Навигация

 

 

Главная
Карта сайта
 

 

 

 

 

Правовые основы обеспечения социальной защиты военнослужащих Версия для печати Отправить на e-mail

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ

ЗАЩИТЫ  ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ

В ХОДЕ РЕФОРМЫ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

1. Правовое регулирование социальной защиты военнослужащих в условиях военной реформы.

2. Перспективы развития нормативно-правовой базы о правах и льготах  военнослужащих в ходе реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации

Опыт военных реформ в нашей стране, других государствах свидетельствует, что государственная идеология военной реформы должна исходить из того, что жизнь военнослужащих - государственная ценность, их личные свободы - неприкосновенны, а их неизбежные ограничения и риск компенсируются дополнительными правами и льготами, престижностью военной службы.

Говоря о социальных аспектах военной реформы, следует подчеркнуть, что прежде всего необходимо обеспечить полную реализацию всех правовых норм о социальной защите военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию “Порядок во власти - порядок в стране. (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)” отмечено, что федеральное законодательство, определяющее права и льготы, которыми пользуются военнослужащие в соответствии с условиями контракта о прохождении военной службы, не выполняются в полном объеме. Поэтому не случайно повышение социального статуса военнослужащих, обеспечение их социальной защиты определено в качестве неотъемлемой составной части военной реформы.

 

1. Правовое регулирование социальной защиты военнослужащих в условиях военной реформы.

 

Министерством обороны Российской Федерации прилагаются большие усилия по созданию достойных условий для жизни и деятельности всех категорий военнослужащих и членов их семей, чтобы военная служба стала привлекательной и почетной. Одним из основных направлений этой деятельности является законодательное закрепление социальных льгот и гарантий и их последующее расширение с целью улучшения социальной защищенности военнослужащих и членов их семей.

Основополагающим нормативным актом в этой сфере является Закон Российской Федерации “О статусе военнослужащих”, который устанавливает следующие правовые основы их социальной защиты:

- правовые основы защиты свободы, чести и достоинства военнослужащих;

- право на труд;

- право на регламентированное служебное время и время для отдыха;

- право на денежное довольствие, дополнительные  денежные выплаты;

- право на продовольственное и вещевое обеспечение, торгово-бытовое обслуживание;

- право на жилище;

- право на охрану жизни, здоровья, медицинскую помощь;

- право на собственность, льготы по налогам;

- страховые гарантии военнослужащим;

- право на образование и права в области культуры;

- права при увольнении с военной службы и право на трудоустройство;

- основы социальной защиты членов семей военнослужащих;

- право военнослужащего на обжалование неправомерных действий.

Защита чести, свободы и достоинства военнослужащих (ст.5) определяется тем, что ее гарантирует государство. Никто не вправе вмешиваться в служебную деятельность военнослужащих, кроме лиц, уполномоченных на то законодательством. Оскорбление военнослужащих, насилие и угроза применения насилия, посягательство на их жизнь, здоровье, честь и достоинство, жилище, имущество, а равно другие действия, нарушающие и ущемляющие их права в связи с исполнением обязанностей военной службы, признаются отягчающими вину обстоятельствами при определении ответственности и назначении наказания.

Право на свободу передвижения и выбор места жительства (ст.6) реализуется военнослужащими с учетом необходимости поддержания боевой готовности воинских частей и обеспечения своевременного прибытия к месту службы. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, вправе свободно передвигаться в расположении воинских частей и в пределах гарнизонов, в которые они уволены из расположения воинских частей. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, имеют право на изменение места службы, в том числе и с переводом в другую местность, по основаниям, устанавливаемым Положением о прохождении военной службы. При увольнении с военной службы они имеют право на выбор места жительства  в любом населенном пункте Российской Федерации.

Право на труд (ст.10) реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы. Государство гарантирует военнослужащим, проходящим военную службу по контракту:

- занятие воинских должностей, перемещение и повышение по службе в соответствии с полученной квалификацией, достигнутыми результатами в службе на конкурсной основе;

- повышение профессиональной квалификации с учетом интересов военной службы и их собственного выбора.

