Навигация

 

 

Главная
Карта сайта
 

 

 

  akcent.okis.ru

 

Морально-психологические предпосылки укрепления воинской дисциплины, сплочения воинских коллективов Версия для печати Отправить на e-mail

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

I. Морально-психологические основы укрепления воинской дисциплины___________ 3

П. Особенности психологической структуры воинского коллектива и пути укрепления внутриколлективных отношений_______________________________________________ 6

III. Морально-психологические предпосылки укрепления воинской дисциплины в практике работы командира___________________________________________________15

Приложения:

1.Анкетирование___________________________________________________________ 21

2.Этапы и программа исследования морально-психологического состояния, социально-психологических явлений в воинском коллективе_______________________________27

В Методических рекомендациях, предназначенных для коман­диров, офицеров органов боевой подготовки и по работе с личным составом на основе передового опыта работы с людьми и с учетом достижений психологической науки дается системное изложение пу­тей и способов формирования морально-психологических предпосы­лок укрепления дисциплины, сплочения воинских коллективов.

Методические рекомендации подготовлены отделом морально-психологической подготовки под общей редакцией заместителя Главнокомандующего Войсками противовоздушной обороны по бое­вой подготовке начальника боевой подготовки Войск ПВО генерал-полковника Н.И.ЧУКАРИНА.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.           МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УКРЕПЛЕНИЯ ВОИНСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Воинская дисциплина является важнейшим аспектом боевой подготовки и служебной деятельности военнослужащих. Дисципли­на упорядочивает психологическое состояние воинов, делает их внутренне собранными, организованными, высоконравственными. Требования дисциплины распространяются также и на процесс об­щения военнослужащих друг с другом, обеспечивая четкость слу­жебных и неслужебных контактов и взаимоотношений в коллекти­ве. Поддержание четкого порядка в жизни и совместной деятельности военнослужащих — задача первостепенной важности. Необходимый порядок обеспечивается многообразными факторами, среди которых определенную роль играют факторы морально-психологические. К их числу относят:

1)    личную дисциплинированность каждого воина, в основе которой лежит сознательность, глубокое понимание военной и социаль­но-экономической роли дисциплины;

2) искусство командного состава в руководстве людьми, их не­преклонное стремление к поддержанию твердого уставного порядка в любой обстановке и умение воспитывать личный состав в духе дисциплинированности;

3)   активность воинского коллектива,  общественных объединений военнослужащих и комиссий в поддержании дисциплины, тесную связь коллективной психологии с задачами укрепления правопорядка.

Все эти факторы взаимосвязаны между собой и действенность каждого из них зависит от действенности остальных.

Сознательная личная дисциплинированность военнослужаще­го — это социально-психологическая, нравственная черта его лично­сти, неотъемлемая сторона общественной сущности человека. В той в индивидуально-психологической форме закрепляется отношение личности к законам государства и нравственным нормам общества, правилам общежития, к воинскому долгу. Дисциплинированность воина — выражение его готовности к самопожертвованию в воору­женной борьбе за безопасность Отечества. Это высшее выражение дисциплинированности личности.

Формирование дисциплинированности происходит по мере того, как воин усваивает нормы поведения и требования, изложенные в уставах. Познавательно-теоретические основы также включают пра­восознание, понимание жизненной необходимости, высокой военной и общественной ценности порядка и организованности. Именно от­сюда берут свои корни адекватные мотивы дисциплинированного поведения — сознательное подчинение командиру, соблюдение зако­нов и уставов. Сознательность здесь означает, что воин в своей исполнительности действует по мотивам патриотизма, долга, чести, высокой внутренней ответственности. Другие, промежуточные, ста­дии в развитии дисциплинированности могут иметь иное социально-психологическое содержание. Дисциплина воина может, например, держаться на авторитете того или иного командира. Воин подчас ведет себя достойно, имея перед собой положительный пример ува­жаемого им сослуживца, подчиняясь его ненавязчивому влиянию. Вне этого воздействия его дисциплина становится неустойчивой. Дисциплина не является сознательной, если подчинение диктуется такими мотивами, как страх наказания, соображения выгоды и расчет на другие подобные стимулы.

Требования дисциплины имеют как более общий, так и более конкретный характер. Первые из них — это постоянно действующие нормы и правила, которые зафиксированы в законах и воинских уставах, а также в приказах и директивах. Вторые — это конкрет­ные требования начальников, опирающиеся на их право отдавать приказания своим подчиненным.

В первом случае дисциплинированный воин действует вполне самостоятельно, решающее значение здесь имеет его самодисципли­на; во втором случае на первый план выступает готовность военно­служащего к повиновению, его исполнительность, умение понимать начальника с полуслова. Таким образом, во внутренней структуре дисциплинированности выделяются два важнейших звена — само­дисциплина и исполнительность. Если поведение военнослужащего направляется исключительно пониманием норм и правил изнутри, без каких-либо специальных напоминаний, то оно опирается на самодисциплину. А если правильное поведение воина направляется приказом, командами и замечаниями начальника, то оно реализует­ся на основе исполнительности, повиновения.

В морально-психологической структуре дисциплинированности кроме мотивационных элементов важное место принадлежит навы­кам дисциплинированного поведения. Благодаря им, дисциплиниро­ванное поведение становится свободным и непринужденным, эстети­чески привлекательным. Некоторые воины стесняются, например, отдать честь старшему, потому что делают это неуклюже, что дейст­вительно вызывает у них смущение. Знание того, как надо себя вести, умение четко, легко выполнять уставные требования — суще­ственная сторона дисциплинированности.

Дисциплинированность — качество личности, имеющее много измерений. Важнейшими ее параметрами являются:

мера соответствия поступков и действий требованиям воинских уставов (объективная сторона);

мотивы дисциплинированного поведения;

устойчивость дисциплинированности в опасной обстановке;

     степень самостоятельности правильного поведения.

    Первый по­казатель дисциплинированности вытекает из уставного определения воинской дисциплины. Он характеризует то, какие правила воин выполняет, какие допускает нарушения, что умеет делать. Пользуясь этими показателями, определяют сильные и слабые места в со­стоянии дисциплины, судят о разновидностях дисциплинарных про­ступков, получают количественные данные о состоянии дисциплины.

Каждый поступок — нравственный и безнравственный — имеет свой мотив. Поэтому для суждения о качестве дисциплинированности принимают во внимание эту внутреннюю движущую силу каждого действия. Внешне правильные поступки могут иметь неодинаковую ценную мотивационную составляющую, и тогда они должны стать предметом пристального внимания командира, общественности.

Дисциплинарные проступки, даже одинаковые по своим объек­тивным данным, могут мотивироваться по-разному. Объективно вред, ущерб от дисциплинарного проступка не уменьшается от того, что мотив его, скажем, не умысел, а неосторожность, непредусмот­рительность, халатность. В воспитательной работе нужно опираться на точное знание содержания и характера мотивов, в противном случае ни меры убеждения, ни меры принуждения не будут доста­точно эффективными.

Дисциплинированность характеризуется далее уровнем самосто­ятельности. Суть этой черты в том, что поскольку военнослужащий действует чаще всего в коллективе, на глазах командира и сослу­живцев, то бывает нелегко установить, ведет он себя дисциплиниро­ванно по внутренним побуждениям или под влиянием непосредст­венно социального окружения. Оценить уровень самостоятельности человека — значит понять, как будет он вести себя при отсутствии внешнего контроля.

Наконец, важнейшей характеристикой дисциплинированности является ее устойчивость в состоянии боевого стресса. Есть факты, говорящие о том, что отдельные военнослужащие, вполне, казалось бы, дисциплинированные в условиях повседневной службы, теряют это качество в обстановке, вызывающей нервно-психологическое на­пряжение. Они перестают действовать по правилам, становятся не­восприимчивыми к командам и указаниям. Ясно, что такая "мир­ная" дисциплина не годится для особого периода.

Воспитание дисциплинированности осуществляется на основе формирования высокой сознательности и нравственности. Особое значение имеет аргументированное разъяснение требований присяги и воинских уставов. Определенное влияние оказывает обращение внимания на ущерб (моральный и материальный), который наносит каждый дисциплинарный проступок коллективу и личности самого нарушителя. Значительно способствует развитию дисциплинированности личный пример начальника и сослуживцев.

