Навигация

 

 

Главная
Карта сайта
 

 

 

 

 

Методика подготовки и проведения основных форм воспитательной работы Версия для печати Отправить на e-mail

МЕТОДИКА

ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ОСНОВНЫХ ФОРМ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Собрание военнослужащих

 

Собрание военнослужащих является средством выражения общественного мнения, развития творческой инициативы воинов, мобилизации их на решение задач, поставленных перед частью, подразделением.

Собрания военнослужащих созывают командиры частей и подразделений, их заместители по воспитательной работе. Они же определяют и вопросы для обсуждения. Активное участие в подготовке и проведении собраний принимают общественные советы частей и подразделений.

Основное назначение собраний состоит в том, чтобы выработать совместное решение, сплотить коллектив, мобилизовать его на выполнение определенной задачи, обобщить и распространить передовой опыт, вскрыть недостатки в работе, мобилизовать людей на их устранение.

В период подготовки собрания определяется его повестка дня, назначается докладчик, личный состав оповещается о времени, месте и повестке дня собрания, как правило,  назначаются ответственные за подготовку проекта постановления или обращения собрания. Место проведения собрания желательно заранее подготовить, по возможности радиофи­цировать, оформить наглядную агитацию, соответствующую обсуждаемому на собрании вопросу. Рекомендуется проведение индивидуальных бесед с теми, чье выступление по обсуждаемому вопросу на собрании желательно. Это делается с целью привлечения воинов к активному обсуждению повестки дня.

Общее собрание, как правило, открывает командир или заместитель командира по воспитательной работе. Для ведения собрания избирается президиум. Члены президиум» поручают одному из своего состава вести собрание. Процедурные вопросы (утверждение повестки дня, регламент) решаются коллективно,  открытые голосованием. Затем председательствующий предоставляет слово докладчику.

Докладчику, кем бы он ни являлся, надо помнить, что он выступает на собрании военнослужащих. Это обязывает его строго соблюдать регламент, не сводить доклад только к критике отдельных недисциплинированных воинов, не превращать собрание в обычное служебное совещание.

После доклада председательствующий спрашивает у присутствующих, есть ли вопросы к докладчику. По желанию участников собрания вопросы могут задаваться как в устной, так и в письменной форме. Докладчик отвечает на вопросы либо сразу по мере их поступления, либо в заключительном слове.

После доклада начинаются выступления. По окончании прений, которые прекращаются по воле собравшихся, председатель предоставляет докладчику заключительное слово.

Заканчивается собрание, как правило, принятием постановления или обращения, проект которого чаще всего подготавливается заранее, исходя из содержания доклада, а в ходе собрания может дополняться предложениями и пожеланиями воинов.

Решение обычно бывает коротким и четким. В нем определяется, что, когда и кому надлежит сделать, каких показателей следует добиться в боевой подготовке и жизнедеятельности. Любое решение или обращение собрания, не затрагивая функций и прав командира, должно, помогать лучше выполнять задачи, стоящие перед подразделением, частью.

После принятия постановления предоставляется слово для справок, замечаний по ведению собрания, затем собрание объявляется закрытым.

На собрании военнослужащих обязательно ведется протокол. Он обычно оформляется президиумом собрания в трех-, четырехдневный срок в книге протоколов общих собраний, которая хранится у командира или заместителя командира по воспитательной работе.

Критические замечания и предложения собрания по вопросам хода боевой подготовки, выполнения воинами задач, укреплению порядка и организованности реализуют соответствующие командиры и должностные лица.

В начале очередного собрания командир или заместитель по воспитательной работе информирует личный состав о том, какие меры приняты для выполнения постановления предыдущего собрания. Только в том случае, когда люди знают, каков итог предыдущего собрания, информированы о том, что сделано для реализации критических замечаний и предложений, собрания станут авторитетной и жизненной формой сплочения воинских коллективов, повышения социальной активности каждого члена коллектива, только тогда каждый будет чувствовать себя ответственным за общее дело и способным его решать;

Торжественные собрания посвящаются праздникам или другим важным событиям в жизни страны и армии. На них обычно приглашаются представители вышестоящего командования, местных органов власти, ветераны войны и Вооруженных Сил, члены семей военнослужащих, рабочие и служащие российской армии.

Иногда перед открытием собрания в зал вносится также Знамя части. Президиум на таких собраниях, как правило, не избирается, а определяется заранее.

Опыт многих частей показывает, что если собрания военнослужащих проводятся регулярно и на них обсуждаются важные вопросы жизни и деятельности подразделений, частей, то они в значительной мере помогают успешно решать разнообразные задачи в воспитании и обучении военнослужащих.

 

 

Митинг.

 

Митинг - массовое собрание для обсуждения государственных, служебных и других неотложных вопросов текущей жизни. Являются массовой формой работы. Проводятся в, тех случаях, когда необходимо оперативно информировать личный состав о новых выдающихся событиях внутренней и международной жизни и мобилизовать воинов. на решение важных практических задач боевой подготовки. В частности, митинги в войсках проводятся в связи с началом учебного года и периода обучения, митинги солидарности .митинги по поводу вручения правительственных наград, вымпела министра обороны РФ за мужество и воинскую доблесть, митинги-встречи с трудящимися районов, где расположены воинские части, совместные митинги у памятников и братских могил павших в годы войны, в ходе тактических учений.

Вдохновенное слово на митингах призвано мобилизовать воинов на ратный труд, разъяснять ярко и убедительно требования правительства к вооруженные защитникам.