Время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в и общий трудовой стаж работы по специальности из расчета один месяц военной службы за один месяц работы, а на военной службе по призыву - один месяц военной службы за два месяца работы.

Женам (мужьям) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в общий трудовой стаж для назначения пенсии засчитывается время совместного проживания с мужьями (женами) в местах их службы, где отсутствовала возможность их трудоустройства. В этот же период женам (мужьям) военнослужащих по контракту выплачивается ежемесячное пособие.

Военнослужащие не вправе совмещать военную службу с работой на предприятиях, в учреждения и организациях, за исключением занятий научной, преподавательской и творческой деятельностью, если она не препятствует исполнению обязанностей военной службы.

Право военнослужащих на отдых определяется статьей 11 Закона РФ “О статусе военнослужащих”. В соответствии  с данной статьей общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не должна превышать нормальной продолжительности еженедельного рабочего времени, установленной законодательством РФ о труде. В случае привлечения военнослужащих по контракту к исполнению служебных обязанностей сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени и невозможности компенсировать это отдыхом с другие дни недели, такое время суммируется и предоставляется военнослужащим в виде дополнительных дней отдыха, которые могут быть присоединены к основному отпуску.

Военнослужащим по призыву ежедневно, за исключением случаев, предусмотренных уставами, предоставляется не менее 8 часов для сна и 2 часов личного времени.

Военнослужащим по контракту ежегодно предоставляется основной отпуск следующей продолжительности:

- военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет менее 10 лет - 30 суток, 10 лет и более - 35 суток; 15 лет и более - 40 суток; 20 лет и более -  45 суток.

 - военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, один основной отпуск: для солдат - 30 суток, для сержантов - 35 суток.

Военнослужащим - участникам войны, а также проходящим службу в тяжелых, неблагоприятных климатических и экологических условиях, продолжительность основного отпуска увеличивается на 15 суток. При этом общая продолжительность основного отпуска не должна превышать 60 суток, не считая времени на проезд к месту проведения отпуска и обратно.

Кроме того, закон предусматривает предоставление военнослужащим дополнительных отпусков: учебные, творческие, по болезни, по личным обстоятельствам.

Денежное довольствие военнослужащих состоит из месячного оклада по воинской должности и месячного оклада по воинскому званию. При этом оклады по первичным должностям солдат и сержантов, проходящих военную службу по призыву, не могут быть менее пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда, а оклады по воинскому званию - менее половины должностных окладов.

 Законом “О статусе военнослужащих” и изданными в его развитие подзаконными актами предусмотрены также надбавки и дополнительные денежные выплаты:

- единовременное денежное вознаграждение по итогам календарного (учебного) года по решению командира воинской части в размере трех окладов денежного содержания;

- ежегодная выплата материальной помощи: к отпуску, в случае тяжелого материального положения или личных (семейных) обстоятельств,  а также  в иных случаях в размере двух окладов месячного денежного содержания;

- выплата премии за личный вклад и достигнутые результаты в боевой подготовке, освоение специальных заданий командования и добросовестное исполнение служебных обязанностей в размере трех окладов денежного содержания в календарном году;

- ежемесячная надбавка за сложность и специальный режим службы в размере до 50% оклада по воинской должности, устанавливаемая командирами частей (начальниками учреждений);

- денежное вознаграждение за несение караульной службы за каждый суточный наряд в размере полевых денег, а за наряд по охране объектов только ночью в половинном размере установленной нормы полевых денег;

- дотация на лечение (единовременное пособие) в размере четырех установленных законом на день предоставления отпуска минимальных размеров оплаты труда при убытии в отпуск по болезни (на основании заключения военно-врачебной комиссии) для военнослужащих по призыву и курсантов;

- подъемное пособие, связанное с фактическим переездом из одного населенного пункта в другой к месту постоянной дислокации воинской части (подразделения) и изменением места жительства в размере двух окладов денежного содержания на самого военнослужащего и половины оклада денежного содержания на каждого члена семьи, переехавшего для постоянного проживания к новому месту службы;

