Навигация

 

 

Главная
Карта сайта
 

 

 

 

 

Морально-психологическое обеспечение боевой деятельности войск Версия для печати Отправить на e-mail

МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ ВОЙСК

В ЛОКАЛЬНЫХ ВОЙНАХ И ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТАХ

 

 

   

       В армиях всех государств признается то особое, нарастающее значение, которое приобретает высокая морально-психологическая готовность и способность офицеров, солдат, населения к защите своей страны, ее национальных интересов.

      Как убедительно подтверждают итоги II мировой войны, локальных войн и военных конфликтов,  ход и исход современных боевых действий  в значительной мере зависит от морально-психологического фактора - специфического проявления общественного  сознания,  выражающегося степенью моральной готовности и психологической устойчивости военнослужащих переносить испытания войны и добиваться победы над агрессором.

  Морально-психологический фактор, наряду с экономическим, социальным, научным и военным факторами, определяет военную мощъ государства, боевую готовность его армии и флота,  способность противостоять дестабилизирующему воздействию противника на сознание, чувства и волю военнослужащих, а также своевременно восстанавливать боеспособность войск и сил.

     Формирование и  поддержание  высокой морально-психологической готовности и устойчивости,  необходимых морально-боевых качеств у  военнослужащих к действиям в боевой обстановке осуществляется командующими(командирами),  штабами, воспитательными и другими органами управления посредством проведения комплекса мероприятий морально-психологического обеспечения в военное время.

 

         I. МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В ВОЙСКАХ (СИЛАХ)

 

     Морально-психологическое обеспечение (МПО),  наряду с боевым, тыловым и техническим относится к основным видам обеспечения.

      МПО в  органах  управления различных звеньев,  в войсках и силах, организуется и осуществляется соответствующими командующими  (командирами), штабами, воспитательными и другими органами управления.

      Целями МПО являются:

      - подготовка  сознания и психики военнослужащих к выполнению боевых задач;

   - формирование у военнослужащих морально-психологического состояния, необходимого для эффективных действий в боевой обстановке;

   - поддержание и наращивание морально-психологического превосходства личного состава наших войск (сил) над агрессором;

     - формирование способности личного состава противостоять массированному информационно-психологическому воздействию агрессора;

    - максимальное  снижение боевых психических потерь, создание условий для быстрой реабилитации и возвращения в строй военнослужащих, получивших боевые психические травмы.

 

      МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ деятельности Вооруженных Сил представляет собой комплекс мероприятий,  согласованных по целям и задачам, последовательности, привлекаемым силам и средствам, проводимых командующими  и  органами  военного (боевого) управления по созданию и поддержанию морально-психологического состояния личного  состава войск (сил),необходимого  для  успешной  подготовки  и  проведения  операций (боя).

      Содержание и конкретные задачи МПО определяются на основе законов Российской Федерации, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской  Федерации, приказов и директив Министра обороны Российской Федерации, директив Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации,  указаний Главного управления воспитательной работы Министерства обороны Российской Федерации,  а также решениями командующих (командиров),  с  учетом особенностей  и способов ведения боевых действий,  реального состояния войск (сил).

      Основными задачами МПО боевых действий являются:

     - постоянное изучение и доведение до войск  (сил)  складывающейся военно-политической и морально-психологической обстановки в районе боевых действий, разъяснение  решений  высших  органов  государственной власти и управления, ВГК, задач, стоящих перед войсками и силами;

     - изучение,  оценка  и  прогнозирование морально-психологического состояния (МПС) и боеготовности войск (сил),  формирование и поддержание высокой боевой и морально-психологической готовности и устойчивости личного состава к эффективным боевым действиям;

    - изучение и оценка морально-боевого и психологического состояния военнослужащих агрессора, его учет при подготовке и в ходе ведения боевых действий;

    - обеспечение правовых гарантий  военнослужащих,  предусмотренных законами и правовыми актами военного времени,  поддержание взаимодействия с органами государственной власти и управления  в  целях  решения социальных проблем военнослужащих,  обеспечения войск (сил) всем необходимым для их боевой деятельности;

    - создание  в воинских коллективах морально-психологического климата,  обеспечивающего организованность,  сплоченность и дисциплинированность военнослужащих;

    - проведение мероприятий по ослаблению эффективности  воздействия

сил и средств психологических операций противника в целях предотвращения дезинформации и деморализации личного состава:

     - организация социально-психологической помощи и реабилитации военнослужащих;

     - организация  работы  в боевой обстановке системы телерадиовещания, полиграфического оборудования, военной печати культурно-досуговых учреждений, обеспечение  войск (сил) техническими средствами МПС,  их

своевременный ремонт и восстановление.