Опыт свидетельствует, что в дни мирной учебы митинги целесообразно проводить в масштабе части. Это дает возможность привлечь к их организации лучшие силы, наиболее эффективно использовать все средства воздействия на чувства воинов.

Как наиболее оперативная форма, они призваны своевременно откликаться на важнейшие события.

Основным условием,  определявшим успех митинга, являются высокая идейная направленность выступлений. Выступавших на митинге немного, их речь продолжается всего 3-4 минуты.  Отсюда и требования к выступающим: они должны подбираться из числа авторитетных, передовых солдат, сержантов, прапорщиков и офицеров. Желательно, чтобы выступавший говорил, не пользуясь написанным текстом, не употреблял готовые формулировки из газет и журналов, излагал свои мысли ярко и эмоционально в простой и доходчивой форме.

. Митинг проводит командир и его заместитель по воспитательной работе. Как правило, митинг открывается информацией о событии, которому посвящен. Содержание информации должно быть таким, чтобы оно сразу захватило внимание присутствующих, с наибольшей силой воздействовало на их чувства.

Выступление с информацией командира или его заместителя по воспитательной работе не Должно превышать 5-10 минут. Затем выступают солдаты, сержанты, прапорщики, офицеры, ветераны, представители общественности.

Где бы ни проводился митинг - в клубе, на строевом плацу, в поле, необходимо позаботиться о том, чтобы выступающий был хорошо виден присутствующим на митинге, а его выступление - слышно всем.

Нередко митинги проводятся с выноса Боевого знамени части, что придает им большую торжественность, усиливает эмоциональное воздействие на воинов.

Заканчивается митинг принятием в большинстве случаев краткой резолюции или обращения, которые готовятся заранее и выражают практические цели и задачи личного состава, зовут воинов на отличное выполнение своего долга. Эту резолюция или обращение зачитывает воин, обладающий хорошей дикцией, пользующийся авторитетом у личного состава.

Являясь действенной формой агитационно-массовой работы, митинг способствует воспитания у воинов высоких морально-психологических качеств, мобилизует их на активные действия по успешному решению стоящих задач.

 

 

Теоретическая конференция.

 

 

Конференция в общепринятом понимании означает собрание, сове­щание представителей общественных, военных и других организаций для обсуждения каких-либо вопросов

Её цель - помочь офицерам расширить знания в области военной теории и практики. Организаторами теоретических конференций являют­ся командиры (начальники), их заместители по воспитательной работе.

Одним из решающих условий успeха конференции является тщатель­ная ее подготовка, которая включает б себя широкий круг вопросов. Исходный среди них - выбор темы конференции,  определение состава ее участников. Выносимая на обсуждение тема должна быть актуальной,  от­ражать происходящие в жизни государства, Вооруженных Сил события и процессы. Вместе с тем она должна затрагивать профессиональные инте­ресы участников конференции, отвечать их запросам.

В тематике конференций большое место занимают теоретические и практические проблемы развития нашего общества, вопросы руководства войсками, ведения современной войны, проблемы строительства Воору­женных Сил, важнейшие вопросы деятельности командиров, органов уп­равления по повышению боеготовности частей, совершенствованию бое­вой учебы.

После выбора темы разрабатывается план конференции, важнейшей частью которого является определение основного доклада, содокладов и тем для научных сообщений. Формулировка основного доклада должна отражать главную, стержневую идею поставленной на обсуждение конференции проблемы. Содоклады посвящаются, важнейшим теоретическим и практи­ческим аспектам избранной проблемы, которые по тем или иным причинам не могут быть раскрыты в необходимой мере в основном докладе.

Количество вопросов, которые рекомендуются в качестве научных сообщений, зависит от особенностей темы конференции, её многогран­ности. Выбор содержания научных сообщений определяется задачей глу­бокого раскрытия основных положений темы, подробного освещения име­ющегося опыта практической работы и резервов ее совершенствования. Рассмотрение вопросов в различных конкретных аспектах помогает пол­но обсудить тему в целом, выработать практические рекомендации.

В плане обязательно указывается также, кто открывает конферен­цию, делает вступительное слово и заключение, дается ориентировочный расчет времени и список рекомендуемой литературы. При необходимости в плане также могут определяться содержание и исполнители другой работы, проводимой в период подготовки теоретической конференции. После того, как план разработан и обсужден, его доводят до участников конференции.

Проведение конференции включает: обеспечение сбора участников, открытие конференции, вступительное слово руководителя, установление порядка работы и регламента, заслушивание доклада, содокладов, обсу­ждение основных вопросов темы, подведение итогов конференции.

Конференцию обычно открывает командир части или его заместитель по воспитательной работе. Он произносит краткую вступительную речь, в которой формулирует цели и задачи конференции, подчеркивает её значение для практической деятельности офицеров. Затем он предлагает порядок и регламент работы конференции, которые утверждаются её уча­стниками .

Весьма ответственный этап в работе конференции - обсуждение темы. Руководитель конференции весь ход обсуждения направляет на то, чтобы выступления носили деловой, целеустремленный характер, помогали найти пути правильного решения поставленных проблем.

Обстановка на конференции должна быть непринужденной, товарищес­кой, располагать присутствующих к свободному высказыванию своей точки зрения.

Конференция завершается заключительным словом докладчика и подведением итогов. Командир или его заместитель по воспитательной ра­боте дает общую оценку дискуссии, отмечает, насколько большой интерес был проявлен к обсуждаемой проблеме, какие вопросы удалось осветить полнее и какие не были глубоко раскрыты. При этом руководитель оцени­вает основной доклад, содоклады и отдельные выступления участников.