Важный дисциплинирующий фактор — благоприятные организационные условия. Недостаточно военнослужащему сказать: ты должен быть дисциплинированным, исполнительным! Надо его по­ставить в условия строгого воинского порядка, уставной организа­ции боевой учебы, всей жизни части, подразделения так, чтобы ответственность каждого за личное поведение стала фактической. Ясно, что эти условия создаются умелым руководством, четкой ор­ганизацией службы, ее всесторонним обеспечением.

Необходимо также своевременно и решительно ликвидировать отрицательные последствия уже случившихся дисциплинарных проступков, раскрыть сам проступок, выяснить его мотивы и причины. Далеко не всегда дисциплинарный проступок очевиден и прост.

В каждом нарушении воинского порядка надо найти действи­тельного виновника, тщательно разобраться, что именно он сделал, какое уставное положение нарушил, когда и при каких обстоятель­ствах это было, совершен ли проступок под влиянием индивидуаль­ного побуждения или под воздействием других людей, совершен ли проступок с умыслом или по неосторожности, переживает ли чело­век свою ошибку, сожалеет о случившемся, раскаивается, желает загладить свою вину. На все эти вопросы необходимо получить отве­ты, анализируя каждый случай нарушения дисциплины.

Важную роль в воспитании дисциплинированности играет дис­циплинарная практика: психологически и педагогически обоснован­ное применение мер поощрения и взыскания. Это сильное средство в борьбе с недисциплинированностью. Но право взыскивать должно применяться с опорой на высоконравственные побуждения и на от­точенное умение.

Нельзя наказывать, руководствуясь мотивами гнева и мести. Не рекомендуется определять взыскание в состоянии раздражения. Не­обходимо учитывать индивидуальную реакцию военнослужащего на взыскание. Есть люди очень ранимые, они болезненно переживают взыскания, их реакция может быть неожиданной и нежелательной. Взыскание достигает воспитательной цели, если тот, кого наказыва­ют, разделяет мотивы начальника, понимает справедливость взыска­ния.

Таким образом, работа по укреплению воинской дисциплины связана с решением широкого круга задач, в числе которых немало и морально-психологических. Умело решать их — важнейшая.

II. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ

ВОИНСКОГО КОЛЛЕКТИВА И ПУТИ УКРЕПЛЕНИЯ

ВНУТРИКОЛЛЕКТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

Психология воинского коллектива — это сложная совокупность внутриколлективных социально-психологических явлений и процес­сов, одна из сторон его духовной жизни. Она является результатом объединения, суммирования психологии отдельных личностей — членов данного коллектива.

Следует выделять следующие важнейшие компоненты в струк­туре психологии воинского коллектива:

общественное (коллективное) мнение, коллективные взгляды;

коллективные интересы, потребности, запросы, стремления;

коллективные традиции, привычки, обычаи;

коллективные настроения, социальные чувства, панические про­явления;

межличностные взаимоотношения, общение, взаимные оценки, притязания, требования и др.

Руководитель любого ранга должен уметь правильно оценить социально-психологическую характеристику воинского коллектива, т.е. раскрыть содержание структурных компонентов психологии коллектива, выявить его социально-психологические особенности и определить их влияние на выполнение учебно-боевых задач и воин­скую дисциплину,

Для этого, во-первых, необходимо проанализировать характер общественного мнения как всего личного состава, так и отдельных категорий военнослужащих — офицеров, прапорщиков, младших командиров, рядового состава; вскрыть, насколько общественное мнение способствует укреплению воинской дисциплины; выявить ядро — носителей здорового общественного мнения; определить на­личие других групповых мнений, степень их расхождения с доми­нирующим в коллективе* их носителей, причины возникновения.

Известно, что каждый воин вольно или невольно соизмеряет свои поступки и действия с мнением командира и большинства личного состава, а также наиболее авторитетных сослуживцев.

Власть и опыт, уважение и доверие делают авторитетным и впечатляющим каждое слово командира, начальника. Чтобы пра­вильно воздействовать на людей, офицер должен избегать опромет­чивых суждений и выводов. Психологи рекомендуют: прежде чем произнести вслух какую-либо мысль, офицеру следует тщательно продумать ее, так как она непременно отразится на поведении подчиненных. Убедительность и категоричность слов командира, как свидетельствует практика повседневной жизни, не оставляют тени сомнения в правильности и ясности его позиции, особенно в боевых условиях.

Большего успеха добиваются те командиры и начальники, кото­рые своевременно реагируют на познавательные потребности и интере­сы подчиненных с помощью устойчивой обратной связи от каждого военнослужащего, повышают качество индивидуальной воспитатель­ной работы. Повседневная практика убедительно подтверждает, что, чем выше качество индивидуального воздействия на воина, тем острее его бдительность и действеннее мнение коллектива.

Тесный духовный контакт с человеком, умение понять его мыс­ли и интересы — гарантия взаимного уважения, единства взглядов и поддержания в коллективе здоровой морально-психологической атмосферы. Там же, где индивидуальная воспитательная работа ос­лаблена, где ее не умеют проводить, не прислушиваются к голосу подчиненных, вовремя не дают нужных советов, рекомендаций, возникают необоснованные суждения и отрицательные мнения.

Групповое (коллективное) мнение как социально-психологиче­ский процесс имеет три условных этапа.

На первом этапе люди непосредственно воспринимают, пережи­вают то или иное событие и оценивают его. У каждого военнослужа­щего образуется и укрепляется свое индивидуальное мнение-сужде­ние и своя субъективная оценка события.

На втором этапе военнослужащие обмениваются друг с другом своими личными переживаниями, суждениями и оценками по пово­ду происходящих событий. Этот этап может происходить спокойно внутри каждой группы.

На третьем этапе группы военнослужащих, как правило, спо­рят, отстаивают свои оценки, точки зрения и приходят к единому взгляду. В процессе обсуждения формируется общее мнение воин­ского коллектива.

В целях оптимизации управления коллективным мнением ко­мандир не должен упустить момент первого этапа, когда воины еще только формируют свое личное отношение к событиям. Главное — предупредить появление нездоровых взглядов, предвзятых оценок. Помощь в этом офицеру могут оказать сержанты, которые постоян­но находятся с сослуживцами, быстро реагируют на новости, дают им правильную оценку, формируют положительную установку на восприятие информации.

На втором этапе труднее изменить неверные суждения отдель­ных военнослужащих, так как индивидуально-групповое мнение об­ладает известной инерцией. В этом случае лучшим противодействи­ем может быть сообщение коллективу дополнительных фактов без упоминания неверных суждений.

Управлять групповыми мнениями, обеспечивать принципиаль­ную критику и самокритику непросто. Опыт работы по формирова­нию зрелого коллективного мнения показывает, что подвергать кри­тике нужно прежде всего не мелкие оплошности и отдельные высказывания, а серьезные нарушения воинской дисциплины или устойчивую отрицательную направленность личности.

К сожалению, иногда некоторые молодые командиры стараются сделать предметом обсуждения личного состава чуть ли не каждый случай нарушения уставных положений, стараясь заручиться под­держкой коллективного мнения, что на практике не оправдывает себя.

Формированию общественного мнения у коллектива по конкрет­ному вопросу способствует постановка перед ним общих, значимых целей и задач, предъявление конкретных требований и коллективу в целом, и каждому военнослужащему в отдельности.

Здоровое общественное мнение воинского коллектива формиру­ется тогда, когда в коллективе развивается критика, люди серьезно продумывают, высказывают свою точку зрения, когда создается об­становка заинтересованности каждого военнослужащего в обсужде­нии вопросов службы, учебно-боевой деятельности, воинского быта и поведения членов коллектива. При этом у личного состава необхо­димо воспитывать умение критически относиться к непродуманным высказываниям, проявлять бдительность по отношению к вредным влияниям окружающей обстановки, беспринципности, примиренче­ству.

