях, на кораблях. Для эффективной работы по профилактике конфликтов на национальной основе между военнослужащими руководящему составу необходимо, прежде всего, глубоко изучить особенности развития межнациональных отношений в многонациональных воинских коллективах, а также прочно освоить различные методы их регулирования, способы своевременного предупреждения даже мелких негативных явлений. МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОИНСКИЙ КОЛЛЕКТИВ: МНОГООБРАЗИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ СТРУКТУР Какой бы армейский или флотский коллектив мы ни взяли, в его рядах несут службу представители многих наций и народностей нашей страны. Воинские коллективы существенно различаются и по национальному составу, и по содержанию межнациональных общений военнослужащих. Происходит это следующим образом. В более технически оснащенные воинские части и подразделения подбираются соответственно более подготовленные военнослужащие по уровню технической и общеобразовательной подготовки, по знанию русского языка, без чего невозможно глубоко освоить сложные военные специальности. Из-за неравномерной подготовленности к службе призывников из различных регионов страны такой подбор автоматически распределяет воинов по национальности, как бы мы ни стремились к достижению равного представительства. Скажем, в подразделения связи, разведки, плавсостава и др. попадают чаще военнослужащие славянских национальностей; в хозяйственные, военно-строительные, дорожные и тому подобные подразделения — воины закавказских и среднеазиатских национальностей. Результаты такого подбора ощущаются как на уровне родов и видов войск, соединений, так и в отдельных воинских частях, на кораблях. Например, в большинстве обследованных флотских коллективов одного из соединений военнослужащие славянских национальностей составили 84%, воинских коллективов мотострелкового соединения — 53%, военно-строительного соединения — только 30%. В самих соединениях встречались воинские коллективы, где преобладали военнослужащие славянских национальностей, и те, где они были в меньшинстве. Различие воинских коллективов но уровню многонациональности делает их неодинаковыми и по содержанию межнациональных общений военнослужащих, и по частоте возникающих в них конфликтных ситуаций на национальной основе. Выделяется три типа отношений в воинских коллективах, в которых межнациональные общения военнослужащих строятся на принципиально различной основе. Первый тип отношений складывается в традиционных для нашей армии и флота, если рассматривать в историческом плане, воинских коллективах, в которых численно преобладают воины славянских национальностей. Жизнь и взаимоотношения военнослужащих в них строятся на основе национально-психологических особенностей славян, что, может быть, недостаточно осознается, но более всего совпадает с представлениями офицерского состава о том, какими должны быть взаимоотношения военнослужащих. В этих подразделениях воины неславянских национальностей, внутренне сохраняя свою национальную самобытность, чаще вceгo принимают присущий для таких коллективов тип отношений и нормы поведения. Здесь во взаимоотношениях военнослужащих огромную роль играет срок службы, степень освоения военной специальности. Второй тип отношений формируется в распространенных сегодня воинских коллективах, где военнослужащие разных национальных (национально-территориальных) групп примерно равны по численности и социальной активности. Общественно-психологические особенности этих коллективов— традиции, нормы взаимоотношений и т. д. основываются уже не только на национальных чертах воинов славянского происхождения, но и на чертах других, значительных по численности, национальных групп. В качестве внешнего показателя, по которому можно легко выделить коллективы этого типа, может служить то, что в них доля военнослужащих-славян составляет около половины. Третий тип отношений складывается в воинских коллективах, в которых преобладающей и по численности, и по влиянию выступает одна из национальных или национально-территориальных групп воинов. Общественно-психологические особенности подобных коллективов строятся на основе национальных особенностей воинов этой преобладающей группы. Соответствующий характер приобретают здесь межличностные отношения военнослужащих. В коллективах этого типа военнослужащие-славяне составляют обычно меньшинство. В воинских коллективах с разной национальной структурой и содержанием межнациональных общений военнослужащих по-разному протекают и конфликтные ситуации, что необходимо учитывать в работе по их предупреждению. КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ В МНОГОНАЦИОНАЛЬНОМ ВОИНСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ Конфликты в многонациональном воинском коллективе могут иметь самое различное содержание. В данном случае нас интересуют те из них, о которых можно сказать, что они произошли на национальной основе. Как выделить их из общей массы? Как известно, конфликтная ситуация разворачивается во времени и проходит определенные этапы, стадии развития: - предконфликтный период, во время которого возникает острое разногласие на почве расхождения интересов сторон; -собственно конфликт, когда первоначальное «соперничество» сменяется противоборством участников; - разрешение конфликта, включающее достижение цели одной или обеими сторонами. Сфера национальных отношений настолько тонка и деликатна, что выделить какой-то внешний критерий, по которому можно было бы судить, является ли конфликт национальным или нет, невозможно. Поэтому, ориентируясь на национальную принадлежность участников конфликта, нельзя определить, имеет он национальную основу или возник по другой причине. Для этого необходимо разобраться в содержании конфликта по существу, проследить его развитие на различных стадиях. Конфликтную ситуацию можно считать на национальной основе, если хотя бы на одной из стадий ее развития во взаимоотношениях военнослужащих ощутилось противопоставление их национальных интересов, проявилась национальная рознь как причина или следствие развития конфликта. Другими словами, о конфликтной ситуации в жизни многонационального воинского коллектива можно оказать, что она действительно имеет национальную основу, если под ее влиянием возник резонанс в сфере межнациональных отношений, если она осознается военнослужащими как связанная с национальной принадлежностью ее участников. Что же чаще всего становится причиной возникновения конфликтных ситуаций на национальной основе в многонациональных воинских коллективах? По мнению военнослужащих — было опрошено более 1000 человек — это прежде всего: -негативное отношение к воинской службе солдат отдельных национальностей, формирующееся под влиянием антиармейских и пацифистских настроений, антиармейской пропаганды — 45% опрошенных; -неудовлетворительное знание военнослужащими некоторых национальностей русского языка — 31%; -наличие противоречивых национальных особенностей у военнослужащих, различие усвоенных с детства обычаев, традиций, норм общения и поведения, отсутствие реального опыта взаимоотношений с людьми других национальностей, низкая культура межнационального общения — 26%; -наличие у некоторых военнослужащих националистических взглядов, предубеждений, установок, сформировавшихся как до службы в армии, так и возникших во время службы из-за недостатков и упущений в воспитательной работе — 19%; -различия религиозной ориентации отдельных народов, к которым принадлежат воины разных национальностей, сохранение в их исторической памяти взаимных претензий и обид, негативных стереотипов, в определенной мере проявляющихся и в условиях службы"— 10%. Для успеха профилактической работы следует также помнить, что конфликтная ситуация на национальной основе в многонациональном воинском коллективе может развиваться на различных уровнях. Внутриличностном — когда противоречие, столкновение мотивов, интересов и потребностей возникает у одного и того же человека, например, в связи с противоречием между усвоенными с детства нормами поведения и требованиями к поведению в воинском коллективе. В этом случае воин как бы борется с самим собой и конфликт приобретает психологический характер. Межличностном — когда люди, преследуя личные цели, либо придерживаются несовместимых ценностных ориентации, моральных норм и пытаются реализовать их во взаимоотношениях друг с другом, либо одновременно в острой конкурентной борьбе стремятся к достижению одной и той же цели, которая может быть достигнута лишь одной из сторон. Межгрупповом — в качестве конфликтующих сторон выступают определенным образом объединенные группы людей, преследующие групповые цели и своими практическими действиями препятствующие друг другу, например, в борьбе за лидерство в коллективе. Очевидно, когда конфликтная ситуация приобретает межгрупповой характер, она становится более социально опасной. Исследования показывают, что в воинских коллективах с различным уровнем многонациональности и содержанием межнациональных общений военнослужащих колеблется и частота возникновения конфликтных ситуаций на национальной основе. МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЩЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИИ НА НАЦИОНАЛЬНОЙ ОСНОВЕ В ВОИНСКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ И ЧАСТЯХ Воинские коллективы первого типа отношений Решающее значение в системе отношений военнослужащих в коллективах