В выступлениях могут быть высказаны различные точки зрения по отдельны»' вопросам. О правильности тех или иных высказывании дают заключение или докладчик, или руководитель конференции. Нельзя остав­лять без ответа поставленные вопросы. Если нет возможности сразу от­ветить на них, надо это сделать позже. Но важно, чтобы ни один вопрос не остался без ответа.

На конференциях нередко вносится много предложений по практическим вопросам. Руководитель не может пройти мимо этих предложений и должен выразить к ним свое отношение. Иные предложения требуют допол­нительного обсуждения. Оно может состояться на совещании у командира. Принятые предложения проводятся в жизнь соответствующими решениями, по неприемлема предложениям дается разъяснение участникам конферен­ции.

Таковы основные методические приемы подготовки и проведения тео­ретических конференций.

 

Беседа.

 

Среди многообразных форм устной агитации и пропаганды важное место занимает беседа. Она является одной из наиболее распространен­ных форм устной агитации.

В зависимости от состава аудитории, а также от преследуемой це­ли беседа может быть индивидуальной или групповой.

Индивидуальная беседа - разговор одного человека с другим. Пред­назначается она для одного человека и позволяет рассмотреть все воп­росы, которые его интересуют, дать советы и рекомендации.

Групповая беседа - беседа с группой людей, проводится с различ­ными категориями воинов, в подразделениях различного масштаба. Опыт показывает, что наиболее эффективно такие беседы проводить в неболь­ших по численности подразделениях, таких как отделение, расчет, взвод.

Тематика бесед очень обширна и разнообразна. Нет такой проблемы политического, военного, экономического или морально-этического ха­рактера, которой бы не интересовались воины. Уметь быстро откликать­ся на их запросы, правильно выбрать тему для разговора - в этом одно из условий успеха предстоящей беседы. Обычно темы для бесед подсказы­вает сама жизнь. Они определяются в зависимости от конкретно скла­дывавшейся обстановки и проводятся по вопросам, которые в наибольшей степени волнуют воинов в данный момент.

Беседы по наиболее важным и актуальным темам, как правило, на­мечаются заранее и включаются в планы воспитательной работы.

Структурно каждая беседа состоит из трех частей:  введения, изло­жения (основной части) и заключения. Весьма важное значение имеет на­чало беседы. Речь надо начинать прямо с существа дела или с чего-либо интересного, что привлечет внимание слушателей. Таким мотет быть инте­ресная газетная или журнальная статья,  отдельный яркий факт или поста­вленные перед слушателями злободневные вопросы. Каждый из этих приемов по-своему будет верным. Всё зависит от избранной темы беседы, состава слушателей, времени и обстановки.

После введения следует основная часть беседы - изложение основно­го содержания поднимаемого вопроса. Здесь преследуется цель объяснить, доказать выдвинутые в беседе положения, подвести слушателей к нужным выводам. При этом всегда нужно помнить, что есть определенные принци­пы изложения материала, которых целесообразно придерживаться. Изложе­ние можно вести от общего к частному или от частного к общему.

Успех беседы во многом будет зависеть и  от умения вовлечь слуша­телей в обсуждение затронутых вопросов. Воины, принимая участие в раз­говоре, дополнят, усилят доводы. Нередко для того, чтобы вызвать об­мен мнениями, используется прямые обращения или вопросы к отдельным слушателям.

Важное значение в беседе имеет её заключительная часть. В ней суммируется, обобщается все сказанное, четко и ясно формулируются вы­воды, являющиеся призывом к борьбе за образцовое выполнение воинами своего долга перед Родиной.

 

 

Кинолекция, киновечер.

 

Кинолекция - одна из распространенных форм агитационно-пропаган­дистской и учебно-воспитательной работы.

Успех лекции, как известно, во многом зависит от умения лектора подобрать яркие и убедительные иллюстрации, помогавшие слушателям лу­чше усваивать излагаемый материал. Большую помощь в этом может оказать кино. Сочетание лекции и кино намного обогащает представление о различ­ных процессах и явлениях, позволяет конкретизировать широкий круг воп­росов. Роль кинолекций особенно возрастает в связи с необходимостью более тесной связи пропаганды с жизнью войск.

Опыт показывает, что может быть несколько способов использования фильмов при организации кинолекций:

-   лекция с последующим показом фильма или нескольких кинокартин на
данную тему;

-   лекция с органическим включением короткометражных фильмов или фраг­ментов, демонстрируемых по ходу лекции;

-   фильмы, затем лекция с использованием их содержания.

Учитывая содержание темы и имеющиеся фильмы, можно решить, какой
способ проведения кинолекции лучше применить.                  

Рассмотрим несколько подробнее названные варианты.

Если непосредственно по теме лекции имеется большой кинофильм, то он
может быть с успехом показан по окончании лекции с целью наглядного
подтверждения сказанного лектором.

Удачно также можно построить кинолекцию при помощи двух-трех небольших кинокартин или специально подобранных фрагментов из полно­метражных фильмов.   

Лектор поступит правильно, если после просмотра фильмов сделает краткие выводы по всей кинолекции, свяжет воедино свое основное выступление с представленными киноиллюстрациями.

Не меньшей популярностью пользуются лекции с органическим вклю­чением в них короткометражных фильмов или отдельных фрагментов. Такая кинолекция будет тем доходчивее и увлекательнее, чем лучше она подго­товлена. Здесь лектору при изложении материала приходится прерываться, переключать свое внимание и внимание слушателей на кинокадры, давать объяснения  им, не теряя логической стройности основной мысли.

