Навигация

 

 

Главная
Карта сайта
 

 

 

 

 

Уроки Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Версия для печати Отправить на e-mail

УРОКИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1945 гг.

И НЕОБХОДИМОСТЬ БОРЬБЫ С ПРОЯВЛЕНИЯМИ

ФАШИЗМА И ВООРУЖЕННОГО ЭКСТРЕМИЗМА

В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

 

1. Главные итоги и основные уроки Великой Отечественной войны.

2. Некоторые вопросы борьбы с проявлением фашизма  и  вооруженного экстремизма в современных условиях.

 

 

< 1> 

 

            В  2005  году  все человечество торжественно отметило 60-летие победоносного окончания второй мировой войны. Ее составной частью и главным содержанием была  Великая  Отечественная  война Советского   Союза (1941-1945 гг.)

     Как известно, вторая мировая война вовлекла в свою орбиту 61 государство, 80  процентов населения земного шара.  Военные действия велись на территории 40 государств Европы,  Азии и Африки, а также на морских и океанских просторах.  Зачинщики войны:  германо-итало-японский  фашистко-милитаристкий блок,  расширяя  агрессию, упорно стремился к завоеванию всего мира.

     На пути к этой цели непреодолимым препятствием оказался  Советский Союз.  Советско-германский  фронт с первых и до последних дней своего существования был главным  и  решающим  фронтом  всей второй мировой  войны.  Советский  Союз принял на себя и до конца вынес основную тяжесть борьбы с агрессорами.

     В силу целого ряда объективных и субъективных обстоятельств, начальный период войны сложился для нашей страны не благоприятно. Фашистская Германия, опираясь на военно-экономические возможности почти всей покоренной ею Европы,  заблаговременно  отмобилизовала огромную армию.  Десятки  дивизий выставили ее союзники - Италия, Румыния, Финляндия,  Венгрия, Испания, Хорватия, Словакия. Агрессор совершил вероломное для наших войск внезапное нападение.

     Врагу удалось захватить стратегическую инициативу и  продвинуть к жизненно важным центрам Советского Союза.

     Германское командование  рассчитывало  путем  "молниеносной" войны в  течении трех-четырех месяцев разгромить Советские Вооруженные Силы,  оккупировать и расчленить Советский Союз. Тем самым расчищался путь к завоеванию мирового господства.  Но этим бредовым планам фашистских политических и военных авантюристов не суждено было сбыться.

     В ходе ожесточенных оборонительных сражений, которые сочетались с активными и решительными контрударами, Советские Вооруженные Силы выстояли под напором превосходящих  сил  агрессора.  Они сначала задержали, а затем остановили его продвижение. В последующих битвах под Москвой,  Сталинградом и на Курской  дуге  наши войска осуществили  коренной  перелом  в  Великой Отечественной и свей Второй Мировой войне.  Развернув грандиозное  и  решительное наступление по всему фронту,  они сокрушили агрессию, там, откуда она началась.

     Следует особо сказать, что Советский Союз в течении трех лет один воевал против фашистского блока. Наши союзники по второй мировой войне - США и Англия, руководствуясь корыстными соображениями, затягивали открытие второго фронта.  Но и после его открытия (июнь 1944  г.) решающие события происходили на советско-германском фронте.

     Именно здесь  были разгромлены основные силы фашистской Германии и ее союзников - 607 дивизий, а на всех других фронтах, где действовали англо-американские войска - 176.  На востоке враг потерял три четверти боевой техники, понес три четверти людских потерь. Все  это и привело к краху военной и государственной машины фашистской Германии.

     Советские Вооруженные  Силы внесли вклад в разгром и милитаристской Японии.  Не бесчеловечные американские атомные бомбардировки мирных  городов  Хиросимы  и  Нагасаки привели к завершению войны на Дальнем Востоке.  Это теперь признают многие политики  и военные стратегии  даже  в США.  Япония капитулировала лишь после того как под ударами советских войск  была  сокрушена  миллионная Квантунская армия.

     Таким образом,  главный  итог  второй мировой войны,- полный разгром агрессоров как в Европе,  так и на Дальнем Востоке.  Возмездие для  них оказалось неотвратимым.  Решающая роль в разгроме фашистской Германии и милитаристской Японии принадлежит Советскому Союзу и его Вооруженным Силам.  Победа Советского народа в Великой Отечественной  войне  имеет поистине историческое значение.