Борясь за правильность коллективного мнения, важно никогда не пускать на самотек мероприятия, которые служат формой его выражения: общие собрания военнослужащих и по категориям, бе­седы, диспуты, "круглые столы", митинги и т.п. Именно на них вырабатывается правильная оценка линии поведения и действий воинов.

В отдельных случаях для анализа коллективного мнения можно использовать письменные вопросники (анкеты) или личные беседы-интервью. В них могут быть вопросы, выявляющие информацию о личности или коллективе, его морально-психологическом климате. Беседы целесообразно проводить как можно чаще, чтобы фиксиро­вать уровень развития психологии коллектива и динамику коллек­тивного мнения.

Собранный с применением анкетирования, бесед, опросов, собра­ний и других методов материал о суждениях и взглядах групп и коллектива в целом подвергается тщательной обработке путем срав­нения, сопоставления полученных ответов, их анализа. Учет этих условий позволяет командиру направить процесс формирования и поддержания здорового общественного мнения в подразделении и части в нужное русло.

Социально-психологическая характеристика воинского коллек­тива включает, во-вторых, оценку коллективных положительных на­строений, форм их проявления; причин появления отрицательных настроений у подчиненных и их носителей; особенностей их влия­ния на выполнение служебно-боевых задач.

Коллективные настроения, социальные переживания — важный компонент структуры психологии воинского коллектива. Это совме­стные переживания тех или иных событий, фактов, а также сход­ных эмоциональных состояний, овладевших на какое-то время всем воинским коллективом или его частью и влияющих на его жизнь и деятельность.

Коллективные настроения оказывают сильное влияние на пове­дение военнослужащих, отражаются на уровне воинской дисциплины и организованности, на эффективности их ратного труда. При этом одно коллективное настроение ("мажорное") способствует успе­ху деятельности воинского коллектива — энтузиазм, вера в общий успех, увлеченность, приподнятость, состояние общего подъема; другое ("минорное"), напротив, резко снижает возможности коллек­тива — состояние упадка, неверие в свои силы, товарищей, боевую технику и оружие, общее уныние, подавленность.

Умение владеть коллективными настроениями — это во многом означает умение управлять воинским коллективом. Каждому коман­диру важно учитывать специфические особенности коллективных настроений:

преимущественную зависимость от социальных факторов — кол­лективные настроения части (подразделения) определяются общими экономическими, социально-политическими и духовыми условиями жизни всего общества;

особую заразительность — возникшие у одних людей настрое­ния могут быстро распространяться на других, "психологически за­ражать" их. Здесь действует своеобразный социально-психологиче­ский закон. Механизм этого закона "бесстрастно" может функционировать как в положительном, так и в отрицательном на­правлении. Все зависит от того, кто и с какими целями им пользу­ется;

большую побудительную силу коллективных настроений — в хорошо настроенном воинском коллективе рождаются дополнитель­ные источники воодушевления, энтузиазма, боевого и трудового подъема;

особый динамизм коллективных настроений — они являются наиболее подвижным элементом структуры психологии воинского коллектива. Эта особенность коллективных настроений выражается в том, что она способна переходить из одной формы в другую: из подсознательной — в отчетливо осознаваемую, из скрытой — в от­крытую; быстро перерастать в действие; быть подверженной колеба­ниям и в самый короткий срок, почти мгновенно перестраиваться коренным образом.

Зная эти особенности, важно уметь в одних случаях сохранить стихийно возникающие порывы, энтузиазм, в других — вызвать подъем, пробудить инициативу и энергию коллектива, в третьих — не допустить возникновения отрицательных настроений.

Управление коллективным настроением достигается в том слу­чае, когда командир служит примером уравновешенности, самообла­дания и эмоционально-волевой устойчивости. Каждому офицеру-ру­ководителю необходимо учиться управлять своими эмоциями, знать приемы устранения личной раздражительности и способы, с по­мощью которых он может поднять настроение коллектива.

Личный пример бодрости и оптимизма быстро передается подчи­ненным, активизирует ратный труд. Шутка, ободряющее слово офи­цера даже в трудных условиях воинской деятельности снимает уста­лость, вселяет уверенность в успехе. И наоборот, если командир проявляет нервозность, возмущается действиями подчиненных, то коллектив заражается плохим настроением и ухудшаются результа­ты службы. Это особенно заметно в коллективах, несущих боевое дежурство, расположенных на отдаленных "точках", где люди испы­тывают недостаток эмоционального комфорта.

Для создания "мажорного" коллективного настроения следует шире использовать положительную роль лидеров-оптимистов или специально созданных групп хорошего настроения. В каждом под­разделении есть военнослужащие, обладающие природным юмором, оптимизмом, обаянием, отзывчивостью, чуткостью. Они непроиз­вольно создают вокруг себя атмосферу хорошего настроения. К ним тянутся воины, желая получить заряд положительной эмоциональ­ности, развеять тоску по дому.

Офицер может с помощью таких лидеров-оптимистов образовать в подразделении группу хорошего настроения, которая будет тща­тельно анализировать настроения личного состава, сближаться с теми воинами, которые испытывают отрицательные чувства, тем самым обеспечивая эмоциональный подъем всего коллектива.

Огромное значение в формировании положительного настроения в воинском коллективе играет музыка. Еще в древности были мело­дии против уныния, раздражения и гнева. Для устранения отрица­тельных эмоций и сейчас эффективно применяется музыкальная психотерапия. Музыка является средством повышения работоспо­собности человека. Особенно следует развивать у военнослужащих любовь к военной музыке, которая помогает сохранять силы, пре­одолевать страх и уныние, вызывает боевое воодушевление.

Воинский коллектив, психологически подготовленный к преодо­лению трудностей, быстро устраняет индивидуальную напряжен­ность, не допускает эмоциональных конфликтов, панических на­строений. Такой коллектив способен успешно решать любые сложные учебно-боевые задачи.

В-третьих, составление социально-психологической характери­стики коллектива включает раскрытие присущих личному составу в целом, а также различным категориям военнослужащих традиций и привычек, оценку их содержания, влияния на выполнение учебно-боевых задач, причины возникновения отдельных отрицательных традиций и привычек, их питательной среды и почвы.

Традиции — это сложившиеся на основе длительного опыта групповой деятельности и прочно укоренившиеся в повседневной жизни, передающиеся вновь приходящим в коллектив правил, норм и стереотипов поведения и действий, повседневного общения между людьми, соблюдение которых стало общественной потребностью.

Традиции могут быть элементом больших общностей, а также конкретных групп людей, коллектива. Совокупность традиций пред­ставляет собой элемент внутриколлективной морально-цсихологической атмосферы, в которой постоянно пребывает и которую постоян­но усваивает личность.

Традиции многообразны и многочисленны. Условно их можно разделить по ряду признаков:

а)   по содержанию — на боевые, ратно-трудовые, социально-бы­товые, спортивные;

б)  по сферам проявления — на идейные, моральные (нравственные), правовые, художественные, религиозные;

в)   по принадлежности к  различным общностям людей  —  на общенародные, национальные, классовые, территориальные, профессиональные, возрастные, внутриколлективные (групповые), смешан­ные.

В жизни военнослужащих наиболее прочными и важными об­щими традициями являются:

верность и преданность Отечеству, своему народу;

любовь воинов к своей части, верность ее Боевому Знамени;

войсковое товарищество, взаимная выручка;

гордость за боевые заслуги;

     самоотверженность при выполнении воинского долга, массовый героизм в бою;

     гордость за успехи части (подразделения), за принадлежность к Войскам ПВО.

Героизм во славу Отечества немыслим без высокого чувства пат­риотизма. Любовь к Отечеству рождает высокие порывы народных масс и поднимает их на подвиг.

Символом боевых традиций каждой части является Боевое Зна­мя. Оно напоминает каждому военнослужащему о его священном долге преданно служить Отечеству. На всю жизнь воин запоминает день принятия Военной присяги у развернутого Боевого Знамени. Увольняясь в запас военнослужащий прощается со Знаменем. Как самую дорогую реликвию воин хранит фотографию, на которой он запечатлен у развернутого Боевого Знамени.

