Навигация

 

 

Главная
Карта сайта
 

 

 

 

 

Исторический путь развития военно-патриотического образования подрастающего поколения Версия для печати Отправить на e-mail

 

В.Ю. Микрюков

Мировая история военно-патриотического образования уходит своими корнями в глубь веков. Еще в Древнем мире делались примитивные попытки накопления и передачи опыта и традиций вооруженной защиты своих интересов подрастающему поколению.

Особенности развития цивилизаций Древнего мира, различия религий, обычаев и традиций, разнообразие этнических, экономических и социокультурных факторов закономерно порождали своеобразие подходов к подготовке подрастающего поколения к воинской службе.

Вместе с тем в эпоху древних цивилизаций, несмотря на различия, воинское воспитание обладало рядом общих признаков, которые выражались в жестких социальных регуляторах, обязанностях и даже в зависимости подрастающего поколения от установленных норм и требований, продиктованных существующей идеологией и религией. На протяжении тысячелетий выстраивалась и последовательно совершенствовалась система военно-патриотического образования подрастающего поколения.

В плане военно-патриотического образования подрастающего поколения в Древнем мире особо выделяется Спарта. Система спартанского военно-патриотического образования имела целью выработать из каждого спартанца воина. Главное внимание спартанцы обращали на развитие физической силы, выносливости и смелости. Физическая сила, бесстрашие и ловкость в Спарте ценились очень высоко. Меньше внимания уделялось выработке культурных навыков, хотя каждый спартанец должен был уметь читать и писать. С 7 до 20 лет спартанец проходил обучение, после чего становился полноправным гражданином. Школьное образование было рассчитано на то, чтобы выработать презрение к роскоши, послушание, выносливость, физическую силу и смелость. Подростки воспитывались в суровых условиях: их часто заставляли голодать, переносить лишения и нередко наказывали. Большая часть времени отводилась упражнениям в беге, борьбе, метанию копья и диска. Много внимания уделялось военным играм. Музыка, пение, танцы были также направлены на воспитание качеств, необходимых воинам. Воинственная музыка должна была возбуждать мужество: танцы изображали отдельные моменты боя. В своих песнях спартанцы прославляли храбрых воинов и порицали трусов. Все спартанцы считались военнообязанными с 20 до 60 лет и распределялись по возрастным и территориальным группам.

Воспитание и обучение воинов в Древней Греции начиналось с семилетнего возраста, когда ребенка отдавали в школу; там его обучали чтению, письму и гимнастическим упражнениям. Дети до 16-летнего возраста занимались в школах борьбы (палестрах), где их обучали пятиборью: бегу, прыжкам, метанию диска и копья, борьбе, а также плаванию. В возрасте 16-20 лет юноши в обязательном порядке посещали гимнасии, где продолжалась физическая подготовка с военным уклоном. В результате такого воспитания и физического развития афинские граждане были сильными, подвижными и ловкими бойцами. Наряду с этим афиняне большое внимание уделяли тренировке своего мышления.

Крупным представителем древнегреческой военно-теоретической мысли был Ксенофонт (родился в 430 году до н.э.). В своих работах Ксенофонт большое место отводил вопросам воспитания и обучения подрастающего поколения. Он учил, что воспитание и обучение должны привить подрастающему поколению уважение к старшим, выносливость, физическую и моральную устойчивость, единодушие, взаимную поддержку, храбрость, знание военного дела, ограничение своей воли, дисциплину и повиновение. «Ученьем, — отмечал Ксенофонт, — поддерживается крепость телесная, строгим соблюдением военного порядка умножается сила душевная».

В Древнем Риме военную службу обязан был нести каждый гражданин. Для несения военной службы в полевой армии отбирались люди в возрасте от 17 до 45 лет. От военной службы освобождались только те лица, которые участвовали в 20 военных походах при службе в пехоте или в 10 военных походах при службе в коннице. Римская армия была сильна своей выучкой. Ее система воспитания и подготовки воинов создала, по словам Энгельса, победителей древнего мира.

