Навигация

 

 

Главная
Карта сайта
 

 

 

 

 

Статус военнослужащих ВС РФ Версия для печати Отправить на e-mail
 

Вопросы:

1. Правовая база военной службы.

2. Статус военнослужащих, их основные права и обязанности

 

< 1>

      В настоящее время, когда начал действовать военный  пакет  законов "Об обороне","О  воинской обязанности и военной службе","О статусе военнослужащих" и другие,  можно утверждать,  что формируется Российское военное право.  Оно являет собой совокупность юридических норма,  закрепляющих принципы и формы устройства Вооруженных Сил  РФ, регулирующих  вопросы военного управления,жизни,быта и деятельности войск, определяющих систему комплектования и порядок прохождения военной службы личным составом, права, обязанности и ответственность военнослужащих.

     В Конституции РФ (ст.59) записано,что "защита Отечества  является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации".

  Основополагающее значение для  военного  строительства, укрепления оборонной мощи страны имеет закон "Об обороне", принятый 24 сентября 1992 года. Он определяет, что законодательство Российской Федерации по вопросам обороны  основывается  на  Конституцию, а также других законах РФ. В них регулируется отношения, связанные с безопасностью Российского государства, воинской обязанностью и военной службой, статусом военнослужащего и пенсионного обеспечения лиц,  уволенных в запас или в  отставку, оборонным бюджетом, мобилизацией, военным положением и т.д.

      Закон "Об обороне" закрепляет также централизацию  руководства  и единоначалия в управлении войсками. Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами согласно Конституции является Президент РФ.  Непосредственное же руководство ими осуществляет Министр обороны.  Основным органом оперативного управления войсками и силами флота  является  Генеральный штаб  Вооруженных Сил.  Командиры различных степеней несут ответственность за обучение и воспитание подчиненных, отдают приказы, которые подлежат неукоснительному выполнению.

   Собственно саму военную службу  регламентируют  закон  Российской Федерации "О  военной обязанности и военной службе" (введен в действие с 1 марта 1993 года), уставы : Дисциплинарный, Внутренней службы, Гарнизонной и  Караульной служб, утвержденные Указом Президента РФ от 14 декабря 1993 года, а также Строевой устав, введенный в действие приказом Министра обороны от 15 декабря 1993 года N 600.

      Военная служба-особый  приоритетный  вид  государственной  службы граждан РФ. Она осуществляется только на воинских должностях в армии и на флоте, других войсках. Лица, находящиеся на военной службе, являются военнослужащими. Законом  особо подчеркнуто, что только граждане РФ могут проходит военную службу в ВС РФ.

      Организуется военная служба на основе двух принципов:  по призыву и по контракту.  Призыву подлежат мужчины в возрасте от 18 до 27  лет. Закон "О  воинской  обязанности  и  военной службе" раскрывает порядок добровольного поступления на военную службу.  Первый  контракт  вправе заключить мужчины в возрасте от 18 до 40 лет, а женщины с 20 до 40 лет.

      Денежное содержание воинам, проходящим службу по  контракту, выплачивается в  зависимости  от  специальности и условий службы.  В законе сказано, что оклады по первичным воинским должностям солдат и матросов не могут быть менее 5 минимальных размеров оплаты труда.  Оклады же по воинским званиям не могут быть менее половины воинских должностных окладов. При  этом  контрактники обеспечиваются бесплатным питанием и им создаются определенные жилищные условия  (при рассмотрении этих положений рекомендуется  использовать ст.А.Шубина "Выбираю службу по контракту" "Ориентир" N8 1995 год).

      В законе "О воинской обязанности и военной службе" определено, что каждый гражданин, впервые поступающий на военную службу,  принимает военную присягу. Этот воинский ритуал проходит в торжественной обстановке перед Государственным флагом РФ и Боевым Знаменем части.  До  этого момента воин не может назначаться на должность,  привлекаться к выполнению боевых задач,  не закрепляется также за ним вооружение и  боевая

 техника. С учетом занимаемых должностей всем военнослужащим присваиваются воинские звания. Законы РФ определяют наиболее общие основы военной службы. Что касается конкретной деятельности военнослужащих, их быта, учебы и повседневной жизни, то все это  регулируется  общевоинскими уставами.

      Дисциплинарный устав  определяет  сущность  воинской  дисциплины, обязанности военнослужащих по ее соблюдению.

      Устав Внутренней  службы  разъясняет  права  и  обязанности  воинов, должностных лиц подразделения,  части, а также правила внутреннего порядка.

