Список форумов Армия России  |  На службе Отечеству Армия России | На службе Отечеству
На главную страницу сайта


 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Военный плакат сражается

зарегистрированных: 0, скрытых: 0 и гостей: 0
Зарегистрированные пользователи: Нет
новая тема ответить    Список форумов Армия России | На службе Отечеству -> Великая​ Отечественная война 1941-1945 гг. ​
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
комиссар

Moderator


Возраст: 64
Зарегистрирован: 23.10.2006
Сообщения: 3271
Откуда: Воронеж

СообщениеДобавлено: Вт Окт 19, 2010 06:28    Заголовок сообщения: Военный плакат сражается цитировать

Военный плакат:
http://pamyiat.narod.ru/plakat2.htm


Глазами плаката на войну
Дина Крымская
Военные песни и парады, ордена и красные гвоздики, города во флагах и георгиевских ленточках... Кино о войне, поэзия и повести, живопись и графика (от беглых фронтовых зарисовок до плаката), скульптура... Они вписывали в историю события и героев, протягивали нить от того настоящего к сегодняшнему будущему.
Плакат реагировал на происходившее одним из первых, непосредственно и эмоционально. Сегодня из тех плакатов можно составить свою историю войны - субъективную, но яркую.

Военный плакат - словно стрелок: он безошибочно бьет своим видом и своим словом прямо в цель. Так, уже 24 июня 1941-го появилась острая реакция КуКрыНикСов на случившееся - их первый знаменитый военный плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» Статный красноармеец бьет штыком жалкого Гитлера со скрюченными пальцами, высунувшегося из порванного договора о ненападении и из-под маски лицемерной дружелюбности. В самом начале войны родился и знаменитый призыв Ираклия Тоидзе «Родина-мать зовет!» Всего три цвета - красный, черный, белый. Это почти светофор: предельно простое устройство заставляет себе всех подчиняться. Лаконизм силуэта и скупая выразительность очень убедительны: почти физически слышишь голос и ощущаешь тяжесть натруженной руки. А между тем, по словам самого Ираклия Тоидзе, ставший культовым образ возник случайно: сидя 24 июня в мастерской, художник увидел ужас на лице вбежавшей с криком «Война!» жены - и начал делать наброски. С другой стороны, по воспоминаниям сына Тоидзе, отец любил поэзию Андрея Белого, у которого есть такие слова: «Позволь же, о родина-мать, / В сырое, пустое раздолье, / В раздолье твое прорыдать...». С позиций художественных, этот плакат замечательно продолжает линию военно-революционного искусства, начиная с картины Делакруа «Свобода, ведущая народ. 28 июля 1830 года» (1830) и до плаката Дмитрия Моора «Ты записался добровольцем?» (1920) (вариант которого Моор сделал также и в 1941-м под названием «Ты чем помог фронту?»). Надо сказать, что патетика такой схемы изображения (от которой не отвернешься и не отвертишься - потому что обращена она прямо к тебе) прижилась - в 43-м, например, ее повторит Леонид Голованов в своей работе «Мой папа - герой! А ты?»

Все это дает повод задуматься о способах выразительности военного плаката. Четкие контуры - как ясная, твердая речь - а недосказанность в таком случае и недопустима. Затем, поскольку плакат - искусство разговаривающее, - огромное значение жестов. Порыв вытянутых рук, кажется, обращен лично к каждому смотрящему и направлен на ответную реакцию - сочувствие, помощь и вера. Немного красок (тем «слышнее» каждая - ведь нет «нерешительных» оттенков-недомолвок), немного фигур, немного слов - коротко и по делу.

Есть несколько основных этапов развития военного плаката как зеркала времени (пусть субъективного, но являющегося неотъемлемым знаком своей эпохи). Во-первых, плакаты, направленные на укрепление боевого духа солдат на начальном этапе войны. Например, названные произведения КуКрыНикСов и Тоидзе или «Отстоим Москву!» Николая Жукова и Виктора Климашина (1941). За воином Кремль - вечный символ Москвы и всей России. Кроме того, параллельно распространялись плакаты агитационные, которые призывали увеличить производство для обеспечения армии танками, пулеметами и прочим снаряжением («Давайте побольше танков, противотанковых ружей и орудий, самолетов, пушек, минометов, снарядов, пулеметов, винтовок!» Лазаря Лисицкого 1941 года).

Затем, плакаты, изображающие детей с матерями - с призывом спасти. Один из очень страшных примеров - «Воин Красной Армии, спаси!» Виктора Корецкого (1942). Прильнувшие друг другу, сжавшиеся в одно целое мать и сын перед окровавленным фашистским оружием. В глазах ребенка ужас, во взгляде матери - ненависть. Другой пример все того же тяжелого 42-го - «Боец Красной Армии! Ты не дашь любимую на позор и бесчестье гитлеровским солдатам!» Федора Антонова. Или «Освободи!» КуКрыНикСов, изображающий связанных и впряженных в телегу, понукаемых врагом, женщину с ребенком и старика. Если в первом случае плакат обращался к образу страны в целом, то теперь - на более интимном уровне - к семье, к ждущим помощи людям, при виде которых каждый вспоминал своих родных.

А с переломом в войне распространяются вселяющие уверенность в победе изображения - например, работа Виктора Иванова «Пьем воду родного Днепра, будем пить из Прута, Немана и Буга! Очистим советскую землю от фашистской нечисти!» (1943). Или не менее знаменитые плакаты Леонида Голованова «Дойдем до Берлина!» и «Красной армии - слава!» (1944-го и уже 1946-го годов соответственно). С одним и тем же героем-солдатом в обоих случаях, только в последнем он уже дошел до Берлина (о чем свидетельствуют надписи на стене и «цитирование» первого плаката), уже награжден орденами.

Плакат сам по себе звучит громко. Когда речь о военном плакате - громко вдвойне, потому что он кричит (иногда почти буквально). Он обращается к чувствам - а, может, даже не столько к самим чувствам, сколько к инстинктам, сидящим где-то глубоко, на каком-то первичном уровне сознания. Боевые, трагические, радостные призывы; солдаты, штыки и красный цвет (от крови детей до Красной армии и цвета-сигнала, на который реагируешь всегда)... Все это - видение и язык плаката. Патетичный. Поэтому трудно говорить об этом без пафоса. Но говоря о таких событиях, пафоса скрывать и не стоит.
http://www.taday.ru/text/113468.html


Последний раз редактировалось: комиссар (Пн Фев 07, 2011 19:49), всего редактировалось 2 раз(а)
Вернуться к началу
профиль л.с. www
комиссар

Moderator


Возраст: 64
Зарегистрирован: 23.10.2006
Сообщения: 3271
Откуда: Воронеж

СообщениеДобавлено: Вт Окт 19, 2010 19:41    Заголовок сообщения: цитировать

http://www.davno.ru/posters/

ИСТОРИЯ XX ВЕКА В АГИТАЦИОННОМ ПЛАКАТЕ
Советский плакат появился в годы пролетарской революции; он нес массам призывы Коммунистической партии, звал на борьбу за свободу и справедливость.