«... мы всегда выигрывали тем, что умели искусно выбирать новобранцев, учить их, так сказать, законам оружия, закалять ежедневным упражнением, предварительно предвидеть во время упражнений в течение лагерной жизни все то, что может случиться в строю и во время сражения, и, наконец, сурово наказывать бездельников», — свидетельствовал военный теоретик Древнего Рима Вегеций в своей книге «Краткое изложение военного дела». И далее там же: «Теперь посмотрим, какого возраста надо набирать воинов. Действительно, если надо сохранить древний обычай, то всякий хорошо знает, что к набору надо привлекать людей в начале их возмужалости; не только скорее, но и лучше усваивается то, что изучают с юных лет. Затем, военную подвижность и ловкость, умение прыгать и бегать надо развить раньше, чем тело с возрастом станет вялым. Подвижность – это то, что после пройденного ряда упражнений делает бойца энергичным. Поэтому выбирать надо юношей, как говорит и Саллюстий: «Молодежь, выносливая на войне, в трудах лагерной жизни училась военному делу». Ведь лучше, чтобы юноша, пройдя курс обучения, мог сожалеть о том, что он еще не достиг возраста, нужного для бойца, чем скорбеть о том, что это время прошло».

На Востоке большое внимание военному обучению населения уделяли монголы-завоеватели, покорившие в XII-XIV вв. народы Китая, Средней Азии, Индии, Кавказа, Восточной и Центральной Европы. Обучение стрельбе из лука у монголов начиналось с трехлетнего возраста. Ребенок получал маленький лук, размеры которого увеличивались по мере его роста. Каждый монгол с младенчества учился управлять лошадью. Охота у них считалась школой войны и в ней принимало участие значительная часть населения, в том числе дети и женщины.

В эпоху средневековья совершенствование военного опыта и дальнейшее развитие теоретических основ воинского воспитания и обучения подтвердили значимость социальных аспектов, форм и методов подготовки подрастающего поколения, ставших, по сути, закономерным итогом общественного развития раннего средневековья. В этот период появилось и расширилось влияние религиозного воспитания на процесс формирования подрастающего поколения, возникли научные основы военно-патриотического образования.

В арабских племенах большое значение в военно-патриотическом образовании имел ислам. Ислам обещал за храбрую смерть в бою все блага в потустороннем мире, а здесь, на земле, требовал полного повиновения калифам (калиф, т.е. заместитель пророка являлся духовным владыкой и светским повелителем, глашатаем божественной воли и военным вождем). «Ислам, по утверждению Дельбрюка, — не религия, подобно христианству, а военно-политическая организация народа».

В Западной Европе с точки зрения развития военно-патриотического образования в период господства феодализма заслуживают некоторого внимания три имени: Робан Мавр – архиепископ Майнский (IX в.), Эгидий Роман или Колумб – кардинал и архиепископ Буржа (1247-1316 гг.) и Христиана де Пизан – дочь итальянского врача и придворного астролога французского короля (XIV в.).

Робан Мавр в своем приложении о душе человека главное внимание обращает на вопросы физических качеств воина и его физического воспитания.

Эгидий Роман отмечает, что воин должен обладать честолюбием, изобретательностью, предусмотрительностью, мудростью и хитростью, и эти качества необходимо, прежде всего, воспитывать у юношей знатного рода.

Христиана де Пизан требовала, чтобы юношество воспитывалось в военном духе, но дворян, по ее мнению, надо обучать рыцарскому искусству, а простой народ следует учить только стрельбе из лука и метанию камней.

Военный итальянский писатель Никколо Макиавелли (1469-1527 гг.), которого Энгельс характеризовал как первого, достойного упоминания, военного писателя нового времени, в трактате «О военном искусстве» писал: «Особенное внимание надо обращать на нравственные качества: солдат должен быть честен и совестлив». Ловкость и сила также являются необходимыми качествами солдата. Воспитание имеет весьма большое значение, так как «природа редко рождает храбрецов. Они во множестве создаются трудом и воспитанием».

Эпоха возрождения и реформации (конец XIV – начало XVI вв.) оказала мощное воздействие на всю идеологию и систему военно-патриотического образования подрастающего поколения. Философско-педагогические взгляды и учения европейского Возрождения, его педагогическая триада (классическое образование, физическое развитие, гражданское воспитание) качественно изменили смысл и содержание военно-патриотического образования подрастающего поколения.

