Навигация

 

 

Главная
Карта сайта
 

 

 

 

 

Конституционные основы Российской Федерации Версия для печати Отправить на e-mail
ВОПРОСЫ:

1.Основы конституционного строя Российской Федерации.

2.Меры руководства страны по укреплению российской государственности.

 

     

  Российское государство провозглашено и строится как демократическое, федеративное, правовое, с республиканской формой правления. Эти исходные положения отражают наиболее важные и принципиальные черты  нашего государства и составляют основы его конституционного строя. 

1. Основы конституционного строя – это основные принципы, начала,  лежащие в основе политической системы общества, формы правления и государственного устройства, отношений государства и гражданина.

Конституция РФ устанавливает целостную систему принципов конституционного строя:

-права и свободы человека, гражданина как высшая ценность;

-народовластие и республиканская форма правления;

-федеративное устройство;

-разделение властей;

-государственный суверенитет;

-верховенство права;

-политическое и идеологическое многообразие;

-единство экономического пространства и свобода экономической деятельности;

-социальный характер государства;

-светский характер государства;

-признание и гарантирование местного самоуправления.

Все эти положения собраны в главе 1 Конституции РФ «Основы конституционного строя».

Статья 1 Конституции определяет Российскую федерацию как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Характеристика России как демократического государства выражает необходимость обеспечения в стране реального действия прав и свобод человека, народовластия, идеологического и политического плюрализма, разделения властей, а также местного самоуправления.

Конституция РФ закрепляет основные политические права человека и гражданина на уровне международных стандартов (свобода слова, право на объединение, право участвовать в управлении делами государства, право избирать и быть избранным и т.д.). Права и свободы человека признаются высшей ценностью. Государство обязано соблюдать и защищать их.

Единственным источником власти в России, носителем её суверенитета является многонациональный народ. Это значит, что наша страна провозглашается государством народовластия. Народовластие означает принадлежность всей государственной власти народу, а также свободное осуществление народом этой власти в соответствии с его суверенной волей и конкретными интересами.

Народ России осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления.

Характерным атрибутом демократического государства является идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться  в качестве государственной или обязательной. Данный принцип дополняется  также конституционным принципом многопартийности. Этот принцип способствует повышению эффективности народовластия, вовлечению в политическую деятельность более широких слоёв населения, легализует политическую оппозицию, способствует преодолению апатии и отчуждения граждан от власти.

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Конституция РФ устанавливает, что Россия является правовым государством. Это означает, что государство самоограничивает себя действующими в нём правовыми нормами, которым обязаны подчиняться все без исключения государственные органы, должностные лица, общественные организации и граждане.

Правовое государство – это конституционное государство. Конституция является центром правовой системы, на её базе строится весь механизм законности государства. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России.

Основы государственного, территориального устройства России определены в ст. 5 Конституции РФ и основаны на принципе федерализма.

Российский федерализм – это не только форма разрешения национального вопроса в многонациональной стране, но и форма  демократизации управления государством. Децентрализация государственной власти и распределение её по  регионам является важной гарантией демократии. Базирующаяся на принципе федерализма децентрализация единой государственной власти обеспечивается разграничением предметов ведения полномочий между РФ и её субъектами и органами местного самоуправления.

Конституция РФ установила в России республиканскую форму правления. Российская Федерация – смешанная (полупрезидентская)республика,т.к одновременно обладает признаками и президентской, и парламентской республики. Верховная  государственная власть и местное самоуправление в стране осуществляются выборными органами, избираемыми населением на определённый срок, что представляет широкие возможности для реального воплощения принципа народовластия.

Конституция РФ устанавливает, что Россия – это светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в стране в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Статья 28 гарантирует каждому свободу вероисповедания.

Статья 7 Конституции РФ закладывает в основу конституционного строя понятие «социальное государство», главной  задачей которого является достижение такого общественного прогресса, который бы характеризовался ростом благосостояния граждан, улучшением их жизни, удовлетворением их жизни, удовлетворением их материальных и духовных потребностей.

Основой экономической системы любого государства является регулирование отношений собственности. В Конституции РФ собственность регламентирована шире, чем в большинстве зарубежных конституций. Прежде всего закреплено наличие различных форм собственности, в равной мере защищённых государством. В соответствии со ст. 6 Конституции это: частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Особо  следует отметить ст.36, закрепившую право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю, придав ему статус одного из основных конституционных прав граждан и их объединений.

Наличие в государстве конституции не означает, что в нём уже установлен конституционный строй. При конституционном строе прежде всего должно обеспечиваться подчинение государства праву. Как показала практика, это длительный процесс, предполагающий осознанную потребность всех граждан России строго исполнять Основной Закон страны.

2. За прошедшее десятилетие в стране произошли принципиальные  перемены – Конституцией гарантированы права и свободы личности, сформирована демократическая политическая система, стала реальностью многопартийность. Россияне избирают Президента, депутатов Государственной думы, губернаторов, мэров, органы местного самоуправления.

Однако построен лишь каркас правового государства. Дальнейшее его укрепление потребовало решения целого ряда неотложных задач.

Одним из первых шагов по укреплению российской государственности стало создание федеральных округов и назначение в них представителей Президента.

13 мая 2000 года в целях обеспечения реализации главой государства конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений Президентом РФ подписан Указ.

Согласно Указу  на территории страны образовано семь федеральных округов – структурных единиц нового политического деления России: Центральный федеральный округ , Северо – Западный федеральный округ, Северо – Кавказский федеральный округ, приволжский федеральный округ, уральский федеральный округ, Сибирский федеральный округ, Дальневосточный федеральный округ.

