Навигация

 

 

Главная
Карта сайта
 

 

 

 

 

История развития военно-патриотического образования в Pоссии и его современное состояние Версия для печати Отправить на e-mail

 

 

В.Ю. Микрюков

 

Вопросам военного дела и военно-патриотического воспитания на Руси всегда придавалось важное значение. О высоком уровне военной подготовки и боевого духа русских воинов еще в VI веке писал византийский император Маврикий Стратег: «Племена славян ... любят свободу и не склонны ни к рабству, ни к повиновению, храбры, в особенности в своей земле, выносливы... Юноши их очень искусно владеют оружием».

О силе и высоком уровне воинского мастерства русских дружин свидетельствуют походы князя Олега в Византию, победы над ясами (осетинами) и касогами (черкесами) и завоевание Тмутаракани (Таманского полуострова), создание военно-торгового форпоста Переяславец на западе, близ устья Дуная, овладение расположенной на Дону крепостью Саркел (Белая Вежа), разгром хазарского государства в Нижнем Поволжье. Высокое воинское мастерство русских дружин отмечал Карл Маркс. «... мы уже указывали на Олега, — писал Маркс, — бросившего против Византии 88 000 человек и продиктовавшего, укрепив свой щит в качестве трофея на воротах этой столицы, позорные для достоинства Восточной Римской империи условия мира. Мы указывали также на Игоря, сделавшего Византию своей данницей, и на Святослава, похвалявшегося: «Греки доставляют мне золото, драгоценные ткани ... фрукты и вина, Венгрия снабжает скотом и конями», и, наконец, Владимира, завоевавшего Крым и Ливерию».

Новым этапом в развитии Руси, а также формирования основ военного строительства и военно-патриотического образования стало принятие христианства в 998 году. Это событие послужило объединению восточнославянских племен и становлению единого национального сознания, закреплению в психологии масс славянского этноса чувства принадлежности к «союзу союзов племен», воспитанию у людей стремления и готовности защищать Отечество от внешнего врага. С введением христианства на Руси военная организация получила новые моральные основы: воины обязывались защищать не только родину, но и религию. Религиозная моральная основа боеспособности «воев» восполняла родовые и племенные связи.

Идеи военно-патриотического образования нашли свое отражение в таких произведениях как «Слово о полку Игореве», «Повесть временных лет», «Притчи» и «Слова» Кирилла Туровского, «Моления» Даниила Заточника, «Чтения» монаха Киево-Печорского монастыря Нестора, «Поучение» киевского князя Владимира Мономаха, «Русская Правда» киевского князя Ярослава Мудрого и др.

Формы организации военных структур и прохождения военной службы на Руси имели различный характер, отражающий конкретно-исторический момент развития государства и особенности его геополитического положения. Основным и постоянным военным объединением вплоть до возникновения Московского княжества (IX-XII вв.), являлась княжеская дружина, возглавляемая назначенным воеводой.

С образованием Московского княжества ядром войска стал «двор» великого московского князя, состоящий из «детей боярских» и дворян, которые несли военную службу. До 15-летнего возраста дворянин числился «недорослем». Когда ему исполнялось 15 лет, его записывали в «десятню» (служилый список) и он становился «новиком». Для учета и проверки служилых дворян периодически проводились смотры, уточнявшие «десятню», которая по существу являлась организационно-административной единицей, объединявшей дворян, приписанных к одному городу.

Второй составной частью войска стали «городские полки», которые набирались из горожан. Третьей частью войска была «рубленая рать», т.е. рать собранная («срубленная») с определенного количества сох (податная единица, равная 12 человекам населения). Во второй половине XIV в. упоминаются казачьи сторожи, которые несли службу наблюдения по Хопру, Дону, Быстрой и Тихой Сосне и другим рекам. В это же время военную службу на договорных началах несли «служилые татарские царевичи», «ордынские князья», отряды мордовских лыжников и литовские князья со своими дружинами. Однако наемничество носило случайный характер и не изменяло национального характера русского войска.

