ОГЛАВЛЕНИЕ I. Морально-психологические основы укрепления воинской дисциплины___________ 3 П. Особенности психологической структуры воинского коллектива и пути укрепления внутриколлективных отношений_______________________________________________ 6 III. Морально-психологические предпосылки укрепления воинской дисциплины в практике работы командира___________________________________________________15 Приложения: 1.Анкетирование___________________________________________________________ 21 2.Этапы и программа исследования морально-психологического состояния, социально-психологических явлений в воинском коллективе_______________________________27
В Методических рекомендациях, предназначенных для командиров, офицеров органов боевой подготовки и по работе с личным составом на основе передового опыта работы с людьми и с учетом достижений психологической науки дается системное изложение путей и способов формирования морально-психологических предпосылок укрепления дисциплины, сплочения воинских коллективов. Методические рекомендации подготовлены отделом морально-психологической подготовки под общей редакцией заместителя Главнокомандующего Войсками противовоздушной обороны по боевой подготовке начальника боевой подготовки Войск ПВО генерал-полковника Н.И.ЧУКАРИНА.
1. МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УКРЕПЛЕНИЯ ВОИНСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Воинская дисциплина является важнейшим аспектом боевой подготовки и служебной деятельности военнослужащих. Дисциплина упорядочивает психологическое состояние воинов, делает их внутренне собранными, организованными, высоконравственными. Требования дисциплины распространяются также и на процесс общения военнослужащих друг с другом, обеспечивая четкость служебных и неслужебных контактов и взаимоотношений в коллективе. Поддержание четкого порядка в жизни и совместной деятельности военнослужащих — задача первостепенной важности. Необходимый порядок обеспечивается многообразными факторами, среди которых определенную роль играют факторы морально-психологические. К их числу относят: 1) личную дисциплинированность каждого воина, в основе которой лежит сознательность, глубокое понимание военной и социально-экономической роли дисциплины; 2) искусство командного состава в руководстве людьми, их непреклонное стремление к поддержанию твердого уставного порядка в любой обстановке и умение воспитывать личный состав в духе дисциплинированности; 3) активность воинского коллектива, общественных объединений военнослужащих и комиссий в поддержании дисциплины, тесную связь коллективной психологии с задачами укрепления правопорядка. Все эти факторы взаимосвязаны между собой и действенность каждого из них зависит от действенности остальных. Сознательная личная дисциплинированность военнослужащего — это социально-психологическая, нравственная черта его личности, неотъемлемая сторона общественной сущности человека. В той в индивидуально-психологической форме закрепляется отношение личности к законам государства и нравственным нормам общества, правилам общежития, к воинскому долгу. Дисциплинированность воина — выражение его готовности к самопожертвованию в вооруженной борьбе за безопасность Отечества. Это высшее выражение дисциплинированности личности. Формирование дисциплинированности происходит по мере того, как воин усваивает нормы поведения и требования, изложенные в уставах. Познавательно-теоретические основы также включают правосознание, понимание жизненной необходимости, высокой военной и общественной ценности порядка и организованности. Именно отсюда берут свои корни адекватные мотивы дисциплинированного поведения — сознательное подчинение командиру, соблюдение законов и уставов. Сознательность здесь означает, что воин в своей исполнительности действует по мотивам патриотизма, долга, чести, высокой внутренней ответственности. Другие, промежуточные, стадии в развитии дисциплинированности могут иметь иное социально-психологическое содержание. Дисциплина воина может, например, держаться на авторитете того или иного командира. Воин подчас ведет себя достойно, имея перед собой положительный пример уважаемого им сослуживца, подчиняясь его ненавязчивому влиянию. Вне этого воздействия его дисциплина становится неустойчивой. Дисциплина не является сознательной, если подчинение диктуется такими мотивами, как страх наказания, соображения выгоды и расчет на другие подобные стимулы. Требования дисциплины имеют как более общий, так и более конкретный характер. Первые из них — это постоянно действующие нормы и правила, которые зафиксированы в законах и воинских уставах, а также в приказах и директивах. Вторые — это конкретные требования начальников, опирающиеся на их право отдавать приказания своим подчиненным. В первом случае дисциплинированный воин действует вполне самостоятельно, решающее значение здесь имеет его самодисциплина; во втором случае на первый план выступает готовность военнослужащего к повиновению, его исполнительность, умение понимать начальника с полуслова. Таким образом, во внутренней структуре дисциплинированности выделяются два важнейших звена — самодисциплина и исполнительность. Если поведение военнослужащего направляется исключительно пониманием норм и правил изнутри, без каких-либо специальных напоминаний, то оно опирается на самодисциплину. А если правильное поведение воина направляется приказом, командами и замечаниями начальника, то оно реализуется на основе исполнительности, повиновения. В морально-психологической структуре дисциплинированности кроме мотивационных элементов важное место принадлежит навыкам дисциплинированного поведения. Благодаря им, дисциплинированное поведение становится свободным и непринужденным, эстетически привлекательным. Некоторые воины стесняются, например, отдать честь старшему, потому что делают это неуклюже, что действительно вызывает у них смущение. Знание того, как надо себя вести, умение четко, легко выполнять уставные требования — существенная сторона дисциплинированности. Дисциплинированность — качество личности, имеющее много измерений. Важнейшими ее параметрами являются: мера соответствия поступков и действий требованиям воинских уставов (объективная сторона); мотивы дисциплинированного поведения; устойчивость дисциплинированности в опасной обстановке; степень самостоятельности правильного поведения. Первый показатель дисциплинированности вытекает из уставного определения воинской дисциплины. Он характеризует то, какие правила воин выполняет, какие допускает нарушения, что умеет делать. Пользуясь этими показателями, определяют сильные и слабые места в состоянии дисциплины, судят о разновидностях дисциплинарных проступков, получают количественные данные о состоянии дисциплины. Каждый поступок — нравственный и безнравственный — имеет свой мотив. Поэтому для суждения о качестве дисциплинированности принимают во внимание эту внутреннюю движущую силу каждого действия. Внешне правильные поступки могут иметь неодинаковую ценную мотивационную составляющую, и тогда они должны стать предметом пристального внимания командира, общественности. Дисциплинарные проступки, даже одинаковые по своим объективным данным, могут мотивироваться по-разному. Объективно вред, ущерб от дисциплинарного проступка не уменьшается от того, что мотив его, скажем, не умысел, а неосторожность, непредусмотрительность, халатность. В воспитательной работе нужно опираться на точное знание содержания и характера мотивов, в противном случае ни меры убеждения, ни меры принуждения не будут достаточно эффективными. Дисциплинированность характеризуется далее уровнем самостоятельности. Суть этой черты в том, что поскольку военнослужащий действует чаще всего в коллективе, на глазах командира и сослуживцев, то бывает нелегко установить, ведет он себя дисциплинированно по внутренним побуждениям или под влиянием непосредственно социального окружения. Оценить уровень самостоятельности человека — значит понять, как будет он вести себя при отсутствии внешнего контроля. Наконец, важнейшей характеристикой дисциплинированности является ее устойчивость в состоянии боевого стресса. Есть факты, говорящие о том, что отдельные военнослужащие, вполне, казалось бы, дисциплинированные в условиях повседневной службы, теряют это качество в обстановке, вызывающей нервно-психологическое напряжение. Они перестают действовать по правилам, становятся невосприимчивыми к командам и указаниям. Ясно, что такая "мирная" дисциплина не годится для особого периода. Воспитание дисциплинированности осуществляется на основе формирования высокой сознательности и нравственности. Особое значение имеет аргументированное разъяснение требований присяги и воинских уставов. Определенное влияние оказывает обращение внимания на ущерб (моральный и материальный), который наносит каждый дисциплинарный проступок коллективу и личности самого нарушителя. Значительно способствует развитию дисциплинированности личный пример начальника и сослуживцев. Важный дисциплинирующий фактор — благоприятные организационные условия. Недостаточно военнослужащему сказать: ты должен быть дисциплинированным, исполнительным! Надо его поставить в условия строгого воинского порядка, уставной организации боевой учебы, всей жизни части, подразделения так, чтобы ответственность каждого за личное поведение стала фактической. Ясно, что эти условия создаются умелым руководством, четкой организацией службы, ее всесторонним обеспечением. Необходимо также своевременно и решительно ликвидировать отрицательные последствия уже случившихся дисциплинарных проступков, раскрыть сам проступок, выяснить его мотивы и причины. Далеко не всегда дисциплинарный проступок очевиден и прост. В каждом нарушении воинского порядка надо найти действительного виновника, тщательно разобраться, что именно он сделал, какое уставное положение нарушил, когда и при каких обстоятельствах это было, совершен ли проступок под влиянием индивидуального побуждения или под воздействием других людей, совершен ли проступок с умыслом или по неосторожности, переживает ли человек свою ошибку, сожалеет о случившемся, раскаивается, желает загладить свою вину. На все эти вопросы необходимо получить ответы, анализируя каждый случай нарушения дисциплины. Важную роль в воспитании дисциплинированности играет дисциплинарная практика: психологически и педагогически обоснованное применение мер поощрения и взыскания. Это сильное средство в борьбе с недисциплинированностью. Но право взыскивать должно применяться с опорой на высоконравственные побуждения и на отточенное умение. Нельзя наказывать, руководствуясь мотивами гнева и мести. Не рекомендуется определять взыскание в состоянии раздражения. Необходимо учитывать индивидуальную реакцию военнослужащего на взыскание. Есть люди очень ранимые, они болезненно переживают взыскания, их реакция может быть неожиданной и нежелательной. Взыскание достигает воспитательной цели, если тот, кого наказывают, разделяет мотивы начальника, понимает справедливость взыскания. Таким образом, работа по укреплению воинской дисциплины связана с решением широкого круга задач, в числе которых немало и морально-психологических. Умело решать их — важнейшая.
II. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ВОИНСКОГО КОЛЛЕКТИВА И ПУТИ УКРЕПЛЕНИЯ ВНУТРИКОЛЛЕКТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ Психология воинского коллектива — это сложная совокупность внутриколлективных социально-психологических явлений и процессов, одна из сторон его духовной жизни. Она является результатом объединения, суммирования психологии отдельных личностей — членов данного коллектива. Следует выделять следующие важнейшие компоненты в структуре психологии воинского коллектива: общественное (коллективное) мнение, коллективные взгляды; коллективные интересы, потребности, запросы, стремления; коллективные традиции, привычки, обычаи; коллективные настроения, социальные чувства, панические проявления; межличностные взаимоотношения, общение, взаимные оценки, притязания, требования и др. Руководитель любого ранга должен уметь правильно оценить социально-психологическую характеристику воинского коллектива, т.е. раскрыть содержание структурных компонентов психологии коллектива, выявить его социально-психологические особенности и определить их влияние на выполнение учебно-боевых задач и воинскую дисциплину, Для этого, во-первых, необходимо проанализировать характер общественного мнения как всего личного состава, так и отдельных категорий военнослужащих — офицеров, прапорщиков, младших командиров, рядового состава; вскрыть, насколько общественное мнение способствует укреплению воинской дисциплины; выявить ядро — носителей здорового общественного мнения; определить наличие других групповых мнений, степень их расхождения с доминирующим в коллективе* их носителей, причины возникновения. Известно, что каждый воин вольно или невольно соизмеряет свои поступки и действия с мнением командира и большинства личного состава, а также наиболее авторитетных сослуживцев. Власть и опыт, уважение и доверие делают авторитетным и впечатляющим каждое слово командира, начальника. Чтобы правильно воздействовать на людей, офицер должен избегать опрометчивых суждений и выводов. Психологи рекомендуют: прежде чем произнести вслух какую-либо мысль, офицеру следует тщательно продумать ее, так как она непременно отразится на поведении подчиненных. Убедительность и категоричность слов командира, как свидетельствует практика повседневной жизни, не оставляют тени сомнения в правильности и ясности его позиции, особенно в боевых условиях. Большего успеха добиваются те командиры и начальники, которые своевременно реагируют на познавательные потребности и интересы подчиненных с помощью устойчивой обратной связи от каждого военнослужащего, повышают качество индивидуальной воспитательной работы. Повседневная практика убедительно подтверждает, что, чем выше качество индивидуального воздействия на воина, тем острее его бдительность и действеннее мнение коллектива. Тесный духовный контакт с человеком, умение понять его мысли и интересы — гарантия взаимного уважения, единства взглядов и поддержания в коллективе здоровой морально-психологической атмосферы. Там же, где индивидуальная воспитательная работа ослаблена, где ее не умеют проводить, не прислушиваются к голосу подчиненных, вовремя не дают нужных советов, рекомендаций, возникают необоснованные суждения и отрицательные мнения. Групповое (коллективное) мнение как социально-психологический процесс имеет три условных этапа. На первом этапе люди непосредственно воспринимают, переживают то или иное событие и оценивают его. У каждого военнослужащего образуется и укрепляется свое индивидуальное мнение-суждение и своя субъективная оценка события. На втором этапе военнослужащие обмениваются друг с другом своими личными переживаниями, суждениями и оценками по поводу происходящих событий. Этот этап может происходить спокойно внутри каждой группы. На третьем этапе группы военнослужащих, как правило, спорят, отстаивают свои оценки, точки зрения и приходят к единому взгляду. В процессе обсуждения формируется общее мнение воинского коллектива. В целях оптимизации управления коллективным мнением командир не должен упустить момент первого этапа, когда воины еще только формируют свое личное отношение к событиям. Главное — предупредить появление нездоровых взглядов, предвзятых оценок. Помощь в этом офицеру могут оказать сержанты, которые постоянно находятся с сослуживцами, быстро реагируют на новости, дают им правильную оценку, формируют положительную установку на восприятие информации. На втором этапе труднее изменить неверные суждения отдельных военнослужащих, так как индивидуально-групповое мнение обладает известной инерцией. В этом случае лучшим противодействием может быть сообщение коллективу дополнительных фактов без упоминания неверных суждений. Управлять групповыми мнениями, обеспечивать принципиальную критику и самокритику непросто. Опыт работы по формированию зрелого коллективного мнения показывает, что подвергать критике нужно прежде всего не мелкие оплошности и отдельные высказывания, а серьезные нарушения воинской дисциплины или устойчивую отрицательную направленность личности. К сожалению, иногда некоторые молодые командиры стараются сделать предметом обсуждения личного состава чуть ли не каждый случай нарушения уставных положений, стараясь заручиться поддержкой коллективного мнения, что на практике не оправдывает себя. Формированию общественного мнения у коллектива по конкретному вопросу способствует постановка перед ним общих, значимых целей и задач, предъявление конкретных требований и коллективу в целом, и каждому военнослужащему в отдельности. Здоровое общественное мнение воинского коллектива формируется тогда, когда в коллективе развивается критика, люди серьезно продумывают, высказывают свою точку зрения, когда создается обстановка заинтересованности каждого военнослужащего в обсуждении вопросов службы, учебно-боевой деятельности, воинского быта и поведения членов коллектива. При этом у личного состава необходимо воспитывать умение критически относиться к непродуманным высказываниям, проявлять бдительность по отношению к вредным влияниям окружающей обстановки, беспринципности, примиренчеству. Борясь за правильность коллективного мнения, важно никогда не пускать на самотек мероприятия, которые служат формой его выражения: общие собрания военнослужащих и по категориям, беседы, диспуты, "круглые столы", митинги и т.п. Именно на них вырабатывается правильная оценка линии поведения и действий воинов. В отдельных случаях для анализа коллективного мнения можно использовать письменные вопросники (анкеты) или личные беседы-интервью. В них могут быть вопросы, выявляющие информацию о личности или коллективе, его морально-психологическом климате. Беседы целесообразно проводить как можно чаще, чтобы фиксировать уровень развития психологии коллектива и динамику коллективного мнения. Собранный с применением анкетирования, бесед, опросов, собраний и других методов материал о суждениях и взглядах групп и коллектива в целом подвергается тщательной обработке путем сравнения, сопоставления полученных ответов, их анализа. Учет этих условий позволяет командиру направить процесс формирования и поддержания здорового общественного мнения в подразделении и части в нужное русло. Социально-психологическая характеристика воинского коллектива включает, во-вторых, оценку коллективных положительных настроений, форм их проявления; причин появления отрицательных настроений у подчиненных и их носителей; особенностей их влияния на выполнение служебно-боевых задач. Коллективные настроения, социальные переживания — важный компонент структуры психологии воинского коллектива. Это совместные переживания тех или иных событий, фактов, а также сходных эмоциональных состояний, овладевших на какое-то время всем воинским коллективом или его частью и влияющих на его жизнь и деятельность. Коллективные настроения оказывают сильное влияние на поведение военнослужащих, отражаются на уровне воинской дисциплины и организованности, на эффективности их ратного труда. При этом одно коллективное настроение ("мажорное") способствует успеху деятельности воинского коллектива — энтузиазм, вера в общий успех, увлеченность, приподнятость, состояние общего подъема; другое ("минорное"), напротив, резко