Навигация

 

 

Главная
Карта сайта
 

 

 

 

 

Е-К Версия для печати Отправить на e-mail

Е

 

Ефимов Михаил Никифорович

 (1881-1919)

Окончил школу Фармана (диплом №31 от 15.02.1910). Через десять дней после сдачи экзамена установил мировой рекорд продолжительности полёта с пассажиром. 21 марта 1910 г. совершил в Одессе публичные полёты. Это были первые полёты в России русского лётчика. Затем он уехал за границу для участия в соревнованиях. М. Ефиимов был в числе первых пилотов мира, осуществивших такие эволюции, как виражи и спирали, пикирование и планирование с выключенным двигателем, он же первым продемонстрировал их и в России. Вернувшись в Россию, Ефимов на Всероссийском празднике воздухоплавания в Петербурге занял первое место. 5 ноября 1910 г. по приглашению председателя Отдела воздушного флота Ефимов выехал во вновь организуемую Севастопольскую школу авиации для работы старшим инструктором. Несмотря на большую загрузку в школе, он продолжал испытательную работу, работал над вопросами боевого применения авиации. С апреля 1915 г. Ефимов находился в действующей армии в качестве лётчика-охотника (добровольца) 32-го КАО. В конце года откомандирован в Качу. К этому времени лётчик был полным Георгиевским кавалером, ему был присвоен чин прапорщика. Воевал также в 6-м авиаотряде и 4-м отряде истребителей. В начале 1917 г. переведён в гидроавиацию Черноморского флота. После Революции назначен флагманским лётчиком при комиссаре гидроавиации. В июле 1919 г. отступил с Красной Армией из Крыма в Одессу. В следующем месяце, при неожиданном захвате Одессы белогвардейским десантом, был схвачен и расстрелян.

 

Ефимов Владимир Никифорович

(1877–1910)

Старший брат М.Н. Ефимова. Родился в мае 1877 г. в Смоленской губернии. Окончил железнодорожно-техническое училище. Некоторое время работал телеграфистом на станции Гниляково под Одессой. Затем уехал в Киев на открывшиеся там при Управлении Юго-Западных железных дорог двухгодичные вечерние курсы. После окончания курсов Владимира назначили помощником начальника станции Ирша, затем перевели в Чеповичи. С началом русско-японской войны его откомандировывают в Маньчжурию, поближе к фронту, для обслуживания военных перевозок. После поражения на Дальнем Востоке вернулся домой и за свои высказывания попал в "чёрные" списки неблагонадёжных. Был вынужден с женой и дочерью уехать на Дальний Восток. В 1908 г. получает назначение во Владивосток. Разрабатывал проект "летающей лодки". Владимир становится членом воздухоплавательного кружка организованного во Владивостоке. Михаил уговаривает брата ехать во Францию, где он научит его летать. Весной 1910 г. Владимир приехал в Париж. Готовясь к соревнованиям в Италии, Михаил попутно даёт брату уроки лётного мастерства. В перерывах между турнирными вылетами Михаил ухитряется продолжать обучение брата. 28 мая 1910 старший Ефимов успешно совершает первый самостоятельный полёт. Близится экзамен, после которого Владимир получит, наконец, диплом пилота-авиатора. Однако, простудившись на аэродроме Владимир, попадает в больницу, где у него определяют крупозное воспаление лёгких. Спасти В.Ефимова не удалось, на 18-й день он скончался. Владимира Никифоровича Ефимова похоронили на Южном кладбище Реймса.

 

Ефимов Тимофей Никифорович

(1995–1919)

Младший брат М. Ефимова. Пилотский диплом ВАК получил в июне 1911 г. Совершал показательные полёты во многих городах России. Быстро стал известен как мастер высшего пилотажа. В числе первых лётчиков освоил "петлю Нестерова". Тимофей Никифорович являлся участником Балканской войны 1912-1913 гг. Свой первый полёт на фронте он совершил 30 октября 1912 г. Это был первый боевой вылет, выполненный русским лётчиком. С конца 1914 г. был инструктором Севастопольской авиашколы. Некоторое время находился в действующей армии. Лётную деятельность пришлось прервать из-за болезни глаз в мае 1917 г. Умер от тифа в Одессе.

 

Екатов Аркадий Никифорович

 (1897-1941)

 

Родился 19 июня 1897 г. в городе Вильно (Вильнюс). В армии с 1915 г. В том же году окончил Московскую лётную школу. Участник 1-й мировой войны, унтер-офицер. Сбил один самолёт противника. Участник Гражданской войны. В 1920-1940 гг. лётчик-испытатель авиазавода №1, испытывал самолёты Р-1, И-1, И-15бис, И-153 и др. В июне-июле 1925 г. участвовал в перелёте Москва-Пекин. С марта 1940 г. – лётчик-испытатель ОКБ А.И. Микояна. Поднял в небо и провёл испытания И-200 (МиГ-1) и МиГ-3. Заслуженный лётчик СССР, лётчик-испытатель 1-го класса. Погиб 13 марта 1941 г. в испытательном полёте на самолёте Миг-3. Жил в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Награды: Георгиевский крест, ордена Красного Знамени, Красной Звезды, иностранные награды.

 

 

 

 

 Image

Ж

 

Жуков Александр Евлампьевич

(10.08.1881 – после1960).

