Навигация

 

 

Главная
Карта сайта
 

 

 

 

 

18 апреля - победа русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере Версия для печати Отправить на e-mail

Ледовое побоище 1242 года – битва русского войска с    рыцарями немецкого Ливонского ордена на льду Чудского озера, завершившаяся полным разгромом захватчиков. Умело используя местность и численное преимущество русских войск (15 -17 тыс. человек) в пехоте и учитывая тактику противника (наступление «клином»), возглавлявший русское войско князь Александр Невский 2/3 своих сил выделил на фланги, с тем чтобы охватить его с двух сторон. Рыцарское войско (10 -12 тыс. человек) в начале битвы  прорвало центр русского боевого порядка и втянулось в жестокую рукопашную схватку с фланговыми полками, которые лишили их возможности маневра. Удар засадных дружин довершил окружение орденского войска.

 

Под тяжестью рыцарской конницы лёд на озере подломился и многие рыцари утонули. Вырвавшихся из окружения преследовала русская конница, завершив их разгром.

 

 

 

Ледовое побоище – одно из выдающихся сражений средневековья, классический образец окружения противника. Русское войско превзошло противника в военной организации и тактике, проявило высокую доблесть и мужество. Победа в Ледовом побоище сорвала агрессивные планы крестоносцев, на многие годы обезопасила западные границы Руси.

 

 Загадки Ледового побоища

 

В апреле этого года будет отмечаться очередная, годовщина со дня знаменитой битвы древности – Ледового побоища, когда на Чудском озере дружина Александра Не­вского нанесла сокрушительное поражение рыцарям Ливон­ского ордена. Об этом событии написано огромное количе­ство книг, однако и по сей день остается немало "белых пятен". Так, например, до сих пор неизвестны места захоронения погибших воинов, не могут определиться ученые и с точными координатами знаменитого сражения.

 

В древних русских летописях, а также в Ливонской рифмованной хронике подробно описаны как события,        предшествовавшие битве, так и ее ход. Указаны ори­ентиры сражения: "на Чудском озере, у урочища Узмень, у Воро­ньего камня". Местные же преда­ния уточняют, что битва была сразу за деревней Самолвой. А на рисунке-миниатюре Лицевого свода о Ледовом побоище изобра­жено противостояние сторон перед битвой. Причем на заднем плане видны оборонительные валы, каменные и другие стро­ения, которых, согласитесь, никак не могло бы быть, схлест­нись противники в роковой схватке на льду озера. Но самое удивительное состоит в том, что ни в одном из источников нет ни единого упоминания об острове Вороний (или ином острове) вблизи места битвы. Это прин­ципиальный момент.

После долгих бесплодных поисков хоть каких-нибудь следов битвы, ученые стали выдвигать различные гипотезы о месте сра­жения, строя их в основном на личных предположениях. Тогда-то, вероятно, внимание истори­ков и привлек остров Вороний, где они надеялись обнаружить знаменитый Вороний камень. Ги­потеза о том, что битва происхо­дила именно у этого острова, была принята в качестве основ­ной версии, хотя противоречила как здравому смыслу, так и лето­писным источникам. Совершен­но непонятными и нелогичными в этой связи становятся передви­жения дружины Невского, а также абсолютно неясно, зачем тяжелой коннице рыцарей надо было идти через Чудское озеро по весеннему льду к острову Воро­ний, где и в лютые-то морозы вода во многих местах не промер­зает на достаточную глубину. При этом необходимо учесть, что начало апреля в этих местах - далеко не самое холодное время года.

Чтобы расставить все точки над "i" и окончательно определиться с местом сражения и захоронения воинов, в 1958 году была создана комплексная экспедиция Акаде­мии наук СССР. За восемь лет ее работы были проведены масштаб­ные исследования, сделан ряд ин­тересных открытий, расширив­ших знания об этом крае, но на главные вопросы ответов так и не было найдено. Не удалось обнару­жить ни захоронений воинов или других следов битвы, ни Воронье­го  камня,   ни  урочища  Узмень.

Тайна так и осталась нераскры­той.

И тут возникает резонный во­прос: а может, не там искали? Ведь нельзя же серьезно отно­ситься к утверждениям, что якобы всех погибших в те време­на войска уносили с собой на родину. А куда в таком случае прикажете девать убитых рыца­рей (не все ведь из них, как из­вестно, "ушли" под лед), большое количество павших в битве лоша­дей? Должно же было что-то ос­таться. Уж если не тела погиб­ших, их доспехи, то хотя бы опи­санные в летописях ориентиры, запечатленные на миниатюрах строения и укрепления. Как быть?

Ответить на многие вопросы помогла кропотливая работа местных краеведов и большой группы московских энтузиастов, которые   решили  не   сковывать

Себя официальной трактовкой событий. После детального и все­стороннего изучения древних ле­тописей, легенд и сказаний, оценки всего комплекса геогра­фических условий была предпри­нята попытка новой "привязки" событий прошлого к местности. Она стала возможной благодаря новым фактам, вскрывшимся после проведенных исследова­ний, в которых применялось все: от последних достижений геоло­гической науки до биолокации. В результате удалось определить наиболее вероятное место Ледо­вого побоища, а также места за­хоронений погибших воинов. Эти захоронения располагаются в двух зонах к востоку от деревни Самолва. Одна из зон находится в полукилометре севернее дерев­ни Таборы и в полутора километ­рах восточнее Самолвы, а вторая зона ( с наибольшим числом захоронений) расположилась чуть дальше первой (см. схему). Можно предположить, что вкли­нивание рыцарей в ряды русских воинов произошло в районе пер­вой зоны захоронений, а в районе второй зоны происходила основ­ная схватка и окружение рыца­рей.