Кто не помнит плакат Д.С.Моора "Ты записался добровольцем?". Красноармеец, за плечами которого круто поднимались дымы заводов и фабрик, в упор спрашивал каждого, что он сделал для защиты завоеваний Октября. В годы революции и гражданской войны плакат приобрел важнейшее значение. В эти тяжелые дни выходило мало газет. Очень часто газету заменял плакат. Искусство плаката было доступно широким массам, его образы были понятны каждому, а короткий энергичный текст - лозунг, сопровождавший изображение, - запоминался и призывал к действию. Агитационные плакаты посылались на фронты гражданской войны наравне с патронами и снарядами, их расклеивали на стенах городов отражавших нападение белогвардейских генералов и иностранных интервентов. Внизу на ярком поле плаката обычно помещалась надпись: "Всякий срывающий или заклеивающий этот плакат - делает контрреволюционное дело". Плакат боролся, он был оружием, и его, как оружие, берегли.
Среди первых революционных плакатов выделялись работы Д.С.Моора, Маяковского, М.М.Черемных и В.Н.Дени. Каждый из этих художников своими, только ему присущими средствами и приемами создавал агитационные произведения большой выразительной силы.
Телеграммы, приходившие с фронта, за несколько часов превращались в плакаты - знаменитые "Окна РОСТА". Душой этого дела был Маяковский. Он писал на тексты последних телеграмм стихи и сопровождал их рисунками. Так же активно работал Черемных. За одну ночь создавались и размножались вручную десятки плакатов, а утром на улицах в витринах пустующих магазинов уже висели "Окна РОСТА", в наглядной и остроумной форме рассказывающие о последних новостях.
Замечательный мастер политической карикатуры тех лет Дени принес в советский плакат разящую сатиру. Плакаты, созданные Дени, беспощадно высмеивали капиталистов, политических дельцов и всяческих соглашателей.
Когда в стройках первых пятилеток поднималось величественное здание социализма, на строительных площадках, полях первых колхозов, башнях элеваторов, бетонных массивах Днепрогэса, словом, по всей нашей стране - всюду - можно было встретить агитационный плакат. И если сейчас просматривать плакаты тех лет, покажется, будто листаешь художественную летопись перестройки. Не было ни одного крупного события в жизни советского народа, на которое не отзывался бы плакат.



Уже в первые дни Великой Отечественной войны появился первый военный плакат Тоидзе "Родина-мать зовет!". Бедствия первого периода войны прекрасно переданы в плакате В.Корецкого "Воин Красной Армии, спаси!", изображавшем в пламени пожарищ мать с ребенком на руках, в грудь которой направлен кровавый фашистский штык. Страстью борьбы был наполнен плакат А.Кокорекина "За Родину!", на котором смертельно раненный матрос бросал в гущу врагов противотанковую гранату. Советская Армия остановила, а затем отбросила врага, и когда В. Иванов в плакате "Пьем воду родного Днепра, будем пить из Прута, Немана и Буга" создал прекрасный образ бойца, зачерпнувшего каской священную воду освобожденного Днепра. Наша армия рвала фашистские цепи, опутавшие страны Европы. Вместе с победоносными войсками в освобожденные польские, чешские, венгерские, румынские города входил плакат Д.А.Шмаринова "Красная Армия несет освобождение". А когда победой окончилась Великая Отечественная война, Л.Ф.Голованов изобразил советского воина героя-победителя, простого русского парня на фоне берлинского рейхстага. Как лозунг звучит победная надпись "Дошли!", которую чертит на стенах рейхстага воин Советской Армии, изображенной на плакате.
За время Великой Отечественной войны художники создали тысячи плакатов, которые выпускались миллионными тиражами. Опять начали выходить "Окна", теперь называвшиеся уж не "Окнами РОСТА", а "Окна ТАСС".
В годы войны отчеканился художественный стиль советского плакатного искусства. Наш плакат всегда был лаконичным и выразительным. Его даже издали легко воспринимал быстро идущий человек. На листе плаката обычно помещались одна-две фигуры, их действие подчеркивалось характерным движением. Лучшие плакаты отличались четкостью силуэта центральной группы; применяемые цвета были яркие и в своем сочетании усиливали выразительность изображения. Теперь художники научились внимательней вглядываться в лица людей, предавать их характеры и психологию - это сделало плакат еще более активным и впечатляющим.
После окончания войны основной темой плаката стала борьба за мир, за дружбу между народами. Интересные и остроумные композиции на тему мира наряду с опытнейшим мастером плаката В.Говорковым создали молодые художники Н.Трещенко, О.Савостюк и Б.Успенский.
В послевоенные годы добился выдающихся успехов и советский кинопрокат. Лучшие мастера киноплаката - В.Кононов, М.Хейфиц, Б.Зеленский, И Хазановский и другие - отказались от простого оповещения о выходе того или иного фильма и приступили к углубленному раскрытию в художественных образах идейного содержанию кинокартины. Работы этих художников не раз завоевывали на международных конкурсах ведущие места.
Грандиозная программа семилетнего развития народного хозяйства, намеченная 21 съездом партии, потребовала от агитации в том числе и от плаката, новых усилий. Снова на целинных станах, на гигантских новостройках семилетки появлялись яркие и темпераментные плакаты, побуждающие энтузиазм масс, зовущие трудящихся на выполнение намеченных партией планов.
Советский плакат шагал в ногу со временем. Он создавал образы наших предков, совершающих трудовые подвиги, разоблачал поджигателей войны и сражался за мир во всем мире


Последний раз редактировалось: комиссар (Пт Ноя 19, 2010 20:05), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
профиль л.с. www
комиссар

Moderator


Возраст: 64
Зарегистрирован: 23.10.2006
Сообщения: 3271
Откуда: Воронеж

СообщениеДобавлено: Ср Окт 20, 2010 06:16    Заголовок сообщения: цитировать

Военные плакаты

Основной целью военного плаката во все времена было поднять боевой дух армии, и призвать на поле боевых действий как можно больше людей, способных держать оружие и обороняться. Но вот способы изображения у разных стран были совершенно разными. Чтобы далеко не ходить возьмем, к примеру, советские военные плакаты, так как они наиболее полно отражают специфику данного вида изображений.

Военные плакаты, написанные во время гражданской войны, должны были поднимать в людях чувство ненависти к врагам, настраивать их на физическое уничтожение ненавистных власти людей. Эти плакаты развивали явную классовую ненависть, и что ещё хуже ксенофобию.



После революционных событий военный плакат уступил своё место для плакатов социальной направленности, которые призывали к поднятию общими силами: производства, промышленности, сельского хозяйства.

Но актуальность военного плаката снова проявилась, в связи с началом Великой Отечественной Войны! Фронту требовались новые солдаты, нужно было, как-то поднимать моральный дух советских людей. И тут на помощь пришли плакаты на военную тему.
На каждой картине было изображено обращение к народу, призыв мобилизовать все силы на борьбу с захватчиком. И это действительно приносило свои плоды, так как народ действительно верил в призывы советского правительства, и отдавал последнее на благо Родины.

Плакаты Великой Отечественной Войны передавали весь трагизм, и всю ответственность народа перед своей Родиной. Бытует легенда, что солдат лежащий в окопе под Сталинградом вытащил из кармана маленький буклет, на котором было что-то нарисовано, и с криком за Родину побежал с гранатой на вражеский танк! Говорят, это был карманный прототип плаката. Если это действительно так, то военные агитационные изображения того времени действительно имели достаточное влияние на советских людей, которые пошли на фронт добровольцами или по призыву.



Суть плакатов Великой Отечественной Войны, немного отличалась от революционных, так как в революционных картинах позиционировались интересы самих бунтовщиков, а тут на первый план выходили интересы Отечества.

Военный плакат можно назвать явлением, и притом явлением с большой буквы. В те трудные годы войны лишь крепкий моральный дух советских солдат и офицеров мог защитить народ от немецко-фашистских захватчиков.
Художники пытались максимально чётко и реалистично передать страх и смятение народа перед лицом войны, для того чтобы солдаты преисполнялись долга Родине и могли стоять насмерть перед стенами городов, которые атаковали фашисты.

После окончания войны, плакаты ещё играли свою небольшую роль, но только как показательные изображения победы советских войск, над немецко-фашистскими агрессорами.

