12. Где найти время?
Польза двигательной активности
доказана. Но остро стоит вопрос о времени, дефицит которого постоянно испытывают
желающие приобщиться к физкультуре. А для занятий физическими упражнениями не
всегда нужно специально отведенное время. Их можно выполнять между делом на
протяжении дня - дома, на работе, в пути и т.д. Такая «мини-физкультура»
особенно необходима людям умственного труда, учащейся молодежи. И комплекс
упражнений простой и доступный: передвигаться, сгибая и поднимая ноги;
поворачиваться при необходимости всем корпусом, а не только головой;
наклоняться; приседать; подпрыгивать; отжиматься от стен; делать упражнения с
палкой, полотенцем, веревкой; надувать живот, грудную клетку; приподниматься на
носки; делать шаги на месте; вращения кистями, предплечьями; держась за поручни
транспорте, напрягать разные группы мышц и т.д. Аналогичную физкультуру
предлагает американский врач Лоуренс Мюрхауз - заведующий лабораторией
физических возможностей человека при Калифорнийском университете. Выполняя
социальный заказ деловых кругов, обеспокоенных плохой физической подготовкой
своих служащих, Л. Мюрхауз разработал свою программу оздоровления и
предусмотрел в ней минимальные временные нормативы для тренировок. Программа
была опубликована в книге «Хорошая форма за 30 минут в неделю». Л. Мюрхауз
выстроил свою программу таким образом, что она по сути занимает много времени,
но сами упражнения Растворены в других занятиях. В соответствии с программой
рекомендуются некоторые правила повседневной жизни:
никогда не лежать, если можно
сидеть;
никогда не сидеть, если можно
стоять;
никогда не стоять, если можно
двигаться;
не пользоваться лифтом;
— поворачиваться до упора в
сторону, если нужно что-то посмотреть, взять, положить и т.д.
Остаются 10-минутные занятия 3 раза
в неделю. Эти 10 минут Мюрхауз отводит для подтягивания (1 мин), упражнений для
развития гибкости и силы (2 мин), выносливости (5 мин). Упражнения выполняются
под контролем пульса в течение нескольких месяцев до периода адаптации организма
к нагрузкам. Затем их темп и нагрузка увеличиваются. Автор утверждает, что через
полгода занятий человек обретает хорошую форму.
***
Оценивая последствия
научно-технического прогресса для человека, выдвигается множество проектов,
касающихся борьбы за охрану окружающей среды, но гораздо меньше предложений по
охране внутренней среды человека, повышению его гомеостатических возможностей,
поиску адекватных внутренних компенсаций неблагоприятных внешних условий жизни.
Вместе с тем следует признать, что многие болезни современности носят
эпидемический характер, который, по мнению немецкого ученого Р. Вирхова,
отражает срыв в человеческой культуре.
Двигательный голод и «болезни века»
побудили по-новому осознать жизненный смысл двигательной активности, особенно в
тех ее оптимальных формах, которые несет физическая культура. Последняя все
больше признается средством, способным обеспечить физическое совершенство, общую
и специальную готовность человека к выполнению основных социально обусловленных
функций, успешно бороться с гипокинезией и ликвидировать диспропорцию между
потребностью организма в движении и реальным режимом в существующих условиях
жизни.
Физическая активность человека в
конечном счете направлена на изменение организма, на приобретение нового уровня
физических качеств и способностей. Рассматривая физическую культуру как
основной фактор двигательной активности человека, В. В. Фролькис отмечает, что
нет более эффективного физиологического метода стимуляции различных систем
организма, чем мышечная деятельность. Мышечная нагрузка постоянно тренирует,
совершенствует механизмы регуляции, направленные на восстановление уровня
деятельности организма. Двигательная активность вызывает ряд эффектов:
экономизирующий (экономичная работа сердца); антигипоксический (улучшение
снабжения тканей кровью и кислородом, увеличение легочной вентиляции);
антистрессовый (повышение устойчивости); психоэнергетизирующий (рост умственной
работоспособности, преобладание положительных эмоций). В настоящее время, а тем
более в ближайшей перспективе, когда производственные процессы будут полностью
автоматизированы, а рабочие руки заменят роботы, ЭВМ и другие достижения науки,
физическая культура должна стать главным аргументом в целях сохранения здоровья
и быть основой всех профилактических программ. Исторический аспект формирования
физической культуры
Двигательная активность в виде
занятий физической культурой не изобретение XX века. Физическая культура и спорт
как общественное явление развивалось в историческом процессе.
Физические упражнения в первобытном
обществе были тесным образом связаны с трудовыми процессами, воспитанием,
культовыми обрядами, искусством, военным делом. В поисках пищи люди
тренировали силу, ловкость, меткость — необходимы качества охотников. Об этом
свидетельствуют наскальные изображения эпохи палеолита (около 50 тысяч лет
назад). Тогда уже зарождались соревнования в играх с мячом, палками.
При рабовладельческом строе (V-VI в.
