Навигация

 

 

Главная
Карта сайта
 

 

 

  Искушенных джентельменов ждут личные желания и взаимные ласки.

 

Профилактика конфликтов на национальной основе Версия для печати Отправить на e-mail

 

(ОПЫТ, АНАЛИЗ, РЕКОМЕНДАЦИИ)

 

В учебно-методическом пособии излагаются вопросы профилак­тики конфликтов на национальной основе. Проанализированы тен­денции в нравственном климате некоторых воинских частей и под­разделений. Даны конкретные рекомендации по учёту особенностей развития межнациональных отношений в многонациональных воин­ских коллективах.

  Пособие рассчитано на командиров, офицеров воспитательных структур, актив армии и флота. Оно также представит интерес для слушателей и курсантов военно-учебных заведений.

 

ВВЕДЕНИЕ

 Вооруженные Силы Российской Федерации исторически сложились как многонациональные. До недавнего времени межнацио­нальные отношения в воинских коллективах особого бес­покойства не вызывали. Большинство конфликтов не носи­ли национальной окраски. В подразделениях существовала здоровая моральная атмосфера. Национальная принадлеж­ность военнослужащих не играла особой роли.

Но так, повторяем, было недавно. Теперь же обстановка изменилась. Сложные процессы, возникшие в сфере межна­циональных отношений, резкое изменение социально-демо­графической ситуации в стране в связи с крайне неравно­мерным приростом населения в разных регионах РФ, противоречивый характер отношений между отдельными  республиками, возросшая актив­ность неформальных общественных движений, организаций и групп, межнациональные распри и конфликты, - все это нашло свое закономерное отражение в качестве подготовки призывного контингента и в отношении молодежи к воен­ной службе.

В связи с этими обстоятельствами и возникла необходи­мость в обобщении и систематизации опыта, накопленного войсковыми и флотскими командирами и офицерами воспитательных структур в работе по профилактике и предупреждению конфликтов между военнослужащими на национальной  основе.

Проведенные в войсках исследования, опросы свидетель­ствуют о том, что военнослужащие в абсолютном большин­стве отдают предпочтение принципу смешанного комплек­тования подразделений, высоко оценивают воспитательные возможности многонациональных воинских коллективов. Они дорожат возникающей во время службы дружбой с представителями разных национальностей, с интересом от­носятся к их культуре, нравам, обычаям.

Вместе с тем в условиях воинской службы не исключа­ются конфликты, связанные с национальной принадлежно­стью военнослужащих. Можно условно выделить четыре основные группы причин таких конфликтов:

-нахождение в воинских коллективах военнослужащих с отрицательными личностными качествами и негативной на­правленностью, с предубеждениями к отдельным нацио­нальным микрогруппам;

-недостатки и упущения командиров в воспи­тательной работе с многонациональным личным составом. Отсутствие у руководителей учета национальных особенно­стей воинов, психологии многонациональных воинских кол­лективов;

-упущения и перекосы в организации боевой подготовки, службы войск, в поддержании уставно­го порядка. Игнорирование в обучении и воспитании вои­нов индивидуального подхода, фактора межнационального общения солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщи­ков, мичманов и офицеров;

-отсутствие у командиров и офицеров воспитательных структур достовер­ной и полной информации о положении дел в коллективах и об эффективности управления процессами, протекающи­ми в сфере межнациональных отношений в подразделени­ях, частях, на кораблях.

Для эффективной работы по профилактике конфликтов на национальной основе между военнослужащими руково­дящему составу необходимо, прежде всего, глубоко изучить особенности развития межнациональных отношений в мно­гонациональных воинских коллективах, а также прочно ос­воить различные методы их регулирования, способы свое­временного предупреждения даже мелких негативных яв­лений.

 

 

МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЙ  ВОИНСКИЙ  КОЛЛЕКТИВ:

МНОГООБРАЗИЕ   НАЦИОНАЛЬНЫХ  СТРУКТУР

 

Какой бы армейский или флотский коллектив мы ни взяли, в его рядах несут службу представители многих на­ций и народностей нашей страны.