Плакаты того военного времени являются не только художественными изображениями, но и истинно историческими документами, в которых запечатлены все тягости и лишения той войны. Поэтому каждый, кто хочет узнать больше о подвиге наших предков, должен обязательно увидеть те самые плакаты, которые так вдохновляли солдат на геройские подвиги.
http://poster-art.ru/plakat/military.php
Вернуться к началу
профиль л.с. www
комиссар

Moderator


Возраст: 64
Зарегистрирован: 23.10.2006
Сообщения: 3271
Откуда: Воронеж

СообщениеДобавлено: Ср Окт 20, 2010 06:22    Заголовок сообщения: цитировать

Кукрыниксы
http://karikaturist.ru/drawers/kukryniksy/

плакаты военных лет
http://1941-1945.at.ua/photo/6

Советские плакаты
http://www.sovietposters.ru/


Последний раз редактировалось: комиссар (Чт Окт 21, 2010 06:11), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
профиль л.с. www
комиссар

Moderator


Возраст: 64
Зарегистрирован: 23.10.2006
Сообщения: 3271
Откуда: Воронеж

СообщениеДобавлено: Ср Окт 20, 2010 06:24    Заголовок сообщения: цитировать

Советские плакаты времен Великой Отечественной войны — наглядные пособия для разъяснения в доступной форме определённого вопроса, например, отношения советской власти к текущим событиям на фронте. Совместно с радио и газетами являлись средствами агитации, воздействующими на сознание и настроение людей с целью побуждения их к политической, трудовой или другой активности.

Военные плакаты различались как по качеству исполнения, так и по форме. Некоторые из них были грубыми карикатурами, в то время как другие были картинами на военную тематику или получившими известность фотографиями, с разъяснением о происходящем или стихотворным комментарием.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Советские_плакаты_времён_Великой_Отечественной_войны
Вернуться к началу
профиль л.с. www
комиссар

Moderator


Возраст: 64
Зарегистрирован: 23.10.2006
Сообщения: 3271
Откуда: Воронеж

СообщениеДобавлено: Ср Окт 20, 2010 06:28    Заголовок сообщения: цитировать

Советские плакаты, разбитые на эпохи
http://sovposters.ru/

Плакаты разных стран
http://oldposter.ru/

Советские плакаты
http://www.sovmusic.ru/p_list.php

Советская Пропаганда
Каталог плакатов СССР 1941-1945
http://soviet-posters.chat.ru/partyzany.htm


Плакаты военного времени являются не только оригинальными художественными произведениями, но и подлинно историческими документами.
http://soviet-posters.chat.ru/text.htm


Последний раз редактировалось: комиссар (Чт Окт 21, 2010 16:48), всего редактировалось 2 раз(а)
Вернуться к началу
профиль л.с. www
комиссар

Moderator


Возраст: 64
Зарегистрирован: 23.10.2006
Сообщения: 3271
Откуда: Воронеж

СообщениеДобавлено: Ср Окт 20, 2010 06:30    Заголовок сообщения: цитировать

Не все золото, что блестит
«...Плакат – это тоже живопись, но живопись, имеющая свои особенности... картина – это пропаганда, а плакат – агитация...»


Автор: Владимир Голубев

«Плакат — это тоже живопись, но живопись, имеющая свои особенности: рисунок должен бросаться в глаза, приковывать к себе внимание. Если позволительно такое сравнение, то я бы сказал, что картина — это пропаганда, а плакат — агитация».

М. И. Калинин, 1943 г.
Не все золото, что блестит — ВОЕННЫЙ пЛАКат!

Вторая мировая война, как эпоха великого экономического и мировоззренческого противостояния, разделившая историю на «до и после», помимо миллионных человеческих потерь, оставила много шрамов и воронок в ландшафте гуманитарной культуры и «машинной» цивилизации. За годы войны были уничтожены огромные материальные и духовные ценности, от гигантов-заводов и деревянных деревенских мостов до средневековых католических храмов и царских дворцов эпохи классицизма. С другой стороны, возникли новые государства, война дала толчок к становлению экономического процесса, европейской и мировой интеграции, толкнула гражданские общества к бескомпромиссной борьбе за права человека.

После войны в мировой литературе и изобразительном искусстве появился новый герой — смертельно уставший с «посыпанными пеплом глазами» («Судьба человека» М. Шолохова), но сохранивший доброту и отзывчивость простой солдат со своей «окопной» правдой (Э. М. Ремарк, Г. Бёлль, В. Некрасов, В. Быков). Не остались в стороне от трансформационного процесса и прикладные формы графики — плакат, иллюстрация, карикатура, военная геральдика.

Смертельный накал противостояния двух коалиций потребовал небывалого в мировой практике информационно-пропагандистского обеспечения этого процесса. Идеологии нацизма, коммунизма и «англосаксонской» демократии требовали воплощения своих ценностей в наиболее доступной, активной и дешевой в смысле репродуцирования коммуникативной форме. Такой универсальной формой, зовущей к ратным подвигам, личному самопожертвованию или мобилизации гражданского сознания, стал военный плакат.
1. Об истории вопроса

Содержательный и художественный анализ плакатов второй мировой сегодня возможен, только если учитывать сложнейший политико-экономический и социо-культурный фон этого трагического времени. Современное представление политиков, историков, писателей и публицистов о причинах и истоках второй мировой войны позволяют по-новому взглянуть на историческую судьбу военного плаката второй мировой. Концепция современного прочтения истории предусматривает разделение вины в развязывании войны и ее ужасах между всеми участниками самого кровопролитного вооруженного конфликта в истории человечества. Версальский мир, навязанный Германии в 1919 году странами победителями — Англией, Францией и США (которые были не меньше Германии виновны в первой мировой бойне), помимо экономического насилия над промышленностью Германии, стал величайшим в истории актом морально-нравственного унижения германского народа. Вместо того чтобы уничтожить причины новой мировой войны, Версальский мир и Октябрьская революция сделали ее неизбежной. Германская нация не могла пережить того, что ее существование в Европе было поставлено в невыносимые экономические условия, а сама немецкая государственность — на грань исчезновения. Популярнейшим мотивом становится образ «скелетоподобных» немцев, отдающих последние силы в тисках «злобной и жирной» буржуазной Франции. Это определило доминирующую парадигму в морально-нравственном климате предвоенной Германии — волну патриотического возрождения немецкого народа, жажду объединения с немцами, оказавшимися по условиям Версальского мира на территории сопредельных государств. Народы Европы на таких рисунках превращаются из победителей в «обманщиков народа» и «могильщиков правды».

Ядовитые семена вражды и ненависти не могли не дать ужасных всходов. И приход авантюриста Гитлера к власти — лишь следствие этого глубинного процесса. Подавляюще большая часть немецкого народа воспринимала будущую войну как возможность с помощью «справедливого» насилия исправить преступные условия Версальского мира, разорвать оковы капиталистов Англии и Франции. Оказавшись в условиях мирового экономического кризиса, утратив веру в общечеловеческие ценности, действуя по варварскому принципу «око за око», германская нация приняла преступное решение — согласилась жить и умирать с подлым девизом фашистской верхушки: «Да здравствует Победа! Да здравствует Гитлер!». Угроза оккупации заставляла их бороться с «красной чумой», а ощущение себя последним оплотом тысячелетней германской идеи толкало немецкие войска в «мясорубку» Восточного и Западного фронтов.
2. О портретах «большого брата»

Фашистские идеологи всеми средствами, в том числе и художественными, навязывали простым людям мысль, что только с фюрером их детей ждет победа и счастливое будущее. Эти приоритеты на долгие годы стали идеологической базой всей общественной жизни Германии. Лозунг «один народ — одно государство — один вождь» из злободневного партийного тезиса постепенно превратился в ключевую мысль немецкой пропаганды, облаченную в графическую форму портрета-плаката.

