Навигация

 

 

Главная
Статьи
Карта сайта
 

 

 

  Инди Перми тебя ждут

 

Версия для печати Отправить на e-mail

Совершенствование системы подготовки офицерских кадров как фактор обеспечения военной безопасности Российской Федерации

 

"Обеспечение военной безопасности Российской Федерации является важнейшим деятельности государства. Главной целью в данной области является направлением обеспечение возможности адекватного реагирования на угрозы, которые могут возникнуть в XXI веке, при рациональных затратах на национальную оборону"*(1). Возможности реагирования на угрозы национальной безопасности государства зависят от боеспособности и боеготовности его Вооруженных Сил, основной составляющей которых являются офицерские кадры. Именно их уровень профессиональной подготовки, который обеспечивается системой профессионального образования в военно-учебных заведениях Минобороны РФ, влияет в конечном итоге на составляющие военной безопасности государства.

Система военного образования за последнее десятилетие уже дважды подвергалась реформированию. Оно осуществлялось на основе Концепции развития системы военного образования, принятой в 1993 г.*(2), и Программы совершенствования системы военного образования, утвержденной в 1998 г.*(3) Однако принятых мер оказалось недостаточно, а многое из намеченного из-за отсутствия целевого финансирования не удалось реализовать. Экономия средств, достигнутая в результате сокращения сети и емкости вузов, в интересах развития военного образования не использовалась. В результате продолжают оставаться проблемы и нерешенные вопросы, сдерживающие дальнейшее совершенствование системы военного образования, и основные из них, с точки зрения автора, следующие.

Первая проблема - постоянно снижающееся качество подготовки выпускников военно-учебных заведений в части их практических умений и навыков. На наш взгляд, причинами этого являются:

недостаточное финансовое и материально-техническое обеспечение вузов Министерства обороны. В результате стареет и разрушается их инфраструктура и учебно-материальная база. Изнашивается и не обновляется парк вооружения и военной техники. Планы практического обучения слушателей и курсантов не выполняются. В 1999-2000 гг., по данным Минобороны РФ, на учебные расходы военно-учебных заведений было выделено по 5 млн. руб., или по 47 руб. на одного обучаемого, в 2001 году - 30 млн. руб., или по 290 руб. на одного обучаемого. На эти деньги каждый обучаемый может быть обеспечен одним учебником в год, в то время как требуется не менее 10*(4).

крайне неудовлетворительное обеспечение ввузов современными учебниками, другими информационными материалами и вычислительной техникой. Подавляющее большинство ввузов по этим параметрам не отвечает государственным и ведомственным требованиям;

несовершенство законодательной базы военного образования;

недопустимо медленное наращивание научно-педагогического потенциала высшей военной школы, не снижающийся отток из военных вузов преподавателей- ученых вследствие их низкого социального статуса.

Вторая проблема - постоянно растущий некомплект офицеров, особенно на первичных должностях. При этом военно-учебные заведения продолжают работать с прежней нагрузкой и выпускают заданное количество офицеров (ежегодно 5% от численности офицеров Вооруженных Сил). Причины такого явления, на наш взгляд следующие:

возросшие масштабы увольнения офицеров вследствие введения контрактного порядка прохождения военной службы и низкого уровня их социальной защищенности. Только с 1996 по 2000 гг. досрочно уволено свыше 181 тыс. чел. В 2000 г. в возрасте до 30 лет уволено 6,2 тыс. чел. (34% от всех уволенных кадровых офицеров);

несовершенство механизма прохождения военной службы по контракту, в том числе и при обучении курсантов в военно-учебных заведениях. Отсутствие реальной ответственности военнослужащих и государства за выполнение (невыполнение) заключаемого ими контракта о прохождении военной службы*(5);

отсутствие реальных мер и средств на привлечение к подготовке офицеров дополнительных, помимо военно-учебных заведений, и более дешевых источников комплектования, например гражданских высших учебных заведений. Стоимость подготовки одного обучаемого в военно-учебном заведении колеблется в размере от 80 до 200 тыс. руб. В 2000 г. расходы Минобороны на военное образование превысили 20 млрд. руб. Стоимость обучения в гражданском вузе составляет от 20 до 30 тыс. руб.;

слабый уровень профессиональной ориентации молодежи по вопросам прохождения военной службы, низкое качество профессионального психологического отбора кандидатов на учебу. Это приводит к тому, что часть юношей, поступающих в военные вузы, не предполагают связывать свою дальнейшую жизнь с военной службой. По данным социологических исследований, 40% курсантов считают военное образование временным этапом своей жизни, позволяющим с наименьшими социальными издержками решить первоначальные жизненные задачи.

Анализ имеющихся данных позволяет предсказать, что если сейчас не принять дополнительных мер по устранению вышеназванных причин, то в перспективе потребность Вооруженных Сил в офицерах будет обеспечена не более чем наполовину, а значит, и боеготовность Вооруженных Сил также будет обеспечена на 50%.

Третья проблема - низкая экономическая эффективность системы военного образования.

На подготовку кадров расходуется порядка 12-15% средств, выделяемых на национальную оборону, но далеко не все эти средства используются эффективно. Только по вузам Минобороны России экономически издержки составляют около 4 млрд. руб. в год.

