8. Механизм оздоровительного действия мышечных нагрузок
Достижение оздоровительного эффекта любых
видов двигательной активности на основе позитивных мотиваций предполагает
действия, совершаемые в течение длительного периода.
Произвольная двигательная деятельность
человека совершенствуйся в результате неоднократного повторения движений, в
силу чего произвольное движение становится привычным, появляется автоматам
движений - динамический стереотип. Автоматизм в выполнении двигательных актов
является признаком двигательного навыка, способствует экономичному расходованию
энергетических ресурсов.
Возникновение автоматизма в процессе занятий
физическими упражнениями обусловлен выработкой у человека условного рефлекса, в
силу которого на выполнение упражнений не требуется волевого контроля и высшие
отделы ЦНС переключаются на выполнение более сложных двигательных задач. Чтобы в
ЦНС условные связи не угасли, их надо подкреплять, упрочивать. Это достигается
систематичностью действий, путем тренировок. Основу тренировочного эффекта, его
механизм определяет фундаментальное свойство всего живого - способность к
адаптации.
Адаптация - это естественный инструмент
управления развитием двигательной функции.
Адаптация характеризуется такими
приспособительными изменениями, которые возникают под влиянием регулярно
повторяющихся внешних воздействий. Приобретенные в результате адаптации свойства
носят устойчивый характер и проявляются морфологическими и функциональными
преобразованиями на клеточном уровне и в деятельности различных систем организма
и их взаимодействии, что существенно повышает уровень их возможностей в
выполнении большего объема и более сложной работы. Другими словами, с позиции
теории адаптации структурное состояние организма зависит от его физической
активности, а функциональное состояние биологических систем определяется их
постоянной работой. Известно, что биологические системы обладают неограниченной
способностью приспосабливаться. Поэтому соответствующей тренировкой можно
реализовать скрытые резервы организма.
Предполагается, что каждый орган, каждая
система имеют свой потенциал, свой запас прочности. Количество всех резервов
организма и определяет истинное состояние здоровья человека.
Понятие «количество здоровья» впервые ввел
академик Н.М. Амосов
в 70-х годах прошлого века. В соответствии с его концепцией
двигательная активность улучшает качественные показатели каждого органа, которые
измеряются в определенных величинах - миллилитрах, сантиметрах,
граммах и т.д. Последние являются количественной характеристикой функции органа.
Так, опытные данные показывают, что несколько месяцев тренировки повышают у лиц
среднего возраста функцию дыхательной системы, которая проявляется в увеличении
ЖЕЛ на 8-12 мл/кг. Феномен этого явления состоит в том, что при помощи
систематической тренировки достигается увеличение мощности и КПД мышц тела.
Благодаря развитию работающих мышц (увеличению их объема и силы) происходят
стойкие изменения со стороны сердечно-сосудистой (пульс в покое более редкий,
систолический и минутный объем крови больше, кислородная емкость крови
повышается и др.) и дыхательной (редкая частота дыхания в покое,
сопровождающаяся углубленным дыханием, за счет чего вентиляция легких не
уменьшается, а ЖЕЛ выше) и других систем. В таблице приведены некоторые
параметры кардио-респираторной системы до и после тренировок.
Показатели сердечно-сосудистой системы
дыхательной |
|
частота пульса |
систолический объем в
мл |
минутный объем в л |
частота дыхания |
легочная вентиляция в л |
До тренировки |
77 |
62 |
4,8 |
8-10 |
6-7 |
После
тренировки |
55 |
103 |
5,65 |
16-20 |
60-70 |
Данные свидетельствуют об увеличении
количества резервов с помощью нагрузочных физических тренировок.
Добиться увеличения количественных показателей
здоровья позволяют занятия любыми видами физической культуры. Обобщенное
понятие «Физическая культура и спорт» обозначает достигнутый обществом уровень
развития, его культурное богатство и наследие, обозначает процесс возникновения
культуры, ее осознание и сохранение. В более конкретном смысле под «физической
культурой» понимают совокупность всех присущих обществу целей, задач, средств,
форм, мероприятий, способствующих физическому развитию и совершенствованию людей.
Сюда входят физические упражнения, физическое воспитание, спорт и др. Физические
упражнения являются главным средством физического воспитания, обучения и
физической культуры.
Физическое воспитание - планомерный процесс
физической подготовки юного поколения и взрослых, неотъемлемая часть общего
процесса обучения и воспитания.
Слово «спорт» в переводе со старофранцузского
«de sporte» означает развлечение, увеселение, забавы. В настоящее время это
содержание утрачено. Сегодня понятие «спорт» отражает стремление к достижению
физических результатов в соревнованиях и состязаниях различного вида. Спортивная
тренировка - это управляемый процесс, цель которого состоит в том, чтобы
посредством планомерного и систематического воздействия на организм
занимающегося подвести его в нужное время к состоянию наилучшей готовности «спортивной
формы» (В.В. Петровский, 1978).
Массовый спорт и физическая культура
предполагают оздоровление и укрепление здоровья. Соблюдение необходимых
требований при занятиях спортом и физкультурой (частота 2-3 раза в неделю,
продолжительность 45-60 минут, высокая интенсивность) способствуют достижению
оздоровительного эффекта.
Физическая культура нашла применение и в
лечебной практике. Лечебная физкультура предполагает лечение людей с различными
заболеваниями определенными комплексами физических упражнений, направленных на
восстановление нарушенных функций.
|