ПОДЛЕЖИТ
ЛИ ПРИЗЫВУ В АРМИЮ 18-ЛЕТНИЙ УЧЕНИК?
Д.В.
ГРИШИН
Д.В.
Гришин, майор, член Военно-научного комитета начальника строительства и
расквартирования войск Министерства обороны Российской Федерации.
Недавно
один из телеканалов передал сюжет о том, что два 18-летних ученика 11-го класса
получили повестки о прибытии в военкомат для прохождения военной службы.
Администрация школы была в недоумении. Военный комиссар заявил, что для
предоставления отсрочки ученикам у него нет оснований.
Актуальность данной темы вызвана рядом факторов. Система мероприятий по
реализации Федеральной программы развития образования (Федеральный закон от 10
апреля 2000 г. N 51-ФЗ) предусматривает 12-летнее обучение в ряде
общеобразовательных учреждений в качестве полномасштабного эксперимента. Дети,
которые пошли в школу в первый класс в 7 лет и пожелали получить среднее
(полное) общее образование, закончат образовательное учреждение в 18 лет. Это
означает, что еще в феврале - марте выпускного года согласно Федеральному закону
"О воинской обязанности и военной службе" они получат повестки о призыве на
военную службу в весенний период (с 1 апреля по 30 июня). С каждым годом
количество таких граждан будет увеличиваться.
В
рассматриваемом вопросе существуют юридические коллизии - расхождения или
противоречия между отдельными нормативными правовыми актами, регулирующими одни
и те же общественные отношения. Какие же нормативные акты регулируют эти
общественные отношения? Обратимся к Основному закону Российской Федерации. В ст.
43 ч. 4 Конституции Российской Федерации говорится: "Основное общее образование
обязательно". Получение основного общего образования для граждан Российской
Федерации является их конституционной обязанностью. Из этого следует, что
среднее (полное) общее образование необязательно, и как его получить, выполнив в
первую очередь долг и обязанность гражданина Российской Федерации по защите
Отечества (ч. 1 ст. 59 Конституции Российской Федерации), личное дело
конкретного гражданина.
Для
установления истинности обратимся к специальному Федеральному закону,
регулирующему эти отношения (Федеральный закон "Об образовании" от 10 июля 1992
г. N 3266-1). В п. 4 ст. 19 этого Закона говорится: "Требование обязательности
основного общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет
силу до достижения им возраста пятнадцати лет, если соответствующее образование
не было получено обучающимся ранее", - а п. 5 ст. 19 гласит: "Предельный возраст
обучающихся для получения основного общего образования в общеобразовательном
учреждении по очной форме обучения - восемнадцать лет". Из этого следует, что
юридическая коллизия имеет место в случае получения обязательного основного
общего образования. Специальный Федеральный закон "О воинской обязанности и
военной службе" определяет: призыву в Вооруженные Силы подлежат граждане
Российской Федерации в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие и обязанные состоять
на воинском учете, не имеющие права освобождения или отсрочки от призыва. Но
гражданам, обучающимся по программе основного общего образования, достигшим
18-летнего возраста, право на отсрочку от призыва не предоставляется.
Итак,
налицо юридическая коллизия между отдельными правовыми нормами одного и того же
органа (Государственной Думы Российской Федерации). На уровне практического
правоприменения эту коллизию можно разрешить следующим способом.
Если
противоречат друг другу акты одного и того же органа, изданные в разное время,
то применяется последний по принципу, предложенному еще римскими юристами: позже
изданный закон отменяет предыдущий во всем том, в чем он с ним расходится.
Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" подписан Президентом
Российской Федерации 28 марта 1998 г., а Федеральный закон "Об образовании" - 10
июля 1992 г. Следовательно, действует норма Федерального закона "О воинской
обязанности и военной службе", т.е. после достижения гражданином возраста 18 лет
может быть принято решение о его призыве на военную службу независимо от того,
получил он основное общее образование или нет (за исключением категорий граждан,
указанных в пп. 10 - 12 ст. 50 Федерального закона "Об образовании").
Если
обучающийся достигает 18-летнего возраста в середине учебного года, то по
существующему законодательству он подлежит призыву на военную службу.
Я
предлагаю три варианта разрешения сложившейся юридической коллизии.
1. Внести
изменения и дополнения в п. 5 ст. 19 Федерального закона "Об образовании" в
редакции: "Предельный возраст обучающихся для получения основного общего
образования в общеобразовательном учреждении по очной форме обучения составляет
18 лет. Под получением основного образования следует понимать освоение программы
основного образования с получением соответствующего документа". Если гражданин
не успевает получить документ об основном образовании до достижении 18 лет, то
учебное заведение не должно осуществлять его обучение в том году, в котором он
достигнет 18-летнего возраста. В противном случае этот гражданин подлежит
призыву на военную службу во время учебы.
2.
Устранить противоречия путем издания новых норм, регулирующих данные
общественные отношения.
3.
Устранить пробел в законодательстве принятием соответствующим полномочным
органом нормы о том, чтобы право на получение отсрочки от призыва на военную
службу имели также граждане, обучающиеся по очной форме обучения в
образовательных учреждениях основного общего и среднего (полного) общего
образования.
На мой
взгляд, существует еще один способ решения рассматриваемой проблемы: действуя по
существующему законодательству, осуществлять призыв 18-летних граждан, не
закончивших обучение. После прохождения службы они будут продолжать обучение в
вечерних (сменных) общеобразовательных школах. Но этот вариант мне кажется
бесперспективным, так как, по данным Министерства образования, в 1998 г. в
Российской Федерации работали всего 1706 таких учреждений с общим числом
обучающихся 470 тысяч человек, среди которых 25,3% учащихся в возрасте свыше 18
лет.
ССЫЛКИ НА
ПРАВОВЫЕ АКТЫ
(Перечень
ссылок подготовлен специалистами
КонсультантПлюс)
"КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принята
всенародным голосованием 12.12.1993)
ЗАКОН РФ
от 10.07.1992 N 3266-1
"ОБ
ОБРАЗОВАНИИ"
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 28.03.1998 N 53-ФЗ
"О
ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ И ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ"
(принят
ГД ФС РФ 06.03.1998)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 10.04.2000 N 51-ФЗ
"ОБ
УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ"
(принят
ГД ФС РФ 15.03.2000)
|