Навигация

 

 

Главная
Карта сайта
 

 

 

 

 

Алексей Алексеевич Брусилов Версия для печати Отправить на e-mail

 Наступление войск Юго-Западного фронта в 1916 г., принесшее русской армии самый крупный успех в первой мировой войне, вошло в историю под названием "Брусиловского прорыва". Творец этого прорыва - генерал Брусилов - сразу стал знаменитым, его имя узнали во всем мире. Но судьба не долго баловала полководца: в 1917 г. его ожидал трудный выбор между старой Россией и новой, революционной, затем служба в Красной Армии на второстепенных должностях, враждебное отношение со стороны Белого движения, в ряды которого встали многие его сподвижники по мировой войне.
     Алексей Брусилов родился в Тифлисе в семье потомственных военных: его прадед, дед и отец были офицерами русской армии. Отец участвовал в Отечественной войне 1812 г., потом служил на Кавказе, стал генерал-лейтенантом. В 1856 г. он умер, вскоре от чахотки скончалась мать, и дети-сироты воспитывались в Кутаиси у родственников. В 1867 г. Алексей Брусилов приехал в Петербург и, блестяще сдав экзамены, поступил сразу на четвертый курс Пажеского корпуса - самого привилегированного военно-учебного заведения России.
     После первого курса обучения воспитатель Брусилова оценил его так: "Характера резвого и даже шаловливого, но добр, прямодушен и чистосердечен. Способности хорошие, но любит лениться..." Бывали у юноши и серьезные срывы в учебе, но в старших классах пошли занятия исключительно по военному делу, и Брусилов резко подтянулся. Все же по выпуску он попал не в гвардию, а в 15-й Тверской драгунский полк, но это устраивало молодого офицера, так как полк квартировался близ родного ему Кутаиси, кроме того, для жизни в гвардии ему недоставало бы средств.
     В августе 1872 г. прапорщик Брусилов прибыл в полк на должность младшего взводного офицера. Благодаря старательности в службе вскоре был назначен полковым адъютантом, в 1874 г. произведен в поручики. В 1877 г. началась русско-турецкая война, и Алексей Брусилов со своим полком отправился на южную границу. За отличие при взятии турецкой крепости Ардаган он получил свою первую боевую награду - орден святого Станислава 3-й степени, продолжая участвовать в боях, заслужил орден святой Анны 3-й степени, чин штабс-капитана, за мужество при штурме и взятии Карса удостоен ордена святого Станислава 2-й степени. Полного удовлетворения от действий русских войск в Закавказье Брусилов не получил, но он приобрел хорошую боевую закалку, в 25 лет стал опытным офицером.
     В 1881 г. Алексей Алексеевич покинул Тверской драгунский полк и поступил на учебу в Петербургскую кавалерийскую школу. С увлечением штудировал кавалерийскую науку, особенно любил практические занятия, побывал в лучших кавалерийских частях русской армии. Курс наук он закончил с отличием и получил назначение адъютантом школы. В 1884 г. Брусилов женился на дальней родственнице, через три года у него родился сын.
     Проявляя неутомимую энергию в улучшении организации обучения кавалерийских офицеров, Брусилов после службы адъютантом последовательно занимал должности старшего учителя верховой езды и выездки лошадей, начальника отдела эскадронных и сотенных командиров, помощника начальника школы, вырос в чинах до генерал-майора (1900 г.), был причислен к штату лейб-гвардии. Его знали и ценили руководители Военного министерства, главный инспектор кавалерии великий князь Николай Николаевич. Брусилов пишет статьи о кавалерийской науке, посещает Францию, Австро-Венгрию и Германию, где изучает опыт верховой езды и работы конных заводов. В 1902 г. Алексей Алексеевич по праву был выдвинут на должность начальника Петербургской кавалерийской школы. "Лошадиная академия", как ее шутливо называли в армии, под его руководством сделалась признанным центром подготовки командного состава русской кавалерии.
     В 1906 г. Брусилов был назначен начальником 2-й гвардейской кавалерийской дивизии, где заслужил большое уважение подчиненных своим командирским искусством и уважительным отношением к офицерам и солдатам. Но личная драма - смерть жены, а также гнетущая обстановка петербургской жизни после революции 1905 - 1906 гг. подтолкнули его к решению уйти из рядов столичной гвардии в армию: в 1908 г. Брусилов получил назначение в Варшавский военный округ командиром 14-го армейского корпуса с производством в генерал-лейтенанты. Три года он начальствовал над корпусом и за это время заметно подтянул его боевую подготовку. В 1912 г. Алексей Алексеевич принял предложение занять пост помощника командующего Варшавским военным округом. Вскоре стал полным генералом - получил чин генерала от кавалерии. Трения с генерал-губернатором Скалоном и другими "русскими немцами" в штабе округа вынудили его покинуть Варшаву и занять должность командира 12-го армейского корпуса в соседнем Киевском военном округе. Брусилов писал жене (в 1909 г. он вторично женился): "Не сомневаюсь, что в войсках Варшавского округа мой уход произведет сенсацию... Ну! Что сделано, то сделано, и я рад, что вырвался из этой клоаки скалоновской придворной атмосферы".