 

В службе с 1903 г. Окончил Севастопольскую авиационную школу (диплом №38 вручён 13.07.1911). Морской лётчик (1914). Поручик по адмиралтейству (1916) Черноморской гидроавиации. После революции в рядах ВСЮР и Русской Армии в Черноморском флоте до эвакуации Крыма. На 25 марта 1921 года в составе русской эскадры в Бизерте. В эмиграции служил в испанской авиации. Умер после 1960 г в Испании.

Награды: ордена Св. Станислава 3-й ст. (06.12.1913), Св. Анны 3-й ст. с мечами и бантом (01.06.1915), Св. Анны 4-й ст. с надписью «За храбрость» (18.04.1916)

 

 

 

 Image

З

 

 

Заикин Иван Михайлович

(1881–1948)

Спортсмен, борец-тяжеловес, многократный чемпион мира. Окончил авиационную школу Фармана (диплом №191 выдан 29.08.1910 г.). Выполнил большое число показательных полётов на территории России. 20 ноября 1910 года совершил в Одессе полёт с писателем А. Куприным в качестве пассажира. Самолёт потерпел аварию. Владельцы самолёта подали на пилота в суд, требуя возмещения стоимости "Фармана". В попытке защитить пилота, А. Куприн написал очерк "Мой полёт". На этом лётная карьера Заикина была завершена. Ему пришлось вернуться на арену цирка. Революция застала его за границей. Заикин поселился в Молдавии.

Умер 22 ноября 1948 года в Кишинёве.

 

Зверев Фёдор Фёдорович

 

Воевал в составе 4-го истребительного авиаотряда. Однажды вступил в бой с хорошо вооруженным немецким самолётом «Румплер» После серии манёвров Звереву удалось атаковать немца. Его пулемётная очередь попала в правый мотор вражеского самолёта. Самолёт был сбит, экипаж взят в плен.

Самолёт Зверева получил 37 пробоин, винт разлетелся, повреждены капот и масляный бак, пробит шлем у лётчика. Несмотря на эти повреждения, Зверев сумел совершить посадку на свой аэродром возле Браилова. Всего же он сбил в воздушных боях более 10 самолётов противника.

Дальнейшая судьба неизвестна.

 

 

Зверева Лидия Виссарионовна

(1890-15.05.1916)

Увлеклась воздухоплаванием в детстве. Отец - генерал – герой Балканской войны 1877-1878 гг. поддерживал дочь во всех её начинаниях.

Выпускница Белостокского института благородных девиц поступила в авиационную школу «Гамаюн» Первого российского товарищества воздухоплавания 25 июня 1911 г., а 22 августа 1911г. сдала экзамен.

На следующий день Всероссийский аэроклуб вручил ей диплом пилота - авиатора №31. Таким образом, Л. Зверева стала первой русской лётчицей.

Много выступала с показательными полетами. Став женой летчика Слюсаренко, вместе с ним открывает в Риге (апрель 1913 г.) авиадшколу и авиационные мастерские. Супруги стали обучать полётам и испытывали самолёты на поле завода «Мотор» в Зассенгофе под Ригой. В начале войны мастерские перебазировались в Петроград. Здесь их реорганизовали в небольшой завод.

Лидия Виссарионовна Зверева скончалась в Петрограде 15 мая 1916 года от тифа.

 

Земитан Иван Яковлевич

 (1887-1937)

Окончил Севастопольскую школу авиации в 1911 г (диплом вручён 26.07.1911). Там же оставлен инструктором.

С весны 1915 г. командовал авиаотрядом, воевал на Юго-Западном фронте. Проявил себя инициативным боевым лётчиком. По ложному доносу долгое время был под негласным надзором, но после того как об этом узнал Авиадарм, слежка была прекращена. В апреле 1917 г. - назначен командиром боевой авиагруппы. В сентябре того же года вступил в должность командира авиадива. После Революции на стороне новой власти. участник Гражданской войны. После войны служил в авиации на командных должностях.

Арестован по доносу в 1928 году, но вскоре освобождён. Последняя должность - начальник авиашколы. Земитан был вновь репрессирован в 1937 году и уже не вернулся. Реабилитирован посмертно.

 

Змунчилло Игорь Эразмович

(?-1945)

Сын офицера. Окончил Николаевское кавалерийское училище в 1914 г. и Севастопольскую школу авиации в 1915г.

Штаб-ротмистр 12-го гусарского полка и 12-го корпусного авиаотряда, командир 2-го Сибирского корпусного авиаотряда. В годы Гражданской войны в рядах Добровольческой армии и ВСЮР в 8-м авиационном отряде. В Русской Армии в составе 5-го авиаотряда вплоть до эвакуации Крыма.

Подполковник. Эвакуирован на судне «Сцегед».

В эмиграции в Югославии, служил в югославской авиации, затем в гражданской авиации во Франции.

Служил в Русском Корпусе. Во время Второй мировой войны фельдфебель немецкой конной полиции.

Убит в 1945 г. у озера Балатон в Венгрии.

 

 

 

Золотухин Мстислав Максимович

(1881–28.08.1911)

Штабс-капитан. Пехотный офицер впервые увидел полёт аэроплана в Харькове. В тот же день зажёгся мыслью научиться летать. Ему удалось поступить в школу пилотов Севастопольского аэроклуба. Но обучение ему давалось туго. Золотухин перебирается в Гатчину. Здесь, в школе "Гамаюн", он продолжил обучение. Сдал экзамен на звание пилота 22 августа 1911 года (диплом ВАК №32).