Она обеспечила свободу и независимость нашего Отечества, избавила мир от угрозы фашистского порабощения. Эта победа исторически закономерна. Она доказала полное  превосходство  советской  системы руководства вооруженной борьбы.  Успехи Вооруженных Сил связаны с многогранной и  целеустремленной  деятельностью  Коммунистической партии. Она подняла народ на Отечественную войну,  была вдохновителем и организатором победы. Как бы ни пытались некоторые авторы начисто перечеркнуть все позитивное в ее деятельности,  но задачу руководства военной защиты страны партия сумела решить  достойно. Историю в  этом  отношении никому изменить не дано.  Созданные по решению ЦК партии чрезвычайные органы действовали квалифицированно, оперативно и эффективно.

     Победа была достигнута благодаря высокой постоянно  растущей боевой мощи  Советских Вооруженных Сил.  Полководческое искусство советских военноначальников позволило эффективно  реализовать  на полях сражения  экономические  и военные возможности страны.  Советские войны от рядового до маршала продемонстрировали мужество, стойкость и массовый героизм.  Основу этих боевых качеств составляли беспредельный патриотизм и высокое  боевое  мастерство.  Советские войны сражались отечественным оружием и отечественной боевой техникой.  Это величайшая заслуга тружеников советского тыла. Сплав  героизма ратного и героизма трудового - важнейший фактор Победы.

     Можно сказать короче: творцом Победы в Великой Отечественной войне был многонациональный советский народ. Именно народ, принеся колоссальные жертвы,  сокрушил агрессоров. Советский солдат победил немецкого и японского солдата. Советские офицеры командовали лучше, чем немецкие и японские. Советский рабочий, вдохновляемый справедливыми целями Отечественной войны,  работал производительнее немецких и японских.  Советские ученые, конструкторы, инженеры дали родной армии оружие,  которое  превзошло  немецкое  и японское.

     Каковы же основные уроки Великой Отечественной войны?

      Во-первых , это  беспредельная вера руководства страны в свой народ, в свое Отечество,  это опора на собственные  силы,  умелое использование собственных возможностей.  Без преувеличения  можно сказать, что  это  главнейший  из уроков войны,  ибо именно такой подход предопределил нашу Победу.

     Но это вовсе не значит,  что советское руководство отказывалось от помощи союзников. Наоборот, оно не раз ставило перед нами вопрос о  выполнении  неоднократно  даваемых обещаний об открытии второго фронта.  Такая позиция исходила не из слабости Советского Союза, а  диктовалось стремлением ускорить окончание войны и сократить людские потери.  Однако второй фронт,  как уже  говорилось выше, был открыт с трехлетним опозданием, лишь летом 1944 года. К тому времени Советский Союз собственными силами  осуществить  коренной перелом  в  войне.  Политические и государственные деятели Запада считали,  что Советский Союз и без второго фронта был способен нанести поражение фашистской Германии.

     Незадолго до Тегеранской конференции 1943 г.  президент  США Рузвельт в беседе со своим сыном отметил:  "Ведь если дела в России пойдут и дальше так,  как и сейчас,  то возможно, что будущей осенью второй  фронт  и не понадобится." В еще более определенной форме германский историк Рикер утверждает,  что в период  высадки союзников в  Северной Франции (июнь 1944 г.) "...исход второй мировой войны был уже определен поражением Германии.  Германия проиграла вторую  мировую войну в военном отношении еще до вторжения Запада".

     Что касается открытия второго фронта,  то оно,  как показали события,  создало более благоприятные условия для наступления Советских Вооруженных Сил,  уменьшило их потери.  Слета  1944  года Германия оказалась в тисках двух фронтов. Страны антигитлеровской коалиции взаимодействовали, оказывая друг другу поддержку.

     Вот этот урок - использовать поддержку, опираясь прежде всего на собственные силы,  умело реализовать собственные возможности, -  весьма актуален сейчас.  Перед Российской Федерацией стоит основная задача:  выйти из тяжелейшего,  затяжного  всестороннего кризиса.

     Кое-кто в правительстве страны возлагал большие  надежды  на помощь Запада.  Но эта помощь была ограниченной, к тому же сопровождалась порой унизительными условиями.  А тем  временем  падало промышленное производство,  снижался жизненный уровень населения. Вывод напрашивается сам собой: на помощь надейся, но прежде всего используй собственные возможности. Жизнь требует внести  необходимые коррективы в курс экономических реформ, поднять производство, повысить жизненный  уровень  народа.  Суровый урок войны забывать нельзя.

