Навигация

 

 

Главная
Статьи
Карта сайта
 

 

 

 

 

Педагогические последствия принимаемых командиром управленческих решений Версия для печати Отправить на e-mail

Вопросы: 

1. Задачи военной педагогики - как одной из форм

военного управления.

2. Влияние принятых командиром управленческих решений на учебно-боевые процессы и укрепление воинской дисциплины.

 

< 1>

Военная педагогика призвана изучать педагогические закономерности целенаправленного воздействия на военнослужащих и воинские коллективы в целях формирования у них высоких морально-психологических и боевых качеств, боевого мастерства, всего того, что необходимо для поддержа­ния высокой боевой готовности, успешного выполнения воинского долга.

Педагогически грамотно принятое управленческое решение командира содержит в себе воспитательные функции и направлено на воздействие ко­мандира на личность военнослужащего, воинский коллектив или отдельные социально-психологические процессы происходящие в них, в целях измене­ния их состояния и придания им новых качеств, способствующих достиже­нию поставленных целей.

Сегодня, когда в современной боевой обстановке подготовке решаю­щую, роль играет морально-психологический фактор, ВС нужны не просто высококвалифицированные командиры и начальники, а психологически мыс­лящие, мудрые в управлении профессионалы.

 

Исходя из этого военной педагогикой решаются следующие задачи:

Изучение сущности, особенностей и педагогических закономерностей военно-педагогического процесса и его составных частей обучения,
воспитания, психологической подготовки, самовоспитания, самообразова­ния.

Дальнейшая разработка принципов обучения и воспитания в соот­ветствии с происходящими большими изменениями в жизни общества и ВС, с
учетом качественных изменений и личном составе.

3. Выявление и обоснование условий успешной реализации требований принципов обучения и воспитания различных категорий военнослужащих.

      4. Определение путей повышения эффективности различных способов контроля, оценки учебно-воспитательного процесса, уровней обученности и воспитанности военнослужащих и воинских коллективов.

 

< 2>

Учебно-воспитательный процесс оказывает огромное влияние на фор­мирование человека, так как занятия должны организовываться в обста­новке максимально приближенной к боевой, требующей от военнослужащих волевых усилий, дисциплинированности, смекалки, выдержки и инициативы. Иначе говоря, принимая какое-либо решение командир должен поставить военнослужащих в условия когда просто необходимо помочь товарищу физи­чески или поддержать морально:  взять на себя некоторые обязанности, если он не успеет их выполнить,  взять часть груза у сильно уставшего, поддержать шуткой упавшего духом и т.д.

В процессе организации учебно-боевой подготовки нужно помнить, что большой вред педагогическим последствиям принятых командиром реше­ние приносят любые послабления и упрощенчество в боевой учебе, отступ­ление от требований приказов и указаний старших начальников, регламен­тирующих содержание и характер подготовки войск, курсов стрельб, вож­дения, разного рода инструкций, определяющих порядок выполнения нормативов и упражнений. Это создает у военнослужащих поверхностный и лег­комысленный взгляд на характер действий в возможной войне, порождает недооценку противника.

Поэтому твердость командира в решениях и действиях, умение орга­низовать и подчинить своей воле людей, добиться, чтобы любое распоряже­ние, любой приказ были выполнены, имеют первостепенное значение. Так же в процессе организации учебно-боевой подготовки следует обратить внимание на улучшение полевой выучки, проведение занятий и учений в любую погоду, днем и ночью, на разнообразной местности. Это обусловле­но сложностью и разнообразием задач, решаемых войсками, высокими тре­бованиями к уровню боеготовности части, возрастанием роли фактора вре­мени, коллективным характерам средств вооруженной борьбы. Малодушие, нерешительность, нерасторопность могут повлечь за собой в боевой обстановке тяжкие последствия.

В обеспечении выполнения учебно-боевой задачи большое место отво­дится дисциплинированности военнослужащего и воинского коллектива. И здесь главным критерием является - знание командиром индивидуальных особенностей подчиненного. Ведь человеческая натура противоречива, в ней парадоксальным образом уживаются демократизм в суждениях и жесто­кость в действиях, предприимчивость для себя и леность на службе, ком­петентность в одних вопросах и очевидная безграмотность в других. Не разобравшись в человеке, не сумеешь предугадать как отзовется твое слово,  как будет выполнен твой приказ.

Здесь уместно задать себе вопрос: "Я, как командир не могу ждать, пока мой подчиненный созреет..?"

В этом случае существуют другие инструменты, с помощью которых он мо­жет добиться дисциплинированного поведения военнослужащего. Здесь под­разумеваются методы управления. И хотя в этом случае будет проявляться больше внешняя сторона дисциплины, но она тоже обеспечивает выполне­ние учебно-боевой задачи.

Рассмотрим лишь некоторые рекомендации связанные с методикой воз­действия на подчиненных.