Погиб во время демонстрационного полёта 28 августа 1911 года в городе Елец.

 

 

И

 

Иванов Борис Андреевич

 (1886–1958)

Окончил Севастопольскую авиашколу в ноябре 1912 г.

Служил в авиаотряде. В действующей армии проявил себя с лучшей стороны. Участник Гражданской войны. С весны 1921 г. работал в лётной школе авиации №1 в Зарайске. После её перебазирования в Севастополь продолжил инструкторскую работу, а в 1923 г. переведён в Московскую школу авиации. Потом работал пилотом в гражданской авиации, а с 1931 г.- в аэрофотосъёмке. Арестован в 1933 году. Затем был освобождён и сослан в Казань, где работал лётчиком-испытателем. Вновь репрессирован в 1938 году. Провёл в заключении семь лет. Разрешение вернуться в Москву получил только в 1956 году после реабилитации.

 

Иванов Николай Петрович

 (1896–20.05.1930)

В 1914 году окончил Авиационный отдел ОВШ в Гатчине.

Направлен в КАО. С первых дней войны на фронте. Проявил себя отважным и искусным лётчиком. В 1915 г. назначен командиром авиаотряда. Революцию не принял. Участник белого движения.

После поражения белого движения эмигрировал в Турцию, а затем перебрался в Париж. Работал на заводе.

Умер от болезни, вызванной последствиями ранений 20 мая 1930 года.

 

 

Иванов Пётр Николаевич

(1895–?)

Окончил Севастопольскую школу авиации осенью 1915 г.

Проходил службу в авиаотряде. Разработал модификацию "Вуазена". Командир авиаотряда Антонов поддержал офицера в его конструкторских начинаниях. Его откомандировывают в авиапарк г. Жмеринка, где он построил самолёт (вместе с механиком И.И. Диль). 2 мая 1916 года самолёт был испытан самим П. Ивановым. Результаты были хорошими. Командованием было принято решение о прекращении строительства "Вуазен LAS" и строительстве "Вуазен Иванова". На заводах А. Анатра в Одессе их было построено 150 экземпляров. Самолёт был в эксплуатации вплоть до 1922 г. сведений о дальнейшей судьбе П.Н. Иванова нет.

 

Ингаунис Феликс Антонович

(1894–28.06.1938)

Добровольно вступил в армию в мае 1915 г. Окончил курсы механиков. По их окончании направлен в солдатский авиакласс Петроградской авиашколы. В январе 1916 г. Ингауниса командируют в Московскую школу авиации для переучивания на новые самолёты.

С февраля 1917 года воевал на фронте в составе истребительного авиаотряда. Отличился в боях. С мая 1918 года состоял в Красной Армии. Воевал на Восточном и Южном фронтах. После войны окончил Высшие академические курсы и Академию им. Фрунзе. Участник нескольких дальних перелётов: Москва-Анкара-Тегеран-Кабул-Москва и Москва-Вена-Париж-Прага-Москва. Член Военного совета при наркоме обороны.

Расстрелян 28 июня 1938 года.

 

 

 

К

 

Казаков Александр Александрович

 (22.01.1889–01.08.1919)

Родился в семье дворян Херсонской губернии. 15 июня 1908 года, после окончания Елисаветградского кавалерийского училища, получил назначение в 12 уланский Белгородский полк. Там поручик Казаков подал рапорт и перевёлся в авиационный отдел Гатчинской авиашколы.

Окончив авиашколу в сентябре 1916 года, Казаков получил на московском заводе "Дукс" самолет ''Моран-Ж" с заводским номером 316 и убыл на фронт, в 4-й КАО. Боевое крещение получил 6 января 1915 года на разведке вражеских позиций. Вскоре он принял командование 19-м корпусным авиаотрядом, а затем "…показав характер и высокое лётное мастерство" стал командовать истребительным авиаотрядом. 9 марта 1915 года А. Казаков в районе деревни Гузав, западнее Вислы совершил таран, сбив немецкий "Альбатрос". Это был второй таран в истории авиации и первый, окончившийся для таранившего пилота благополучно. В 1916 году Казаков сражался в воздухе с немецкими и с австрийскими лётчиками на Ковельском направлении во время знаменитого Брусиловского прорыва, и сбил 10 вражеских самолетов. Проходил боевую стажировку во Франции, во время которой уничтожил еще 4 немецких аэроплана. Не только высокая результативность, но и незаурядные организаторские способности позволили ему занять должность командира 1-й истребительной авиационной группы, считавшейся лучшей боевой частью русской авиации. Всего во время боевых действий А. Казаков сбил 17 ( по другим источникам-32) самолетов противника. Как и большинство офицеров, тяжело переживал полковник Казаков социальные потрясения 1917 года. Сама жизнь и бывшие подчиненные, отстранившие его от командования авиагруппой, подтолкнули его в стан врагов Революции. Вскоре он вступил в ряды славяно-британского авиакорпуса. 19 июля 1918 года ему присвоили звание майора Королевских воздушных сил и его назначают командиром этого отряда.7 декабря 1918 года он был ранен и до конца февраля не летал. В июле 1919 года английские войска стали эвакуироваться из Мурманска. Казакову предложили продолжить службу в Англии, но он отказался. Вечером 21 июля Козаков поднял свой самолет с аэродрома Березняки. Он не сделал никакой попытки набрать высоту и долгое время летал на высоте 5-10 метров. Затем резко взмыл вверх. Самолет достиг высшей точки, потерял скорость и вертикально упал вниз. Прежде чем пришла помощь, летчик умер. Александр Александрович Казаков – самый известный русский ас погиб на 31-м году жизни. Его похоронили в маленькой часовне в Березняках.