      При несении службы в карауле и по гарнизону командиры и подчиненные руководствуются уставом Гарнизонной и Караульной служб. Кроме общевоинских уставов в жизни армии и флота большое значение имеют уставы и наставления по отдельным видам боевой подготовки и боевой деятельности.  Требования  данных  документов также носят правовой характер и обязательны к исполнению.

     Повседневная деятельность  большинства военнослужащих неразрывно связана с эксплуатацией сложной техники и современных вооружений. Правила и  требования к ней изложены в различных наставлениях,  руководствах и инструкциях.  Знание и строгое выполнение их носит обязательный характер, что  призвано  обеспечивать  постоянную готовность техники и вооружения к боевому применению. Из вышесказанного можно сделать вывод, что Конституция РФ, военное законодательство и общевоинские уставы составляют правовую базу  военной службы. В них она определяется как важнейшая конституционная обязанность граждан России.

 

< 2>

 

      Закон Российской  Федерации  "О  статусе военнослужащих" введен в действие с 1 января 1993 года.  Он устанавливает права,  обязанности и ответственность военнослужащих,  определяет основы государственной политики по их правовой и социальной защите,  а также граждан, уволенных с военной службы,  и членов их семей.  В истории Вооруженых Сил России это первый закон такой направленности.

       Понятие "статус военнослужащих"в нем рассматривается как совокупность их прав, свобод, обязанностей и ответственности,установленных  законодательством и гарантированных государством.

     Правовое положение военнослужащих в обществе имеет  свои  особенности. Как граждане России они обладают правами и обязанностями, которые закреплены в Конституции РФ.  Но в силу специфики военной службы в некоторых правах они ограничены.  К числу таких ограничений относится: запрещение бастовать, пикетировать, участвовать в  политических акциях, заниматься коммерческой деятельностью, сужение возможности по передвижению вне гарнизона и т.д.  В связи с этим 1 статья Закона специально оговаривает, что "обусловленные особенностями военной  службы  ограничения  некоторых  общегражданских прав и  свобод устанавливаются настоящим Законом, другими законодательными актами РФ и компенсируются военнослужащим льготами".

  Закон четко формулирует права военнослужащих.  Их можно разделить на 3 группы: социально-экономические права, политические и личные права и свободы.

                               

      Социально-экономическими являются те права, которыми военнослужащие пользуются как граждане РФ.  Они обеспечивают им возможность удовлетворять свои материальные и духовные  потребности.  Реализация  этих прав в условиях военной службы имеет определенные особенности.

   Право на  труд  осуществляется  посредством  прохождения  военной службы, т.е. в форме ратного труда.  Время нахождения в ВС защитывается в общий трудовой стаж и стаж работы по специальности. Для воинов контрактников -  один  месяц  военной  службы  за один месяц работы.  Если  кто-либо из прапорщиков проходил военную службу по призыву,то один месяц ее приравнивается к двум месяцам работы. Тем, кто служит в районах

   Крайнего Севера,  в местностях с трудными климатическими условиями, устанавливаются дополнительные льготы.

   Закон предусматривает и реализует право на государственное  обеспечение военнослужащих.  Денежное  довольствие  прапорщиков состоит из месячного оклада по воинской должности и оклада по воинскому  званию, а также различных надбавок и выплат. Кроме того, они обеспечиваются продовольственными пайками или выплатой денежной компенсации в размере их стоимости, а также вещевым имуществом в зависимости от условий прохождения военной службы.

   Право на  отдых  прапорщиков выражается в том,  что продолжительность их еженедельного служебного времени не должна превышать длительности рабочей недели, установленной законодательством РФ о труде. Если же они привлекаются к исполнению обязанностей военной службы сверх установленного времени и нет возможности компенсировать его в другие дни недели, то им предоставляются дополнительные дни отдыха. Эти дни могут быть присоединены к основному отпуску.

     Продолжительность основного отпуска прапорщиков не может быть менее 30 суток,  причем по их просьбе основной отпуск может быть предоставлен по частям.

   Реализация права военнослужащих на охрану жизни и здоровья вменяется в обязанность командиров(начальников),  которые должны  обеспечивать безопасность подчиненных при проведении учений,других мероприятий боевой подготовки, при исполнении должностных обязанностей, эксплуатации вооружения и боевой техники, производстве работ. Но охрана жизни и здоровья во многом зависит и от точного и строго выполнения самими воинами соответствующих требований уставов, наставлений и инструкций.