Часто говорят: без требовательности нет дисциплины. Эту очевидную
истину, однако, некоторые руководители воспринимают весьма прямолинейно, как свое безоговорочное право диктовать подчиненным определенные
условия. Да, такое  право у командира есть. Но пользоваться им надо умело.

Скажи мне, как ты отдаешь приказ, - говорил генерал Драгомиров, и я тебе скажу, каково будет исполнение. Требовательность должна быть последовательной, справедливой, одинаковой для всех. Не надо выпячи­вать ее, делать нравоучения без особой на то нужды. И не в коем случае нельзя прикрывать грубость ссылками на необходимость усиления требова­тельности - это не одно и тоже. Тот кто криклив не в мерy, кто в не­достатках склонен винить кого угодно, только не себя, невольно приуча­ет к этому подчиненных. И еще один совет: важно правильно выбирать и точно дозировать дисциплинарные средства. У командира достаточно боль­шой выбор: от приказа и ... до улыбки. Часто одно доброе слово прине­сет больше пользы, нежели десятки замечаний.

Управление поведением предполагает и активное использование дис­циплинарной практики.   Туг тоже есть над чем подумать, как правильно применить ряд универсальных правил, которые, однако, сплошь и рядом на­рушаются. Нельзя делать поощрение платой за проделанную работу. Прин­цип "Ты мне, я тебе" - далеко не лучший принцип воспитания. Не следует раздавать на- лево и на- право взыскания. Они сыграют свою роль, вызовут переживания, угрызения совести только тогда, когда будут законны, обоснованны, объявлены не под горячую руку.

Хочу подчеркнуть: вдумчивый, обладающий педагогическим мастерством и управленческой культурой человек, офицер в любой ситуации выбе­рет и верный тон, и оптимальные методы воздействия на подчиненных. Насколько широк этот выбор, хочу показать хотя бы на примере того, как можно использовать критику. В зависимости от обстоятельств это может быть:

 -подбадривающая критика /"Ничего, в следующий раз будете действовать увереннее"/.

критика-пожелание /"Надеюсь, больше вы таких ошибок не сделаете"/.

критика-аналогия /"Я тоже в свое время допускал такие просчеты"/.

критика-похвала - /"Вы все вроде сделали правильно. Но только это больше
подходит для другого случая"/.

критика-озабоченность /"Я очень встревожен сложившимся в коллективе
положением, особенно поведением"/.

критика-сопереживания /"Я хорошо вас понимаю, но и вы войдите в мое
положение"/.

-критика-сожаление - /"Я очень сожалею, но вынужден буду Вас все-таки наказать"/.

-  критика-замечание - /"Вы слишком часто отвлекаетесь"/.

-  критика-требование - /"Еще раз посмотрите свои должностные обязанности"/.
- критика-вызов - /"Если вы не посчитались с моим мнением, то сами и решайте, как выйти из положения"/.

 

ВЫВОД:

Любое управленческое решение командира тогда эффективно когда оно понятно и принято личностью, когда оно переработано ею в соответствии со сложившимися установками и идеалами. Внешние воздействия должны стимулировать эту внутреннюю работу военнослужащих, вызывать в них ак­тивность в боевой подготовке, повседневной службе, общественной работе.

Жизнь не стоит на месте. Интенсивно развивается военное дело. Непрерывно идет процесс обновления оружия и боевой техники. Войска на­сыщаются эффективными средствами автоматизации управления. Все это ус­ложняет задачи личного состава,   повышает требования к обучению и воспитанию военнослужащих.               

Каждый офицер для того, чтобы идти в ногу с жизнью, должен совершенствовать свою профессиональную подготовку, постоянно углублять свои знания, в том числе в области военной педагогики и психологии.

Когда в современных условиях, большое внимание и значение уделя­ется морально-психологическому состоянию личного состава знания, уме­ние педагогически грамотно принять управленческое решение, чтобы оно сыграло свою воспитательную роль, имеет немаловажное значение.

 

Пример педагогически правильно принятого решения

 

Командир полка, внимательно следивший за полем боя, увидел как в ходе "атаки" от имитационного фугаса на одном из танков неожиданно вспыхнул пожар. Экипаж, выскочив из танка, бортовыми огнетушителями сбил пламя, и боевая машина продолжала выполнять поставленную задачу. В эфир по боевой сети, командир передал: "Я первый - Экипаж 324-го только что в ходе атаки погасил пожар и успешно атакует противника. Молодцы, гвардейцы! Всему экипажу объявляю благодарность и предостав­ляю отпуск на родину". С KII было видно, как после этих слов  машины, идущие в боевом порядке, словно что-то подтолкнуло: танки одновременно прибавили скорость, -похвала командира вдохновила буквально все экипажи.

 
Copyright © 2006

Яндекс цитирования