Воинские коллективы существенно раз­личаются и по национальному составу, и по содержанию межнациональных общений военнослужащих. Происходит это следующим образом. В более технически оснащенные воинские части и подразделения подбираются соответствен­но более подготовленные военнослужащие по уровню тех­нической и общеобразовательной подготовки, по знанию русского языка, без чего невозможно глубоко освоить слож­ные военные специальности.

Из-за неравномерной подготовленности к службе при­зывников из различных регионов страны такой подбор ав­томатически распределяет воинов по национальности, как бы мы ни стремились к достижению равного представитель­ства. Скажем, в подразделения связи, разведки, плавсоста­ва и др. попадают чаще военнослужащие славянских нацио­нальностей; в хозяйственные, военно-строительные, дорож­ные и тому подобные подразделения — воины закавказских и среднеазиатских национальностей. Результаты такого подбора ощущаются как на уровне родов и видов войск, соединений, так и в отдельных воинских частях, на кораблях. Например, в большинстве обследованных флотских коллек­тивов одного из соединений    военнослужащие славянских национальностей составили 84%, воинских коллективов мо­тострелкового соединения — 53%, военно-строительного соединения — только 30%. В самих соединениях встреча­лись воинские коллективы, где преобладали военнослужа­щие славянских национальностей, и те, где они были в меньшинстве.

Различие воинских коллективов но уровню многонациональности делает их неодинаковыми и по содержанию меж­национальных общений военнослужащих, и по частоте воз­никающих в них конфликтных ситуаций на национальной основе.  Выделяется три типа отношений в воинских кол­лективах, в которых межнациональные общения военнослу­жащих строятся на принципиально различной основе. 

 Первый  тип  отношений  складывается  в  традиционных для нашей армии и флота, если рассматривать в историче­ском плане, воинских коллективах, в которых численно пре­обладают воины славянских национальностей. Жизнь и вза­имоотношения военнослужащих в них строятся на основе национально-психологических особенностей славян, что, мо­жет быть, недостаточно осознается, но более всего совпадает с    представлениями    офицерского    состава о том,  какими должны  быть  взаимоотношения  военнослужащих.   В   этих подразделениях воины неславянских национальностей, внутренне  сохраняя  свою  национальную  самобытность,  чаще вceгo принимают присущий для таких коллективов тип от­ношений и нормы поведения.  Здесь  во взаимоотношениях военнослужащих огромную роль играет срок службы,  сте­пень освоения военной специальности.

Второй тип отношений формируется в распространенных сегодня воинских коллективах, где военнослужащие разных национальных (национально-территориальных) групп примерно равны по численности и социальной активности. Общественно-психологические особенности этих коллективов— традиции,  нормы взаимоотношений и т. д. основываются уже не только на национальных чертах воинов славянского происхождения, но и на чертах других, значительных по численности, национальных групп. В качестве внешнего по­казателя, по которому можно легко выделить коллективы этого типа, может служить то, что в них доля военнослужащих-славян составляет около половины.

Третий тип отношений складывается в воинских коллективах, в которых преобладающей и по численности, и по влиянию выступает одна из национальных или национально-территориальных групп воинов. Общественно-психологические особенности подобных коллективов строятся на основе национальных особенностей воинов этой преобладающей группы. Соответствующий характер приоб­ретают здесь межличностные отношения военнослужащих. В коллективах этого типа военнослужащие-славяне состав­ляют обычно меньшинство.

В воинских коллективах с разной национальной струк­турой и содержанием межнациональных общений военно­служащих по-разному протекают и конфликтные ситуации, что необходимо учитывать в работе по их предупреждению.

 

КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ

В МНОГОНАЦИОНАЛЬНОМ ВОИНСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

 

Конфликты в многонациональном воинском коллективе могут иметь самое различное содержание. В данном случае нас интересуют те из них, о которых можно сказать, что они произошли на национальной основе. Как выделить их из общей массы?

Как известно, конфликтная ситуация разворачивается во времени и проходит определенные этапы, стадии разви­тия:

     - предконфликтный период, во время которого возника­ет острое разногласие на почве расхождения интересов сто­рон;

     -собственно конфликт, когда первоначальное «соперни­чество» сменяется противоборством участников;

    - разрешение конфликта, включающее достижение цели одной или обе­ими сторонами.