      Для выполнения задач МПО используются:  технические средства МПС, культурно-досуговые учреждения, полиграфические средства, военное теле-,  радиовещание и военная печать. При необходимости может использоваться местная база.

 

         II. ВИДЫ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ИХ СОДЕРЖАНИЕ

 

    Видами МПО являются  информационно-воспитательная,  психологическая,  военно-социалъная и культурно-досуговая работа,  противодействие информационно-психологическому воздействию противника.

         I. Информационно-воспитательная работа

      Информационно-воспитательная работа (ИВР) -  система  целенаправленных  мероприятий по своевременному информированию личного состава о военно-политической обстановке,  принятых решениях  органов  государственной власти и военного управления,  поставленных задачах, действиях своих войск (сил) и противника в интересах формирования устойчивого  и управляемого морально-психологического состояния.

        Основными задачами ИВР являются:

    - изучение, анализ и доведение до личного состава органов военного управления и войск (сил) информации о военно-политической  обстановке, социально-политической ситуации в районах действий войск и сил;

     - изучение МПС военнослужащих,  перестройка их сознания с мирного на военное время,  обеспечение высокой бдительности, пресечение благодушия и беспечности;

     - разъяснение решений органов государственной власти  и  управления, приказов и распоряжений ВГК, командования, боевых задач;

     - воспитание воинов на героических традициях Отечества и его Вооруженных Сил в духе патриотизма, верности конституционному долгу и воинскому долгу;

    - разоблачение  целей и содержания информационно-психологического воздействия противника на наши войска (силы) и население, противодействие его психологическим операциям;

      - мобилизация всех духовных  сил  военнослужащих  на  решительную борьбу с врагом, воспитание у них воли к победе, от - ваги, стойкости, мужества, храбрости, инициативы и других морально-боевых качеств;

     - пропаганда опыта отличившихся в бою,  примеров самоотверженного исполнения воинского долга;

     - показ сильных и слабых сторон агрессора,  эффективных  способов борьбы с ними;

    - разъяснение ответственности за воинские преступления,  невыполнение боевых задач, приказов, решительное пресечение элементов трусости, малодушия в бою;

     - взаимодействие с органами государственной власти и управления в целях укрепления единства фронта  и  тыла, совместного  использования средств  массовой  информации(СМИ),  полиграфической базы в интересах успешного выполнения войсками  (силами)  поставленных  задач  и  военно-патриотической подготовки населения.

 

           2. Психологическая работа

 

     Психологическая работа - система мероприятий по целенаправленному формированию у военнослужащих  психологических  качеств  и  состояний, обеспечивающих  эффективное выполнение задач в различных условиях боевой обстановки,  снижению психологических потерь, оказанию своевременной психологической помощи военнослужащим.

              Задачи психологической работы:

    - изучение,  оценка  и  прогнозирование  морально-психологического состояния своих войск (сил) и агрессора;

  - формирование психологической устойчивости и готовности к активным и самоотверженным действиям;

    - проведение мероприятий по снижению психологических потерь среди личного состава;

    - оказание  военнослужащим  психологической  помощи  и проведение психо-реабилитационных мероприятий.

