Вопросы: 1. Задачи военной педагогики - как одной из форм военного управления. 2. Влияние принятых командиром управленческих решений на учебно-боевые процессы и укрепление воинской дисциплины. < 1> Военная педагогика призвана изучать педагогические закономерности целенаправленного воздействия на военнослужащих и воинские коллективы в целях формирования у них высоких морально-психологических и боевых качеств, боевого мастерства, всего того, что необходимо для поддержания высокой боевой готовности, успешного выполнения воинского долга. Педагогически грамотно принятое управленческое решение командира содержит в себе воспитательные функции и направлено на воздействие командира на личность военнослужащего, воинский коллектив или отдельные социально-психологические процессы происходящие в них, в целях изменения их состояния и придания им новых качеств, способствующих достижению поставленных целей. Сегодня, когда в современной боевой обстановке подготовке решающую, роль играет морально-психологический фактор, ВС нужны не просто высококвалифицированные командиры и начальники, а психологически мыслящие, мудрые в управлении профессионалы. Исходя из этого военной педагогикой решаются следующие задачи: Изучение сущности, особенностей и педагогических закономерностей военно-педагогического процесса и его составных частей обучения, воспитания, психологической подготовки, самовоспитания, самообразования. Дальнейшая разработка принципов обучения и воспитания в соответствии с происходящими большими изменениями в жизни общества и ВС, с учетом качественных изменений и личном составе. 3. Выявление и обоснование условий успешной реализации требований принципов обучения и воспитания различных категорий военнослужащих. 4. Определение путей повышения эффективности различных способов контроля, оценки учебно-воспитательного процесса, уровней обученности и воспитанности военнослужащих и воинских коллективов. < 2> Учебно-воспитательный процесс оказывает огромное влияние на формирование человека, так как занятия должны организовываться в обстановке максимально приближенной к боевой, требующей от военнослужащих волевых усилий, дисциплинированности, смекалки, выдержки и инициативы. Иначе говоря, принимая какое-либо решение командир должен поставить военнослужащих в условия когда просто необходимо помочь товарищу физически или поддержать морально: взять на себя некоторые обязанности, если он не успеет их выполнить, взять часть груза у сильно уставшего, поддержать шуткой упавшего духом и т.д. В процессе организации учебно-боевой подготовки нужно помнить, что большой вред педагогическим последствиям принятых командиром решение приносят любые послабления и упрощенчество в боевой учебе, отступление от требований приказов и указаний старших начальников, регламентирующих содержание и характер подготовки войск, курсов стрельб, вождения, разного рода инструкций, определяющих порядок выполнения нормативов и упражнений. Это создает у военнослужащих поверхностный и легкомысленный взгляд на характер действий в возможной войне, порождает недооценку противника. Поэтому твердость командира в решениях и действиях, умение организовать и подчинить своей воле людей, добиться, чтобы любое распоряжение, любой приказ были выполнены, имеют первостепенное значение. Так же в процессе организации учебно-боевой подготовки следует обратить внимание на улучшение полевой выучки, проведение занятий и учений в любую погоду, днем и ночью, на разнообразной местности. Это обусловлено сложностью и разнообразием задач, решаемых войсками, высокими требованиями к уровню боеготовности части, возрастанием роли фактора времени, коллективным характерам средств вооруженной борьбы. Малодушие, нерешительность, нерасторопность могут повлечь за собой в боевой обстановке тяжкие последствия. В обеспечении выполнения учебно-боевой задачи большое место отводится дисциплинированности военнослужащего и воинского коллектива. И здесь главным критерием является - знание командиром индивидуальных особенностей подчиненного. Ведь человеческая натура противоречива, в ней парадоксальным образом уживаются демократизм в суждениях и жестокость в действиях, предприимчивость для себя и леность на службе, компетентность в одних вопросах и очевидная безграмотность в других. Не разобравшись в человеке, не сумеешь предугадать как отзовется твое слово, как будет выполнен твой приказ. Здесь уместно задать себе вопрос: "Я, как командир не могу ждать, пока мой подчиненный созреет..?" В этом случае существуют другие инструменты, с помощью которых он может добиться дисциплинированного поведения военнослужащего. Здесь подразумеваются методы управления. И хотя в этом случае будет проявляться больше внешняя сторона