Награды: Георгиевское оружие (1915). Ордена: Св. Георгия IV ст.; Св. Владимира IV ст. с мечами и бантом; Св. Анны II ст., III ст., IV ст. с надписью "За храбрость"; Св. Станислава II ст. с мечами, III ст., мечами; бант к ордену Св. Анны; Военный крест (Франция); английский орден, а также чины – ротмистр, подполковник,

 

Калинин Константин Алексеевич

(5.02.1889–22.10.1938)

Родился в Варшавской губернии. В 1909 году поступил в Одесское артиллерийское училище, закончив которое, в1912 году, в звании поручика получил назначение в часть, расположенную в районе Владивостока. В 1916 году К. Калинин поступает в Гатчинскую военную авиационную школу. Окончив её в октябре того же года, в звании штабс-капитана отбывает в 26 КАО на Румынский фронт.

На фронте Калинин проявил себя как храбрый и дерзкий разведчик. После Февральской революции личный состав избрал его командиром КАО. В дни Октябрьской революции он перешел на сторону новой власти. В 1920 году, будучи в рядах Красной Армии, поступает в Институт инженеров Красного воздушного флота. Однако весной 1922 года К.А. Калинина исключают из института, как бывшего царского офицера, но он добивается зачисления на авиационное отделение Киевского политехнического института, где, будучи студентом, читает лекции по спецпредметам как преподаватель. Одновременно с учебой и преподаванием Калинин работал начальником производства авиаремонтного завода. Одновременно, он возглавил созданное при заводе КБ. В 1926 году (по решению правительства) Калинина переводят в Харьков, где при его участии начал развиваться завод по производству металлических самолетов. За эти годы были выпущены самолеты К-1, шестиместные К-4, а с 1930-го – десятиместные К-5. В 1928 году за создание авиационной техники К.А. Калинин был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В течение последующих четырех лет были выпущены новые типы самолетов: К-6, К-9, К-10. В августе 1933 года состоялся первый полет К-7, рассчитанного на 120 пассажиров, но после аварии испытания были прерваны. Калинин уезжает в Воронеж, где работает над самолетами К-12 и К-13.

В ночь на 1 апреля 1938 года К. Калинин был арестован, а 22 октября 1938 года – расстрелян.

 

Корвин-Круковский Борис Вячеславович

(06.02.1895–?)

Родился в семье потомственного военного. Образование получил в 1-м Кадетском корпусе и Николаевском военном инженерном училище. Летом 1914 года, будучи юнкером, К-К по личному распоряжению военного министра поступил на авиационное отделение ОВШ. Его учителями были крупнейшие специалисты в области воздухоплавания и авиации: В.Ф. Найденов, Н.И. Утешев, Д.А. Борейко и др. В начале первой мировой войны юнкер Корвин-Круковский был досрочно произведен в подпоручики инженерных войск.

Как один из лучших выпускников он был оставлен лётчиком-инструктором при Гатчинской авиашколе, но в августе 1915 года добился отправки на фронт. До мая 1916 года служил лётчиком и заведующим технической частью в 6-м КАО Северо-западного фронта, зарекомендовав себя одним из лучших разведчиков, а также крупным знатоком материально-технической части. Был пионером внедрения радио в авиации. Награждён орденом Св. Станислава III степени, представлен к орденам Св. Анны и Св. Владимира 4-х степеней. 6 мая 1916 г. К-К был сбит в воздушном бою и с тяжелым ранением руки эвакуирован в Гатчину в госпиталь. После выздоровления перевелся в штат Управления Военно-воздушного Флота, где служил военным приемщиком на авиационных заводах. Для пополнения знаний посещал занятия по авиационной специальности в Петроградском политехническом институте. По мере восстановления работоспособности руки, К-К начал возвращаться к лётной работе, участвовал в испытательных полётах и в конце 1916 года вновь был зачислен инструктором в Гатчинскую авиашколу. Кроме того, несмотря на отсутствие высшего образования, он был бессменным преподавателем теории полёта и руководил в школе различными работами по авиационной технике. В 1917 г. талантливый лётчик был зачислен в состав Русской закупочной миссии в Италии, но не успел выехать по месту назначения из-за Революции 1917 года. В конце того же года К-К покинул Гатчинскую школу и отправился в отпуск во Владивосток.