      Во-вторых , опыт  войны учит,  успехи на фронте и в тылу были возможны благодаря сплоченности общества,  единства народа и  армии. Народ  верил в правильность политики и практической деятельности руководства страны. Авторитет государственной власти в глазах населения был огромен. Народ отстаивал свою власть, отстаивал общественный и государственный строй,  считая его справедливым  и по настоящему народным.  Сама война была подлинно народной,  Отечественной. Достаточно сказать, что через Вооруженные Силы прошли за годы войны более 34 миллионов человек.

     Зададим вопрос:  а все ли в нашем обществе делается в  свете этого урока?  Если быть объективным, то следует признать, что историю мы плохо учитываем.  Политический и экономический курс правительства  вызывает  массу нареканий.  И неудивительно:  реформы предлагают улучшения жизненного уровня населения,  а  в  действительности за годы их проведения он снизился в 3-4 раза.  Обещания выплаты зарплаты и пенсий часто не выполняются. Нет согласия между законодательной  и  исполнительной властью.  Немало издержек в сфере межнациональных отношений. Все это и многое другое  создает напряженность политической ситуации в стране,  вызывает недовольство населения,  порождает недоверие властям,  в том числе первым лицам государства.  Совершенно ясно,  что без общественно-политического и национального согласия, без всенародной поддержки политики государства на успехи рассчитывать невозможно.

      В-третьих , один из поучительных уроков войны состоит в  том, что вопросы  укрепления  обороны страны,  повышения боеготовности Вооруженных Сил должны быть в центре внимания народа и  руководства государства. Обращение к временам Великой Отечественной войны - хорошая возможность напомнить о том,  что для  отражения  любой возможное агрессии  и  надежного  обеспечения безопасности страны нужны достаточно мощные и боеспособные армия и флот.

     Конечно, с  окончанием  "холодной  войны" ситуация в мире во многом изменилась к лучшему.  Однако это не означает, что военная опасность для России исчезла. 

С  развалом  СССР и ликвидацией Варшавского Договора не перестал существовать и не изменил своей природы  военно-политический и Североатлантический пакт.  Наоборот руководство НАТО,  несмотря на возражение России приняло решение о расширении блока  на восток и приступает к реализации этого плана.  Это может привести к расколу Европы, к выходу военной армады НАТО к рубежам России и подрыву ее  безопасности.  А  события  в бывшей Югославии со всей очевидностью подтверждают, что руководство НАТО проводит лицемерную политику.  Маскируясь миролюбивой фразой,  он развернул самую настоящую войну против сербов.  В боевых действиях участвуют американские авианосцы  используются  ракеты "Томагавк".  Впервые за пол века в югославском небе появились германские боевые самолеты. При всем  при  этом  грубо игнорируются позиция и геополитические интересы России,  предпринимаются попытки подорвать ее традиционное влияние на Балканах.

     Американская администрация,  на словах выступая за партнерские отношения с Россией, фактически предпринимает откровенные попытки подрыва ее государственных интересов,  глубокого давления и даже вмешательства в наши внутренние дела.  В документах Пентагона, одобренных президентом США, Россия по-прежнему  именуется вероятным противником.

     Американские подводные  атомные  ракетоносцы  систематически нарушают наши  морские рубежи,  а самолеты - воздушное пространство, как бы прощупывая нашу бдительность.

     Имеется немало  реальных  и потенциальных военных конфликтов вблизи российских границ, что не исключает возможности втягивания в них и нашей страны.  Больше того, даже на территории самой России не удалось избежать военных действий  (Северный  Кавказ).  За последнее время  ожесточились наглые территориальные требования к России как на Западе так и на Востоке.

     Все это  свидетельствует  о наличии многообразных источников военной опасности,  о сложности и противоречивости  своевременной военно-политической обстановки.  Опыт Великой Отечественной войны требует внимательно и глубоко анализировать эту обстановку и происходящие в  ней  изменения,  правильно ее определять и делать из этого практические выводы для повышения бдительности и боевой готовности Российских Вооруженных Сил.