В расширявшемся Русском многонациональном государстве преобладающую и ведущую роль играла русская нация, являвшаяся главной силой в борьбе за самостоятельность и независимость. В XV-XII вв. шел процесс формирования русской нации на основе территориальной целостности, экономической сплоченности русского народа, развития национального языка и психической общности, проявляющейся в общности культуры.

Формирование русской нации определило особенность становления регулярной армии Русского государства как армии национальной, являвшейся мощным орудием внутренней и внешней политики в руках утверждавшейся самодержавной власти. Вследствие этого идеологическими основами русской национальной армии были патриотизм, самодержавие и православная религия.

На основе централизации государственной власти складывалось и совершенствовалось централизованное высшее военное руководство. Однако элементы децентрализации в военном строительстве еще не были преодолены. Вследствие этого русское войско не имело четких, устойчивых форм организации высших соединений, а разряды и воеводские полки не отвечали данным требованиям. Лучше дело обстояло с вопросом организации частей (полков) и подразделений (рот), хотя и здесь еще не было достигнуто единство.

Дальнейшее развитие военной структуры государства связано с реформами Петра Великого (1672-1725 гг.), в т.ч. с созданием регулярной армии и флота. Петром I был издан указ, вводящий обязательную, личную и пожизненную службу дворян. По достижении известного возраста (16 лет) недорослей, так называемых «новиков», экзаменовали особыми комиссиями (грамота, «цыфирь» и прочая несложная премудрость). Невыдержавшие этого экзамена «писались солдатами» без выслуги, а выдержавшие брались на государственную службу: две трети в военную, треть в гражданскую. От службы не освобождался никто. Таким образом наиболее ценное в военном отношении сословие было использовано полностью.

Установив для дворянства личную воинскую повинность, Петр I придал рекрутской повинности других сословий общинный характер. Каждая община, сельская или мещанская, обязывались поставить по рекруту с определенного числа дворов (впоследствии – с числа душ), решив своим приговором, кому идти на службу. Рекруту должно было иметь от 20 до 35 лет, ничего другого от него не требовалось: военные помещики должны были принимать «кого отдатчики в отдачу объявят и поставят».

Кроме рекрутов в армию нижними чинами зачислялись юноши – дети солдатские, закончившие солдатские гарнизонные школы. Ими заполнялось значительное число унтер-офицерских должностей. Солдатских детей, или военных кантонистов, обучали грамоте и ремеслу при полках и батальонах. В 1732 г. был объявлен указ, в котором устанавливалось, кого брать в школы и каковы цели обучения. В указе говорилось, что обучение солдатских детей в школах при гарнизонных пехотных полках принесет пользу государству и даст «в рекрутах облегчение». В школы принимались дети от 7 до 15 лет. Указ повелевал в школы и на службу зачислять служилых чинов детей (офицерских не из шляхетства, драгунских и солдатских, а также прежних служб: рейтарских, городовых казаков, стрельцов, приставов, рассыльщиков и пр.), родившихся во время нахождения отцов их на службе. Принадлежность их к воинской службе считалась обязательной. Повелено было никуда не определять и не принимать детей служилых чинов, «дабы оные шли сперва в назначенные школы и в военную службу, как и отцы их служили, чтоб в сборе с народа рекрут замена быть могла». Предписывалось обучать в школах словесной и письменной науке, пению, солдатской экзерциции, арифметике, артиллерийской и инженерной наукам.

В 1774 г. в школы разрешено было принимать детей бедных дворян. С течением времени происходят различные изменения, касающиеся приема, возраста принимаемых, преподаваемых наук. Было разрешено родителям и родственникам оставлять детей, подлежащих зачислению в школы, у себя и брать из школ, если пожелают, но они обязаны были обучать их тому, чему учили в школах, а по достижении 15-летнего возраста, отправлять на службу в полки. В 1798 г. Павел I основал в Гатчине императорский сиротский дом с двумя отделениями: отделение для благородных детей (детей дворян и всех штаб— и обер-офицеров, «коих родители скончали дни служа отечеству», а также тех родителей, «коих отцы, хотя продолжают военную или гражданскую службу», но состояния скудного) и отделение для солдатских детей. Обучение в школах устанавливалось до 18 лет.

