2. Активный отдых в режиме трудового дня
Выполнение функций в сфере трудовой деятельности и в быту без ущерба для
здоровья возможно при рациональном отдыхе как составной части здорового образа
жизни.
Отдых равнозначно входит в общее понятие динамической устойчивости организма
человека, его здоровья, самочувствия, работоспособности.
С позиций производства вопрос о борьбе с утомлением сводится, с одной стороны, к
отдалению утомления, а, с другой, - к ускорению boc-j становления.
Утомление при любой деятельности - естественное состояние. Оно носит временный
характер, который можно предупредить и легко снизить системой различных
мероприятий, направленных на восстановление работоспособности – отдых.
Правильный и наиболее эффективно восстанавливающий потенциям организма перерыв
- не просто прекращение деятельности, вызвавшей утомление, а рациональный отдых,
который имеет свои закономерности и особенности. Ритм и отдых - величайшие
резервы здоровья.
Если после утомительной работы человек хорошо отдыхает, организм эффективно
восстанавливает былую работоспособность и даже ее наращивает. Если же начать
работу без достаточного отдыха, когда утомление еще не полностью прошло,
результат окажется меньшим и может возникнуть опасность переутомления.
Физиолог B.C. Фарфель доказал, что утомление обладает двойным действием:
развивает выносливость, повышает производительность, если работа повторяется
после достаточных периодов отдыха и
снижает работоспособность, вызывает переутомление, если периоды отдыха были
слишком малы.
Существует порочное мнение, что после напряженного труда необходим пассивный
отдых. Малоподвижный режим отдыха не отвечает требованиям его полноценности и
действенности, не способствует полному восстановлению сил утомленного человека и
повышению его работоспособности. Согласно учению И.М. Сеченова, активный отдых
быстрее и эффективнее восстанавливает затраченную энергию и подготавливает
организм к предстоящей деятельности.
Всякое движение гасит чрезмерное возбуждение нервной системы, характерное для
утомления, разгружает ее и сохраняет нервный потенциал ее клеток.
Активный отдых необходим в равной степени людям умственного и физического труда.
И чем беднее профессиональный труд движениями, тем динамичнее и продолжительнее
должен быть активный отдых (на производстве, в утренние и вечерние свободные
часы, в выходные дни, в период отпуска),
Наиболее утомительный труд - монотонный, с однообразными •движениями, с
напряжением мышц плечевого пояса, при статичной позе, требующий напряжения
зрительного аппарата и концентрации внимания. При таком труде утомляемость
наступает быстро, работоспособность значительно снижается Реальным способом
снятия утомления является производственная гимнастика. В зависимости от видов
трудовых операций комплекс упражнений производственной гимнастики может быть
специфичным.
В настоящее время существует еще ряд отраслей, в которых используется физический
труд. Вопрос о необходимости физической культуры для представителей профессий,
чей труд и так трудоемок, решен с физиологической позиции. У рабочих, занятых
механизированным или немеханизированным трудом, движения не ориентированы на
разностороннее физическое развитие и укрепление здоровья. Поэтому нужны
специальные упражнения для восстановления утомленного организма. По И.П. Павлову
это достигается переменой видов деятельности по типу контраста. Специально
подобранные упражнения активизируют неработающие, неутомленные во время
производственной деятельности мышечные группы, снижая напряженность внутренних
органов и систем, нормализуя дыхание, артериальное давление и пульс, повышая
работоспособность.
Физическая культура не только укрепляет мышцы. Это, прежде всего, гимнастика
для нервной системы, так как нервные центры, посылающие импульсы к мышцам,
совершенствуясь и укрепляясь, способны обеспечить максимальную точность,
быстроту и силу действия всего двигательного аппарата. При этом
совершенствуются профессиональные качества.
Регулярные и дозированные упражнения нервных процессов приводят к
одновременному улучшению свойств психических процессов: концентрации внимания,
восприятия, запоминания, воспроизведения информации, сообразительности,
ассоциативности мышления. Поэтому особое значение приобретает физическая
тренировка для работников умственного труда. Для «деятельного состояния высшего
отдела больших полушарий необходима известная минимальная сумма раздражителей.
Возможно, что ходьба или другая двигательная деятельность как раз и создает эту
минимальную сумму раздражителей» - отмечал И.П. Павлов. Он утверждал, что по
состоянию мышц и опорно-двигательной системы можно судить о функциональном
состоянии головного мозга. Опорно-двигательный аппарат заряжает мозг мощной
энергией - настолько тесная связь между ЦНС и мышечным массивом.
Наблюдения ученых показали, что мыслительная деятельность успешнее всего
сочетается с ходьбой, прогулками на лыжах. Ж.Ж. Руссо признавал, что ходьба и
движение способствуют игре мозга и работе мысли. «При усидчивой умственной
работе, без движений и телесного труда сущее горе» - говорил Л.Н. Толстой.