Весной 1918 года он перебрался на Западное побережье США, где нашел себе работу механика на фирме силовых установок в Окленде. На разработанный там проект двигателя получил свой первый в Америке патент. С приходом к власти в Сибири, на Урале и Дальнем Востоке в 1918-1920 гг. белогвардейского адмирала А.В. Колчака Российская закупочная миссия возобновила свою деятельность в Вашингтоне, и К-К получил должность помощника военного атташе. В это же время он поступил на авиационное отделение Массачусетского технологического института, которое окончил летом 1921 года. После получения диплома занял место начальника проектирования в фирме "Аэромарин Плейн энд Мотор Компани" (штат Нью-Джерси), где занимался конверсией военных самолётов в аппараты гражданского применения и разработкой новых машин. С 1921 г. в специальной литературе стали появляться научные статьи конструктора. Осенью 1923 года Корвин-Круковским была построена первая летающая лодка собственной конструкции "АМС". За ней последовали другие разработки. Летом 1925 года была основана авиационная фирма "ЭДО Эркрафт", вице-президентом и главным конструктором которой стал К-К. Первенец фирмы – цельнометаллическая бесподкосная лодка-моноплан "Малоло" была построена в 1926 году и стала первым аппаратом подобного типа в Америке. Схема и компоновка"Малоло" стали классическими для аппаратов данного класса. С весны 1926 г. К-К наладил на фирме серийное производство дюралюминиевых поплавков. Фирма стала мировым монополистом в производстве поплавков и другого оборудования для гидросамолётов. На фирме "ЭДО" нашли работу многие русские эмигранты. "ЭДО" способствовала становлению фирмы И. Сикорского. Конструкторскую и административную деятельность Корвин-Круковский сочетал с научно-исследовательской работой. В 30-е годы им были опубликованы многочисленные статьи по динамике полёта, гидро- и газодинамике. В 1946 году К-К построил гидросамолёт "XOSE-I", ставший последним детищем в творческой биографии конструктора и последним американским палубным катапультным самолётом. С начала 50-х гг. в различных научных сборниках и журналах стали появляться статьи Б.В. Корвин-Круковского по гидродинамике, прочности и теории корабля. Бывший лётчик и авиаконструктор прославился и как крупнейший специалист в этих областях знаний. Выйдя на пенсию, поселился в штате Вермонт.

 

Констенчик Авенир Маркович

(1889–29.12.1935)

Родился в Гродно в семье служащего. После гимназии закончил Виленское пехотное училище, служил в пехоте. В 1913 году Констенчик был направлен для обучения лётному делу в Гатчинскую авиационную школу. Окончил её в начале войны и как один из наиболее способных учеников направлен в группу подготовки командиров кораблей "Илья Муромец".

В конце 1915 года А. Констенчика, как мужественного, отважного и наиболее технически грамотного лётчика, направили на фронт. Воевал недалеко от Риги. Стал командиром "Ильи Муромца-X".Обычно экипажу поручика А. Констенчика доверялись самые ответственные задания. В один из апрельских дней 1916 г. был получен приказ нанести бомбовый удар по станции Даудевас. В журнале "Огонёк" (№24 от 12 июня 1916 года) даётся краткое описание этого боя: "…налёты на эту станцию делались и в предыдущие дни. Немцы успели сконцентрировать здесь большое количество зениток. Тем не менее, несмотря на ураганный обстрел, Констенчик смело снизился, чтобы иметь более точный прицел, и, сделав правильный круг над станцией, сбросил 13 бомб. Попадания их, как показали потом фотоснимки, были отличными. При замыкании первого полётного круга один из вражеских снарядов взорвался под самым корпусом корабля, другой – впереди аппарата. Тяжелораненый и контуженный, истекающий кровью Констенчик нашёл силы, чтобы сделать над станцией еще один круг и сбросить остальные семь бомб. В это время новый вражеский снаряд повредил три мотора бомбардировщика. Силы покидали командира. Он начал терять сознание. Самолёт стал резко снижаться и крениться на одно крыло. На помощь командиру поспешил его помощник. С большим трудом новому пилоту удалось довести корабль до своего аэродрома. Уже на земле механики насчитали в самолёте 64 пробоины". За этот подвиг Авенир Констенчик приказом по 12-й армии №770 от 5 октября 1916 года был награждён орденом Святого Георгия IV степени. Тяжело раненного Констенчика доставили в госпиталь. После долгого выздоровления он не смог уже служить в авиации. Поэтому лётчик уволился из армии и поселился в городке Столбцы у брата священника. Был он церковным псаломщиком Старожилы рассказывают, что это был человек высокой культуры, очень скромный и внимательный к людям.

Умер Авенир Констенчик на 46-м году жизни от былых ран, полученных в боях в 1935 году.

 

Крутень Евграф Николаевич

(1891–06.06.1917)

Родился в Киеве. По примеру отца, кадрового офицера, выбрал профессию военного. В сентябре 1911 года после окончания Константиновского артучилища зачислен в 4-й конно-артиллерийский дивизон. В 1913т году стал поручиком. В августе откомандирован в Броварскую авиароту для обучения по специальности лётчика-наблюдателя. В январе 1914 года Е.Н. Крутень добился перевода в Гатчинскую лётную школу.

В октябре Крутень прибыл в 21-й авиаотряд действующей армии. Летал на разведку и бомбардировку. Одним из первых освоил ночные полёты и корректировку арт. огня с помощью бортовой радиостанции. В мае 1915 г. получил звание штабс-капитана и должность командира авиаотряда. Выступил инициатором создания первых в российской авиации отрядов истребителей. Весной 1916 года Управление Военно-Воздушного Флота издало приказ о создании двух таких отрядов, командиром 2-го назначили Е. Крутеня. В декабре Е.Н. Крутень в группе российских лётчиков отбыл на стажировку во Францию. В искусстве пилотажа не уступал своим инструкторам. Вскоре он и поручики И. Орлов и Свешников были зачислены в знаменитую 3-ю эскадрилью "Аисты", лучшую на Западном фронте. За месяц во Франции сбил два самолёта противника. В 1917 году в России опубликовал брошюры: "Воздушный бой", "Тип аппарата истребителя" и "О чём думалось во Франции". 19 апреля 1917 года Е. Крутень принял командование боевой группой Юго-Западного фронта.