   Военнослужащие имеют право на бесплатную медицинскую помощь в военно-медицинских учреждениях.  Они  и члены их семей (кроме проходящих военную службу по призыву и курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования) во время отпуска обеспечиваются санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом за плату в санаториях,домах отдыха,  пансионатах,на  туристических  базах  Министерства обороны РФ или санаторно-курортных оздоровительных учреждениях  других Министерств и ведомств России.

    Гарантированы военнослужащим и многие другие права:  на образование, бесплатный проезд на транспорте, на жилище и т.д.

     Статья 19 Закона "О статусе военнослужащих"  определяет  меры  пореализации их права в области культуры. В расположении воинских частей они бесплатно пользуются услугами библиотек и читальных  залов,  культурно-просветительным имуществом, спортивными сооружениями и инвентарем. Политические права и свободы обеспечивают участие  военнослужащих в управлении делами общества и государства. они имеют право избирать и

быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления. Воины могут состоять в общественных объединениях, не преследующих политических целей,  участвовать в их деятельности не находясь при исполнении обязанностей военной службы. Военнослужащие обладают свободой слова,  правом выражать свои мнения и убеждения,  получать и распространять информацию.  При  этом не допускается разглашение государственной и военной тайны,  обсуждение и критика приказов  командиров  (начальников).

      Кроме того,  военнослужащие вправе в не служебное время  участвовать в митингах, собраниях и уличных шествиях,  не преследующих политических целей и не запрещенных органами государственной власти.

      Личные права и свободы,  гарантированные законом о статусе позволяют каждому воину проявить себя в социальной и культурной сфере, отстаивать свои  права  и интересы.  В статье 21 закона сказано,  что они имеют право на защиту своего доброго имени путем обращения в суд в порядке, установленном российским законодательством.

      Неправомерные решения и действия органов  военного  управления  и командиров могут также быть обжалованы в порядке,  предусмотренном общевоинскими уставами.

      Важно и  нужно знать не только свои права,  но и обязанности.  Их единство - важнейшая особенность государственного статуса воинов  Российской Федерации.

      Обязанности военнослужащих в Законе разделены на  общие  ,  должностные и специальные. Там же сформулированы понятия воинского долга и излагаются общие обязанности военнослужащих. Особо отмечено требование быть верным военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно и умело защищать Отечество,  строго соблюдать законы РФ, требования уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров.

      В законах и общевоинских уставах регламентируются жизнь и повседневная деятельность  военнослужащих.  В  них  раскрыты роль и значение дисциплины, бдительности,  требование к боевому мастерству воинов,  их постоянной готовности умело применять технику и вооружение.

      Должностные обязанности изложены в уставе внутренней службы. Специальные- определяются  общевоинскими  уставами и должностными инструкциями. Эти обязанности выполняются при несении боевого  дежурства, суточном  и гарнизонном нарядах,  в случае ликвидации последствий стихийных бедствий.

      Законом "О  статусе  военнослужащих"  предусмотрено и строгая ответственность за правонарушение.  За проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины,  норм морали и чести,военнослужащие несут дисциплинарную ответственность, а за совершенные преступления привлекаются к уголовной ответственности.

      Таким образом,  закон " О статусе военнослужащих" полно и всесторонне определяет их права и обязанности. Он устанавливает также их ответственность за правонарушение.  Твердо знание  и  точное  выполнение каждым прапорщиком требований закона - обязательное условие укрепления воинской дисциплины,  порядка и организованности,  поддержания высокой бдительности и боевой готовности.

      С правовым положением тесно связаны такие понятия, как правовая и социальная защищенность. В чем они заключаются ?

      Правовая защищенность - это система норм,  которая  содержится  в  законах государства,провозглашающих основные права,  свободы,  обязанности и ответственность военнослужащих.

      Социальная же защищенность подразумевает наличие механизмов с помощью которых реализуется правовое положение  защитников  Отечества  и гарантия обеспечения их прав и свобод.

      Обеспечения правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с  военной  службы,  и членов их семей возлагается на органы государственной власти и управления,  органы местного  самоуправления, суды, правоохранительные органы, а также являются обязанностью командиров.

      В настоящее время федеральными органами, которые занимаются социальной защитой личного состава ВС РФ являются :

      - государственно-правовое управление при Президенте РФ ;

      - правительственная комиссия по вопросам социальной защиты  военнослужащих, граждан уволенных с военной службы, и членов их семей;

      - главное и центральное управление МО РФ.

      В соответствии  с  законодательством реализации прав военнослужащих, граждан уволенных с военной службы, членов их семей могут содействовать и общественные объединения.

 
Copyright © 2006