Навигация

 

 

Главная
Карта сайта
 

 

 

  Opinioni dei ragazze bionde nude di Sesso Cam

 

Организация и задачи воспитательной работы в части, подразделении Версия для печати Отправить на e-mail

Вопросы:

1. Организационные основы воспитательной работы в части,  подразделении.

2. Содержание  и основные задачи воспитательной работы с военнослужащими.

                                  

< 1>

     

    Сложные, противоречивые процессы,  происходящие  в  жизни  нашей страны, ее Вооруженных Сил, требуют в ходе реформирования армии и флота обновления системы воспитательной работы со всеми категориями военнослужащих, принятия  мер  по  укреплению их морально-психологического состояния.

     Результативность воспитательной работы во многом зависит от того, насколько успешно она организуется там, где решаются ее основные задачи, - непосредственно в воинской части, подразделении.

     Прошедший учебный год показал,  что в Сухопутных войсках совместными усилиями  командиров,  органов воспитательной работы в целом поддерживается необходимая  морально-психологическая  готовность  личного состава к  выполнению поставленных задач.  В большинстве воинских коллективов создана здоровая  нравственная  обстановка.  Мужество,  стойкость, боевое мастерство не раз демонстрировали воины сухопутчики, выполняя специальные задачи на территории Чечни, в других горячих точках.      Однако наряду с положительными примерами личного состава есть,  к сожалению, и немало отрицательных.  Так, на недавно состоявшемся заседании военного совета Сухопутных войск отмечалось, что усилия командиров, органов воспитательной работы еще не в должной мере реализуются в воспитательной практике  в  подразделениях и частях.  Много упущений в организации индивидуально-воспитательной работы, профилактической деятельности по предотвращению гибели и травматизма военнослужащих. Часть офицеров, прямо скажем,  слабо подготовлены к  решению  воспитательных задач, поэтому и стремятся уйти от них.      Избавиться от недостатков,  разнообразить формы и методы воспитательных воздействий,  повысить их результативность невозможно без продуманной, научно обоснованной организации воспитания.  Что же включает в себя данное понятие ?

     Первое. Любая деятельность начинается с определения и усвоения ее цели, задач,  содержания. Основополагающие, исходные моменты организации воспитательной работы с военнослужащими содержатся в  конституции, законах Российской Федерации,  военной доктрине,  федеральных воспитательных программах,  в военной присяге, общевоинских уставах Вооруженных Сил.  Она  осуществляется так же на основе требований приказов командиров (начальников), распоряжений, указаний и рекомендаций офицеров воспитательных структур.

     Важную роль в совершенствовании организации и содержания воспитания в армии и на флоте призвана сыграть разрабатываемая в Министерстве Обороны Концепция воспитательной работы в Вооруженных Силах РФ. Ряд ее предложений уже  нашел  свое закрепление в приказах Министра обороны N226 от 6 июля 1995 года "Об организации воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации" и N 235 от 3 июля 1995 года " О совершенствовании системы воспитательной  работы  в  Вооруженных  Силах Российской Федерации".

     Этими приказами изменена подчиненность органов воспитательной работы, определены современные  подходы к функционированию системы воспитания в Вооруженных Силах, утверждены основные нормативные и  организационные основы  совершенствования  и активизации всего воспитательного процесса.

     Важно обеспечить  изучение данных документов каждым офицером, прапорщиком и реализацию их в жизнь войск. Это одно из главных усилий повышения эффективности  воспитательной  деятельности  должностных  лиц.

   Пример такого подхода показывают командование  и  управление  воспитательной работы ПриВО, оперативно организовавшие в войсках занятия с командирами и офицерами воспитательных структур по методике  организации и руководства воспитательной работой в подразделении, части. Эти вопросы были также рассмотрены в ходе 10-дневных сборов с выпускниками  военных академий  и училищ.  В целях более глубокого усвоения требований новых приказов в округе разработаны и активно  используются  структурно-логические схемы,  наглядные пособия, плакаты, раскрывающие их содержание.

     Второе. Правильная  организация воспитательной работы достигается объединением усилий командиров, штабов, офицеров  воспитателей, начальников служб в создании единого воспитательного поля.

     Командир части, подразделения несет ответственность за руководство воспитательной работой  и ее состояния.  Он анализирует воспитательный процесс, ставит задачи подчиненным должностным лицам по  содержанию, организации и проведению воспитательной работы.

     Заместитель командира по ВР отвечает за ее  планирование, организацию и непосредственное проведение с военнослужащими.