снижает возможности коллектива — состояние упадка, неверие в свои силы, товарищей, боевую технику и оружие, общее уныние, подавленность. Умение владеть коллективными настроениями — это во многом означает умение управлять воинским коллективом. Каждому командиру важно учитывать специфические особенности коллективных настроений: преимущественную зависимость от социальных факторов — коллективные настроения части (подразделения) определяются общими экономическими, социально-политическими и духовыми условиями жизни всего общества; особую заразительность — возникшие у одних людей настроения могут быстро распространяться на других, "психологически заражать" их. Здесь действует своеобразный социально-психологический закон. Механизм этого закона "бесстрастно" может функционировать как в положительном, так и в отрицательном направлении. Все зависит от того, кто и с какими целями им пользуется; большую побудительную силу коллективных настроений — в хорошо настроенном воинском коллективе рождаются дополнительные источники воодушевления, энтузиазма, боевого и трудового подъема; особый динамизм коллективных настроений — они являются наиболее подвижным элементом структуры психологии воинского коллектива. Эта особенность коллективных настроений выражается в том, что она способна переходить из одной формы в другую: из подсознательной — в отчетливо осознаваемую, из скрытой — в открытую; быстро перерастать в действие; быть подверженной колебаниям и в самый короткий срок, почти мгновенно перестраиваться коренным образом. Зная эти особенности, важно уметь в одних случаях сохранить стихийно возникающие порывы, энтузиазм, в других — вызвать подъем, пробудить инициативу и энергию коллектива, в третьих — не допустить возникновения отрицательных настроений. Управление коллективным настроением достигается в том случае, когда командир служит примером уравновешенности, самообладания и эмоционально-волевой устойчивости. Каждому офицеру-руководителю необходимо учиться управлять своими эмоциями, знать приемы устранения личной раздражительности и способы, с помощью которых он может поднять настроение коллектива. Личный пример бодрости и оптимизма быстро передается подчиненным, активизирует ратный труд. Шутка, ободряющее слово офицера даже в трудных условиях воинской деятельности снимает усталость, вселяет уверенность в успехе. И наоборот, если командир проявляет нервозность, возмущается действиями подчиненных, то коллектив заражается плохим настроением и ухудшаются результаты службы. Это особенно заметно в коллективах, несущих боевое дежурство, расположенных на отдаленных "точках", где люди испытывают недостаток эмоционального комфорта. Для создания "мажорного" коллективного настроения следует шире использовать положительную роль лидеров-оптимистов или специально созданных групп хорошего настроения. В каждом подразделении есть военнослужащие, обладающие природным юмором, оптимизмом, обаянием, отзывчивостью, чуткостью. Они непроизвольно создают вокруг себя атмосферу хорошего настроения. К ним тянутся воины, желая получить заряд положительной эмоциональности, развеять тоску по дому. Офицер может с помощью таких лидеров-оптимистов образовать в подразделении группу хорошего настроения, которая будет тщательно анализировать настроения личного состава, сближаться с теми воинами, которые испытывают отрицательные чувства, тем самым обеспечивая эмоциональный подъем всего коллектива. Огромное значение в формировании положительного настроения в воинском коллективе играет музыка. Еще в древности были мелодии против уныния, раздражения и гнева. Для устранения отрицательных эмоций и сейчас эффективно применяется музыкальная психотерапия. Музыка является средством повышения работоспособности человека. Особенно следует развивать у военнослужащих любовь к военной музыке, которая помогает сохранять силы, преодолевать страх и уныние, вызывает боевое воодушевление. Воинский коллектив, психологически подготовленный к преодолению трудностей, быстро устраняет индивидуальную напряженность, не допускает эмоциональных конфликтов, панических настроений. Такой коллектив способен успешно решать любые сложные учебно-боевые задачи. В-третьих, составление социально-психологической характеристики коллектива включает раскрытие присущих личному составу в целом, а также различным категориям военнослужащих традиций и привычек, оценку их содержания, влияния на выполнение учебно-боевых задач, причины возникновения отдельных отрицательных традиций и привычек, их питательной среды и почвы. Традиции — это сложившиеся на основе длительного опыта групповой деятельности и прочно укоренившиеся в повседневной жизни, передающиеся вновь приходящим в коллектив правил, норм и стереотипов поведения и действий, повседневного общения между людьми, соблюдение которых стало общественной потребностью. Традиции могут быть элементом больших общностей, а также конкретных групп людей, коллектива. Совокупность традиций представляет собой элемент внутриколлективной морально-цсихологической атмосферы, в которой постоянно пребывает и которую постоянно усваивает личность. Традиции многообразны и многочисленны. Условно их можно разделить по ряду признаков: а) по содержанию — на боевые, ратно-трудовые, социально-бытовые, спортивные; б) по сферам проявления — на идейные, моральные (нравственные), правовые, художественные, религиозные; в) по принадлежности к различным общностям людей — на общенародные, национальные, классовые, территориальные, профессиональные, возрастные, внутриколлективные (групповые), смешанные. В жизни военнослужащих наиболее прочными и важными общими традициями являются: верность и преданность Отечеству, своему народу; любовь воинов к своей части, верность ее Боевому Знамени; войсковое товарищество, взаимная выручка; гордость за боевые заслуги; самоотверженность при выполнении воинского долга, массовый героизм в бою; гордость за успехи части (подразделения), за принадлежность к Войскам ПВО. Героизм во славу Отечества немыслим без высокого чувства патриотизма. Любовь к Отечеству рождает высокие порывы народных масс и поднимает их на подвиг. Символом боевых традиций каждой части является Боевое Знамя. Оно напоминает каждому военнослужащему о его священном долге преданно служить Отечеству. На всю жизнь воин запоминает день принятия Военной присяги у развернутого Боевого Знамени. Увольняясь в запас военнослужащий прощается со Знаменем. Как самую дорогую реликвию воин хранит фотографию, на которой он запечатлен у развернутого Боевого Знамени. Героизм сегодняшнего дня немыслим без преемственности служебных традиций, которые включают: безупречное, бдительное несение боевого дежурства; поддержание боевой техники и оружия в боеготовом состоянии; овладение смежной специальностью; достижение полной взаимозаменяемости в расчете; борьбу за высокую воинскую дисциплину и образцовый внутренний порядок. Все эти разнообразные положительные традиции оказывают благотворное влияние на военнослужащих, на их поступки и дела, на боеготовность частей. Они создают в коллективе атмосферу увлеченности и всеобщей заинтересованности ратным трудом. Важнейшей традицией сплоченного воинского коллектива является утверждение гуманистической, деятельной морали, которая включает в себя такие качества, как сознательность и убежденность, чувство социальной ответственности и гуманизма, умение сотрудничать с сослуживцами и оказывать им помощь. Эта мораль во многом определяет традиции достойного поведения военнослужащего в любой ситуации. Со служебными традициями тесно связаны воинские ритуалы: отдание чести; заступление на боевое дежурство, для несения караульной и внутренней службы; чествование лучших военнослужащих; вынос Боевого Знамени и др. Уставная регламентация каждого часа, обособленность армейского быта обеспечивают стереотипный порядок действий военнослужащих. Это требует от командира утверждать традиции, которые в часы досуга были бы способны дать воинам хорошую эмоциональную разрядку, полноценный отдых: торжественные построения, спортивные праздники, участие в художественной самодеятельности и прослушивание хорошей -музыки. Они оказывают большое воспитательное воздействие на коллектив и личность. Бытовые