     В годы войны все народы Советского  Союза  выступали  единой боевой семьей, имея единые могучие Вооруженные Силы. Это и позволило нам выстоять и победить сильного и коварного врага. И сейчас исключительно важна в рамках СНГ глубокая интеграция во всех сферах, в том числе оборонной.  Только так можно обеспечить надежную коллективную безопасность Содружества.  Необходимо усилить внимание к боевой подготовке, не смотря на материальные  и  финансовые трудности. Нельзя забывать, что даже в условиях войны, непосредственно на фронте боевая учеба велась на должном уровне. Надо помнить и о том,  что Победа в войне была достигнута благодаря высочайшему патриотизму советских людей. И сейчас военно-патриотическое воспитание необходимо вести активно и эффективно.

      В-четвертых, важнейший  урок  Великой  Отечественной войны - необходимость высокой политической бдительности в  отношении  фашизма и его разновидности.  Историческая заслуга советского народа перед всем агрессивным человечеством состоит  в  том,  что  он внес решающий вклад в разгром именно фашизма, развязавшего вторую мировую войну. В гитлеровской Германии он выступал под маской национал-социализма и  преследовал  цель установления мирового господства в виде открытой и кровавой территористической  диктатуры.

     Актуальность этого урока несомненна.  Несмотря на полное поражение фашизма во второй мировой  войне,  спустя  полвека  после этого в  ряде  государств  возродились неофашистские организации.

Это относится прежде  всего  в  Германии,  Италии,  Прибалтийским странам. И  хотя численность таких организаций не велика,  но они связаны могущественными кругами в политике и экономике,  пытаются активно внедрять фашистскую идеологию в сознание людей,  особенно молодежи.

     К сожалению, заявили о себе и порой активно действуют откровенно фашистские и экстремистские группировки в нашей стране.  Их действия носят явно антиконституционный характер. И это в условиях, когда наш народ и его Вооруженные Силы разгромили фашизм и  у наших людей сформировалось органическое неприятие фашистских идей и тем более действий.  Этим и вызвана необходимость создания специального Указа  Президента  РФ " О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с  проявлениями фашизма  и иных форм политического экстримизма в Российской Федерации".(23 марта 1995 г.).

 

ТАКОВЫ ОСНОВНЫЕ УРОКИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ.  ИХ НЕОБХОДИМО НЕ  ТОЛЬКО  ЗНАТЬ.  ИХ УЧЕТ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОСОБСТВУЮТ  СНИЖЕНИЮ  НАПРЯЖЕННОСТИ   ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ В  СТРАНЕ,  ВЫХОДУ  ОБЩЕСТВА ИЗ ВСЕСТОРОННЕГО КРИЗИСА, УКРЕПЛЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ОБОРОННОГО МОГУЩЕСТВА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА. ВОЙНЫ  АРМИИ  И ФЛОТА ПРИЗВАНЫ БЕРЕЖНО ХРАНИТЬ И УМНОЖАТЬ ТРАДИЦИИ ГЕРОЕВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ,  ОБРАЗЦОВО  ВЫПОЛНЯТЬ СВОЙ ПАТРИОТИЧЕСКИЙ, КОНСТИТУЦИОННЫЙ ДОЛГ ПО НАДЕЖНОЙ ЗАЩИТЕ БЕЗОПАСНОСТИ НАШЕГО ОТЕЧЕСТВА.

 

 

< 2> 

 

     Обсуждая второй вопрос темы, руководитель группы должен сосредоточить внимание  слушателей  на  определении понятия фашизма, истории его возникновения и развития. Важно также рассмотреть характерные черты  и  признаки фашизма,  необходимость высокой бдительности и непримиримости к  фашистским  идеям  и  политическому экстремизму.

     В современном мире идет интенсивный процесс переходов от тоталитарных режимов к демократическим. Однако это общая политическая тенденция отнюдь не  означает,  что  общественно-политическая обстановка в отдельных странах гарантированна от появления фашизма и иных форм политического экстремизма. Это непосредственно относится и к постсоветской России.

     В названном Указе Президента РФ  дано  поручение  Российской академии наук  сформулировать строго научное определение фашизма, указать его основные признаки. При этом имелось в виду, что только при  таком условии можно эффективно вести борьбу против разновидности фашизма, различных форм политического экстремизма. В документе РАН по этой проблеме говорится: "Фашизм - это идеология и практика, утверждающая превосходство и  исключительность  определенной нации,  расы и направленные на разжигание национальной нетерпимости, обоснования дискриминации в отношении  представителей иных народов;  отрицание  демократии,  установление культа вождя; применение насилия и террора для подавления политических  противников и любых форм инакомыслия; оправдание войны как средство решения межгосударственных проблем".

