3. Двигательная нагрузка - основа физического развития детей
Движения появляются до момента
рождения ребенка, но слаженными и последовательными они становятся постепенно.
Темпы формирования органов и систем, а также обменных процессов определяются
особенностями работы и состояния скелетной мускулатуры, а, следовательно, уровнем двигательной активности.
Исследователь И.А. Аршавский,
разрабатывая теорию индивидуального развития ребенка, выявил закономерность: в
соответствии с законами природы энергетическая целостность организма находится
в прямой зависимости от функционирования скелетных мышц. В ответ на физические
нагрузки у ребенка происходит не столько увеличение массы мышц, сколько рост
структурно-энергетических потенциалов всего организма, которые впоследствии
ведут к увеличению всех функциональных возможностей. Таким образом, раннее
физическое развитие ребенка определяет его функциональные возможности в будущем.
Двигательная активность детей
младшего возраста является бессознательным самопроизвольным актом,
обеспечивающим физическое развитие.
В школьном периоде жизни
двигательная активность в течение года ниже биологической потребности в связи с
высокой учебной нагрузкой. В свободное от учебы время дефицит движений не
компенсируется прогулками, подвижными играми, а суммируется с пассивным
проведением времени за телевизором, компьютером. Физиологический смысл
бездействия заключается в том, что в условиях гипокинезии резко уменьшается
поток импульсов, идущих от периферии (мышц, суставов) к коре головного мозга,
который снижает ее тонус, нарушает обмен веществ в организме. Вследствие
пониженного тонуса ЦНС уменьшается поток импульсов к периферии и снижается
потребность в движениях. Создается замкнутый круг, в котором снижение числа
движений ниже биологической нормы приводит к глубинным изменениям в организме.
Такие изменения являются патогномочным признаком, характеризующим как снижение
общей резистентности организма к воздействию факторов внешней среды, так и
дистрофические изменения в мышцах, и снижение их функции. Поэтому достаточная и
полноценная двигательная активность школьников всех возрастных групп
способствует их гармоничному развитию.
Длительная статическая нагрузка
неблагоприятно отражается на состоянии опорно-двигательного аппарата, что
проявляется в нарушении осанки. Уже в 3-4 классе 35-50% школьников имеют
неправильную осанку. У старшеклассников этот процент еще выше. Формирование
неправильной осанки обусловлено отсутствием общего достаточного развития
мышечной системы, неправильным развитием мышц спины, живота, бедер и изменением
тяги, определяющей вертикальное положение позвоночника. В большинстве случаев
нарушения осанки носят функциональный характер и могут быть исправлены при
активном двигательном режиме. Физическая культура, как органический компонент
жизни, рациональный двигательный режим оказывают благоприятное влияние на
состояние осанки. Умение правильно держать тело делает фигуру стройной, красивой,
а внутренние органы находятся в правильном положении и работают без напряжения.
Несмотря на то, что каждая система
организма развивается по своим закономерностям, процесс роста и развития всего
организма является целостным. Наиболее неблагоприятные тенденции наблюдаются у
детей с недостаточно совершенной костно-мышечной системой. Окостенение
позвоночника заканчивается к 21-23 годам. Форма и кривизна позвоночника зависят
от степени развитости мышц спины и других мышечных групп тела. Ослабление мышц
тела способствует появлению патологических искривлений позвоночника, влекущих
различные отклонения внутренних органов.
Двигательная активность ребенка
интенсифицирует процесс роста мышечных волокон и увеличения их диаметра. Эти
процессы с разной степенью интенсивности в отдельных группах мышц протекают до
25 лет. У новорожденного мышечная масса составляет 23% от веса тела, и 7 лет -
27%, в 14-15 лет - 32%, к 17-18 годам она достигает величины взрослого человека
- 44%.
Характерны и функциональные
изменения: в 10 лет сила кисти у мальчиков равна 16 кг, у девочек- 12,5 кг; в 15
лет у мальчиков - 35 кг, у девочек - 28 кг. При недостатке движений мышцы
школьников слабые и дряблые, показатели силы и выносливости не достигают
возрастной нормы.