 

Оперативной формой кинопропаганды зарекомендовали себя    киновечера. Это разовое мероприятие, которое позволяет в течение 1,5-2 часов раскрыть средствами кино ту или иную тему. Основу кинове­чера составляет показ фрагментов кинокартин, наиболее точно иллюстрирующих содержание темы. Это своеобразный  кинорассказ  о тех или иных страницах истории нашей Родины, Вооруженных Сил,  высоких морально-пси­хологических и боевых качествах воинов. Киновечер может быть составлен из фрагментов документальных, научно-популярных или художественных фильмов.  Организуются эти вечера, как правило, клубами частей.

К киновечеру клубный актив оформляет выставку фотоиллюстраций,
репродукций картин, книг и журналов. Открывает киновечер и ведет его
опытный офицер-воспитатель. После просмотра фильмов проводится их об­
суждение. Оправдывает себя практика проведения киновечеров, составленных только из короткометражных документально-хроникальных или научно-популярных фильмов.

 

 

Лекторий.

 

В решении задач формирования у личного состава научного мировоззрения важную роль играют лектории.

В условиях части лекторий - это продуманный и распланированный на какой-то промежуток времени цикл лекций по установленной тематике для определенной категории воинов или всего личного состава части.

Организация и методика проведения лекториев согласовывается с задачами и планами боевой учёбы и общественно-государственной подготовки. Организация работы лектория включает в себя выбор тем, подбор лекторов,  разработку лекций, оповещение слушателей, подготовку технических и наглядных средств и места, где проводятся мероприятие.

Выбор тем лекций и докладов определяется важнейшими событиями жизни страны, актуальными задачами воспитания личного состава, плана­ми боевой подготовив. При планировании лекций и докладов следует руко­водствоваться тематикой, рекомендованной отделом воспитательной рабо­ты армии.

В работе лектория обращается большое внимание на планирование проводимых мероприятий по месту и времени. Если лекторий действует при клубе части, то обычно проведение большинства лекций планируется  на выходные и предвыходные дни, главным образом на первую половину дня Именно в это время большинство личного состава имеет возможность посе­щать занятия лектория. Если лекторий проводится в части или подразде­лении, то время проведения лекций выбирается исходя из действующего распорядка дня, зачастую в вечернее время. Но любой лекторий требует  большой организационной работы со стороны командования и постоянного контроля воспитательных органов.

. Тематика лекций составляется обычно на весь планируемый период работы лектория, а время их проведения ориентировочно определяется на 3-6 месяцев вперед. С темой лекции организаторы лектория знакомят каждого выступающего за 1-2 месяца до выступления, чтобы он имел дос­таточное время для подготовки. К каждой лекции подбираются соответст­вующие наглядные пособия, с которыми предварительно знакомится сам лек­тор.

 

 

ТЕМАТИКА ЛЕКТОРИЕВ ВЫХОДНОГО ДНЯ

 

Сегодня наша страна переживает нелегкие времена. В этих услови­ях особенно необходимо поуочь каждому молодому человеку сохранить и укрепить чувство любви к своему Отечеству.

Отечественная история богата примерами к фактами борьбы за сво­боду и независимость Родины, именами великих полководцев и рядовых во­инов, эпизодами победоносных битв и сражений, событиями революционных потрясений,  великими достижениями и открытиями, славными традициями русской армии,  восходящими к временам сражений с многочисленными за­воевателями.

 

"История дает государям примеры правления, подданным - повиновения, воинам - мужества, судиям - правосудия, младым - старших     ра­зум, престарелым - сугубую твердость в советах".

                                     М.Ломоносов.

 

Настоящая тематика рекомендуется для проведения в течение года в воскресные и праздничные дни.

 

 

Тематика лектория выходного дня.

 

Настоящая тематика рекомендуется для проведения в течение года в воскресные и праздничные дни.

 

Январь.

 

1. Православная наша вера: праздник Рождества Христова (7 января).

2.Имя в истории Отечества: генерал-фельдмаршал Пётр Александрович Румянцев - Задунайский – продолжатель традиций Петра 1 (к годовщине со дня рождения 17 января 1725 г.).

3. История Отечества: нашествие татар на Русь под предводительством Батыя (9 января 1237 г.).

4. Победные дни России: снятие блокады  г. Ленинграда  (27 января 1944г.).

 

Февраль.

 

1.Православная наша вера: патриаршество на Руси (к годовщине учреждения патриаршества Московского и всея Руси 5 февраля 1589г.).

2. Победные дни России: разгром  немецко – фашистских войск в Сталинградской битве (2 февраля 1943г.).

3. Победные дни России: Победа Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии (к дню Защитников Отечества).

4. История Отечества: начало русско – японской войны. Нападение японцев на русский флот в Порт – Артуре (8 февраля 1904 г.).

 

Март.

 

1. Символы ратной славы: орден святого Георгия Победоносца для нижних чинов (к годовщине учреждения 27 февраля 1807 года.).

2. История Отечества: отмена крепостного права в России (к годовщине отмены 4 марта 1861г.).

3. История  русского воинства: начало формирования регулярной русской армии (к годовщине Указа Петра 1 о наборе рекрутов, 5 марта 1705 г.).

4. История Отечества: февральская революция в России (к годовщине массовых беспорядков в Петрограде и началу революции 7 марта 1917 г.).

5. Имя в истории Отечества: основатель централизованного Российского государства – царь Московский и всея Руси Иван 4 Васильевич (Грозный) (к годовщине смерти 31 марта 1584 года).

 

Апрель.

 

1. Православная наша вера: Светлое Христово воскресенье – Пасха Господня .