традиции должны не только снимать напряжение и вызывать радостные чувства, но и развивать у военнослужащих эстетические и нравственные качества. Жизнь показывает, что воспитательные возможности коллектива находятся в прямой зависимости от положительных традиций в нем. Большая воспитательная значимость традиций требует от командиров, всего офицерского состава постоянной заботы о поддержании положительных традиций, их отборе, закреплении и приумножении. Наряду с положительными традициями в отдельных группах иногда возникают и живут не только нейтральные, но даже отрицательные бытовые традиции (круговая порука, ложный коллективизм, обычай "стариков" и др.). Подобные традиции негативно влияют на военнослужащих, снижают общее состояние воинской дисциплины и боеготовность подразделений. Важно предупредить возникновение отрицательных традиций, разрушить их в самом начале, развенчать их носителей. Когда отрицательные традиции уже сложились, бороться с ними становиться намного сложнее. Отрицательную традицию нельзя уничтожить приказом, она должна быть вытеснена новой традицией, более сильной и более полезной. Такая работа требует большого терпения. Таким образом, популяризируя лучшие традиции, командир совершенствует методику воспитания и сплочения воинского коллектива. Для объективной социально-психологической характеристики части (подразделения) необходимо, в-четвертых, выявить и оценить преобладающие интересы, потребности, запросы, стремления личного состава, различных категорий военнослужащих: наличие отдельных, случайных или даже нездоровых интересов и запросов, причины их появления; влияние сложившихся интересов и запросов на выполнение учебно-боевых задач и воинскую дисциплину. Учет этого способствует повышению эффективности воспитательной работы со всем личным составом части и различными категориями военнослужащих. В-пятых, социально-психологическая характеристика воинского коллектива включает анализ сложившихся взаимоотношений, их особенностей, соответствия уставным требованиям, их значения для выполнения учебно-боевых задач, а также устойчивости социально-психологических явлений, таких, как авторитетность, соревнование, подражание, внушаемость, психологическая совместимость и др. Психологии взаимоотношений военнослужащих присуща определенная противоречивость. Встречаются случаи, когда эти противоречия негативно сказываются на самочувствии военнослужащих и деятельности коллектива в целом. Подобные противоречия называются конфликтами (в переводе с латинского — столкновение). Они могут быть парными (действуют два человека), групповыми (охватывают несколько человек или микрогрупп) и всеобщими (вовлекают почти весь коллектив). Любой конфликт проходит следующие стадии: возникновение, существование, поиск средств его устранения и затухания. В офицерских коллективах неизбежны также разногласия, споры и даже конфликты. Знание основных условий разрешения деловых конфликтов может помочь командиру оперативно устранить его Между подчиненными. Наиболее важными условиями разрешения деловых споров являются: взаимное стремление выслушать товарища, понять смысл предложений, оценить сказанное, отбросить личные предубеждения; уважение точки зрения и мнения собеседника; умение тактично опровергнуть высказанное собеседником и в корректной форме предложить свою точку зрения; умение спокойно воспринимать критику и критиковать прежде всего суть дела, факты; умение быстро и решительно признать свои ошибки; на заключительной стадии делового конфликта признать наиболее правильные точки зрения, определить сферу выясненного, убедиться в том, что не оставил у собеседника неприятного психологического осадка, а в случае необходимости принести извинения. На основе проведенных исследований конфликтных ситуаций и имеющих место в отдельных подразделениях неуставных взаимоотношений можно предложить такую методику предупреждения конфликтов: 1.Анализ повода и причины конфликта. Повод может лежать на поверхности, а причины нередко маскируются. Выясняя причины, командир определяет зону служебной и неслужебной конфликтности, разрешает служебный конфликт в первую очередь. 2. Психопрофилактика конфликтных ситуаций. Командир может использовать такие методы, как неофициальный разговор, дружеская беседа с конфликтующими сторонами или рекомендация уйти от конфликта, положительный отзыв или юмор-разрядка. 3. Учет индивидуальных качеств участников конфликта. Выясняется, были ли они друзьями, что послужило толчком к ссоре, назрел ли конфликт постепенно и насколько сами участники поддаются убеждению и успокоению. 4. Определение истинных целей конфликта. Главное — разграничить эгоистические устремления и деловые конфликты, сугубо личные и коллективные, прежде всего исходить из интересов коллектива, требуя извинений за эгоистические устремления. 5. Устранение подлинных причин конфликта. Командир анализирует и улучшает стиль управления морально-психологическим климатом, совершенствует взаимоотношения между военнослужащими разных сроков призыва, устраняет объективные и субъективные причины несовместимости отдельных воинов. 6. Создание эмоционального равновесия в конфликте. С участием конфликтующих сторон командир проводит терпеливую, спокойную беседу, шаг за шагом снимая напряжение, восстанавливая эмоциональное равновесие и взаимопонимание. 7. Соблюдение педагогического такта при разрешении конфликта. Благодаря этому офицер может сгладить спорные вопросы, выяснить "зону согласия", определить границы спора и его участников, вызвать на откровенность и договориться о взаимной терпимости. 8. Выбор способов воздействия на конфликтующие стороны. В зависимости от ситуации конфликт можно прекратить взаимными уступками и извинениями конфликтующих сторон; с помощью организованного коллективного мнения осудить одного или обоих участников конфликта; перевести одного из участников конфликта в другое подразделение и т.п. Всесторонний анализ конфликтных ситуаций обеспечивает их своевременное и оперативное предупреждение и устранение, способствует укреплению морально-нравственной атмосферы в коллективе. И последнее, для составления полной социально-психологической характеристики воинского коллектива важно вскрыть также основные черты психологии воинского коллектива как воспитателя. Воинский коллектив не только может быть объектом воспитания (когда речь идет о формировании коллектива), но и субъектом воспитания (он воспитывает). Однако не каждый коллектив способен реализовать заложенные в нем воспитательные возможности. Воинский коллектив начинает выступать в качестве воспитателя на определенном этапе своего развития, когда он сам приобретает ряд важных черт. Самой важной чертой психологии воинского коллектива выступает его целенаправленность и целеустремленность. Система целей и задач, ближайших и перспективных рубежей представляет собой целенаправленность воинского коллектива. В ней отражается социальное лицо коллектива, характер его действий, общественные интересы. Поэтому направленность воинского коллектива объективно сама по себе уже выступает воспитательной силой, И эта сила тем сильнее, чем выше общественная значимость задач, решаемых коллективом. Однако сила коллективного воздействия на личность во много раз возрастает, когда цели и задачи не только поставлены перед коллективом в общем, но доведены до каждого военнослужащего и когда эти цели и задачи не только понятны, но и внутренне "приняты" каждым военнослужащим, стали его кровными, побудительной силой. Когда это достигнуто в коллективе, то можно сказать, что данному коллективу присуща целеустремленность. Обучение военнослужащих совместно действовать в составе расчета, взвода, роты, части в психологии считается важнейшим принципом формирования чувства коллективизма. Но формирование чувства коллективизма заключается не в самих по себе внешне выступающих совместных действиях воинов, а в потребности к совместной жизни и в совместных действиях. Главное — это привычка жить и действовать по единому плану в соответствии с общими целями. Такая потребность может быть создана главным образом на основе реально осуществляющихся коллективных действий. Поэтому в процессе служебно-боевой деятельности необходимо стремиться к тому, чтобы эти действия кроме специальных целей обучения преследовали такую воспитательную цель, как формирование потребностей у каждого военнослужащего к взаимодействию с товарищами, к совместным действиям с другими членами воинского коллектива. Важной чертой воинского коллектива как воспитателя является требовательность. А.