Героизм сегодняшнего дня немыслим без преемственности слу­жебных традиций, которые включают: безупречное, бдительное не­сение боевого дежурства; поддержание боевой техники и оружия в боеготовом состоянии; овладение смежной специальностью; дости­жение полной взаимозаменяемости в расчете; борьбу за высокую воинскую дисциплину и образцовый внутренний порядок.

Все эти разнообразные положительные традиции оказывают бла­готворное влияние на военнослужащих, на их поступки и дела, на боеготовность частей. Они создают в коллективе атмосферу увлечен­ности и всеобщей заинтересованности ратным трудом.

Важнейшей традицией сплоченного воинского коллектива явля­ется утверждение гуманистической, деятельной морали, которая включает в себя такие качества, как сознательность и убежденность, чувство социальной ответственности и гуманизма, умение сотрудни­чать с сослуживцами и оказывать им помощь. Эта мораль во многом определяет традиции достойного поведения военнослужащего в лю­бой ситуации.

Со служебными традициями тесно связаны воинские ритуалы: отдание чести; заступление на боевое дежурство, для несения кара­ульной и внутренней службы; чествование лучших военнослужа­щих; вынос Боевого Знамени и др.

Уставная регламентация каждого часа, обособленность армей­ского быта обеспечивают стереотипный порядок действий военнослу­жащих. Это требует от командира утверждать традиции, которые в часы досуга были бы способны дать воинам хорошую эмоциональ­ную разрядку, полноценный отдых: торжественные построения, спортивные праздники, участие в художественной самодеятельности и прослушивание хорошей -музыки. Они оказывают большое воспи­тательное воздействие на коллектив и личность. Бытовые традиции должны не только снимать напряжение и вызывать радостные чувства, но и развивать у военнослужащих эстетические и нравствен­ные качества.

Жизнь показывает, что воспитательные возможности коллекти­ва находятся в прямой зависимости от положительных традиций в нем. Большая воспитательная значимость традиций требует от ко­мандиров, всего офицерского состава постоянной заботы о поддержа­нии положительных традиций, их отборе, закреплении и приумно­жении.

Наряду с положительными традициями в отдельных группах иногда возникают и живут не только нейтральные, но даже отрица­тельные бытовые традиции (круговая порука, ложный коллекти­визм, обычай "стариков" и др.). Подобные традиции негативно вли­яют на военнослужащих, снижают общее состояние воинской дисциплины и боеготовность подразделений. Важно предупредить возникновение отрицательных традиций, разрушить их в самом на­чале, развенчать их носителей.

Когда отрицательные традиции уже сложились, бороться с ними становиться намного сложнее. Отрицательную традицию нельзя уничтожить приказом, она должна быть вытеснена новой тради­цией, более сильной и более полезной. Такая работа требует большо­го терпения.

Таким образом, популяризируя лучшие традиции, командир со­вершенствует методику воспитания и сплочения воинского коллек­тива.

Для объективной социально-психологической характеристики части (подразделения) необходимо, в-четвертых, выявить и оценить преобладающие интересы, потребности, запросы, стремления лично­го состава, различных категорий военнослужащих: наличие отдель­ных, случайных или даже нездоровых интересов и запросов, причи­ны их появления; влияние сложившихся интересов и запросов на выполнение учебно-боевых задач и воинскую дисциплину.

Учет этого способствует повышению эффективности воспита­тельной работы со всем личным составом части и различными кате­гориями военнослужащих.

В-пятых, социально-психологическая характеристика воинского коллектива включает анализ сложившихся взаимоотношений, их особенностей, соответствия уставным требованиям, их значения для выполнения учебно-боевых задач, а также устойчивости социально-психологических явлений, таких, как авторитетность, соревнование, подражание, внушаемость, психологическая совместимость и др.

Психологии взаимоотношений военнослужащих присуща опре­деленная противоречивость. Встречаются случаи, когда эти противо­речия негативно сказываются на самочувствии военнослужащих и деятельности коллектива в целом. Подобные противоречия называ­ются конфликтами (в переводе с латинского — столкновение). Они могут быть парными (действуют два человека), групповыми (охваты­вают несколько человек или микрогрупп) и всеобщими (вовлекают почти весь коллектив). Любой конфликт проходит следующие ста­дии: возникновение, существование, поиск средств его устранения и затухания.

В офицерских коллективах неизбежны также разногласия, спо­ры и даже конфликты. Знание основных условий разрешения деловых конфликтов может помочь командиру оперативно устранить его Между подчиненными. Наиболее важными условиями разрешения деловых споров являются:

взаимное стремление выслушать товарища, понять смысл пред­ложений, оценить сказанное, отбросить личные предубеждения;

уважение точки зрения и мнения собеседника;

умение тактично опровергнуть высказанное собеседником и в корректной форме предложить свою точку зрения;

умение спокойно воспринимать критику и критиковать прежде всего суть дела, факты;

умение быстро и решительно признать свои ошибки;

на заключительной стадии делового конфликта признать наибо­лее правильные точки зрения, определить сферу выясненного, убе­диться в том, что не оставил у собеседника неприятного психологи­ческого осадка, а в случае необходимости принести извинения.

На основе проведенных исследований конфликтных ситуаций и имеющих место в отдельных подразделениях неуставных взаимоот­ношений можно предложить такую методику предупреждения кон­фликтов:

1.Анализ повода и причины конфликта. Повод может лежать на поверхности, а причины нередко маскируются. Выясняя причины, командир определяет зону служебной и неслужебной конфликтно­сти, разрешает служебный конфликт в первую очередь.

2.  Психопрофилактика конфликтных ситуаций. Командир мо­жет использовать такие методы, как неофициальный разговор, дру­жеская  беседа  с  конфликтующими  сторонами  или  рекомендация уйти от конфликта, положительный отзыв или юмор-разрядка.

3.  Учет индивидуальных качеств участников конфликта. Выяс­няется, были ли они друзьями, что послужило толчком к ссоре, назрел ли конфликт постепенно и насколько сами участники подда­ются убеждению и успокоению.

4.  Определение истинных целей конфликта. Главное — разгра­ничить эгоистические устремления и деловые конфликты,  сугубо личные и коллективные, прежде всего исходить из интересов кол­лектива, требуя извинений за эгоистические устремления.

5.  Устранение подлинных причин конфликта. Командир анализирует  и  улучшает  стиль  управления  морально-психологическим климатом,  совершенствует  взаимоотношения между военнослужащими разных сроков призыва, устраняет объективные и субъектив­ные причины несовместимости отдельных воинов.

6.  Создание эмоционального равновесия в конфликте. С участием конфликтующих сторон командир проводит терпеливую, спокой­ную беседу, шаг за шагом снимая напряжение, восстанавливая эмоциональное равновесие и взаимопонимание.

7.  Соблюдение педагогического такта при разрешении конфлик­та. Благодаря этому офицер может сгладить спорные вопросы, выяснить "зону согласия", определить границы спора и его участников, вызвать на откровенность и договориться о взаимной терпимости.

8.  Выбор способов воздействия на конфликтующие стороны. В зависимости от ситуации конфликт можно прекратить взаимными уступками и извинениями конфликтующих сторон; с помощью ор­ганизованного коллективного мнения осудить одного или обоих участников конфликта; перевести одного из участников конфликта в другое подразделение и т.п.

Всесторонний анализ конфликтных ситуаций обеспечивает их своевременное и оперативное предупреждение и устранение, способ­ствует укреплению морально-нравственной атмосферы в коллективе.

И последнее, для составления полной социально-психологиче­ской характеристики воинского коллектива важно вскрыть также основные черты психологии воинского коллектива как воспитателя. Воинский коллектив не только может быть объектом воспитания (когда речь идет о формировании коллектива), но и субъектом вос­питания (он воспитывает).

Однако не каждый коллектив способен реализовать заложенные в нем воспитательные возможности. Воинский коллектив начинает выступать в качестве воспитателя на определенном этапе своего раз­вития, когда он сам приобретает ряд важных черт.

Самой важной чертой психологии воинского коллектива высту­пает его целенаправленность и целеустремленность. Система целей и задач, ближайших и перспективных рубежей представляет собой целенаправленность воинского коллектива. В ней отражается соци­альное лицо коллектива, характер его действий, общественные ин­тересы. Поэтому направленность воинского коллектива объективно сама по себе уже выступает воспитательной силой, И эта сила тем сильнее, чем выше общественная значимость задач, решаемых кол­лективом.