     В нашей  и  зарубежной  социально-политической литературе по вопросу об исторических рамках возникновения фашизма имеются различные точки зрения.  Одни считают зарождение данного явления результатом развития всей человеческой истории, начиная с появления деспотических режимов  древности  и  абсолютических монархических государств средних веков. Другие - связывают его появление с формированием капиталистической  формации  и достижениями промышленно-индустриальной эпохи. Есть и третья точка зрения: фашизм – это феномен XX века.

     Первая точка зрения не является,  по нашему  мнению, доказательной. Почему? Деспотизм и абсолютизм всегда исходили из иерархической структуры власти и отстранение народа от политики.  Считалось, что политика является якобы сугубо делом знати - аристократии и дворянства. А фашизм строится на признании равенства всех "сынов нации"  и их активного соучастия в строительстве мифологического общества равенства и счастья каждого в нем.

     Не было  объективных условий для формирования фашистских режимов и на домонополистическом этапе развития капитализма.  В это время в  сфере товарного производства утверждалась свободная конкуренция.       Происходило становление  

буржуазно-демократической  парламентской системы в большинстве стран Европы и США.

 

ТОЛЬКО В НАЧАЛЕ XX ВЕКА С ПЕРЕРАСТАНИЕМ ДОМОНОПОЛИСТИЧЕСКОГО КАПИТАЛИЗМА В  ИМПЕРИАЛИЗМ  ВОЗНИКЛИ  РЕАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТОТАЛИТАРНЫХ ФАШИСТСКИХ РЕЖИМОВ.  ЭТОТ ПЕРИОД ХАРАКТЕРЕН РАЗВИТИЕМ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ,  РАЗВЕРТЫВАНИЕМ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ,  ВСТУПЛЕНИЕМ КАПИТАЛИЗМА В СТАДИЮ ОБЩЕГО КРИЗИСА. ВОЗНИКНОВЕНИЕ  СОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ФАШИЗМА СВЯЗАНО И С ПОЯВЛЕНИЕМ НОВЫХ ИДЕОЛОГИЙ, КАЧЕСТВЕННО ОТЛИЧАЮЩИХСЯ  ОТ ЛИБЕРАЛЬНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ИДЕОЛОГИЙ КАПИТАЛИЗМА СВОБОДНОЙ КОНКУРЕНЦИИ.

 

     Термин фашизм  (в  переводе  с итальянского - объединение) в политический лексикон впервые ввел итальянский философ  Д.Джентиле. Он считал первостепенной ролью государства в обществе - претворение в жизнь национального предназначения.  И поскольку  государство претворяет в жизнь судьбу нации,  оно должно обладать неограниченной властью,  должно быть тоталитарным, фашистским. Сторонники подобных взглядов и их лидер Муссолини стали называть себя фашистами.  Фашистское государство, с точки зрения Муссолини, -это государство - абсолют.  По сравнении с ним все остальные лица или группы имеют относительное значение.

     Тоталитарная власть  у идеологов фашизма тесно переплелась с воинствующим антикоммунизмом,  расизмом,  шовинизмом,   насилием, всеобщим контролем  над  личностью,  милитаризацией всех сфер общества, агрессией.  Фашистские партии и установленные ими политические режимы  были  проникнуты духом вождизма – беспрекословного подчинения руководителям фашистской партии и государства.  С этой целью фашисты создали специальную систему всеобъемливающего контроля за всеми сферами жизни людей.

     Приписывая государству абсолютный и первоначальный суверенитет, фашисты отвергали демократию, демократические институты, любые демократические  процедуры.  Формулой  фашизма в политической сфере была не демократия, а сила как источник власти в лице сильного государства,  партии и вождя (фюрера). При этом вся власть в партии и в государстве принадлежала вождю. Социальной основой фашизма стало  дальнейшие углубление социально-классовых противоречий и социального неравенства между монополистической  буржуазией и трудящимися массами. Фашисты ловко использовали ненависть обездоленных ко всем состоятельным классам и социальным слоям  буржуазного общества.

     Впервые  фашистский режим был установлен в Италии (1922 г.). Фашистское движение,  подъем  которого в Италии относится к концу 1920 года и началу 1921 года,  не был творением одного  человека. Наоборот, фашизм  создал  Муссолини  по  своему образу и подобию. Итальянский фашизм всей своей сущностью всегда был связан с идеей войны. Муссолини хорошо понимал, что без союза с крепнущей Германией ему не воздвигнуть империю.  Сближение между Италией и Германией постепенно  переросло  в военно-политический союз этих государств.