Сфера национальных отношений настолько тонка и де­ликатна, что выделить какой-то внешний критерий, по ко­торому можно было бы судить, является ли конфликт национальным или нет, невозможно. Поэтому, ориентируясь на национальную принадлежность участников конфликта, нельзя определить, имеет он национальную основу или воз­ник по другой причине. Для этого необходимо разобраться
в содержании конфликта по существу, проследить его раз­витие на различных стадиях.

Конфликтную ситуацию можно считать на националь­ной основе, если хотя бы на одной из стадий ее развития во взаимоотношениях военнослужащих ощутилось противо­поставление их национальных интересов, проявилась на­циональная рознь как причина или следствие развития конфликта. Другими словами, о конфликтной ситуации в жизни многонационального воинского коллектива можно оказать, что она действительно имеет национальную осно­ву, если под ее влиянием возник резонанс в сфере межнациональных отношений, если она осознается военнослужа­щими как связанная с национальной принадлежностью ее участников.

Что же чаще всего становится причиной возникновения конфликтных ситуаций на национальной основе в много­национальных воинских коллективах? По мнению военно­служащих — было опрошено более 1000 человек — это прежде всего:

-негативное отношение к воинской службе солдат отдель­ных национальностей, формирующееся под влиянием анти­армейских и пацифистских настроений, антиармейской про­паганды — 45% опрошенных;

-неудовлетворительное знание военнослужащими некото­рых национальностей русского языка — 31%;

-наличие противоречивых национальных особенностей у военнослужащих, различие усвоенных с детства обычаев, традиций, норм общения и поведения, отсутствие реального опыта взаимоотношений с людьми других национальностей, низкая культура межнационального общения — 26%;

-наличие у некоторых военнослужащих националистиче­ских взглядов, предубеждений, установок, сформировавших­ся как до службы в армии, так и возникших во время службы из-за недостатков и упущений в воспитательной работе — 19%;

-различия религиозной ориентации отдельных народов, к которым принадлежат воины разных национальностей, со­хранение в их исторической памяти взаимных претензий и обид, негативных стереотипов, в определенной мере про­являющихся и в условиях службы"— 10%.

Для успеха профилактической работы следует также помнить, что конфликтная ситуация на национальной осно­ве в многонациональном воинском коллективе может разви­ваться на различных уровнях.

Внутриличностном — когда противоречие, столкновение мотивов, интересов и потребностей возникает у одного и то­го же человека, например, в связи с противоречием между усвоенными с детства нормами поведения и требованиями к поведению в воинском коллективе. В этом случае воин как бы борется с самим собой и конфликт приобретает пси­хологический характер.

Межличностном — когда люди, преследуя личные цели, либо придерживаются несовместимых ценностных ориента­ции, моральных норм и пытаются реализовать их во взаи­моотношениях друг с другом, либо одновременно в острой конкурентной борьбе стремятся к достижению одной и той же цели, которая может быть достигнута лишь одной из сторон.

Межгрупповом — в качестве конфликтующих сторон выступают определенным образом объединенные группы людей, преследующие групповые цели и своими практиче­скими действиями препятствующие друг другу, например, в борьбе за лидерство в коллективе.

Очевидно, когда конфликтная ситуация приобретает межгрупповой характер, она становится более социально опасной.

Исследования показывают, что в воинских коллективах с различным уровнем многонациональности и содержанием межнациональных общений военнослужащих колеблется и частота возникновения конфликтных ситуаций на нацио­нальной основе.

 

МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЩЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

И ОСНОВНЫЕ  НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ

КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИИ НА НАЦИОНАЛЬНОЙ ОСНОВЕ

В ВОИНСКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ И ЧАСТЯХ

 

Воинские коллективы первого типа отношений

Решающее значение в системе отношений военнослужа­щих в коллективах данного типа имеют срок службы, опыт, накопленный за время ее прохождения, практические на­выки, личностные качества воинов. В коллективах этого типа нормы взаимоотношений, традиции, особенности ми­ропонимания военнослужащих, основные принципы организации жизнедеятельности базируются на национальных особенностях, военных традициях русской, украинской и белорусской наций.

Здесь складываются соответствующие национальной психологии славян формы организаторской и воспитательной работы, система интернационального воспитания.