Воспитанники отделения благородных детей назывались кадетами. Кадетские корпуса – закрытые учебно-воспитательные заведения. В России кадетский корпус впервые был основан в 1732 г. для шляхетских детей от 13 до 18 лет. В 1863 г. кадетские корпуса были реорганизованы в военные гимназии, затем в 1882 г. они снова стали называться кадетскими корпусами.

Общее направление военно-патриотического образования в кадетских корпусах основывалось на «любви к Богу, на благоговении к постановлениям Святое Его Церкви, на сыновней преданности Престолу, на бескорыстной любви к Отечеству, на душевном сознании долга семейного и общественного, военного и гражданского», — писал генерал Я.И. Ростовцев.

Система военно-патриотического образования в кадетских корпусах постоянно совершенствовалась. Они выпускали в течение почти двухсот лет многие тысячи физически и нравственно здоровых, прекрасно воспитанных и хорошо образованных военных и гражданских специалистов-патриотов на благо нашего Отечества. В 1918 году в связи с ликвидацией старой армии кадетские корпуса были закрыты и были возрождены уже в наше время, в 1991 г.

Таким образом, в России XVIII-XIX вв. был осуществлен принципиально новый и по основным показателям прогрессивный шаг в развитии самобытной педагогической культуры. Система воспитания демонстрировала всевозрастающую связь процесса формирования личности конкретного человека, патриота своей Родины, с общественной жизнью.

Важное место в процессе развития практики военно-патриотического образования в России занимали педагогические взгляды и практическая деятельность выдающихся представителей русской армии и флота А.В. Суворова, П.И. Румянцева, М.И. Кутузова, Ф.Ф. Ушакова, П.С. Нахимова, С.О. Макарова, М.И. Драгомирова и др.

С 1908 г. в России начали свою деятельность первые организации скаутов. Это новое течение в организации досуга детей через игровую и трудовую деятельность играло большую роль в военно-патриотическом образовании подрастающего поколения, но просуществовало только до Октябрьской революции.

После крушения Российской империи в 1917 г. большевистская власть стала воспитывать людей на новых идеях. Основными направлениями этой работы были пропаганда революционных традиций, героизма защитников социалистического Отечества и готовности граждан к его защите, дружбы пролетариев всех стран, формирование нетерпимости к агрессивным капиталистическим странам.

Теория и практика военно-патриотического образования были представлены во взглядах В.И. Ленина, Н.К. Крупской, А.В. Луначарского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, М.В. Фрунзе, Г.К. Жукова, К.К. Рокоссовского и др.

В трудах В.П. Александровской, Б.Г. Ананьева, А.А. Аронова, Ю.С. Васютина, А.Н. Вырщикова, А.Л. Гетмана, Н.М. Конжиева, Н.С. Кравчуна, А.Д. Лизичева, Ю.А. Науменко, К.К. Платонова, С.Л. Рубинштейна, Г.В. Средина, Д.И. Фельдштейна и др. были отражены методики воспитания необходимых качеств и свойств защитника социалистического Отечества: патриотизма, мужества, смелости, инициативы и самостоятельности, готовности и умения к преодолению трудностей военной службы.

Проблемы воспитания человека в коллективе решал известный советский педагог А.С. Макаренко. Он разработал методику организации трудового и эстетического воспитания, формирования сознательной дисциплины, создания воспитывающих традиций, которые он рассматривал в единстве с многосторонней жизнедеятельностью детей. А.С. Макаренко наполнил понимание коллектива новыми элементами. Его организационно-педагогические находки – разновозрастные отряды, советы командиров, общее собрание, самоуправление – развивали чувство товарищества, качества лидера, ответственное участие в общественной жизни. Основную задачу советского воспитания А.С. Макаренко видел в подготовке нового человека, в воспитании человека–творца, человека-гражданина, человека-патриота.

Оригинальную целостную педагогическую систему создал В.А. Сухомлинский. Им делался акцент на формирование системы моральных ценностей. Большое внимание В.А. Сухомлинский уделял воспитанию гражданственности, любви к родному краю, патриотизму.