В каждом округе Президентом назначен полномочный представитель, который подчинён только ему. Полномочный представитель обеспечивает реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах своих «владений». В задачи этого должностного лица входит организация контроля за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов власти, представление Президенту регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности в округе, а также о политическом, социальном и экономическом положении дел в нём, посредничество во взаимодействии президентских структур с органами государственной власти субъектов федерации. Полномочный представитель должен обеспечивать и реализацию Кадровой политики главы государства.

Примечательно, что пятеро из семи представителей президента – выходцы из силовых структур. Выдвижение на ключевые посты в государстве такого типа людей, несомненно, оправданно. Это особый тип государственного человека, более дисциплинированный, сохранивший навыки управления, верящий. Что власть даётся не в корыстных интересах, а на благо всей страны, всего народа. Это ещё и свидетельство  того, что и простые люди, и власть стали видеть в военных своё будущее.

Второй шаг в укреплении нашей государственности определяет возможность федерального вмешательства в ситуации, когда органами власти на местах попираются  Конституция России и федеральные законы, нарушаются единые права и свободы граждан России. Ведь именно отсутствие в государстве единого конституционно-правового пространства является  одним из наиболее  опасных проявлений дезинтеграции. А такое пространство формируется, как известно, только при условии обеспечения в правовой системе страны реального верховенства федеральной Конституции и федерального права. Это провозглашённое в конституции России верховенство торпедируется многочисленными региональными нормативными актами, включая конституции, противоречащими федеральным конституционным принципам и нормам, федеральным законам, да и нередкими отклонениями от федерального права при правоприменении на местах. Так, в 1998 году зафиксировано 2000 несоответствий региональных законодательств нормам федеративного, а в 2000 году – уже 6000 таких противоречий.

Как показала жизнь, последствия таких  нарушений катастрофичны. Из подобных, казалось бы частных вопросов постепенно вызревает сепаратизм, который подчас становится плацдармом для ещё более опасного зла – терроризма.

Так было и в Чечне. Ситуация в республике осложнилась настолько, что её территория и стала таким плацдармом для экспансии в Россию международного терроризма. Исходной причиной здесь также было отсутствие государственного единства. И Чечня 99-го напомнила о ранее совершённых ошибках. Лишь контртеррористическая операция смогла отвести угрозу распада России. Достоинство и целостность государства помогли сохранить профессиональные военные.

Поэтому назрела необходимость срочной разработки правовых оснований для введения прямого федерального правления на территории субъектов Российской Федерации, где нарушаются конституционные принципы, попираются права и свободы человека. Кроме того, необходимо как можно быстрее законодательно закрепить систему инструментов федерального контроля за законностью нормативных актов субъектов Федерации, предусматривающую, в частности, ведение федеративного Регистра правовых актов субъектов Федерации и установление санкций за умышленное неподчинение должностных лиц правовым актам федеральных органов власти.

Следующий шаг укрепления власти в стране – реформа Совета Федерации. Президент РФ В.Путин  не раз подчёркивал, что власть в стране должна быть работающей. Каждый должен заниматься своим делом. Законодатели и в верхней, и в нижней палатах – принимать законы. А губернаторы, на которых лежит огромная ответственность за социальное благополучие людей, за успех регионального хозяйства, должны исполнять свою работу.  Президентом РФ был  подписан Закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». Согласно Закону формирование нового состава СФ должно быть завершено не позднее 1 января 2002 года.

Новый порядок формирования Совета Федерации предусматривает, что в него входят по два представителя от каждого субъекта РФ – от законодательного и исполнительного органов власти. Глава исполнительной власти, то есть губернатор или президент субъекта Федерации, самостоятельно назначает члена верхней палаты. Правда, его решение вступает в силу только в том случае, если на ближайшем  заседании регионального парламента оно не будет опротестовано двумя третями голосов. Представители от законодательных органов избираются региональным парламентом на срок полномочий этого органа.

Полномочия члена Совета Федерации могут быть прекращены досрочно избравшим или назначившим его органом государственной власти субъекта Российской Федерации в том же порядке,  в котором  осуществлялось его избрание.

Изменение принципа формирования Совета Федерации поставило вопрос об организации постоянного диалога субъектов  РФ и главы  государства по основным проблемам государственной жизни, о форме участия регионов в подготовке и принятии важнейших общегосударственных решений. Такой формой стал Госсовет Российской Федерации. В новый совещательный орган вошли руководители  всех 89 регионов страны. Указ об образовании Госсовета РФ был подписан Президентом РФ 1 сентября 2000 года.

Все эти меры направлены прежде всего  на наведение порядка в органах власти.  Но это – не конечная цель, а лишь самый первый этап государственной модернизации. Соединение ресурсов федеральной, региональных и местных властей потребуется для решения других сложных задач. Главными среди них являются:

- совершенствование политической системы и строительство эффективного государства как гаранта стабильного общественного развития, гаранта соблюдения прав личности;

- фактическое выравнивание возможностей субъектов Федерации в целях обеспечения граждан страны всей полнотой политических и социально-экономических прав;

-  создание правовых гарантий развития российской экономики как экономики свободного предпринимательства и деловой инициативы граждан, обеспечение точного и эффективного  проведения экономической стратегии на всей территории России.

Эти задачи будут последовательно решаться для укрепления российской государственности.

 
Copyright © 2006