Навигация

 

 

Главная
Карта сайта
 

 

 

 

 

Версия для печати Отправить на e-mail

9 августа - День первой в российской истории морской победы под командованием Петра 1 над шведами при мысе Гангут (1714 год).

Первый крупный успех на море пришёл летом 1714 года. В июне 1714 года галерный флот под командованием Ф.М. Апраксина доставил провиант в Гельсингфорс и должен был следовать в Або, но путь туда преграждала шведская эскадра в составе 16 крупных кораблей, 8 галер и 5 других судов, стоявших у мыса Гангут.

 

18 июля к месту расположения галерного флота прибыл Пётр 1. 21 июля он произвёл рекогносцировку неприятельского флота. А не следующий день обследовал Гангутский полуостров, на котором обнаружил узкий перешеек длиной 1170 саженей. После рекогносцировки Петр 1 разработал оригинальный план атаки неприятеля. Замысел состоял в том,  чтобы  в узкой части полуострова устроить «переволоку» из брёвен для  перетаскивания лёгких судов на противоположный берег для перетаскивания лёгких судов на противоположный берег и этой демонстрацией ввести неприятеля в заблуждение. Шведы попались на эту уловку: стремясь помешать перетаскивать суда, они раздробили силы, чем немедленно воспользовался Пётр.

 

26 июля состоялся Военный совет, на котором было решено «послать 20 скампавей проехать мимо неприятельского флота, затем ещё 15 скампавей. Шведы непрерывно палили из пушек, но это была бесполезная трата пороха и ядер: русские быстроходные полугалеры оказались вне досягаемости их корабельной артиллерии. Когда русская эскадра готовилась к бою, Апраксин послал парламентёра с предложением о сдаче. Оно было отклонено. На корабле адмирала был поднят синий флаг, а затем раздался пушечный выстрел. По этим сигналам в 3 часа дня началось знаменитое Гангутское сражение.

 

Авангард русского флота под командованием шаутбейнахта Петра Михайлова атаковал не всю шведскую эскадру, а блокированный отряд контр-адмирала Эреншильда, состоявший из фрегата  «Элефант» и 9 более мелких кораблей. Шведы располагали более мощной артиллерией (116 пушек против 23), что нисколько не смутило Петра.

 

2 часа шведам удавалось отбивать натиски русских, а затем «галеры одна по одной, а потом и фрегат взяты, и так крепко неприятеля оборонялись, что ни единое судно без абордирования от наших не отдалось. Эреншильд спустил флаг, а сам решил бежать, но был взят в плен».

 

Кровопролитное сражение закончилось полной победой русского флота. Штиль помешал шведской эскадре оказать помощь терпящему катастрофу отряду Эреншильда. В результате все его корабли стали трофеями русских: фрегат «Элефант», 6 галер и 3 шхербота, пленен 941 рядовой и офицер, захвачено 116 пушек.

 

Успех русского флота привёл в ужас шведский двор в Стокгольме: он начал эвакуироваться из столицы. Гангутская победа знаменита не уроном, нанесённым шведам, а моральным значением для русского флота, его первым боевым крещением, когда он обнаружил способность противостоять флоту державы, числившейся в ряду морских.

 

9 сентября 1714 года население Петербурга торжествовало, встречая победителей. В Неву вошли расцвеченные флагами 3 русские галеры. За ними следовали захваченные шведские корабли. Затем показалась командирская галера шаутбейнахта Петра Михайлова. Процессию замыкали две галеры с солдатами. Парад был продолжен на суше: победители несли штандарты и прочие трофеи. Среди пленных находился и Эреншильд. Шествие замыкали батальоны  Преображенского полка во главе с Петром 1.

 

«Воины! Вы не должны помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, за православную нашу веру и церковь».

 

 Пётр 1

 

 

 
Copyright © 2006