С.Макаренко определял воспитательную силу коллектива по признаку развития требовательности в нем. Он установил четыре этапа в развитии коллектива как воспитателя по этому признаку: I этап — когда требования к людям предъявляют руководители коллектива как представители администрации; II этап — когда требования поддерживаются активом; III этап — когда требования руководителей и актива становятся единодушным мнением всех и коллектив может применять их к каждому отдельному лицу, члену коллектива; IV этап — когда тот или иной член коллектива под влиянием требований коллектива начинает предъявлять высокие требования к самому себе. В этой связи можно утверждать, что большинство воинских коллективов в развитии требовательности достигают III и IV этапов. Однако некоторые коллективы не достигают Щ этапа и тем самым ограничивают свои воспитательные возможности. Важное воспитательное значение имеет и такая черта воинского коллектива, как самостоятельность. Она выражается в праве, возможности и способности воинского коллектива самостоятельно решать определенный круг задач, особенно воспитательных. Это усиливает ощущение зависимости личности от коллектива. При этом известная самостоятельность воинского коллектива не противоречит единоначалию, напротив, им порождается и ведет к усилению и укреплению его. Воспитательную роль воинского коллектива повышает такая черта его психологии, как боевая слаженность, сколоченность. Она вызывает у военнослужащих чувство гордости за свой коллектив, чувство локтя, единства и неотделимости от всего коллектива — высшую ступень товарищеской спайки. Безусловно, названные черты воинского коллектива как воспитателя не исчерпывают всех качеств, которые должен иметь каждый воинский коллектив. Это — лишь основные из них, которые особенно способствуют решению воспитательных задач, сплочению коллектива. Итак, выявление и раскрытие структурных компонентов психологии воинского коллектива и, прежде всего, общественного мнения, коллективных интересов, запросов, стремлений и потребностей, традиций и привычек, настроений, социально-психологических явлений, связанных с взаимоотношениями между военнослужащими, а также особенностей психологии коллектива как воспитателя выступает главным содержанием работы командира по составлению социально-психологической характеристики части (подразделения) для более качественного решения учебно-боевых задач, сплочению воинского коллектива.
III. МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ УКРЕПЛЕНИЯ ВОИНСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ КОМАНДИРА В укреплении дисциплины центральная роль принадлежит командиру, его умению насаждать и утверждать порядок с учетом морально-психологических факторов, находить поддержку своим усилиям со стороны коллектива и каждого отдельного воина. В психологическом плане работа командира по укреплению воинской дисциплины имеет четыре основные направления: 1) обеспечение выполнения общих (постоянно действующих, первичных) правил поведения военнослужащих, предусмотренных военным законодательством, уставами, приказами и директивами; 2) разработка и внедрение в жизнь коллектива длительно действующих правил поведения с учетом местных условий службы и характера решаемых задач; 3) управление текущим поведением личного состава в обстановке, когда, например, молодым воинам еще не известны некоторые из общих правил воинского поведения; 4) оперативная работа, связанная с каждым конкретным (положительным и отрицательным) дисциплинарным фактом или всей их совокупностью. Содержание деятельности командиров, офицерского состава по укреплению дисциплины заключается в том, чтобы, во-первых, воспитывать у подчиненных высокую сознательную дисциплинированность, во-вторых, формировать дисциплину воинского коллектива и, в-третьих, создавать умелым руководством благоприятные организационные и материальные условия для уставного поведения военнослужащих. При этом воинский коллектив выступает как решающий фактор в укреплении дисциплины. Малейший дисциплинарный проступок встречает в сплоченном коллективе самое решительное осуждение. Заметим, такой коллектив всемерно укрепляет свою дисциплину, или, как принято говорить, коллективную дисциплину. Воинский коллектив представляет собой комплекс социальпо-психологических отношений, которые определяют правильность поступков большинства военнослужащих, их способность выполнять требования" уставного порядка и приказания командира, успешно решать учебно-боевые задачи. Коллективная дисциплинированность служит эффективным средством развития индивидуальной дисциплинированности, регулятором поведения воинов, создает предпосылки Для воспитания самодисциплины. Самодисциплина отражает самосознание и самооценку военнослужащих, их убежденность и необходимость соблюдения дисциплины. Если командир оценивает дисциплинированность воина только по внешним проявлениям, например, по исполнительности, то самодисциплину каждый член коллектива оценивает исходя из идеала, чести и совести. Так, солдат, не чувствующий угрызения совести за проступок, считает себя дисциплинированным воином и удивляется, когда его наказывает командир. Известно, что коллектив не доверяет человеку, который не может осознать свои поступки, а пытается воспитывать других. Проще заботиться о дисциплине вообще, чем сохранять самодисциплину на должном уровне. Поэтому, формируя коллективную дисциплинированность, командир должен непременно заботиться о создании условий для развития самодисциплины каждого воина. Динамика коллективной дисциплинированности определяется в значительной мере стилем руководства и установившимися традициями, социально-психологическим климатом и взаимоотношениями военнослужащих. В процессе каждодневного общения воинов вырабатываются взаимные представления друг о друге как о дисциплинированном или недисциплинированном человеке. Эти представления и оценки выступают в форме коллективной оценки и требовательности к каждому военнослужащему. Коллективная оценка играет огромную роль в действиях и поступках каждого воина в отдельности и группы в целом, если коллектив достиг высокого уровня зрелости. Традицией передовых коллективов является постоянное усиление воинской требовательности как основного условия укрепления дисциплины. Психология как наука утверждает, что требования командира вначале воспринимаются молодыми воинами как необходимость, как уставная обязанность. Постепенно адаптируясь к коллективу, воин более внимательно относится к требованиям командира и актива. Этому способствует действие закона подражания коллективным привычкам и традициям. Стремясь стать достойным членом коллектива, воин добровольно и сознательно подчиняется традиции требовательности и исполнительности, усваивает уставные нормы и приобретает привычку четко реагировать на приказ и команду. Однако не все военнослужащие легко привыкают к требовательности. Здесь возможны различные варианты приспособления к коллективу и командиру. Если, например, воин относится отрицательно к законам вообще, то он стремится сойтись поближе с теми солдатами, которые не понимают смысла воинской дисциплины, и совершает поступки в надежде на их поддержку и одобрение. Бывает и так, что вследствие нетребовательности командира (скажем, сержанта) солдат, особенно молодой, добровольно отдает себя во власть нерадивого старослужащего, попадает в жесткую зависимость от эгоцентризма последнего, извращающего подлинный смысл субординации и единоначалия. Как правило, воинский коллектив чутко воспринимает тончайшие нюансы требовательности командира. И если она справедлива, объективна, то становится надежным его помощником в укреплении дисциплины. И наоборот, необъективная требовательность может сделать коллектив пассивным и необъективным к самым грубым нарушениям дисциплины. Случается порой, что командир предъявляет высокую требовательность