6 июня 1917 года, возвращаясь на поврежденной машине из второго за день боевого вылета, Евграф Крутень разбился при заходе на посадку. В этот день, защищая разведчик "Вуазен" от атак трех немецких истребителей, лётчик сбил свой последний "Фоккер".

Награды: Георгиевское оружие. Орден Св. Георгия IV ст., Св. Владимира IV ст. с мечами и бантом, Св. Анны IV ст. с надписью "За храбрость", "Военный Крест Французской Республики" и пальмовая ветвь к нему.

 

Е.Крутень у сбитого им самолёта, за который он получил Георгиевское оружие. Фото с сайта медалирус.ру

Image

 

 

 

Кузминский Александр Александрович

(1881–1930)

Племянник Л.Н. Толстого. Обучался лётному делу во Франции в школе Л. Блерио. Пилотский диплом №227 выдан 29 августа 1910 года. В сентябре 1910 года во время показательных полётов терпит тяжёлую аварию, но вылечившись, вновь летает. Весной 1912 года отправляется в свой знаменитый вояж: Пенза-Сибирь-Дальний Восток. Уходя от зимы, А. Кузминский и его спутники решили податься в тёплые края. За полёты над Китаем авиатор был награждён орденом Республики. Затем Гонконг, Камбоджа, Вьетнам, Сингапур, Цейлон. Вояж закончился во Франции, а затем он вернулся в Россию. Разразившаяся война круто изменила судьбу Кузьминского. Успев выполнить всего два боевых вылета, он попадает в больницу. По приговору врачей его освобождают от лётной работы по состоянию здоровья. Кузминский возвращается к старой работе в Министерстве финансов, которую оставил в 1910 году. В начале 1917 года служебные дела заставили его выехать во Францию. В Париже он встретил Февральскую революцию как должное, но Октябрь его напугал. Однако в 1923 году он возвращается на родину. Работал в Главоздухфлоте. Принимал участие в подготовке лётных кадров.

Скончался от кровоизлияния в мозг.

 

Кузнецов Михаил Алексеевич

(1886–24.06.1916)

Артист Александринского театра (сценический псевдоним – Владимиров). В 1905 году окончил Императорские драматические курсы. Первое время служил в провинции, потом принят на Александринскую сцену. Затем его приглашают преподавать на Императорские драматические курсы, где он зарекомендовал себя прекрасным преподавателем.

В декабре 1914 года добровольно вступил в армию. Направлен на обучение на теоретические курсы при Петербургском политехе, которые закончил в апреле 1915 года. Затем обучался в Севастопольской авиашколе, по окончании которой направлен в действующую армию. Проявил себя хорошим разведчиком.

Погиб в воздушном бою.

Награды: чин прапорщика, Георгиевские кресты IV и III степеней.

 

 

Кульнев Илья Ильич

(09.01.1885-07.05.1915)

Лейтенант И. Кульнев – потомок героя Отечественной войны 1812 года генерала Я.П. Кульнева.Родился в Софии. 28.01.1904 года был выпущен из Морского кадетского корпуса мичманом. Принял участие в русско-японской войне. Побывал в плену. Много плавал. Совершил две "кругосветки". Заинтерисовался авиацией в1912 году. Вначале он окончил теоретические курсы авиации при Петербургском политехническом институте, затем учился в Севастопольской авиационной школе. В июне 1913 г. получает назначение в морскую авиацию Балт.флота, где ранее проходила его служба на кораблях. 15 декабря 1913 года И. Кульнев на гидросамолёте С-10 совершает первый в истории авиации длительный "перевёрнутый" полёт и первый в мире случай выполнения фигур высшего пилотажа на гидросамолёте. 1июня 1914 года Кульнев поднял в небо первый гидросамолёт Григоровича. Лейтенант Кульнев испытывал машины и других конструкторов. При этом он обучил искусству пилотажа на морских машинах ряд заводских лётчиков и четырёх офицеров. Осенью 1914 года Кульнев с морского аэродрома на о. Эзель первым в России совершил ночной взлёт и посадку на море. В начале 1915 года он совершил первый в России ночной полёт с пассажиром над Гельсингфорсом. Одним из первых лётчиков лейтенант Кульнев был награждён орденом за успешную разведку, проведённую им 20 августа 1914 года, когда он обнаружил отряд вражеских крейсеров.

7 мая 1915 года старший лейтенант И.И. Кульнев погиб, вылетев на летающей лодке"ФБА". "…В Ревеле погиб лейтенант И.И Кульнев, погиб обидно, бесцельно. Сгубила его страсть порисоваться. Видимо, желая показать своё искусство перед стоящими на рейде кораблями, он на малой высоте стал закатывать крутые виражи, скользнул на крыло и был убит на месте" Дудоров Б.П. контр-адмирал, начальник Воздушной дивизии Балт.флота.

