МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ по изучению состояния правопорядка и воинской дисциплины в соединениях и частях соединениях
ЦЕЛЬ: на основе глубокого к всестороннего изучения и анализа оценить состояние правопорядка и воинской дисциплины в соединениях и воинских частях, деятельность должностных лиц по их укреплению, оказать им практическая помощь в планировании и проведении организаторской и воспитательной работы, направленной на поддержание твердого уставного порядка, предупреждение правонарушений, гибели и травматизма личного состава. ЗАДАЧИ: 1. Изучить и проанализировать состояние правопорядка и воинской дисциплины в проверяемых соединениях, частях и подразделениях, стиль работа командиров и их заместителей, штабов, органов воспитательной работы и других должностных лиц по их укреплению. 2. Совместно с командованием соединений и частей определить основные направления работы к необходимые меры по наведению и поддержанию твердого уставного порядка, устранению причин и предпосылок правонарушений, гибели и травматизма личного состава. 3. Оказать помощь командирам, штабам, органам воспитательной работы, начальникам родов войск и служб соединений и частей: - в плакировании и проведения организаторской и воспитательной работы по предупреждению правонарушений, обеспечению безопасных условий военной службы и работы в подчиненных частях и подразделениях; - в совершенствования стиля деятельности командиров, их заместителей, штабов, органов воспитательной работы, обучении их передовым, наиболее эффективным формам и методам работы, осуществлению комплексного подхода к поддержанию правопорядка и воинской дисциплины; - в приведении учета правонарушений в соответствие с требованиями руководящих документов, повышении уровня аналитической работы в штабах и органах воспитательной работы. ВИДЫ ИЗУЧЕНИЯ: I. Заслушивание командиров, их заместителей, начальников родов войск и служб о состоянии правопорядка и воинской дисциплины в подчиненных соединениях, частях и подразделениях и мерах, принимаемых по их укреплению. 2. Личной, в том числе в составе комиссий и рабочих групп, проверкой отдельных вопросов и комплексным качением положения дел, состояния правопорядка и воинской дисциплины, принимаемых мер и усилий по повышению дисциплинированности военнослужащих и гражданского персонале ВС РФ. 3. По документам - докладам, донесениям, актам, справкам, обзорам, информационным письмам, анализам, прогнозам и другим. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ПРАВОПОРЯДКА И ВОИНСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ: 1. Накануне работы в соединениях и воинских частях подготовить необходимые документы, в том числе: составить план проверки и на его основе определить последовательность работы, уточнить в отделе службы войск учетные данные по количеству правонарушений, а в комиссиях по предупреждению гибели и травматизма личного состава - травм, полученных военнослужащими проверяемых соединений и частей. 2. По прибытии заслушать командира, его заместителей, начальников родов войск и служб, других должностных лиц соединений и частей о положении дел и состоянии правопорядка и воинской дисциплины в проверяемых частях и подразделениях. 3. Ознакомиться с актами и справками-докладами о результатах работы предыдущих комиссий, рабочих групп и должностных лиц, планами и ходом устранения недостатков, мерах, принимаемых по реализации критических замечаний, высказанных старшими начальниками. 4. Проверить уровень знания командованием, офицерами управленческого звена, командирами подразделений основных руководящих доцентов по вопросам воинской дисциплины, наличие у них уточненных функциональных обязанностей и системы контроля за их выполнением. 5. Проверить в штабах и органах воспитательной работы перспективное к текущее плакирование организаторской и воспитательной работы по укреплению правопорядка и воинской дисциплины, степень выполнения спланированных: мероприятий и наличие отчетных документов, оценить их актуальность и эффективность. 6. Изучить наличие и состояние учетных документов, глубину и уровень аналитической и организационно-методической работы командования, штабов, органов воспитательной работы, их практическую направленность. При этом проверить разработку краткосрочных и долговременных прогнозов состояния правопорядка и воинской дисциплины. Перечня наиболее вероятных причин и предпосылок происшествий к преступлений и мер по их предотвращению с учетом специфика вида и рода войск, характере выполняемых задач, дислокации соединений и частей. 7. Проверить периодичность, содержание, конкретность и объективность изданных в соединениях и частях приказов о состоянии правопорядка и воинской дисциплина, а также по отдельным правонарушениям, грубым дисциплинарным проступкам и травмам, наличие материалов расследований и разбирательств, соответствие принимаемых мер уровне правопорядка и воинской дисциплины. 