МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ ВОЙСК В ЛОКАЛЬНЫХ ВОЙНАХ И ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТАХ
В армиях всех государств признается то особое, нарастающее значение, которое приобретает высокая морально-психологическая готовность и способность офицеров, солдат, населения к защите своей страны, ее национальных интересов. Как убедительно подтверждают итоги II мировой войны, локальных войн и военных конфликтов, ход и исход современных боевых действий в значительной мере зависит от морально-психологического фактора - специфического проявления общественного сознания, выражающегося степенью моральной готовности и психологической устойчивости военнослужащих переносить испытания войны и добиваться победы над агрессором. Морально-психологический фактор, наряду с экономическим, социальным, научным и военным факторами, определяет военную мощъ государства, боевую готовность его армии и флота, способность противостоять дестабилизирующему воздействию противника на сознание, чувства и волю военнослужащих, а также своевременно восстанавливать боеспособность войск и сил. Формирование и поддержание высокой морально-психологической готовности и устойчивости, необходимых морально-боевых качеств у военнослужащих к действиям в боевой обстановке осуществляется командующими(командирами), штабами, воспитательными и другими органами управления посредством проведения комплекса мероприятий морально-психологического обеспечения в военное время. I. МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В ВОЙСКАХ (СИЛАХ) Морально-психологическое обеспечение (МПО), наряду с боевым, тыловым и техническим относится к основным видам обеспечения. МПО в органах управления различных звеньев, в войсках и силах, организуется и осуществляется соответствующими командующими (командирами), штабами, воспитательными и другими органами управления. Целями МПО являются: - подготовка сознания и психики военнослужащих к выполнению боевых задач; - формирование у военнослужащих морально-психологического состояния, необходимого для эффективных действий в боевой обстановке; - поддержание и наращивание морально-психологического превосходства личного состава наших войск (сил) над агрессором; - формирование способности личного состава противостоять массированному информационно-психологическому воздействию агрессора; - максимальное снижение боевых психических потерь, создание условий для быстрой реабилитации и возвращения в строй военнослужащих, получивших боевые психические травмы. МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ деятельности Вооруженных Сил представляет собой комплекс мероприятий, согласованных по целям и задачам, последовательности, привлекаемым силам и средствам, проводимых командующими и органами военного (боевого) управления по созданию и поддержанию морально-психологического состояния личного состава войск (сил),необходимого для успешной подготовки и проведения операций (боя). Содержание и конкретные задачи МПО определяются на основе законов Российской Федерации, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, приказов и директив Министра обороны Российской Федерации, директив Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, указаний Главного управления воспитательной работы Министерства обороны Российской Федерации, а также решениями командующих (командиров), с учетом особенностей и способов ведения боевых действий, реального состояния войск (сил). Основными задачами МПО боевых действий являются: - постоянное изучение и доведение до войск (сил) складывающейся военно-политической и морально-психологической обстановки в районе боевых действий, разъяснение решений высших органов государственной власти и управления, ВГК, задач, стоящих перед войсками и силами; - изучение, оценка и прогнозирование морально-психологического состояния (МПС) и боеготовности войск (сил), формирование и поддержание высокой боевой и морально-психологической готовности и устойчивости личного состава к эффективным боевым действиям; - изучение и оценка морально-боевого и психологического состояния военнослужащих агрессора, его учет при подготовке и в ходе ведения боевых действий; - обеспечение правовых гарантий военнослужащих, предусмотренных законами и правовыми актами военного времени, поддержание взаимодействия с органами государственной власти и управления в целях решения социальных проблем военнослужащих, обеспечения войск (сил) всем необходимым для их боевой деятельности; - создание в воинских коллективах морально-психологического климата, обеспечивающего организованность, сплоченность и дисциплинированность военнослужащих; - проведение мероприятий по ослаблению эффективности воздействия сил и средств психологических операций противника в целях предотвращения дезинформации и деморализации личного состава: - организация социально-психологической помощи и реабилитации военнослужащих; - организация работы в боевой обстановке системы телерадиовещания, полиграфического оборудования, военной печати культурно-досуговых учреждений, обеспечение войск (сил) техническими средствами МПС, их своевременный ремонт и восстановление. Для выполнения задач МПО используются: технические средства МПС, культурно-досуговые учреждения, полиграфические средства, военное теле-, радиовещание и военная печать. При необходимости может использоваться местная база. II. ВИДЫ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ИХ СОДЕРЖАНИЕ Видами МПО являются информационно-воспитательная, психологическая, военно-социалъная и культурно-досуговая работа, противодействие информационно-психологическому воздействию противника. I. Информационно-воспитательная работа Информационно-воспитательная работа (ИВР) - система целенаправленных мероприятий по своевременному информированию личного состава о военно-политической обстановке, принятых решениях органов государственной власти и военного управления, поставленных задачах, действиях своих войск (сил) и