Большую работу в плане военно-патриотического образования в советское время проводили пионерские и комсомольские организации, организации ДОСААФ, образовательные учреждения.

Воспитание патриотизма в школе определялось ее Уставом: воспитывать у учащихся высокое чувство советского патриотизма – любовь к Родине, своему народу, КПСС и готовность к защите социалистического Отечества. Оно осуществлялось в учебно-образовательном процессе (умственная, трудовая деятельность, нравственное, физическое воспитание), деятельности школьных пионерской и комсомольской организаций. В старших классах общеобразовательных учреждений, начиная с 1967 года, был введен учебный предмет «Начальная военная подготовка» (НВП), регулярно проводились летние военные сборы в лагерях.

Основные цели и направления работы пионерских организаций – воспитание гражданина и патриота. Она привлекала многих детей возможностями участия в досуге по интересам, неформальном общении в домах пионеров и школьников, имела патриотическую направленность и проводилась с непосредственным участием комсомольской организации. Это деятельность школьных музеев, кружков типа «Юный моряк», «Меткий стрелок» и т.п. Позитивную роль в организации военно-патриотического воспитания, физической подготовки школьников играли пионерские лагеря. Многие руководители пионерских организаций вносили в ее деятельность романтику и творчество. Однако урон нравственному воспитанию пионеров вносили классовый подход, политизированная направленность мероприятий, обязательность атеистического мировоззрения.

Священный долг комсомола был, согласно Уставу ВЛКСМ, – готовить молодежь к защите социалистической Родины, воспитывать самоотверженных патриотов, способных дать решительный отпор нападению любого врага. Одной из составляющих деятельности комсомольской организации школы в деле военно-патриотического образования являлось физическое воспитание школьников, спортивные лагеря, проведение уроков мужества, месячников оборонно-массовой работы, организация Всесоюзных военно-спортивных игр «Зарница» и «Орленок», главными задачами которых было: приобретение школьниками некоторых знаний, умений и навыков, необходимых будущему воину, совершенствование физического развития и закалки. Они представляли собой комплекс мероприятий военно-патриотического характера (лекции, следопытская работа, походы по местам боев, военно-технические конкурсы, эстафеты, тактические игры на местности, лагерные сборы, поездки в воинские части, военно-прикладные виды спорта). Игры имели большое значение в развитии инициативы, общественной активности, организации досуга подростков.

Наиболее ярким примером военно-патриотического образования в СССР была деятельность организаций ДОСААФ и военно-учебных заведений – Суворовских и Нахимовских военных училищ, где сочеталось умственное и нравственное воспитание в учебно-образовательном процессе с военной подготовкой к службе в вооруженных силах.

Программа военно-патриотического образования в СССР была глубоко продумана на государственном уровне и вопрос о ней периодически поднимался на съездах КПСС и ВЛКСМ. В прессе и на телевидении много внимания уделялось освещению подвигов советских солдат и офицеров, рассказам о героической профессии защитника Отечества.

Результатом такой деятельности было то, что Вооруженные Силы не испытывали недостатка в призывниках. Для молодежи в то время характерно было стремление в армию. Редко кто в юные годы не мечтал стать летчиком, артиллеристом, моряком, а позднее десантником, ракетчиком. Не все становились профессиональными военными, но от службы в армии никто не увиливал. Это считалось позорным в молодежной среде, а девушки не без резона считали белобилетников «бракованными», и хорошая девушка замуж за такого не шла.

Однако вторая половина 80-х годов и 90-е годы прошлого века ознаменовались кардинальными изменениями в военно-патриотическом образовании учащихся.