Однако сила коллективного воздействия на личность во много раз возрастает, когда цели и задачи не только поставлены перед коллективом в общем, но доведены до каждого военнослужащего и когда эти цели и задачи не только понятны, но и внутренне "при­няты" каждым военнослужащим, стали его кровными, побудитель­ной силой. Когда это достигнуто в коллективе, то можно сказать, что данному коллективу присуща целеустремленность.

Обучение военнослужащих совместно действовать в составе рас­чета, взвода, роты, части в психологии считается важнейшим прин­ципом формирования чувства коллективизма. Но формирование чув­ства коллективизма заключается не в самих по себе внешне выступающих совместных действиях воинов, а в потребности к со­вместной жизни и в совместных действиях.

Главное — это привычка жить и действовать по единому плану в соответствии с общими целями. Такая потребность может быть создана главным образом на основе реально осуществляющихся кол­лективных действий. Поэтому в процессе служебно-боевой деятель­ности необходимо стремиться к тому, чтобы эти действия кроме специальных целей обучения преследовали такую воспитательную цель, как формирование потребностей у каждого военнослужащего к взаимодействию с товарищами, к совместным действиям с други­ми членами воинского коллектива.

Важной чертой воинского коллектива как воспитателя является требовательность.

А.С.Макаренко определял воспитательную силу коллектива по признаку развития требовательности в нем. Он установил четыре этапа в развитии коллектива как воспитателя по этому признаку:

I  этап — когда требования к людям предъявляют руководители коллектива как представители администрации;

II  этап — когда требования поддерживаются активом;

III  этап — когда требования руководителей и актива становятся единодушным мнением всех и коллектив может применять их к каждому отдельному лицу, члену коллектива;

IV    этап — когда тот или иной член коллектива под влиянием требований коллектива начинает предъявлять высокие требования к самому себе.

В этой связи можно утверждать, что большинство воинских коллективов в развитии требовательности достигают III и IV этапов. Однако некоторые коллективы не достигают Щ этапа и тем самым ограничивают свои воспитательные возможности.

Важное воспитательное значение имеет и такая черта воинского коллектива, как самостоятельность. Она выражается в праве, воз­можности и способности воинского коллектива самостоятельно ре­шать определенный круг задач, особенно воспитательных. Это уси­ливает ощущение зависимости личности от коллектива. При этом известная самостоятельность воинского коллектива не противоречит единоначалию, напротив, им порождается и ведет к усилению и укреплению его.

Воспитательную роль воинского коллектива повышает такая черта его психологии, как боевая слаженность, сколоченность. Она вызывает у военнослужащих чувство гордости за свой коллектив, чувство локтя, единства и неотделимости от всего коллектива — высшую ступень товарищеской спайки.

Безусловно, названные черты воинского коллектива как воспи­тателя не исчерпывают всех качеств, которые должен иметь каждый воинский коллектив. Это — лишь основные из них, которые особен­но способствуют решению воспитательных задач, сплочению коллек­тива.

Итак, выявление и раскрытие структурных компонентов психо­логии воинского коллектива и, прежде всего, общественного мне­ния, коллективных интересов, запросов, стремлений и потребностей, традиций и привычек, настроений, социально-психологических яв­лений, связанных с взаимоотношениями между военнослужащими, а также особенностей психологии коллектива как воспитателя вы­ступает главным содержанием работы командира по составлению социально-психологической характеристики части (подразделения) для более качественного решения учебно-боевых задач, сплочению воинского коллектива.

III. МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ

УКРЕПЛЕНИЯ ВОИНСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В ПРАКТИКЕ

РАБОТЫ КОМАНДИРА

 

В укреплении дисциплины центральная роль принадлежит ко­мандиру, его умению насаждать и утверждать порядок с учетом морально-психологических факторов, находить поддержку своим усилиям со стороны коллектива и каждого отдельного воина.

В психологическом плане работа командира по укреплению во­инской дисциплины имеет четыре основные направления:

1)   обеспечение   выполнения   общих   (постоянно  действующих, первичных) правил поведения военнослужащих, предусмотренных военным законодательством, уставами, приказами и директивами;

2) разработка и внедрение в жизнь коллектива длительно действующих  правил  поведения  с  учетом  местных   условий  службы   и характера решаемых задач;

3) управление текущим поведением личного состава в обстановке, когда, например, молодым воинам еще не известны некоторые из общих правил воинского поведения;

4) оперативная работа, связанная с каждым конкретным (поло­жительным и отрицательным) дисциплинарным фактом или всей их совокупностью.      

Содержание деятельности командиров, офицерского состава по укреплению дисциплины заключается в том, чтобы, во-первых, вос­питывать у подчиненных высокую сознательную дисциплинирован­ность, во-вторых, формировать дисциплину воинского коллектива и, в-третьих, создавать умелым руководством благоприятные организа­ционные и материальные условия для уставного поведения военно­служащих.

При этом воинский коллектив выступает как решающий фактор в укреплении дисциплины. Малейший дисциплинарный проступок встречает в сплоченном коллективе самое решительное осуждение. Заметим, такой коллектив всемерно укрепляет свою дисциплину, или, как принято говорить, коллективную дисциплину.

 Воинский коллектив представляет собой комплекс социальпо-психологических отношений, которые определяют правильность по­ступков большинства военнослужащих, их способность выполнять требования" уставного порядка и приказания командира, успешно решать учебно-боевые задачи. Коллективная дисциплинированность служит эффективным средством развития индивидуальной дисциплинированности, регулятором поведения воинов, создает предпосыл­ки Для воспитания самодисциплины.

Самодисциплина отражает самосознание и самооценку военно­служащих, их убежденность и необходимость соблюдения дисципли­ны. Если командир оценивает дисциплинированность воина только по внешним проявлениям, например, по исполнительности, то само­дисциплину каждый член коллектива оценивает исходя из идеала, чести и совести.

Так, солдат, не чувствующий угрызения совести за проступок, считает себя дисциплинированным воином и удивляется, когда его наказывает командир. Известно, что коллектив не доверяет челове­ку, который не может осознать свои поступки, а пытается воспиты­вать других. Проще заботиться о дисциплине вообще, чем сохранять самодисциплину на должном уровне. Поэтому, формируя коллектив­ную дисциплинированность, командир должен непременно заботить­ся о создании условий для развития самодисциплины каждого вои­на.

Динамика коллективной дисциплинированности определяется в значительной мере стилем руководства и установившимися традици­ями, социально-психологическим климатом и взаимоотношениями военнослужащих. В процессе каждодневного общения воинов выра­батываются взаимные представления друг о друге как о дисципли­нированном или недисциплинированном человеке. Эти представле­ния и оценки выступают в форме коллективной оценки и требовательности к каждому военнослужащему.

Коллективная оценка играет огромную роль в действиях и по­ступках каждого воина в отдельности и группы в целом, если кол­лектив достиг высокого уровня зрелости. Традицией передовых кол­лективов является постоянное усиление воинской требовательности как основного условия укрепления дисциплины.

Психология как наука утверждает, что требования командира вначале воспринимаются молодыми воинами как необходимость, как уставная обязанность. Постепенно адаптируясь к коллективу, воин более внимательно относится к требованиям командира и ак­тива.  Этому способствует действие закона подражания коллектив­ным привычкам и традициям. Стремясь стать достойным членом коллектива, воин добровольно и сознательно подчиняется традиции требовательности и исполнительности, усваивает уставные нормы и приобретает привычку четко реагировать на приказ и команду.

Однако не все военнослужащие легко привыкают к требователь­ности. Здесь возможны различные варианты приспособления к кол­лективу и командиру. Если, например, воин относится отрицательно к законам вообще, то он стремится сойтись поближе с теми солдата­ми, которые не понимают смысла воинской дисциплины, и соверша­ет поступки в надежде на их поддержку и одобрение. Бывает и так, что вследствие нетребовательности командира (скажем, сержанта) солдат, особенно молодой, добровольно отдает себя во власть неради­вого старослужащего, попадает в жесткую зависимость от эгоцент­ризма последнего, извращающего подлинный смысл субординации и единоначалия.

