Как следует организовать воспитание молодых офицеров в период их становления и утверждения в должности. Наиболее продолжительным периодом по времени и главным в работе с молодым офицером является его становление, как командира - единоначальника, как организатора обучения и воспитания подчиненных. Главное в этом периоде - хорошо продуманная индивидуальная работа по выработке у молодых офицеров личных командирских качеств и методических навыков обучения и воспитания подчиненных, повышение теоретического уровня и профессионального мастерства. Долг старших командиров и начальников помочь молодому офицеру избежать при удачах самодовольства, при неудачах - разочарования. То и другое в равной степени опасно для становления, развития способностей и дарований молодого офицера. В становлении молодого офицера принимают участие все командиры и начальники, но решающее значение принадлежит непосредственному начальнику. Для более конкретного изучения вновь прибывшими офицерами вооружения, боевой техники, нормативов и задач, выполняемых в данное время личным составом, организации службы войск, своих функциональных обязанностей проводятся учебно-методические сборы под руководством командиров соединений: с выпускниками военных училищ и с офицерами, призванными из запаса. Основной задачей сборов является практическая подготовка офицера по занимаемой должности. Их вновь, но уже более подробно, знакомят с историей и боевыми традициями части (соединения, округа), задачами и нормативами, выполняемыми подразделениями, порядком приведения их в боевую готовность с выходом в назначенный район. В ходе занятий глубоко изучаются руководящие документы по боевой подготовке, штатная боевая техника и вооружение, вопросы организации воспитательной работы в подразделении. Выполняются инструкторско-методические и показные занятия по основным предметам обучения. Сдаются зачеты на допуск к самостоятельной работе на технике и вооружении. Особое внимание обращается на совершенствование командирских качеств, навыков работы с людьми. Учебные группы целесообразно создавать по специальностям, полученным в военно-учебных заведениях, а в специальностях - по типам (видам вооружения и боевой техники. Например, для общевойсковых офицеров группа БМП, группа БТР - 60 ПБ, и т.д.; для офицеров РВи А: группа командиров минометных взводов 120 мм; группа командиров выводов ПТУРС и т.д. Первые беседы, представление личному составу, проведение учебно-методических сборов позволяют лучше изучить слабые и сильные стороны молодого офицера, лучше и конкретнее спланировать с ним последующую работу. Каждый начальник, в непосредственное подчинение которого поступает выпускник военно-учебного заведения или офицер, призванный из запаса, обязан разработать личный план индивидуальной работы с ним на год. В плане с учетом уровня подготовленности офицера, задач, решаемых под разделением, указывается: что и в какие сроки необходимо изучить офицеру, какую оказать ему помощь в овладении навыками работы с подчиненными, обучения и воспитания их, в обеспечении всем необходимым. ФОРМА ПЛАНА:
" УТВЕРЖДАЮ " ПЛАН индивидуальной работы на год с выпускником ДВОКУ лейтенантом ИВАНОВЫМ В.И. 1. РАЗДЕЛ. ПОВЫШЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО УРОВНЯ. МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАКАЛКА: (В разделе с учетом плана общественно-государственной подготовки личного состава, в интересах повышения теоретических знаний определяется перечень и порядок изучения приказов и директив МО РФ, Командующего войсками ДВО). 2. раздел. Методика общественно-государственной подготовки: (В разделе предусматривается совместная подготовка к занятиям по ОГП выпускника ВУЗа и его непосредственного начальника, проведение непосредственным начальником методом открытого урока последовательно лекции, самостоятельной работы, семинара с обсуждением каждого из них, контроль за подготовкой и проведением занятий с последующим обсуждением и т.д.). 3. РАЗДЕЛ. ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПО ЗАНИМАЕМОЙ ДОЛЖНОСТИ: (В разделе предусматривается порядок и сроки изучения вооружения и техники взвода, роты (батареи), батальона (дивизиона), особенно, если эти типы вооружения и техники не изучались в военно-учебном заведении; курсов стрельб и вождения; уставов, наставлений и документов, нормативов подготовки к присвоению классной квалификации "специалист 3 класса" и т.д.). 4. РАЗДЕЛ. МЕТОДИКА БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ: (В разделе предусматривается изучение основных принципов и методов обучения и воспитания, разработка конспектов, проведение открытых уроков по основным темам, инструкторско-методических, показных занятий, инструктажей накануне занятий и т.