Приверженцами физической культуры в самом широком понимании были выдающиеся люди
нашей страны: А.В. Суворов, И.М. Сеченов, Д.И. Менделеев, Л.Н. Толстой, И.Е.
Репин, М.А. Горький, И.П. Павлов и многие др.
Учеными доказано, что умеренные занятия физическими упражнениями помогают
восстановлению сил после работы. Однозначного ответа на вопрос, какой объем
физической нагрузки нужен представителям различных групп трудовых профессий, не
может быть, т.к. многое зависит от возраста, пола, состояния здоровья, уровня
физического развития, условий трудовой деятельности. Однако ученые рекомендуют
представителям интеллектуального труда и малоподвижных профессий расходовать не
менее 2000 ккал в неделю при трех-четырех разовых занятиях физкультурой, а для
профессий, связанных со значительной физической нагрузкой - 1000 ккал.
Ежедневный отдых после работы лучше строить по типу «контраста».
Правильное построение учебного труда школьников и студентов предусматривает
чередование разных видов деятельности, основанных на общих закономерностях
физиологии труда только с той разницей, что для несовершенного,
несформированного организма детей и подростков свойственны более быстрая
утомляемость и менее продолжительный период работоспособности.
Если учебное время в школе, вузе согласуется с планом программы и
регламентировано расписанием на основе гигиенических нормативов, то поведение
учащихся во внеучебное время зависит от их возраста, степени подготовленности к
учебному труду до школы, образованности родителей и их гигиенического
поведения, привычек и уклада жизни семьи. Вне зависимости от перечисленного
существуют объективно необходимые условия для нормального физического и
психического совершенствования организма детей, подростков и молодежи -что
труд, движение, питание. Если эти естественные потребности находятся в согласии
с гигиеническими нормами поведения, то можно избежать отрицательных последствий.
Важно, чтобы в резерве свободного времени присутствовал компонент активных
действий. Это возможно согласованием своего (личного) режима труда и отдыха в
течение дня.
Отсутствие физических упражнений в режиме труда и отдыха, несоблюдение
принципов здорового образа жизни выступают основной причиной того, что каждый
третий не восстанавливает свои силы к следующему рабочему дню.
Важен не только суточный, но и недельный научно обоснованный режим труда и
отдыха. При его построении учитываются определенные закономерности в динамике
работоспособности в течение недели. В понедельник она имеет относительно низкий
уровень, затем постепенно нарастает, достигая максимума к среде, а далее снова
снижается. В соответствии с этими показателями физическую тренировку по дням
недели распределяют так, чтобы в дни с низким уровнем работоспособности она
приносила пользу.
В реальной действительности поведение людей характеризуется низкой физической
активностью. Более 80% трудящихся не выполняют производственную гимнастику. Ее
выполняют 2,6% женщин 35-45 лет, снятых малоподвижным трудом. Лишь у небольшого
числа научных работников (11,8%) и педагогов (18,6%) физическая активность
оптимальна.
Недостаточно используются выходные дни для занятия физкультурой Из 43,7%
опрошенных, уделивших внимание двигательной активности, 25,7% посвятили
физкультуре не более часа. Низкая двигательная активность работников разных
профессиональных групп является причиной усталости на работе у 20% респондентов.
Среди рабочих йог показатель составил 18,1%, колхозников -20%, работников сферы
обслуживания - 22%, среди ИТР - 21,7%, среди творческой интеллигенции - 29,3%.
В последние десятилетия малоподвижный образ жизни стал преобладающим у
школьников и студентов. Гипокинезия составляет значительную часть времени — 6-10
и более часов в зависимости от возраста учащихся средних и старших классов
недельная двигательная активность ниже физиологических норм: недельную нагрузку
1-2 часа имеют 23%, а 3-4 часа - 28% учеников. 31% учащихся вообще не имеют
еженедельной физической нагрузки. Лишь 10-18% школьников имеют недельную
двигательную нагрузку в объеме 10-12 часов, что практически приближается к норме.
Еще более выражены негативные тенденции в аспекте суточной и недельной
физической активности у студентов.
Низкая двигательная активность у школьников и студентов обусловлена
объективными причинами (большой учебной нагрузкой, состоянием здоровья. Кроме
указанных причин у студентов добавляются совмещение учебы с работой,
формирование семьи) и субъективными (неорганизованностью, нерациональным
распорядком дня, дефицитом свободного времени).
Незначительная часть времени, используемая для активного отдыха в резерве дня,
недели, не способствует полноценному восстановлению организма в процессе
трудовой недели.
|