 

 

 

 

 

Каплюк Евгений Александрович

(26.01.1896-24.07.1970)

 

Родился в Ялте.В начале 1915 года зачислен охотником в Экспедицию особого назначения Черноморского флота, действовавшую в Сербии на р.Дунай.С сентября 1915 г. по август 1916 г. обучался полётам в Севастопольской авиашколе. По её окончании и по январь 1917 года служил лётчиком в 8-м авиаотряде на Юго-Западном фронте, а затем до декабря 1917 г.- в Одесском авиаотряде на Румынском фронте. В 1919-1920 гг. находился в рядах 2-го Советского авиаотряда и учился на лётных курсах в Одессе. В 1921 году был лётчиком Николаевской гидроавиастанции Воздушного флота Чёрного моря. С октября 1921 года по июнь 1922 года являлся начальником оперативного отдела штаба Западного района Чёрного моря. Переведён заведующим учебной частью в Тренировочний гидроотряд на Балтику. В 1924 году назначен инструктором Высшей воздухоплавательной школы в Ленинграде, а в 1925 г.- комендантом Ташкентского аэродрома.Затем работал на Кировском заводе. В июле 1938 года необоснованно репрессирован. Освобождён в январе 1940 г. С июля 1941 года воевал на подступах к Ленинграду и на Ленинградском фронте. После окончания Великой Отечественной войны работал в оборонной промышленности.

 

 

Комаров Михаил Семёнович

(23.05.1879 -?)

 

В службе с 1904 г. В октябре 1910 года получил во Франции диплом пилота, назначен инструктором в Севастопольскую авиационную школу военных лётчиков. В 1912 г. – лётчик Морского ведомства. Окончил курс Подводного плавания (1913). В Первую мировую войну командовал подводными лодками на Чёрном море. В гражданскую войну служил в белом Черноморском флоте.

 

 

 

 Image

Каменский Василий Васильевич

(17.04.1884–11.11.1961)

В.В. Каменский был дружен с одним из первых русских летчиков В. Лебедевым и под его влиянием увлекся авиацией. Он приобретает на свои средства аэроплан "Блерио" и, самостоятельно, без инструктора осваивает его (по другим источникам проходил обучение в школе "Авиата"). 22 ноября 1911 года Каменский получил пилотский диплом ВАК №67. Затем совершаем ряд показательных полетов по городам России. В 1912 году во время полёта над городом Ченстохов терпит аварию. Однако Каменский остался жив. Оправившись от падения, Каменский уехал на родину (под Пермь), где из обломков своего аэроплана сконструировал первый в России глиссер. Каменский сам его испытал на Каме, развив при этом невиданную по тем временам скорость. Имя В.В. Каменского связано не только с авиацией, но и с литературой. Он начал печататься еще в 1904 году, был близок к В.В. Маяковскому, с которым ездил по городам России с публичными выступлениями. Наиболее известные произведения В. Каменского – поэмы "Стенька Разин", "Емельян Пугачев", "Иван Болотников", пьесы "Пушкин и Дантес". Поэма "Стенька Разин" ставилась на сценах театров многих городов. Умер в Москве и похоронен на Новодевичьем кладбище

 

Карпович Валериан Аркадьевич.

Лётчик, поручик. Летая над вражескими позициями, Карпович был ранен в ногу немецкой разрывной пулей. С раздробленной ногой он сумел на своём самолёте перетянуть линию фронта и сесть у своих. Ему ампутировали ступню, но молодой офицер не пожелал уходить из армии. Он изобрёл протез собственной конструкции. Долго и упорно занимался гимнастикой, тренировался, и благодаря этому к концу войны вернулся в армию. Он служил инспектором в школе военных лётчиков, и даже «порой рисковал подниматься в воздух на своём аэроплане» Карпович был награждён орденом Св. Георгия и успешно служил в русской авиации, пока не погиб в результате катастрофы.

(Это изложение заметки в одном из журналов, которая была показана А. Маресьеву в госпитале. Многие исследователи считают, что под фамилией Карпович выведен А.Н Северский. Некоторые историки полагают, что Б.Полевой выдумал этот персонаж. Однако, по воспоминаниям современников, сам А.Маресьев считал, что такой человек существовал на самом деле. В одном из источников мы нашли следующее: «…Предварили подвиг Маресьева и два других лётчика Первой мировой – поручик Карпович и корнет Гильшер».)

 

Каульбарс Александр Васильевич

 (1844–1929)

Барон. Генерал от кавалерии. Окончил Николаевское гвардейское училище юнкеров и Николаевскую академию Генерального штаба по первому разряду. Член Военного совета в 1909-1916 гг. На военной службе с 28 июня 1861 г. Службу проходил в должностях: старшего адъютанта штаба войск Семиреченской области, офицера для особых поручений при штабе Туркестанского военного округа, начальника штаба 8-й кавалерийской дивизии. В 1880 г. приступил к командованию 1-й бригадой кавалерийской дивизии, в 1891 г. назначен начальником кавалерийской дивизии, а в 1897 – кавалерийского корпуса. С 1901 по 1904 г. – помощник командующего войсками Одесского военного округа, и в январе 1904 г. стал его командующим. В период русско-японской войны 1904-1905 гг. возглавлял 3-ю, затем 2-ю Маньчжурские армии. Активно поддерживал идею использования военного воздухоплавания в ходе военных действий. С 1905 по 1909 продолжал руководить войсками Одесского военного округа. В 1908 году организовал Одесский аэроклуб. В октябре 1914 г. назначен заведующим авиационным делом в армиях Северо-Западного фронта. Принимал активное участие в изучении опыта организационного строительства военной авиации в иностранных армиях. В годы Гражданской войны участвовал в белом движении. После его поражения эмигрировал во Францию. Погребён на кладбище Сен-Женевьев-де Буа.