Новизна ренессансных подходов к решению задач военно-патриотического образования выражалась в обновлении идеала духовного и физического развития личности, способной на самостоятельные и общественно-полезные действия; побуждении и развитии у подрастающего поколения национального самосознания; актуализации идей и опыта военного искусства Римской империи; усилении внимания к идеям независимости и пробуждения чувства единства этноса; критике христианского аскетизма и недостатков рыцарского воспитания и т.д.

Результаты анализа педагогических взглядов позднего Возрождения позволяют сделать выводы о том, что в преддверии Нового времени в сфере военно-патриотического образования постепенно происходит переход от религиозной к светской системе. Главная цель военно-патриотического образования определялась как обеспечение подготовки к жизни в обществе в соответствии с теми установками и ценностями, которое оно декларировало.

Аргументируя новое содержание принципа природосообразности, который получил свое выражение не только в дидактике Я.А. Коменского, но и в педагогических воззрениях Ф. Нокса, М. де Монтеня, ученые нового времени создали предпосылки построения системы военно-патриотического образования. Я.А. Коменский, В. Ратке и др. объективно формировали теоретические основы воспитания патриотов, людей, готовых и способных с честью и достоинством исполнять обязанности военной службы.

Социальные преобразования, произошедшие в Европе, а также в США в начале Нового времени под воздействием исторических событий – Нидерландская революция (1560-1609), Английская революция (1640-1660), Французская революция (1789-1794) и, наконец, война за независимость в США – объективно «подвели» научную общественность к обновлению педагогических концепций, адекватно отражающих, в свою очередь, новый социальный заказ на формирование человека современного типа – гражданина и патриота своей страны.

Буржуазные революции уничтожили феодальные порядки с их сословными перегородками, было упразднено и крепостничество. Все это явилось социальной предпосылкой для введения нового способа комплектования армий и военно-морских флотов – всеобщей воинской повинности, следствием которой стало появление национальных армий, рост численности вооруженных сил и появление на театрах войны массовых армий, насчитывающих сотни тысяч людей.

На основе бурного развития промышленности совершенствовалось производство оружия и вообще новой военной техники, для применения которых требовался довольно высокий культурный уровень солдата и матроса. Нужны были образованные офицеры и генералы, способные рационально использовать силы и средства массовых армий.

В этих условиях патриотизм личного состава национальной армии и военно-морского флота являлся важной движущей силой, определяющей особенности воспитания и обучения войск, их моральные качества и боеспособность.

При Наполеоне I, когда Франция вела войны и необходимо было пополнять армию воинами, главной задачей школы официально считалась подготовка солдат и служащих, преданных императору. С 1802 г. создавались 6-летние лицеи – государственные, мужские средние учебные заведения, предназначенные для обучения и воспитания будущих офицеров и чиновников.

В Великобритании был создан Королевский военный колледж в Сэндхерсте (1802), 1-я бригада морской лиги мальчиков (1899), Военно-морская школа в Дартмуте и Осборне (1902) и др.

В эпоху Нового времени, времени бесконечных войн за передел мира, ученые призывали к военно-патриотическому образованию подрастающего поколения. К.А. Гельвеций говорил о всемогуществе военно-патриотического образования и его идеалом считал человека, преисполненного гражданских добродетелей, патриота, готового на жертвы ради общего дела.

В Европе эпоха Нового времени тесно связана с творчеством И. Канта, И.Г. Фихте, Г.В. Гегеля, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Герберта, Ф.А. Дистервега и др. С позиций проведенного исследования, А. Дистервег сумел заметить и обосновать правомерность новых конструкций воспитания человека, в которых обществу, государству и различным социальным институтам должна принадлежать ведущая роль.

Носителями педагогической мысли в первой половине ХХ века стали известные ученые Э. Дюркгейм, П. Наторп, Э. Шпренгер. В наиболее общем виде они выражали убежденность в том, что основой военно-патриотического образования служит социально-культурно-историческое знание.

Важнейшую роль отводили военно-патриотическому образованию в эпоху Нового времени и на Востоке.

В этом отношении показателен пример Японии. Так, по свидетельству русского военного историка А.А. Строкова «... японцу с детских лет внушали, что он ради государственных идеалов должен в любое время жертвовать собой, своим личным «я». Сильно было влияние конфуцианства – культа предков. Выступая в военный поход, офицеры и солдаты совершали обряд погребения. Считалось священным имя героя, записанное в храме «шохонша». Призыв молодого японца в армию считался почетным для семьи. При следовании войск население деревни выходило им навстречу и провожало их до следующей деревни. Семьям убитых на войне оказывались почести».

