Глава шестая Встречный бой Вот представьте себе: чистое поле — ни кустика, ни деревца, и вдруг из-за угла выезжает танк! Курсантский фольклор Неразбериха в обществе постоянно возрастает. Только очень упорным трудом можно ее несколько уменьшить. Однако сама эта попытка приведет к росту совокупной неразберихи. Второй закон термодинамики Эверитта Что такое встречный бой, когда он возможен и каковы его особенности? Сначала, как водится, рассмотрим вопрос с военной точки фения, а потом — под углом деловой практики. 1лавный вопрос распадается на составляющие: Когда? Как? Зачем? Итак, когда вы можете навязать противнику (или он — вам) встречный бой? Ответ: всегда. Во время успешного наступления противника (или вашего), на марше, в обороне... В любой момент вы можете оказаться втянутыми во встречный бой со всеми его специфическими преимуществами и сложностями. Следующий вопрос: как? Как и какими особенностями отличается этот вид боевых действий? В качестве приблизительной аналогии можно использовать блиц-партию в шахматы, когда каждому из игроков in пускается, скажем, пять минут, а не два-три часа, как в обычной партии. Первая особенность встречного боя — напряженная борьба за выигрыш времени. Быстрое сближение сторон, скоротечное изменение обстановки, борьба за захват и удержание инициативы. Опередить противника в развертывании в боевой порядок, смешать его силы, не дать ему перейти в атаку. Решимость и быстрота во встречном бою значат больше, чем сила. Удачная контратака, произведенная даже небольшими силами, может привести к тому, что организованное плановое наступление противника захлебнется, как, например, захлебнулось когда-то наступление немцев под Москвой. В самых невыигрышных для нас условиях, когда враг был объективно сильнее, когда фронт «потек», то есть наши войска даже не отступали — бежали, а солдаты разуверились в том, что в силах противостоять врагу... Достаточно было одному командарму предпринять решительные действия, провести контратаку, чтобы хоть частично задержать врага, заставить его отступить хоть на пару километров... И враг был отброшен. Причем не на два, а на добрых двести километров. Пример одного командарма подвиг на решительные действия других — и стремительное движение фашистских армий остановилось. Москва была спасена. А солдаты поняли, что врага можно бить. Да, противник все еще был сильнее, но благодаря одному, пусть достаточно широкомасштабному встречному бою, бегство превратилось в оборону. А это уже принципиально другая ситуация. Когда наступающий преследует бегущего, он практически не несет потерь, зато потери бегущего огромны. Когда же ведется наступление на обороняющегося противника, то для его успеха требуется минимум трехкратный перевес в силе и потери наступающего тоже существенно выше, чем у обороняющегося. И выигрыш времени, разумеется. Особенно если, как тогда, в сорок первом, нападение противника было внезапным. Исходя из сказанного выше мы можем ответить на третий вопрос: зачем? Сформулировать цель встречного боя: захват инициативы, быстрый разгром наступающего противника и создание выгодных условий для дальнейших действий, будь то наступление или переход к правильной обороне. Рассмотрим пример: наружу просочилась некая негативная информация о Вашей фирме. Допустим, о падении продаж или о Вашей некредитоспособности. Такое случается. И даже тогда, когда у Вас все нормально. Это может быть обычная провокация со стороны противника. На первом этапе Вам лучше вообще не реагировать. Скорее всего, это «разведка боем», а не наступление. Попытка Вас раскачать и спровоцировать на ответные действия. Пусть все идет, как шло, — и слухи угаснут сами. Но если за этими слухами стоит серьезная программа, то Вы должны отреагировать быстро и решительно. Лобовой атакой. Завязать встречный бой. На том же «информационном» уровне. Например—мощной рекламной кампанией, специальной работой с клиентами, просто демонстрацией бодрости и активности. Кто поверит, что дела в фирме идут плохо, если глава фирмы бодр и весел, и закатывает по случаю второй годовщины основания великолепный праздник — с цыганами, тройками и тележурналистами? И все это — не ради показухи. Вы должны использовать ситуацию. Развивать успех. Ваши