Конфликты в воинских коллективах возникают преиму­щественно между воинами различных периодов службы. Конфликтные ситуации на национальной основе носят, как правило, эпизодический, индивидуально-личностный характер, связаны с трудностями обучения и воспитания отдельных представителей других национальностей из-за их недостаточной подготовленности к службе и слабого знания русского языка. Проблемы национально-группового общения — не актуальны.

Профилактика возникающих здесь конфликтных ситуаций на национальной почве основывается поэтому на усилении индивидуальной воспитательной работы, прежде всего по отношению к немногочисленным военнослужащим неславянских национальностей. Работа по изучению личностных качеств воинов начинается с изучения особенностей молодых солдат я матросов в период проведения сборов с молодым пополнением. В это время проводится первое углубленное изучение их личностных особенностей, выясняются жизненные установки воинов. Солдаты и матросы рассказывают о себе, своих интересах, целях, планах по от­ношению к предстоящей службе на собраниях личного состава, тематических вечерах «Представляюсь коллективу», индивидуальных беседах с сержантами, прапорщиками и офицерами, партийными и комсомольскими активистами, наставниками молодых солдат и матросов.

Заполненные в процессе различных мероприятий анкеты, ланки тестов, опросные листы, написанные по стилизованной форме, автобиографии, а также выводы, сделанные офицерами, аккуратно собираются и сохраняются на весь период службы воинов. Исходный банк информации о личностных особенностях, проявленных в период сборов молодого пополнения или обучения в учебном подразделении, ло­вится в основу всей системы индивидуальной воспитательной работы в последующем периоде, помогает избежать Формализма и уравниловки в отношении к военнослужа­щим. Это как раз тот случай, когда канцелярские методы помогают преодолевать бюрократическое отношение к людям.

В дополнение к этому родителям и по месту прежней работы или учебы воина посылается запрос. В нем, в частности, говорится о традициях части, корабля, излагается просьба поделиться  советами по воспитанию сына, учащегося, воспитанника рабочего коллектива и т. д. Поступаю­щие отзывы об увлечениях, интересах, особенностях харак­тера того или иного воина анализируются, обобщаются и вкладываются в своего рода «личные дела» военнослужа­щих. Впоследствии налаженная письменная связь с указанными адресатами регулярно поддерживается.

На протяжении всей службы продолжается изучение личности солдата, матроса.

Что нужно, чтобы «изучить личность воина»?

Для этого требуется:

-определить степень развития, образованности, эрудиро­ванности, коллективизма, трудолюбия, дисциплинированно­сти, интернационального воспитания, национальных особен­ностей, владения русским языком, а также волевых, эмо­циональных и интеллектуальных качеств;

-выявить взаимосвязь, круг общения призывника, суще­ствовавший до службы в армии и особенности социального окружения в воинском коллективе, проанализировать на­правленность микрогрупп, членом которых является воен­нослужащий, решаемые им социальные роли;

-учесть возрастные особенности личности, социальное влияние национальной среды, возможный опыт антисоци­ального поведения, который может привести к срывам в поведении и взаимоотношениях воина;

-проанализировать пройденный молодым человеком жиз­ненный путь, его достижения и неудачи;

-учесть личностный опыт, систему сложившихся у чело­века жизненных ценностей и ориентиров, наличие профес­сионально-трудовых навыков;

-обратить внимание на физическое развитие, потенциаль­ные возможности и устойчивость нервной системы воина, уровень физической и психической работоспособности, пси­хологической устойчивости;

-определить задачи по обучению и воспитанию воина, этапы решения задач, выбрать промежуточные и конечные цели, способы и пути их достижения.

Работа по изучению личности солдата или матроса, на­чиная со дня его прибытия в часть или на корабль, не должна прерываться при переводах воинов из подразделе­ния в подразделение.

Проводимая целенаправленно индивидуально-воспита­тельная работа, помощь в адаптации к службе, повышен­ная забота и внимание к воинам неславянских националь­ностей, которых в коллективах этого типа совсем немного; положительно  воспринимаются  всеми  военнослужащими  в этих подразделениях, способствуют повышению в них Морально-психологического  климата.  Кроме  того,  внимательное проведение индивидуальной воспитательной работы с  этими военнослужащими, связь с их родителями, педагогами, учебными и трудовыми коллективами по месту жительства позволяют своевременно заметить дискомфортное психологическое состояние этих воинов, своевременно предупредить их втягивание в конфликтную ситуацию.