противника в интересах формирования устойчивого и управляемого морально-психологического состояния. Основными задачами ИВР являются: - изучение, анализ и доведение до личного состава органов военного управления и войск (сил) информации о военно-политической обстановке, социально-политической ситуации в районах действий войск и сил; - изучение МПС военнослужащих, перестройка их сознания с мирного на военное время, обеспечение высокой бдительности, пресечение благодушия и беспечности; - разъяснение решений органов государственной власти и управления, приказов и распоряжений ВГК, командования, боевых задач; - воспитание воинов на героических традициях Отечества и его Вооруженных Сил в духе патриотизма, верности конституционному долгу и воинскому долгу; - разоблачение целей и содержания информационно-психологического воздействия противника на наши войска (силы) и население, противодействие его психологическим операциям; - мобилизация всех духовных сил военнослужащих на решительную борьбу с врагом, воспитание у них воли к победе, от - ваги, стойкости, мужества, храбрости, инициативы и других морально-боевых качеств; - пропаганда опыта отличившихся в бою, примеров самоотверженного исполнения воинского долга; - показ сильных и слабых сторон агрессора, эффективных способов борьбы с ними; - разъяснение ответственности за воинские преступления, невыполнение боевых задач, приказов, решительное пресечение элементов трусости, малодушия в бою; - взаимодействие с органами государственной власти и управления в целях укрепления единства фронта и тыла, совместного использования средств массовой информации(СМИ), полиграфической базы в интересах успешного выполнения войсками (силами) поставленных задач и военно-патриотической подготовки населения. 2. Психологическая работа Психологическая работа - система мероприятий по целенаправленному формированию у военнослужащих психологических качеств и состояний, обеспечивающих эффективное выполнение задач в различных условиях боевой обстановки, снижению психологических потерь, оказанию своевременной психологической помощи военнослужащим. Задачи психологической работы: - изучение, оценка и прогнозирование морально-психологического состояния своих войск (сил) и агрессора; - формирование психологической устойчивости и готовности к активным и самоотверженным действиям; - проведение мероприятий по снижению психологических потерь среди личного состава; - оказание военнослужащим психологической помощи и проведение психо-реабилитационных мероприятий. 3. Военно-социальная работа Военно-социальная работа - система организованных и правовых мероприятий, направленных на социальную защиту прав военнослужащих, закрепленных законодательными актами. Задачами военно-социальной работы являются: - разъяснение военнослужащим законов и других правовых актов военного времени, обеспечение глубокого понимания необходимости их выполнения; - обеспечение соблюдения международных правил ведения военных действий, обращения с ранеными и больными, гражданским населением, а также военнопленными; - анализ и прогнозирование социальной ситуации в районах дислокации войск (сил), изучение нужд и запросов различных категорий военнослужащих, подготовка предложений органам управления по их разрешению; - обеспечение прав и льгот семьям военнослужащих, установленных законами; - поддержание взаимодействия с органами государственной власти и управления, в целях разрешения социальных проблем военнослужащих, обеспечения войск (сил) всем необходимым для их боевой деятельности. 4. КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ РАБОТА Культурно-досуговая работа - система мероприятий, осуществляемая во всех видах боевой деятельности войск (сил) по поддержанию и восстановлению моральных и физических сил личного состава, его духовной мобилизации на выполнение поставленных задач средствами культуры. Задачи культурно-досуговой работы: - постоянное и всестороннее изучение духовного и эмоционального состояния военнослужащих; - обеспечение условий для досуга и отдыха военнослужащих с учетом боевой обстановки; - культурно-художественное обслуживание войск (сил); - взаимодействие с государственными органами культуры для организации совместных культурно-досуговых мероприятий в войсках и силах. 5. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ ВОЗДЕЙСТВИЮ ПРОТИВНИКА Противодействие информационно-психологическому воздействию противника представляет собой систему мероприятий по нейтрализации пропагандистского и психологического воздействия противника на войска и силы с целью недопущения их деморализации и дезорганизации. Задачами противодействия информационно-психологическому воздействию противника являются: - анализ содержания материалов зарубежных средств информации и психологических операций, прогнозирование вероятного характера и возможных последствий осуществляемых противником психологических операций, информационно-психологического воздействия на наши войска (силы) и население; - организация противодействия пропагандистскому и психологическому воздействию противника на наши войска (силы); - недопущение распространения дезинформации, а также проявлений паники, растерянности среди личного состава; - противодействие массированному пропагандистскому, информационно-психологическому воздействию на войска (силы) и население; - участие в мероприятиях по защите войск и населения от информационно-психологического воздействия противника. III. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ Морально-психологическое обеспечение в органах управления, в войсках и силах организуется и осуществляется командующими (командирами), штабами органами воспитательной работы. Непосредственным организатором МПО является начальник органа воспитательной работы. На него возлагается: - планирование и осуществление мероприятий МПО; - изучение и доведение до войск (сил) социально-политической и морально-психологической обстановки в районе боевых действий; - организация разъяснения решений высших органов государственной власти и управления, ВГК, задач, стоящих перед войсками и силами; - организация системы изучения и прогнозирования МПС и боеспособности войск (сил); - определение и осуществление необходимых мероприятий с личным составом в соответствии с задачами боевых действий; - организация мероприятий по ослаблению эффективности воздействия сил и средств психологических операций противника, участие в планировании и осуществлении мероприятий психологической борьбы; - подготовка сил и средств обеспечения и руководство их использованием в боевой обстановке; - организация психологической помощи и реабилитации военнослужащих; - изучение, подготовка и ввод в строй мобилизационных ресурсов для органов воспитательной работы; - поддержание взаимодействия с органами государственной власти и управления, местного самоуправления, подразделениями воспитательной работы других видов Вооруженных Сил, родов войск, МВД, ФСБ, и других; - организация снабжения войск (сил) техническими средствами МПО, их ремонта и восстановления; - оказание помощи и осуществление контроля за выполнением поставленных задач и проведением мероприятий МПО. На основании решения командующего (командира) на боевые действия и поставленных им задач по работе с личным составом, а также требований директив (распоряжений) по МПО вышестоящих органов управления, заместитель командующего (командира) по воспитательной работе (начальник органа воспитательной работы) принимает решение на МПО войск (сил). В решении определяются : - задачи, на которых сосредоточиваются основные усилия; - привлекаемые силы и средства; - задачи по видам МПС; - основные вопросы взаимодействия в интересах МПС; - организация управления. Задачи МПО доводятся до войск (сил) директивами (распоряжениями). В директиве (распоряжении) указываются: краткие выводы из военно-политической, оперативной и морально-психологической обстановки; задачи МПО, на которых сосредоточиваются основные усилия при подготовке и в ходе боевых действий; содержание основных мероприятий по его видам в органах управления, войсках (силах); организация использования сил и средств МПО и местных средств массовой информации, полиграфической базы, учреждений культуры; порядок организации взаимодействия в интересах МПО; сроки представления донесений и информации о морально-психологической обстановке и состоянии военнослужащих, организация управления МПО. В распоряжении частям и учреждениям МПО непосредственного подчинения указываются: краткие выводы из военно-политической, оперативной и морально-психологической обстановки; задачи, районы и время развертывания, маршруты и порядок перемещения; порядок совместного использования местных СМИ, полиграфической базы, учреждений культуры, порядок совместной работы с частями и учреждениями МПС вышестоящего звена; организация защиты, охраны и обороны; организация управления; время готовности. На основании решения командующего (командира), его указаний по МПО, директив (распоряжений) по МПО вышестоящих органов управления и выводов из оценки морально-психологической обстановки орган воспита-тельной работы планирует МПО. В плане определяются: общие мероприятия, характерные для всех видов МПС; мероприятия по подготовке и в ходе боевых действий, последовательность их выполнения; привлекаемые силы и средства, порядок их использования; порядок работы по оказанию помощи и осуществлению контроля за организацией и проведением мероприятий МПО в войсках (силах); мероприятия в интересах взаимодействия; порядок и сроки представления информации у морально-психологической обстановке и состоянии личного состава; порядок управления МПО. Мероприятия МПО планируются с учетом особенностей проводимых боевых действий, реального состояния военнослужащих и возможного воздействия на них сил и средств психологических операций противника. При подготовке и в ходе ведения боевых действий организуется и поддерживается взаимодействие по вопросам МПО с органами государственной власти и управления, местного самоуправления, органами воспитательной работы видов Вооруженных Сил, родов войск и специальных войск, участвующих в боевых действиях, а также МВД, ФСБ и др. При этом согласовываются: основные мероприятия работы с личным составом в войсках (силах) и населением, сроки их проведения; возможности частей и учреждений МПО, порядок использования местных средств информационно-психологического воздействия на военнослужащих и населения; мероприятия по оказанию взаимной помощи в защите, охране и обороне частей и учреждений МПО. Между органами воспитательной работы войск (сил), частями и учреждениями МПО взаимодействия организуют соответствующие начальники органов воспитательной работы. Взаимодействующие органы воспитательной работы, подчиненные им части и учреждения должны систематически информировать друг друга о морально-психологической обстановке и проводимой работе. Управление МПО организуется с командных, запасных и тыловых пунктов управления. При этом командующие (командиры), их заместители по воспитательной работе определяют организацию управления должностных лиц органов воспитательной работы и размещение средств МПО; устанавливают объем и порядок представления информации о морально-психологической обстановке и состоянии личного состава . Эффективность МПО в ходе подготовки и ведения боевых действий достигается: - постоянным изучением, оценкой и учетом военно-политической и морально-психологической обстановки в районе боевых действий, состояния и боеспособности войск (сил); - своевременной постановкой командующими (командирами) задач на организацию и осуществление мероприятий МПО; - качественным планированием, определением содержания, действенных форм, методов и средств МПО в соответствии с задачами боевых действий; - согласованным и умелым использованием всех сил и средств МПО с учетом складывающейся обстановки и решаемых задач; - устойчивым и непрерывным управлением МПО.
|