ПРЕДПОСЫЛКИ УСПЕХА ИНДИВИДУАЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (ИВР): - знание принципов, функций, задач и возможностей ИВР; - уверенность в правильности применяемой методики ИВР; - чёткое знание того, кто с кем проводит ИВР; - овладение и совершенствование практики применения форм, методов и приёмов ИВР; - систематический анализ результатов ИВР; - умение критически оценивать достигнутое и вводить коррективы в ИВР; - знание психологических закономерностей восприятия человека человеком; - знание правил и норм общения; - овладение приёмами формирования интереса к общению; - овладение методами и приёмами психологического воздействия на личность; - овладение методическими приёмами изучения личности; - стремление всесторонне познать каждого непосредственно подчинённого воина: что он хочет, что он может, что он есть; - умение использовать результаты изучения в учебно-воспитательном процессе с целью формирования необходимых качеств. Максимальная результативность индивидуальной воспитательной работы возможна при наличии обратных связей в звене "воспитатель-воспитуемый". Это как бы сигналы об эффекгивности индивидуального воздействия на личность военнослужащего. Формирование обратных связей может быть облегчено использованием некоторых советов, взятых в трудах oтечественных и зарубежных специалистов в сфере общения: -проявляйте искренний интерес, беседуя, общаясь с подчинёнными; -помните, что для любого человека звук его имени - самый и самый важный звук человеческой речи, но не пренебрегайте уставными требованиями; -поощряйте стремление подчиненного рассказывать о себе, чем более Вы это стимулируете, тем более неожиданными могут быть результаты; -избирайте тему для общения обязательно в круге интересов вашего собеседника; -всегда давайте подчиненному возможность почувствовать его значимость в коллективе. Перечисленные положения помогут вам расположить к себе собеседника. Но ведь этого мало. Нужно еще попытаться сформировать у него желание быть вашим помощником в достижении цели индивидуального воздействия. И на этот счет есть рекомендации. Назовем основные: вначале покажите собеседнику свое дружеское отношение к нему; проявляйте уважение к мнению собеседника, никогда сразу не говорите ему, что он не прав, лучше помогите ему прийти к этой оценке самому; старайтесь, чтобы ваш собеседник говорил больше, чем вы; честно попытайтесь встать на точку зрения собеседника, проявляйте сочувствие к его мыслям и желаниям; взывайте к благородным побуждениям, придавайте своим идеям наглядность, инсценируйте их. Установлено, что обратная связь немедленно прерывается, если не соблюдается ряд условий. В первую очередь нельзя наносить человеку обиды, вызывать его негодование. В интересах поддержания обратных связей попробуйте делать так: -начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств человека, хвалите за каждый даже скромный успех, напоминайте, что успех сопутствует тому, кто полностью является самим собой; -задавайте вопросы так, чтобы человек имел возможность сохранить свое лицо; -создавайте человеку доброе имя, чтобы он стал жить в соответствии с ним; -сделайте так, чтобы недостаток, который вы хотите исправить у своего подчиненного, выглядел легко исправимым, а дело, на которое хотите его увлечь, - легко выполнимым. Обратная связь, помогает рассмотреть мотивационную структуру личности, которая в определенной ситуации приводит к вполне определенным действиям. Назовем основные компоненты, которые оказывают влияние на мотивацию я которые важно учитывать при организации и проведении индивидуальной воспитательной работы: -каждый человек хочет показать, на что он способен а доказать свои способности и свою значимость в коллективе, в то же время он не хочет, чтобы в тех вопросах, в которых он компетентен, решения принимались без его участия; -практически каждый имеет свою точку зрения на то, как улучшить условия службы, ее организацию и рассчитывает, что его позиция будет заинтересованно встречена командирами и начальниками; -каждому человеку требуется оперативная информация о результатах его труда, каждый хочет знать масштаб, которым его измеряют; -почти все остро реагируют, если их, старания и полученные лучшие результаты в выполнении служебных обязанностей приводят только к тому, что их еще больше нагружают, особенно, если это не балансируется материальным и моральным вознаграждением: так убивается инициатива.
|