Навигация

 

 

Главная
Карта сайта
 

 

 

 

 

Профилактика случаев самовольного оставления части Версия для печати Отправить на e-mail

ПРИЕМЫ И СРЕДСТВА РАННЕГО ВЫЯВЛЕНИЯ

И ПРОФИЛАКТИКИ СЛУЧАЕВ САМОВОЛЬНОГО

ОСТАВЛЕНИЯ ЧАСТИ

 

Предупредительная работа среди военнослужащих первого периода службы.

 

Известно, что начальный период службы - самый трудный период в жизни солдата.  Психологические особенности освоения молодыми воинами новых для них условий, связанных с новизной обстановки, оторванность от семьи, близких, друзей и другие факторы требуют коренной ломки прежних форм поведения и формирования новых отношения, привычек и навыков.

Однако этот процесс не у всех воинов проходит одинаково, недос­татки подготовки молодежи к военной службе, упущения в их военно-патриотическом воспитании нередко лежат в основе самовольного оставления части, дезертирства и других видов уклонений, совершаемых в первый пе­риод службы.

Некоторые командиры и начальники склонны преувеличивать значение этой категории причин уклонений от военной службы и считают, что якобы вся ответственность за них лежит на семье, школе, трудовом коллективе, ближайшем социальном окружении, где жил, рос, воспитывался будущий воин.

Не отрицая влияния условий формирования личности до призыва на военную службу, следует признать, что не всегда они являются определя­ющими. Процесс становления и формирования нравственного облика, созна­ния, воли и физической закалки молодого человека продолжается и в ар­мии. Различного рода упущения в воспитательной работе, особенно с мо­лодыми воинами, зачастую усугубляют эти факторы. Среди них - недостач точное внимание либо неоказание достаточной помощи молодым воинам на первом этапе военной службы: обучение военному делу без учета их инте­ресов и возможностей дальнейшего совершенствования: недостаточное ис­пользование стимулов в службе: неумение вовлечь молодого воина в жизнь воинского коллектива и другие. Особенно вредны нетоварищеские, проти­воречащие воинским уставам взаимоотношения в коллективе, недоброжела­тельность, придирки вместо взыскательности, предвзятость и др. явления.

Практика показывает, что причинами нарушений в/дисциплины в первом периоде, являются, как правило, незнание требований воинских уста­вов, непонимание их значимости, отсутствие навыков и привычек, необходимых в условиях военной службы,  неуставные отношения.

Важно учитывать, что в первом периоде службы закладываются основы дисциплинированного поведения военнослужащих. Поэтому совершенно недопустимо, когда молодые солдаты чаще, чем воины других периодов, ис­пользуются на разного рода хозяйственных работах. При этом, как прави­ло, выдвигается довод, у них, мол нет необходимых навыков обслуживания техники, пусть сразу же привыкают к армейским условиям.

Подобная практика нередко приводит к тому, что у молодого солда­та, матроса в первые же дни складывается неправильное представление о в/службе, теряется интерес к изучению боевой техники. Да и к уставному порядку он меньше привыкает на хоз.работах, чем при выполнении повсед­невных служебных обязанностей.

Вовлекая воинов в армейскую жизнь, способствуя установлению между ними дружеских связей, необходимо использовать различные формы и мето­ды, выработанные практикой воинского воспитания. Так, во многих частях и подразделениях стало хорошей традицией, когда молодые солдаты начи­нают службу с посещения музея или комнаты боевой славы, организуются встречи с отличниками учебы, проводится показ боевой техники с демонс­трацией работы на ней опытных специалистов.  Все это помогает им  быстрее втянуться в армейскую жизнь, побуждает подражать своим сослуживцам во всем хорошем, прививает чувство ответственности за быстрое овладе­ние всеми тонкостями военной службы.

С первых дней службы, наряду с мобилизацией молодым воинов на честное и добросовестное выполнение воинского долга, вытекающего из требований военной присяги, уставов, следует разъяснить им права и обязанности, связанные с особенностями прохождения военной службы, в т.ч. основания предоставления краткосрочных отпусков (увольнений) из части, требования Закона об уголовной ответственности за уклонение от военной службы и другие вопросы нравственного и правового характера.

Одновременно с проведением таких общих мероприятий большое внима­ние следует уделять работе с конкретным лицом как важнейшей форме вос­питания. Ведь среди молодых воинов люди самых различных наклонностей, интересов, разных уровней знания, развития и сознательности. Есть сре­ди них воины с неустоявшимися взглядами, еще не умеющим ориентиро­ваться в сложных явлениях жизни и службы.