Как правило, воинский коллектив чутко воспринимает тончай­шие нюансы требовательности командира. И если она справедлива, объективна, то становится надежным его помощником в укреплении дисциплины. И наоборот, необъективная требовательность может сделать коллектив пассивным и необъективным к самым грубым нарушениям дисциплины.

Случается порой, что командир предъявляет высокую требова­тельность к молодым солдатам и допускает послабления к воинам второго года службы, при этом исходя из ошибочной посылки, что опытный солдат не может нарушить воинскую дисциплину. Но в жизни не всегда оправдывается такой расчет. Как раз и получается, что основными виновниками грубых проступков являются те воен­нослужащие, к которым была ослаблена командирская требователь­ность.

Умело применяя в комплексе такие испытанные, проверенные жизнью методы, как убеждение, пример, упражнение, поощрение и принуждение как к отдельной личности, так и к коллективу в целом, командир формирует дисциплинированность воина и дисцип­линированность коллектива.

Воспитание дисциплинированности военнослужащего нельзя сводить к формированию какой-то отдельной черты или качества. Дисциплинированность — это сложная система таких качеств, как исполнительность, самообладание, аккуратность, смелость, мужест­во, честность, вежливость, которые должны проявляться постоянно, войти в привычку. Поэтому развивать нужно личность военнослужа­щего в целом, предоставляя ей максимум условий для формирова­ния положительных качеств.

Огромную роль в образовании привычек уставного поведения играют повторяемость, устойчивость сигналов-раздражителей. С первых дней службы солдата командир прививает ему уважение к воинской дисциплине, формирует чувство ответственности перед коллективом за каждый поступок. Систематичность и последова­тельность убеждающего и внушающего воздействия на личность, уставная организация службы и, быта воинов обеспечивает созна­тельный переход от знаний к привычкам.

Если командир организует жизнь подчиненных строго по уста­ву, постоянно следит за соблюдением личным составом- воинского этикета и правил поведения, то военнослужащие привыкают к дис­циплине и не мыслят своей армейской службы без четкого выполне­ния ее требований.

Индивидуальные привычки уставного поведения со временем превращаются в коллективные действия, которые усиливают кол­лективную требовательность к каждой личности. Правда, иногда отрицательная привычка одного воина может стать достоянием большинства, и в подразделении рождаются ложное товарищество и круговая порука.

Для воспитания индивидуальной и коллективной дисциплини­рованности командир, офицерский состав должны воздействовать на чувства и разум личного состава с помощью моральной оценки, одобрения, похвалы, просьбы, а также возмущения, косвенного воз­действия, упрека, иронии. Рассмотрим эти приемы подробнее.

Известно, что каждый человек стремится заслужить высокую оценку других людей, похвалу в свой адрес. Оценка деятельности стимулирует активность военнослужащего, заставляет его радоваться или огорчаться, гордиться или стыдиться. Она создает предпо­сылку авторитета в коллективе либо, наоборот, унижает в глазах товарищей.

Так, в одном из подразделений во время утреннего осмотра командир выставлял оценки за внешний вид. Самая высокая и привлекательная оценка "пять с плюсом" произносилась громко и торжественно. "Двойка" звучала как выстрел по неопрятной внеш­ности того или иного солдата и вызывала не только неприятные чувства у нерадивого воина, но и осуждение коллектива.

Одобрение — чаще всего короткая, но эмоционально насыщен­ная реплика: "молодцы", "орлы", "так держать", "правильно" и др. Иногда одобрение выражается несколькими словами или фразами. Например: "Сегодня наш коллектив добился высоких результатов в стрельбе из личного оружия. Благодарю вас, товарищи!" Подобная похвала может заканчиваться поощрением наиболее отличившихся военнослужащих.

Коллектив хорошо воспринимает похвалу в адрес наиболее до­стойных военнослужащих, но выражает недоумение и несогласие, когда поощряются недисциплинированные, но пользующиеся симпа­тиями командира солдаты.

Одобрение и похвала, как правило, мобилизуют силы коллекти­ва, повышают его требовательность к нерадивым воинам, формиру­ют коллективную ответственность, чувство гордости, развивают ини­циативу и исполнительность личного состава.

Одним из психологических приемов убеждающего воздействия на коллектив и личность является просьба. Она имеет особое значе­ние и применяется командиром в исключительных случаях. Она не подменяет приказания и выражает ту же суть другими словами, отличается интонацией.

Коллективное сознание всегда положительно реагирует на просьбу требовательного и авторитетного командира. Она, как пра­вило, вызывает живой отклик, создает атмосферу взаимопонимания. Великая Отечественная война богата примерами, когда командиры обращались с просьбой к подразделениям и частям преодолеть уста­лость, сделать невозможное и победить врага. Такие просьбы восп­ринимались бойцами как приказ Родины и придавали им новые силы в тяжелой борьбе с захватчиками.

Когда убеждение не достигает цели, командир применяет при­емы внушения, такие, как возмущение, упрек, ирония, косвенное воздействие.

Возмущение рассчитано на то, чтобы затронуть у личного соста­ва благородные чувства и вызвать желание повысить требователь­ность к нарушителю воинской дисциплины. Офицер, возмущаясь, аргументированно раскрывает отрицательные последствия недис­циплинированности отдельного воина, призывает коллектив беречь свое доброе имя, не допускать повторения позорных поступков. Воз­мущение должно всегда находиться под контролем разума команди­ра, нельзя применять грубые слова, угрозу типа "накажу", "посажу на гауптвахту", "лишу увольнения всех" и др.

Возмущаясь и негодуя, командир упрекает нарушителя дисцип­лины, настоятельно рекомендует ему исправить свое поведение, из­бавиться

Ирония, выраженная в форме шутливого замечания, добродуш­ной насмешки, служит надежным средством торможения отрица­тельного поступка, поскольку никто не желает быть объектом для "шуточек" командира. Однако постоянное иронизирование может привести к эмоциональным конфликтам.

Если в коллективе в "героях" ходят отдельные нарушители, то командир создает о них соответствующее коллективное мнение. Это делается косвенным путем, в доброжелательной форме, с привлече­нием наиболее авторитетных военнослужащих, которые показывают личному составу недостатки "героев".

Важно умело сочетать методы убеждения и принуждения, не допуская подавления воли человека, унижения его личного достоин­ства. Прежде чем применять принудительные меры, командир обя­зан всесторонне проанализировать, все ли он сделал в коллективе, чтобы не допустить данный проступок, насколько он серьезен, явля­ется ли привычкой или случайностью, каким мотивом руководство­вался провинившийся.

Это, конечно, не касается тех особых случаев, оговоренных во­инскими уставами и законами, когда командир обязан немедленно использовать принуждение.

Среди офицеров существует различное представление о критери­ях дисциплинированности военнослужащего и коллектива. Психоло­ги рекомендуют более тридцати признаков, по которым целесообраз­но оценивать дисциплину коллектива. Эти признаки можно обобщить в три группы:

1)   дисциплина  боевого   дежурства,   караульной   и   внутренней
службы;

2)  дисциплина внутреннего порядка и организованности;

3)  дисциплина взаимоотношений и досуга военнослужащих.

Каждая из этих групп характеризует умение командира поддер­живать дисциплину в различных условиях. С точки зрения социаль-но-психоло1ической практики дисциплинированность коллектива может оцениваться с помощью таких критериев:

знание законов, уставов, выполнение приказов и распоряжений;

сознательность и ответственность;

военная бдительность;

четкость и организованность службы и быта личного состава;

требовательность и личная примерность командиров и офицер­ского состава;

коллективная требовательность и нетерпимость к нарушениям воинской дисциплины;

эффективность методов убеждения и принуждения;

количество и характер взысканий и поощрений.

Этот перечень может быть продолжен в зависимости от специ­фики служебно-боевой деятельности коллектива и творчества коман­дного состава.

Таким образом, в данной главе раскрыты сущность моральной и социально-психологической практики работы командира по укреп­лению воинской дисциплины. Важно, опираясь на достижения пси­хологической науки, искать и находить новые приемы и методы психологического воздействия на личность военнослужащего и воинский коллектив в целях укрепления дисциплины, организованно­сти и правопорядка.

