Навигация

 

 

Главная
Карта сайта
 

 

 

 

 

Международно-правовая регламентация вооружённых конфликтов Версия для печати Отправить на e-mail
 

ВОПРОСЫ:

1.   Принципы международного права и его аспекты.

2.   Правовое регулирование миротворческой деятельности.

 

    В современном международном праве особое место занимает право вооружённых конфликтов (международное гуманитарное право). Оно регулирует порядок ведения боевых действий, международно-правовую защиту жертв вооружённых конфликтов, а также вопросы международно-правовой ответственности государств и уголовной ответственности индивидов за нарушение норм права вооружённых конфликтов.

 

< 1 >

Международно-правовое регулирование порядка ведения боевых действий не стремится превратить войну в престижный и благообразный в своей основе вид деятельности. Цель такого регулирования состоит в том,  чтобы удерживать стороны вооружённого конфликта от бессмысленной  жестокости, а также обеспечить возможную защиту тем, кто непосредственно подвержен воздействию войны.

Право вооружённых конфликтов как отрасль международного права складывается из конкретных норм, групп норм, отдельных принципов и институтов. Принципы права  вооружённых конфликтов являются той правовой основой, на которой базируются конкретные нормы. Если принципы рассчитаны на всю сферу вооружённой борьбы, то нормы регулируют типичные сферы этой борьбы. В своей совокупности принципы образуют определённое единство и систему норм права вооружённых конфликтов действуют во всякое время, повсеместно и при любых обстоятельствах.

Принципы права вооружённых конфликтов впервые были сформулированы в 1966 г. Они основываются на Женевских конвенциях 1949 года. Можно сформулировать ряд основных принципов международного гуманитарного права (права вооружённых конфликтов).

Прежде всего – это принцип гуманности. Военная необходимость и поддержание общественного порядка должны сочетаться с уважением к человеку. При ведении военных действий и поддержании общественного порядка необходимо строго придерживаться неизменных норм гуманитарного права.

Из этого принципа следует принцип Соизмерности. Воюющие стороны не должны наносить своему противнику ущерб, несоразмерный с целью войны, которая заключается в уничтожении или ослаблении военной мощи противника.

Отсюда вытекает принцип Международно – правовой защиты жертв вооружённых конфликтов. Лица, выведенные из строя, а также те, кто не участвует непосредственно в боевых действиях,  имеют право на уважение,  защиту и гуманное обращение.

Следующим является принцип Ограничения воюющих в выборе средств и методов ведения боевых действий. Право сторон, находящихся в конфликте, выбирать методы или средства ведения военных действий не является неограниченным.

Вышеперечисленные основные принципы являются базой для других принципов. Первым в этом списке стоит принцип Неприкосновенности. Каждый имеет право на уважение к жизни, физическую и психическую неприкосновенность, на уважение всего, что является неотъемлемой часть. Его личности. Принцип Безопасности личности предполагает, что каждый имеет право и на личную безопасность.

Существует также группа принципов, относящихся к международно-правовой защите жертв вооружённых конфликтов.

Первый из них – принцип нейтральности. Он имеет свои особенности применения. Так, всегда находятся под защитой медицинские работники. В ответ на  гарантированную неприкосновенность медицинский персонал должен воздерживаться от любых враждебных действий по отношению к противнику. Ни одно лицо, выполняющее медицинские функции, не может принуждаться к предоставлению кому бы то ни было какой-либо информации относительно больных и раненых, которые находились или находятся на его попечении, если такая информация, по его мнению, причинит вред указанным пациентам или их семьям. Никто не должен также подвергаться преследованию или быть осужденным за то, что он ухаживал за ранеными или больными.

Второй принцип – принцип международно-правовой защиты военнопленных. Он предполагает, что государство должно как на национальном, так и на международном уровне обеспечить защиту лиц, оказавшихся в плену. Ведь пленный находится во власти не войск, захвативших его, а именно государства, которому служат эти войска. Государство несёт ответственность за лиц, захваченных им в плен, а на оккупированной территории – за поддержание общественного порядка и функционирование общественных служб. Жертвы конфликтов должны быть обеспечены международной защитой, так как они лишены естественной защиты.

Помимо перечисленных выше существуют также принципы, относящиеся к выбору средств и методов ведения войны.

Принцип ограничения по лицам. Гражданское население и отдельные гражданские лица пользуются общей защитой от опасностей, возникающих в связи с военными операциями. «Право Гааги» основано на строгом различении между  комбатантами и некомбатантами. В то время как первые по своему характеру являются объектами войны, вторые не должны быть вовлечены в военные действия и, по сути, даже не имеют права принимать в них участие.