     В 1933  году  фашизм  в  форме  национал-социализма пришел к власти в Германии и сразу же начался  процесс  тоталитаризации  и унификации всей  жизни страны.  Расизм  был возведен в ранг государственной политики.

     "Третий рейх" претендовал на роль бесклассового государства, воплощавшего "общность народа", общность всех немцев. Одновременно предусматривалось  наличие  жестокого  порядка,  готовности  к борьбе подчинение приказам сверху. Функция вождя (фюрера) состояла в  сочетании  этих двух представлений,  присущих авторитарному государству. На первый взгляд,  национал-социализм не дал  ничего

существенного по сравнению с кайзеровской Германией.  Но именно в этом состоял специфический тоталитарный германский вариант фашизма, его милитаристский характер.  В итоге Германия превратилась в мощную военную силу,  поставив своей  целью  навязать  господство всему человечеству.  На территориях, захватываемых германским фашизмом, устанавливался режим всеобщего  порабощения  и  геноцида. Фашистские лидеры,  и прежде всего А.  Гитлер,  явились прямыми и непосредственными инициаторами развязывания второй  мировой  войны.(1939-1945 гг.), главными военными преступниками и виновниками гибели 60 миллионов человек. Как метко заметил один из исследователей, существование  германского  фашизма  было больше похоже на банду, чем на государство или правительство.

     В рамках  фашистских режимов для ряда стран в Западной Европе, а также Японии характерны были свои  особенности.  Германский национал-социализм отличался от итальянского фашизма,  от фашистских режимов в Испании,  Португалии и Японии. Имели свои специфические черты  военные  реакционные  фашистские хунты в Греции,  в странах Латинской Америке.

 

НО НЕСМОТРЯ  НА ОСОБЕННОСТИ И НЕКОТОРЫЕ СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ РАЗЛИЧНОГО РОДА ПРОЯВЛЕНИЯ ФАШИЗМА ИМЕЮТ ОБЩИЕ,  ТИПИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ. НАЗОВЕМ ОСНОВНЫЕ ИЗ НИХ.

 

     1. Крайний национализм (шовинизм).  Он проявляется в признании за господствующей нацией (или расой) особой исторической миссией и право на создание нового государственного или даже мирового порядка.  Ему  присущи  насаждения нетерпимости к другим народам, ограничение их прав вплоть до физического уничтожения (геноцид).

     2. Культ вождя - как единственного  выразителя  национальной идеи и воли народа.

     3. Отрицание демократий и плюрализма в  пользу  диктатуры  и однопартийности, культ  отношений абсолютного подчинения.  В этих целях создаются военизированные  формирования, организуются индивидуальный или массовый террор как метод подавления инакомыслия и физического устранения политического противника.

     4. Социальная демагогия.  Она выражается в постоянном поиске врага в целях сплочения и возрождения нации, в культе силы, войны как средства разрешения территориальных споров и защиты геаполистических интересов господствующей нации.

     5. Оправдание  деятельности фашистских вождей и партий прошлого, использование фашистской символики,  одобрение литературных источников фашистского типа.

     В итоге второй мировой войны силами антифашистской  коалиции при решающей роли СССР был разгромлен блок фашистских государств.

     Народы многих стран были освобождены от гнета фашизма и  милитаризма. Фашистская идеология была дискредитирована и развенчана.

     Но в силу целого ряда обстоятельств в современных условиях в ряде стран наблюдается возрождение фашистских  взглядов  и  идей. Фашизм существует,  в частности, как политическая идеология и политические партии (политические группы и фракции).Они выступают в новых разновидностях. Главные из них - неонацизм и неофашизм. При сохранении своей реакционной родовой сущности современные  последователи фашизма  стремятся приспособиться к реалиям конца XX века, меняют некоторые лозунги,  призывы,  тактику действий. Однако это не снижает их опасности для народов демократии и мира.      Современный фашизм - это  идеология  и  деятельность  крайне правых течений политического движения, выступающих с антисемитских националистических и даже расистских позиций. Неофашистские течения и  партии в своих программах опираются на жесткую централизацию и огосударствление экономической сферы на тоталитарную  политическую власть.  Они проповедуют культ вождя, насилия, милитаризацию всех сфер общества. Они всемирно превозносят агрессию и ведут борьбу против всех демократических сил. Сегодня в мир насчитывается несколько десятков неофашистских партий  и  организаций. Они существуют в ряде стран Европы, США и т.д. Неофашисты довольно активно действуют в Германии. Правительство ФРГ всерьез  обеспокоено этим, ростом насилия в стране.  Оно  планирует  в связи с этим ожесточить борьбу  с  преступностью  в  том числе с  разбоем фашистских "бритоголовых". Федеральный  канцлер Гельмут Коль призвал европейские страны объединяться в борьбе  против  набирающих сил неонацистов.