данного типа имеют срок службы, опыт, накопленный за время ее прохождения, практические навыки, личностные качества воинов. В коллективах этого типа нормы взаимоотношений, традиции, особенности миропонимания военнослужащих, основные принципы организации жизнедеятельности базируются на национальных особенностях, военных традициях русской, украинской и белорусской наций. Здесь складываются соответствующие национальной психологии славян формы организаторской и воспитательной работы, система интернационального воспитания. Конфликты в воинских коллективах возникают преимущественно между воинами различных периодов службы. Конфликтные ситуации на национальной основе носят, как правило, эпизодический, индивидуально-личностный характер, связаны с трудностями обучения и воспитания отдельных представителей других национальностей из-за их недостаточной подготовленности к службе и слабого знания русского языка. Проблемы национально-группового общения — не актуальны. Профилактика возникающих здесь конфликтных ситуаций на национальной почве основывается поэтому на усилении индивидуальной воспитательной работы, прежде всего по отношению к немногочисленным военнослужащим неславянских национальностей. Работа по изучению личностных качеств воинов начинается с изучения особенностей молодых солдат я матросов в период проведения сборов с молодым пополнением. В это время проводится первое углубленное изучение их личностных особенностей, выясняются жизненные установки воинов. Солдаты и матросы рассказывают о себе, своих интересах, целях, планах по отношению к предстоящей службе на собраниях личного состава, тематических вечерах «Представляюсь коллективу», индивидуальных беседах с сержантами, прапорщиками и офицерами, партийными и комсомольскими активистами, наставниками молодых солдат и матросов. Заполненные в процессе различных мероприятий анкеты, ланки тестов, опросные листы, написанные по стилизованной форме, автобиографии, а также выводы, сделанные офицерами, аккуратно собираются и сохраняются на весь период службы воинов. Исходный банк информации о личностных особенностях, проявленных в период сборов молодого пополнения или обучения в учебном подразделении, ловится в основу всей системы индивидуальной воспитательной работы в последующем периоде, помогает избежать Формализма и уравниловки в отношении к военнослужащим. Это как раз тот случай, когда канцелярские методы помогают преодолевать бюрократическое отношение к людям. В дополнение к этому родителям и по месту прежней работы или учебы воина посылается запрос. В нем, в частности, говорится о традициях части, корабля, излагается просьба поделиться советами по воспитанию сына, учащегося, воспитанника рабочего коллектива и т. д. Поступающие отзывы об увлечениях, интересах, особенностях характера того или иного воина анализируются, обобщаются и вкладываются в своего рода «личные дела» военнослужащих. Впоследствии налаженная письменная связь с указанными адресатами регулярно поддерживается. На протяжении всей службы продолжается изучение личности солдата, матроса. Что нужно, чтобы «изучить личность воина»? Для этого требуется: -определить степень развития, образованности, эрудированности, коллективизма, трудолюбия, дисциплинированности, интернационального воспитания, национальных особенностей, владения русским языком, а также волевых, эмоциональных и интеллектуальных качеств; -выявить взаимосвязь, круг общения призывника, существовавший до службы в армии и особенности социального окружения в воинском коллективе, проанализировать направленность микрогрупп, членом которых является военнослужащий, решаемые им социальные роли; -учесть возрастные особенности личности, социальное влияние национальной среды, возможный опыт антисоциального поведения, который может привести к срывам в поведении и взаимоотношениях воина; -проанализировать пройденный молодым человеком жизненный путь, его достижения и неудачи; -учесть личностный опыт, систему сложившихся у человека жизненных ценностей и ориентиров, наличие профессионально-трудовых навыков; -обратить внимание на физическое развитие, потенциальные возможности и устойчивость нервной системы воина, уровень физической и психической работоспособности, психологической устойчивости; -определить задачи по обучению и воспитанию воина, этапы решения задач, выбрать промежуточные и конечные цели, способы и пути их достижения. Работа по изучению личности солдата или матроса, начиная со дня его прибытия в часть или на корабль, не должна прерываться при переводах воинов из подразделения в подразделение. Проводимая целенаправленно индивидуально-воспитательная работа, помощь в адаптации к службе, повышенная забота и внимание к воинам неславянских