Разгрому Ливонского ордена во многом способствовали суздаль­ские лучники, которых привел накануне сражения из Новгорода брат Невского Андрей Ярославич и которые до поры до времени находились в засаде за деревьями и земляными валами (вспомните летописные миниатюры!) неког­да существовавшего, а теперь стертого с лица земли укрепле­ния.

Исследования показали, что в те далекие времена в районе южнее существующей сейчас де­ревни Козлове находился какой-то укрепленный форпост новго­родцев. Не исключено, что здесь располагался так называемый Старый городец до его переноса на то место, где сейчас находится деревня Кобылье городище. Он был надежно скрыт от рыцарей деревьями, и, судя по всему, именно сюда подошло подкреп­ление Александру Невскому, о котором противник даже не дога­дывался. Это позволило русским воинам в критический момент боя зайти в тыл рыцарям, окру­жить их и обеспечить себе побе­ду. То есть совершить маневр, ко­торый впоследствии (вспомните Куликовскую битву) не раз при­меняли русские полководцы.

Район захоронений погибших воинов указывает, что Ледовое побоище проходило именно здесь, между деревнями Таборы, Козлове и Кобылье городище. Место это относительно ровное. Войска Невского с северо-запад­ной стороны были защищены слабым весенним льдом Чудско­го озера, а с восточной - лесистой местностью, где в засаде, в Ста­ром городце притаились лучники Андрея Ярославича. Рыцари же наступали с юга. Не зная о под­креплении русских и чувствуя свое военное превосходство, они, не долго думая, ринулись в атаку и попали в умело расставленную ловушку. Отсюда видно, что сама битва происходила на суше. Можно наводить любую хулу на рыцарей, но обвинять их в откро­венной глупости, что они, мол, не раздумывая, вышли на бой на слабый апрельский лед в тяжелых доспехах, - по меньшей мере не­разумно. К концу битвы окру­женное рыцарское воинство было оттеснено на лед Чудского озера, где и затонуло.

Исследователями было опреде­лено и наиболее вероятное место нахождения Вороньего камня -на северной окраине деревни Та­боры. По всей вероятности, этот камень имел культовое значение подобно знаменитому Синему камню, который находится на берегу Плещеева озера. Судя по всему, Вороний камень был по каким-то причинам разрушен, но в районе, где он находился, име­ются следы древних сооружений, в том числе и подземных.

Теперь, зная место захороне­ния воинов, можно с достаточ­ной долей уверенности предпо­ложить, как развивались собы­тия.

В "Новгородской первой лето­писи старшего и младшего изво­дов" сказано, что, освободив от рыцарей Псков, Невский сам пошел во владения Ливонского ордена, где пустил своих воинов на "зажитье". Место остановки Невского было где-то на полпути между Псковом и Дерптом, неда­леко от границы слияния Псков­ского и Теплого озер. Здесь, кста­ти, у деревни Мосты, находилась старинная переправа.

Именно сюда, к переправе, ве­роятнее всего и направились войска рыцарей. Узнав об их вы­ступлении, Александр Невский поспешил в район предстоящей битвы, который был, с военной точки зрения, очень выгодным для русских войск. Чтобы при­крыть свой тыл, Невский оставил арьергард в составе отряда Домаша и Кербета. Они вступили в бой с рыцарями уже у деревни Мосты и вскоре были разгромле­ны. Судя по всему, похоронены погибшие были у деревни Чуд­ские заходы. Кстати, такой авто­ритетный ученый, как академик М. Тихомиров, считал, что пер­вая стычка отряда Домаша и Кер­бета с рыцарями произошла на восточном берегу Теплого озера, к юго-западу от деревни Чудская рудница. С точки зрения офици­альной версии, такого просто не могло быть.

Наиболее вероятное место Ледового побоища находится в стороне от оживленных дорог, и добраться сюда можно только на перекладных. Может, именно этим объясняется тот факт, что многие "исследователи" даже не удосужились побывать здесь, предпочитая описывать битву, сидя в своих теплых кабинетах и нисколько не пытаясь хоть как-то объяснить многочисленные нестыковки и противоречия, имеющиеся в официальной вер­сии. Если же признать трактовку событий, изложенную выше, то многие вопросы, над объяснени­ем которых безуспешно бьются ученые, отпадут сами собой. Кстати, этот район у Чудского озера весьма интересен не только с исторической, но и с археоло­гической точки зрения. Судя по всему, здесь имеются древние курганные захоронения, развет­вленная сеть подземелий. А мест­ные жители не раз рассказывали о появлении в этих местах неопо­знанных летающих объектов, а также загадочного "снежного че­ловека".

 

Иван КОЛЬЦОВ,

действительный член

Географического общества

Российской Академии наук

 
Copyright © 2006