По свидетельству другого русского историка А.А. Керсновского «... традиция, воспитание, весь уклад жизни их народа были направлены к развитию пламенной любви к родине, готовности, не задумываясь, отдать свою жизнь для ее величия. Высокий уровень народного образования делал патриотизм осмысленным, а военное обучение – легким. Система воинского воспитания была направлена к закаливанию воли, развитию энергии, культивированию широкой инициативы.

В Китае военно-патриотическое образование подрастающего поколения было возведено в ранг государственной идеологии.

Начиная с ХХ века, в военно-патриотическом образовании подрастающего поколения все большую роль стали играть общественные организации и образовательные учреждения.

Так, на Западе определенную роль в военно-патриотическом образовании подрастающего поколения взяли на себя ученические организации: скаутские отряды, школьные кооперативы.

Первая организация скаутов в Великобритании была образована в 1907 г.

Основные идеи скаутизма были разработаны полковником Р. Баден-Пауэллом (1898). Деятельность скаутских отрядов на природе, военизированные игры развивали у детей смелость, инициативу, решительность, воспитывали гражданские качества, любовь к Родине. Игры, захватывая детей и подростков, побуждали их производить такую работу и такие упражнения, которые имели для них воспитательную ценность. Скаутинг – направление военно-патриотического образования, которое выдержало испытание временем и действует до сих пор.

В современном мире все ведущие государства уделяют военно-патриотическому образованию подрастающего поколения огромное внимание.

В США воспитание в своих гражданах патриотизма налажено с детских лет. В школах дети еще в младших классах заучивают, что такое Декларация независимости, разыгрывают костюмированные сценки о том, как она создавалась. Выучиваются цитаты отцов-основателей и выдающихся американских президентов. Учебники по истории США полны примеров о героических деяниях американцев. Допущенные при этом ошибки иногда признаются, но указывается, что они явились следствием неких обстоятельств.

Непосредственную связь со школами поддерживают ветераны вооруженных сил, различных войн. В США много различных ветеранских организаций. Они действуют на общественных началах, но государство активно их поддерживает, оказывая финансовую и материальную помощь, т.к. видит в деятельности этих организаций важное средство воспитания у населения, особенно у молодежи, гражданских и патриотических чувств. И довольно часто на страницах американских газет можно встретить заметки о том, как, например, ветераны Второй мировой войны посетили ту или иную школу и насколько дети были рады встрече с ними.

Особый вклад в военно-патриотическое образование в США вносит скаутское движение, охватывающее 4,1 млн. бойскаутов и 2,6 млн. герлскаутов. Все скаутские организации объединены в Союз скаутов США, возглавляемый национальным комитетом, в который входят представители деловых кругов, духовенства и высшего военного руководства страны. В программе этого движения основной упор делается на ознакомление детей с военной литературой и прессой, посещение музеев и мемориальных комплексов, туризм, военизированные игры, занятия по военной технике (изучение образцов стрелкового оружия, артиллерийского и бронетанкового вооружения), на физические упражнения (облегченные комплексы, предназначенные для солдат и офицеров), способы выживания в экстремальных условиях, марш-броски и т.д. Вооруженные силы США предоставляют свои объекты, базы, учебные центры, полигоны для организации работы со скаутами, проводят совместные учебные занятия подразделений организованного резерва и скаутских формирований, берут на себя их материально-техническое обеспечение. В воинских частях и соединениях практикуется проведение «Дней скаутов», когда детям разрешен свободный доступ к боевой технике и общение с военнослужащими.

Наряду с общественными организациями огромная роль в военно-патриотическом образовании учащихся принадлежит государству. Так, все большее число американских школ открывает юношеские курсы по подготовке офицеров запаса. Это своего рода специальные кадетские классы при школах, создаваемые с разрешения министерства образования командованиями вида вооруженных сил США.

Существует специальный федеральный закон, регулирующий правила создания военных классов. Так, в школе должно быть определенное количество физически здоровых учеников. Школа (частная или общественная) должна иметь соответствующие помещения для организации классов. Соответствующее военное министерство, имеющее в своей структуре специальное управление, как, например, министерство армии (сухопутных сил), обязано предоставлять преподавателей из числа офицеров и сержантов. На военных лежит обязанность в деле обеспечения учебными материалами, формой (ношение ее обязательно во время занятий).