     Приближалась первая мировая война, к которой Россия во многих отношениях была не готова. С объявлением 17 июля 1914 г. общей мобилизации российский генеральный штаб развернул войска Северо-Западного и Юго-Западного фронтов, и в составе последнего Брусилову было поручено командовать 8-й армией. С началом военных действий армия приняла участие в Галицийской битве. 2 августа Брусилов получил приказ о наступлении, и через три дня его войска двинулись от Проскурова к границе с Австро-Венгрией: началась Галич-Львовская операция, в которой 8-я армия действовала совместно с 3-й армией генерала Рузского. Поначалу австро-венгерские войска оказывали слабое сопротивление, и части 8-й армии за неделю продвинулись в глубь Галиции на 130-150 километров. В середине августа у рек Золотая Липа и Гнилая Липа противник попытался остановить наступление русских армий, но в ходе ожесточенных сражений был разгромлен. Брусилов докладывал командующему фронтом: "Вся картина отступления противника, большая потеря убитыми, ранеными и пленными ярко свидетельствуют о полном его расстройстве". Австро-венгерские войска оставили Галич и Львов. Галиция, исконная русская земля Киевской Руси, была освобождена. За победы в Галицийской битве Алексей Алексеевич был удостоен орденов святого Георгия 4-й и 3-й степеней. Волею судеб соратниками Брусилова в рядах 8-й армии являлись будущие вожди Белого движения: генерал-квартирмейстером штаба армии был А.Деникин, командиром 12-й кавалерийской дивизии - А.Каледин, 48-й пехотной дивизией командовал Л.Корнилов.
     Зимой - весной 1915 г. Брусилов руководил 8-й армией в Карпатской операции Юго-Западного фронта. На Венгерской равнине русские войска натолкнулись на встречное наступление австро-венгерских и германских корпусов. В зимнюю стужу и весеннюю слякоть 8-я армия вела упорные встречные бои с противником; она обеспечила сохранение блокады крепости Перемышль и тем предопределила ее падение, неоднократно вела удачные наступательные действия. Брусилов часто появлялся в передовых частях, не заботясь о личной безопасности. В своих приказах "первейшей обязанностью" всех подчиненных ему командиров он ставил заботу о солдате, его пище и сухарях. При посещении Николаем II Галиции Брусилов был удостоен звания генерал-адъютанта, чему он не особенно радовался в предвидении скорых осложнений на фронте.

