Навигация

 

 

Главная
Карта сайта
 

 

 

  предложение от kuryatnik.info

 

Где найти время? Версия для печати Отправить на e-mail

12. Где найти время?

 

Польза двигательной активности доказана. Но остро стоит вопрос о времени, дефицит которого постоянно испытывают желающие приоб­щиться к физкультуре. А для занятий физическими упражнениями не всегда нужно специально отведенное время. Их можно выполнять ме­жду делом на протяжении дня - дома, на работе, в пути и т.д. Такая «мини-физкультура» особенно необходима людям умственного труда, учащейся молодежи. И комплекс упражнений простой и доступный: передвигаться, сгибая и поднимая ноги; поворачиваться при необхо­димости всем корпусом, а не только головой; наклоняться; приседать; подпрыгивать; отжиматься от стен; делать упражнения с палкой, полотенцем, веревкой; надувать живот, грудную клетку; приподниматься на носки; делать шаги на месте; вращения кистями, предплечьями; дер­жась за поручни транспорте, напрягать разные группы мышц и т.д. Аналогичную физкультуру предлагает американский врач Лоуренс Мюрхауз - заведующий лабораторией физических возможностей человека при Калифорнийском университете. Выполняя социальный заказ деловых кругов, обеспокоенных плохой физической подготовкой своих служащих, Л. Мюрхауз разработал свою программу оздоровле­ния и предусмотрел в ней минимальные временные нормативы для тренировок. Программа была опубликована в книге «Хорошая форма за 30 минут в неделю». Л. Мюрхауз выстроил свою программу таким образом, что она по сути занимает много времени, но сами упражнения Растворены в других занятиях. В соответствии с программой рекомен­дуются некоторые правила повседневной жизни:

никогда не лежать, если можно сидеть;

никогда не сидеть, если можно стоять;

никогда не стоять, если можно двигаться;

не пользоваться лифтом;

—        поворачиваться до упора в сторону, если нужно что-то посмотреть, взять, положить и т.д.

Остаются 10-минутные занятия 3 раза в неделю. Эти 10 минут Мюрхауз отводит для подтягивания (1 мин), упражнений для развития гибкости и силы (2 мин), выносливости (5 мин). Упражнения выполняются под контролем пульса в течение нескольких месяцев до периода адаптации организма к нагрузкам. Затем их темп и нагрузка увеличиваются. Автор утверждает, что через полгода занятий человек обрета­ет хорошую форму.

***

Оценивая последствия научно-технического прогресса для челове­ка, выдвигается множество проектов, касающихся борьбы за охрану окружающей среды, но гораздо меньше предложений по охране внут­ренней среды человека, повышению его гомеостатических возможно­стей, поиску адекватных внутренних компенсаций неблагоприятных внешних условий жизни. Вместе с тем следует признать, что многие болезни современности носят эпидемический характер, который, по мнению немецкого ученого Р. Вирхова, отражает срыв в человеческой культуре.

Двигательный голод и «болезни века» побудили по-новому осоз­нать жизненный смысл двигательной активности, особенно в тех ее оптимальных формах, которые несет физическая культура. Последняя все больше признается средством, способным обеспечить физическое совершенство, общую и специальную готовность человека к выполне­нию основных социально обусловленных функций, успешно бороться с гипокинезией и ликвидировать диспропорцию между потребностью организма в движении и реальным режимом в существующих условиях жизни.

Физическая активность человека в конечном счете направлена на изменение организма, на приобретение нового уровня физических ка­честв и способностей. Рассматривая физическую культуру как основ­ной фактор двигательной активности человека, В. В. Фролькис отмеча­ет, что нет более эффективного физиологического метода стимуляции различных систем организма, чем мышечная деятельность. Мышечная нагрузка постоянно тренирует, совершенствует механизмы регуляции, направленные на восстановление уровня деятельности организма. Двигательная активность вызывает ряд эффектов: экономизирующий (экономичная работа сердца); антигипоксический (улучшение снабже­ния тканей кровью и кислородом, увеличение легочной вентиляции); антистрессовый (повышение устойчивости); психоэнергетизирующий (рост умственной работоспособности, преобладание положительных эмоций). В настоящее время, а тем более в ближайшей перспективе, когда производственные процессы будут полностью автоматизирова­ны, а рабочие руки заменят роботы, ЭВМ и другие достижения науки, физическая культура должна стать главным аргументом в целях со­хранения здоровья и быть основой всех профилактических программ. Исторический аспект формирования физической культуры

Двигательная активность в виде занятий физической культурой не изобретение XX века. Физическая культура и спорт как общест­венное явление развивалось в историческом процессе.

Физические упражнения в первобытном обществе были тесным образом связаны с трудовыми процессами, воспитанием, культовы­ми обрядами, искусством, военным делом. В поисках пищи люди тре­нировали силу, ловкость, меткость — необходимы качества охотников. Об этом свидетельствуют наскальные изображения эпохи палеолита (около 50 тысяч лет назад). Тогда уже зарождались соревнования в играх с мячом, палками.