до н.э.) совершенствование техники и методики выполнения физических упражнений,
крупно-масштабные игры и празднества, купания и лечебная гимнастика являются
свидетельством более высокой ступени физического развития. Наряду с танцами
распространение получили стрельба из пука, фехтование, борьба, кулачные бои,
плавание, конные состязании. Частые войны требовали от бойцов ловкости и силы.
Эти качества проверялись сначала в спортивных поединках. В маленькой Олимпии
проводились крупнейшие праздники древности - спортивные состязания. По
предания, Олимпийские игры учредил мифический герой эллинов Геракл в
ознаменование одной из своих побед. А в состязании в беге между четырьмя своими
братьями увенчал победителя ветвью со священного оливкового дерева.
По другой версии, основателем Игр
был сам верховный бог греков - Зевс. Во время Олимпийских игр раз в четыре года
в Элладе смолкал звон оружия, и прекращались войны. В самой Олимпии и близ
храма, перед которым произносилась спортивная клятва, царил вечно мир. Так в
классической Элладе спорт, служивший вначале для подготовки воинов, вступил в
противоречие с духом войны и превратился в своеобразный культ красоты,
здоровья, гармоничного развития человеческого тела. В Афинах физическое
воспитание, сложилось как часть военного воспитания. В школах и гимнасиях для
сыновей богатой верхушки гармонично сочеталось физическое воспитание с
моральным и духовным. Вершиной такого воспитания были состязания в виде
ежедневных соревнований и крупных состязаний в присутствии публики. Наиболее
значительными и стабильными соревнованиями в Греции были игры в Олимпии (766 г.
д. н. э. -193 г. н. э.), в программу которых входили различные виды бега,
борьба, пятиборье, ристания на колесниках, конные состязания, бег с оружием,
иногда художественные конкурсы. Но это были состязания с культовым значением,
участвовать в которых могли исключительно греки.
В античной Спарте физическая
подготовка была жизненно необходимой для постоянной боеготовности населения. В
Древнем Риме физическое воспитание имело выраженный военный уклон. На Марсовом
поле регулярно проводились военные игры и занятия по строевой подготовке.
Традиционные римские игры - бои гладиаторов, состязания боевых колесниц -
проводились не на стадионе, а на арене цирка.
В эпоху феодализма (IX-XVI в.)
яркими носителями господствующий физической культуры были рыцари —
профессиональные военные. В рыцарском воспитании наряду с военной подготовкой
большой место отводилось физической подготовке, в которую входили бег, прыжки,
лазание по шесту, борьба, плавание. Рыцари имели права участвовать в турнирах.
В поздний период феодализма проводились соревнования с использованием оружия —
пики, алебарды, кинжала, ножа, большого меча, шпаги.
Идеалом Возрождения (в Италии,
Франции, Германии, Англии) был образ гармоничного человека, способного к
достижению высоких результатов во всех областях жизни. Поиски античного образца
привели итальянских и немецких гуманистов к греческой гимнастике, которая
заняла определенное место в теоретических изысканиях в области воспитания.
Подробное описание античной гимнастики дал итальянский врач X. Меркуриалис, а
первую школу (прообраз современной спортивной школы), в которой рационально
сочетались теория и практика физического воспитания, основал Ф. да Фельтре.
Осознание значимости физических упражнений, как эффективного средства
воспитания, способствовало написанию учебников. Так, немецким гуманистом Лота
была написана книга «Некоторые мысли воспитания детей» (1693 г.).
Несколько позже были сделаны попытки
перехода к практике с целью гармоничного развития человека: равно развитом
физически и духовно, деятельном, уверенном в себе. Продолжая развивать это
направление, Базедов (1724-1790) описал множество физических упражнений, но
большую известность получило пятиборье. В 1793 г. вышло первое
систематизированное методическое руководство по вопросам физического воспитания
в школе, сочетающееся с производственным (ручным) трудом, Гутс-Мутса
«Гимнастика для юношества». Его продолжатель Вист подверг более строгой
классификации физические упражнения с позиций естествознания и медицины.
Именно Вист первый выдвинул идею создания внешкольных общедоступных
гимнастических (имеется в виду спортивных) заведений. Он заложил основы научной
теории движений попыткой объяснить отдельные физические упражнения общими
физико-математическими закономерностями.
Стремление к физическому
совершенству на Руси также было давней традицией: славился добрый молодец с
богатырской силой, развитой мускулатурой, стройный и статный. Эти качества
формировались физическим трудом, традиционными народными играми и состязаниями.
Как писал Лев Толстой «Красота телесных форм всегда совпадает с понятиями о
здоровой силе, о деятельной жизненной энергии».
Несмотря на то, что научного
представления о здоровом образе жизни люди прошлых веков не имели, но сумма трех
слагаемых — двигательная активность, закаливание, здоровое питание - были
основополагающими в повседневной жизни, что способствовало формированию крепкого
здоровья и крепкого духа (В здоровом теле -здоровый дух).
Непревзойденный исторический пример
здорового поведения преподнес нам великий полководец А. В. Суворов.