 

Воинские коллективы второго типа отношений

 

В коллективах этого типа во взаимоотношениях военнослужащих особое значение приобретает национальная принадлежность воинов. По национальному признаку здесь образуются практически все неформальные микрогруппы воинов. Они активно включаются в борьбу за лидерство в коллективе. В результате традиции, нормы взаимоотношений, ценностные ориентации в подразделениях данного типа развиваются прежде всего в рамках отдельных национальных групп воинов. Взаимоотношения военнослужащих различных национальностей характеризуются высокой дина­мичностью и напряженностью.

Обычно в коллективах «второго» типа, как показали наблюдения, военнослужащие группируются в три основных блока: «кавказский», «среднеазиатский» и «европейский», которые в свою очередь состоят из отдельных националь­ных микрогрупп.

Военнослужащие славянских национальностей в коллек­тивах, этого типа практически редко занимают лидирующее положение, иногда лишь соперничая с другими группами за лидерство. Но они, как правило, оказываются здесь на второстепенных ролях, а борющиеся за влияние в коллек­тиве группы демонстрируют на них свое превосходство в сплоченности.

Огромную роль в этих коллективах играют лидеры на­циональных микрогрупп, выражающие и защищающие на­ционально-групповые интересы воинов. В своих поступках и взаимоотношениях военнослужащие руководствуются в первую очередь национально-групповыми интересами. Опре­деленное значение здесь сохраняет разделение воинов по сроку службы, по военной специальности, по интересам, но они здесь не являются определяющими в построении межличностных отношений.

Конфликтные ситуации на национальной основе косят в коллективах этого типа ярко выраженный национально-групповой характер. Эти коллективы отличаются повышенной конфликтностью.

Национальные и земляческие микрогруппы довольно многочисленны и устойчивы. Отношения, которые формиру­ются в коллективах между военнослужащими, чаще всего опосредованы влиянием подобных микрогрупп. Националь­ные микрогруппы и землячества имеют свою мораль, при­держиваются определенных правил в отношениях с други­ми национальными группами, вырабатывают специфические механизмы регулирования конфликтных ситуаций на на­циональной основе.

Профилактика конфликтных ситуаций, возникающих на национальной основе в многонациональных воинских кол­лективах «второго» типа, основывается на особо вниматель­ном отношении к содержанию складывающихся здесь на­ционально-групповых отношений военнослужащих.

В коллективах «второго» типа командирам и политра­ботникам прежде всего следует определить: сколько и ка­ких национальных и земляческих микрогрупп имеется в подразделении, какова их направленность, есть ли в них общепризнанные лидеры, кто из их членов пользуется у со­отечественников наибольшим авторитетом и почему, каково в этих группах общественное мнение, сложившееся по от­ношению к воинской службе, боевой учебе, политической подготовке.

Для решения данного круга задач существует немалое число методов, рекомендуемых в военной социологии, воен­ной психологии и военной педагогике. Среди них — метод наблюдения и фиксирования результатов в педагогическом дневнике; сбор информации по интересующим вопросам в процессе бесед с воинами, на политических занятиях, в дис­куссиях и других формах общения, при проведении вече­ров «вопросов и ответов», анкетировании и опросах воинов; социометрические методы изучения внутриколлективных отношений; обобщение и анализ информации, полученной из различных источников, по определенному алгоритму, и другие.

Разобравшись в структуре межличностных и межгруп­повых отношений военнослужащих разных национально­стей в основных сферах жизни и деятельности воинского коллектива (боевой подготовке и службе войск, обществен­но-политической, культурно-бытовой), можно углубить познание   психологии   коллектива,   изучив   состояние  межлич­ностных отношений в микрогруппах.

Опыт командиров и офицеров воспитательных структур передовых коллек­тивов свидетельствует: самым действенным средством вли­яния на общественное мнение в национальных микрогруп­пах служит индивидуальная воспитательная работа с их неформальными лидерами, наиболее авторитетными вои­нами.

Усилия, затраченные на их воспитание и ориентирова­ние, с успехом компенсируются тем, что другие военнослу­жащие данной национальности следуют примеру своего на­ционального лидера.