- выплата в размере твердой ставки (суточные) за каждый день нахождения в пути на военнослужащего и на каждого члена его семьи по установленным для служебных командировок нормам, при переезде к новому месту службы или дислокации воинской части для постоянного проживания (службы);

- предоставление беспроцентной ссуды на первоначальное обзаведение на срок до трех лет в размере до двенадцати окладов денежного содержания в случаях:

в течение трех месяцев с момента назначения на воинскую должность после окончания военно-учебного заведения и получения первого офицерского звания;

в течение трех месяцев после назначения на воинскую должность при заключении первого контракта о прохождении военной службы на срок пять лет и более;

в течение трех месяцев с момента заключения первого брака;

- единовременное пособие при увольнении с военной службы при общей продолжительности военной службы в размере:

менее 10 лет - 5 окладов денежного содержания;

от 10 до 15 лет - 10 окладов денежного содержания;

от 15 до 20 лет - 15 окладов денежного содержания;

свыше 20 лет - 20 окладов денежного содержания;

- единовременное пособие при увольнении с военной службы по другим основаниям - в размере 40% указанных размеров;

- увеличение размера единовременного пособия, выплачиваемого  при увольнении с военной службы, на два оклада денежного содержания военнослужащим, награжденным в период прохождения военной службы государственным орденом (орденами) Российской Федерации или бывшего СССР;

- ежемесячная процентная надбавка к окладу по воинской должности (должностному окладу, тарифной ставке) за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - от 10 до 25% (в зависимости от степени секретности документов);

- ежегодная денежная компенсация на санаторно-курортное лечение независимо от приобретения путевки в размере 6 минимальных размеров оплаты труда на самого военнослужащего и в размере трех минимальных размеров оплаты труда (на момент убытия в отпуск) на жену (мужа) и каждого несовершеннолетнего ребенка.

Продовольственное обеспечение военнослужащих (статья 14) осуществляется в соответствии с положением о продовольственном обеспечении военнослужащих в одной из следующих форм:

- организация питания по месту военной службы;

- выдача продовольственного пайка;

- выплата денежной компенсации взамен продовольственного пайка.

Обеспечение военнослужащих вещевым имуществом (статья 14) осуществляется на основе Положения о вещевом обеспечении. Военнослужащие имеют право на получение взамен отдельных предметов вещевого имущества денежной компенсации.

Право на жилище (статья 15). Военнослужащим по контракту и совместно проживающим с ними членам семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия к новому месту службы жилые помещения по нормам и в порядке, предусмотренными жилищным законодательством. Военнослужащим по контракту на первые пять лет службы (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях) предоставляются служебные жилые помещения или общежития. В течение этого срока за ними сохраняется право на жилые помещения, занимаемые до поступления на военную службу. При продолжении военной службы сверх пяти лет им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, по их желанию предоставляется право на вступление в жилищные кооперативы либо на получение земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов.

Граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном месте жительства. При невозможности предоставления жилых помещений по установленным нормам в трехмесячный срок, органы местного самоуправления обязаны временно разместить граждан, уволенных с военной службы, или выплачивать им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, оплачивают всю занимаемую ими  и проживающими вместе с ними членами их семей  жилую площадь, коммунальные услуги, а также установку и пользование телефоном в размере 50%.

Военнослужащим, не имеющим жилых помещений для постоянного проживания или нуждающимся в улучшении жилищных условий, оказывается безвозмездная финансовая помощь для строительства (покупки) жилья:

- имеющим общую продолжительность военной службы от 10 до 25 лет - не менее 75% стоимости жилья или кредита банка;

- имеющим общую продолжительность военной службы от 25 лет и более - 100%.