к молодым солдатам и допускает послабления к воинам второго года службы, при этом исходя из ошибочной посылки, что опытный солдат не может нарушить воинскую дисциплину. Но в жизни не всегда оправдывается такой расчет. Как раз и получается, что основными виновниками грубых проступков являются те военнослужащие, к которым была ослаблена командирская требовательность. Умело применяя в комплексе такие испытанные, проверенные жизнью методы, как убеждение, пример, упражнение, поощрение и принуждение как к отдельной личности, так и к коллективу в целом, командир формирует дисциплинированность воина и дисциплинированность коллектива. Воспитание дисциплинированности военнослужащего нельзя сводить к формированию какой-то отдельной черты или качества. Дисциплинированность — это сложная система таких качеств, как исполнительность, самообладание, аккуратность, смелость, мужество, честность, вежливость, которые должны проявляться постоянно, войти в привычку. Поэтому развивать нужно личность военнослужащего в целом, предоставляя ей максимум условий для формирования положительных качеств. Огромную роль в образовании привычек уставного поведения играют повторяемость, устойчивость сигналов-раздражителей. С первых дней службы солдата командир прививает ему уважение к воинской дисциплине, формирует чувство ответственности перед коллективом за каждый поступок. Систематичность и последовательность убеждающего и внушающего воздействия на личность, уставная организация службы и, быта воинов обеспечивает сознательный переход от знаний к привычкам. Если командир организует жизнь подчиненных строго по уставу, постоянно следит за соблюдением личным составом- воинского этикета и правил поведения, то военнослужащие привыкают к дисциплине и не мыслят своей армейской службы без четкого выполнения ее требований. Индивидуальные привычки уставного поведения со временем превращаются в коллективные действия, которые усиливают коллективную требовательность к каждой личности. Правда, иногда отрицательная привычка одного воина может стать достоянием большинства, и в подразделении рождаются ложное товарищество и круговая порука. Для воспитания индивидуальной и коллективной дисциплинированности командир, офицерский состав должны воздействовать на чувства и разум личного состава с помощью моральной оценки, одобрения, похвалы, просьбы, а также возмущения, косвенного воздействия, упрека, иронии. Рассмотрим эти приемы подробнее. Известно, что каждый человек стремится заслужить высокую оценку других людей, похвалу в свой адрес. Оценка деятельности стимулирует активность военнослужащего, заставляет его радоваться или огорчаться, гордиться или стыдиться. Она создает предпосылку авторитета в коллективе либо, наоборот, унижает в глазах товарищей. Так, в одном из подразделений во время утреннего осмотра командир выставлял оценки за внешний вид. Самая высокая и привлекательная оценка "пять с плюсом" произносилась громко и торжественно. "Двойка" звучала как выстрел по неопрятной внешности того или иного солдата и вызывала не только неприятные чувства у нерадивого воина, но и осуждение коллектива. Одобрение — чаще всего короткая, но эмоционально насыщенная реплика: "молодцы", "орлы", "так держать", "правильно" и др. Иногда одобрение выражается несколькими словами или фразами. Например: "Сегодня наш коллектив добился высоких результатов в стрельбе из личного оружия. Благодарю вас, товарищи!" Подобная похвала может заканчиваться поощрением наиболее отличившихся военнослужащих. Коллектив хорошо воспринимает похвалу в адрес наиболее достойных военнослужащих, но выражает недоумение и несогласие, когда поощряются недисциплинированные, но пользующиеся симпатиями командира солдаты. Одобрение и похвала, как правило, мобилизуют силы коллектива, повышают его требовательность к нерадивым воинам, формируют коллективную ответственность, чувство гордости, развивают инициативу и исполнительность личного состава. Одним из психологических приемов убеждающего воздействия на коллектив и личность является просьба. Она имеет особое значение и применяется командиром в исключительных случаях. Она не подменяет приказания и выражает ту же суть другими словами, отличается интонацией. Коллективное сознание всегда положительно реагирует на просьбу требовательного и авторитетного командира. Она, как правило, вызывает живой отклик, создает атмосферу взаимопонимания. Великая Отечественная война богата примерами, когда командиры обращались с просьбой к подразделениям и частям преодолеть усталость, сделать невозможное и победить врага. Такие просьбы воспринимались бойцами как приказ Родины и придавали им новые силы в тяжелой борьбе с захватчиками. Когда убеждение не достигает цели, командир применяет приемы внушения, такие, как возмущение, упрек, ирония, косвенное воздействие. Возмущение рассчитано на то, чтобы затронуть у личного состава благородные чувства и вызвать желание повысить требовательность к нарушителю воинской дисциплины. Офицер, возмущаясь, аргументированно раскрывает отрицательные последствия недисциплинированности отдельного воина, призывает коллектив беречь свое доброе имя, не допускать повторения позорных поступков. Возмущение должно всегда находиться под контролем разума командира, нельзя применять грубые слова, угрозу типа "накажу", "посажу на гауптвахту", "лишу увольнения всех" и др. Возмущаясь и негодуя, командир упрекает нарушителя дисциплины, настоятельно рекомендует ему исправить свое поведение, избавиться Ирония, выраженная в форме шутливого замечания, добродушной насмешки, служит надежным средством торможения отрицательного поступка, поскольку никто не желает быть объектом для "шуточек" командира. Однако постоянное иронизирование может привести к эмоциональным конфликтам. Если в коллективе в "героях" ходят отдельные нарушители, то командир создает о них соответствующее коллективное мнение. Это делается косвенным путем, в доброжелательной форме, с привлечением наиболее авторитетных военнослужащих, которые показывают личному составу недостатки "героев". Важно умело сочетать методы убеждения и принуждения, не допуская подавления воли человека, унижения его личного достоинства. Прежде чем применять принудительные меры, командир обязан всесторонне проанализировать, все ли он сделал в коллективе, чтобы не допустить данный проступок, насколько он серьезен, является ли привычкой или случайностью, каким мотивом руководствовался провинившийся. Это, конечно, не касается тех особых случаев, оговоренных воинскими уставами и законами, когда командир обязан немедленно использовать принуждение. Среди офицеров существует различное представление о критериях дисциплинированности военнослужащего и коллектива. Психологи рекомендуют более тридцати признаков, по которым целесообразно оценивать дисциплину коллектива. Эти признаки можно обобщить в три группы: 1) дисциплина боевого дежурства, караульной и внутренней службы; 2) дисциплина внутреннего порядка и организованности; 3) дисциплина взаимоотношений и досуга военнослужащих. Каждая из этих групп характеризует умение командира поддерживать дисциплину в различных условиях. С точки зрения социаль-но-психоло1ической практики дисциплинированность коллектива может оцениваться с помощью таких критериев: знание законов, уставов, выполнение приказов и распоряжений; сознательность и ответственность; военная бдительность; четкость и организованность службы и быта личного состава; требовательность и личная примерность командиров и офицерского состава; коллективная требовательность и нетерпимость к нарушениям воинской дисциплины; эффективность методов убеждения и принуждения; количество и характер взысканий и поощрений. Этот перечень может быть продолжен в зависимости от специфики служебно-боевой деятельности коллектива и творчества командного состава. Таким образом, в данной главе раскрыты сущность моральной и социально-психологической практики работы командира по укреплению воинской дисциплины. Важно, опираясь на достижения психологической науки, искать и находить новые приемы и методы психологического воздействия на личность военнослужащего и воинский коллектив в целях укрепления дисциплины, организованности и правопорядка.