2. История  русского воинства: первый воинский устав сухопутных войск России (к годовщине выхода 12 апреля 1716 года.).

3. Имя в истории Отечества: В.И.Ленин  (к годовщине со дня рождения – 22 апреля 1870г.).

4. День воинской славы: Победа воинов Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (18 апреля 1242г.).

5. Войска ПВО: история, боевой путь, традиции (к дню войск ПВО страны – 2-е воскресенье).

 

Май.

 

1. День воинской славы России: Победа советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г.г.

2. Духовное наследие: Михаил Александрович Шолохов (к годовщине со дня рождения 24 мая 1905г.).

3. Всемирная история: день славянской письменности и культуры (24 мая).

4. На страже границ России (к дню пограничника).

 

Июнь.

 

1. История Отечества: принятие декларации о государственном суверенитете России (к дню провозглашения суверенитета 12 июня 1990г.).

2. Духовное наследие: А.С. Пушкин  (к дню рождения 8 июня 1799г.).

3. Имя в истории Отечества: Пётр Алексеевич Романов (Пётр-1) – выдающийся государственный и военный деятель, полководец и дипломат (к годовщине со дня смерти 12 июня 1672г.).

4. История Отечества: нашествие немецко – фашистских войск на Россию (к дню памяти защитников Отечества 22 июня).

5. Символы ратной славы: Парад Победы на Красной  площади (к годовщине парада Победы 24 июня 1945 г. и об истории парадов).

 

Июль.

 

1.  День воинской славы России: победа русской армии Петра 1 над шведами в полтавском сражении (к годовщине 10 июля 1709 г.).

2. Имя в истории Отечества: Павел Степанович Нахимов – выдающийся русский флотоводец (к годовщине смерти 11 июля 1855 г.).

3. Духовное наследие: М.Ю. Лермонтов – воин и поэт (к годовщине дуэли 29 июля 1841 г.).

4. Военно – Морской Флот – детище Петра 1, гордость россиян (к дню ВМФ 28 июля).

 

Август.

 

1. День воинской славы России: первая в истории русского флота морская победа над шведами при мысе Гангут (к годовщине 9 августа 1714 года).

2. Православная наша вера: крещение земли русской князем Владимиром (к годовщине 14 августа 988 г.).

3. Воздушный флот России (к годовщине дня  ВФР – 3-е воскресенье).

4.Символы российского государства: государственный флаг России (к дню государственного флага 22 августа).

5. День воинской славы России: разгром немецко – фашистских войск в курской битве (к годовщине 23 августа 1943 г.).

 

Сентябрь.

 

1. День воинской славы России:  Бородинское сражение с французской армией ( к годовщине 8 сентября 1812 года). М.И. Голенищев – Кутузов – великий русский полководец (к годовщине со дня рождения 18 сентября 1745 г.).

2. День воинской славы России: победа русской эскадры контр-адмирала 

Ф.Ф. Ушакова над турками у мыса  Тендра  (к дню победы 11 сентября 1790 г.).

3. История Отечества: 21 сентября 862 г. – день начала русского государства. Призвание на княжение  Рюрика,  Синеуса  и Трувора.

4. День воинской славы России: Куликовская битва (к дню победы на поле Куликовом 21 сентября 1380 г.).

 

Октябрь.

 

1. Православная наша вера:  Сергий Радонежский – духовный отец и наставник российского воинства (к годовщине кончины преподобного Сергия Радонежского 8 октября 1392 г.).

2. Воинская слава России: героический переход русского войска А.В. Суворова через Альпы (к годовщине завершения перехода 10 октября 1799 г.).

3. Мировая история: открытие Америки Христофором Колумбом (к годовщине открытия 13 октября 1492 г.).

4. Имя в истории Отечества:  Великий князь Дмитрий Донской (к годовщине со дня рождения 25 октября 1350 г.).

 

Ноябрь.

 

1. День воинской славы России: освобождение Москвы народным ополчением

К. Минина и Д. Пожарского от польских интервентов (к дню  освобождения

7 ноября 1612 г.).

2. История Отечества: Великая Октябрьская  социалистическая революция (к годовщине 7 ноября 1917 г.).

3. Духовное наследие: Л.Н. Толстой – великий русский писатель (к годовщине смерти 20 ноября 1910 г.).

4. История Отечества: конец 257 – летнего татаро-монгольского ига на Руси (к годовщине окончания «стояния на реке Угре»  татаро - монголов 24 ноября 1480 г.).

5. День ракетных войск и артиллерии (к 19 ноября).

6. Имя в истории Отечества: Г.К. Жуков – выдающийся советский полководец (к годовщине со дня рождения 1 декабря 1869 г.).

 

 

Декабрь.

 

1. День воинской славы России: победа русской эскадры вице-адмирала П. Нахимова над турками у мыса Синоп (к годовщине 1 декабря 1859 г.).

2. День воинской славы России: начало контрнаступления советских войск под Москвой (к годовщине 5 декабря 1941 г.).

3. История Отечества: день Конституции России (12 декабря).

4. Символы ратной славы России: ордена России (к началу награждения орденами в России 14 декабря 1698 г.).

5. День воинской славы России: взятие крепости Измаил русскими войсками А. Суворова (к годовщине 24 декабря 1790 г.).

 

 

 

 

Тематический вечер.

 

Одной ив интересных форм воспитательной работы с личным соста­вом полка являются тематические вечера.                                                                                      

Проведение тематического вечера предполагает большую подготови­тельную работу к нему, привлечение широкого круга лиц. Исходя из это­го, целесообразно планировать не более 2-3 вечеров в квартал.

