Навигация

 

 

Главная
Карта сайта
 

 

 

 

 

Закон обязателен для всех Версия для печати Отправить на e-mail

   Под юридической ответственностью понимаются формы государственного принуждения к исполнению требований законов и других  подзаконных правовых актов. Она характеризуется обсуждением  правонарушителя и наступлением для его неблагоприятных последствий(юридических  санкций).

      В Вооруженных Силах в силу особой  исключительности  выполняемых ими задач юридическая ответственность воинов приобретает  специфические условия, определяемые условиями военной службы. Так, в статье 1 Закона "О статусе военнослужащих" записано, что особенности  правового статуса военнослужащих в обществе, а следовательно, и их юридической ответственности определяются возложенными на них обязанностями по вооруженной защите государства, связанных с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в  том числе с риском для жизни.

     Каковы же особенности юридической ответственности  военнослужащих?

      К ним можно отнести:

     - более широкий круг, чем у гражданских лиц, состава правонарушений, за совершение которых она наступает,

     - более строгая ответственность воинов за совершение  аналогичных с гражданскими лицами преступлений и проступков,

     - наличие специальных полномочий у  командиров (начальников)  по привлечению подчиненных  к  юридической  ответственность (право  на арест, применение оружия),

     - наличие специальных условий для реализации этих полномочий,

     - специфический  характер  мер  ответственности, применяемых   к военным ( снижение в воинском звании, предупреждение о неполном  служебном соответствии и т.д.).

     Виды юридической ответственности определены законом " О  статусе военнослужащих" и записаны в Уставе внутренней  службы  Вооруженных Сил РФ ( ст.24-28).

 Виды юридической ответственности

  Дисциплинарная,  Административная,  Гражданско-правовая,  Материальная, Уголовная.

     Дисциплинарную ответственность военнослужащие несут за проступки связанные с нарушением воинской дисциплины, норм морали  и  воинской чести. Эта ответственность реализуется властью  командира  (начальника) на  основании  и  в  порядке, установленном  дисциплинарным Уставом ВС. Отметим, что Уставом определены следующие основные  принципы ее применения: ни один нарушитель не должен уйти от ответственности, но и ни один не виновный не должен быть наказан, при  наказании воина не допустимо ущемление его  чести  и  достоинства,  каждый военнослужащий должен быть уверен в охране его прав и законных интересов.

     Следует признать, что на практике эти принципы подчас нарушаются, так, командир одной  части  Смоленского  гарнизона  подполковник И.Назаров применил одновременно к трем солдатам  одинаковые  взыскания в виде ареста с содержанием на гауптвахте сроком на 5 суток " за неудовлетворительное несение службы в  гарнизонном  патруле".  Хотя, как установила прокурорская проверка, эти воины не допустили  грубого нарушения воинской дисциплины.  По  протесту  военного  прокурора гарнизона приказ командира части был отменен. А вот еще пример. Командиром одной из частей Московского гарнизона полковником Н.Соколовым два сержанта- командиры отделений были снижены в  воинском  звании на одну ступень " за опоздание на развод". В  ходе  прокурорской проверки выяснилось, что это опоздание не по вине сержантов, а из-за сбоя движения городского транспорта. И в том, и в другом  случае  командиры нарушили требование о том, что налагаемое  взыскание  должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины воина.

     Основанием административной ответственности военнослужащих  является не дисциплинарный проступок, а административное  правонарушение. Последнее же квалифицируется  не  командиром  (начальником),  а уполномоченным государственным органом, например,  органов  внутренних дел, административной комиссией.

     Привлечение воинов к административной  ответственности  осуществляется на основании ст.26 п.3 Закона "О статусе военнослужащих"  и Кодекса РФ об административных правонарушениях. За  административные проступки воины несут ответственность, как правило, по  Дисциплинарному уставу ВС РФ. Исключение составляет нарушение правил  дорожного движения, охоты, рыболовства, охраны рыбных запасов, таможенных правил и контрабанда, за которые военнослужащие отвечают  на  общих  со всеми гражданами основаниях. Однако и в этих случаях к ним не  могут быть применены такие меры административного воздействия, как  штраф, лишение водительских прав, исправительные работы и  административный арест.