Основные причины этих издержек:

высокий уровень отчислений курсантов из военно-учебных заведений, в основном по недисциплинированности и нежеланию учиться*(6);

дублирование подготовки офицеров по ряду специальностей, как в вузах Вооруженных Сил, так и в вузах других министерств и ведомств. При этом сложившаяся в стране система управления военным образованием не способствует перераспределению заказа на подготовку офицеров и укрупнению специальностей*(7);

наличие значительного количества малочисленных вузов, в которых нeвозможно создать мощные научно-педагогические коллективы, а подготовка слушателей и курсантов экономически неэффективна*(8).

Понимая проблемы и трудности военной школы, роль и место офицерского корпуса в военном строительстве, в 2000 г. Президент Российской Федерации принял решение о разработке Федеральной целевой программы реформирования системы подготовки кадров и военного образования в Российской Федерации на период до 2010 г.*(9) Вокруг программы было много споров. Ее целесообразность ставилась под сомнение в Минэкономразвития и Минфине России. Однако взяла верх политическая воля Президента России. Государственным разработчиком и исполнителем программы назначено Министерство обороны.

Разработку непосредственно проекта федеральной программы осуществляло 5 управление Главного управления кадров и военного образования Министерства обороны совместно с центральными органами военного управления, в тесном контакте с другими заинтересованными министерствами и ведомствами.

Федеральная программа "Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 г."*(10), впервые предоставляет уникальную возможность: помимо средств, выделяемых на национальную оборону, получить дополнительное финансирование мероприятий по реформированию военного образования отдельной строкой федерального бюджета. Предполагается выделение средств начиная с 2003 г. Задача состоит в том, чтобы своевременно и качественно разработать систему программных мероприятий и по-хозяйски распорядиться полученными ресурсами.

Разработчики данного документа полагают, что реализация Программы должна привести систему подготовки кадров к такому качественному состоянию, при котором она сможет обеспечить комплектование Вооруженных Сил офицерами в нужном количестве, по необходимым специальностям и с требуемым качеством подготовки при рациональном расходовании средств на содержание системы военного образования.

Таким образом, изменяющиеся задачи, структура и техническая оснащенность Вооруженных Сил на современном этапе потребуют новых подходов к организации подготовки офицерских кадров. Поэтому одним из приоритетных направлений военной реформы должно стать повышение эффективности системы военного образования. Это подтверждает исторический опыт: все важнейшие преобразования в системе подготовки военных кадров осуществлялись как необходимая и обязательная составная часть реформирования вооруженных сил. Так было в России в первые десятилетия XVIII в., когда одновременно с созданием регулярных армии и флота Петром Великим были заложены основы будущей системы военного образования. В 60-70-х гг. XIX в., в период проведения "милютинских" военных реформ, в ходе которых Российская армия была превращена в массовую армию, были внесены коренные изменения в систему подготовки военных кадров. В 30-х гг. XX в. одновременно с увеличением численности и техническим переоснащением Красной Армии закладывались основы советской системы военного образования.

Нет сомнения в том, что в условиях предстоящего реформирования Вооруженных Сил не может оставаться неизменной система военного образования, как одна из важнейших составляющих военной организации государства.

 

Мугинов Р.К.,

полковник, заместитель начальника

кафедры военной администрации,

административного и финансового права

Военного университета

 

 

 

"Российский военно-правовой сборник" N 1, апрель 2004 г.

 

*(1) См.: Указ Президента Российской Федерации "О концепции национальной безопасности Российской Федерации" от 10.01.2000 г.

*(2) См.: Приказ Министра обороны Российской Федерации 1993 года N 191 "О Концепции развития системы военного образования".

*(3) См.: Приказ Министра обороны Российской Федерации 1998 года N 338 "Об утверждении программы совершенствования системы военного образования".

*(4) См.: Высшая военная школа на этапе реформирования. Проблемы перестройки вузов и пути их решения: Тез. докл. М.: ГУКВО, 2002.

*(5) Справка: 1) предложения Минобороны о законодательном установлении ответственности военнослужащих за одностороннее расторжение контракта, а также об увеличении срока первого контракта с 5 до 10 лет не нашли поддержки в Главном государственно-правовом управлении Президента РФ. К этому вопросу предстоит еще раз вернуться при реализации Федеральной программы реформирования системы подготовки кадров и военного образования на период до 2010 года; 2) только в результате отчисления курсантов по причине нeдисциплинированности и нежелания учиться государство ежегодно теряет до 2 млрд. руб.

*(6) Справка: в выпуске 2001 г. по недисциплинированности и нежеланию учиться отчислено 6480 чел., что составляет 75,5% от всех отчисленных.

*(7) Справка: на базе одного направления подготовки дипломированных специалистов "Информатика и вычислительная техника" (3 гражданские специальности) имеется 26 военных специальностей, реализуемых в 16 военно-учебных заведениях Такое же положение со специальностью "Радиотехника" (27 военных специальностей реализуют 12 вузов) и рядом других.

*(8) Справка: с учетом запланированных на 2001-2005 гг. организационно-штатных мероприятий 47 вузов и их филиалов (более половины всех вузов Вооруженных Сил) будут иметь штатную численность переменного состава менее 1000 чел.

*(9) Поручение Президента Российской Федерации от 4 июля 2000 г. N Пр-1404.

*(10) Постановление Правительства РФ от 27 мая 2002 г. N 352 "О федеральной программе "Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 г." (с изменениями от 5 мая 2003 г.)//Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 23. Ст. 2163.

 
Copyright © 2006-2016

Яндекс цитирования