В прессе, на телевидении и по радио в то время можно было прочитать, увидеть и услышать только негативные моменты из прошлого и настоящего страны, ее Вооруженных Сил. Делалось все возможное, для того чтобы очернить российскую историю. Для этого использовалась фальсификация истории войн и вооруженных конфликтов с участием российских и советских войск, нечистоплотные измышления по фактам жизни политических и военных деятелей России/СССР, бредовые идеи насчет гегемонистических устремлений русского народа. Миллионными тиражами публиковались книги и воспоминания изменников Родины В. Резуна, О. Гордиевского, В. Шевченко и др. Превозносилась и рекламировалась деятельность бандитов и террористов. Так, например, в книге «Энциклопедия военного искусства», в которой практически ни слова не сказано о военном искусстве как таковом (достаточно ознакомиться с ее содержанием: глава 1. Кризис в Венгрии, глава 2. Берлинский кризис, глава 3. Вторжение СССР в Чехословакию, глава 4. Кризис в Польше, глава 5. Румынская революция и т.д.), приводится описание того как «полковник вооруженных сил Республики Ичкерия (Басаев) укрепившись по всем правилам военного искусства в здании больницы (г. Буденновск), провел на территории противника диверсионную акцию, адекватную тому, что творили федеральные войска в Чечне, в результате которой батальон Басаева с триумфом вернулся в Чечню, униженный и оскорбленный Кремль был вынужден де-факто признать Дудаева лидером Ичкерии, а Степашина на посту директора ФСБ сменил Барсуков».

На волне псевдодемократии и дешевого популизма отдельных политиков и общественных деятелей, институт подготовки молодежи к службе в армии и военно-патриотического воспитания был разрушен. Под лозунгом демилитаризации школы НВП была упразднена. Армию стали сравнивать с тюрьмой, сделали ее предметом насмешек, стали нагнетаться нездоровые эмоции среди молодежи, особенно призывного возраста.

Следствием такой деятельности стало то, что слова «патриот», «патриотизм» в общественном сознании стал приобретать негативный оттенок. Если в 1987 г. патриотами своего Отечества считали себя 93% опрошенных, то уже в 1991 году этот показатель составил менее половины – 42%, а в 1998 году таковыми себя считали не более 23% опрошенных. Среди опрошенного пополнения, поступившего в войска осенью 1997 года, только каждый пятый был готов встать в солдатский строй, а 36% из числа опрошенных хотели бы покинуть Родину.

Как результат усилилась тенденция уклонения граждан от призыва на военную службу. Так, если в 1985 году от призыва уклонились 443 человека, то осенью 1999 года почти 40 000 призывников. Количество молодых граждан, годных к военной службе по состоянию здоровья, снизилось с 92,7% в 1988 году до 66% в 1999 году, т.е. более чем на четверть. Среди призывной молодежи стал наблюдаться рост наркомании, алкоголизма, венерических заболеваний и других болезней, обусловленных социальными причинами.

Отмена в 1991 году обязательной допризывной подготовки стало причиной резкого ухудшения качественных характеристик призывного контингента. В частности, на 19% (с 92,8% до 73,8%) уменьшилось количество граждан, направленных в войска с начальным, средним профессиональным, средним (полным) общим образованием, на 40% (с 3,6% до 43,6%) увеличилось количество нигде не работающих и не учащихся призывников.

Произошло разрушительные сдвиги в нравственном сознании молодежи. Ее кумирами все чаще становились лица преступного мира.

Учитывая сложившуюся ситуацию, руководство страны приняло ряд мер по улучшению положения дел.

Так, в марте 1998 года была принята новая редакция Закона РФ »О воинской обязанности и военной службе», которая ввела в стране обязательную и добровольную систему подготовки молодёжи к военной службе, военно-патриотическое воспитание, а также лечебно-оздоровительную работу, без чего невозможно воспитание здорового поколения России.

Принимается Постановление Правительства РФ № 1441 от 31 декабря 1999 года, подписанное В.В.Путиным. Оно носит название »Об утверждении Положения о подготовке граждан РФ к военной службе».

Была принята Правительством государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», в разработке которой участвовали практически все министерства и ведомства, ведущие общественные организации, администрации субъектов Федерации, Государственная Дума.

В образовательных учреждениях было организовано обучение учащихся по курсу «Основы военной службы» интегрированного с курсом ОБЖ. Содержание учебных программ курса включает: получение начальных знаний в области обороны государства, правовые основы военной службы, военно-патриотическое воспитание; основы медицинских знаний и др. Кроме теоретических занятий Программа предусматривает проведение пятидневных учебных сборов в период летних каникул на базе воинских частей, определенных военными комиссариатами или учебными подразделениями РОСТО.