При рабовладельческом строе (V-VI в. до н.э.) совершенствование техники и методики выполнения физических упражнений, крупно-масштабные игры и празднества, купания и лечебная гимнастика являются свидетельством более высокой ступени физического раз­вития. Наряду с танцами распространение получили стрельба из пука, фехтование, борьба, кулачные бои, плавание, конные состяза­нии. Частые войны требовали от бойцов ловкости и силы. Эти ка­чества проверялись сначала в спортивных поединках. В маленькой Олимпии проводились крупнейшие праздники древности - спортив­ные состязания. По предания, Олимпийские игры учредил мифиче­ский герой эллинов Геракл в ознаменование одной из своих побед. А в состязании в беге между четырьмя своими братьями увенчал победителя ветвью со священного оливкового дерева.

По другой версии, основателем Игр был сам верховный бог гре­ков - Зевс. Во время Олимпийских игр раз в четыре года в Элладе смолкал звон оружия, и прекращались войны. В самой Олимпии и близ храма, перед которым произносилась спортивная клятва, царил веч­но мир. Так в классической Элладе спорт, служивший вначале для подготовки воинов, вступил в противоречие с духом войны и пре­вратился в своеобразный культ красоты, здоровья, гармоничного развития человеческого тела. В Афинах физическое воспитание, сложилось как часть военного воспитания. В школах и гимнасиях для сыновей богатой верхушки гармонично сочеталось физическое вос­питание с моральным и духовным. Вершиной такого воспитания были состязания в виде ежедневных соревнований и крупных состязаний в присутствии публики. Наиболее значительными и стабиль­ными соревнованиями в Греции были игры в Олимпии (766 г. д. н. э. -193 г. н. э.), в программу которых входили различные виды бега, борьба, пятиборье, ристания на колесниках, конные состязания, бег с оружием, иногда художественные конкурсы. Но это были состяза­ния с культовым значением, участвовать в которых могли исклю­чительно греки.

В античной Спарте физическая подготовка была жизненно необ­ходимой для постоянной боеготовности населения. В Древнем Риме физическое воспитание имело выраженный военный уклон. На Марсовом поле регулярно проводились военные игры и занятия по строевой подготовке. Традиционные римские игры - бои гладиато­ров, состязания боевых колесниц - проводились не на стадионе, а на арене цирка.

В эпоху феодализма (IX-XVI в.) яркими носителями господствую­щий физической культуры были рыцари — профессиональные военные. В рыцарском воспитании наряду с военной подготовкой боль­шой место отводилось физической подготовке, в которую входили бег,  прыжки, лазание по шесту, борьба, плавание. Рыцари имели права  участвовать в турнирах. В поздний период феодализма проводи­лись соревнования с использованием оружия — пики, алебарды, кин­жала, ножа, большого меча, шпаги.

Идеалом Возрождения (в Италии, Франции, Германии, Англии) был образ гармоничного человека, способного к достижению высоких ре­зультатов во всех областях жизни. Поиски античного образца при­вели итальянских и немецких гуманистов к греческой гимнастике, которая заняла определенное место в теоретических изысканиях в области воспитания. Подробное описание античной гимнастики дал итальянский врач X. Меркуриалис, а первую школу (прообраз совре­менной спортивной школы), в которой рационально сочетались теория и практика физического воспитания, основал Ф. да Фельтре. Осознание значимости физических упражнений, как эффективно­го средства воспитания, способствовало написанию учебников. Так, немецким гуманистом Лота была написана книга «Некоторые мыс­ли воспитания детей» (1693 г.).

Несколько позже были сделаны попытки перехода к практике с целью гармоничного развития человека: равно развитом физически и духовно, деятельном, уверенном в себе. Продолжая развивать это направление, Базедов (1724-1790) описал множество физических уп­ражнений, но большую известность получило пятиборье. В 1793 г. вышло первое систематизированное методическое руководство по вопросам физического воспитания в школе, сочетающееся с произ­водственным (ручным) трудом, Гутс-Мутса «Гимнастика для юно­шества». Его продолжатель Вист подверг более строгой классифи­кации физические упражнения с позиций естествознания и медици­ны. Именно Вист первый выдвинул идею создания внешкольных об­щедоступных гимнастических (имеется в виду спортивных) заведе­ний. Он заложил основы научной теории движений попыткой объяс­нить отдельные физические упражнения общими физико-математическими закономерностями.

Стремление к физическому совершенству на Руси также было давней традицией: славился добрый молодец с богатырской силой, развитой мускулатурой, стройный и статный. Эти качества фор­мировались физическим трудом, традиционными народными играми и состязаниями. Как писал Лев Толстой «Красота телесных форм всегда совпадает с понятиями о здоровой силе, о деятельной жиз­ненной энергии».

Несмотря на то, что научного представления о здоровом образе жизни люди прошлых веков не имели, но сумма трех слагаемых — двигательная активность, закаливание, здоровое питание - были основополагающими в повседневной жизни, что способствовало формированию крепкого здоровья и крепкого духа (В здоровом теле -здоровый дух).