дисциплины, но она тоже обеспечивает выполнение учебно-боевой задачи. Рассмотрим лишь некоторые рекомендации связанные с методикой воздействия на подчиненных. Часто говорят: без требовательности нет дисциплины. Эту очевидную истину, однако, некоторые руководители воспринимают весьма прямолинейно, как свое безоговорочное право диктовать подчиненным определенные условия. Да, такое право у командира есть. Но пользоваться им надо умело. Скажи мне, как ты отдаешь приказ, - говорил генерал Драгомиров, и я тебе скажу, каково будет исполнение. Требовательность должна быть последовательной, справедливой, одинаковой для всех. Не надо выпячивать ее, делать нравоучения без особой на то нужды. И не в коем случае нельзя прикрывать грубость ссылками на необходимость усиления требовательности - это не одно и тоже. Тот кто криклив не в мерy, кто в недостатках склонен винить кого угодно, только не себя, невольно приучает к этому подчиненных. И еще один совет: важно правильно выбирать и точно дозировать дисциплинарные средства. У командира достаточно большой выбор: от приказа и ... до улыбки. Часто одно доброе слово принесет больше пользы, нежели десятки замечаний. Управление поведением предполагает и активное использование дисциплинарной практики. Туг тоже есть над чем подумать, как правильно применить ряд универсальных правил, которые, однако, сплошь и рядом нарушаются. Нельзя делать поощрение платой за проделанную работу. Принцип "Ты мне, я тебе" - далеко не лучший принцип воспитания. Не следует раздавать на- лево и на- право взыскания. Они сыграют свою роль, вызовут переживания, угрызения совести только тогда, когда будут законны, обоснованны, объявлены не под горячую руку. Хочу подчеркнуть: вдумчивый, обладающий педагогическим мастерством и управленческой культурой человек, офицер в любой ситуации выберет и верный тон, и оптимальные методы воздействия на подчиненных. Насколько широк этот выбор, хочу показать хотя бы на примере того, как можно использовать критику. В зависимости от обстоятельств это может быть: -подбадривающая критика /"Ничего, в следующий раз будете действовать увереннее"/. критика-пожелание /"Надеюсь, больше вы таких ошибок не сделаете"/. критика-аналогия /"Я тоже в свое время допускал такие просчеты"/. критика-похвала - /"Вы все вроде сделали правильно. Но только это больше подходит для другого случая"/. критика-озабоченность /"Я очень встревожен сложившимся в коллективе положением, особенно поведением"/. критика-сопереживания /"Я хорошо вас понимаю, но и вы войдите в мое положение"/. -критика-сожаление - /"Я очень сожалею, но вынужден буду Вас все-таки наказать"/. - критика-замечание - /"Вы слишком часто отвлекаетесь"/. - критика-требование - /"Еще раз посмотрите свои должностные обязанности"/. - критика-вызов - /"Если вы не посчитались с моим мнением, то сами и решайте, как выйти из положения"/. ВЫВОД: Любое управленческое решение командира тогда эффективно когда оно понятно и принято личностью, когда оно переработано ею в соответствии со сложившимися установками и идеалами. Внешние воздействия должны стимулировать эту внутреннюю работу военнослужащих, вызывать в них активность в боевой подготовке, повседневной службе, общественной работе. Жизнь не стоит на месте. Интенсивно развивается военное дело. Непрерывно идет процесс обновления оружия и боевой техники. Войска насыщаются эффективными средствами автоматизации управления. Все это усложняет задачи личного состава, повышает требования к обучению и воспитанию военнослужащих. Каждый офицер для того, чтобы идти в ногу с жизнью, должен совершенствовать свою профессиональную подготовку, постоянно углублять свои знания, в том числе в области военной педагогики и психологии. Когда в современных условиях, большое внимание и значение уделяется морально-психологическому состоянию личного состава знания, умение педагогически грамотно принять управленческое решение, чтобы оно сыграло свою воспитательную роль, имеет немаловажное значение. Пример педагогически правильно принятого решения Командир полка, внимательно следивший за полем боя, увидел как в ходе "атаки" от имитационного фугаса на одном из танков неожиданно вспыхнул пожар. Экипаж, выскочив из танка, бортовыми огнетушителями сбил пламя, и боевая машина продолжала выполнять поставленную задачу. В эфир по боевой сети, командир передал: "Я первый - Экипаж 324-го только что в ходе атаки погасил пожар и успешно атакует противника. Молодцы, гвардейцы! Всему экипажу объявляю благодарность и предоставляю отпуск на родину". С KII было видно, как после этих слов машины, идущие в боевом порядке, словно что-то подтолкнуло: танки одновременно прибавили скорость, -похвала командира вдохновила буквально все экипажи.
|