Эта льгота сохраняется и за гражданами, уволенными с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Право на охрану жизни, здоровья, медицинскую помощь (статья 16). Военнослужащие имеют право на бесплатную медицинскую помощь в военно-медицинских учреждениях. В неотложных случаях медицинская помощь оказывается беспрепятственно и бесплатно в учреждениях здравоохранения. Члены семей офицеров, а также лица, находящиеся на их иждивении, имеют право на бесплатную медицинскую помощь в военно-медицинских учреждениях. При амбулаторном лечении лекарства членам семей отпускаются за плату по розничным ценам, кроме случаев, когда в соответствии с законодательством плата не взимается.

Законом РФ “О статусе военнослужащих” предусмотрен также ряд других льгот для военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей.

Законодательство о социальной защите военнослужащих находится в постоянном развитии. Достаточно только сказать, что с 1993 по 1995 год было принято более 50 нормативных актов в этой области: 19 федеральных законов, 3 постановления Парламента, свыше 20 указов Президента Российской Федерации и 75 постановлений Правительства РФ, а также большое количество ведомственных нормативных актов. Федеральными законами внесены изменения и дополнения в законы: “О статусе военнослужащих”, “О воинской обязанности и военной службе”, “Об обороне”, “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей”, “О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах”, “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС” и другие.

В 1996-1997 годах работа над совершенствованием правовой базы социальной защиты военнослужащих была продолжена. Одним из приоритетных направлений этой деятельности явилось создание нормативной базы социальной защиты военнослужащих, выполняющих (выполнявших) задачи в Чеченской Республике. В указанный период издано 4 Указа Президента РФ и 2 постановления Правительства, устанавливающие дополнительные льготы и гарантии для указанной категории военнослужащих и членов их семей. В частности, в соответствии с Указом Президента РФ от 12 июня 1996 года № 863 установлен льготный порядок исчисления срока прохождения военной службы в воинском звании - один месяц военной службы за 3 месяца; военнослужащим, выполнявшим задачи в Чеченской Республике, предоставлено право поступления в военные образовательные учреждения профессионального образования и военные академии без вступительных экзаменов; эти военнослужащие в первоочередном порядке обеспечиваются путевками в лечебно-оздоровительные учреждения. Размеры страховых сумм, выплачиваемых военнослужащим, проходящим военную службу по призыву в условиях выполнения задач в Чеченской Республике, определяются исходя из месячного оклада по воинской должности, установленного для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на соответствующих должностях.

Указом Президента РФ от 12 июня 1996 года № 861 установлены размеры и порядок выплаты компенсаций семьям военнослужащих, пропавших без вести при выполнении задач в Чеченской Республике.

Новые условия, в которые вступают Вооруженные Силы Российской Федерации в связи с начавшимся процессом их реформирования, требуют новых подходов к решению задач социальной защиты военнослужащих и членов их семей. Об этом пойдет речь во втором вопросе.

2. Перспективы развития нормативно-правовой базы о правах и льготах  военнослужащих в ходе реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации

Опыт работы по совершенствованию правовой базы социальной защиты военнослужащих показывает, что наиболее эффективным способом решения этой задачи является перспективное планирование нормотворческой деятельности. Исходя из этого, разработан Перечень государственных мер по усилению социальной защищенности военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на 1997-2000 годы, утвержденный решением Правительственной  комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей 15 января 1997 года. Комплекс мер, предусмотренных Перечнем, основан на исследованиях основных тенденций социального развития общества и Вооруженных Сил, анализе результатов выполнения мероприятий, предусмотренных Программой первоочередных государственных мер по усилению социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в условия экономической и военной реформ, утвержденной распоряжением Президента РФ от 27 марта 1993 года № 203-рп.

Меры, предусмотренные Перечнем, призваны обеспечить на среднесрочную перспективу координацию действий органов государственной власти и управления по разработке предложений, направленных на решение наиболее острых социальных проблем военнослужащих и членов их семей. Особенностью данного Перечня является то, что он направлен прежде всего на усиление адресной социальной поддержки категорий военнослужащих, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. К таким категориям Перечень относит: военнослужащих, выполнявших задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах; ветеранов боевых действий на территориях других государств; ветеранов военной службы; ветеранов подразделений особого риска; граждан, уволенных с военной службы без права на пенсию; членов семей погибших (умерших) военнослужащих.