Тематические вечера могут проводиться как в полку, так и в под­разделении. Методика их проведения - дело творческое. Она зависит от замысла вечера, привлекаемых средств кино, звукозаписи, художествен­ного оформления. В одном случае тематический вечер может состоять из кратких, но содержательных устных выступлений и художественной части. В другом - выступления чередуются с прослушиванием грамзаписей, чте­нием отрывков из произведений художественной литературы, демонстраци­ей специально подобранных фрагментов из кинофильмов, с показом номеров художественной самодеятельности. При наличии времени это мотет составлять первую часть тематического вечера, а вторую - демонстрация полнометражного кинофильма или концерт художественной самодеятельнос­ти по теме вечера. Все это делает материал вечера более ярким, более доступным и убедительным, вызывает эмоциональные переживания. При этом внешняя,  оформительская сторона не должна довлеть над содержа­нием вечера.

Хорошо, когда тема не является случайной,  оторванной от плана воспитательной работы, разрабатываемого  на каждый месяц или перспек­тивного плана, рассчитанного на более длительный период в связи с по­дготовкой к большим событиям в жизни страны, Вооруженных Сил.

Мероприятия, предусмотренные этими планами, заблаговременно доводятся до исполнителей. Такой план подготовки необходим:  все, что связано с проведением тематического вечера, должно быть тщательно продумано, важно, чтобы каждый тематический вечер не был похож на предыдущий. В противном случае он теряет свою привлекательность.

Разумеется, это не исключает повторного проведения одного и того же вечера для той части личного состава, которая по каким-либо при­чинам не смогла принять в нём участия.

Ход вечера записывается на магнитофонную ленту и фотографируется. Делается это для того, чтобы продолжить работу вокруг вечера и после его проведения: оформить фотогазету, рассказывающую о содержании про­шедшего вечера, транслировать выступления его участников, записанные на магнитофон, по местному радио, ото особенно важно в тех случаях, когда не представляется возможным провести тематический вечер со всем личным составом.

 

 

Читательская конференция.

 

В практике воспитательной работы с личным составом Вооруженных Сил сложился ряд форм, связанных с использованием книги. К ним отно­сятся: литературные вечера, праздники книги, литературные диспуты, ве­чера поэзии, литературные викторины, библиографические обзоры, встре­чи с писателями, журналистами, издательскими работниками и др. В их числе одной из популярных форм является читательская конференция.

Читательская конференция позволяет привлечь внимание большего круга читателей к одной или нескольким книгам, поднимаемым в них те­мам. Она является одним из способов развития активного интереса у во­инов, членов их семей к политической, художественной, мемуарной и дру­гой литературе. С помощью читательских конференций у командиров, за­местителей по воспитательной работе имеется возможность активно вли­ять на формирование духовного облика воинов,  вооружать их знаниями, воспитывать в духе патриотизма, образцового выполнения воинского дол­га, любви к своей профессии, стремление в совершенстве владеть воен­ным делом.

Организуются читательские конференции работниками военных библи­отек, а при отсутствии штатных библиотечных работников - заместителя­ми командиров по воспитательной работе. К работе по подготовке и про­ведению конференций широко привлекаются наиболее активные читатели из общественности частей и подразделений. В целях более успешной органи­зации работы по подготовке и проведению читательских конференций кое-где принято создавать специальные комиссии. Организаторы читательской конференции на основе одного или нескольких произведений одного или разных авторов определяют тему конференции. Как показывает опыт, те­мы читательских конференций могут быть различными.

Вот некоторые из них: "Образ воина в литературной тематике Вели­кой Отечественной войны",  "Образ молодого офицера в художественной литературе", "Наш современник - молодой воин в художественной литера­туре" и др.

Организаторы читательской конференции составляют план работы ho её подготовке, а также план проведения конференции. В плане работы по подготовке конференции включаются мероприятия по обсуждению с ко­мандирами, заместителями по воспитательной работе и актива» вопросов подготовки конференции, распространению среди читателей книг, по которым проводится конференция, выпуску афиш, плакатов, радиогазет с целью доведения до личного состава темы,  вопросов конференции, ин­формации о писателях, их произведениях, проведение индивидуальных бе­сед с читателями по обсуждаемым произведениям, подборке кинофрагмен­тов, звукозаписей, диафильмов применительно к теме конференции и др.

План проведения конференции отображает её тему, основные вопро­сы, помогающие её раскрыть, выступления авторов обсуждаемых произве­дений, прототипов героев произведений, участников описываемых я кни­гах событий и др., а также мероприятия, связанные с просмотром кино­фильмов, осмотром выставок, витрин, стендов по теме конференции.

Успешное проведение   конференции в решающей степени зависит от качества её подготовки, особенно подготовки выступающих. Однако зна­чительное влияние на ход конференции оказывает роль ведущего. Он объ­являет о начале конференции, ведет ее, кратко подводит итоги работы конференции. Ведение конференции со стороны ведущего требует не про­сто" объявлений о выступлениях, но и умелого их направления с целью полного и всестороннего рассмотрения вопросов. Как показывает прак­тика, повышение интереса к читательским конференциям, активности уча­ствующих в ней в значительной мере, способствует непосредственное уча­стие в таких конференциях авторов обсуждаемых произведений, прототи­пов созданных ими образов, свидетелей и участников описываемых в про­изведениях событий, демонстрация по темам конференций кинофильмов, фрагментов кинолент, выставок книг, различных материалов и документов.

 

 

 

 

 

Диспут.

