Навигация

 

 

Главная
Карта сайта
 

 

 

 

 

Часть третья: Кредо Победителя, или Наступательная и Оборонительная тактика в деловом мире Версия для печати Отправить на e-mail

Глава вторая

 Наступление.

Общие положения

 

Ядерная бомба всегда попадает в эпицентр.

Курсантский фольклор

 

Даже маленькая практика стоит большой теории.

Закон Букера

 

Каковы наиболее часто повторяющиеся цели наступательных военных действий?

 

Захват территории.

Расширение сферы влияния.

Желание поправить экономическое положение внутри страны за счет противника (экономический кризис).

Желание решить внутренние политические проблемы за счет обычной в военное время вспышки патриотизма (политический кризис).

Попытка достичь определенных политических преиму­ществ.

Уничтожение политического конкурента.

Превентивные меры по предотвращению нападения (внезапного нападения) противника.

Выполнение договорных обязательств по отношению к подвергшемуся нападению союзнику.

 

      Я мог бы продолжать этот список, но в нем все равно не оказалось бы таких пунктов, как «Восстановление справедливости», «Спасение пострадавших от диктаторского режи­ма» и прочих «моральных» причин.

     Может быть, когда-то давно, две тысячи лет назад, по­добное и имело место, но в последние столетия у любой вой­ны были исключительно материальные предпосылки. Будь то раздел колоний, внутренний кризис, необходимость опро­бовать новые системы вооружений (или избавиться от ста­рых, чтобы дать новые заказы военно-промышленному ком­плексу). Сейчас наиболее сильная и наиболее хищная дер­жава мира, Соединенные Штаты, ввела совсем уж гибкую формулу — «жизненные интересы США». Очень правильная, кстати, формулировка, потому что единственная возмож­ность поддерживать прежний высокий жизненный уровень американских граждан — это контролировать финансы, сырь­евые рынки, промышленность и науку планеты. Пока США это удается, «жизненные интересы» граждан США не постра­дают. Об этом, кстати, достаточно откровенно, с почти дет­ской прямотой пишут американские геополитики и социо­логи. В общем-то это даже достойно уважения: когда пра­вительство так яростно и беспощадно защищает права своих граждан на высокий уровень жизни. США — страна-бизнес­мен, беспринципный и жестокий. У этой страны есть един­ственный критерий — собственные материальные интересы. Как метко определил господин Задорнов, Америка — это ту­ловище. А то, что наполняет туловище — это и есть амери­канский народ. Входит в туловище мировая экономика, а выходят «жизненные интересы США». У этого «туловища» не­вероятная масса и потрясающая способность к переварива­нию. Такое «туловище» — гигантская сила, если его правиль­но направлять. А направлять его не так уж трудно, потому что — «туловище». Тем более «направляющие» у «туловища» хороши. Оцените, как безупречно реализованы геополити­ческие программы, запланированные американскими поли­тиками больше полувека назад! А как они решили свои «внут­ренние» проблемы! Как грамотно и бескровно для своего народа (если не считать погибших в Нью-Йорке) решили во­прос с Пятой поправкой. А ведь это самая настоящая рево­люция — и никакого внутреннего террора! Весь разрушительный импульс обращен вовне. Я не буду задерживаться на этой первой в новом тысячелетии наступательной операции мирового значения, поскольку анализ ее выходит за преде­лы понятия «тактика». Это политическая стратегия высочай­шего уровня. А упомянул я о ней для того, чтобы Вы могли оценить экономические и политические масштабы и возмож­ности применения военных методик в современном мировом  сообществе. Не исключено, что лет через десять Вы сами будете действовать на мировом уровне (Россия — страна  стремительных взлетов... И падений, разумеется), а поэтому надо четко понимать:

 

Военная тактика как совокупность действий, направлен­ных на решение определенных задач, — средство универсальное, способствующее достижению цели независимо от уровня поставленной задачи.

 

Итак, что именно подразумевает под наступлением во­енная тактика?

 

Наступление — действие, которое проводится с целью захвата новых районов, рубежей, объектов и ресурсов, а так­же с целью разгрома (уничтожения или захвата) противни­ка-конкурента.

Суть наступления — поражение противника всеми имею­щимися средствами: решительная атака, стремительное про­движение на новую территорию, проникновение в структуры противника, их захват и разрушение и создание собст­венной структуры на захваченных территориях.

Ваша цель — дезорганизовать противника, отсечь его от его коммуникаций, перехватить его контракты, «разрушить» его брэнды, запатентовать (опередив) технологии, которы­ми он собирается воспользоваться.

Ваша цель — захватить новые рынки сбыта продукции, собственно, территории, области, где и установить полный контроль над ресурсами, финансовыми потоками (хотя бы  в Вашей сфере деятельности), внутренним и внешним рынком.

Идеальная цель любого наступления — превратить захва­ченную структуру в часть своей собственной.