Двигательная активность ребенка и
развитие костно-мышечной системы связаны с состоянием сердечно-сосудистой и
дыхательной систем. Эти системы на протяжении детского, подросткового и
юношеского периодов изменяются качественно и количественно. Так, в 7-12 лет
интенсивно растут мышечные волокна сердца; этот процесс заканчивается к 28-30
годам. Наиболее интенсивный рост сердца происходит в период полового
созревания. Масса сердца новорожденных равна 21 г, к концу первого года жизни
она достигает 50 г, в 10 лет - 85,4 г, к 20 годам - 189 г, в 20-50 лет - 244 г,
в 50-70 лет - 320 г. Увеличивается ударный объем сердца. Одновременно
увеличивается сосудистая система - длина и просвет сосудов, что связано с
частотой сердечных сокращений и величиной артериального давления. Частота
сердечных сокращений с возрастом резко уменьшается (от 140 ударов в минуту у
новорожденного до 72 у взрослого), а артериальное давление - увеличивается.
Продолжительная учебная работа на
фоне гипокинезии нарушает тонус кровеносных сосудов, провоцируя гипо- и
гипертонические состояния.
Характер дыхательных движений, их
частота и глубина определяют качество воздухообмена, уровень содержания
кислорода в крови и состояние газообмена между кровью и тканями. Достаточное
количество движений вызывает углубленное и полноценное дыхание, в соответствии с
которыми увеличивается жизненная емкость легких (ЖЕЛ). Наибольшее увеличение тел
отмечается в возрасте 14-17 лет, когда она достигает 2500-3000 см. кв. У детей и
подростков, занимающихся физкультурой, проводящих достаточное время на воздухе,
дыхательная система развита лучше по сравнению со сверстниками, пренебрегающими
такими занятиями.
Чувствительные клетки двигательного
анализатора обладают ассоциативными связями с клетками других анализаторов и
отделов головного мозга. Развитие движений способствует развитию как самого
двигательного анализатора, так и всех отделов головного мозга.
Ослабление двигательной активности,
дефицит движений современного школьника неизбежно отражается на функциональных
свойствах зрительно-мозгового аппарата. Формируется близорукость
преимущественно у подростков с недостаточным физическим развитием, органы
зрения у которых отличаются слабостью аккомодационной мышцы, регулирующей
кривизну хрусталика глаза. Имеет значение и неправильная осанка. Комплекс
общеукрепляющих упражнений, включающий корригирующие упражнения для укрепления
мышц спины и шеи, в сочетании с упражнениями для глаз являются мерой
профилактики близорукости и ее прогрессирования.
Физический потенциал человека в
основном формируется в первые два десятилетия. Перспективным путем надежного
обеспечения нужного уровня физического здоровья людей является
совершенствование системы физического воспитания детей и молодежи. Физической
культурой школьники должны заниматься регулярно, ее следует правильно сочетать
с общим распорядком дня, учебными и домашними нагрузками.
Школьное физическое воспитание по
своим методам и средствам предполагает разностороннее развитие физических
способностей и укрепление здоровья учащихся. Но школьный урок не обеспечивает
тренировочный эффект. Последний может быть достигнут двигательной активностью в
любых формах, и в том числе занятиями физической культурой в свободное время.
В приобщении детей к физической
культуре велика роль семьи. Привлечение к физической культуре должно
базироваться на личном примере родителей и без нажима, а занятия проходить в
игровой форме без напряжения и конкуренции. Стремление быть красивым, ловким,
гибким, атлетически сложенным - один из важных критериев приобщения к
физкультуре. Эффект физических упражнений школьников должен измеряться не
столько спортивными успехами, рекордами, сколько показателями их физической и
физиологической зрелости, уровнем закалки, степенью резистентности организма к
заболеваниям, осознанием обязательности здорового образа жизни как непременного
элемента личной культуры, овладением теоретических аспектов физкультурного
образ
|