Вместе с тем, следует отметить, что проводимая всеми институтами государства работа по военно-патриотическому образованию учащихся осуществляется недостаточно целенаправленно и бессистемно.

Это обусловлено следующими обстоятельствами:

1. Недостаточно разработанной теоретико-методологической базой военно-патриотического образования учащихся.

2. Отсутствием в структуре федеральной исполнительной власти органа управления, осуществляющего координацию военно-патриотической работы государственных институтов, образовательных учреждений, общественных организаций, религиозных объединений.

3. Несовершенством нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность органов государственной власти, образовательных учреждений, воинских частей, общественных объединений в сфере военно-патриотического образования учащихся.

4. Недостаточным вниманием со стороны органов исполнительной власти всех уровней к координации деятельности военно-патриотических, военно-спортивных, поисковых, военно-исторических общественных организаций и религиозных объединений. В настоящее время в Российской Федерации действуют несколько тысяч различных молодежных общественных организаций патриотической направленности. Однако до настоящего времени они действуют разобщено, замыкаются на различные ведомства.

О том, что проведенных мер по возрождению военно-патриотического образования подрастающего поколения оказалось недостаточно, свидетельствует продолжающийся процесс уклонения молодежи от военной службы, в том числе и от альтернативной, процветание среди молодежи духа стяжательства, дальнейшее распространение наркомании, алкоголизма, теперь уже среди учащихся.

Поэтому отдельными мерами по улучшению военно-патриотического образования учащихся в настоящее время не обойтись. Нужны кардинальные изменения в военно-патриотическом образовании подрастающего поколения.

 

Литература

1. Абрамов А.В. Становление и развитие современного российского патриотизма как явление политического сознания. Дисс. ... канд. политол. наук. – М., 2001. – 181 л.

2. Аванесов Н.Ю., Хайдарова С.Х. Военно-патриотическое воспитание школьников. – Ташкент, 1988. – 65 с.

3. Антонова И.Р. Деятельность органов управления, общественных организаций города Москвы по военно-патриотическому воспитанию молодежи в 1992 – 2002 гг. Дисс. ... канд. ист. наук. – М., 2004. – 218 л.

4. Бескровный Л.Г. Хрестоматия по русской военной истории. М., 1947.

5. Буковская Т.И. Кадетские корпуса: история, этапы становления и развития военного образования в России: Автореф. дис... канд. ист. наук. С.-Петерб. ун-т. — СПб: Б.и., 2003. — 22с.

6. Васютин Ю.С. Военно-патриотическое воспитание: теория, опыт. – М., 1984. – 316 с.

7. Военная история Отечества с древних времен до наших дней. В 3 т. М., 1995.

8. Военно-патриотическое воспитание молодежи (проблемы и опыт). М.: Патриот, 1991. — 213 с.

9. Военно-патриотическое воспитание советской молодежи. М.: Воениздат, 1983. — 224 с.

10. Военно-патриотическое воспитание учащейся молодежи. М.: ДОСААФ, 1985. — 94 с.

11. Волков А.П. Подготовка молодежи к защите Родины: проблемы и пути их решения (1985-1991 гг.). – М., ГАВС, 1992. – 63 с.

12. Волков С.В. Русский офицерский корпус. М.: Воениздат, 1993. – 368 с.

13. Воспитание гражданина в советской школе/Под ред. Г.Н. Филонова. – М.. 1990. – 176 с.

14. Галанин Ю. О патриотическом воспитании в кадетском корпусе МЧС//Воспитание школьников.— 2002.— № 8.— С. 13-16.

15. Галенковский П.А. Воспитание юношества в прошлом. СПб, 1904. – 122 с.

16. Гражданином быть обязан: Об истории Российского государства и его Вооруженных Силах, традициях, морально-психологических и правовых основах военной службы/Под ред. С.Н. Эрлика, В.Н. Иванова, В.В. Марущенко. – М.: Русь-РКБ, 1999. – 307 с.

17. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения — российский путь развития//Воспитание школьников.— 2002.— № 7.— С. 8-10.

18. Губанов Н.И. Отечество и патриотизм. – М., 1960. – 34 с.

19. Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе. М.: Учпедгиз, 1960. – 299 с.

20. Жуков И.М. и др. Военно-патриотическое воспитание старшеклассников. – М., 1982. – 160 с.

21. Иванов В. Русь изначальная. М., 1983.

22. Иванова С.Ю. Проблемы становления и развития современного российского патриотизма//Изв. вуз. Сев.-Кавк. регион. Обществ. науки.— 2003.— № 4.— С. 3-7.

23. История Отечества. В 2 кн. М., 1992-1993.

24. Керсновский А.А. История русской армии в 4 томах. — М.: Голос, 1992-1994. т. 1. — 304 с, т. 2. — 336 с, т. 3. — 352 с, т. 4. — 368 с.

25. Колычев В.Г. Истоки мужества: Подготовка молодежи к вооруженной защите Родины в 1918-1945 гг. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1985. — 159 с.

26. Конотоп И.И., Верченко Т.В. Насонова Л.Ф. Традиции военно-патриотического воспитания в школе. Возрождение и развитие//Завуч. – 2000. — № 7. – С. 106-111.

27. Кужилин С.Ф. Развитие военного патриотизма в послереволюционный период//Телескоп.— 2002.— № 1.— С. 175-185.

28. Курмышов В.М. Воспитание в кадетских корпусах России: Анализ педагогического опыта 1882 – 1917 гг. Дисс. ... канд. пед. наук. – СПб, 1997. – 199 л.

29. Луначарский А.В. О воспитании и образовании. – М.: Педагогика, 1976. – 636 с.

30. Манукян В.М. Военно-патриотическое воспитание населения России, 1905 – 1914 гг. Дисс. ... канд. ист. наук. – СПб, 2000. – 183 л.

31. Медынский Е.Н. История русской педагогики с древнейших времен до Великой пролетарской революции. 2-е изд., испр. и доп. – М., 1938. – 512 с.

32. Мосолов В.А. Парадигмы воспитания в педагогической мысли России XIXX вв. Дисс. ... докт. пед. наук. – СПб, 2000. – 367 л.

33. Никитин Н. Биография патриотизма//Патриот.— 2003.— № 34.— С. 8-9.

34. Патриотизм: вчера, сегодня, завтра//Кр. звезда. – 1997. – 26 июля.

35. Пинт А. Воспитание патриотизма в школе в дни Отечественной войны. – Свердловск, 1943. – 80 с.

36. Платонов О. История русского патриотизма//Молодая гвардия.— 2003.— № 11-12. — С. 221-240.

37. Разин Е.А. История военного искусства, т. 1-3.— СПб.: Полигон. — 1994. т.1. – 559 с., т.2. – 654 с, т.3 – 734 с.

38. Рождественская Р.Л. Патриотическое воспитание подрастающего поколения в истории отечественной педагогики XIXX вв. Дисс. ... канд. пед. наук. – Белгород, 1997. – 208 л.

39. Рыжов А.Н. Концепция «нового воспитания» и ее реализация в деятельности педагогов-реформаторов в странах Запада и России конца XIX – начала XX вв. Дисс. ... канд. пед. наук. – М., 2004. – 222 л.

40. Самарец Г.А. Содержание и методы военно-патриотического воспитания в России и Западной Европе: Дисс... канд. пед. наук. – М., 2001. — 225 л.

41. Строков А.А. История военного искусства, т.4-5.— СПб.: Полигон. — 1994. т.4 – 679с., т.5 – 711с.

42. Сухомлинский В.А. Воспитание личности в советской школе. Киев: Рад. школа, 1965. – 213 с.

43. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. М.: Педагогика, 1988.

44. Якобсон М.А. Теория и практика нравственно-гражданского воспитания старшеклассников в России и США в 80 – 90 гг. ХХ века. Дисс. ... канд. пед. наук. – Ставрополь, 1997. – 151 л.

 

 

 
Copyright © 2006