Навигация

 

 

Главная
Карта сайта
 

 

 

  livecam livey

 

Часть третья: Кредо Победителя, или Наступательная и Оборонительная тактика в деловом мире Версия для печати Отправить на e-mail

Глава седьмая

«Недружественная»

территория. Партизанская

и рейдерская тактики

в деловой практике

 

Услышав лай караульной собаки,

 часовой дублирует его голосом.

Курсантский фольклор

 

Всякий провод, нарезанный на куски,

окажется слишком коротким.

Третий закон Клипштейна

 

 

У каждого бизнеса есть свои особенности, а у каждого предпринимателя есть свои персональные трудности. Это на­зывается субъективными проблемами и спецификой конкрет­ной деятельности. Однако есть нечто общее для всех оте­чественных предпринимателей малого и среднего уровня, а также для тех, кто намеревается создавать свое дело. Это «общее» — не общая российская безалаберность или, скажем, коррупция власти. Чиновники могут быть честными, а по­ставщики — аккуратными, но это общее для всего отечест­венного рынка свойство останется неизменным. Это свой­ство, вернее даже не свойство, а положение, заключается в следующем: российское законодательство не дружественно к малому и среднему бизнесу. Вот американское законода­тельство, наоборот, дружественно. Начинающий бизнесмен получает и кредит, и налоговые льготы. С самого начала сво­ей деятельности он имеет и юридическую защиту, и уваже­ние общества. Человек делает деньги. Что может быть важнее для лояльного американского гражданина? Ну разве что человек, который делает большие деньги.

У нас все иначе. У нас деньги не «делают», у нас их «сру­бают» и «наваривают». Идеальная схема российского бизне­са — «хапнуть, слить и смыться». Идеальное название для российской фирмы «Хопер-инвест». Помните?

Почему так? Потому что у нас «недружественное» зако­нодательство и социально неблагоприятное отношение к деловой деятельности. Отчасти это наследие советских вре­мен и продукт деятельности тех, кто даже во времена пе­рестройки («Ура, ура! Америка нас поддержит!») считал, что с «капиталистов» надо драть три шкуры. Или две, но в свой собственный карман. Отчасти это зависть тех, кто не хочет работать, не умеет работать или не способен работать. Впрочем, я не собираюсь искать виноватых. И даже рассу­ждать о том, как все это исправить. Чтобы издавать зако­ны и управлять государством, существуют Дума, Президент и Правительство. Конкретные предприниматели не управ­ляют  государством, они в нем живут и действуют. И им, чтобы добиться успеха, надо уметь действовать в этих са­мых «недружественных» условиях. Некоторые уже умеют. Например, «Хопер».

Типичная рейдерская тактика — схватить, что удастся, и смыться.

Взаимоотношения народа и государства — это тоже свое­образная война. Хотя бы потому, что никто из граждан, хоть у нас, хоть в Америке, хоть в Древнем Риме, не лю­бил и не любит платить налоги. И налоги эти надо как-то из народа выколачивать. В цивилизованных странах это де­лается цивилизованно и более-менее мирно. В цивилизо­ванных странах государство «обслуживает» человека, а че­ловек за это платит ему деньги. В виде налогов. У нас ис­торически сложилась обратная ситуация: человек работает на государство. И государство не оказывает услуги (кре­дитные, законодательные, правозащитные) предпринимате­лю, а навязывает их. Как рэкетир. В нашем государстве, как полагают (не без оснований) те, кто им правит, мирно налогов не получить. Значит, надо добывать их грубой си­лой и хитростью. Например, выдать «патент на каперство» тому же «Хоперу». Пусть предприимчивый «Хопер» выма­нит у народа деньги... А потом поделится с власть имущи­ми. В виде налогов и взяток... Насчет взяток — все пра­вильно. Насчет налогов... Сомнительно. Эффективнее дей­ствовать напрямую, скажем, «уронить» курс доллара. Но при этом авторитет государства тоже «роняется», а «Хоперу» на авторитет плевать. Но он ведь запросто может смыться с награбленными денежками... Так с государством и не по­делившись. Так что «Хопер» с точки зрения государства — тоже не идеал. Куда надежнее обычный предприниматель производитель. Он, конечно, тоже может удрать с деньга­ми, но только в критической ситуации. Поскольку, в отлчие от «Хопера», ставит целью не каперскую, а прогрессив­ную деятельность. Захватить рынок, укрепиться на нем и развивать свое дело. Прогрессивный предприниматель (а эта книга предназначена именно для таких) рассчитывает действовать и расширяться на своей родной, пусть, и «недружественной», территории.