Непревзойденный исторический пример здорового поведения пре­поднес нам великий полководец А. В. Суворов. Генералиссимус А. В. Суворов, впервые е истории учредивший обязательную утреннюю

зарядку для солдат, давал воинским чинам рецепт: «Утомлять тело свое, дабы укрепить оное больше». Утомлять по-суворовски - зна­чит упражняться во всем возможном диапазоне нагрузок, включая самые изнурительные, да еще во всех двигательных направлениях -в быстроте, силе, выносливости, ловкости, гибкости. По словам современников А. В. Суворов бегал в любую погоду, купался зимой, чревоугодием не занимался, благодаря чему он обладал хорошим здоровьем на удивление и зависть аристократических кругов.

Российской культуре известно множество подобных примеров в последние два столетия. Расцвет физической культуры в России отмечен в середине XIX века.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Алексеев А.М. Методические рекомендации по изучению социально-экономической эффективности физической культуры. - М., 1988.

Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. - М., 1978.

Бальсевич В. К. Физическая культура для Всех и для каждого. - М.: Физкультура и спорт, 1988. -208 с.

Бауэр В.А. Формирование интересов и потребностей к занятиям физической культурой и спортом у будущих учителей: Автореферат ... дисс. канд. пед. наук. - М., 1987. - С. 19.

Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни. М.: Мысль, 1990. - 288 с.

Вопросы теории и практики физической культуры и спорта: Вып. 18, Минск, 1988.

Гилмор Г. Бег ради жизни. М.: Физкультура и здоровье. —1973. -120 с.

Даниелян B.C. Физическая культура как системообразующий фактор здорового образа жизни мужского населения. Автореферат ... дисс. канд. пед. наук. -М., 1988. -С. 15.

Думнов Д.И. Рутгайзер В.М., Шмаров АИ. Бюджет времени населения: Статистика, анализ, прогнозирование. -М., 1984.

Зациорский В.М. Двигательная активность как фактор антириска ишемической болезни сердца: Обзор // Теория и практика физической культуры. - 1986. - № 9. - С. 51; 1985. - № 7. - С. 33.

Камалетдинов В.Г. Организационные и педагогические формы и методы физической культуры в производственном коллективе: Автореферат ... дисс. канд. пед. наук. - Малаховка, 1988. - С. 16.

Кияк О.В., Засорин Б.В., Боев В.М. Комплексная оценка физического развития мальчиков школьного возраста в условиях промышленного города. - Гигиена и санитария. - 2000. - № 1. — С. 74-76.

Купер К. Аэробика, полезная всем. - М.: Физкультура и спорт, 1981.

Лукьяненок ПИ. Здоровый образ жизни — важнейшее направление работы профилактической кардиологии. – Здравоохранение Российской Федерации. - 1995. - № 2. - С. 27-30

Ляхович А.В., Маркова А.И. Образ жизни учащейся молодежи в аспекте здоровья. - М., 1994.

Ляхович А.В. Научные основы формирования здоровья студенческой молодежи. - Автореферат ... дисс. докт. мед. наук. - М, 1998.

Маркова А.И., Ляхович А.В. Гигиеническое поведение молодежи в свете представлений о здоровье // Здравоохранение Башкортостана. - 1992. - № 4. - С. 15-20.

Муравов И. В. Физическая культура и активное долголетие М.: Знание, 1979.

Мурзанова P.M. Медицинские и социально-экономические проблемы массовой физической культуры: Тезисы докладов Всесоюзной научной конференции (Ужгород, 12-14 сентября 1988 г) Ч II – М.: 1988.-С. 6, 16, 37.

Социологические исследования проблем города и жилища - М., 1986.-С. 120.

Структура и параметры рационального двигательного режима женщин, занятых малоподвижным трудом: Методические рекомендации. - М., 1985. -С. 4.

Тезисы докладов Всесоюзной научно-практической конференции "Государство, спорт и мир" (Москва, 20-22 апреля 1988 г.) Ч. I. - М., 1988, — С, 100.

Физиология человека, (под ред. Г.И. Косицкого). - М/ Медицина, 1985.

Физкультура и производительность труда. Методические материалы в помощь лектору. - М. 1983.

Философско-социологические исследования физической культуры и спорта: Ежегодник. Вып. I: Спорт, культура, воспитание – М.: 1988. -С. 88-89.

Фролькис В.В. Старение и увеличение продолжительности жизни. - Л. 1988. -С. 201-204.

Хамаганова Т.Г., Крылов Д.Н., Даниленко О.В. Проблемы профилактики нарушений психического здоровья школьников - 2000 - №1 -С. 71-73.

Царик А.В. О культуре физической и духовной. - М„ 1989

Шенкман С. Найди 30 минут//Физкультура и спорт - 1985 - № 1. -С. 18-20.

Ямпольская Ю.А. Физическое развитие школьников Москвы в по­следнее десятилетие. - Гигиена и санитария. - 2000. - № 1. - С. 65-68.

 
Copyright © 2006