 

Воинские коллективы третьего типа отношений

 

 Взаимоотношения военнослужащих в этих коллективах складываются как отношения прочного лидерства одной, численно преобладающей национальной (национально-тер­риториальной) группы. Они оказы­вают друг другу определенную поддержку, однако особой сплоченностью в целом не отличаются.

Военнослужащие кавказских национальностей, если они из-за малочисленности не могут претендовать на лидерство, стремятся в коллективе этого типа занять обособленное, не­зависимое положение.

Военнослужащие славянских национальностей занимают здесь в какой-то степени подчиненное положение. В целом взаимоотношения в коллективах данного типа довольно ус­тойчивые. Быстро налаживаются внутриколлективные свя­зи после каждого очередного призыва, если, конечно, не претерпевает значительных изменений национально-демо­графическая структура подразделения.

Общественно-психологические особенности такого коллек­тива основываются преимущественно на национальных осо­бенностях преобладающих в коллективе национальных групп военнослужащих, как правило — воинов среднеази­атских национальностей.

Социально-психологические особенности воинского под­разделения, его нравственные нормы и традиции, коллек­тивно одобряемые формы поведения, разделяемые большин­ством членов жизненные ценности и установки, служебные ориентации приобретают черты, характерные для конкрет­ной национально-культурной общности, образований с их патриархальностью, непререкаемостью авторитетов, общественным моральным судом,  подчиненностью  по старшинству и родовитости, учетом социального  статуса родителей.

Основу отношений в коллективе составляют не столько межнациональные отношения, сколько внутринациональные отношения в национальных группах. Причем часто разделение воинов на микрогруппы в национальных группах происходит по самым различным основаниям — по сроку службы, по месту призыва, по социальному происхождению, по образованности, по воинским специальностям, по должностному положению и др. Отсюда число межнациональных конфликтов приблизительно уравновешивается та­им же числом внутринациональных конфликтов. И те и другие конфликты можно считать, как уже отмечалось, возникающими на национальной основе.

Внутри национальных групп нередко складываются такие далеко не дружественные отношения, строящиеся на тех е принципах, что и в отношениях с другими национальными группами. Деспотический характер отношений в коллективах встречается в тех случаях, когда в подразделении запущена воспитательная работа, а боевая подготовка, служба войск не являются ведущими сферами деятельности.

Работа по предупреждению конфликтных ситуаций на национальной основе должна исходить из того, что внутриколлективная жизнь подразделения строится на основе на­ционально-психологических особенностей военнослужащих одной-двух национальных групп, а поэтому взаимоотноше­ния, конфликтные ситуации приобретают национальную специфику как в развитии, так и в разрешении.

Традиционные формы организаторской и воспитатель­ной работы, в том числе по профилактике конфликтных си­туаций в коллективах этого типа, могут использоваться лишь на основе всестороннего учета национально-групповой расстановки сил в подразделении, глубокого знания нацио­нальных особенностей и традиций преобладающей в кол­лективе национальной или национально-территориальной группы.

Необходимо учесть и то, что формы разрешения межна­циональных конфликтов в коллективах данного типа, как правило, могут быть далеко не цивилизованными, ставка в абсолютном большинстве делается не на урегулирование проблем путем переговоров, достижение соглашений, а на физическое и моральное подавление соперников, на силу.

Конечно, есть и примеры образцовой организации воин­ской службы, боевой подготовки и службы войск, форми­рования в подразделениях данного типа здорового мораль­но-психологического климата, высокой сознательности и от­ветственности воинского коллектива и отдельных воинов за боевую готовность подразделения; Но это, скорее всего, ис­ключение.  И причина  тут одна   —   неготовность   большинства офицеров к работе с многонациональными коллективами данного типа.

Профилактика конфликтов на национальной основе может строиться достаточно эффективно, если командирам и заместителям по воспитательной работе удастся сформировать дружественные отношения между лидерами национальных микрогрупп воинов.

В зависимости от уровня подготовленности руководителей воинского коллектива могут применяться для профилактики конфликтов на национальной основе и другие, описанные ранее методы и приемы.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Предлагаемые методические рекомендации по профилак­тике конфликтов в воинских коллективах, возникающих на национальной основе, не претендуют на всеохватывающий характер, а являются обобщением уже имеющегося в вой­сках опыта работы командиров и их заместителей по воспитательной работе. Нет и не может быть единых рецептов на все случаи жизни и для любых подразделений и частей. Поэтому и предложена не совсем обычная классификация воинских коллективов по уровню многонациональности. Как мы убедились, она впол­не приемлема и имеет право на существование, так как по­зволяет оптимизировать весь учебно-воспитательный про­цесс, а также систематизировать работу по профилактике межнациональных конфликтов и трений.

