Навигация

 

 

Главная
Статьи
Карта сайта
 

 

 

 

 

Воспитание должностных лиц Версия для печати Отправить на e-mail

МЕТОДИКА РУКОВОДСТВА САМОВОСПИТАНИЕМ И САМООБРАЗОВАНИЕМ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ БАТАЛЬОНА

 

Вопросы:

 1.  Самовоспитание и его сущность.

 2. Пути и методы самовоспитания.

 

 

< 1>

В современных условиях, когда возрастает роль нравственных начал в жизни общества, организованности и дисциплины людей, вопросы само­воспитания становятся особенно актуальными в деле формирования нового человека.

САМОВОСПИТАНИЕ - это сознательные целеустремленные усилия челове­ка, направленные на развитие и совершенствование своих политических, моральных, эстетических и физических качеств, сильной воли и характера.

Самовоспитание осуществляется под влиянием социальной потребности обладать определенными качествами, позволяющими успешно решать те за­дачи, которые ставит жизнь. Эта потребность развивается в процессе труда, общения людей. 

Воспитание человека начинается с момента его рождения, а пора са­мовоспитания наступает тогда, когда уровень самосознания, жизненный опыт и воля человека позволяют ему ставить перед собой определенные цели и добиваться их осуществления.

Многие солдаты утверждали, что только в армии они поняли сущность и значение дисциплины, научились дорожить временем, выработали сдер­жанность, актуальность.

Самовоспитание помогло им устранить в своем поведении ряд отрица­тельных привычек, развить исполнительность и беспрекословное повинове­ние. Солдаты рассматривают армейскую службу как хорошую школу воспита­ния волевых качеств: мужества, стойкости, выносливости и т.д.

Значительное место в самовоспитании воинов принадлежит совершенс­твованию физических качеств. Некоторые воины впервые начали системати­чески и целеустремленно заниматься физкультурой и спортом.

Не менее важным являются усилия воинов по совершенствованию эстетических качеств.

Роль самовоспитания офицера, прапорщика определяется прежде всего тем, что в большой и многообразной работе с подчиненными успех во мно­гом зависит от уровня подготовки, профессионального мастерства, личного примера7 поведения на службе и в быту.

Российскому офицеру, прапорщику нужны прочные знания педагогики и психологии, умение руководствоваться ею в своей практической деятель­ности.

Важнейшей предпосылкой самовоспитания является наличие   четко осознанной цели, носящей возвышенный и благородный характер.

Необходимым условием самовоспитания является выработка для себя высокого идеала.

В результате самовоспитания происходит качественное изменение всех свойств личности.

  

< 2>

Успехи в самовоспитании во многом зависят от того, какими путями воин идет к намеченной цели, какие методы и приемы он использует в работе над собой.

В формировании высоких духовных идеалов решающая роль принадлежит мировоззрению и убежденности человека. Они оказывают решающее влияние на содержание потребностей, направленность и широту интересов, на содержание чувств и черт характера, - это политическое самообразование.   

Политическое самообразование в/служащих различных категорий способствует углублению и прочному усвоению знаний полученных в процессе ОГП.

Большую помощь в совершенствовании навыков самостоятельной работы
оказывает выступление с докладами, сообщениями, рефератами по различным вопросам. Большое значение для самообразования имеет самостоятель­ное овладение военным, техническими и общеобразовательными знаниями.

Одним из основных путей самовоспитания является активная практи­ческая деятельность воинов.

В выработке необходимых качеств существенную роль играет правильная оценка воином результатов своей деятельности, своего поведения. Поводом для такого самоанализа обычно является желание честно выпол­нять свой долг, завоевать уважение товарищей и командиров, самоанализ может сочетаться с самокритикой и самоосуждением своих недостатков.

Реализация основных путей самовоспитания предполагает необходи­мость использования и соответствующих методов.

 К числу их относится:

самоубеждение;
    -самовнушение;

самоупражнение;

самопринуждение.

Ведущая роль в самовоспитании принадлежит методу самоубеждения. Это дискуссия воина с самим собой, выдвижение доводов "за" и "про­тив", их сопоставление с целью нахождения истины.

Убедить себя - значит доказать самому себе истинность того или иного положения.

Самоубеждение дает наибольший успех при наличии сильной и положительно направленной воли. При помощи самоубеждения можно перестроить не только свое сознание, но и поведение.

САМОВНУШЕНИЕ это воздействие воина на самого себя посредством слова без критического к нему отношения. Самовнушение в основном адресуется к эмоциональной сфере, воображению для воздействия на психику. Наилучшие результаты самовнушения при расслабленной всей мускулатуре тела. Формула самовнушения /словесный текст/ состоящая из 4-5 фраз. Слова надо произносить от своего имени, в утвердительной форме внастоящем времени.       

Метод самоупражнения. Он имеет особое значение в формировании  правильных привычек поведения и укрепления воли. Суть этого метода состоит в самостоятельном приобретении опыта правильного поведения, а также в  многократном преодолении встречающихся трудностей. Самоупражнение помогает добиться устранения многих отрицательных черт характера.

Например, вспыльчивость, грубость по отношению к товарищам - преодолевается   путем самоупражнения в выдержке и самообладании.

В процессе преодоления отрицательных черт характера и поведения, развитие положительных качеств, применяется метод самопринуждения, а иногда и метод самонаказания. При выполнении воином обязанностей, ему нередко приходится поступать как нужно, а не так, как хотелось бы.

Чтобы "поднять" себя на полезное дело, для которого не хватает силы воли, нередко прибегают к гласному самообязательству.

В тех случаях, когда происходит срыв и самозадание не выполняется, или совершается ошибка, прибегают к самонаказанию: отменяют посещение кино, увольнение и т.д. и доделывают работу в часы, намеченные для отдыха.

 
Copyright © 2006-2016

Яндекс цитирования