По другую сторону молотово-рибентропской границы, в советском политическом плакате, явно просматриваются схожие тенденции. К началу 30 х вождь мирового пролетариата Сталин в средствах пропаганды становится единственным олицетворением тезиса «народ и партия — едины», а после войны и главным победителем фашизма. Плакат-портрет на долгие годы становится главнейшим оружием советской пропаганды.
Нельзя не обратить внимания на удивительную похожесть художественно-композиционных приемов «плакатов-портретов». В первую очередь, это максимальная «героизация» персоны вождя — низкий горизонт, поясной портрет на темном или монументально-декоративном фоне, военная одежда, лицо вполоборота, мощная светотеневая трактовка сурово-умного лика, пронзительный взгляд в будущее, театральный жест рук — все свидетельствует об одном: только такой «правадыр» спасет нацию и приведет страну к победе, пусть даже «любой ценой». Когда одного вождя было мало, в бой шли и его «духовные» отцы — мнимые и реальные. Эксплуатация в качестве художественного приема портретно-личностных параллелей, столь знакомая нам по контуру профилей, бород и усов квартета вождей мировой революции «маркс — энгельс — ленин — сталин», широко тиражировалась и в Германии. Например, накануне последних выборов в рейхстаг фельдмаршальские усы Гинденбурга, по задумке авторов плаката, должны были придать жалкой растительности ефрейтора Гитлера необходимый аристократический лоск и милитаристский шик. Этот художественный прием оказался настолько универсальным, что очень быстро превратился в агитационный штамп, и потерял свою эмоциональную выразительность, превратившись в расхожее клише.
3. О сатире на войне

К началу войны, не без помощи тоталитарных приемов пропаганды, широко использующих традиции плаката-портрета, народы Советского государства и жители Третьего рейха стали олицетворяться в мировой визуальной культуре с обликом своих вождей. Поэтому полные гневного разоблачения сатирические образы Гитлера и Сталина стали одними из важнейших средств агитации и пропаганды в арсенале противников. Высмеивание вождей превратилось не просто в злую пародию на полный пафоса официальный образ, а в кощунственное издевательство над сущностью режимов. Действенным ответом на «тоталитарную иконографию» становится прием высмеивания именно конкретного лидера — персональная карикатура. В сравнении с парадным портретом здесь все наоборот: военный мундир превращается в тряпье и лохмотья, аккуратные усы — в грязную щетку, волосы — в лист железа. Обязательной трансформации подвергается и лицо. Профиль «вождя всех времен и народов» превращается на плакатах в жуткую маску убийцы, а характерная для фюрера театральная мимика преобразуется советскими карикатуристами (Кукрыниксами, Б. Ефимововым, Дени) в узнаваемые черты «гнусного демагога» и «бесноватого идиота», не скрывающего своей звериной сущности палача-убийцы, в том числе и собственного народа.

Ни английский, ни американский портрет-плакат, в силу своего «демократического» прошлого, не использовали «культ личности», как активное средство пропаганды. Трудно найти плакат с портретом Черчилля или Рузвельта в образе «бога-героя». Принципы выборности и партийная корректность не способствовали визуальной канонизации образов этих лидеров в сознании народов стран-союзников в качестве единственной («Спаси и сохрани!») силы. Роль спасителей, играют «простые Джи-Ай и МР», машинистки и служащие, полные внутреннего достоинства и уверенности в победе.
4. О героях прошедших времен

В годы войны, наряду с сатирическим плакатом, по обе стороны фронта широко репродуцируется и историко-героический плакат. Многоплановая и многофигурная композиция, соединяющая во временной и пространственной перспективе облагороженные «фантомы» прошлого и реальные образы настоящего, становится излюбленным приемом плакатистов. Грубо искажая историю, немецкие художники-пропагандисты из ведомства Геббельса, одни из первых поставили на службу нацизму идеалы средневекового рыцарства «без страха и упрека». Во многих плакатах на протяжении всей войны основным героем-покровителем бойцов вермахта становится образ воина-крестоносца, нордического викинга, слепо подчинявшегося девизу: «Моя преданность — моя честь».

Столкнувшись с крахом «пролетарского интернационализма», советские пропагандисты, развивая интонацию сталинского обращения «братья и сестры», так же широко стали использовать ранее отвергавшиеся символы «старорежимного» времени. На плакатах появились эпические лики древних богатырей и вождей первого народного ополчения. В дело пошли и кумиры гражданской, вкупе с профилями «эксплуататоров трудового народа» князей «донских» и «невских», фельдмаршалов «суворовых» и «кутузовых». Патриотизм из «последнего прибежища негодяев» превратился в «архимедов» рычаг идеологической работы политруков и комиссаров. На советских плакатах образы наших солдат восхищают своей безумной жертвенностью, благодаря которой они заслужили себе вечный почет и уважение народов всего мира. Брошенные суровой рукой Сталина в бой, они стали символом безумной храбрости и беспредельной самоотдачи. Продолжая эту агитационную линию и убедившись в действенности использования элементов исторического наследия для сплочения всей страны, Сталин уже в середине войны вводит в униформу Красной армии ненавистные революционерам-большевикам «золотые погоны», витые позолоченные шнуры и красные генеральские лампасы.

Американцы, чья история не была столь длинна и многопланова, в качестве символа преемственности идей демократии и свободы вводят в плакат 40-ых образы героев войны за независимость и типаж «Дяди Сэма» (Uncle Sam = U. S. = United States), возникший еще во время войны Севера и Юга. «Козлобородый» мужчина, одетый в «звезды и полосы», гордо стоит среди дыма и огня сражения и указующим перстом (а этот пафосный жест мы можем наблюдать на всех плакатах типа «Ты записался…» — даже в испанском варианте) бросает в бойню все новые и новые людские судьбы.

Наряду с историческими персонажами, в героическом плакате используется и образ воина-современника, профессионального солдата или офицера с благородной ненавистью в глазах и бесстрашием в сердце, вооруженного по «последнему слову» техники, обученного и накормленного, обремененного трофеями и славой.

Историко-героический плакат всех воюющих стран демонстрирует сюжетное единодушие, единство мыслей и чувств. Плакаты отличаются только разностью графических приемов и техник. Характерные для «Окон РОСТА» изображения в виде супрематических пятен и линий в советском плакате теперь почти не используются в силу своей схематичности и абстрактности, по обе стороны фронта набирает силу поколение художников, умеющих работать над типажом и натурой, плакатисты тяготеют к натуралистическому рисунку и фотореализму.
5. О войне народной

Понимая, что победа в войне возможна лишь при полной поддержке населения, пропагандисты как одной, так и другой стороны боролись за сердца не только кадровых солдат и офицеров, но и за любовь народного ополчения, «фольксштурма», мирных граждан оккупированных территорий, «гитлерюгенда», работников тыла, «остарбайтеров» и маленьких детей. Проявляя удивительный идейный и композиционный плагиат, они создают народный плакат — плакат, где главными персонажами становятся типичные представители конкретной социальной либо возрастной группы или безымянный «человек-винтик» с «трафаретным» лицом.
Безусловно, здесь больше всего преуспели вооруженные «классовой наукой» советские мастера плаката. От сурового лика крестьянина и крестьянки становится не по себе всем предателям и пособникам фашистов, а нескончаемые «ряды-леса» защитников отечества так монументальны и четки, что в их единении физически ощущается мощь советской военной машины и неизбежность победы.

Немцам в плакате (в отличие от кинематографа Л. Рифеншталь) так и не удалось создать известных монументальных композиций на тему народной военной мощи. Плакаты, которые по мысли их авторов должны были бы обобщить образ солдата, характеризуются, как правило, отсутствием масштабности, случайностью пластического замысла, любовью к мелким деталям и ненужным реализмом. Даже динамичность такой композиции лишь подчеркивает фрагментарность эпизода, а не решает основную задачу передачи непоколебимого движения сплоченных единой идеей масс.