В данных рекомендациях сознательно опущены вопро­сы, связанные с  социальными, нравственны­ми проблемами межнациональных отношений, так как ос­новное внимание было уделено социально-психологическим проблемам взаимоотношений военнослужащих разных на­циональностей, психологическим аспектам жизнедеятель­ности многонациональных воинских коллективов.

     В приложении описывается один из вариантов методики изучения командиром, политработником неформальной структуры своего подразделения, существующих в нем дру­жеских групп воинов, их направленности, взаимоотноше­ний, лидеров. Приводится вариант графического оформле­ния полученной информации и описания особенностей на­циональных микрогрупп, что позволяет существенно обога­тить, систематизировать и сделать удобными для практиче­ского использования имеющиеся сведения. Использование подобных методик позволяет существенно повысить эффек­тивность всей работы по профилактике межнациональных конфликтов в многонациональных воинских коллективах

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

ОПИСАНИЕ ВАРИАНТА МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ

НЕФОРМАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО

ВОИНСКОГО КОЛЛЕКТИВА

 

Командиру, его заместителю по воспитательной работе для успешного управления воин­ским коллективом, организации в нем воспитательной работы по предупреждению конфликтов на национальной основе необходимо хорошо разбираться в неформальных взаимоотношениях военнослу­жащих. Для этого целесообразно не реже чем раз в полгода в рам­ках индивидуальной воспитательной работы проводить целенаправ­ленное   изучение   неформальной   структуры   подразделения.

Суть проводимой работы состоит в следующем. Из числа воен­нослужащих подразделения подбирается 5—6 воинов разных перио­дов службы, национальности и места призыва, хорошо знающих жизнь и личный состав коллектива. Они в качестве «экспертов» по очереди приглашаются на беседу. Каждому предлагается по имен­ному списку подразделения (по памяти) перечислить фамилии во­еннослужащих, которые находятся друг с другом в дружеских отно­шениях, оказывают взаимную помощь и поддержку.

Со слов каждого опрашиваемого определяется состав называе­мых дружеских микрогрупп воинов. Важное требование, расходя­щееся с общепринятым мнением о том, что во время индивидуаль­ной беседы не следует ничего записывать, состоит в привлечении «эксперта» к творческой работе по составлению и описанию системы внутриколлективных отношений. Откровенность разговора не снизит­ся, если сделать акцент в вопросах именно на их положительном аспекте — о дружеских взаимоотношениях воинов. Запись по ходу беседы необходима для того, чтобы получить точную и полную ин­формацию.

Каждому приглашенному на беседу эксперту предлагается озна­комиться с выделенными с его слов дружескими неформальными группами воинов, внести при этом необходимые коррективы. После этого предлагается охарактеризовать каждую из выделенных микро­групп. А именно:

а) определить, что именно объединяет ее членов — период слу­жбы, национальность, место призыва, общность интересов, сходство политических взглядов и т. п.;

б) охарактеризовать направленность настроений, целей деятельности каждой из этих групп с точки зрения их влияния на боевую готовность и дисциплину личного состава — «положительная», «нейтральная», «отрицательная»;

в) оценить по  пятибалльной шкале  уровень  их  авторитетности в  коллективе;

г)  назвать лидеров  или  наиболее  авторитетных в  группе  лиц, охарактеризовать слагаемые их авторитета;

д) охарактеризовать   взаимоотношения   между   этими   группами воинов — дружеские, нейтральные, отношения соперничества и др.

Все эти известные для каждого члена коллектива вещи, о которых надо просто уметь спросить в привычных для воина выражениях, чтобы он понял, о чем идет речь. Получаемая информация заносится на специально подготовленные бланки.

После проведения бесед со всеми «экспертами» полученная ин­формация обобщается. На ее основе составляется графическая схема взаимоотношений воинов и микрогрупп воинов в коллективе.

 

 

 

 
Copyright © 2006