8. Изучить и проанализировать стиль работы командования, штабов, органов воспитательной работы, начальников родов войск и служб соединений и частей по укреплению воинской дисциплины, обратив при этом основное вникание на: - глубину знания командирами, их заместителями, другими должностными лицами истинного положения дел в воинских коллективах, морально-психологическое состояние личного состава, целеустремленность и настойчивость в реализации профилактических мер по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины; - содержание, эффективность к соответствие требованиям руководящих документов организаторской и воспитательной работы, проводимой в подчиненных частях и подразделениях, оказание им конкретной практической помощи, проведение показных, инструкторско-методических и практических занятий с различными категориями должностных лиц, организацию индивидуально-воспитательной работы с подчиненными, прием военнослужащих и членов их семей по личный вопросам, реализацию мер в интересах социальной защиты военнослужащих и членов их семей, гражданского персонала ВС РФ; - руководство со стороны командования соединений и частей воспитательной работой проведением в частях и подразделениях мероприятий по укреплению воинской дисциплины, профилактике правонарушений; - работу с армейскими общественными организациями, создаваемыми в соединениях и частях, деятельность внутрипроверочных комиссий по повышению их роли и влияния на поддержание твердого уставного порядка, формирование здоровой нравственной атмосферы и сплочение воинских коллективов, повышение авторитета военной службы; - эффективность используемого арсенал» форм и методов воспитательного воздействия на личный состав, участие руководящего состава в работе по укреплению правопорядка и воинской дисциплины, психологической подготовке военнослужащих в интересах готовности к выполнению поставленных задач, систему обучения всех категорий офицерского состава и прапорщиков психолого-педагогической практике и правовой работы с различными категориями военнослужащих; - организацию работы нештатных груш профессионального психологического отбора, деятельность военных психологов и медиков по углубленному изучению военнослужащих, выявление лиц с нервно-психической неустойчивостью в соответствии с приказами МО РФ 1994 года №202 и 1995 года №226; - личное участие командиров, их заместителей, штабов, органов воспитательной работы, начальников родов войск и служб в осуществлений комплексного подхода по укреплению правопорядка и воинской дисциплины, в работе по профилактике правонарушений, наличие взаимной информации, системы своевременной и конкретной постановки задач, механизм контроля со стороны штаба за участием и реальным вкладом начальников родов войск и служб, офицерами управления в поддержание правопорядка, исходя из их функциональных обязанностей; - степень участия командиров, их заместителей, начальников родов войск и служб в расследовании фактов происшествий и преступлений в подчиненных частях и подразделениях, законность и действенность принятых по результатам расследований мер. Обратить при этом внимание на правильность оформления их результатов, наличие постановлений о возбуждении или отказе в возбуждении уголовных дел, своевременность представления докладов и донесений и уведомления военных прокуроров и органов внутренних дел по фактам совершенных правонарушений. Проверить обязательность личных расследований командирами соединений и частей по каждому происшествию и преступлению, предусмотренному Особым перечнем (указан в приказе МО РФ 1993 года № 0100); - работу в подчиненных частях и подразделениях закрепленных старшими начальникам офицеров управлений, отделов и служб по вопросам воинской дисциплины, их личное участие на местах в разработке конкретных практических мер по профилактике правонарушений, доведении намеченных мер до исполнителей, организации контроля и проверки их выполнения, анализе состояния правопорядка и воинской дисциплины., результативности проводимой работы; - создание безопасных условий геенной службы и работы. 0рганизация контроля со стороны командования соединений и частей за соблюдением требований безопасности во всех видах учебно-боевой к хозяйственной деятельности и в быту в соответствии со статьей 77 Устава внутренней службы ВС РФ. Деятельность комиссий по предупреждению гибели и травматизма личного состава и руководство ее работой со стороны командиров и начальников. Наличие и объективность расследований и принятых мер по травмам, повлекшим телесные повреждения и трудопотери, а также связанные с нарушением уставных правил взаимоотношений между военнослужащими. Решения командиров и начальников по имеющимся травмам и работа должностных лиц по сохранению жизни и здоровья людей; - безопасность жилых и производственных помещений, учебных мест и других объектов, обучение военнослужащих безопасным приёмам и способам работы, формам работы должностных лиц по предупреждению гибели и травматизма подчинённых в соответствии с руководящими документами; - регулярность подведения итогов воинской дисциплины в соединениях, частях и подразделениях. Участие в их подготовке и проведении руководящего состава, офицеров управления, штаба, органов воспитательной работы, начальников родов войск и служб. Персонально оценить деятельность командиров, их заместителей, офицеров штаба и управления по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины, сохранению жизни и здоровья военнослужащих, знанию и практическому выполнению ими требований приказов и директив МО РФ 1993 года № 0100, 1994 года № 400 и № Д-50, 1995 года № Д-010, 1996 года № Д-18. - наличие в соединении и части личных планов работы должностных лиц по оказанию конкретной практической помощи подчиненным командирам подразделений по поддержанию твердого уставного порядка и укреплению воинской дисциплины; - учет и контроль за наличием личного состава, в том числе находящегося в отпусках, командировках, медицинских учреждениях и в отрыве от частей военнослужащих. Организация розыска самовольно оставивших часть военнослужащих, своевременность уведомления местных и правоохранительных органов, докладов в вышестоящий орган военного управления, информирования начальников и военных комендантов гарнизонов, военкоматов. Выявление фактов сокрытий правонарушений, связанных с уклонениями от военной службы, наличие и качество отработки документов по сигналу "Кольцо"; - выполнение распорядка дня, планов боевой и командирской подготовки, расписания занятий, участие руководящего состава в организации и проведении занятий по боевой и общественно-государственной подготовке; - организация и эффективность руководства работой по улучшению службы войск, состояние исполнительской дисциплины в соединениях и частях и меры по ее повышению; - санитарно-эпидемиологическое состояние частей и медицинское обеспечение личного состава, учет заболеваемости и травматизма. Информирование военными медиками соответствующих командиров и начальников о травмах личного состава и какие меры по этой информации принимаются. 