Заключение Анализ опыта, накопленного в Войсках ПВО, показывает, что успешное решение учебно-боевых задач невозможно без крепкой воинской дисциплины и правопорядка. Многое в решении этих проблем зависит от командиров, офицерского состава, от их близости к людям, высокой требовательности к себе и подчиненным, от желания постоянно совершенствовать стиль и методы своей работы с учетом достижений психологической науки. Главное, на что должны направляться усилия командиров, их помощников по работе с личным составом, методических советов и психологов частей, — это выработка и реализация с учетом положений данных рекомендаций методик психологического воздействия на военнослужащих, воинские коллективы в целях укрепления воинской дисциплины. Работа с людьми — большое искусство. Она не терпит формализма, равнодушия, шаблона. Руководить воинским коллективом — это значит не только командовать подчиненными, приказывать и требовать, но и постоянно воспитывать их, формировать здоровые внутриколлективные отношения, предупреждать негативные процессы, глубоко проникая в психику каждого подчиненного и психологию коллектива в целом. Авторы стремились в практическом плане осветить наиболее волнующие вопросы сплочения воинского коллектива, укрепления дисциплины и организованности с учетом морально-психологических предпосылок в решении данных проблем. Важно найти возможности реализации настоящих Методических рекомендаций, предназначенных для выработки организационно-методических и учебно-воспитательных мероприятий. Часть содержащихся в них положений в силу универсальности могут использоваться в практической деятельности командиров непосредственно. Другие нуждаются в привязке к специфике того или иного рода войск, конкретных условий служебно-боевой деятельности.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
АНКЕТИРОВАНИЕ Может проводиться устно или письменно по заранее разработанному личностному опроснику (анкете). Вопросы в анкете могут быть открытыми и закрытыми, прямыми и косвенными. Открытые вопросы требуют самостоятельных ответов, а закрытые предполагают сделать выбор из двух или более указанных вариантов ответа. Оценка стиля межличностного общения 1. Активность в общении: а) я почти не участвую в общении; б) я общаюсь по мере необходимости; в) я менее активен в общении, чем другие; г) я так же активен в общении, как и другие; д) я более активен в общении, чем другие. 2. Привычный круг общения в коллективе: а) ни с кем в коллективе не общаюсь; б) общаюсь только с официальными (должностными) лицами; в) общаюсь только с одним воином; г) общаюсь с довольно узким кругом военнослужащих; д) активно общаюсь с довольно большим кругом военнослужащих. 3. Потребность в общении: а) совершенно не испытываю потребности в общении; б) очень редко появляется желание общаться; в) хотел бы общаться с некоторыми воинами; г) хотел бы общаться с группой воинов; д) испытываю большую потребность в общении с коллективом. 4. Эффективность общения: а) меня раздражают и возмущают многие воины; б) общение для меня дополнительная нагрузка; в) при общении становлюсь раздражительным; г) общение доставляет радость; д) общение обогащает и повышает настрой. 5. Характер общения в коллективе: а) напряженность, взаимные обвинения, конфликты; б) неуставные взаимоотношения, грубость, оскорбления; в) безразличие, равнодушие, отвлечения; г) товарищеская взаимопомощь, доброжелательность, одобрение; д) дружба, коллективизм, сплоченность, согласованность.
Опрос офицер производит индивидуально с каждым военнослужащим. Подсчет баллов производится по следующей системе: а)—1 балл; б)—2 балла; в)—3 балла; г)—4 балла; д)—5 баллов. Затем офицер намечает соответствующую работу по улучшению стиля межличностного общения. Исследуя характеристику межличностных отношений, офицер может поставить дополнительные вопросы, выделенные в 5 групп; 1. Очень напряженная обстановка, которую создают различные аморальные микрогруппы. Бытует отрицательная традиция "стариков", новые члены коллектива унижаются, им не оказывается помощи. Младшие командиры бездействуют, подчиняются неофициальным лидерам. Часто возникают конфликты, грубые нарушения дисциплины. 2. Напряженная нравственная обстановка. Грубость и оскорбления, насмешки и склочность. Младшие командиры пытаются навести порядок недозволенными приемами. 3. Преобладающими отношениями являются безразличие и равнодушие друг к другу. Иногда допускаются взаимные оскорбления и грубость. Существует подозрительность и взаимная неприязнь. Помощь — редкое явление, сочувствия мало. Младшие командиры ведут борьбу с неуставными взаимоотношениями. 4. Преобладают доброжелательные отношения и товарищеская взаимопомощь. Грубость — редкое явление. Младшие командиры укрепляют дисциплину уставными методами, формируют коллективизм и взаимовыручку. 5. Здоровый морально-психологический климат. Дружба и сплоченность. Полное взаимопонимание. Высокий авторитет младших командиров.
Анкета (для сержантов и солдат) В целях исследования морально-психологического состояния воинских коллективов и выработки практических мер по его улучшению просим Вас ответить на вопросы анкеты. Обведите кружочком цифры, стоящие перед ответом, которые соответствуют Вашему мнению. Фамилию можно не указывать. Результаты исследований будут использованы в обобщенном виде. 1. Ваше отношение к службе: 01— служу с желанием; 02— служу без желания (напишите, почему):____________________________________ __________________________________________________________________________
2. Как лично вы расцениваете службу в армии (можно отметить несколько позиций): 03— служба приносит определенную пользу моей стране; 04— служба лично мне необходима как школа жизни; 05— служба для меня — выполнение гражданского долга; 06— служба для меня — пустая трата времени; 07— если другое мнение, напишите:_____________________________________________
3. Удовлетворены ли Вы материально-бытовыми условиями:
| Вполне | В основном | Не удовлетворён | Затрудняюсь ответить | качеством приготовления пищи в столовой | 08 | 09 | 10 | 11 | медицинским обслуживанием | 12 | 13 | 14 | 15 | обеспечением вещевым имуществом | 16 | 17 | 18 | 19 | своевременным получением денежного довольствия
| 20 | 21 | 22 | 23 | банно-прачечным обслуживанием | 24 | 25 | 26 | 27 |
4. Насколько Вы удовлетворены своими взаимоотношениями:
| с офицерами | с сержантами | С сослуживцами | вполне удовлетворен | 28 | 33 | 38 | в основном удовлетворен | 29 | 34 | 39 | в основном не удовлетворен | 30 | 35 | 40 | полностью не удовлетворен | 31 | 36 | 41 | затрудняюсь ответить | 32 | 37 | 42 |
5. Что в большей степени Вы ощущаете по отношению к службе (можно отметить несколько позиций): | Со стороны: | офицеров | прапорщиков | сержантов | сослуживцев | заботу и внимание | 43 | 51 | 59 | 67 | соучастие, готовность помочь во всём | 43 | 52 | 60 | 68 | доброжелательность, тактичность | 45 | 53 | 61 | 69 | справедливость в оценке вашего труда | 46 | 54 | 62 | 70 | высокомерие и чванство | 47 | 55 | 63 | 71 | пренебрежение к вашим интересам | 48 | 56 | 64 | 72 | Полное пренебрежение к тому, что находится за рамками службы | 49 | 57 | 65 | 73 | нарушение принципов социальной справедливости | 50 | 58 | 66 | 74 |
6. Как относится к мнению воинского коллектива командир: | взвода | роты, батареи | батальона, дивизиона | как правила, ценит мнение коллектива, учитывает его в своей деятельности | 75 | 79 | 83 | отчасти прислушивается к коллективу | 76 | 80 | 84 | как правило, не прислушивается к коллективу | 77 | 81 | 85 | вообще не стремится знать мнение коллектива | 78 | 82 | 86 |
7. Если у Вас в подразделении будет установлен телефон доверия или ящик командирской почты, воспользуетесь ли Вы им, или нет: 87 — безусловно, да; 88 — это будет зависеть от конкретной ситуации; 89 — нет, пользоваться им не буду (укажите причину):________________________ __________________________________________________________________________ 90 — затрудняюсь ответить.