     В результате Горлицкого прорыва германских войск к середине лета 1915 г. русские армии оставили Галицию. Вместе с уходящими войсками на восток двинулись сотни тысяч русских беженцев. С тех пор и надолго слово "беженец" стало одним из употребляемых в России. Упорным сопротивлением 8-й и других армий Юго-Западного фронта положение было выравнено. Потянулась длинная череда позиционных боев, не приносившая ни одной из сторон ощутимых успехов и получившая название "позиционного тупика". В марте 1916 г. бездеятельного и осторожного командующего фронтом генерала Иванова сменил пользовавшийся авторитетом Брусилов. На совещании в Ставке 1 апреля 1916 г., где обсуждался план перехода в стратегическое наступление, выявилось пассивное отношение к нему командующих Западного и Северного фронтов, и в то же время Брусилов заявил о своей твердой решимости наступать. Более того, он отказался от подкреплений, считая их более необходимыми для других фронтов, лишь бы те участвовали в совместной операции. Благодаря настойчивости Брусилова, которого поддержал начальник штаба верховного главнокомандующего М.Алексеев, Николай II отдал приказ о проведении наступления Западного, Северного и Юго-Западного фронтов.
     В общем наступлении русской армии главный удар предполагалось нанести Западным фронтом, но успеха, причем впечатляющего, добился лишь Юго-Западный фронт. Этот успех был вершиной полководческого искусства Брусилова. План командующего был продуман до деталей, в нем указывалось, кому какими силами и средствами и что атаковать, строго определялись порядок действий артиллерии и ее взаимодействия с пехотными соединениями, организация атак пехоты наиболее эффективным методом - волнами цепей. Главная же новизна плана состояла в том, что прорыв глубоко эшелонированной вражеской обороны намечалось осуществить сразу на нескольких участках фронта, с тем чтобы рассредоточить внимание, силы и средства противника. План и день начала наступления держались в строжайшем секрете даже от членов царской фамилии.
     Наступление фронта началось 22 мая сильной и эффективной артиллерийской подготовкой. При атаке позиций австро-венгерских войск наибольшего успеха добилась 8-я армия генерала Каледина на Луцком направлении, ее прорыв поддержали другие армии, наступавшие на узких участках с последующим движением в сторону флангов и в глубину. За май - июль был осуществлен прорыв позиционной обороны противника в полосе 550 километров на глубину 60 - 150 километров. Австро-венгерские войска потеряли до 1,5 млн человек убитыми, ранеными и пленными, большое количество оружия; потери русских войск составили около 500 тыс. человек. Германское и австро-венгерское командование было вынуждено перебросить на русский фронт десятки дивизий с запада; нейтральная Румыния решилась вступить в войну на стороне Антанты.
     Слабая поддержка других фронтов и недостаток резервов вынудили Брусилова прекратить наступление и перейти к оборонительным действиям. Но Брусиловский прорыв стал, по сути, переломным моментом в первой мировой войне, чаша весов склонилась в пользу Антанты. За разгром австро-венгерской армии и взятие сильно укрепленных позиций на Волыни, в Галиции и на Буковине Алексей Алексеевич был награжден Георгиевским оружием, украшенным бриллиантами.
     Тем временем революционное брожение в стране нарастало, захватывая армию. После Февральской революции 1917 Брусилов как сторонник продолжения войны до победного конца был назначен Верховным главнокомандующим, но из-за несвоевременности его требования введения смертной казни на фронте и провала июньского наступления был заменен Корниловым.

     В августе, когда Корнилов двинул часть войск в Петроград с целью введения режима военной диктатуры, Брусилов отказался его поддержать. Во время октябрьских событий он находился в Москве; в период обстрела красногвардейцами позиций юнкеров случайный снаряд разорвался в доме, где он жил, нанеся ему тяжелое ранение в ногу. На долгие месяцы Алексей Алексеевич оказался прикованным к больничной койке.

     В первые годы Гражданской войны находился не у дел: "В самом начале революции я твердо решил не отделяться от солдат и оставаться в армии, пока она будет существовать или же пока меня не сменят. Позднее я говорил всем, что считаю долгом каждого гражданина не бросать своего народа и житье ним, чего бы это ни стоило".
     Краткий арест ВЧК в 1918 не отвратил Брусилова от большевиков. Ему, монархисту и верующему, было нелегко принять новую власть, но он был убежден в необходимости всего происшедшего. Единственный сын Брусилова Алексей, служивший в Красной кавалерии, был взят в плен белыми и расстрелян. В 1920 Брусилов стал служить в Красной Армии: руководил кавалерийской допризывной подготовкой, был инспектором кавалерии; с 1924 выполнял особо важные поручения при РВС СССР.

     Генерал Брусилов умер 17 марта 1926 г. в Москве от воспаления легких в возрасте 73 лет. В стане белых его никто не оплакивал. Советская же власть отнеслась к бывшему полководцу вполне уважительно: он был похоронен со всеми воинскими почестями на Новодевичьем кладбище.

     В 1932 г. жена Брусилова, уехавшая за границу, передала в белоэмигрантский "Русский архив" рукопись 2-й части "Воспоминаний" мужа, выдержанную в антисоветском духе (авторство большей части рукописи, по мнению многих экспертов, сомнительно).

     
     Источники: И.В. Объедков, « Политические деятели России 1917. биографический словарь». Москва, 1993

     Ковалевский Н.Ф. «История государства Российского. Жизнеописания знаменитых военных деятелей XVIII - начала XX века». М. 1997 г.

 
Copyright © 2006