Основными направлениями программы считаются развитие понятия «гражданин», качеств лидера, навыков общения, отказ от наркотиков, привитие уважения к военной службе, физическое развитие. Особое внимание уделяется и непосредственно военной подготовке. Выезды в учебные лагеря, занятия по стрелковой подготовке, топографии и ориентированию на местности, подрывное дело, вождение техники, — все это служит росту интереса к военным классам. Ученики имеют такие же звания, как и в настоящих вооруженных силах, только с приставкой «кадет». Знаки различия и форма также отличны от настоящих.

В 1999 году в целях улучшения качественного комплектования сухопутных войск США и усиления военно-патриотического образования молодежи министерством обороны США было принято решение об организации при средних школах страны дополнительно к уже существующим еще 250 курсов начальной военной подготовки.

В настоящее время начальную военную подготовку проходят 230 тысяч школьников США, которым вменено обязательное ношение соответствующей военной формы в период занятий.

В качестве преподавателей привлекаются офицеры в отставке. При этом учебные заведения выплачивают заработную плату, представляющую собой разницу между размером пенсии и денежным содержанием офицера, находящегося на действительной военной службе.

Вневойсковая подготовка граждан к военной службе существует в настоящее время практически во всех странах Западной Европы. Например, в Германии, Великобритании и Франции такая подготовка проводится в школах штатными офицерами по делам молодежи, организующими и координирующими деятельность различных органов управления и общественных организаций по военно-профессиональной ориентации молодежи.

В Великобритании особое место в работе с молодежью занимает министерство обороны, которое рассматривает ее как важный источник пополнения новобранцами вооруженных сил. С этой целью министерство осуществляет ряд социальных и обучающих программ.

Основным элементом среди них являются так называемые Силы кадетов (Cadet Force), в которые включены 125000 молодых людей в возрасте от 12 до 22 лет. Эти силы в свою очередь делятся на Объединенные силы кадетов (CCF), действующие в 245 школах (преимущественно частных) по всей стране, в них вовлечены 40000 человек. Также существуют Морской кадетский корпус (SCC), Армейские силы кадетов (ACF) и Учебный корпус ВВС (АТС).

Если CCF создаются при школах, то прочие формирования создаются на базе специальных центров. Так, в стране имеется 400 центров SCC – 11000 кадетов, 1700 центров ACF – 41000 кадетов и 1000 центров АТС – 33000 кадетов. В процессе обучения задействованы свыше 23000 сотрудников, как министерства обороны, так и привлеченных лиц. Основная цель подобных курсов – сделать так, чтобы выпускник школы в первую очередь подумал о военной карьере, захотел служить в армии осознанно и видел в этом пользу для себя и для страны.

Посещение классов – добровольное. Время занятий каждая школа устанавливает по-своему. Обычно это 2-3 часа после основных занятий один раз в неделю. Преподавателями в CCF являются офицеры, действующие или запаса. Занятия включают в себя не только изучение военного дела, но и истории войн, социальных наук, основ государства. Такие программы во многом финансируются правительством. Более того, в министерстве обороны существует департамент тылового обеспечения кадетов, занимающийся выдачей предметов обмундирования и снаряжения для проведения занятий (а они проводятся в форме) в школах.

Военная подготовка в школах, именуемая «Системой вневойсковой подготовки», организуется и проводится среди мальчиков и даже девочек в возрасте от 11 до 18 лет.

В Германии основная работа по военно-патриотическому образованию учащихся ведется общественными организациями. Хотя и на некоторые государственные институты также возложена задача по работе с молодежью, чтобы воспитать в них гражданские чувства и как следствие любовь к стране и готовность ее защищать. Частично эта задача решается и через деятельность церкви. Как известно, она в Германии отделена от государства. Однако между государством и церковью заключено соглашение по совместному формированию основ гражданственности в обществе.