Перечень состоит из разделов:

- меры по повышению престижности военной службы и подготовки к ней молодежи;

- медицинское обслуживание военнослужащих, ветеранов боевых действий и военной службы;

- жилищное обеспечение  военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы;

- обеспечение занятости и переподготовки граждан, уволенных с военной службы, на гражданские специальности;

- социальное обслуживание и медико-социальная реабилитация ветеранов боевых действий, военной службы, инвалидов военной травмы, ветеранов подразделений особого риска.

Перечень предусматривает разработку и принятие в период 1997-2000 гг. 4 указов Президента РФ и 15 постановлений Правительства РФ по различным аспектам социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей. Кроме того, предусматривается разработка и внесение в Государственную Думу проектов 7 федеральных законов, направленных на усиление социальной защищенности военнослужащих.

22 сентября 1997 года решением Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в указанный Перечень внесены дополнения, касающиеся усиления социальной защищенности военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы в связи с военной реформой.

Вопросы, касающиеся решения вопросов социальной защиты военнослужащих, содержатся практически во всех нормативно-правовых актах, принятых в последнее время по проблемам реформирования Вооруженных Сил.

Прежде всего следует назвать Указ Президента РФ от 16 июля 1997 года № 725с “О первоочередных мерах по реформированию Вооруженных Сил Российской Федерации и совершенствованию их структуры”.

Вопросам социальной защиты военнослужащих в условиях проведения военной реформы в данном Указе уделено особое внимание. Правительству Российской Федерации предписано разработать и представить в установленном порядке предложения по обеспечению целевого финансирования сокращения Вооруженных Сил РФ с учетом проведения мероприятий по социальной защите увольняемых с военной службы военнослужащих. Установлено, что средства, получаемые от приватизации организаций, выводимых из состава Вооруженных Сил, и недвижимого имущества, от реализации высвобождаемых, неиспользуемых и списанных вооружения, военной техники и имущества Вооруженных Сил РФ, продуктов утилизации вооружения и военной техники, а также от использования имущества Вооруженных Сил и оказания ими услуг на договорной основе, переводятся на специальный счет Министерства обороны РФ и используются для финансирования мероприятий, направленных на обеспечение социальной защиты увольняемых с военной службы военнослужащих (в том числе на приобретение для них жилья) и других мероприятий, связанных с реформированием Вооруженных Сил. В Российской Федерации имеется положительный опыт в решении этой проблемы: за последние 4 года за счет реализации высвобождаемого имущества обеспечено жильем 10,2 тысяч военнослужащих.

Указами Президента Российской Федерации о реформировании строительных, ремонтных и других хозрасчетных предприятий Министерства обороны РФ (Указ от 8 июля 1997 года № 692  “О реформировании государственных унитарных предприятий, входящих в состав органов строительства и расквартирования войск Вооруженных Сил Российской Федерации”; Указ от 16 июля 1997 года № 726 “О Федеральном дорожно-строительном управлении при Федеральной дорожной службе России”; Указ от 16 июля 1997 года № 727 “О совершенствовании управления специальным строительством в Российской Федерации”; Указ от 23 июля 1997 года № 775 “Об изменении порядка реализации высвобождаемого военного имущества, акционирования и приватизации предприятий военной торговли”) предусмотрено увольнение значительного числа военнослужащих и гражданского персонала данных предприятий. В связи с этим, указами предусмотрены меры их социальной защиты: на них распространены льготы, предоставляемые работникам при приватизации государственных унитарных предприятий, установленные Указом Президента РФ от 22 июля 1994 года № 1535, в соответствии с которым предусматривается:

-передача работникам приватизируемых предприятий единовременно и безвозмездно именных акций, составляющих 25% от уставного капитала, на сумму не более 20-кратного минимального размера оплаты труда на одного работника;

- продажа акций по закрытой подписке со скидкой на 30% от их стоимости с предоставлением рассрочки до 3 месяцев при первоначальном взносе не менее 50% стоимости обыкновенных акций, составляющих до 10% уставного капитала, но на сумму не более 6-кратного минимального размера оплаты труда на одного работника.

