Навигация

 

 

Главная
Карта сайта
 

 

 

 

 

А.Д. Меншиков Версия для печати Отправить на e-mail

Россия обязана ему своим спасением

 

Меншиков Александр Данилович (1673 - 1729), второй российский генерал-фельдмаршал, генералиссимус (1727), один из ближайших сподвижников Петра I. Участник Азовских походов 1695 - 1696 гг. и Северной войны 1700 - 1721 гг. В 1702 г. назначен комендантом взятого у шведов Нотебурга. Руководил строительст­вом Санкт-Петербурга, Кронштадта, корабельных вер­фей на реках Нева и Свирь. Во время Северной войны, проявив талант военачальника, одержал ряд важных побед. В 1713 - 1724 гг. и 1726 - 1727 гг. - президент Военной коллегии. При Петре II обвинен в государствен­ной измене и хищении казны, сослан в Сибирь.

Меншиков родился в предместьях Москвы 6 ноября 1673 года. Сын пирожника, вышедший из самых низов и не имевший никакого образования, он был, по свидетельству биографа, "одарен от природы беглым, сметливым умом, мужеством, красивой наружностью". Проявить себя ему помог случай: бойкий мальчишка Алексашка попался на улице любимцу Петра Лефорту, и тот взял понравившегося паренька себе в услужение. Вскоре Меншиков был представлен Государю, и тот попросил Лефорта "уступить ему мальчишку".

Алексашка получил должность камердинера и почти неотлучно находился при молодом Петре: "...тщатель­но исполнял даваемые ему поручения; помнил прика­зания; хранил тайны и с редким терпением покорялся вспыльчивости властелина, у кровати которого обык­новенно спал". Вскоре он стал незаменим для Петра, который записал его в роту "потешных", составленную целиком из дворянской молодежи.

Во время заграничного путешествия молодого Петра Александр Данилович сопровождал его уже в дворян­ском звании, в Голландии "вместе с Государем обучал­ся корабельному строению.., ходил каждый день на работу, имея топор за поясом, получил письменную похвалу от плотника Поола за оказанное прилежание и успехи". Именно после возвращения из поездки за границу начинается быстрое возвышение "полудер­жавного властелина", как назвал Меншикова А. С. Пушкин. Он пожалован сержантом гвардии Преобра­женского полка, затем поручиком бомбардирской роты, капитаном которой был сам Петр.

Военная карьера будущего генерал-фельдмаршала и генералиссимуса русской армии началась при осаде Нотебурга. Меншиков действовал храбро и "повел своих воинов на приступ под градом неприятельских пуль и картечей". После взятия города Петр нарек его Шлиссельбургом и назначил отличившегося фаворита комендантом крепости. При этом царь сказал Алек­сандру Даниловичу: "Ты мне этим не одолжен; возвы­шая, не о твоем счастии я думал, но о пользе общей. Если б знал кого достойнее, то не произвел бы тебя".

Затем Меншиков неоднократно отличался в военной кампании 1703 - 1704 гг., когда русские войска овла­дели территорией по всему течению Невы и принуди­ли к сдаче гарнизона Нарвы.

Меншиков вместе с Петром непосредственно при-частен к поистине историческому событию: первой победе нарождающегося русского флота. Это случи­лось, когда отряд шведских кораблей под командова­нием вице-адмирала Нумерса, не знавшего о взятии русскими Ниеншанца, подошел 2 мая к устью Невы. Корабли бросили якоря и спустили паруса, 6 мая от отряда отделились два судна и, пройдя мелководье, вошли в Неву. Остальные же, имея большую осадку, остались на прежних местах. Враг не мог предполагать, что организованная Петром I засада, которую возгла­вил Меншиков, внимательно наблюдала за передвиже­нием каждого судна. Не имея необходимых средств, Петр, естественно, не мог напасть на весь отряд Ну-мерса. Но, узнав об отделившихся от основных сил двух небольших судах, принял решение атаковать их и по возможности захватить. С этой целью он приказал снарядить тридцать лодок, посадить в них две роты солдат Преображенского и Семеновского полков. Под покровом темноты в ночь с 6 на 7 мая лодки вошли в устье Невы и незаметно приблизились к шведам. На­падение было внезапным, а бой жестоким. Вооружен­ные морской артиллерией шведские суда отчаянно отбивали натиск простых невооруженных рыбачьих лодок. Солдаты под командованием самого Петра I и Меншикова взяли оба судна на абордаж, ставших пер­выми боевыми трофеями. Захваченными судами ока­зались галиот "Гедан" и шнява "Астрильд". Вооружение "Гедана" состояло из десяти пушек, а "Астрильда" - из восьми. В честь победы все участники боя получили памятные медали с надписью "Небываемое бывает". Этот день является днем рождения Балтийского флота. Петр I и Меншиков, имевшие чины соответственно бомбардирского капитана и бомбардир-поручика, стали кавалерами ордена Св. Андрея Первозванного. Его им вручил адмирал граф Ф.А. Головин - первый кавалер этого ордена.