 

           3. Военно-социальная работа

 

     Военно-социальная работа  - система организованных и правовых мероприятий, направленных на социальную защиту прав военнослужащих, закрепленных законодательными актами.  Задачами военно-социальной работы являются:

     - разъяснение  военнослужащим законов и других правовых актов военного времени,  обеспечение глубокого понимания необходимости их  выполнения;

      - обеспечение  соблюдения  международных  правил  ведения военных действий,  обращения с ранеными и больными, гражданским населением, а также военнопленными;

    - анализ и прогнозирование социальной ситуации в районах дислокации войск (сил), изучение нужд и запросов различных категорий военнослужащих, подготовка предложений органам управления по их разрешению;

     - обеспечение  прав и льгот семьям военнослужащих,  установленных законами;

   - поддержание взаимодействия с органами государственной власти  и управления, в целях разрешения социальных проблем военнослужащих, обеспечения войск (сил) всем необходимым для их боевой деятельности.

 

            4. КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ РАБОТА

 

     Культурно-досуговая работа - система мероприятий,  осуществляемая во всех видах боевой деятельности войск (сил) по поддержанию и восстановлению моральных и физических сил личного состава,  его духовной мобилизации на выполнение поставленных задач средствами культуры.

             Задачи культурно-досуговой работы:

    - постоянное и всестороннее изучение духовного  и  эмоционального состояния военнослужащих;

  - обеспечение условий для досуга и отдыха военнослужащих с учетом боевой обстановки;

      - культурно-художественное обслуживание войск (сил);

      - взаимодействие с государственными органами культуры для организации совместных культурно-досуговых мероприятий в войсках и силах.

  

       5. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ ВОЗДЕЙСТВИЮ ПРОТИВНИКА

 

    Противодействие информационно-психологическому  воздействию  противника представляет собой систему мероприятий по нейтрализации пропагандистского и психологического воздействия противника на войска и силы с целью недопущения их деморализации и дезорганизации.

  Задачами противодействия информационно-психологическому  воздействию противника являются:

      - анализ  содержания  материалов  зарубежных средств информации и психологических операций,  прогнозирование вероятного характера и возможных  последствий осуществляемых противником психологических операций, информационно-психологического воздействия на наши войска (силы) и население;

      - организация противодействия пропагандистскому и психологическому воздействию противника на наши войска (силы);

     - недопущение распространения дезинформации,  а также  проявлений паники, растерянности среди личного состава;

      - противодействие массированному пропагандистскому,  информационно-психологическому воздействию на войска (силы) и население;

      - участие в мероприятиях по защите войск и населения от  информационно-психологического воздействия противника.

 

   III. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

 

    Морально-психологическое обеспечение  в  органах  управления,   в войсках и силах организуется и осуществляется командующими (командирами), штабами органами воспитательной работы.

  Непосредственным организатором МПО является начальник органа воспитательной работы.

      На него возлагается:

     - планирование и осуществление мероприятий МПО;

  - изучение и доведение до войск  (сил)  социально-политической  и морально-психологической обстановки в районе боевых действий;

   - организация  разъяснения решений высших органов государственной власти и управления, ВГК, задач, стоящих перед войсками и силами;

    - организация системы изучения и прогнозирования МПС и боеспособности войск (сил);

  - определение  и  осуществление  необходимых мероприятий с личным составом в соответствии с задачами боевых действий;

    - организация мероприятий по ослаблению эффективности воздействия сил и средств психологических операций противника,  участие в планировании и осуществлении мероприятий психологической борьбы;

      - подготовка сил и средств обеспечения и руководство их использованием в боевой обстановке;

      - организация психологической помощи и реабилитации  военнослужащих;

    - изучение,  подготовка  и  ввод в строй мобилизационных ресурсов для органов воспитательной работы;

   - поддержание взаимодействия с органами государственной власти  и управления,  местного самоуправления,  подразделениями воспитательной работы других видов Вооруженных Сил, родов войск, МВД, ФСБ, и других;

     - организация снабжения войск (сил) техническими средствами  МПО, их ремонта и восстановления;

    - оказание помощи и осуществление контроля за выполнением поставленных задач и проведением мероприятий МПО.

   На основании решения командующего (командира) на боевые  действия и поставленных им задач по работе с личным составом,  а также требований директив (распоряжений) по МПО вышестоящих органов управления, заместитель командующего (командира) по воспитательной работе (начальник органа воспитательной работы) принимает решение на МПО войск (сил).