В настоящее время идет активная работа по подготовке нормативных актов по совершенствованию системы денежного довольствия военнослужащих, направленных на приведения окладов денежного довольствия в соответствие с пунктом 2 статьи 12 Закона РФ “О статусе военнослужащих”, согласно которому оклады по первичным воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее пяти минимальных размеров оплаты труда, а оклады по воинским званиям не могут быть менее половины воинских должностных окладов. Исходя из этого, планируется до 2001 года повысить денежное содержание военнослужащих в 2 раза, а к 2005 году - в 2,5 раза.

Другая не менее болезненная проблема, требующая своего разрешения в ходе военной реформы - обеспечение военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, жильем. На 1 сентября 1997 года в Вооруженных Силах числилось более 87 тысяч бесквартирных военнослужащих.  Принимавшиеся в последние годы жилищные программы вследствие недофинансирования не выполняются. В этих условиях руководство Министерства обороны принимает меры к изысканию новых, нетрадиционных подходов к решению этой проблемы. Эти меры предусматривают:

- внедрение сертификатной жилищной программы для военнослужащих и граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков;

- переход к обеспечению военнослужащих служебными жилыми помещениями на время прохождения военной службы и накоплению средств на их личных счетах, позволяющих приобрести постоянное жилье при увольнении в запас или отставку.

Важным нормативным актом в этой сфере является Указ Президента Российской Федерации от 30 сентября 1997 года № 1062 “О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан”.

 Указом установлено, что приоритетной формой бюджетного финансирования расходов на обеспечение постоянным жильем военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, а также граждан, подлежащих переселению из закрытых и обособленных военных городков, является выпуск и погашение жилищных сертификатов. Погашение государственных жилищных сертификатов, выдаваемых военнослужащим, будет осуществляться за счет средств федерального бюджета, выделяемых на жилищное строительство федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, и на финансирование федеральных целевых программ жилищного строительства.

Правительству Российской Федерации дано поручение утвердить порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых военнослужащим и некоторым другим категориям граждан.

Суть накопительной жилищной программы, согласно подготовленным Министерством обороны проектам нормативных актов по данному вопросу, заключается в постепенном накоплении средств на личных лицевых жилищных счетах военнослужащих в период прохождения ими военной службы и проживания в служебных жилых помещениях. Это позволит им после 15 лет непрерывной службы приобрести квартиру по избранному после увольнения с военной службы месту жительства.

На первом этапе, который планируется начать с 1998 года, к данной программе будут привлечены 20 тысяч выпускников военно-учебных заведений. В течение последующих 15 - 20 лет к реализации накопительной жилищной программы будут привлечены 300 - 400 тысяч военнослужащих, что составит большую часть предполагаемой численности офицеров и прапорщиков (мичманов) Вооруженных Сил Российской Федерации. Это позволит завершить формирование фонда служебных жилых помещений под штатную численность соединений и воинских частей, обеспечить его своевременное освобождение и прекратить дальнейший рост инфраструктуры военных гарнизонов. Кроме того, это стабилизирует расходы на содержание военных городков и практически ликвидирует потери жилищного  фонда Министерства обороны РФ.

На решение жилищной проблемы направлены также другие проекты, подготовленные в Министерстве обороны РФ:

- проект постановления Правительства РФ, утверждающий Положение о фонде служебных жилых помещений и порядке обеспечения служебными жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации. Он определяет основные принципы формирования такого фонда, порядок предоставления служебных жилых помещений, их содержания, пользования ими и освобождения;

- проект типового договора найма военнослужащими служебных жилых помещений;

- предложения по внедрению компьютерной системы персонального  учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилья и в улучшении жилищных условий. Реализация указанных мер будет способствовать постепенному снижению остроты в решении самой наболевшей социальной проблемы в армии и на флоте - обеспечении военнослужащих и членов их семей жильем.