     Встречаются еще случаи, когда командиры  (начальники)  превышают свои полномочия. Приведем конкретный пример. Командир автобазы майор Д.Никитин за совершенное  водителем  рядовым  Н.Авдеевым  превышение скорости изъял у него водительское удостоверение, хотя делать это не имел права.

     Гражданско-правовая ответственность наступает у  военнослужащих на общих основаниях с другими гражданами:  за  нарушение  договорных обязательств, за причинение вреда личности или имуществу гражданина, организации и т.д. Главное  содержание  этого  вида  ответственности заключается в возмещении имущественного ущерба. Обязанностями  такого возмещения являются: его возможная добровольность,  необходимость обращения потерпевшего за возмещение к  нарушителю, предоставление  в некоторых случаях потерпевшему право применения санкций к причинителю ущерба, полное возмещение причиненного ущерба и др. Вопросы  гражданско-правовой ответственности граждан, в том числе  военнослужащих решаются судом.

     Материальная ответственность военнослужащих  это  установленное законом обязанность возмещения в денежной форме полностью  или  частично причиненного государству ущерба.

     Основания для  материальной ответственности 

     Что же следует понимать под материальным ущербом? Он связывается только с реальным уменьшением стоимости или  полезности  тех  или иных ценностей, с полной или частичной утратой их  пригодности.  При этом не допустимо включение в него косвенных убытков (упущенной  выгоды, не полученных доходов и др.).  Здесь  уместно  привести  такой пример. В одной  из  воинских  частей  приказом  командира  к  материальной ответственности в размере 420 тысяч  рублей  был  привлечен рядовой А.Мамонтов " за ущерб, определенный стоимостью  расходов, затраченных на эксплуатацию техники, выделенной для его розыска".  Военным прокурором этот приказ, естественно, был опротестован как  незаконный.

     При обнаружении материального ущерба части ее  командир  обязан назначить административное расследование к которому наряду с др. материалами должно быть приложено письменное объяснение виновного.  По результатам расследований издается приказ о денежном взыскании с него.

     Уголовная ответственность - наиболее суровая и крайняя мера государственного принуждения. Она наступает за  совершение  преступления. Перечень их строго ограничен законом.

     Преступлением признается общественно-опасное  деяние  (действие или  бездействие), посягающее  на  общественный  и    государственный строй, политическую и экономическую систему, собственность, личность, политические, трудовые, имущественные и др. права граждан,  а  также на правопорядок.

     Уголовная ответственность военнослужащих состоит из ответственности за общие уголовные преступления и ответственности за  воинские преступления. Последние  по  статистике,  составляют  половину  всех преступлений, совершаемых в армии и флоте.

     Воинские преступления- это преступления  против  установленного порядка несения воинской службы, совершенные военнослужащими, а также гражданами во время нахождения ими на военных сборах.

     Закон определяет основные признаки каждого вида воинских  преступлений и устанавливает вид и размеры наказаний, назначаемых виновным. К числу наиболее распространенных преступлений  относятся  различные виды уклонений от военной службы (самовольные отлучки, самовольное оставление части, дезертирство, членовредительство).  Значительным пока остается удельный вес преступлений, совершаемых на почве неуставных взаимоотношений между воинами.

     Военнослужащий считается привлеченным к  уголовной  ответственности с момента вынесения постановления о привлечении его в  качестве обвиняемого. Уголовная ответственность включает в себя также и отбытие назначенного судом наказания осужденным, и действие в  отношении него негативных последствий, связанных с судимостью.

     Знание и точное соблюдение всеми  военнослужащими  действующего законодательства о юридической ответственности служат  как  укреплению законности, правопорядка и воинской дисциплины в армии и на флоте, так и предупреждению возможных фактов обоснованного  привлечения воинов к различным видам такой ответственности.