Генералиссимус А. В. Суворов, впервые е истории учредивший обязательную утреннюю
зарядку для солдат, давал воинским
чинам рецепт: «Утомлять тело свое, дабы укрепить оное больше». Утомлять
по-суворовски - значит упражняться во всем возможном диапазоне нагрузок,
включая самые изнурительные, да еще во всех двигательных направлениях -в
быстроте, силе, выносливости, ловкости, гибкости. По словам современников А. В.
Суворов бегал в любую погоду, купался зимой, чревоугодием не занимался,
благодаря чему он обладал хорошим здоровьем на удивление и зависть
аристократических кругов.
Российской культуре известно
множество подобных примеров в последние два столетия. Расцвет физической
культуры в России отмечен в середине XIX века.
ЛИТЕРАТУРА
Алексеев А.М. Методические
рекомендации по изучению социально-экономической эффективности физической
культуры. - М., 1988.
Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. -
М., 1978.
Бальсевич В. К. Физическая культура
для Всех и для каждого. - М.: Физкультура и спорт, 1988. -208 с.
Бауэр В.А. Формирование интересов и
потребностей к занятиям физической культурой и спортом у будущих учителей:
Автореферат ... дисс. канд. пед. наук. - М., 1987. - С. 19.
Виноградов П.А. Физическая культура
и здоровый образ жизни. М.: Мысль, 1990. - 288 с.
Вопросы теории и практики физической
культуры и спорта: Вып. 18, Минск, 1988.
Гилмор Г. Бег ради жизни. М.:
Физкультура и здоровье. —1973. -120 с.
Даниелян B.C. Физическая культура
как системообразующий фактор здорового образа жизни мужского населения.
Автореферат ... дисс. канд. пед. наук. -М., 1988. -С. 15.
Думнов Д.И. Рутгайзер В.М., Шмаров
АИ. Бюджет времени населения: Статистика, анализ, прогнозирование. -М., 1984.
Зациорский В.М. Двигательная
активность как фактор антириска ишемической болезни сердца: Обзор // Теория и
практика физической культуры. - 1986. - № 9. - С. 51; 1985. - № 7. - С. 33.
Камалетдинов В.Г. Организационные и
педагогические формы и методы физической культуры в производственном коллективе:
Автореферат ... дисс. канд. пед. наук. - Малаховка, 1988. - С. 16.
Кияк О.В., Засорин Б.В., Боев В.М.
Комплексная оценка физического развития мальчиков школьного возраста в условиях
промышленного города. - Гигиена и санитария. - 2000. - № 1. — С. 74-76.
Купер К. Аэробика, полезная всем. -
М.: Физкультура и спорт, 1981.
Лукьяненок ПИ. Здоровый образ жизни
— важнейшее направление работы профилактической кардиологии. – Здравоохранение
Российской Федерации. - 1995. - № 2. - С. 27-30
Ляхович А.В., Маркова А.И. Образ
жизни учащейся молодежи в аспекте здоровья. - М., 1994.
Ляхович А.В. Научные основы
формирования здоровья студенческой молодежи. - Автореферат ... дисс. докт. мед.
наук. - М, 1998.
Маркова А.И., Ляхович А.В.
Гигиеническое поведение молодежи в свете представлений о здоровье //
Здравоохранение Башкортостана. - 1992. - № 4. - С. 15-20.
Муравов И. В. Физическая культура и
активное долголетие М.: Знание, 1979.
Мурзанова P.M. Медицинские и
социально-экономические проблемы массовой физической культуры: Тезисы докладов
Всесоюзной научной конференции (Ужгород, 12-14 сентября 1988 г) Ч II – М.:
1988.-С. 6, 16, 37.
Социологические исследования проблем
города и жилища - М., 1986.-С. 120.
Структура и параметры рационального
двигательного режима женщин, занятых малоподвижным трудом: Методические
рекомендации. - М., 1985. -С. 4.
Тезисы докладов Всесоюзной
научно-практической конференции "Государство, спорт и мир" (Москва, 20-22 апреля
1988 г.) Ч. I. - М., 1988, — С, 100.
Физиология человека, (под ред. Г.И.
Косицкого). - М/ Медицина, 1985.
Физкультура и производительность
труда. Методические материалы в помощь лектору. - М. 1983.
Философско-социологические
исследования физической культуры и спорта: Ежегодник. Вып. I: Спорт, культура,
воспитание – М.: 1988. -С. 88-89.
Фролькис В.В. Старение и увеличение
продолжительности жизни. - Л. 1988. -С. 201-204.
Хамаганова Т.Г., Крылов Д.Н.,
Даниленко О.В. Проблемы профилактики нарушений психического здоровья школьников
- 2000 - №1 -С. 71-73.
Царик А.В. О культуре физической и
духовной. - М„ 1989
Шенкман С. Найди 30 минут//Физкультура
и спорт - 1985 - № 1. -С. 18-20.
Ямпольская Ю.А. Физическое развитие
школьников Москвы в последнее десятилетие. - Гигиена и санитария. - 2000. - №
1. - С. 65-68.
|