Что касается министерства обороны Германии, то в нем в составе службы по связям с общественностью имеется такая составляющая, как югенд-офицеры – офицеры по работе с молодежью. В их задачи входит разъяснение школьникам и студентам основ внешней и оборонной политики Германии, международной ситуации. Они посещают, правда с разрешения директора, школы и высшие учебные заведения, где проводят свою работу. Эти же офицеры организовывают своего рода «дни открытых дверей» в воинских частях, когда школьники знакомятся с военной службой, солдатами, техникой. Югенд-офицеры ответственны за проведение семинаров-встреч между солдатами и учащимися, на которых рассматриваются различные вопросы социального характера, в том числе и патриотизма. Следует также отметить, что службой по связям с общественностью министерства обороны Германии специально для молодежи создан Интернет-сайт «Встреча с бундесвером», где можно узнать основные ответы на вопросы о военной службе.

В результате семья, церковная община, школа, министерство обороны, общественные организации Германии делают все для того, чтобы каждый немец осознавал гражданином и патриотом, готовым выполнить свой долг перед обществом и страной.

Таким образом, подводя итог краткому историческому экскурсу, следует отметить, что во все времена, включая нынешнее, все народы придавали военно-патриотическому образованию подрастающего поколения важнейшее значение, видя в нем залог безопасности существования государства.

 

Литература

1. Баден-Пауэлл Р. Настольная книга скаута. М.: Рус. кн., 2001. – 358 с.

2. Вегеций Ф.Р. Краткое изложение военного дела.

3. Ге Ф. История воспитания и образования. – М.: Тихомиров, 1912. – 660 с.

4. Георгиева Т.С. Высшая школа США на современном этапе: Монограф. –М.: Высш. шк., 1989. – 144 с.

5. Дельбрюк. История военного искусства, т. III, 1938, С. 149-150.

6. Демолен Э. Как воспитывать наших детей. Пер. с франц. СПб, 1896.— 30 с.

7. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики: Учеб. пособие для вузов. – М.: Издательская группа «Форум» — «ИНФРА-М», 1988. – 272 с.

8. Керсновский А.А. История русской армии в 4 томах. — М.: Голос, 1992-1994. т. 1. — 304 с, т. 2. — 336 с, т. 3. — 352 с, т. 4. — 368 с.

9. Локк Дж. Сочинения: В 3-х т. Пер с англ. М.: Мысль, 1985.

10. Макиавелли Н. О военном искусстве. М.-Л., 1939. С. 48, 208.

11. Малькова З.А. Двенадцатилетняя американская школа: организация и особенности учебно-воспитательной деятельности, их результаты. –М., 2000. – 54 с.

12. Орехова Е.Я. Воспитание в лицеях Франции. Дисс. ... канд. пед. наук. – Тула, 1999. – 148 л.

13. Оуэн Р. Об образовании человеческого характера. Пер. с англ. 3-е полн. изд. М.: Билибин, 1893. – 180 с.

14. Певзнер М.Н. Реформаторское движение в педагогике Западной Европы, конец XIX – начало XX века. Дисс. ... докт. пед. наук. – Новгород, 1997. – 338 л.

15. Разин Е.А. История военного искусства, т. 1-3.— СПб.: Полигон. — 1994. т.1. – 559 с., т.2. – 654 с, т.3 – 734 с.

16. Рыжов А.Н. Концепция «нового воспитания» и ее реализация в деятельности педагогов-реформаторов в странах Запада и России конца XIX – начала XX вв. Дисс. ... канд. пед. наук. – М., 2004. – 222 л.

17. Самарец Г.А. Содержание и методы военно-патриотического воспитания в России и Западной Европе: Дисс... канд. пед. наук. – М., 2001. — 225 л.

18. Строков А.А. История военного искусства, т.4-5.— СПб.: Полигон. — 1994. т.4 – 679с., т.5 – 711с.

19. Сунь-цзы. Трактат о воинском искусстве.

20. Фахрутдинова А.В. Гражданское образование учащихся в средней школе США, конец ХХ века. Дисс. ... канд. пед. наук. – Казань, 2001. – 170 л.

21. Френе С. Избранные педагогические сочинения. Пер. с франц. М.: прогресс, 1990. – 301 с.

22. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики/Сост. и авт. вводн. ст. А.И. Пискунов. – М.: Просвещение, 1981. – 560 с.

23. Якобсон М.А. Теория и практика нравственно-гражданского воспитания старшеклассников в России и США в 80 – 90 гг. ХХ века. Дисс. ... канд. пед. наук. – Ставрополь, 1997. – 151 л.

 
Copyright © 2006