 

Диспут - это публичный спор на научную или общественно важную теку. Понятно, что спор спору рознь. Поэтому важно, чтобы диспут про­водился по актуальным и волнующим вопросам с целью найти правильный, научный ответ на них.

Опыт организации и проведения диспутов убедительно говорит о том, что они приносят пользу только в том случае, если посвящаются злобод­невным вопросам, а их идейное содержание глубоко и детально продумано.

Диспуты планируют и проводят в масштабе батальона (дивизиона), роты (батареи) и им равных подразделений.

Для обсуждения на диспуты выносятся общественно-политические, героико-патриотические, нравственные, культурно-эстетические, профес­сиональные, семейно-бытовые и другие темы. Из этого множества тем вы­бирается такая, которая наиболее актуальна, интересует многих bohhqb, непосредственно связана с решаемыми задачами учебно-боевой деятельнос­ти и укрепления воинской дисциплины, словом та, которая в данных усло­виях способна оказать существенное влияние на дальнейшее улучшение выполнения личным составом  своего воинского долга перед Родиной.

После определения темы диспута разрабатываются основные вопросы, которые будут поставлены на обсуждение, а также составляется план по подготовке диспута и его проведению. План составляется в произвольной форме. В нем намечаются мероприятия, способствующие успеху диспута, указывается, кто отвечает за их проведение и сроки выполнения.

Чтобы воины могли лучше подготовиться, тема и вопросы диспута сообщаются им заблаговременно. Для этого используются объявления, пригласительные билеты, стенгазеты подразделений и т.п. Для успеш­ного проведения диспута важно также подготовить помещение, плакаты и лозунги, выставку литературы.

У организаторов диспута нередко возникает вопрос: нужно ли гото­вить выступающих? Практика подсказывает, что первых 3—4-х выступав­ших следует подготовить, так как в противном случае после вступитель­ного слова ведущего нередко возникает заминка из-за того, что его уча­стники собираются с мыслями и не решаются сразу выступить.

Но предметом особой заботы должен быть подбор и подготовка ве­дущего, от которого во многом зависит успех диспута. Иногда наряду с ведущим назначается председатель. Он рассказывает о порядке проведения диспута, сообщает о том, кто является ведущим, приглашает участников диспута записаться для выступлений, а в ходе его предлагает воинам за­давать вопросы ит.д..

Обычно диспут начинается со вступительного слова ведущего. Откры­вая диспут,  он говорит о значении темы диспута, приглашает участников выступать откровенно, доказательно, включаться в разговор "по душам". Затем выступают воины. Они спорят, доказывают, отстаивают свои взгля­ды. В ходе диспута ведущий следит за тем, чтобы его участники не от­влекались от обсуждаемой темы, тактично, короткими репликами подска­зывает правильное направление выступлений. В конце диспута председатель или ведущий подводит итог,  останавливается на спорных точках зрения, указывает, как нужно понимать тот или иной вопрос.

 

 

Викторина.

 

Одной из интересных форм работы с личным составом частей и под­разделений является викторина.

Викторина - это род игры, представлявший ряд вопросов (обычно из различных областей знаний), требующих ответов в устной или письмен­ной форме. Это своеобразное состязание военнослужащих в правильности ответов на те или иные вопросы. Викторина проводится по разнообразной тематике и, как правило,  в устной форме. Темами для викторина могут быть вопросы,  связанные с закреплением  знаний по истории нашего государства, Вооруженных Сил, по углубленному изучению общево­инских уставов, боевой технике и оружию и др.

Опыт свидетельствует, что викторина организуется и проводится в отделении и взводе с участием всего личного состава, в роте (батарее) методом состязаний между взводами (командами от взводов;,  а в баталь­оне - между ротами (командами от рот).

При этом способы её проведения могут быть самыми разнообразными. Одной из простейших викторин для отделения или взвода могут Выть от­веты на вопросы, например, о знании тактико-технических характеристик нашего оружия и боевой техники и вероятного противника, условий выпол­нения различных нормативов и др. 

Подготовка викторины включает в себя решение следующих вопросов: определение темы и с оставление плана её проведения, назначение инициативной группы по её проведению, оповещение о дате, месте и времени проведения, подготовка необходимой учебной и материальной базы (плака­тов, схем, макетов узлов и т.д.), назначение жюри и выработка условий викторины.

Если викторина проводится в масштабе роты, батальона, то предва­рительно во взводах, ротах целесообразно провести отборочные соревно­вания для определения состава команд, которые должны защищать честь их подразделений.

Инициативная группа с помощью командиров, заместителей команди­ров по воспитательной работе, технических специалистов вырабатывает и утверждает условия викторины: порядок постановки командам или участникам вопросов, время на их обдумывание, методику оценки ответов в баллах, порядок определения победителей и др.

Викторину открывает и ведет ведущий.                               

Жюри, назначенное из наиболее подготовленных офицеров, определя­ет победителей викторины.

При проведении викторины весьма полезно идти от простого к сло­жному, последовательно наращивая и усложняя вопросы и требования к ответам на них.

 

 

Воинские ритуалы.

 

Воинские   ритуалы -   это исторически служившийся, передающийся из поколения в поколение вид традиций,  которые реализуют­ся в символических действиях, регламентируемых сначала обычаями, а затем и законами.

Воинские ритуалы воплощают в себе благородные идеалы мужества, стойкости и героизма, единство высоких целей защитников Отечества.