национальностей, которых в коллективах этого типа совсем немного; положительно воспринимаются всеми военнослужащими в этих подразделениях, способствуют повышению в них Морально-психологического климата. Кроме того, внимательное проведение индивидуальной воспитательной работы с этими военнослужащими, связь с их родителями, педагогами, учебными и трудовыми коллективами по месту жительства позволяют своевременно заметить дискомфортное психологическое состояние этих воинов, своевременно предупредить их втягивание в конфликтную ситуацию. Воинские коллективы второго типа отношений В коллективах этого типа во взаимоотношениях военнослужащих особое значение приобретает национальная принадлежность воинов. По национальному признаку здесь образуются практически все неформальные микрогруппы воинов. Они активно включаются в борьбу за лидерство в коллективе. В результате традиции, нормы взаимоотношений, ценностные ориентации в подразделениях данного типа развиваются прежде всего в рамках отдельных национальных групп воинов. Взаимоотношения военнослужащих различных национальностей характеризуются высокой динамичностью и напряженностью. Обычно в коллективах «второго» типа, как показали наблюдения, военнослужащие группируются в три основных блока: «кавказский», «среднеазиатский» и «европейский», которые в свою очередь состоят из отдельных национальных микрогрупп. Военнослужащие славянских национальностей в коллективах, этого типа практически редко занимают лидирующее положение, иногда лишь соперничая с другими группами за лидерство. Но они, как правило, оказываются здесь на второстепенных ролях, а борющиеся за влияние в коллективе группы демонстрируют на них свое превосходство в сплоченности. Огромную роль в этих коллективах играют лидеры национальных микрогрупп, выражающие и защищающие национально-групповые интересы воинов. В своих поступках и взаимоотношениях военнослужащие руководствуются в первую очередь национально-групповыми интересами. Определенное значение здесь сохраняет разделение воинов по сроку службы, по военной специальности, по интересам, но они здесь не являются определяющими в построении межличностных отношений. Конфликтные ситуации на национальной основе косят в коллективах этого типа ярко выраженный национально-групповой характер. Эти коллективы отличаются повышенной конфликтностью. Национальные и земляческие микрогруппы довольно многочисленны и устойчивы. Отношения, которые формируются в коллективах между военнослужащими, чаще всего опосредованы влиянием подобных микрогрупп. Национальные микрогруппы и землячества имеют свою мораль, придерживаются определенных правил в отношениях с другими национальными группами, вырабатывают специфические механизмы регулирования конфликтных ситуаций на национальной основе. Профилактика конфликтных ситуаций, возникающих на национальной основе в многонациональных воинских коллективах «второго» типа, основывается на особо внимательном отношении к содержанию складывающихся здесь национально-групповых отношений военнослужащих. В коллективах «второго» типа командирам и политработникам прежде всего следует определить: сколько и каких национальных и земляческих микрогрупп имеется в подразделении, какова их направленность, есть ли в них общепризнанные лидеры, кто из их членов пользуется у соотечественников наибольшим авторитетом и почему, каково в этих группах общественное мнение, сложившееся по отношению к воинской службе, боевой учебе, политической подготовке. Для решения данного круга задач существует немалое число методов, рекомендуемых в военной социологии, военной психологии и военной педагогике. Среди них — метод наблюдения и фиксирования результатов в педагогическом дневнике; сбор информации по интересующим вопросам в процессе бесед с воинами, на политических занятиях, в дискуссиях и других формах общения, при проведении вечеров «вопросов и ответов», анкетировании и опросах воинов; социометрические методы изучения внутриколлективных отношений; обобщение и анализ информации, полученной из различных источников, по определенному алгоритму, и другие. Разобравшись в структуре межличностных и межгрупповых отношений военнослужащих разных национальностей в основных сферах жизни и деятельности воинского коллектива (боевой подготовке и службе войск, общественно-политической, культурно-бытовой), можно углубить познание психологии коллектива, изучив состояние межличностных отношений в микрогруппах. Опыт командиров и офицеров воспитательных структур передовых коллективов свидетельствует: самым действенным средством влияния на общественное мнение в национальных микрогруппах служит индивидуальная воспитательная работа с их неформальными лидерами, наиболее авторитетными