Навигация

 

 

Главная
Статьи
Карта сайта
 

 

 

 

 

Психолого-педагогические приёмы индивидуального воздействия на личность Версия для печати Отправить на e-mail

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ

ИНДИВИДУАЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЛИЧНОСТЬ

 

 

Авансирование личности

 

Этот приём отличается от поощрения. Последнее дается за достигнутые успехи, а при авансировании личности положительная оценка воину дается в его присутствии людям, мнением которых он дорожит, в счет будущих заслуг, тем самым успехи воина как бы прогнозируются.      

Применяется  этот приём не часто, при условии, что воин имеет высокую самооценку, стремится выделиться среди сослуживцев.

 

Одобрение, похвала.

 

Одобрение выражается короткой репликой, подтверждающей, что воин действует правильно, его поступок положителен ("Молодец",   "Правильно", "Верно", "Так держать" и т.д.).

Похвала - более развернутая оценка с анализом действий, поступков воина ("Рядовой Петров постарался, стал относиться к выпол­нению своих служебных обязанностей значительно лучше прежнего).

Награда (поощрение)

Она применяется в тех случаях, когда необходимо отметить
серьёзные достижения и поступки.                         

Поощрение, оказывает положительное влияние только в том слу­чае, если воин понимает, что он действительно его заслужил своей старательностью и усердием в службе, инициативой в выполнении приказов и распоряжений командиров, требований общевоинских уставов.

 

   Ожидание лучших результатов

 

Приём направлен на формирование мотивов, побуждающих воина к успешной учебе и службе. Сущность  приёма состоит в том, что командир в своем подходе к слабому, неуспевающему воину прямо или косвенно, своим отношением, определенными действиями, выражает уверенность в его возможности учиться и служить лучше, проявляя доброжелательное отношение к подчиненному, мы так самым побуж­даем в нем положительное отношение к служебной деятельности в целом.

     Данный прием можно использовать не только для повышения ре­зультатов учебы воина, но и к усвоению им норм морали, формированию полезных привычек.

 

Опосредованное воздействие.

 

Применяя это приём, командир достигает желаемых изменений в поведении воина не прямым указанием, а посредством какого-то промежуточного действия. Подчиненному может быть поставлено условие, выполнив которое он получает возможность удовлетворить свои пот­ребности, интересы, желания. В этом случае у воина появляется новый мотив деятельности, сведенный с его интересами и одновременно направленный на достижение намеченной командиром цели.

     Пользоваться  этим приемом  следует в меру, чтобы не приучить  воинов к выполнению     своих прямых обязанностей ради удовлетворения каких-либо интересов.

 

 Выражение положительного отношения

 

Расположение к подчиненному, приветливая улыбка, дружеский жест, совместная игра или посещение мест отдыха воспринимаются подчиненными как поощрение при условии, что командир пользуется у них авторитетом.

 

   Напоминание, замечание

 

Оно доставляет неприятные переживания лишь потому, что он считается наказанным и это снижает его авторитет в коллективе. Такого рода наказание дает положительный эффект только тогда, когда воин в целом дисциплинирован и дорожит честью коллектива.

 

Осуждение

                           

Осуждение должно быть справедливым, тогда оно воспринимается
воином как должное. Оно может быть различной силы, в зависимости
от мотива проступка и индивидуальных особенностей провинившегося.
Если воин легко раним, то осуждение выражается в более деликатной
форма, а если груб, самоуверен, беспечен - осуждение может быть более  строгим.

                                              

Запрещение

 

Воина лишают какого-то удовольствия:: возможности участвовать в интересном для него мероприятий, экскурсия и т.п. Такое наказание не стоит применять к недисциплинированному воину в тех случаях, когда любимое дело или интересное  мероприятие  является опо­рой в борьбе за его перевоспитание.

 

Просьба

 

Просьба – распространённое  явление во взаимоотношениях между людьми. Обращённая к воину, она, как правило, вызывает живой отклик, сочувствие, готовность прийти на помощь. Сознание того, что ты помог человеку, приносит моральное удовлетворение и способствует сближению между людьми.

В силу психологических особенностей просьба может служить и  приемом педагогического воздействия на подчиненного. Она вовлекает его в выполнение того или иного полезного дела и служит основой нравственного упражнения. Просьба затрагивает наиболее чувствительные струны в человеке.  Она предполагает добровольное оказание помощи, поэтому несовместима с нажимом.

 

Организация успеха в учении   

 

Одна из закономерностей развития чувств  проявляется в том, что успех в деятельности воодушевляет и окрыляет, воина, усиливает интерес к ней. Наоборот, непосильные трудности и неудачи огорчают и разочаровывают человека, сникают интерес к делу  и даже вызывают к нему неприязнь и раздражение. Командир, учитывающий эту законо­мерность, оказывает отстающему воину помощь до тех пор, пока воин не начнет получать положительные оценки. Эти оценки пробуждают у воина удовлетворение, радость, воодушевление, то есть создают предпосылки для дальнейшей самостоятельной работы. Прием организа­ции успеха в учении особенно полезен для воинов, которые временно
не в состоянии оправиться с заданием.        

 

Как же поступить с таким  воином?      

 

Прежде всего надо блике познакомиться о ним и установить душевный контакт. Уважение к командиру вызывает   желание прислушать­ся к его советам и принять помощь. Самолюбие отстающих воинов страдает. Они не чувствуют себя полноценными членами воинского коллектива, дополнительные занятия воспринимают как наказание. Помощь должна им оказываться в очень деликатной форме, щадящей самолюбие. Командир, улавливая малейшие сдвиги, должен не скупясь, подчеркивать достижения, поощрять отстающего воина.

 

    Доверие    

 

Его сущность заключается в поручении подчиненному определенно­го ответственного дела. Доверие радует и воодушевляет воина, разви­вает чувство долга и ответственности, укрепляет дисциплину, орга­низованность, инициативу, активность.

При реализации приема важно правильно выбрать поручение. Оно должно быть для воина интересным, соответствовать его способностям. Процесс исполнения должен быть увлекательным, посильным, но не легким, иначе задача не вызовет необходимого волевого усилия. Непосильная же задача приведет к охлаждению и утрате интереса к ней. Иногда лучше поставить задачу, которая выполняется в сравни­тельно короткий срок, чтобы воин сразу увидел результаты своего  труда.

Деятельность в условиях доверия характеризуется большим накалом чувства, создается психологическое состояние, благоприятное для формирования положительных черт характера.

 

Упражнение   

 

Суть приема состоит в организации обстоятельств, требующих от воина правильных поступков, направленных своим содержанием на проявление черт характера, подлежащих корректировке. Многократное правильное поведение послужит управлением для формирования наме­ченного нравственного качества. Воин на должен подозревать, что предлагаемое ему дело носит специальный воспитательный характер. Оно должно выглядеть как  дело, естественно возникшее в   повседневной служебной деятельности.

Диапазон приемов, применяемых в практике индивидуально-воспитательной работы, значительно шире; и каждый воспитатель должен помнить, что в ней нет универсальных, на все случаи жизни, рецептов и правил. Лучшее средство воздействия на личность воина - чут­кость, заинтересованность, желание быть рядом, принимать и на себя его заботы  Нужна обыкновенная человеческая доброта. Человек устроен так, что на доброе к нему отношение отвечает добром.

 

 

 

 
Copyright © 2006-2016

Яндекс цитирования