5. Образ жизни в аспекте
двигательной активности
«Гигиенический портрет» индивида
характеризует его здоровье, культуру, социальную активность.
В рамках изучения образа жизни
исследователи уделяют внимание и двигательной активности как одному из его
элементов.
Исследования, проведенные в середине
80-х годов в разных регионах страны на большом контингенте взрослого населения,
выявили достаточно низкий уровень физической культуры. Ее значение для здоровья
было известно небольшой части населения.
Суточный объем двигательной
активности, определяемый по комплексу физических нагрузок - количеству часов,
проведенных сидя и затраченных на ходьбу, занятиям физкультурой и спортом,
выполнению утренней и производственной гимнастики, активному отдыху в свободное
время - свидетельствует о широком распространении гипокинезии (малоподвижного
образа жизни) среди населения. Ежедневно в течение дня 53,6% людей в течение дня
проводили сидя 5-8 часов, 21,2% - 3-4 часа; 25,2% - 1-2 часа. Физкультура и
спорт как форма двигательной активности практиковалась у небольшого процента
населения (от 5,3 до 13,6%), среди которых преобладали лица с хорошим здоровьем
и молодые люди до 30 лет (43,5%). Утреннюю гимнастику выполняли регулярно 11,7%,
нерегулярно 36,5% респондентов. С ухудшением здоровья число лиц, увеличивавших
двигательную нагрузку, возрастало. Поведение людей в свободное от работы время
также характеризовалось несоответствием здоровому образу жизни. Пассивный отдых
предпочитали 59,6-62,0% лиц всех возрастных групп и без различия по состоянию
здоровья.
Многочисленные исследования,
посвященные проблемам детей, подростков и молодежи, создают картину вопиющих
нарушений физиологических потребностей в их двигательном режиме.
В середине 80-х годов 70% учащихся
средней школы и старшеклассники имели физическую нагрузку только на уроках
физкультуры и режиме школьного расписания.
Масштабное социологическое
исследование «Образ жизни и здоровье», проведенное в 1989 году в рамках
программы «Общественное мнение» в 18 городах России с целью изучения поведения
учащейся молодежи (1815 человек: студенты вузов, техникумов, учащиеся ПТУ, школ)
позволило выявить общие тенденции в образе жизни, свойственные молодежи конца
80-х годов. Было установлено, что физическая культура, как форма
жизнедеятельности, как элемент общей культуры достояние немногих молодых людей.
Физическая активность в объема 10-12 часов в неделю была лишь у 17% учащихся.
Из различных видов двигательной активности наименее престижна утренняя
гимнастика: ее выполняли регулярно 7% молодых людей, не регулярно -14%. Занятия
в спортивных секциях (25%) и в группах здоровья также пыли не популярны.
Предпочтительны самостоятельные занятия физическими упражнениями (38%),
регламентируемые по своему усмотрению, возможностям и состоянию здоровья. Даже
ежедневные пешие прогулки на свежем воздухе практиковались в 65% случаев, а в
выходные дни - в 12%. Преобладающая форма поведения — малоподвижный образ жизни,
характерный для учащихся всех категорий учебных заведений. Отсутствие недельной
физической нагрузки выявлено у 31% респондентов (31% - у школьников, 36% -
учащихся ПТУ, 31% - студентов техникумов и 28% - студентов вузов). Характерно,
чем выше ранг учебного заведения, тем в большей степени выражена гипокинезия:
46% среди учащихся ПТУ, 51% и 57% - у студентов техникумов и вузов. На рубеже
нового столетия тенденция гипокинезии не только сохранилась, но даже
усугубилась. По комплексу разных видов физических нагрузок только у 14,7%
старшеклассников двигательный режим соответствует возрастным потребностям.
Отсутствие регулярной двигательной нагрузки свойственно 25% школьников.
Анализ образа жизни учащихся в
аспекте физической культуры позволяет констатировать, что в последние два
десятилетия значительно выражены явления гипокинезии, которые нарастают по мере
взросления школьников. Аналогичная тенденция характерна для студентов вузов.
В системе видов деятельности
студентов физическая культура занимает одно из последних мест. По сумме всех
видов двигательной активности (выполнение утренней гимнастики - 6,2%, занятия в
спортивных секциях -29,2%, самостоятельные занятия — 39,8%) недельную физическую
нагрузку в объеме 10-12 часов имеют 6,8%, а в объеме 6-8 часов - 18,3%
первокурсников. Отсутствие физической нагрузки характерно для 12,5% студентов,
дефицит двигательной деятельности испытывают 62,5% первокурсников.
Двигательная активность студентов с
3 курса и до окончания вуза снижается до 91%. 2/3 студентов-выпускников
исключают физическую культуру из сферы деятельности в свободное время. Среди
студентов-педагогов этот показатель еще выше -81,3%. Даже у студентов будущих
учителей физической культуры двигательная активность не выходит за регламент
обязательных занятий.
Таким образом, показатель приобщения
разных групп населения к занятиям физической культурой низкий (10-15%).
Наиболее объективным показателем
приобщения к физической культуре и спорту является время, затраченное на занятия
физическими упражнениями. В реальных условиях бытия для большинства работающего
населения и учащихся для компенсации «двигательного голода» суммарный показатель
физических нагрузок должен находиться в пределах физиологических норм - 8-12 (не
менее 6) часов в неделю. Фактически оптимальный режим нагрузок не достигается
86% занимающимися физической культурой. 6-8 часов уделяют внимание физкультуре
6,3% рабочих; 8,7% - ИТР; 10,7% - интеллигенция; 4% -пенсионеры; учащиеся и
студенты - 16,8%, школьники 9-11 классов -6%. Временные затраты на физические
нагрузки для большинства населения не достигают даже недельного минимума (6
часов).
Из бюджета свободного времени лишь
3% используется взрослым населением на физическую культуру, т.е. 5-8 минут из 4
часов ежедневного свободного времени.
Для погашения двигательного голода
средствами физической культуры недостаточно используется населением свободное
время в выходные дни и отпускной период. Только 10-16,3% студентов и 10%
взрослого населения используют свободное время для активного отдыха.
Отношение населения к физической
культуре согласуется с их вне-профессиональными интересами. В структуре
интересов досуговой деятельности физическая культура занимает 7-13 позиции из
12-20 видов деятельности в свободное время среди различных возрастных и
профессиональных групп населения различных регионов. У студентов сохраняется
негативная тенденция к физической культуре как оздоровительному мероприятию и
активному отдыху в свободное время, отдавая ей 10 место из 27 видов досуговой
деятельности.
Следовательно, определяющим
аргументом негативного отношения населения к стимуляции двигательной активности
является отсутствие к ней интереса.
|