      В решении определяются :

    - задачи, на которых сосредоточиваются основные усилия;

     - привлекаемые силы и средства;

     - задачи по видам МПС;

     - основные вопросы взаимодействия в интересах МПС;

     - организация управления.

 

     Задачи МПО доводятся до войск (сил) директивами (распоряжениями).

     В директиве  (распоряжении) указываются:  краткие выводы из военно-политической,  оперативной и  морально-психологической  обстановки;

задачи МПО, на которых сосредоточиваются основные усилия при подготовке и в ходе боевых действий;  содержание основных мероприятий  по  его видам в органах управления, войсках (силах); организация использования сил и средств МПО и местных средств массовой информации, полиграфической базы,  учреждений культуры;  порядок организации взаимодействия  в интересах  МПО;  сроки  представления донесений и информации о морально-психологической обстановке и состоянии военнослужащих,  организация управления МПО. В распоряжении частям и учреждениям МПО непосредственного подчинения  указываются:  краткие  выводы  из   военно-политической, оперативной и морально-психологической обстановки;  задачи, районы и время развертывания,  маршруты и порядок перемещения;  порядок  совместного использования местных СМИ,  полиграфической базы,  учреждений культуры, порядок совместной работы с частями и учреждениями  МПС  вышестоящего звена;  организация защиты,  охраны и обороны;  организация управления; время готовности.

      На основании решения командующего (командира),  его  указаний  по МПО, директив  (распоряжений)  по МПО вышестоящих органов управления и выводов из оценки морально-психологической обстановки  орган  воспита-тельной работы планирует МПО.

      В плане определяются: общие мероприятия, характерные для всех видов МПС;  мероприятия по подготовке и в ходе боевых действий, последовательность их  выполнения;  привлекаемые силы и средства,  порядок их использования; порядок работы по оказанию помощи и осуществлению контроля за  организацией и проведением мероприятий МПО в войсках (силах); мероприятия в интересах взаимодействия;  порядок и сроки представления информации у  морально-психологической  обстановке и состоянии личного состава; порядок управления МПО.

      Мероприятия МПО планируются с учетом особенностей проводимых боевых действий,  реального  состояния  военнослужащих и возможного воздействия на них сил и средств психологических операций противника.

     При подготовке и в ходе ведения боевых  действий  организуется  и поддерживается взаимодействие по вопросам МПО с органами государственной власти и управления,  местного самоуправления,  органами воспитательной работы видов Вооруженных Сил, родов войск и специальных войск, участвующих в боевых действиях, а также МВД, ФСБ и др.

      При этом согласовываются:  основные мероприятия работы  с  личным составом в войсках (силах) и населением,  сроки их проведения; возможности частей и учреждений МПО,  порядок использования местных  средств информационно-психологического воздействия на военнослужащих и населения; мероприятия по оказанию взаимной помощи в защите, охране и обороне частей и учреждений МПО.

      Между органами  воспитательной работы войск (сил),  частями и учреждениями МПО взаимодействия  организуют  соответствующие  начальники органов воспитательной работы.

      Взаимодействующие органы  воспитательной  работы,  подчиненные им части и учреждения должны систематически информировать  друг  друга  о морально-психологической обстановке и проводимой работе.

      Управление МПО организуется с командных, запасных и тыловых пунктов управления.  При этом командующие (командиры),  их заместители  по воспитательной работе  определяют  организацию  управления должностных лиц органов воспитательной работы и размещение средств  МПО; устанавливают объем и порядок представления информации о морально-психологической обстановке и состоянии личного состава .

      Эффективность МПО  в  ходе  подготовки  и ведения боевых действий достигается:

     - постоянным изучением,  оценкой и учетом  военно-политической  и морально-психологической обстановки в районе боевых действий,  состояния и боеспособности войск (сил);

  - своевременной постановкой командующими (командирами)  задач  на организацию и осуществление мероприятий МПО;

  - качественным планированием,  определением содержания, действенных форм, методов и средств МПО в соответствии с задачами боевых  действий;

      - согласованным  и умелым использованием всех сил и средств МПО с учетом складывающейся обстановки и решаемых задач;

      - устойчивым и непрерывным управлением МПО.

 
Copyright © 2006