Применение этого принципа требует учитывать следующее:

1. Стороны,  находящиеся в конфликте, должны всегда проводить различие между гражданским населением и комбатантами, чтобы щадить гражданское население и гражданские объекты.

2. Гражданское население как таковое, а также отдельные гражданские лица не должны являться объектом нападений... (даже) в порядке репрессалий.

3. Запрещаются акты насилия или угрозы насилием, имеющие основной целью терроризировать гражданское население.

4.Стороны, находящиеся в конфликте, принимают все возможные меры предосторожности, чтобы щадить гражданское население или по крайней мере по возможности избежать случайных потерь среди гражданского населения и случайного ущерба.

5. Только лица, входящие в состав вооружённых сил, имеют право нападать на противника и оказывать ему сопротивление.

Принцип ограничения по объектам нападения. Он предусматривает запрет на: нападение на необороняемые местности; совершение каких-либо враждебных актов, направленных против зданий, где расположены благотворительные учреждения, и тех исторических памятников, произведений искусства или мест отправления культа, которые составляют культурное или духовное наследие народов; нападение на установки и сооружения, если оно может вызвать высвобождение опасных для гражданского населения сил; грабежи. Гражданское население не должно привлекаться для защиты военных объектов от нападения. Запрещается уничтожать или вывозить объекты, необходимые для выживания гражданского населения.

Принцип ограничения средств и методов ведения военных действий предполагает запрещение на использование против кого бы то ни было оружия или методов ведения военных действий, способных причинить излишний вред или чрезмерные страдания. Он не допускает нападения неизбирательного характера. Цель этого принципа – в исключении тех методов и видов вооружений, которые не обладают достаточной точностью для проведения необходимого различия между военными объектами и гражданским населением и  объектами, а также тех, чьё воздействие не может быть ограничено во времени и пространстве.

Поэтому запрещается использование: оружия, снарядов, веществ и методов ведения военных действий, способных причинить излишние страдания; методов или средств ведения военных действий, которые имеют своей целью причинить  или, как можно ожидить, причинят обширный, долговременный и серьёзный ущерб природной среде; голода среди гражданского населения в качестве метода ведения войны. Запрещается также применять военные действия, основанные на вероломстве.

Таковы  в наиболее общем виде основные особенности международно-правового регулирования вооружённых конфликтов.

 

< 2>

Другим аспектом международно-правового регулирования вооружённых конфликтов в настоящее время являются так называемые операции по поддержанию мира, или миротворческие операции. Они способствуют прекращению вооружённых конфликтов, снижению числа жертв и разрушений в ходе вооружённых столкновений как между государстами, так и во внутренних вооружённых конфликтах. В соответствии с Уставом ООН поддержание международного мира и безопасности дролжно строиться на базе общепризнанных принципов и норм междуеародного права и осуществляться Генеральной Ассамблеей ООН и Советом Безопасности ООН, компетенция которых в этой сфере чётко разграничена.

Генеральная Ассамблея может обсуждать любые вопросы или дела, относящиеся к поддержанию международного мира и безопасности, в том числе рассматривать общие принципы сотрудничества в этой области и давать в отношении их рекомендации государствам и Совету до или после обсуждения.

Совет Безопасности – важнейший постоянно действующий орган ООН, обеспечивающий международный мир и безопасность. Он является единственным органом ООН, который обладает правом предпринимать действия,  превентивные и принудительные, от имени ООН, в том числе объединёнными вооружёнными силами государств –членов ООН. Устав ООН устанавливает, что такие силы могут применяться в случае угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии для поддержания или восстановления международного мира и безопасности «не иначе, как в общих интересах», в исключительных случаях, когда другие меры могут оказаться или уже оказались недостаточными, и не должны использоваться в целях, противоречащих Уставу ООН.

Статья 43 Устава ООН определяет порядок предоставления членами ООН в распоряжение Совета Безопасности необходимых вооружённых сил, помощи, средств обслуживания: на основе особого соглашения или соглашений, заключаемых Советом с государствами – членами ООН, с последующей их ратификацией; по требованию Совета Безопасности, то есть на основе его решения. Совет Безопасности должен решать все вопросы, связанные с созданием и применением вооружённых сил, опираясь на помощь и советы Военно-штабного комитета (ВШК), состоящего из начальников штабов постоянных членов Совета или их представителей (статья 47). Однако ни статья 43, ни статья 47 так и не были введены в действие из-за разногласий между постоянными членами Совета Безопасности. Это привело к фактическому прекращению деятельности ВШК с 1947 года и к импровизационной практике ООН в области создания и применения вооружённых сил. В рамках ООН был принят ряд резолюций и деклараций, направленных на укрепление правовых основ и повышение эффективности международно-правового механизма поддержания мира и безопасности государств.