Пытались немецкие пропагандисты преуспеть и в другом направлении агитации — представить немецкого солдата в образе друга детей и женщин. Образ немецкого солдата как «защитника и миротворца» был особенно актуален на плакатах, распространяемых среди той части населения Западной Европы, которое видело в немцах создателей «нового порядка», и в южных регионах России, где немец представал как защитник от ужасов большевизма. Но история все расставила на свои места, оставив великим символом солдатского благородства только скульптуру советского солдата в Трептов-парке.
6. О женском счастье

Наряду с традиционными мускулинными персонажами, военный плакат второй мировой впервые за историю жанра широко обратился и к женскому образу как символу самых светлых ассоциаций в мире насилия и крови.

«Либидозное» сознание — самая уязвимая часть психологического портрета брошенного в окопы солдата. Поэтому образ женщины — от кухонной фрау до «голубого ангела» — должен был помочь солдатам, затерянным на просторах России, мужественно переносить все тяготы и лишения окопной жизни без Лили Марлен. Американский типаж «женщины — боевой подруги» напоминает рекламу парикмахерской или косметики, ведь военные лишения для американских дам были достаточно абстрактным понятием. Кокетливость и шарм — вот основные черты героинь таких плакатов.

В советском плакате мужественная жертвенность женщины вытесняет все остальные гендерные признаки. Лирический, а уж тем паче эротический женский образ абсолютно не характерен для сталинских художников, они ищут в женском облике только драматически «правильные» характеристики «матери-героини» или «комсомолки-активистки». Слова частушки «Я и баба, и мужик» — лучший эпиграф к таким образам. Мужская одежда, сильные руки, крепко сжимающие оружие, полные решимости движения, сосредоточенный и пристальный взгляд, простые черты лица (не до косметики) как нельзя лучше визуализируют еще одну сторону войны и работы в тылу: советские женщины страдали несоизмеримо больше женского населения других стран и отдали для победы не только жизнь и здоровье, но и свою красоту.
7. О зверях и птицах

Символично, что в качестве часто рисуемого персонажа в военном плакате становиться орел — хищная птица, которая перелетела с гербов Америки и Германии на офсетную бумагу пропагандистских ведомств и металлическую эмблему обмундирования.

Американский орлан более реалистичен и живописен — почти пособие по орнитологии, в его трактовке чувствуется школа рекламной графики дорогих журналов и проспектов. И хотя его движения агрессивны, он не производит такого мрачного впечатления, как его заокеанский сородич. Немецкий орел — это символ тысячелетнего рейха. Его геральдические корни видны во всем — утрированный темный силуэт из жестких и острых линий, обобщенно-монументальная трактовка оперения, повышенное внимание в прорисовке хищного клюва и когтей, сдержанная цветовая гамма. Недаром долгие годы этот узнаваемый птичий силуэт олицетворял только смерть, разруху и насилие для всех жителей Европы и Советского Союза.

Фашистский орел-стервятник (герб Германии и эмблема вермахта) на плакатах советских художников подвергался самой беспощадной сатире и хлесткому сарказму. Благодаря мастерству плакатиста государственный символ Германии превращался в «жалкую общипанную курицу» в руках Красной Армии, плакаты с такими «птичьими метаморфозами» позволяли обобщать образ врага и акцентировать внимание на бескомпромиссности борьбы с идеей фашизма и германской государственности как таковой. Растоптать, задушить черного орла — означало навсегда уничтожить звериный режим Гитлера. И советские пропагандисты преуспели в формировании такого негативного отношения к хищной птице. Прошло почти 60 лет, прежде чем в визуальную среду России художники смогли вернуть «двуглавого орла», византийский символ русской государственности.
8. О знаках-индексах и буквах

Анализируя плакаты второй мировой нельзя не заметить, что часто в качестве композиционного центра выступает не изображение натурного плана, а конвенциональные знаки ставшие олицетворением той или иной воюющей стороны. Звезда Давида символизирует жертв «холокоста», красное знамя — символ Советского государства. Благодаря немецкой пропаганде, арийский знак солнца и аббревиатура из двух рун S до сего дня остались в сознании людей знаками, ассоциируемыми с бесчеловечным гитлеровским режимом. Вообще, использование дохристианских знаков и пиктограмм, готических шрифтов и символики средневековья — дубовых листьев и т. п. — особо отличительная черта фашистского плаката. Поэтому ни свастика, ни руны SS никогда не будут реабилитированы как элементы графического дизайна и автомобильные фирмы до сих пор не используют в названиях своих моделей сокращения типа Super Sport — ведь после войны трудно было представить себе человека, покупающего автомобиль с аббревиатурой «SS».
9. О победе плаката

Вторая мировая война была во многом войной почти религиозной: христианское Добро или языческое Зло, тоталитарная идея или демократические свободы — вот два полюса, относительно которых разделилась общественная мысль народов воюющих стран. Яркими свидетелями этому первому идеологическому разделу мира остались пожелтевшие от времени плакаты. Вглядываясь в них, можно увидать «оптимистическую трагедию» людей, которые стали заложниками страшного человеконенавистнического процесса. Всеобщность катастрофы, бескомпромиссность борьбы привели к тому, что самым эмоциональным языком военного плаката стало сочетание острых психологических характеристик персонажа с элементами мировой художественной культуры и изобразительного иносказания. Это явно отличает плакат второй мировой от плакатов других исторических периодов. Наполненные агитационным пафосом, публицистической страстностью и изобразительной метафорой плакаты военного времени достаточно полно иллюстрируют тот переломный для мировой истории рубеж, после которого слова «война» и «преступление» стали синонимами.
http://partal.by/publications/ne_vse_zoloto_chto_blestit_17.html
Вернуться к началу
профиль л.с. www
комиссар

Moderator


Возраст: 64
Зарегистрирован: 23.10.2006
Сообщения: 3271
Откуда: Воронеж

СообщениеДобавлено: Чт Окт 21, 2010 16:43    Заголовок сообщения: цитировать

Как советские художники приближали славный день Победы? Часть 1.
http://www.vibiraem.com/2009/03/06/print:page,1,kak-sovetskie-khudozhniki-priblizhali-slavnyjj.html


КРАСНОЕ ЗНАМЯ
О плакатах

Что такое плакат? Нет, не в смысле того, что он из себя представляет, а в смысле того, как он воздействует на человека... Плакаты применялись издавна - это достаточно мощное средство агитации. В советское время плакаты главным образом выполняли политические функции, призывая людей к различным действиям. В наше время плакаты выполняют в основном рекламную роль.

В советское время плакаты были неотъемлемой частью эпохи. Некоторые лица с плакатов вошли в историю, как лица реальных личностей. Действительно, кто из вас не знает в лицо Женщину, символизирующую Родину-мать или красноармейца указывающего на Вас пальцем со словами "Ты записался добровольцем?"

Просматривая плакаты, мы как будто погружаемся в эпоху того времени. Они формируют полное представление о советском государстве. Именно к этому мы и стремились, создавая наш ресурс - он посвящён не плакатам вообще - а плакатам конкретной эпохи, а вернее даже не плакатам того времени, а именно самой эпохе. И историю этого века мы хотим представить посетителям нашего сайта через плакаты.
http://www.krasnoyeznamya.ru/page.php?vrub=tm&vid=2
Вернуться к началу
профиль л.с. www
комиссар

Moderator


Возраст: 64
Зарегистрирован: 23.10.2006
Сообщения: 3271
Откуда: Воронеж

СообщениеДобавлено: Чт Окт 21, 2010 16:50    Заголовок сообщения: цитировать

Военный плакат
Сегодня уже не встретишь на нашей земле воронки от снарядов или пепелища разрушенных городов и сел. Время затянуло раны войны. Но осталась о ней память: картины художников и книги о войне, документальные фотографии и рассказы ветеранов, прошедших сквозь огонь великих битв второй мировой.