 

Кацан (Кациян) Артемий Андроникович

(1882–1943)

Первый профессиональный лётчик Армении. Освоил в Мюнхене аэроплан "Граде" В феврале 1911 года получил диплом пилота-авиатора (№61). В следующем году там же окончил художественную академию. Обладатель мирового рекорда по высоте и дальности полёта. Участник первых авиационных соревнований в Германии. Вернувшись в Россию, выполнял показательные полеты. С 1914 года работал лётчиком-испытателем завода ПРТВ в Петербурге. Затем летал в рядах действующей армии. Награждён двумя Георгиями. После тяжелой аварии в 1916 году оставил авиацию и занялся живописью. В советское время организовал аэроклуб во Владикавказе, где преподавал теорию. Репрессирован.

 

Качинский Викториан (Виктор) Романович

(1891-1986)

Родился 28 февраля 1891 г. Из дворян Санкт-Петербургской губернии. 7 сентября 1904 года поступил в Морской корпус. Окончил его в апреле 1910 г. В декабре того же года получил звание мичмана. Плавал на учебных кораблях Балтийского флота и на линейном корабле "Цесаревич". После перевода на Чёрное море плавал на крейсере "Кагул", на эсминце "Завидный" и миноносце "Стремительный". 22 апреля 1912 года прикомандирован к Службе связи Чёрного моря. 15 августа успешно сдал экзамен лётной программы в Севастопольской авиашколе. С 24 декабря 1912 г. по 8 мая 1913 г. проходил обучение на Теоретических курсах авиации при Санкт-Петербургском политехническом институте. После зачисления в авиацию Службы связи Чёрного моря (7 октября 1913 г.) был рядовым пилотом, командовал летучим авиаотрядом в Батуми. Удостоен звания морского лётчика 1 июля 1914 года. В составе авиации Чёрного моря командовал отрядом Б.3 ( позднее 3-й корабельный отряд). Заведовал авиастанцией в Круглой бухте до ноября 1915 года. Затем командирован в Великобританию для изучения дирижаблей мягкой конструкции прибрежного действия. Находился за рубежом до апреля 1916 года. Не проявив большого рвения продолжать занятия воздухоплаванием, с августа по ноябрь 1916 года исполнял должность начальника 2-го корабельного отряда. Предположительно командовал 1-м отрядом Воздушной дивизии Чёрного моря. В 1914-1917 гг принимал активное участие в боевых действиях. Представлен к награждению Георгиевским оружием (представление одобрено свыше 06.02.1917 г.). Оккупацию и интервенцию пережил не покидая южно-русских областей. В середине 1919 года командовал Гидроавиационным отделом при Управлении воздушного флота Советской Украины, скоре трансформированным в Отдел морской авиации. В связи с отступлением из Причерноморья назначен начальником 2-го Черноморского гидроотряда ( середина июля 1919 г.), превращенным через некоторое время в гидроавиаотряд Днепровской военной флотилии. Уже в августе смещён с командирской должности и сделан простым пилотом. Затем с остатками Северо-Западной армии попал в Польшу. Недолго занимал один из командных постов в морской авиации Польши. Провёл около семи-восьми лет в Бельгии. В 1928 году переехал в США. Жил сначала в Нью-Йорке, а позднее- в Коннектикуте. В течение 30 лет работал на авиационных предприятиях, основанных И.И.Сикорским. С 1960 г. жил на пенсию в городе Санкт-Петербург во Флориде, где и скончался 3 февраля 1986 года

 

 

Квасников Александр Васильевич

(1892–25.09.1971)

Окончил реальное училище, плавал стажером на волжских судах. Студент Московского технического училища. 13 марта 1915 года приступил к занятиям в Московской школе авиации.

Спустя четыре месяца школа была окончена, и военный летчик прапорщик Квасников отбыл на фронт в Гренадерский авиационный отряд. Воевал на "Моране" и "Анаде", затем пересел на "Ньюпор". Отличился при выполнении боевых заданий по разведке и бомбардировке ближних тылов противника, а также дальней фоторазведке. За боевые заслуги был награжден шестью орденами. Много времени уделял совершенствованию самолета и вооружения. 22 января 1917 года А. Квасникова направили на стажировку на истребительное отделение Севастопольской школы авиации. Здесь, под руководством К. Арцеулова, он двадцать дней шлифовал свое мастерство, а затем снова отправился на фронт. После революции А.В. Квасников уехал доучиваться в Томск. Здесь в Технологическом институте он получил диплом инженера и был оставлен преподавателем на кафедре лёгких двигателей. В 1927 году утвержден в звании профессора, а в 1931 году переведен вместе со студентами, отнесенными к специальности "Авиадвигатели", в МАИ, где проработал ровно сорок лет. Профессор Квасников – один из создателей факультета двигателей летательных аппаратов. Автор 35 книг по специальности.

 

Клещинский Карл Иванович

(1890-5.10.1913)

Подпоручик Клещинский родился в Смоленске. Окончил гимназию и Алексеевское военное училище, был зачислен в 13-й саперный батальон. В 1911 году был откомандирован в ОВШ, в 1912 г. – прикомандирован к Авиационному отделу в Гатчине. Осенью 1912 года получил звание "военный летчик" и назначение в 3-ю авиационную роту. "…всегда отличался необыкновенной смелостью. Товарищи всегда просили его быть осторожнее". Погиб вместе с механиком Антонюком, пытаясь совершить перелет Киев-Москва. Похоронен 9 октября 1913 года на родине, в Смоленске

 
Copyright © 2006