8. Какие из следующих суждений верно отражают ваше положение в подразделении: 91 — я чувствую себя в коллективе свободно и уверенно; 92 — я испытываю одиночество, мне не с кем поделиться свои ми сокровенными мыслями; 93 — в нашем коллективе я всегда могу откровенно высказаться по любому вопросу; 94 — мне трудно установить хорошие взаимоотношения с товарищами. 9. Насколько крепка дружба в вашем коллективе: 95 — все в коллективе дружны между собой; 96 — дружат только в рамках одного периода службы; 97 — дружат только земляки; 98 — в коллективе нет атмосферы дружбы, скорее ощущается напряженность; 99 — затрудняюсь ответить.
10. Если Вы неудовлетворены службой в подразделении (части), то укажите, чем это вызвано (можно отметить несколько позиций): 100 — трудностями в освоении боевой техники; 101 — большими физическими нагрузками; 102 — плохой организацией боевой учебы; 103— напряженностью морально-психологической обстановки в коллективе; 104— неуставными отношениями в коллективе (оскорбления, драки, унижения и т.п.); 105 — отдаленностью места жительства родителей и близких родственников; 106 — несправедливым отношением со стороны командиров; 107— другими причинами (напишите, какими):_________________________________ ________________________________________________________________________
11. Поддерживается ли, на ваш взгляд, в подразделении твердый уставной порядок: 108 — да, поддерживается; 109 — поддерживается не полностью; 110 — не поддерживается; 111 — затрудняюсь ответить.
12. Как часто проводится в подразделении подведение итогов воинской дисциплины: | постоянно | От случая к случаю | Очень редко | Не помню, когда проводилось | в отделении | 112 | 113 | 114 | 115 | во взводе | 116 | 117 | 118 | 119 | в роте | 120 | 121 | 122 | 123 | в батальоне | 124 | 125 | 126 | 127 |
13. Что нужно было бы сделать для того, чтобы улучшились взаимоотношения в Вашем подразделении (можно отметить несколько позиций): 128 — повысить уровень воинской дисциплины; 129 — улучшить работу младших командиров; 130 — улучшить работу командования подразделения; 131 — улучшить работу общественности подразделения (части); 132 — что еще, напишите:_____________________________________________________
Сообщите некоторые данные о себе: 133 — I период службы; 134 — II период; 135—- III период; 136— IV период; 137 — рядовой состав; 138 — сержантский состав.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ЭТАПЫ И ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ, СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ В ВОИНСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ Изучение морально-психологического состояния, того или иного социально-психологического явления имеет ряд этапов: 1) составление программы; 2) определение конкретного объекта изучения (выборки); 3) разработка методики анализа; 4) пробное исследование, доработка программы и методики; 5) сбор первичной информации; 8) качественная и количественная обработка данных; 7) объяснение полученных результатов, подготовка выводов и практических рекомендаций. Примерный вариант программы исследования Тема: "Изучение мнения военнослужащих о влиянии социальной справедливости на сплочение воинского коллектива". Актуальность исследования. Утверждение социальной справедливости в подразделении (части) прямо сказывается на уровне боевой подготовки и в конечном итоге на боевой готовности. Цель исследования. Выявить мнение военнослужащих о влиянии социальной справедливости на сплочение воинского коллектива. По итогам разработать рекомендации. Основные задачи исследования: изучить значение социальной справедливости для сплочения воинского коллектива; выявить объективные основы и субъективные факторы реализации социальной справедливости в воинских коллективах; проанализировать трудности и проблемы в реализации социальной справедливости, причины и формы проявления социальной несправедливости в воинских коллективах; выявить уровень справедливости в межличностных отношениях: а) между командирами и рядовым составом; б) между воинами равного служебного положения; в) между личностью и коллективом. Объект исследования — подразделения батальонного и ротного звена. Предмет исследования — мнение различных категорий военнослужащих о влиянии социальной справедливости на сплочение воинского коллектива. Гипотезы исследования: главным в системе справедливых отношений являются отношения между командирами и рядовым составом; считается, что всякое проявление социальной несправедливости в коллективе рассматривается как антиобщественное поведение и встречает решительное осуждение со стороны командиров (начальников), а также со стороны товарищей по службе; представляется, что морально-психологический климат воипско-го коллектива, степень его сплоченности во многом зависит от соблюдения принципа социальной справедливости каждым военнослужащим, от его позиции в борьбе с ее нарушениями.
Методы исследования: индивидуальные и коллективные беседы с различными категориями военнослужащих; интервью с руководящим составом частей и подразделений; анкетирование военнослужащих и членов их семей. Выборка. К анкетному опросу привлекаются 50 офицеров, 30 прапорщиков, 20 сержантов и 100 солдат. Анкета Ваши ответы на вопросы анкеты помогут выявить условия и причины негативных явлений, наметить формы и методы работы по их устранению, способствующие утверждению справедливых отношений в воинских коллективах. Обведите кружочком цифры, стоящие перед ответом, которые соответствуют Вашему мнению. Фамилию можно не указывать. 1. Созданы ли Вам благоприятные условия для профессионального и интеллектуального роста: 01— да; 02 не во всем; 03— нет; 04— затрудняюсь ответить.
2. Достаточно ли внимания уделяется командованием Вашим нуждам и запросам: 05— да; 06— не во всем; 07— нет; 08— затрудняюсь ответить.
3. Как Вы оцениваете морально-психологический климат в вашем коллективе: 09 — создана здоровая обстановка, в коллективе чувствую себя уверенно;
10 — в коллективе существуют микрогруппы, интересы которых не совпадают с интересами всего коллектива; 11 — в коллективе нет взаимного интереса, испытываю чувство одиночества; 12 — иное мнение:____________________________ __________________________
4. Оцените степень сплоченности вашего коллектива: 13 — хорошо; 14 — удовлетворительно; 15 — неудовлетворительно; 16 — затрудняюсь ответить.
5. Такими ли представлялись Вам взаимоотношения в воинском коллективе до службы в армии: 17 — считал их более справедливыми; 18 — представления совпали с действительностью; 19 — ожидал худшего; 20 — затрудняюсь ответить.
6. Что, на ваш взгляд, создает наибольшие предпосылки для порождения несправедливости в коллективе: 21 — неправильные отношения между командирами и подчиненными; 22 — неправильные взаимоотношения между воинами различных сроков службы; 23 — неправильные взаимоотношения между воинами различных национальностей; 24 — иное мнение: ___________________________ _____________________________
7. Если была допущена несправедливость к Вам, то в чем она проявлялась и с чьей стороны: 25 — не было несправедливости;
| Со стороны: | командиров | старослужащих | При назначении в наряд | 26 | 27 | При назначении на хозяйственные работы | 28 | 29 | При распределении обмундирования, имущества | 30 | 31 | При определении очерёдности в увольнения | 32 | 33 | При назначении на более высокую должность | 34 | 35 | В чём ещё (напишите)_________________ | 36 | 37 |
8. Имеет ли место, на Ваш взгляд, несправедливость во взаимоотношениях военнослужащих различных нациолнальностей:_________________________________ 40 — да; 41 — нет; 42 — затрудняюсь ответить. Если такие случаи имеют место, просьба пояснить, в чем конкретно это проявляется и с чьей стороны: __________________________________________ __________________________________
9. Справедливы ли взыскания, наложенные на Вас: 43 — у меня нет взысканий; 44 — да; 45 — нет; 46 — затрудняюсь ответить.
10. Сообщите некоторые данные о себе: 47 — I период службы; 48 — II период; 49 — III период; 50 — IV период; 51 — сержантский состав; 52 — прапорщик; 53 — офицерский состав.
Результаты социологического исследования обобщаются. Готовится справка-доклад, где указываются: время, место и методы проведения исследования; основные результаты исследования и суждения военнослужащих по изучаемым вопросам; характерные выводы по конкретным частям (подразделениям); рекомендации и предложения для принятия решения командиром (начальником).
|