А еще - плакаты. Бойцы, рядовые войны, они звали на защиту Родины, на подвиги вдохновляя людей, поднимая боевой дух. Сегодня они стали документами. Подлинными, как знамена в музеях или танки, застывшие памятниками во многих городах. Как боевой солдат, плакат прошел весь ратный путь - от первого до последнего дня войны.

Уже 24 июня 1941 года на улицах Москвы появился первый военный плакат - "Беспощадно разгромим и уничтожим врага!", созданный художниками Кукрыниксами. Он звал на борьбу с захватчиками, нарушившими договор о ненападении и вероломно вторгшимися на нашу мирную землю.

Наверное, нет в нашей стране человека, незнакомого с одним из известнейших военных плакатов - "Родина-мать зовет!" художника И. Тоидзе. Изображенная на нем простая женщина с текстом Военной присяги в руке стала олицетворением высокого и святого понятия - Родина. Каждый солдат и офицер находил в ней черты своей матери.

В начальный, самый тяжелый период войны, когда превосходящие силы противника по всем фронтам теснили наши войска и смертельная опасность грозила каждому солдату и всей стране, плакаты обращались к народу, вселяя уверенность в победоносный исход войны ("Наше дело правое, победа будет за нами!" В. Серова, "Так было... Так будет!" Н. Долгорукова и др.).

Болью пронизаны плакаты, изображавшие страдания советских людей. Зверства, чинимые гитлеровцами на оккупированной советской территории, вызывали справедливый гнев и ненависть к захватчикам. Плакаты разоблачали варваров и звали к решительной схватке с ними: "Воин Красной Армии, спаси!" В. Корецкого, "За честь жены, за жизнь детей..." Л. Голованова, "Отомсти!" Д. Шмаринова и др.
...Земля горела под ногами врагов. Тысячи женщин, стариков, детей на оккупированных территориях взялись за оружие. Партизанские отряды народных мстителей, или, как их называли фашисты, "черных призраков", пускали под откос вражеские эшелоны, взрывали электростанции и склады с боеприпасами, уничтожали предателей. Отважным и неуловимым народным мстителям посвящен плакат В. Курдова "Да здравствуют наши славные партизаны и партизанки!".

Тыл жил единой жизнью с фронтом. Всенародный лозунг «Все для фронта, все для победы!» определял тематическое содержание тыловой агитационной графики. Ушедших на фронт мужчин в цехах заводов и на полях заменили женщины, старики и дети. В тылу, как и на фронте, были свои герои. Плакат прославлял их будничный каждодневный подвиг. Днем и ночью шли к линии фронта эшелоны с боеприпасами и продовольствием. Об этом рассказывали плакаты "Заменим!" В. Серова, "Больше хлеба для фронта и тыла! Убрать урожай полностью!" Н. Ватолиной и Н. Денисова.

Опыт сражений, накопленный в первые годы войны, многому нас научил. Перестраивалась армия, вырабатывались новые, современные тактика и стратегия. Наша победа под Сталинградом, поражение врага под Курском, выход Красной Армии к Днепру предопределили дальнейший успех боевых операций. Наступил коренной перелом в ходе войны. Красная Армия развернула победоносное наступление по всем фронтам. Началось изгнание захватчиков с советской земли. Плакат нес теперь радостную весть о наших победах: "Вперед! Победа близка!" Н. Ватолиной, "Узнал фашистский стервятник, что у нас не ягнятник" В. Дени. Одним из лучших плакатов этого периода стал широко известный теперь лист В. Иванова "На Запад!": советский солдат прикладом винтовки сбивает немецкий дорожный указатель с надписью:"На Восток".

Советские войска устремились теперь на запад - на окончательный и полный разгром фашистских полчищ. В плакатах появились мотивы радостных встреч советских бойцов с освобожденными от гитлеровского ига советскими людьми. Изможденные, раньше времени постаревшие, они радостно, со слезами на глазах встречали своих освободителей ("Красная Армия несет освобождение от фашистского ига" Д. Шмаринова, "Ты вернул нам жизнь!" В. Иванова).

Осенью 1944 года Красная Армия перешла границу нашей Родины и начала освободительный поход за ее рубежами, оказывая помощь народам Европы в их борьбе против фашистской тирании. В этих боях крепла интернациональная дружба народов, вместе стремящихся к одной цели - полному разгрому врага в его собственном логове.

К концу 1944 года во всю мощь зазвучала тема победы. Торжеством и радостью жизни наполнены плакаты последних месяцев войны. Враг разгромлен! Улыбающийся советский солдат - герой войны - в плакате Л. Голованова "Красной Армии - слава!" стал олицетворением нашей армии-победительницы. Он дошел до фашистской столицы и написал на стене рейхстага исторические слова: "Дошли! Берлин. 2.V.1945 года"

http://www.kgau.ru/vov/plakat.htm
Вернуться к началу
профиль л.с. www
комиссар

Moderator


Возраст: 64
Зарегистрирован: 23.10.2006
Сообщения: 3271
Откуда: Воронеж

СообщениеДобавлено: Пт Ноя 19, 2010 20:08    Заголовок сообщения: цитировать

ЛЕТОПИСЬ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

Когда люди будут изучать эпоху Отечественной войны, они не пройдут
мимо "Окон ТАСС", как не пройдут мимо "Окон РОСТА"
при изучении Октябрьской революции.

М. И. Калинин

22 июня 1941 года, узнав о вероломном нападении фашистской Германии на нашу страну, московские художники вместе со всем народом встали в воинский строй. Молодые мастера направились в военкоматы, чтобы записаться добровольцами в Красную Армию. А те, кто был старше, вспомнили знаменитые "Окна РОСТА" (Российского телеграфного агентства), которые средствами лаконичного рисунка и выразительных подписей мобилизовывали советских людей на борьбу с белогвардейцами и интервентами, несли в широкие массы слово Коммунистической партии, вели агитацию и пропаганду. "Окна РОСТА" (такое название они получили потому, что первоначально вывешивались в окнах магазинов и учреждений на людных улицах и площадях) исполнялись от руки и тиражировались с помощью трафаретов. Поэтому они могли быстро откликаться на важнейшие события дня, не дожидаясь сложного перевода в полиграфическую форму.

В "Окнах РОСТА" вместе с их родоначальниками М. Черемных и В. Маяковским работал молодой тогда художник Н. Денисовский. Ему в самом начало войны пришла мысль обратиться в Телеграфное агентство Советского Союза с предложением выпускать злободневные "Окна ТАСС". Он позвонил знакомым художникам, нашел горячую поддержку одного из самых авторитетных мастеров - П. Соколова-Скаля. Вместе они обошли мастерские товарищей, всюду их начинание получало одобрение. Руководство ТАСС также поддержало инициативу художников. К ним присоединились литераторы-публицисты. И на московских улицах вскоре появились "Окна ТАСС".

26 июня 1941 года М. Черемных выполнил первое "Окно" - острый, динамичный рисунок с запоминающейся подписью: "Взял фашист маршрут на Прут, но фашиста с Прута прут!.." И после этого ни на час в мастерской "Окон ТАСС" не прекращалась напряженная и целеустремленная работа. Художники и поэты дежурили, разбившись на группы, трудились круглосуточно в три смены. Каждая важная весть с фронта, каждый приказ главнокомандующего находили отклик в очередном "Окне". Плакаты исполнялись обычно в течение дня и с помощью трафаретов тиражировались в тысяче экземпляров, расходясь по улицам Москвы и других городов.

В стихотворении С. Маршака, посвященном выпуску пятисотого "Окна ТАСС", есть такие строки:
Под этим окном не поют серенады,
На этом окне резеда не цвела.
За этим окном разрывались снаряды,
И армия наша на подвиги шла.