     Штаб совместно с заместителем командира по ВР обеспечивает единство планирования  и организации боевой подготовки и воспитательной работы. На штаб возлагается ответственность за качество и  комплексность планирования работы  по  поддержанию правопорядка и воинской дисциплины, выработку мер по устранению причин правонарушений.

     Начальники служб отвечают за воспитание, воинскую дисциплины и морально-психологическое состояние их личного состава, проведение индивидуальной работы  по  воинскому  воспитанию с офицерами, прапорщиками и сержантами подчиненных им подразделений и служб.

     Продуманная, согласованная воспитательная деятельность должностных лиц всегда приносит добрые плоды.  Полезный  опыт, например, накоплен  в Краснознаменном, имени ордена Суворова III степени Брестском мотострелковом полку ЗабВО.  В результате совместно спланированной, конкретной и целенаправленной работы командира полковника С.Н.Погодина,  его заместителя по ВР подполковника С.Н.Рыжакова и начальника штаба  подполковника В.Ю.Костылева  в  части утвердился системный подход к организации

воспитательного процесса.  Уже продолжительное время в ней нет  происшествий и преступлений.  По итогам боевой подготовки, состоянию организованности и дисциплины военным советом округа этому полку вручено переходящее Знамя.

     Третье. Важная роль в организации воспитательной работы принадлежит планированию. Ее мероприятия отражаются отдельным разделом в документах по боевой и мобилизационной готовности, организации боевой  подготовки, боевого дежурства,  учений, полевых выходов, гарнизонной и караульной служб и других решаемых частью, подразделением задач.  Планирование воспитательной работы осуществляется:

     - в полках - на год;

     - в батальонах и им равных - на период обучения.

     В ротах и равных  им  подразделениях  воспитательные  мероприятия включаются в  расписание занятий.  Текущее планирование воспитательной работы осуществляется на месяц  по  конкретным  задачам, решаемым  полком, батальоном, ротой.

     В соответствии с приказом Министра обороны РФ N235 от 3 июля 1995 года распорядком дня в каждом подразделении предусматриваются проведение не менее 2 раз в неделю по 1  часу  воспитательных  мероприятий  с личным составом, а также ежедневный просмотр и прослушивание информационных программ Российского радио и телевидения.

     Установленным порядком  планируются информирование всех категорий военнослужащих, кроме того, приказом определено ежемесячно в частях, подразделениях проводить единые дни информирования с участием в них руководящего состава органов военного управления всех уровней.

     Проведенные в  последнее время направлением воспитательной работы сухопутных войск проверки показали, что в ряде частей ЛенВО, СКВО, ПриВО, МВО планирование воспитательной работы заметно перегружено мероприятиями, не учитываются реальные возможности их организации, некомплект офицерского состава в низовом звене. Не редко задуманное остается лишь на бумаге из-за отсутствия в этих частях офицеров-специалистов, отвечающих за то или иное направление в воспитании.

     Успех в воспитательной работе достигается  там, где  в основе ее планирования-комплексность, дифференцированность, индивидуальный    подход, реальный учет имеющихся возможностей влияния на личный состав, глубокая связь с выполняемыми учебными, боевыми и другими задачами. Особенно больших усилий и продуманных мер  требует  осуществления комплексного подхода в планировании и организации работы по укреплению воинской дисциплины.

     Четвертое. Организация воспитательной работы включает в себя анализ и обобщение полученных результатов, подготовку  предложений  по  ее совершенствованию.

     Руководящими документами предусматривается регулярное  подведение итогов и постановка задач по организации воспитательной работы:  в роте- еженедельно, в батальоне - ежемесячно и за период обучения. В полку эти мероприятия  проводятся также раз в месяц и по итогам периода обучения.

     Изучение состояния воспитательной работы не должно ограничиваться только анализом существующего положения дел, констатации  положительных и отрицательных фактов. Важно обнаружить ту или иную тенденцию, составить обоснованных прогноз дальнейшего развития внутриколлективных взаимоотношений, настроений, а также отношения каждого воина к службе, дисциплине и т.д.

     Профессионализм командира, офицера-воспитателя  ярко проявляется в их умении выработать правильные меры по совершенствованию воспитательных воздействий на подчиненных. Так в одном из соединений ПВО СКВО, где заместителем командира по ВР подполковник Ю.С.Шелехов, пришлось столкнуться с  такими  фактами:  в числе предложений по итогам работы комплексных групп в подразделениях и частях фигурировали только те, которые касались воспитательных мероприятий.  Разумеется, для целенаправленного управления социально-психологическими процессами в воинских  коллективах такого "организационного"  подхода  явно  недостаточно.  Он  должен подкрепляться диагностической, профилактической и  коррекционной  социально-психологической работой, тщательно   спланированным  индивидуально-воспитательным воздействием на военнослужащих.