партнеры тем охотнее поверят в Ваши силы, если перед этим в них усомнились, если поверили слухам и решили: «Ну, этот Н. совсем сдал!» И тут Вы разворачиваетесь во всем блеске! Пусть даже — за счет последних резервов. Ничего! Если доверие к Вам восстановлено, если у Вас есть авторитет, средства появятся. Но стоит окружающим решить, что Вы неплатежеспособны, и Ваши кредиторы тут же потребуют деньги назад, а должники, наоборот, откажутся возвращать долги. И Ваши резервы растают без всякой пользы. Зато если Вы укрепите свой престиж, ситуация станет прямо противоположной. Войско удачливого полководца растет непрерывно. А что это означает? Это означает, что растут Ваши возможности. Что Ваша сила увеличивается и не только количественно, но и качественно. Вчера у вас было подразделение, эквивалентное пехотному взводу, сегодня это уже рота. А рота —это не только втрое больше людей, но большая автономия, лучшее вооружение и дополнительные средства. Сегодня рота, завтра — батальон, то есть уже не «голая» пехота, но уже своя, а не «нанятая» артиллерия, своя разведка. Свои склады, свой транспорт, своя служба безопасности, свой банк... В бизнесе каждый правильный шаг знаменуется переходом количества в качество (Специфика российского «полуфеодального» бизнеса в том, что каждый такой переход принципиально изменяет не только деловой аспект, но и жизнь самого бизнесмена. Но это опять-таки уже не тактика, а стратегия, поэтому я воздержусь от того, чтобы анализировать эту ситуацию на страницах данной книги). В военной практике правильный встречный бой чаще всего выглядит так: ваш передовой отряд, головная походная застава встречает и уничтожает разведку противника, затем внезапно нападает и громит его боевое охранение, потом столь же внезапным ударом сковывает главные силы противника, обеспечивая тем самым выгодные условия для развертывания и вступления в бой ваших собственных основных сил. Точно так же, как блиц-партия начинается с «традиционных» ходов пешек, точно так же «встречный бой» в бизнесе начинается, как правило, не схваткой тяжелых фигур, а «взаимодействием» тех же пешек и фигур легких и маневренных. Или зачастую вообще сводится к «поединку» один на один. Первый против Первого. Во встречном бою не грубая сила является главным решающим фактором. Главное — подготовленность бойца, его «знание дебютов», его интуиция, умение предугадать мысли и намерения противника, умение навязать противнику собственную программу. В этом случае, даже если враг значительно сильнее Вас, ошеломив его нежданным отпором, Вы получаете преимущество, развивайте его, заставьте усомниться в правильности собственных планов — и Вы сможете переломить его решимость и заставить отказаться от захватнических намерений. И еще один момент, о котором я уже писал во второй части, но на который не лишне еще раз обратить внимание. Успех в ситуации «встречный бой» во многом зависит от ваших «передовых дозоров». То есть от тех людей, которые первыми осуществляют контакт с «внешним миром». Это могут быть люди совсем незначительные с точки зрения должности: не генералы, а сержанты или даже рядовые: секретари, охранники, водители транспортных средств, торговцы на точках... Те, кто находится на периферии Вашей территории. Но именно от них обычно приходят (или не приходят) первые сигналы об опасности. Проследите за тем, чтобы они были как следует проинструктированы, особенно как себя вести в кризисных ситуациях. Встречный бой — это именно кризисная ситуация, когда у подчиненных нет возможности проконсультироваться с Вами. Предоставьте (и поощряйте) им инициативу, поставьте на ключевые точки квалифицированных специалистов. И не только на главных направлениях — на всех. Не думайте, что какое-то подразделение Вашего предприятия малозначительно, поэтому им можно пренебрегать. Исходите из того, что Ваш враг не станет пренебрегать ничем. Тем более что ударит он непременно в «слабое» место, то есть то, которым пренебрегли Вы. У Вас не должно быть слабых мест. Если Вы хотите побеждать, то должны находиться в постоянной боевой готовности. И Вы и Ваши сотрудники на «переднем крае». Они, как спецназовцы, должны уметь поражать цель из любой позиции: лежа, с колена, стоя. В любое время суток.
|