Глава третья «Ограниченно годен в военное время» В формирование не зачисляются подростки старше 60 и младше 16 лет. Курсантский фольклор Если вы хотите, чтобы команда выиграла прыжки в высоту, найдите одного человека, который может прыгнуть на семь футов, а не семь человек, прыгающих каждый на один фут. Закон Мерфи Допустим, Вы определили, кто именно Вам нужен и в каком количестве. Следующая задача: найти подходящих людей. Вопрос набора персонала — один из важнейших вопросов управления. Да и вообще в любой области человеческой деятельности. Методики подбора кадров варьируются в зависимости от социальной структуры общества, от культуры, от экономической ситуации... Этому вопросу посвящены сотни полезных книг, сотни тысяч книг умных и миллионы совершенно бесполезных. Четверть бродящих по миру анекдотов посвящены вопросу пригодности человека к выполнению им своих обязанностей, будь то муж, раввин, Вовочка или новый русский. Существует множество программ подбора персонала и сотни университетов ежегодно выпускают десятки тысяч специалистов по подбору кадров, но... Даже если умный и прогрессивный предприниматель решит использовать специалистов и научные наработки, толку от этого, скорее всего, будет немного. Почему? Потому что теория вне практики не стоит ни гроша, а типичный дипломированный психолог подобен юноше, изучившему каратэ по книжкам с картинками. Нет, теория полезна. Но не сама по себе, а исключительно в компании с опытом и практикой. И лично я могу уверенно назвать только одну науку, которая строго придерживается этого принципа, — науку военную. Итак, каким образом отечественный бизнесмен набирает свою команду? Увы, несмотря на то, что существуют книги, методики, курсы и высокооплачиваемые специалисты-психологи, нынешний отечественный бизнесмен в большинстве случаев (особенно в начале своей деятельности) комплектует свою команду по принципу разбойничьей шайки. На то есть серьезные причины: Во-первых, так быстрее. Во-вторых, ему кажется, что со своими будет легче работать. В-третьих (и это, пожалуй, главное), заведомая «непрозрачность» затеваемого бизнеса. Из-за налоговых обстоятельств, из-за того, что нельзя «подставлять» бизнес-партнеров... Увы. В нашей стране пока еще совершенно невозможно вести дела исключительно «побелому». Особенно на начальном этапе. Поэтому первыми в команду входят друзья, родственники, знакомые с полезными связями, знаниями и имуществом и т. д. Эта разномастная компания обычно делится на две категории: Те, кому лично доверяет лидер: брат, любовница, друг детства... Те, кто может принести пользу: посыльный из рекламного агентства, сосед с полугрузовичком, подруга матери с бухгалтерским образованием... Бывает (редко, что оба качества сочетаются. Бывает (чаще), что «группа поддержки» — изначально спаянная команда, люди, которые вместе работали, служили или учились. У таких шансы на успех, особенно на первых порах, существенно выше. Это подтверждается и логикой и статистикой. Группа молодых энергичных ребят, которым надоело «работать на дядю», у которых есть идеи в уже известной им сфере деятельности, кое-какие связи и опыт, даже если у них нет четко проявленного лидера, все равно довольно быстро добьются первого успеха. Это совершенно естественно, так как разбойничья шайка, чье ядро составляет несколько обученных сержантов, сразу потеснит всяких там любителей подебоширить из среды крестьянской молодежи. У такой группы сложности начнутся на втором этапе, и если им не удастся четко определиться с лидером, то «шайка» потеряет изначальное преимущество сработавшейся команды и распадется. То есть каждый из ее участников вернется к исходному положению. Правда, как правило, к этому времени у него уже будут кое-какие накопления: небольшой капитал, фонды, связи и опыт. Так что этот способ входа в бизнес является одним из самых распространенных. Однако вернемся к базовому варианту. Итак: Есть начинающий бизнесмен, лидер и есть «группа поддержки», которая делится на две категории: «свои люди» и «полезные люди». Трудности, с которыми немедленно столкнется такой бизнесмен, можно сформулировать следующим образом: А. С теми, с кем очень здорово отдыхать и веселиться, может оказаться практически невозможно заниматься делом. Б. Те, кто был взят в команду ради конкретных полезных свойств, данными свойствами на самом деле не обладают. Полугрузовичок постоянно ломается, посыльного в рекламном агентстве в грош не ставят, а подруга матери закончила курсы в 1970 году и компьютер видела только по телевизору. Забавно, но факт. С подобными трудностями сталкиваются не только начинающие бизнесмены, но и вполне продвинутые предприниматели. И если у начинающих может просто не быть выбора, и они вынуждены принимать на службу даже «ограниченно годных», то «продвинутые», которые могли бы более тщательно отбирать людей, очень часто просто не умеют этого делать и действуют по тому же шаблону, с которого начинали. И уверены при этом, что действуют правильно, поскольку уже делали так раньше — и срабатывало. Да, такое бывает. Бывает, что и брак, заключенный «по нужде» в тинейджерском возрасте, оказывается удачным. Эдак в одном случае из тысячи шестисот, если верить той же статистике. Нет, я не имею ничего против «семейных» (Здесь имеется в виду коллектив, набранный из родственников, а не фирма, в которой используют «семейные» (мафиозные, феодальные, корпоративные и т. д.) принципы руководства) фирм. Если речь идет о маленьком кафе или магазинчике. Поначалу так проще. Поначалу мы часто вынуждены не выбирать, а обходиться тем, что под рукой. Но как только у Вас появится возможность заменить «ограниченно годный» контингент более перспективными и профессиональными сотрудниками, сделайте это немедленно. В конце концов, кому Вы предпочтете доверить ремонт своей машины: профессионалу-механику с отличными рекомендациями или любителю-соседу, который вот уже пятый год поддерживает на ходу свой «Запорожец»? ...Соседу? Почему? ...Что, совсем нет денег? Только двадцать долларов? А занять? Уже не дают. Ну тогда понятно. Что ж, дерзайте! Есть люди, которым нравится ходить пешком. Для здоровья полезно и нервы успокаивает. А сейчас — идеологическое отступление.
|