д.). 5. РАЗДЕЛ. УЧАСТИЕ ОФИЦЕРА В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ И СПОРТИВНО- МАССОВОЙ РАБОТЕ: (В разделе предусматривается участие офицера в воспитательной работе с личным составом, в конференциях, диспутах, обсуждении кинофильмов, произведений художественной литературы. Участие офицера и членов его семьи в художественной самодеятельности, спортивно-массовых мероприятиях. Чтение художественной, технической и военной литературы и т.д.). 6. РАЗДЕЛ. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОФИЦЕРА И ЧЛЕНОВ ЕГО СЕМЬИ ВСЕМ НЕОБХОДИМЫМ: (В разделе предусматривается обеспечение общежитием несемейного и жилой площадью семейного офицера, прописка, выплата подъемного пособия на офицера и членов его семьи, оказание помощи в трудоустройстве членов его семьи, обеспечение вещевым имуществом согласно сроков выдачи, питанием, особенно офицеров – холостяков и т.д.). 7. РАЗДЕЛ. НАПИСАНИЕ ОТЗЫВА НА МОЛОДОГО ОФИЦЕРА ПО ИСТЕЧЕНИИ ГОДА ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ВУЗА : КОМАНДИР 1 МСР 1 МСБ КАПИТАН = СИДОРОВ = " " 200__года. В обучении и воспитании молодых офицеров особенно велика роль командира части, его заместителей, офицеров штаба. Часть особая единица в армии. В ней наиболее полно проявляются, сохраняются и развиваются боевые традиции- От командира зависит, чтобы воинская часть превратилась в подлинный центр становления, обучения и воспитания молодых кадров. Высокий профессионализм, личный пример командира, его требовательность к себе и подчиненным, принципиальность, безупречная честность, отзывчивость и справедливость, подтянутость и аккуратность становятся достоянием всех офицеров. С него берут пример, пристально следят за его поведение, с повышенным внимание прислушиваются к каждому его слову. Все это важно учитывать и не ронять в глазах подчиненных своего достоинства и авторитета, связанного с почетным положением руководителя части. Наибольших успехов в становлении молодых офицеров добивается тот командир (начальник), который в своей работе умело опирается на весь офицерский коллектив части, использует его мнение, не пренебрегает разумными предложениями. В этом смысле оправдывают себя офицерские собрания, совещания, периодичность проведения которых зависит от конкретных условий, практической целесообразности и необходимости. Собрания необходимо тщательно и заблаговременно готовить, создавать на них деловую, творческую обстановку, в которой офицеры имели бы возможность откровенно высказать свою точку зрения, внести конкретные предложения. Всякий нажим со стороны командира в этом случае неуместен. Старший начальник может принять или отклонить то или иное предложение, но коль собрал офицеров на собрание или совещание, то обязательно должен Большую роль в становлении и дальнейшем росте молодого офицера играет самовоспитание, которое нуждается в постоянном руководстве со стороны старших командиров. Непременными условиями успешного самовоспитания, проведенными войсковой практикой, являются: постоянная забота о повышении качества и эффективности всего учебно-воспитательного процесса в части, организация службы в строгом соответствии с требованиями воинских уставов и приказов, личная примерность старших командиров. В руководстве самовоспитанием важное значение имеет также разъяснение офицерам его сущности, значения, конкретных путей и методов. В этих целях проводятся лекции, доклады, диспуты, читательские конференции, используется военно-мемуарная и художественная литература, произведения искусства. Необходимо особенно вдумчиво относиться к дисциплинарной практике. Нецелесообразно на первых порах службы не наказывать молодых офицеров за упущения по службе, промахи подчиненных. Нужно терпеливо воспитывать их личным примером, убеждением. Не рекомендуется направлять молодых офицеров в служебные командировки, связанные с отрывом от части. Таковы некоторые рекомендации по работе с выпускниками военно-учебных заведений и офицерами, призванными из запаса. Они, естественно, не могут полностью учесть все особенности их становления. Жизнь, воинская служба значительно богаче и многограннее. Поэтому вывод напрашивается такой: обучение и воспитание, ввод в строй и становление молодых офицеров - дело творческое, требующее от старших начальников разносторонних знаний, вдумчивого подхода, педагогического мастерства. Это - своего рода искусство, причем сложное и тонкое. Этим искусством необходимо и важно владеть в совершенстве, потому что молодые офицеры -будущее наших ВС, их золотой фонд.
|