"Окна ТАСС" разоблачали коварные замыслы фашистских агрессоров и воспевали подвиг народа, вставшего на защиту социалистического Отечества. Они раскрывали смысл событий, происходивших в мире, и развеивали миф о непобедимости немецких армий. Сообщали о наших победах на фронте, поднимали настроение и трудовой энтузиазм в тылу. Красноармейцы и партизаны, рабочие и колхозники считали "Окна" боевыми товарищами в строю и на трудовом фронте, надежными агитаторами и умелыми организаторами патриотических починов.

В годы войны эти плакаты приобрели необычайную популярность. Их содержание пересказывалось из уст в уста, становясь народной молвой. Каждого нового выпуска ожидали с нетерпением и волнением, как важного сообщения с передовой. Без "Окон ТАСС" невозможно себе представить военную столицу, боевой ритм ее жизни, организующую роль Москвы в достижении Великой Победы.

Авторы плакатов творчески переосмысливали традиции "Окон РОСТА", думали о том, как сделать свои произведения жизненными и действенными в новых условиях. В сатирических листах "Окон РОСТА" с успехом развивал демократические традиции лубка и раешника Владимир Маяковский, предельно конкретизируя тему, органически связывая меткость графического решения с лаконичной строфой агитстиха. Рисунки поэта были динамичны и выразительны.

М. Черемных строил свои плакаты на одной-двух деталях, красноречиво характеризовавших сатирический персонаж. И. Малютину была свойственна гротескность образа и вместе с тем декоративность, связанная с традиционной нарядностью лубка.

Коллектив работал дружно, самозабвенно. В случае необходимости трафаретчиками и печатниками становились прославленные авторы картин, известные портретисты, мастера пейзажа. Злободневные и яркие плакаты вывешивались в витринах магазинов, на стенах жилых домов, в военкоматах и вокзалах, везде, где их могли видеть жители столицы и воины, отправлявшиеся на фронт. Кадры кинохроники и фотографии той поры запечатлели "Окна ТАСС", и всегда возле них многолюдно и оживленно.

Весть об очередном выпуске мгновенно облетала город.

Осенью 1941 года фронт вплотную приблизился к Москве. Вместе с жителями города коллектив мастерской мужественно переносил бомбежки, холод и голод, но не прекращал своей столь необходимой деятельности. К празднику Великого Октября на улицах столицы появились экспрессивные листы с призывными надписями, напоминающими слог военных приказов: "На защиту родной Москвы!", "Москву не отдадим!", "Отстоим Москву!", "Ребята, не Москва ль за нами!" Эти плакаты видели и запомнили участники легендарного парада 7 ноября 1941 года, уходившие с Красной площади прямо на передовые позиции. Бойцов воодушевляли призыв партии, вера народа в победу, рисунок художника и слово поэта.

Авторы плакатов страстно верили в то, что победа придет, и они прославят ее своим искусством. Так и случилось. В майские дни 1945 года на стендах появилось изображение Красной площади в день Победы, заполненной ликующим народом. Плакат выполнил художник М. Соловьев, а поэт В. Лебедев-Кумач сопроводил его выразительными стихами, звучавшими как радостная песня:
Победа! И звезды по-новому светят!
Победа! И солнце светлее горит!
Весенний, победный, стремительный ветер
Летит над Отчизной и дух веселит.

Но тогда, суровой осенью 1941 года, до этого радостного дня было еще далеко. И коллектив "Окон ТАСС" активно участвовал во всенародной борьбе с ордами захватчиков, славя героев и призывая брать с них пример. Специальные выпуски были посвящены подвигу Александра Матросова, грудью закрывшего амбразуру фашистского дота, героической смерти капитана Гастелло, направившего горящий самолет на скопление вражеской техники, подвигам других замечательных патриотов.

Всего было выпущено около полутора тысяч "Окон ТАСС". И это только в Москве. Движение художников и литераторов столицы подхватили в Ленинграде (выпуски "Боевого карандаша") и Куйбышеве, Свердловске и Иркутске... Где только не было своих "Окон" наряду с повторением московских! Наиболее яркие из них - "Окна УзТАГ", выходившие в Ташкенте. Они посвящались формированию узбекской дивизии, мобилизации тыла, усилению работы на заводах и колхозных полях, заботе об эвакуированных, приему сирот на воспитание.

В Москву с фронта приезжали автомашины, чтобы свежие "Окна ТАСС" доставить на передовую. В увеличенном виде, на фанерных щитах они выставлялись на виду маршевых рот и непосредственно на переднем крае, вызывая чувство гордости у советских бойцов, заставляя фашистов злобно стрелять по плакатам из орудий.

В создании плакатов участвовали многие талантливые художники и литераторы: А. Дейнека, Б. Пророков, В. Бялыницкий-Бируля, Б. Иогансон, Д. Моор, А. Бубнов, Ю. Пименов, Демьян Бедный, В. Лебедев-Кумач, Н. Асеев, М. Исаковский, К. Симонов, С. Щипачев, А. Прокофьев... Деятельность коллектива получила высокую общественную оценку. В 1942 году труд девяти авторов "Окон ТАСС" - С. Маршака, Кукрыниксов (М. Куприянов, П. Крылов, Н. Соколов), П. Соколова-Скаля, Г. Савицкого, Н. Радлова, П. Шухмина, М. Черемных - был отмечен Государственной премией СССР. Работников "Окон ТАСС" 19 декабря 1942 года принял М. И. Калинин, который наметил задачи, стоящие перед мастерами советской изобразительной публицистики, подчеркнул мобилизующую роль плакатного искусства в укреплении боевого духа народа.

Художественные особенности "Окон ТАСС" многогранны и разнообразны. Самые первые выпуски продолжали традиции и развивали композиционные приемы "Окон РОСТА". Плакат состоял из четырех-пяти изображений, которые вместе с подписями обстоятельно раскрывали тему произведения. Таково, например, "Окно ТАСС" № 5 "Чего Гитлер хочет, и что он получит", выполненное М. Черемных в манере, характерной и для его индивидуального сатирического творчества, и для всего плакатного искусства начала 20-х годов.

От выпуска к выпуску стиль изменялся. Каждый художник, приходивший в творческий коллектив плакатистов, вносил в этот стиль новые черты. "Окна ТАСС" художественно индивидуальны, как статьи в газете, написанные разными авторами. Но их объединяет общая политическая направленность и нравственная основа. Сближались плакаты и по внешнему облику, по главному композиционному принципу. Чаще всего изображение составлял один крупный рисунок, построенный на сопоставлении двух-трех деталей, или два-три рисунка, разрабатывающие одну тему в ее временном развитии.

Этот прием широко использовался в плакатах, где текст напоминал частушки. Например, в листе № 613, созданном художником П. Саркисяном и поэтом В. Лебедевым-Кумачом:
Немец к Волге шел напиться -
По зубам огрели фрица,
Наутек пришлось пуститься,-
Ноет бок, болит спина.
Видно, волжская водица
Для фашиста не годится,
Холодна она для фрица, Солона!

Другие выпуски более близки по форме к агитационному панно. Плакат № 1019 М. Соловьева назван "Слава защитникам Москвы". На нем дано крупным планом изображение столичного рабочего, вступившего в народное ополчение, а также изображены фигуры идущих по улице красноармейцев и медаль "За оборону Москвы". Панно напоминает и плакат № 444 П. Соколова-Скаля "России двинулись сыны", где величавый памятник Пушкину как бы напутствует своим гордым обликом воинов, направляющихся на фронт. Здесь же приведены стихотворные строки Пушкина "Страшись, о рать иноплеменных!".

В плакатах неоднократно изображались национальные герои России, призывающие потомков к беспощадной борьбе с врагом. Были выпущены листы, запечатлевшие Александра Невского, Суворова, Кутузова, а также героев гражданской войны Чапаева и Щорса.