И все же основную славу Меншикову как военачаль­нику принесли решающие сражения Северной войны на суше. Там он не просто выполнял приказы и указа­ния Петра, а действовал самостоятельно, проявляя недюжинные талант и смекалку.

Сражение при Калише 18 октября 1706 г. продемон­стрировало возросшее полководческое мастерство Александра Даниловича. В начале боя шведы, отчаян­но сопротивляясь, смогли потеснить русскую кавале­рию. Увлеченный преследованием русских генерал Мардефельд оставил без прикрытия свою пехоту. Этим умело воспользовался Меншиков. Он велел спешить несколько эскадронов драгун для действия в центре, а на неприятельские фланги направил кавалерию, кото­рая смяла вражескую пехоту. Большая часть шведской армии полегла на поле боя, 1800 человек во главе с Мардефельдом оказались в плену. Потери русской армии были незначительны: 80 убитых и 320 раненых. День Калишской победы, 18 октября, был объявлен викториальным днем и ежегодно торжественно отме­чался наравне с днями победы у Лесной, Полтавы и Гангута. Победа эта, как пишет историк Бантыш-Ка-менский, "принадлежала исключительно Меншикову", а "Петр Великий с неописанной радостью получил о ней известие и пожаловал своему любимцу военачаль-нический жезл, украшенный большим изумрудом, ал­мазами и княжеским гербом, произвел его потом в подполковники Преображенского полка".

Звездный час Меншикова настал в день знаменитой Полтавской баталии. Как свидетельствовал очевидец, Александр Данилович "в незабвенный день битвы, 27 июня, остановил быстрое стремление шведов, пробив­шихся сквозь наши редуты, дал время коннице отсту­пить в наилучшем порядке". Меншиков рисковал жиз­нью, под ним были убиты две лошади. Затем он атаковал генерала Росса, отрезанного от шведской армии,  "рассеял предводимый им отряд,  принудил сдаться генералу Ренцелю; встретив трехтысячный ре­зервный корпус неприятельский, истребил его и воз­вратился к Монарху с победою и пленными". "Если, -писал Вольтер в "Истории Карла XII", - Меншиков произвел этот маневр сам от себя, то Россия обязана ему своим спасением; если он исполнил приказания царя, то Петр был достойный соперник Карла XII".

Когда началось главное сражение, Меншиков, под которым была убита третья лошадь, "содействовал по­беде, ударив на конницу шведскую с такой силою, что обратил ее в бегство, между тем, как фельдмаршал Шереметев, находившийся в центре, опрокинул шты­ками пехоту". Шведы устремились к Решетиловке, преследуемые князем Голицыным и Боуром, а 1 июля Меншиков атаковал неприятеля под Переволочною и "с десятитысячным только войском и мужественным натиском принудил четырнадцать тысяч человек сло­жить оружие".

Многие генералы, офицеры русской армии были щедро награждены Петром за одержанную викторию. Но "более других" царь отметил Меншикова, ибо мало кто из военачальников, участвовавших в сражении, мог бы сравниться с ним по вкладу в победу. Алек­сандр Данилович был пожалован в фельдмаршалы, а в его владение передано почти 45 тысяч крепостных, города Почеп и Ямполь.

Вот как описывает биограф фельдмаршала церемо­нию награждения победителя: "Признательный Мо­нарх обнял Меншикова в присутствии армии, несколь­ко раз поцеловал в голову, превознося отличные под­виги, труды его; пожаловал ему чин второго россий­ского генерал-фельдмаршала и не хотел, без него, иметь торжественного въезда в Москву: 15 декабря князь Ижорский прибыл в село Коломенское, где Петр Великий ожидал его; 16 числа жители древней столи­цы увидели возлюбленного своего Монарха и подле него, по правую сторону, в Преображенском мундире, с обнаженною шпагою - Меншикова".

На этом список ратных дел нового российского генерал-фельдмаршала обрывается. Но не заканчива­ется его дворцовая жизнь. После смерти Петра I в 1725 г. он становится фактически правителем России, дик­туя слабовольной Екатерине I все государственные решения. Его алчность и властолюбие, которые умел сдерживать Петр I, теперь реализуются в полной мере: Меншикову недостаточно фельдмаршальского чина, и он, являясь по существу регентом при малолетнем Петре II, возложил на себя звание генералиссимуса. Александр Данилович успел даже устроить помолвку своей дочери с молодым императором, рассчитывая таким образом активно влиять на молодого монарха. Однако на поле брани Меншиков действовал все же успешней, чем в дворцовых интригах. Петр II оказался не таким уж безвольным правителем и по "совету преданных царедворцев" обратил некогда всесильного фаворита Петра I в "первобытное состояние", лишив его власти и богатства, сослав в далекий сибирский Березов.

Материал подготовил полковник Сергей КОЛОМНИН

 
Copyright © 2006