9 декабря 1991 г. Генеральной Ассамблеей была одобрена важная Декларация об установлении фактов Оргпнизацией Объединённых Наций в области поддержания международного мира и безопасности. Декларация исходит из того, что при выполнении своих функций, связанных с поддержанием международного мира и безопасности, Совету Безопасности и Генеральной Ассамблее необходимо иметь подробную информацию в отношении любого спора или ситуации. Декларация регулирует вопросы создания миссий по установлению фактов. Решения о направлении таких миссий могут принимать Совет или Ассамблея. Для направления их на территорию любого государства необходимо предварительное согласие этого государства.

Современная концепция поддержания мира в рамках ООН нашла отражение в одобренной Советом Безопасности программе, изложенной в докладе Генерального секретаря ООН «Повестка дня для мира». Программа исходит из комплексной роли ООН в усилиях по поддержанию мира в сферах превентивной дипломатии, миротворчества, поддержания мира, миростроительства.

Миротворчество – это действия, направленные на то, чтобы привести к согласию враждующие стороны, главным образом с помощью переговоров и других мирных средств, предусмотренных Уставом ООН в Главе 6.

Поддержание мира предполагает проведение операций с помощью военного персонала как для предотвращения конфликтов, так и для установления мира.

Действия Совета Безопасности в области поддержания мира начинаются с квалификации ситуации. В соответствии со статьёй 39 Устава ООН Совет определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и даёт рекомендации или решает, какие меры следует предпринять для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Квалификации Совета Безопасности являются юридической базой для его дальнейших действий по поддержанию мира. Устав ООН даёт право Совету прибегнуть к временным мерам, предусмотренным статьёй 40 для того, чтобы предотвратить дальнейшее обострение ситуации. Такие меры не должны наносить ущерб правам, притязаниям или положению заинтересованных сторон и должны быть направлены на предотвращение ухудшения ситуации. Они выполняются самими заинтересованными сторонами, но по требованию Совета, которое носит характер решения. Как правило, к временным мерам относятся прекращение огня, отвод войск на ранее занимаемые позиции, вывод войск с оккупированной территории, проведение временной демаркационной линии, создание демилитаризованной зоны и т.д. Из статьи 41 Устава ООН вытекает право Совета Безопасности контролировать выполнение решения о временных мерах, чтобы он был в состоянии «должным образом учитывать невыполнение этих временных мер» сторонами в конфликте. На основании норм этой статьи родилась практика планирования и проведения операций по поддержанию мира. Если ситуация продолжает ухудшаться, Совет вправе принять как меры, не связанные с использованием вооружённых сил, так и меры с их применением. Они могут включать полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио- и других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений.

Применение мер с использованием вооружённых сил регулируется статьёй 42, в которой сказано, что Совет Безопасности уполномочивается  предпринять действия воздушными, морскими или сухопутными силами, если он сочтёт, что меры, предусмотренные в статье 41, могут оказаться или уже оказались недостаточными. Такие действия могут включать демонстрации, блокаду и другие операции воздушных, морских или сухопутных сил членов Организации.  Это означает, что Совет Безопасности может предпринять вооружённые  операции  после осуществления мер по статье 41, одновременно  с ними и в качестве первичной меры. Однако в практике своей деятельности Совет Безопасности ни разу не прибегал к применению вооружённых сил в соответствии со статьёй 42. Операции по поддержанию мира представляют собой меры миротворческого характера с привлечением военного персонала, предпринимаемые в целях стабилизации обстановки в районе конфликта, создания благоприятных условий для мирного его разрешения, установления и поддержания мира.

Операции ООН по поддержанию мира обычно делятся на две категории: миссии военных наблюдателей, состояшие из невооружённых офицеров, - «голубые береты», и силы по поддержанию мира, включающие национальные контингенты войск, имеющие лёгкое стрелковое оружие, используемое только для самообороны – «голубые каски».