     Пятое. Немаловажным  аспектом  организации  воспитательной работы заключается в обучении командных кадров практике  воспитания  подчиненных.

     В соответствии с приказом МО РФ N235 1995 года занятия по методике и организации воспитательной работы проводятся: с командирами отделений, расчетов, экипажей и взводов - ежемесячно;  с командирами рот  и им равные - 2-3 раза за период обучения; с командирами батальонов и им равные - не реже 2-3 раз за период обучения. Учеба указанных лиц организуется в системе командирской подготовки,  командирских сборов и занятий, а также в ходе специально спланированных занятий.

     Особенно нуждаются в методической помощи молодые офицеры. Как показывают исследования, около половины выпускников военных училищ  обладают слабыми  навыками воспитательной работы с подчиненными.  Следовательно, перед командирами частей и подразделений,  офицерами воспитателями стоит задача помочь им быстрее приобрести эти навыки,  поделиться с ними накопленным опытом, привить вкус к кропотливой каждодневной работе с людьми.

      Жизнь убедительно доказала, что в обновлении нуждается повседневная учеба  офицеров воспитательных структур.  Ведь в нынешних условиях даже считавшим себя опытными офицерам-командирам или бывшим политработникам зачастую  не  хватает знаний и навыков в проведении военно-социальной, психологической, правовой работы.

     Профессиональная подготовка офицеров-воспитателей части проводится: с заместителями командиров рот (им равными) по воспитательной  работе -ежемесячно;  с  заместителями командиров батальонов (им равными) -2-3 раза за период обучения;  с заместителями командиров  полков  (им равными) -2 раза за период обучения.

     Учеба других офицеров-воспитателей полка  осуществляется  в  ходе сборов перед началом учебного года.

     Проводимые с должностными лицами занятия по методике и  организации воспитательной работы разнообразны по форме. Это традиционные лекции, доклады, семинары, сообщения, обмен опытом.  Все большую популярность и значимость  приобретают  активные  формы методической учебы:  показные, открытые, практические занятия,"круглые столы",решение ситуационных педагогических задач, подготовка индивидуальных заданий и т.д.

     Изложенные основы  организации  воспитания  в   части, подразделении, разумеется, не исчерпывают всех аспектов этой важной деятельности.

     Четкая организация воспитательной работы зависит от многих факторов. Не  последнюю  роль среди них играют организаторские качества командиров, офицеров-воспитателей, офицеров штаба  и  служб,  их  психолого-педагогическая подготовка, умение  творчески  использовать различные формы и методы воспитания подчиненных.

 

< 2>

   

    Министр обороны главным содержанием воспитательной работы со всеми категориями  личного  состава  требует считать проведение в войсках (силах) государственной политики, формирование у военнослужащих качеств гражданина-патриота, военного профессионала, надежного защитника  Отечества, личной ответственности за выполнение поставленных задач.

     Содержательную сторону  воспитательного  процесса  составляют все части воспитания: воинское, нравственное, патриотическое, правовое, эстетическое, физическое. Результативность воспитательных  усилий  зависит  от того, насколько комплексно они проводятся в жизнь.

     Содержание воспитания напрямую связано с функционированием основных звеньев системы воспитательной работы,  к числу которых необходимо отнести:

     - индивидуально-воспитательную работу командиров (начальников)  с подчиненными;

     - воспитательное воздействие боевой учебы, повседневного  уставного уклада жизни и быта военнослужащих, воинских коллективов;

     - общественно-государственную подготовку и информирование;

     - военно-социальную работу;

     - психологическую работу;

     - культурно-досуговую работу;

    - взаимодействие с государственными органами, общественными  организациями, религиозными объединениями.

     Для воспитания личного состава подразделения   (части)  важны  все перечисленные направления. Однако особая роль принадлежит первым двум.

  Ведь воспитывает прежде всего реальная действительность,  повседневный уклад воинской  жизни.  Воспитывает  личность командира, начальника, его профессиональный, нравственный пример.

     Важной формой   воспитания  является  общественно-государственная подготовка. Она призвана формировать у личного состава высокие моральные качества, понимание воинского  долга, любовь  к истории и традициям вооруженной защиты Отечества.

     Цель военно-социальной работы заключается в создании в воинских и трудовых коллективах социальных условий и  гарантий, обеспечивающих  их нормальную жизнедеятельность, добросовестное и качественное выполнение военнослужащими и гражданским персоналом возложенных на них обязанностей.