В ходе осуществления военной реформы, как уже отмечалось выше, произойдет значительное сокращение численности Вооруженных Сил. Это делает особенно актуальной проблему переподготовки на гражданские профессии и трудоустройство граждан, уволенных с военной службы.

В нашей стране имеется достаточно большой опыт решения данной проблемы. В ходе сокращения Вооруженных Сил после 1991 года создана система переподготовки, профессиональной ориентации и трудоустройства увольняемых с военной службы военнослужащих и членов их семей. Создана и нормативно-правовая база для решения этой задачи. В соответствии с данными нормативно-правовыми актами переподготовка военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей осуществляется по следующим программным направлениям:

- выполнение Программы переподготовки кадров в условиях широкомасштабного сокращения Вооруженных Сил и конверсии военного производства в Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1081. В ходе ее выполнения созданы 13 учебных центров, в которых прошли переподготовку более 2 тыс. человек;

- реализация Российско-Германской программы подготовки и переподготовки по гражданским специальностям увольняемых с военной службы в связи с сокращением Вооруженных Сил РФ военнослужащих  российских войск, выведенных из ФРГ, и членов их семей, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 23 августа 1993 года № 844. В ходе ее выполнения создано 10 учебных центров с общим количеством учебных мест - 2450;

- деятельность Всероссийского центра переподготовки офицеров запаса. По состоянию на 1.08.97 в его системе функционируют 29 региональных учебных центров с охватом 43 военных городков в 29 краях и областях России. По состоянию на июнь 1997 года в данной системе прошли переподготовку более 20 тыс. человек. До конца 1997 года планируется образовать в крупных городах дополнительно 5 учебных центров и 15 филиалов в отдаленных военных городках. При ВЦПО создан и функционирует Центр развития и поддержки малого предпринимательства офицеров запаса. При поддержке местной администрации уже создано более 200 таких предприятий;

- функционирование 69 учебных центров профессионального обучения Государственной службы занятости РФ. Правительство РФ в своем Постановлении от 2 февраля 1996 года № 94 (пролонгировано до 2000 года Постановлением Правительства РФ от 22 января 1997 № 65) предоставило право Государственной службе занятости РФ направлять для профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации и оплачивать за счет средств Государственного фонда занятости стоимость обучения граждан в возрасте до 45 лет, уволенных с военной службы;

- создание негосударственных учебных центров. Сегодня действуют около 60 таких учебных заведений.

В 1996 году впервые перечень мероприятий по вопросам профессионального консультирования, переподготовки и трудоустройства граждан, уволенных с военной службы, включен отдельным разделом в Федеральную программу содействия занятости населения РФ на 1996-1997 годы. Начата реализация утвержденной Постановлением Правительства РФ от 5 июня 1997 года № 674 Программы переподготовки и обеспечения занятости военнослужащих (офицеров, прапорщиков, мичманов), подлежащих увольнению в запас или отставку, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в местах их компактного проживания. Кроме того, завершена разработка проекта Федеральной программы переподготовки и обеспечения занятости военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы,  и членов их семей на 1998 - 2000 годы, который находится в настоящее время в стадии согласования в федеральных органах исполнительно власти. Утвердить данную Федеральную программу предполагается постановлением Правительства Российской Федерации.

Реализация указанных нормативно-правовых актов позволит решить проблему переподготовки и трудоустройства военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы в связи с сокращением Вооруженных Сил.

 

Литература

 

1. Коровников А.В. Социальная защита военнослужащих: становление, развитие и правовое регулирование. М., 1995.

2. Социальная защита военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов (Сборник нормативно-правовых актов). - М., 1995.

3. Льготы, гарантии и компенсации для военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, приравненных к ним лиц и членов их семей. Справочник. - М., 1997.

 
Copyright © 2006