На языке маркетинга это звучит так: Ваша фирма долж­на сделать из клиента «часть» себя. Не продать продукт, а вовлечь покупателя в собственную деятельность с помощью страховок, скидок, дисконтных карт... Методики не так важ­ны — их множество. Здесь важен сам принцип. Вы должны понимать конечную цель наступления и представлять, как выглядит Победа. И подходить к ее достижению не только умело, но и творчески. Подобно бегуну, видеть Цель, ви­деть то, что находится между Вами и Целью, полностью ис­пользовать возможности своего тренированного «организма» и полностью контролировать соперников, не забывая при этом, что Вы двигаетесь вперед и преодолеваете препятст­вия по своей собственной программе. Для Вас, Полковод­ца, наступление — не командная игра и не шахматы. Совре­менный отечественный бизнесмен не должен подстраиваться под игру соперника, ждать, пока будет сделан следующий ход. Бизнес — не дуэль и не турнир. Это — огонь по площа­дям. Ваша конечная цель не переиграть противника, а за­хватить максимум территории. А разгром противника — это только способ. Но и разгром противостоящего противника, и овладение новой территорией наиболее успешны, если в ходе наступления атакующий умело применяет все свои си­лы и средства, быстро и грамотно использует результаты собственных удачных ударов, непрерывно наращивает усилия, направленные на проникновение в глубину обороны про­тивника, широко применяет охваты, обходы и проведение атак в тыл противника. Преимущество атакующего в том, что он может применить «наполеоновский» принцип сосредоточения сил в направлении основного удара, который будет на­несен внезапно и с подавляющей мощью. Любая локальная победа деморализует противника, особенно если он (против­ник) не знает, где будет нанесен следующий удар и не име­ет возможности контратаковать.

 

В военном деле ведение наступления подразделяют на следующие типы:

Наступление на обороняющегося противника.

Наступление на наступающего противника.

Наступление на отходящего противника.

 

Наступление на обороняющегося противника осуществ­ляется обычно из положения непосредственного соприкос­новения с ним или сходу.

В этом случае главная задача состоит в прорыве оборо­ны, создании бреши в обороне противника, расширении её и проникновении внутрь, в глубину. Предварительно следу­ет выяснить слабые места в обороне противника, наличие в ней разрывов и промежутков, возможность атаки с тыла и с флангов.

Следует помнить, что слабые места в обороне против­ника есть всегда. Они могут содержаться в самой струк­туре его предприятия, в его взаимоотношениях с финансовыми или правоохранительными органами власти, в его смежниках, поставщиках, недостатке резервов или недо­оценке ваших собственных возможностей, или в излишней самоуверенности. Позиция «Они не посмеют!» стоила боль­шой крови многим излишне самоуверенным государствам. Обращайте силу противника в его слабость, а собственную слабость — в силу. Ищите бреши — и Вы их найдете. Безупречных систем не бывает. Но выявить слабые места противника — это еще не все.

Начав наступать, Вы должны полностью вложиться в удар. Атаковать с полным напряжением сил, в максималь­ном темпе, безостановочно, днем и ночью, в любую пого­ду и в любых условиях. Необходимо полностью использовать всех возможных союзников, умело маневрировать, вбивать клинья и расчленять силы противника, дезорганизовать его, а затем методично и последовательно уничтожить все разрозненные части его обороны.

Любое начатое действие Вы должны довести до конца: захватить и «зачистить» территорию, не оставив противни­ку ни одной лазейки для ее возвращения.

Таковы общие правила наступления. Поэтому я сейчас не стану отдельно рассматривать отличия трех типов наступления, названных выше. Все частности, о которых сле­дует упомянуть, будут обязательно упомянуты ниже. Сле­дующий этап — определить, какова последовательность дей­ствий при наступлении?

 

Перед началом наступления следует определить исход­ный район.

Это место сосредоточения сил. Оно должно обеспечить скрытность, наименьшую уязвимость и выгодные условия для перехода в наступление (вспомните тактику леопарда).

Затем следует определить распределение сил и поря­док наступления. В зависимости от возможностей насту­пающего, наступление может производиться в один или два эшелона с выделением штурмовой группы и тактического десанта. Если наступление ведётся в два эшелона: (первый эшелон пробивает оборону противника, второй довершает разгром), то каждому подразделению должна быть поставлена четкая и конкретная цель, ближайшая задача и направление продолжения наступления. Преимущество эшелонированного наступления в том, что выполняется принцип непрерывного наращивания мощи атаки и облегчается возможность маневра.

В исходном положении ваши силы должны находиться в постоянной готовности к отражению возможного нападения противника, с которым вы находитесь в соприкосновении. Если вы обнаружили, что противник отвел свои войска с пе­реднего края, то после предварительной разведки следует организовать занятие оставленных им позиций.

Разведка должна проводиться как до наступления, так и во время его.

При подготовке и проведении наступления очень важна тактическая маскировка, которая включает в себя создание у противника ложных представлений о собственных дейст­виях, скрытность при выполнении основных мероприятий и, главное, маскировку направления сосредоточения основных усилий.

Важнейшим аспектом является обеспечение. Каждый этап наступления должен быть продуман и обеспечен всем необходимым. Надо помнить, что самый блестящий про­ект может рухнуть из-за совершеннейшего пустяка. Из-за уличной «пробки», в результате которой Вы опоздаете на ключевую встречу. Из-за того, что в ответственный момент закончилась бумага для факса или не оказалось билетов на нужный рейс.

Не менее важно иметь правильно сформированный ре­зерв. В качестве «военного» примера такого правильно сфор­мированного резерва хочу привести так называемую «сотню красных халатов» хана Мамая. Элитное подразделение, сфор­мированное из сыновей беков, то есть обученных, финан­сово обеспеченных воинов, обладающих нужными связями, которые позволят в случае проигрыша не только уцелеть, но и вновь сформировать боеспособное войско. Под Вашим ко­мандованием.

 
Copyright © 2006