В летописи боевой славы Российской армии немало страниц посвяще­но воинским ритуалам,

В декабре 1993 г. Президентом РФ утвержден "Устав внутренней службы ВС РФ,  в котором впервые законодательно закреплены следующие наиболее распространенные ритуалы боевой, учебно-боевой и повседнев­ной деятельности войск:

1.    Ритуал приведения к военной присяге.

2.    Ритуал вручения Боевого Знамени части.

3.    Годовой праздник воинской части.

4.    Порядок распределения прибывшего пополнения по подразделения.
5. Порядок вручения личному составу вооружения и военной техники.

  6. Порядок проведения опроса военнослужащих.

7. Порядок проводов военнослужащих, уволенных в запас или отставку.

8. Ритуал проведения обшеполковых вечерних поверок.

И многие другие.

 

В войсках ПВО накоплен опыт проведения   традиционных для раз­личных родов войск    собственных ритуалов, среди которых:

  I. Ритуал заступления на боевое дежурство.

  2. Ритуал проведения слета мастеров боевой квалификации.

3.    Ритуал посвящения в боевую специальность.

4.    Ритуал торжественных приёмов командованием передовых воинов в
связи с празднованием дня ПВО

и другие ритуалы.

 

Предлагаем к руководству в воинском и нравственном воспитании некоторые из обновленных воинских ритуалов.

 

 

РИТУАЛ

Проведения слёта мастеров боевой квалификации.

 

Ритуал слета мастеров имеет цель повышения авторитета воинов-мастеров военного дела, распространения их передового опыта и мобилизацию всего личного состава не успешное освоение оружия и военной техники.

Он проводится в части два раза в год с изданием приказа о присвоении (подтверждении) военнослужащим классной квалификации и приказа о награждении лучших специалистов части. 

Один из выходных дней в части проводятся как  "День чествования мастеров военного дела". В торжественной обстановке перед строем части объявляется приказ о присвоении (подтверждении) классной квалификации, а также проводится вручение нагрудных знаков и удостоверений классного специалиста.

Затем по заранее разработанному плану проводятся воспитательные мероприятия, направленные на изучение боевой техники и оружия и пропаганду опыта мастеров военного дела, в частности:

-    военно-техническое соревнование по повышению нормативов за звание лучшего воина по военной специальности;

- эстафеты или управа мнения в соответствии с курсом и программами технической подготовки;

- военно-технические навыки в викторине с использованием современных методов обучения;

- конкурсы на лучшее овладение смежной специальностью и другие мероприятия.

К этому дню клуб и библиотека части готовят местные радиопередачи, фотогазете, технические бюллетени о лучших воинах - классных специалистах, выставку-продажу новой технической литературы. На территории части создаются стенды и витрины "Мастера военного дела", а в клубе оформляется наглядная агитация: фотовыставки и витрины о боевых делах воинов - классных специалистов, схемы о выполнении плана и обязательств по подготовке классных специалистов по подразделениям, обобщенный передовой опыт мастеров военного дела, в подразделениях выпускаются номера стенгазет, боевые листки, листки-молнии.

Во второй половине дня личный состав собирается в клубе части на вечер чествования классных специалистов, мастеров военного дела. Вечер кратким вступительным словом открывает командир части.

С докладом о достижениях личного состава в овладении боевой тех­никой и оружием, о лучших воинах, добившихся повышения классной ква­лификации, и лучших специалистах выступает заместитель командира полка по вооружению.

Затеи зачитывается приказ о награждении победителей военно-тех­нических состязаний и конкурсов на звание лучшего специалиста части и о занесении их в "Альбом мастеров военного дела". Командир вручает победителям почетные вымпелы.  "Лучший офицер наведения",    Лучший отде­лявший",  "Лучший номер стартового расчета,  "Лучший летчик", "Лучший штурман, "Лучший техник", "Лучший авиамеханик, "Лучший оператор, "Лучший радиотелеграфист, "Лучший связист" и т.д. в зависимости от специфики частей.

Вымпелы лучших специалистов выставляются на их прикроватных тумбочках.

"Альбом мастеров военного дела" хранится в комнате боевой сла­вы полка (части).

   После окончания торжественной части может быть проведен КВН, т.е состязание команд подразделений по прикладной, военно-технической тематике, концерт художественной самодеятельности, а ходе концерта отдельные произведения исполняются по заявкам классных специалистов, в их честь.

 

 

РИТУАЛ

посвящения в боевую специальность

 

Ритуал посвящения в боевую специальность проводится после за­вершения периода раздельного обучения по специальностям, сдачи заче­тов на допуск к самостоятельному несению боевого дежурства и испол­нению обязанностей по эксплуатации и ремонту вооружения и военной техники. (А для водителей - по окончанию доподготовки).

В назначенный день личный состав выстраивается в установленном месте. Зачитывается приказ командира о допуске личного состава к са­мостоятельному несению боевого дежурства (эксплуатации и ремонту воо­ружения и военной техники и т.п.).

Командир обращается к молодежи с добрыми напутствиями, выступают опытные специалисты.  

Каждый молодой, специалист подходит к командиру строевым шагом и докладывает о своей готовности управлять (работать, эксплуатировать и т.п.), вверенной ему боевой техникой.

Командир вручает ему удостоверение на право самостоятельного несения боевого дежурства выполнения функциональных обязанностей), поздравляет со вступлением в ряды боевых специалистов.

После этого проводятся состязания, на лучшего среди молодых воинов специалиста по нормативам боевой работы, эстафеты или упражнения в соответствии с курсом и программами технической подготовки и другие мероприятия.

Осуществляется фотографирование. Выпускается стенная печать (стенд   Поздравляем..., листки-молнии и т.п.).

 

 

 
Copyright © 2006