     В Италии лидер фашистов Фини и пять его сподвижников в  1994 году даже входили в правительство Берлускони.  Неофашистское движение "национальный альянс" продолжает оставаться в центре внимания не только общественного мнения Италии,  но и многих политиков  странах Европы. И это имеет свои основания. Лидер "национального альянса" Д.Фини в интервью итальянской газеты "Ла Стампа" откровенно заявил: "Мы не фашисты и не антифашисты, мы постфашисты". И затем добавил,  что все, что делал Муссолини  до принятия расистских  в 1938 году, "не должно подвергаться осуждению".

     Французская общественность  последнее время высказывают особую обеспокоенность наступления крайне правых сил, особенно Национального фронта во главе с лидером Жан Мари Ле Пеном. Они заметно укрепили свои позиции в ходе недавних выборов.  Причем прошедшие выборы стали не первым,  а очередным успехом. Гвардия Ле Пена  50 тысяч активистов.  Сотни из них занимают места в муниципальных и региональных советах, а десять даже в Европейском парламенте. Предвыборная платформа французских ультра держится на  национализме, на борьбе с эмиграцией и преступностью,  а также с европейской интеграцией.  Остается неизменным и лозунг дня:  "Франция ля французов!".

     Последнее время угроза для французов становится  реальностью и в политической жизни России. В этой связи, естественно возникает вопрос: возможен ли вообще русский фашизм? Если "да", то в каких формах  он может появиться и какова вероятность прихода его к власти? К фашизму в России десятилетиями относились как  к  абсолютному злу.  У россиян сформировалось неприятие к фашизму.  Ведь то фашистский (нацистский) режим осуществил  нападение  на  нашу страну. Фашисты  придали  войне  особо  разрушительные варварские орды с многомиллионными жертвами на фронте  и  на  оккупированных территориях. Это не могло не вызвать в нашем обществе стойкую отрицательную реакцию.

     И все таки  в последние годы в России,  да и в государствах СНГ, заговорили о возможности возникновения и даже угрозы фашизма на этом  политическом пространстве.  Объективными факторами такой возможности является:  углубляющиеся экономический и политический кризис, ослабление  государственной  власти,  рост  преступности, распад прежней системы ценностей,  нарастание чувств  ущемленного национального достоинства.  В  этих  условиях возникают различные экстремистские организации сомнительного националистического  характера. Некоторые из  них  призывают  народ России к установлению неограниченной власти (диктатуры).  С этой целью создаются вооруженные формирования и ведется пропаганда войны. Отмечаются факты, когда публично выражаются намерения ограничить права  граждан  РФ по признакам национальной,  расовой, социальной, языковой или религиозной принадлежности.  А порой открыто выражаются с симпатией германскому национал-социализму и итальянскому фашизму. Эти организации пока не представляют угрозы формирующемуся  демократическому строю России. Тем не менее нет сомнений в том, что эти малочисленные организации  и  их  лидеры,  проповедующие   фашистские взгляды, представляют  для  общества определенную опасность.  Они ведут спекулятивные игры с целью привлечь на свою  сторону  недовольные социальные слои населения,  расширить свое влияние о последующем бороться и за власть.

     Таким образом,  проблема  фашистской  опасности в России существует. И к ней необходимо относиться серьезно. Не зря появился уже упомянутый  выше указ Президента "О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной  власти  в  борьбе  с проявлениями  фашизма  и  иных  форм  политического экстремизма в РФ."

     Все это обязывает воинов армии и флота проявлять высокую политическую бдительность, вести бескомпромиссную борьбу против любых проявлений фашизма. Верность патриотическому и воинскому долгу - важнейшие условия непримиримости к чуждым идеям  и  взглядам, различным формам политического экстремизма.

 
Copyright © 2006