"Окна ТАСС" стали гордостью советского изобразительного искусства. Их традиции продолжаются в творчестве советских плакатистов наших дней, в частности в деятельности коллектива "Агитплакат". Красочные, выразительные плакаты, выпускаемые этим крупнейшим творческим объединением, так же, как и доблестные "Окна" военных лет, занимают сегодня видное место на улицах и площадях наших городов, утверждая коммунистическое созидание, мирную политику Советского государства.

И. КУПЦОВ

"Юный Художник", №5, 1984г.
http://www.davno.ru/articles/ww2.html
Вернуться к началу
профиль л.с. www
комиссар

Moderator


Возраст: 64
Зарегистрирован: 23.10.2006
Сообщения: 3271
Откуда: Воронеж

СообщениеДобавлено: Пт Ноя 19, 2010 20:09    Заголовок сообщения: цитировать

Боевой карандаш


В самом начале войны в Ленинграде родился еще один вид массового агитационного графического искусства— «Боевой карандаш». Правильнее будет сказать — возродился, потому что впервые листы «Боевого карандаша» появились зимой 1939/40 года, во время советско-финляндской войны. Именно тогда родилось это острое и точное название — «Боевой карандаш» и появилась его эмблема — палитра и винтовка с карандашом, направленным, как штык. Но в ту пору тиражом вышло лишь несколько сюжетов.

В июньские дни 1941 года «Боевой карандаш» возобновил свою деятельность и стал одним из самых популярных и любимых видов массовой художественной агитации. Он удачно сочетал в себе черты плаката и народного лубка. Это были небольшие по размеру листы, в которых отдельные, но связанные единым сюжетом яркие картинки сопровождались текстом, как правило, стихотворным. Печатались они литографским способом. Их можно было увидеть в цехах заводов и школах, в землянках и блиндажах Ленинградского фронта, на кораблях Балтики и даже на бортах фронтовых машин.

Работал в «Боевом карандаше» дружный коллектив художников, ядро которого составили графики И. Астапов, В. Курдов, Н. Муратов (прозванные товарищами по работе «тремя богатырями»), В. Гальба, Н. Быльев, 10. Петров, Н. Кочергин. И. Ец, И. Холодов. Вместе с ними трудились опытнейшие мастера эстампа Г. Верейский, Н. Тырса, живописцы А. Казанцев, В. Серов, А. Кокош, В, Николаев, скульптор С. Пелипейко и другие. Тексты для «Боевого карандаша» сочиняли поэты Н. Тихонов, В. Саянов, А. Прокофьев, С. Спасский, Б. Тимофеев.

Тематика его была многообразна. Яркие, доходчивые, образные плакаты призывали к борьбе с врагом, клеймили трусов, прославляли подвиги героев фронта и тыла, вскрывали истинное лицо фашизма. Они были злободневны, исполнены оптимизма, глубоко созвучны чувствам и мыслям защитников города. Наибольшей популярностью пользовались листы остросатирического характера, беспощадно бичующие врага, развеивающие миф о его непобедимости. В создании их непревзойденными мастерами стали художники-сатирики В. Гальба и Н. Муратов.

Художникам нередко приходили письма от ленинградцев. В одном из них были такие слова: «Смотришь на ваши плакаты, и становится легче дышать. Верим, наш народ непобедим!»

Популярность «Боевого карандаша» была так велика, что вскоре стали появляться родственные ему издания — например, сатирические листы «Балтийского прожектора», издаваемые Политуправлением Краснознаменного Балтийского флота. Здесь работали художники Ю. Непринцев, С. Бойм, В. Трескип.

И.В.Никифоровская
"Художники осажденного города"
издательство "Искусство", 1985г.

Плакаты разных стран
http://mina.ru/posters/
Вернуться к началу
профиль л.с. www
комиссар

Moderator


Возраст: 64
Зарегистрирован: 23.10.2006
Сообщения: 3271
Откуда: Воронеж

СообщениеДобавлено: Пн Июл 29, 2013 06:27    Заголовок сообщения: цитировать

подборка из пяти фраз, которые настолько вошли в сознание народа с того периода, что используются и в наши дни.
«Ни шагу назад!»

Лето 1942-го. Танковые группы вермахта рвутся к бакинской нефти. Отрезан Ростов, снова сдан Харьков, полностью разбита Крымская армия. Бои идут на Тамани, горные стрелки «Эдельвейса» оседлали хребты Кавказа, пехотные корпуса немцев окружают Сталинград. Вокруг Ленинграда окопы передовой начинаются там, где заканчиваются трамвайные пути. В этой обстановке Верховный главнокомандующий Иосиф Сталин издает знаменитый приказ № 227. Документ запрещал отвод войск без приказа даже в тактических целях, а в качестве санкций вводил штрафные батальоны и роты, устанавливал практику заградотрядов. Суть приказа была сформулирована четко и внятно: «Ни шагу назад!»
«Родина-мать зовет!»

Знаменитый плакат, где персонифицирована Родина в образе матери, художник Ираклий Тоидзе писал, по его собственному признанию, со своей жены. Его поразило выражение лица, когда жена вбежала в мастерскую, чтобы сообщить о начале войны. Уже 4 июля 1941 года (спустя две недели после начала войны) плакат ушел в печать. Образ Родины-матери в дальнейшем стал одним из самых распространенных образов советской пропаганды. Известны многочисленные интерпретации образа и пародии на этот плакат в изобразительном искусстве, скульптуре, народном творчестве и рекламе. Тем не менее озарение художника стало одним из сильнейших воплощенных символов патриотизма в мире, сродни французской Марианне или Дяде Сэму.
«Наше дело правое!»

Эта мощная по своему эмоциональному воздействию фраза — «Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами!» — прозвучала в речи наркома иностранных дел Вячеслава Молотова в полдень 22 июня 1941 года, речи, которую слышали по радио почти три сотни миллионов человек. Вопреки преданию, первым произнес ее не Сталин, однако эта речь была с ним согласована Молотовым до выступления. Лозунг использовался всю войну в различных вариациях. Вторую жизнь он получил в 1945 году при учреждении медалей «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов». Надпись вокруг погрудного изображения Сталина на этих медалях гласила: «Наше дело правое — мы победили». Корни выражения находят в ранней, 1903 года, работе Ленина «К деревенской бедноте».
«Всё для фронта, всё для победы!»

А вот эту фразу, затем украсившую многие плакаты, впервые произнес именно Иосиф Сталин. Фраза появилась в директиве Совета Народных Комиссаров СССР (правительства. — Ред.) от 29 июня 1941 года. Публично была провозглашена Верховным главнокомандующим Сталиным 3 июля 1941 года во время выступления по радио. Впоследствии появился и другой лозунг, перекликающийся с этим, — «Фронту надо — сделаем!».
«Я согласен на медаль»

Автором традиционно считается Александр Твардовский как автор поэмы «Василий Теркин». Впервые этот персонаж, точнее, стихи о нем появились в 1939 году, во время финской войны, в окружной газете ЛенВО «На страже Родины». Однако сам Твардовский писал, что материалом для продолжения поэмы послужили собранные им на фронтах за 1941-1942 годы наброски, записи в дневниках, услышанные им соленые солдатские фразы. Так что вполне вероятно, что фраза «Так скажу: зачем мне орден? Я согласен на медаль» была только отшлифована поэтом, а родилась в устном народном творчестве солдат Великой Отечественной. Так или иначе, стихи Твардовского оценили и перепечатали ведущие издания страны, отрывки поэмы в ходе войны зачитывались по радио. За «Василия Теркина» полковник Твардовский в 1945 году получил высшую творческую награду — 1-ю Сталинскую премию.

http://smartnews.ru/society/life/9180.html
Вернуться к началу
профиль л.с. www
Показать сообщения:   
новая тема ответить    Список форумов Армия России | На службе Отечеству -> Великая​ Отечественная война 1941-1945 гг. ​ Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете вкладывать файлы
Вы не можете скачивать файлы


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Русская поддержка phpBB