     Психологическая работа проводится в целях обеспечения высокой устойчивости и готовности подразделений и частей к выполнению учебно-боевых и боевых задач.

     Предназначение культурно-досуговой работы - в формировании у личного состава высоких нравственных качеств, гордости за свое  Отечество, достижения Российской многонациональной культуры.

     В интересах повышения авторитета Вооруженных  Сил, патриотического воспитания воинов, разрешения социально-бытовых проблем в воинских частях осуществляется взаимодействие с государственными  органами  и  общественными организациями.

     Мероприятия по взаимодействию с  религиозными  объединениями  используют в  интересах возрождения Российской духовности и традиций самоотверженного служения Отечеству.

     Непосредственная организация и проведение работы в соответствии с перечисленными направлениями возлагаются на должностных лиц  структурных подразделений  органов  воспитательной  работы полка:  психолога, офицера по социальной работе и профилактике правонарушений, офицера  по организации досуга- начальника клуба полка.

     Воспитание в армии и на флоте строится на основе идей российского государственного патриотизма, верности воинскому долгу, готовности защищать интересы Отчизны.

     Основными задачами  воспитательной работы с военнослужащими являются:

     - с  офицерами : формирование готовности беспрекословно выполнить приказ, чувство офицерского долга, чести, гордости за службу в  Вооруженных Силах РФ,  профессию офицера, стремления к повышению профессионального мастерства, личной ответственности за обучение и воспитание подчиненных и уважительного отношения к ним;

     - с прапорщиками : формирование личной ответственности за беспрекословное выполнение  приказа, воинского  долга, стремления  к повышению профессионализма, бережного отношения  к  сохранности  государственного имущества, заботливого  отношения к подчиненным, их обучению и воспитанию;

     - с солдатами и сержантами, проходящими службу по контракту: формирование у них гордости за  военную  службу, осознанного  отношения  к ней, готовности беспрекословно  выполнить  приказ, высокой дисциплинированности и личной ответственности за повышение профессионального  мастерства, грамотную эксплуатацию и сбережение техники и вооружения;

     - с солдатами и сержантами срочной службы :  формирование  у  них гордости и  глубокого  понимания необходимости службы в Российской армии, готовности к защите Родины, верности военной  присяге, стремления  к преодолению трудности   военной  службы, добросовестности, уважительного отношения к командирам (начальникам), войскового товарищества;

     - с  военнослужащими-женщинами:  формирование у них чувства гордости за военную службу и избранную  специальность, ответственности  за качественное выполнение  возложенных обязанностей, повышения профессионального мастерства.

     Успешно выполнить  эти  непростые  задачи  можно только при условии, когда основные воспитательные усилия  командиров, штабов  и  других должностных лиц будут сосредоточены на глубоком изучении положения дел в каждом воинском коллективе.

     Непростительно, когда  в  подразделении безнаказанно творятся безобразия: пьянство, казарменное  хулиганство, глумление  над   личностью солдат. К  сожалению, такие  случаи  в  войсках еще не изжиты. 

     Хотелось бы предостеречь офицеров, особенно из числа  старших  начальников, и  от  другой  крайности - подмены подчиненных в обучении и воспитании личного состава,"дергание" людей, формализма, частых и потому не глубоких проверок. Это ведет к тому, что у офицеров частей и подразделений падает чувство ответственности,  уверенности в своих силах, а у иных попросту опускаются руки. Так произошло, например, с офицерами мотострелковой бригады СКВО, где командиром полковник В.А.Мулин.  В  этом соединении побывало множество комиссий- из корпуса, округа, а результаты их работы получились мизерными. И не удалось главное - привить командному составу  этой  бригады и особенно молодым офицерам личную ответственность, должное отношение к обучению и воспитанию подчиненных.

     Воспитательные цели  и  задачи  реализуются в сплочении воинского коллектива, здоровом морально-психологическом состоянии личного  состава, в высоких  результатах  решения подразделением, частью учебно-боевых

задач.

     Добиться успехов в этом важном и ответственном деле не легко, особенно сейчас, когда в жизни армии,  в воинских  коллективах  так  много проблем. Поэтому не случайно, что руководством МО РФ, Главным командованием Сухопутных войск принимаются действенные меры по  совершенствованию системы воспитательной работы.

     Решительно выйти из затянувшегося реформирования системы воспитания, быть на  острие  решаемых проблем, принимать меры,  соответствующие потребностям дня,  вести активный поиск новых форм  работы,  творчески использовать накопленный положительный опыт - такая задача стоит перед теми, кому доверено самое дорогое в армии - люди.

 
Copyright © 2006