Заключение

 

Анализ опыта, накопленного в Войсках ПВО, показывает, что успешное решение учебно-боевых задач невозможно без крепкой во­инской дисциплины и правопорядка. Многое в решении этих про­блем зависит от командиров, офицерского состава, от их близости к людям, высокой требовательности к себе и подчиненным, от жела­ния постоянно совершенствовать стиль и методы своей работы с учетом достижений психологической науки.

Главное, на что должны направляться усилия командиров, их помощников по работе с личным составом, методических советов и психологов частей, — это выработка и реализация с учетом положе­ний данных рекомендаций методик психологического воздействия на военнослужащих, воинские коллективы в целях укрепления во­инской дисциплины.

Работа с людьми — большое искусство. Она не терпит формализ­ма, равнодушия, шаблона. Руководить воинским коллективом — это значит не только командовать подчиненными, приказывать и требо­вать, но и постоянно воспитывать их, формировать здоровые внутриколлективные отношения, предупреждать негативные процессы, глубоко проникая в психику каждого подчиненного и психологию коллектива в целом.

Авторы стремились в практическом плане осветить наиболее волнующие вопросы сплочения воинского коллектива, укрепления дисциплины и организованности с учетом морально-психологиче­ских предпосылок в решении данных проблем.

Важно найти возможности реализации настоящих Методиче­ских рекомендаций, предназначенных для выработки организацион­но-методических и учебно-воспитательных мероприятий. Часть со­держащихся в них положений в силу универсальности могут использоваться в практической деятельности командиров непосред­ственно. Другие нуждаются в привязке к специфике того или иного рода войск, конкретных условий служебно-боевой деятельности.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

АНКЕТИРОВАНИЕ

Может проводиться устно или письменно по заранее разработан­ному личностному опроснику (анкете). Вопросы в анкете могут быть открытыми и закрытыми, прямыми и косвенными. Открытые воп­росы требуют самостоятельных ответов, а закрытые предполагают сделать выбор из двух или более указанных вариантов ответа. Оценка стиля межличностного общения

1.  Активность в общении:

а)  я почти не участвую в общении;

б)  я общаюсь по мере необходимости;

в)  я менее активен в общении, чем другие;

г)  я так же активен в общении, как и другие;

д)  я более активен в общении, чем другие.

2.  Привычный круг общения в коллективе:

а)  ни с кем в коллективе не общаюсь;

б)  общаюсь только с официальными (должностными) лицами;

в)  общаюсь только с одним воином;

г)  общаюсь с довольно узким кругом военнослужащих;

д)  активно общаюсь с довольно большим кругом военнослужащих.

3.  Потребность в общении:

а)   совершенно не испытываю потребности в общении;

б)  очень редко появляется желание общаться;

в)  хотел бы общаться с некоторыми воинами;

г)   хотел бы общаться с группой воинов;

д)  испытываю большую потребность в общении с коллективом.

4.  Эффективность общения:

а)   меня раздражают и возмущают многие воины;

б)  общение для меня дополнительная нагрузка;

в)   при общении становлюсь раздражительным;

г)   общение доставляет радость;

д)  общение обогащает и повышает настрой.

5.   Характер общения в коллективе:

а)   напряженность, взаимные обвинения, конфликты;

б)  неуставные взаимоотношения, грубость, оскорбления;

в)  безразличие, равнодушие, отвлечения;

г)   товарищеская взаимопомощь, доброжелательность, одобрение;

д)  дружба, коллективизм, сплоченность, согласованность.

Опрос офицер производит индивидуально с каждым военнослу­жащим. Подсчет баллов производится по следующей системе: а)—1 балл; б)—2 балла; в)—3 балла; г)—4 балла; д)—5 баллов.

Затем офицер намечает соответствующую работу по улучшению стиля межличностного общения.

Исследуя характеристику межличностных отношений, офицер может поставить дополнительные вопросы, выделенные в 5 групп;

1.   Очень напряженная обстановка, которую создают различные аморальные  микрогруппы.

Бытует отрицательная традиция "стариков", новые члены кол­лектива унижаются, им не оказывается помощи.

Младшие командиры бездействуют, подчиняются неофициаль­ным лидерам. Часто возникают конфликты, грубые нарушения дисциплины.

2.  Напряженная нравственная обстановка. Грубость и оскорбления,  насмешки и склочность. Младшие командиры пытаются навести порядок недозволенны­ми приемами.

3.  Преобладающими отношениями являются безразличие и рав­нодушие друг к другу.

Иногда допускаются взаимные оскорбления и грубость. Существует подозрительность и взаимная неприязнь. Помощь — редкое явление, сочувствия мало.
Младшие командиры ведут борьбу с неуставными взаимоотношениями.    

4.  Преобладают доброжелательные отношения и товарищеская взаимопомощь. Грубость — редкое явление.

Младшие командиры укрепляют дисциплину уставными метода­ми, формируют коллективизм и взаимовыручку.

5.  Здоровый морально-психологический климат. Дружба и сплоченность. Полное взаимопонимание. Высокий авторитет младших командиров.

                                          

Анкета

(для сержантов и солдат)

 

В целях исследования морально-психологического состояния во­инских коллективов и выработки практических мер по его улучше­нию просим Вас ответить на вопросы анкеты. Обведите кружочком цифры, стоящие перед ответом, которые соответствуют Вашему мне­нию. Фамилию можно не указывать. Результаты исследований бу­дут использованы в обобщенном виде.

1.  Ваше отношение к службе:

    01— служу с желанием;

    02— служу без желания (напишите, почему):____________________________________          __________________________________________________________________________

2.  Как лично вы расцениваете службу в армии (можно отметить несколько позиций):

    03— служба приносит определенную пользу моей стране;

    04— служба лично мне необходима как школа жизни;

    05— служба для меня — выполнение   гражданского долга;

    06— служба для меня — пустая трата времени;

    07— если другое мнение, напишите:_____________________________________________

3. Удовлетворены ли Вы материально-бытовыми условиями:

Вполне

    В основном   

Не удовлетворён

Затрудняюсь ответить

качеством приготовления пищи

в столовой

08

09

10

11

медицинским обслуживанием

12

13

14

15

обеспечением вещевым имуществом

16

17

18

19

своевременным получением денежного довольствия

20

21

22

23

банно-прачечным обслуживанием

24

25

26

27

 

 

4.             Насколько Вы удовлетворены своими взаимоотношениями:

с офицерами  

с сержантами  

С сослуживцами

вполне удовлетворен

28

33

38

в основном удовлетворен

29

34

39

в основном не удовлетворен

30

35

40

полностью не удовлетворен

31

36

41

затрудняюсь ответить

32

37

42

5.     Что в большей степени Вы ощущаете по отношению к службе
(можно отметить несколько позиций):

 

Со стороны:

офицеров   

прапорщиков

сержантов

сослуживцев

заботу и внимание

43

51

59

67

соучастие, готовность помочь во всём

43

52

60

68

доброжелательность, тактичность

45

53

61

69

справедливость в оценке вашего труда

46

54

62

70

высокомерие и чванство

47

55

63

71

пренебрежение к вашим интересам

48

56

64

72

Полное пренебрежение к тому, что находится за рамками службы

49

57

65

73

нарушение принципов социальной справедливости

50

58

66

74

 

6.               Как относится к мнению воинского коллектива командир:

 

взвода

роты, батареи

батальона, дивизиона

как правила, ценит мнение коллектива, учитывает его в своей деятельности

 

75

79

83

отчасти прислушивается к коллективу

76

80

84

как правило, не прислушивается к кол­лективу

 

77

81

85

вообще не стремится знать мнение коллектива

78

82

86

 

7.  Если у Вас в подразделении будет установлен телефон дове­рия или ящик командирской почты, воспользуетесь ли Вы им, или нет:

87  — безусловно, да;

88  — это будет зависеть от конкретной ситуации;

89  — нет, пользоваться им не буду (укажите причину):________________________

__________________________________________________________________________         

90  — затрудняюсь ответить.