Важное значение имеет учет национальной Психологии военнослужа­щих, их характера, темперамента, привычек. Индивидуальный подход пред­полагает знание национальных традиций, населения субъектов РФ, откуда они призваны, а также тех мест, где воины проходят службу.

Изучение личности должно начинаться с первых дней его прибытия в часть. Объем первоначальных сведений о подчиненном каждому из долж­ностных лиц - от командира полка до командира отделения - определен соответствующий статьями УКС ВС РФ. Уставом вменяется обязанность знать фамилию, год рождения, семейное положение, род занятий до в/службы, личные качества, успехи в боевой подготовке.

Кроме этих данных важно знать и те его качества, которые отражают отношение к общественному и воинскому долгу, к своей профессии, к то­варищам, отношение к самому себе.

Для этого следует внимательно изучить документы, характеризующие воина, побеседовать с ним, в ходе чего уточнить автобиографические данные, склонности и привычки.

Большую помощь в этом могут оказать личные дела, которые, состав­ляются на призывников в военкомате и вместе с ними направляются в во­инские части.

Целесообразно в эти же дни направить письмо родителям призывника,
в котором следует попросить написать о его жизни, учебе, работе до  службы в армии, характере, склонностях, планах и намерениях, на что обратить внимание в воспитательной работе. О том, что такое письмо направлено, необходимо сказать в/служащему.

Для получения информации о воине можно использовать также автоби­ографию, написанную им собственноручно. Автобиография позволяет не только пополнить знания о подчиненном, но и путем анализа умения выс­казываться в письменной форме судить о его общеобразовательном и куль­турном уровне.

Конечно, как и любой-документ, автобиография не может раскрыть все стороны и черты характера воина, тем более,  что в ряде случаев в/служащие пытаются как-то затушевать или обойти молчанием некоторые из фактов доармейской жизни, но тем не менее она расширяет знании о нем.

Исходя из результатов бесед, анализа имеющихся данных, докумен­тов, реального поведения в/служащего в первые дни службы, можно соста­вить социально-психологический портрет подчиненного. Это позволит бо­лее эффективно и целенаправленно проводить воспитательную работу, а самое главное - предвидеть возможное поведение в критических ситуациях и своевременно принимать меры по предупреждению отклонений от  нормы поведения.

Объем данных, необходимых для составления такого портрета, невелик. Тем не менее, он охватывает сведения, характеризующие условия жиз­ни, воспитания и деятельности в/служащего как до призыва в армию, так и во время прохождения военной службы, и содержит примерно, следующее:

1.  Общие биографические сведения: возраст, место рождения и жи­тельства до призыва на военную службу, образование, профессия, партий­ность, семейное положение.

2.  Условия в семье: ее состав, занятия, образование и поведение
родителей, отношение родителей к детям, взаимоотношения в семье, жилищные и материальные условия.

3.  Условия учебы d школе, других учебных заведениях, условия труда на производстве, отношение к учебе, труду, общественным обязаннос­тям, другим лицам, семье и самому себе, характер влияния школьного, производственного коллектива, родителей, товарищей.

4.  Поведение в школе, на производстве, в общественных местах, в
быту, наличие и характер поощрений, данные о привлечении к обществен­ной, дисциплинарной, административной ответственности, судимости до
призыва на в/службу.

5.  Потребности, интересы., привычки, взгляды, склонности, жизнен­ные цели, ориентация, значительные события в жизни.

6.  Черты характера, темперамент, волевые качества, состояние здо­ровья, физического развития, другие индивидуальные особенности.

7.  Поведение в армии, наличие, количество и характер поощрении и взысканий, влияние командиров, групп и отдельных военнослужащих.

8.  Условия службы и воспитания в воинской части (подразделении.),
характер взаимоотношений изучаемого с воинским коллективом, команди­ром, отдельными сослуживцами и другие данные.

 

ВЫШЕИЗЛОЖЕННОЕ ПОЗВОЛЯЕТ СОЗДАТЬ ВЫВОД:

- меры по предупреждению уклонений от военной службы в первом пе­риоде ее прохождения являются составной частью мер, принимаемых по ук­реплению воинской дисциплины и правопорядка.  Вместе с тем они носят более индивидуальный характер и направлены на вовлечение военнослужа­щих в армейскую службу, формирование у них позитивного отношения к ней, широкое разъяснение их обязанностей и прав, учет индивидуальных особенностей.

 

 

 
Copyright © 2006