Примерами миссий военных наблюдателей являются Орган ООН по наблюдению за выполнением условий перемирия в Палестине (ОНВУП), действующий с 1948 года, Миссия ООН по наблюдению за прекращением огня между Ираком и Кувейтом – с апреля 1991 года, Миссия наблюдателей ООН в Сальвадоре – с июня 1991 года, Миссия ООН по проведению референдума в Западной Сахаре – с сентября 1991 года и др.

Примерами второй категории операций являются: операция ООН в Конго (1960 1964 гг.); вооружённые силы ООН по поддержанию мира на Кипре – с 1964 года; силы ООН по охране, действующие в Югославии с 1992 года; операция ООН в Сомали – с апреля 1992 года. Можно выделить следующие характерные принципы операций ООН по поддержанию мира: необходимость ясно выраженного согласия сторон в конфликте на проведение операции с использованием военного персонала; чётко сформулированный Советом Безопасности мандат операции; добровольность предоставления государствами – членами ООН воинских контингентов, приемлемых для сторон; осуществление Советом Безопасности общего руководства операцией; возложение командования и контроля за проведением операции на Генерального секретаря ООН; ограничение в использовании военной силы, допустимом только в целях самообороны; полная беспристрастность сил и их нейтральность (они не должны вмешиваться во внутренние дела страны, в которой развёрнуты; не должны использоваться в интересах одной конфликтующей стороны в ущерб другой); финансирование международным сообществом.

Анализ практики проведения операций по поддержанию мира позволяет сделать вывод о постоянном развитии этого института. Начиная с 1988 года эти операции стали применяться не только в межгосударственных, но и во внутригосударственных конфликтах. В силу этого они приобрели новые качественные характеристики. В межгосударственных конфликтах использовался в основном военный персонал для выполнения функций главным образом военного характера, в частности: разъединения противоборствующих сторон в конфликте, создания и патрулирования зон разъединения, буферных и демилитаризованных зон, наблюдения за прекращением огня, за выводом войск, за развитием ситуации, за передвижением вооружённого персонала и оружия в районе напряжённости и др. Во внутригосударственных конфликтах на межнациональной, этнической, религиозной и других почвах операции по поддержанию мира приобрели многофункциональный характер. Помимо военных им стали поручаться функции, связанные с контролем административных органов, организацией и проведением выборов,  содействием экономическому и социальному развитию, наблюдением за соблюдением прав человека, оказанием помощи в государственном строительстве и др. Такого рода задаччи потребовали участия в операциях не только военного, но и полицейского и гражданского персоналов, призванных действовать совместно. Кроме того, потребовалось выполнение новых военных задач по сравнению с задачами по участию в межгосударственных конфликтах, а именно: разоружение и ликвидация незаконных вооружённых формирований в районе конфликта; защита законных гражданских властей; защита беженцев и вынужденных переселенцев; обеспечение сохранности гуманитарных грузов; защита от разрушения или повреждения стратегических объектов в районе конфликта и др.

В конце 80-х годов появилось ещё одно качественное изменение характера операций по поддержанию мира.  Ранее они развёртывались после прекращения огня, но до урегулирования конфликта путём переговоров, и главной целью их мандата было создание условий для успешного ведения переговоров по урегулированию конфликта. Теперь многофункциональные операции учреждаются после завершения переговоров с целью помочь сторонам выполнить условия всестороннего урегулирования. Такие операции были проведены в Намибии, Анголе, Сальвадоре, Камбодже и Мозамбике. Механизм действий ООН по поддержанию мира продолжает постоянно функционировать. Только за период 1987 – 1999 годов осуществлено более 35 операций (до этого было развёрнуто всего 13 операций). С 1948 года под флагом ООН прошли службу около 528 тыс. человек,  включая военный, полицейский и гражданский персонал ( в том числе более 120 тыс.  военнослужащих, более 1700 человек из которых погибли). Расходы на эти операции составили около 8,3 млрд. Долл. США. Показательна и статистика участия российского воинского персонала и воинского контингента в миротворческой деятельности под эгидой международных организаций. Если в 1992 году в операциях на Ближнем Востоке, в Западной Сахаре, Кувейте и Камбодже принимали участие 88 человек, то к концу 1999  года на Ближнем Востоке, в  Западной Сахаре, Кувейте, Югославии, Грузии, Анголе, Сьерра-Леоне и Восточном Тиморе уже 4961 человек.

В большинстве случаев операции ООН по поддержанию мира воспрепятствовали эскалации региональных конфликтов и внесли элемент стабильности в опасные ситуации во многих регионах. Вооружённым силам ООН была присуждена Нобелевская премия мира за 1988 год.

 
Copyright © 2006