ВОПРОСЫ: 1.Вклад российских офицеров в развитие отечественной литературы. 2.Жизнь армии и народа в произведениях военных художников. 3.Российские генералы и офицеры - выдающиеся музыканты. Армия не может жить без культуры. Но и культура не существует без армии. Ведь защита Отечества - это, по сути, и защита культуры, защита всего того, что создано народом, его веры, традиций, обычаев. Культура - это душа народа, то, что бережно сохраняется и передается из поколения в поколение. Эту душу и сердце народа и защищает армия. Но есть и другая сторона, не менее важная. Российские офицеры и сами внесли неоценимый вклад в развитие отечественной культуры. Традицией Российской армии с давних времен было сосредоточение в офицерском корпусе людей не только высокообразованных, но и думающих, творческих. Деятельность российских офицеров распространялась в той или иной мере на все области культуры. < 1 > Наиболее показательным здесь является литература. Среди сотен русских литераторов ХVIII - начала ХХ века примерно каждый третий был офицером или выходцем из офицерской семьи. Навсегда вошли в историю русской литературы поэта Антиох Кантемир, Михаил Собакин, Василий Майков, Гавриил Державин, Яков Княжнин, писатели Александр Сумаруков, Николай Курганов, Михаил Херасков, Андрей Болотов, Николай Новиков, Василий Капнист, Николай Карамзин и многие другие. Выдающее место в русской литературе ХVIII века занимает Г.Д.Державин (1743-1816). Первые десять лет своей службы он прошел простым солдатом. На офицерских должностях Державин прослужил пять лет в 1777 г. был произведен в капитан-поручики, после чего вскоре был переведен на статскую службу. Его ждала завидная карьера - он стал губернатором, государственным казначеем, министром. Но наибольшую известность получил как поэт. Целый ряд державинских од можно по праву назвать военными. Таковы оды поэта "На взятие Измаила", "На переход Альпийских гор" и др., посвященные Суворову А., который был не только героем его стихов, но и поклонником его творчества. ХIХ век был еще более богато и ярко представлен творчеством офицеров. Начало Отечественной войны 1812 года привело в ряды действующей армии не только тех, кто уже носил офицерский мундир, но великое множество других одаренных людей, стремившихся встретить врага с оружием в руках. Попросту бежали в армию юные И.Лажечников и А.Грибоедов, устремился в партизанский отряд А.Погорельский, сменили перо на саблю драматурги М.Загоскин и Н.Хмельницкий. Определились в разные полки известнейшие писатели В.Жуковский, П.Вяземский, К.Батюшков, Сергей и Федор Глинка. Наиболее характерным в этой связи можно назвать творчество героя многих воин и прославленного поэта Дениса ДАВЫДОВА (1784-1839). Не случайно чуть ли не все русские поэты первой трети ХIХ века восторженно воспевали этого человека. Давыдов вошел в историю как "поэт-гусар", "певец-герой". Герой его стихов - лихой рубака, воин-поэт, гусар-гуляка и острослов. За этим живым и озорным миром - воспевание свободы, высоких и благородных чувств. После победы в войне 1812 года передовые русские офицеры выступили решительными сторонниками преобразований в России. Наиболее крупными поэтами из числа офицеров были К.Ф.Рылеев, А.И.Одоевский, Ф.Н.Глинка, оставивший потомкам "Очерки Бородинского сражения" и "Письма русского офицера". Неизмеримо много сделали в этот период для развития отечественной литературы офицеры А.С.Грибоедов, М.Ю.Лермонтов, Е.А.Баратынский, И.А.Крылов, К.Н.Батюшков, В.И.Даль и десятки других великолепных поэтов и прозаиков. Сегодня каждый культурный человек знает, что такое "Словарь Даля", но гораздо меньше людей осведомлены о том, что ... Владимир Иванович Даль (1801-1872) - писатель, лингвист, фольклорист, этнограф, естествоиспытатель, врач - с 13 лет вместе с будущим флотоводцем П.С.Нахимовым обучался в Петербурге в Морском кадетском корпусе. Начал он свою службу 1819 г. в чине мичмана, а в 1826 г. в чине лейтенанта подает в отставку. Получив диплом доктора (в Дерптском университете он учился вместе с будущими известными хирургами Ф.И.Иноземцевым и М.И.Пироговым), в марте 1929 года отправляется на Балканы для участия в русско-турецкой войне; 1831 году в составе русской армии совершает поход в Польшу. Середина Х1Х века выдвинула плеяду писателей-офицеров. "Севастопольские рассказы", которые написал тогда еще молодой артиллерийский офицер Л.М.Толстой, бесспорно свидетельствовали о том, что в литературу пришел новый мощный талант. Дух русского народа показан в этих рассказах через величие рядового солдата. Именно в солдатах Толстой находит проявление силы и достоинства человеческого характера. Не исключение в этом отношении и его гениальный роман "Война и мир". В эти же годы расцветает творчество тончайшего лирика А.Фета, недавнего унтер-офицера кирасирского полка, служившего в гвардейской части в Новгородской губернии. Российскому офицерству ХХ века выпала нелегкая судьба. На его долю пришлось немало испытаний. < 2> Большой вклад внесли российские офицеры в развитие отечественного изобразительного искусства. Военная тема, произведения, отображающие баталии, воинские подвиги, совершенные во имя защиты Родины, всегда занимали в нем значительное место. Однако это отнюдь не означает, что военные художники отображали только войну. В золотой фонд отечественного изобразительного искусства вошли такие выдающиеся имена, как Н.