8.  Какие из следующих суждений верно отражают ваше положение в подразделении:

91     — я чувствую себя в коллективе свободно и уверенно;

92  — я испытываю одиночество, мне не с кем поделиться свои­
ми сокровенными мыслями;

93  — в нашем коллективе я всегда могу откровенно высказаться
по любому вопросу;

94  — мне трудно установить хорошие взаимоотношения с това­рищами.

9.  Насколько крепка дружба в вашем коллективе:

95  — все в коллективе дружны между собой;

96  — дружат только в рамках одного периода службы;

97  — дружат только земляки;

98  — в коллективе нет атмосферы дружбы, скорее ощущается
напряженность;

99  — затрудняюсь ответить.

10.  Если Вы неудовлетворены службой в подразделении (части),
то укажите, чем это вызвано (можно отметить несколько позиций):

100 — трудностями в освоении боевой техники;

101    — большими физическими нагрузками;

102 — плохой организацией боевой учебы;

103— напряженностью морально-психологической обстановки в
коллективе;

104— неуставными отношениями в коллективе (оскорбления,
драки, унижения и т.п.);

105   — отдаленностью    места жительства родителей и близких
родственников;

106 — несправедливым отношением со стороны командиров;

107— другими причинами (напишите, какими):_________________________________

________________________________________________________________________        

11.  Поддерживается ли, на ваш взгляд, в подразделении твердый уставной порядок:

108 — да, поддерживается;

109 — поддерживается не полностью;

110 — не поддерживается;

111 — затрудняюсь ответить.

12.  Как часто проводится в подразделении подведение итогов
воинской дисциплины:

 

постоянно

От случая к случаю

Очень редко

Не помню, когда проводилось

в отделении

112

113

114

115

во взводе

116

117

118

119

в роте

120

121

122

123

в батальоне

124

125

126

127

 

13. Что нужно было бы сделать для того, чтобы улучшились взаимоотношения в Вашем подразделении (можно отметить несколь­ко позиций):

128 — повысить уровень воинской дисциплины;

129 — улучшить работу младших командиров;

130 — улучшить работу командования подразделения;

131 — улучшить работу общественности подразделения (части);

132 — что еще, напишите:_____________________________________________________

Сообщите некоторые данные о себе:

133 I период службы;

134 II период;

135—- III период;

136IV период;

137 — рядовой состав;

138 — сержантский состав.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ЭТАПЫ И ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ

МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ,

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ В ВОИНСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Изучение морально-психологического состояния, того или иного социально-психологического явления имеет ряд этапов:

1)     составление программы;

2)  определение конкретного объекта изучения (выборки);

3)  разработка методики анализа;

4)  пробное исследование, доработка программы и методики;

5)     сбор первичной информации;

8) качественная и количественная обработка данных;

7) объяснение полученных результатов, подготовка выводов и практических рекомендаций.

Примерный вариант программы исследования

Тема: "Изучение мнения военнослужащих о влиянии социаль­ной справедливости на сплочение воинского коллектива".

Актуальность исследования. Утверждение социальной справед­ливости в подразделении (части) прямо сказывается на уровне бое­вой подготовки и в конечном итоге на боевой готовности.

Цель исследования. Выявить мнение военнослужащих о влия­нии социальной справедливости на сплочение воинского коллекти­ва. По итогам разработать рекомендации.

Основные задачи исследования:

изучить значение социальной справедливости для сплочения во­инского коллектива;

выявить объективные основы и субъективные факторы реализа­ции социальной справедливости в воинских коллективах;

проанализировать трудности и проблемы в реализации социаль­ной справедливости, причины и формы проявления социальной не­справедливости в воинских коллективах;

выявить уровень справедливости в межличностных отношениях: а) между командирами и рядовым составом; б) между воинами рав­ного служебного положения; в) между личностью и коллективом.

Объект исследования — подразделения батальонного и ротного звена.

Предмет исследования — мнение различных категорий военно­служащих о влиянии социальной справедливости на сплочение во­инского коллектива.

Гипотезы исследования:

главным в системе справедливых отношений являются отноше­ния между командирами и рядовым составом;

считается, что всякое проявление социальной несправедливости в коллективе рассматривается как антиобщественное поведение и встречает решительное осуждение со стороны командиров (началь­ников), а также со стороны товарищей по службе;

представляется, что морально-психологический климат воипско-го коллектива, степень его сплоченности во многом зависит от со­блюдения принципа социальной справедливости каждым военнослу­жащим, от его позиции в борьбе с ее нарушениями.

Методы исследования:

индивидуальные и коллективные беседы с различными катего­риями военнослужащих;

интервью с руководящим составом частей и подразделений; ан­кетирование военнослужащих и членов их семей.

Выборка. К анкетному опросу привлекаются 50 офицеров, 30 прапорщиков, 20 сержантов и 100 солдат.

Анкета

Ваши ответы на вопросы анкеты помогут выявить условия и причины негативных явлений, наметить формы и методы работы по их устранению, способствующие утверждению справедливых отно­шений в воинских коллективах. Обведите кружочком цифры, сто­ящие перед ответом, которые соответствуют Вашему мнению. Фами­лию можно не указывать.

1.   Созданы ли Вам благоприятные условия для профессиональ­ного и интеллектуального роста:

     01— да;

    02 не во всем;

    03— нет;                                                                     

    04— затрудняюсь ответить.

2.   Достаточно ли внимания уделяется командованием Вашим
нуждам и запросам:

    05— да;

    06— не во всем;                   

    07— нет;

    08— затрудняюсь ответить.

3.   Как Вы оцениваете морально-психологический климат в вашем коллективе:

   09 — создана здоровая обстановка, в коллективе чувствую себя уверенно;

10    — в коллективе существуют микрогруппы, интересы которых не совпадают с интересами всего коллектива;

11    — в коллективе нет взаимного интереса, испытываю чувство одиночества;

12 — иное мнение:____________________________ __________________________

4.   Оцените степень сплоченности вашего коллектива:

13 — хорошо;

14 — удовлетворительно;

15 — неудовлетворительно;

16 — затрудняюсь ответить.

5.  Такими ли представлялись Вам взаимоотношения в воинском
коллективе до службы в армии:

17  — считал их более справедливыми;

18  — представления совпали с действительностью;

19     — ожидал худшего;

20  — затрудняюсь ответить.

6.  Что, на ваш взгляд, создает наибольшие предпосылки для
порождения несправедливости в коллективе:

21  — неправильные отношения между командирами и подчиненными;

22  — неправильные взаимоотношения между воинами различ­ных сроков службы;

23  — неправильные взаимоотношения между воинами различ­ных национальностей;

24  — иное мнение: ___________________________ _____________________________

7.  Если была допущена несправедливость к Вам, то в чем она
проявлялась и с чьей стороны:

25  — не было несправедливости;

Со стороны:

командиров

старослужащих

При назначении в наряд

26

27

При назначении на хозяйственные работы

28

29

При распределении обмундирования, имущества

30

31

При определении очерёдности в увольнения

32

33

При назначении на более высокую должность

34

35

В чём ещё (напишите)_________________

36

37

8. Имеет ли место, на Ваш взгляд, несправедливость во взаимоотношениях военнослужащих различных нациолнальностей:_________________________________

 

40  — да;

41  — нет;

42  — затрудняюсь ответить.

Если такие случаи имеют место, просьба пояснить, в чем конкретно это проявляется и с чьей стороны: __________________________________________ __________________________________

9.  Справедливы ли взыскания, наложенные на Вас:

43  — у меня нет взысканий;

44  — да;

45  — нет;

46  — затрудняюсь ответить.

10.  Сообщите некоторые данные о себе:

47  I период службы;

48  II период;

49  III период;

50  IV период;

51  — сержантский состав;

52  — прапорщик;

53  — офицерский состав.

Результаты социологического исследования обобщаются. Гото­вится справка-доклад, где указываются: время, место и методы про­ведения исследования; основные результаты исследования и сужде­ния военнослужащих по изучаемым вопросам; характерные выводы по конкретным частям (подразделениям); рекомендации и предло­жения для принятия решения командиром (начальником).

 

 
Copyright © 2006