Известный отечественный психолог С.Л. Рубинштейн рекомендовал воспитателю: чтобы всесторонне познать воспитанника, надо постараться ответить на три вопроса, что он хочет, что он может и кто он есть? Что хочет человек - это то, что. привлекает его, побуждает к действию, определяет его целеустремленность и характеризует направленность личности, ее мировоззрение. Получить ответ на первый вопрос - значат изучать интересы, потребности воина (в чем он испытывает в большей степени нужду в духовном а материальном плане); идеалы (кто для него является примером, кому и в чем он хотел бы подражать); цели ближайшие и перспективные (к чему стремится в службе), работе над собой, общении с сослуживцами, другими людьми, какие строит планы после службы); преимущественную мотивации в отношении к службе, людям, различным видам деятельности (что побуждает воина к деятельности; развитость чувств долга, чести, достоинства, ответственности; интерес либо корысть, боязнь иди другие-силы); уровень и особенности знаний, отношение к учебе; отношение к религии (что исповедует, влияние религиозности на отношение к службе, людям, самому себе). Полученные сведения о направленности мировоззрения подчиненного помогут воспитателю понять своеобразие его отношения к службе, другим людям, предвидеть возможное поведение в различных ситуациях. Что может воин - это вопрос о его способностях; дарованиях, возможностях проявления личности в чем-либо, предрасположенности к тому или иному виду деятельности, он характеризует и особенности развития психических процессов личности: - познавательных (особенности внимания, мышления, памяти, воображения, речи); - эмоциональных (воспитанность чувств, их нравственное содержание, проявляющееся в отношении к людям; деятельности, различным событиям); - волевых (смелость, решительность, настойчивость, упорство и д.р.). Познавая возможности подчиненного, «воспитатель более целенаправленно, предметно может строить его обучение, развивать профессионально важные качества; создавать условия максимального проявления возможностей воина в деятельности, стимулируя их целенаправленное развитие; разумно опираться на положительное в личности и, таким образом, активно способствовать ее разностороннему развитию, достижению позитивных результатов и получению удовлетворения от службы и своей деятельности. Что есть человек - то есть сложившиеся, установившиеся стержневые особенности личности. Это вопрос о характере человека, его жизненной позиции, привычках. Каждому человеку присущи свои устойчивые особенности. В этом суть индивидуальности. Данные особенности личности проявляются в отношении воина к самому себе, видении себя (критичность, устремленность к самосовершенствованию и самовлюбленности), отношение к службе, воинскому труду, событиям, протекающим в подразделении, чести, другим людям; личностных установках, принципах, правила; общении; деятельности; активности. Стержневые особенности личности являются результатом развития индивидуальности под влиянием среды, целенаправленного воспитания и личной активности в процессе жизни и деятельности всего предшествующего периода. Выявление социальных факторов, способствующих, развитию человека с раннего детства (национальные обычаи, традиции, религиозность, местность, где рос, особенности семьи, друзья, влиятельные личности и. т.д.), дозволяет командиру понять своеобразие сформированности подчиненного. Жизнь показывает, что индивидуальная работа дает прибавку в деле воспитания, если офицеры руководствуются принципами и владеют ее методами. Основные принципы: - повседневное внимание к каждому военнослужащему, сочетаемое с высокой требовательностью и отеческой заботой о его жизни, быте, досуге; - связь воспитания с жизнью России, с делами в стране, с задачами боевой подготовки; - соблюдение чувства меры в критике недостатков воина и опора на его положительные качества; - конкретность, направленность на определенного военнослужащего; - целеустремленность в достижении определенных задач воспитания; -оперативность, возможность проведения в любой обстановке, быстрое реагирование на поведение воина в различных ситуациях; - планомерность, заблаговременная продуманность в деле оказания индивидуального влияния на военнослужащего. КАК ИЗУЧАТЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ | | ОПОСРЕДОВАННОЕ |
- наблюдение; - беседы; - эксперимент; - индивидуальная помощь; - совместная деятельность и др. | | - изучение продуктов деятельности; - изучение различных документов; - обобщение независимых характеристик; -переписка с родственниками и др. |
Напомним кратко содержание основных методов. Метод наблюдения предполагает наличие четкой цели, детальную фиксацию результатов. При изучении индивидуальных особенностей воинов, как правило, применяется выборочное наблюдение с целью познания определенных граней, сторон, свойств и качество личности. Данные наблюдений фиксируются в дневниках, записных книжках, в различных формализованных бланках (см. приложения). Метод изучения документов, отражающих ход и результаты боевой и общественно-государственной подготовки, воспитательной работы. Он дает возможность проанализировать за определенный период обучения и воспитания состояние боевой учебы, дисциплинированности, других параметров воинского мастерства, сравнись достигнутые показатели с итогами прошлой деятельности подразделения и на этой основе выявить тенденции и внести коррективы в индивидуальный воспитательный процесс. Методы диагностической беседы. Личное общение с подчиненным дает самые достоверные данные. При умелом проведении беседы можно выявить интимные переживания воина, его мнение о положении дел в воинском коллективе, о сослуживцах. Результаты беседы помогают составить "диагноз" в интересах введения коррективов в индивидуальную работу. Метод обобщения независима характеристик. Суть его - в сборе возможно большей информации об изучаемом военнослужащем. Данные собираются от начальников и старших, от равных по служебному положению, от подчиненных. Техника получения независимых характеристик разнообразна: устные беседы, экспертные оценки, письменные характеристики, анкеты, вопросники. Диагностический эксперимент. Он позволяет - выявить возможности военнослужащего в восприятии психолого-педагогических воздействий, в начале и в конце эксперимента фиксируются измерения исследуемых показателей. Сравнение результатов начала и конца эксперимента позволяет сделать вывод об успехе (или неудаче) индивидуального влияния.
|