А.Ярошенко, В.В.Верещагин, П.А.Федотов и многие другие. Своеобразной личностью в русской живописи был Николай Андреевич Ярошенко (1864-1898). Сын генерала, он окончил кадетский корпус, Петербургскую артиллерийскую академию и сам дослужился до генерала. Входивший в состав передвижников, Н.А.Ярошенко создал выразительные образы простых людей ("Всю жизнь", "Кочегар"). Всем любителям искусства известно имя Павла Андреевича Федотова (1815-1852), известного русского живописца и рисовальщика. Он родился в семье офицера. Окончил Московский кадетский корпус. Служил прапорщиком лейб-гвардии Финляндского полка в Петербурге. П.А.Федотов считается родоначальником критического реализма в русском изобразительном искусстве. Он ввел в бытовой жанр сюжетную коллизию ("Свежий кавалер","Сватовство майора"). Символ русского искусства батальной живописи продолжает оставаться творчество Василия Васильевича Верещагина (1842-1904).Еще учась в Морском кадетском корпусе, Верещагин посещает рисовальную школу. Окончив Морской корпус, оставляет военную службу и полностью посвящает себя живописи. Однако он навсегда оставался связанным с армией. Чтобы своими глазами увидеть боевые действия, он не однократно бывал на Кавказе и в Туркестане. Его правдивые батальные сцены на темы войны в Туркестане поражают остротой восприятия и передачи чувств ("Смертельно раненный","Апофеоз войны" и др.). Своеобразным явлением в отечественном изобразительном искусстве стала деятельность Студии военных художников имени М.Б.Грекова. Студия военных художников была создана в 1934-1935 г.г. и названа в честь Митрофана Борисовича Грекова ( 1899-1934 ) , художника-баталиста ( "Трубачи Первой Конной","Тачанка" и др.). В Студии работали выдающиеся мастера : подполковник Е.В.Вучетичь, бывший в годы Великой Отечественной войны командиром взвода, командиром батальона, автор знаменитой скульптуры "Воин-освободитель" в Трептов-парке в Берлине, мемориала на Мамаевом Кургане в Волгограде. Значительным событием в нашем искусстве явилось создание коллективом этой Студии шести диорам, показавших важнейшие битвы Великой Отечественной войны, открытых к 50-летнему юбилею Великой Победы в Военно-историческом музее и на Поклонной горе в Москве. < 3> Значительный вклад внесли русские офицеры и в развитии отечественной музыкальной культуры. Прежде всего необходимо отметить наряду с " Пушкиным русской музыки" М.И.Глинкой его современника, гусарского офицера А.А.Алябьева. Участник Отечественной войны 1812 года, неоднократно раненный, награжденный за боевые заслуги несколькими орденами, А.А.Алябьев (1787-1851) вошел в мировую и отечественную музыку прежде всего как автор знаменитого романса "Соловей",который до сих пор является вершиной вокального исполнительства. Однако среди его сочинений и оперы ("Буря","Волшебная ночь","Рыбак и русалки" и др.) и балеты, и камерно-инструментальная, а также театральная музыка. Он одним из первых положил на музыку стихи А.С.Пушкина, а также В.А.Жуковского, А.А.Дельвига, Н.М.Языкова. Мало кто знает, что первый учебник истории музыки и первый музыкальный словарь в России были написаны полковником П.Д.Перепелицыным. Во второй половине XIX века в Петербурге формируется содружество русских композиторов, получившее название "Могучая кучка". В числе "великолепной пятерки",совершившей переворот в развитии не только отечественного, но и мирового классического музыкального искусства, трое были профессиональными офицерами. Слава русской музыки, один из наиболее исполняемых композиторов- Н.А.Римский-Корсаков (1844-1908). Это профессиональный морской офицер, окончивший Петербургский морской корпус. С 1873 по 1884 год он являлся инспектором военно-музыкальных хоров морского ведомства. Именно Н.А. Римскому-Корсакову наше музыкальное искусство обязано тем, что Военно-оркестровая служба России сегодня - одна из ведущих в мире. В школе гвардейских прапорщиков получил профессиональное военное образование один из величайших композиторов России, родоначальник основных направлений музыкального искусство XX века Модест Петрович Мусоргский (1839-1881). Им написаны великие оперы "Борис Годунов","Хованщина",фортепианный цикл "Картинки с выставки", большое количество песен и романсов. В послереволюционное время традиции, заложенные великими предками, развивали в армии прежде всего профессиональные военно-художественные творческие коллективы- военные оркестры и ансамбли песни и пляски. Сегодня никто не осмелится отрицать, что воины Российской армии, и прежде всего ее офицерство, внесли достойный вклад в развитие российской культуры и духовное просвещение своего народа. К какой -бы области культурной жизни России ни обратился наш взор повсюду люди в погонах стоят в первых рядах ее творцов, создавая своим умом и талантом то, что они защищали и защищают с оружием в руках, не жалея жизни.
|