Как это сделать, если глобальная власть над ней принадлежит потенциальному противнику? Я имею в Виду не конкурентов, а именно глобального противника — Государство. То самое Государство, чья исполнительная власть обязана взимать с предпринимателя те самые три шкуры, которые по закону требует с него Государство. А закон этот таков, что, например, взимает налог не с прибыли, а с оборота -     как с прибыли. Или согласен получить налог с при­были, но заранее. До того как прибыль получена. А если предприниматель, по ошибке или по злому умыслу заявляя эту будущую прибыль, занизил сумму, то пусть пеняет на себя и вместо трех шкур с него сдерут семь. Только, в нашей стране могла возникнуть такая ситуация, когда таможенную пошлину приходится платить до ввоза товара. И импортер вынужден согласиться, потому что иначе таможня будет мариновать его товар...  Пока не убедит, что в следующий раз должна быть «предоплата». Любое отечественное предприятие, которое ведет дела так, как ведут их, скажем, в Англии или США (не говоря уже о бредовых моделях, которые подсовывают нам западные специалисты по бизнесу и их отечественные последователи), разорится быстро и гарантированно. Наш отечественный предприниматель, пока он еще не стал олигархом, политиком-депутатом и частью Власти, вынужден действовать, как партизан на оккупированной территории, которую постоянно прочесывают карательные отряды противника. И тактика у него в отношении Государства должна быть партизанской.   Честный бой тут невозможен. Это будет честный бой парень­ки с рогаткой и эскадрильи штурмовиков... Обрабатывая территорию «по площадям», они его даже не заметят. Значит, надо действовать по-партизански. Небольшими груп­пами, при первой же опасности «закапывая оружие» в тай­ных или недоступных противнику местах и сливаясь с про­чим нищим населением, с которого и взять-то нечего. Это должно стать правилом, по крайней мере до тех пор, пока Вы не сможете «купить» хотя бы районную администрацию.

В том, что такое партизанская тактика, разбирается нын­че любой. Благодаря популярным книгам и телевизору.

Вопрос: стоит ли «партизанить» в бизнесе и если стоит, то как?

Чтобы ответить на этот вопрос, следует взять конкрет­ный прием партизанской войны и изучить его применитель­но к деловой практике.

Итак, пример.

Согласно законам партизанской войны, нецелесообраз­но действовать одним крупным подразделением. Более эффективно использовать несколько мелких, но в тесном взаимодействии и с хорошо налаженной связью. Неболь­шие отряды легче обеспечивать и маскировать, они легче управляются и при необходимости одним из них можно пожертвовать, сохранив остальные. Что из этого следует? То, что в наших условиях несколько малых предприятий предпочтительнее одного большого.

И это действительно так. Их и регистрировать проще, и прибыль уменьшать легче (все в рамках закона или почти в рамках закона), и специализировать можно каждое предпри­ятие на конкретный вид деятельности... В общем, преиму­ществ хватает, в этом Вы легко убедитесь, если разбирае­тесь в законодательстве и бухгалтерии. Но применяя очеред­ной «партизанский» принцип, Вы можете и не знать обо всех преимуществах, которые Вам даст его применение. Если ус­тановка правильная, то полученная выгода — неизбежное следствие ее использования. Вы просто применяете прави­ло — и используете полученные преимущества. Это как с гри­бами в лесу: я показываю вам «грибное место», а уж со сбо­ром их, думаю, Вы и сами разберетесь — была бы корзинка побольше. Вернее, наоборот. Несколько маленьких разных корзинок, между которыми вы разумно распределите свои ресурсы. Три-четыре вида разноплановой деятельности — и Нас уже не прихлопнуть одним законодательным актом. И так же, как в сборе грибов, не следует ориентироваться на большинство. Там, где большинство, там все белые гри­бы уже собраны. При этом большинство понятия не имеет, что боровики можно собирать и в июне. Без всякой конку­ренции.

Грамотный «партизан» не приходит туда, где стоит армия противника. Он работает там, где этой армии нет.

И не думайте, что «партизаны» — ободранные мужики, которые отвинчивают болты на рельсах. То есть да, и болты тоже отвинчивают, но это — мелочь. Во время Великой Отечественной, например, партизаны контролировали ог­ромные территории и устраивали превосходящему в силах врагу весьма кислую жизнь...

В общем, не смущайтесь и помните, что территория, где вы ведёте свой бизнес — это ваша земля, которая лишь вре­менно «оккупирована» враждебными законами и корыстны­ми чиновниками. Придет время — и порядок будет. Но пока его нет… Лучше партизанить и побеждать, чем гибнуть в не­равном бою или пресмыкаться перед оккупантами. Как сказал когда-то один пехотный майор: «Сапоги жмут? Узких сапог не бывает, бывают неправильные ноги!» Так что если у Вас нет возможности заказать подходящую обувь, постарайтесь сделать Ваши предпринимательские «ноги» такими, что­бы им не слишком жали налоговые «сапоги».

А побеждать в России можно. Если действовать последовательно, продуманно и решительно. Если во главе предприятия — прирожденный лидер, который воспринимает слова «Бизнес —это война» как бизнесмен, а не как бан­дит. Который завоевывает рынок и побеждает конкурентов экономически, а не с помощью выстрела из гранатомета. И в доказательство в следующей главе я приведу два очень показательных примера предпринимательской деятельности— успешный и не очень. Итак...

 
Copyright © 2006