воинами. Усилия, затраченные на их воспитание и ориентирование, с успехом компенсируются тем, что другие военнослужащие данной национальности следуют примеру своего национального лидера. Воинские коллективы третьего типа отношений Взаимоотношения военнослужащих в этих коллективах складываются как отношения прочного лидерства одной, численно преобладающей национальной (национально-территориальной) группы. Они оказывают друг другу определенную поддержку, однако особой сплоченностью в целом не отличаются. Военнослужащие кавказских национальностей, если они из-за малочисленности не могут претендовать на лидерство, стремятся в коллективе этого типа занять обособленное, независимое положение. Военнослужащие славянских национальностей занимают здесь в какой-то степени подчиненное положение. В целом взаимоотношения в коллективах данного типа довольно устойчивые. Быстро налаживаются внутриколлективные связи после каждого очередного призыва, если, конечно, не претерпевает значительных изменений национально-демографическая структура подразделения. Общественно-психологические особенности такого коллектива основываются преимущественно на национальных особенностях преобладающих в коллективе национальных групп военнослужащих, как правило — воинов среднеазиатских национальностей. Социально-психологические особенности воинского подразделения, его нравственные нормы и традиции, коллективно одобряемые формы поведения, разделяемые большинством членов жизненные ценности и установки, служебные ориентации приобретают черты, характерные для конкретной национально-культурной общности, образований с их патриархальностью, непререкаемостью авторитетов, общественным моральным судом, подчиненностью по старшинству и родовитости, учетом социального статуса родителей. Основу отношений в коллективе составляют не столько межнациональные отношения, сколько внутринациональные отношения в национальных группах. Причем часто разделение воинов на микрогруппы в национальных группах происходит по самым различным основаниям — по сроку службы, по месту призыва, по социальному происхождению, по образованности, по воинским специальностям, по должностному положению и др. Отсюда число межнациональных конфликтов приблизительно уравновешивается таим же числом внутринациональных конфликтов. И те и другие конфликты можно считать, как уже отмечалось, возникающими на национальной основе. Внутри национальных групп нередко складываются такие далеко не дружественные отношения, строящиеся на тех е принципах, что и в отношениях с другими национальными группами. Деспотический характер отношений в коллективах встречается в тех случаях, когда в подразделении запущена воспитательная работа, а боевая подготовка, служба войск не являются ведущими сферами деятельности. Работа по предупреждению конфликтных ситуаций на национальной основе должна исходить из того, что внутриколлективная жизнь подразделения строится на основе национально-психологических особенностей военнослужащих одной-двух национальных групп, а поэтому взаимоотношения, конфликтные ситуации приобретают национальную специфику как в развитии, так и в разрешении. Традиционные формы организаторской и воспитательной работы, в том числе по профилактике конфликтных ситуаций в коллективах этого типа, могут использоваться лишь на основе всестороннего учета национально-групповой расстановки сил в подразделении, глубокого знания национальных особенностей и традиций преобладающей в коллективе национальной или национально-территориальной группы. Необходимо учесть и то, что формы разрешения межнациональных конфликтов в коллективах данного типа, как правило, могут быть далеко не цивилизованными, ставка в абсолютном большинстве делается не на урегулирование проблем путем переговоров, достижение соглашений, а на физическое и моральное подавление соперников, на силу. Конечно, есть и примеры образцовой организации воинской службы, боевой подготовки и службы войск, формирования в подразделениях данного типа здорового морально-психологического климата, высокой сознательности и ответственности воинского коллектива и отдельных воинов за боевую готовность подразделения; Но это, скорее всего, исключение. И причина тут одна — неготовность большинства офицеров к работе с многонациональными коллективами данного типа. Профилактика конфликтов на национальной основе может строиться достаточно эффективно, если командирам и заместителям по воспитательной работе удастся сформировать дружественные отношения между лидерами национальных микрогрупп воинов. В зависимости от уровня подготовленности руководителей воинского коллектива могут применяться для профилактики конфликтов на национальной основе и другие, описанные ранее методы и приемы. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Предлагаемые методические рекомендации по профилактике конфликтов в воинских коллективах, возникающих на национальной основе, не претендуют на всеохватывающий характер, а являются обобщением уже имеющегося в войсках опыта работы командиров и их заместителей по воспитательной работе. Нет и не может быть единых рецептов на все случаи жизни и для любых подразделений и частей. Поэтому и предложена не совсем обычная классификация воинских коллективов по уровню многонациональности. Как мы убедились, она вполне приемлема и имеет право на существование, так как позволяет оптимизировать весь учебно-воспитательный процесс, а также систематизировать работу по профилактике межнациональных конфликтов и трений. В данных рекомендациях сознательно опущены вопросы, связанные с социальными, нравственными проблемами межнациональных отношений, так как основное внимание было уделено социально-психологическим проблемам взаимоотношений военнослужащих разных национальностей, психологическим аспектам жизнедеятельности многонациональных воинских коллективов. В приложении описывается один из вариантов методики изучения командиром, политработником неформальной структуры своего подразделения, существующих в нем дружеских групп воинов, их направленности, взаимоотношений, лидеров. Приводится вариант графического оформления полученной информации и описания особенностей национальных микрогрупп, что позволяет существенно обогатить, систематизировать и сделать удобными для практического использования имеющиеся сведения. Использование подобных методик позволяет существенно повысить эффективность всей работы по профилактике межнациональных конфликтов в многонациональных воинских коллективах ПРИЛОЖЕНИЯ ОПИСАНИЕ ВАРИАНТА МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ НЕФОРМАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО ВОИНСКОГО КОЛЛЕКТИВА Командиру, его заместителю по воспитательной работе для успешного управления воинским коллективом, организации в нем воспитательной работы по предупреждению конфликтов на национальной основе необходимо хорошо разбираться в неформальных взаимоотношениях военнослужащих. Для этого целесообразно не реже чем раз в полгода в рамках индивидуальной воспитательной работы проводить целенаправленное изучение неформальной структуры подразделения. Суть проводимой работы состоит в следующем. Из числа военнослужащих подразделения подбирается 5—6 воинов разных периодов службы, национальности и места призыва, хорошо знающих жизнь и личный состав коллектива. Они в качестве «экспертов» по очереди приглашаются на беседу. Каждому предлагается по именному списку подразделения (по памяти) перечислить фамилии военнослужащих, которые находятся друг с другом в дружеских отношениях, оказывают взаимную помощь и поддержку. Со слов каждого опрашиваемого определяется состав называемых дружеских микрогрупп воинов. Важное требование, расходящееся с общепринятым мнением о том, что во время индивидуальной беседы не следует ничего записывать, состоит в привлечении «эксперта» к творческой работе по составлению и описанию системы внутриколлективных отношений. Откровенность разговора не снизится, если сделать акцент в вопросах именно на их положительном аспекте — о дружеских взаимоотношениях воинов. Запись по ходу беседы необходима для того, чтобы получить точную и полную информацию. Каждому приглашенному на беседу эксперту предлагается ознакомиться с выделенными с его слов дружескими неформальными группами воинов, внести при этом необходимые коррективы. После этого предлагается охарактеризовать каждую из выделенных микрогрупп. А именно: а) определить, что именно объединяет ее членов — период службы, национальность, место призыва, общность интересов, сходство политических взглядов и т. п.; б) охарактеризовать направленность настроений, целей деятельности каждой из этих групп с точки зрения их влияния на боевую готовность и дисциплину личного состава — «положительная», «нейтральная», «отрицательная»; в) оценить по пятибалльной шкале уровень их авторитетности в коллективе; г) назвать лидеров или наиболее авторитетных в группе лиц, охарактеризовать слагаемые их авторитета; д) охарактеризовать взаимоотношения между этими группами воинов — дружеские, нейтральные, отношения соперничества и др. Все эти известные для каждого члена коллектива вещи, о которых надо просто уметь спросить в привычных для воина выражениях, чтобы он понял, о чем идет речь. Получаемая информация заносится на специально подготовленные бланки. После проведения бесед со всеми «экспертами» полученная информация обобщается. На ее основе составляется графическая схема взаимоотношений воинов и микрогрупп воинов в коллективе.
|