     Профилактика воинских правонарушений - это система мер  по  укреплению и нейтрализации причин и условий, способствующих их  совершению Различие между причиной и условием состоит в том, причины - это факторы, которые формируют негативные свойства личности и приводят к совершению преступления. К  ним  относятся  неблагоприятные  условия нравственного формирования юноши в семье, учебных заведениях, в  армии. Условия это негативные факторы, находящиеся в не личности  правонарушителя и используемые им для достижения желаемого результата.

     Стержнем для профилактической работы в войсках выступает укрепление воинской дисциплины, поскольку с ней связан воинский  порядок. Следует подчеркнуть, что профилактика правонарушений - не  самоцель. Она осуществляется в органической взаимосвязи с  задачей  укрепления боевой готовности личного состава, подразделения, части.

     Предупреждение правонарушений -  это  не  разовое  мероприятие, проводимое по случаю какого-либо чрезвычайного происшествия, а  постоянная работа, пронизывающая все сферы военной службы.  В  соответствии с положениями общевоинских уставов ВС РФ предупреждение  правонарушений входит в число основных служебных обязанностей  командиров и начальников всех степеней.  Организация  этой  работы  требует соответствующей компетенции, четкого представления о системе  профилактической деятельности и требований, предъявляемых к ней.

     Предупреждением правонарушений призваны заниматься  практически все структурные подразделения ВС, их органы управления, все должностные лица в пределах своих функций и прав. Но отвечает  за  состояние предупредительной работы среди военнослужащих их  непосредственный начальник. А если его собственных усилий оказывается  недостаточно, то он обязан обратиться к вышестоящим командирам с  предложением о проведении профилактических мероприятий.

     Особая роль в этой работе  принадлежит  сержантам (старшинам), поскольку именно они близки  к  подчиненным  и  постоянно  находятся вместе с ними.

     Основные направления деятельности командиров, в том числе  сержантов по предупреждению правонарушений  среди  подчиненных  определяются рядом статей Устава внутренней службы и Дисциплинарного устава ВС. Это:

     - поддержание  крепкой  воинской  дисциплины  и  высокого   морально-психологического состояния подчиненных (ст.76 УВС);

     - принятие мер по предупреждению их гибели и травматизма (ст.77 УВС);

     - обеспечение  твердого  внутреннего  порядка  в  подразделении (ст.78 УВС);

     - проведение личных бесед со своими  подчиненными,  знание  морально-психологического состояния каждого (ст. 81 УВС);

     - организация материального и медицинского обеспечения  личного состава (ст.78 УВС);

     - поддержание уставных правил взаимоотношений между подчиненными, сплочение воинского коллектива, укрепления дружбы между военнослужащими различных национальностей (ст. 6 ДУ);

     - немедленное устранение выявленных  нарушений  правил  несения службы (ст. 9 ДУ);

     - воспитание подчиненных в духе неуклонного выполнения требований воинской дисциплины и высокой исполнительности, создание  нетерпимого отношения к нарушителям воинской дисциплины, особенно  уставных правил взаимоотношений между военнослужащими ( ст. 6 ДУ);

     - систематический анализ состояния воинской  дисциплины  и  морально-психологического  состояния  подчиненных,  своевременных    и объективный доклад о них вышестоящему командованию (ст.6 ДУ );

     - полное использование своей дисциплинарной власти в целях  наведения порядка (ст. 8 ДУ).

     Проводя работу по предупреждению правонарушений каждый  сержант (старшина) должен помнить требования статьи 8 ДУ  о  том,  что  деятельность командира по поддержанию воинской  дисциплины  оценивается не по количеству правонарушений подчиненных, а по  точному  соблюдению им законов и воинских уставов, полному использованию своей  дисциплинарной власти и выполнению своих обязанностей в  целях  наведения порядка и своевременного предупреждения правонарушений  воинской дисциплины. При этом, устав определяет, что уважение  личности,  национального достоинства, забота о социальной и правовой  защищенности воинов - важнейшая обязанность любого командира  (начальника).  А если он допустит сокрытие нарушения дисциплины, то и сам привлекается к ответственности.

 
Copyright © 2006