9. Организация взаимодействия с правоохранительными органами, местной администрацией, начальниками и военными комендантами гарнизонов по вопросам обеспечения правопорядка и воинской дисциплины среди военнослужащих. 10. Состояние законности в проверяемых соединениях и частях, повышение правовой культуры и законопослушности военнослужащих. При этом обратить внимание на: - состояние правовой работы с личным составом и меры, принимаемые по повышению правовой осведомленности военнослужащих, система воспитания законопослушности личного состава; - оказание своевременной, и квалифицированной помощи командирам подчиненных частей и подразделений в поддержании правопорядка, консультировании и информировании личного состава, решении социально-бытовых проблем непосредственно на местах; - количество опротестованных приказов командиров и начальников военными прокурорами как не соответствующих законам РФ, характер частных определений военных судов в адрес командования по совершенным преступлениям, содержание представлений военных прокуратур о нарушениях законности в соединениях и частях, а также меры, принимаемые командованием, по частным определениям военных судов и представлениям военных прокуратур; - знание и выполнение командирами и начальниками Инструкции органам дознания, введенной приказом МО РФ 1994 года № 275, организация деятельности дознавателей и их обучение в соединениях и частях; -организацию судебных процессов в воинских частях в соответствии с директивой заместителя МО PФ 1993 года № ДЗ-69; - организация и порядок доведения до личного состава приговоров военных судов в соответствии с директивой ГШ PФ I994 года №332/2/410; - соблюдение законности в нормотворческой деятельности подчиненных командиров и начальников. 11. Состояние дисциплинарной практики и эффективность использования для укрепления воинской дисциплины законов PФ и дисциплинарных прав командиров и начальников, правильное сочетание мер убеждения и принуждения, своевременность заполнения служебных карточек и периодичность ознакомления с ними военнослужащих, порядок их хранения в соответствии с требованиями Дисциплинарного устава BС РФ, обоснованность наказания командиров и начальников за правонарушения, совершенные их подчиненными, их соответствие тяжести содеянного. Порядок привлечения должностных лиц к ответственности, исходя из требований общевоинских уставов и приказа МО РФ 1993 года № 0100. 12. Проверка документов и организации работы комиссий по предупреждению гибели и травматизма личного состава в соответствии с приказом МО PФ I994 года № 400. 13. Изучение отдельных вопросов, непосредственно влияющих на состояние правопорядка и воинской дисциплины, а именно: - выполнение командирами и начальниками, всеми военнослужащими требований общевоинских уставов в процессе повседневной жизни и деятельности, приведении всего укладка армейской жизни в соответствие с ними, внешнее состояние военных городков, внутреннего порядка, выполнение распорядка дня; - обязательность выполнения планов боевой и командирской подготовки, расписания занятий, состояние строевой выправки личного состава и внешнего вила, соблюдение формы одежды, выполнение правил воинской вежливости и этики между военнослужащими; - организацию и эффективность системы воспитательного воздействия на военнослужащих, направленной на формирование глубокого уважения к Конституции и законам РФ, строгого соблюдения требований общевоинских уставов ВС PФ, повышение реального уровня морально-психологического состояния войск, сплоченности воинских коллективов, дисциплинированности, законопослушности и ответственности военнослужащих за выполнение воинского долга; - наличие эффективной индивидуально-воспитательной работы по изучению морально-психологических качеств и особенностей военнослужащих, выявление, учет, организацию профилактической работы и контроля за личным составом "группы риска", содержание личных дел военнослужащих по призыву и переписку с родителями, военкоматами, предприятиями и органами внутренних дел по месту жительства и работы солдат и сержантов; организация воспитательной работы в ходе подготовки и несения боевого дежурства, караульной и внутренней служб; - участие армейской общественности в поддержании правопорядка и воинской дисциплины, соблюдении принципов социальной справедливости, работу с письмами, жалобами и заявлениями, регулярность проведения вечеров вопросов и ответов и встреч с различными категориями военнослужащих; - обеспеченность личного состава положенными видами довольствия, материально-бытовые условия, торговое и медицинское обслуживание, организация отдыха и досуга военнослужащих и их влияние на воинскую дисциплину; - сохранность вооружения и военной техники, материальных и денежных средств, подбор материально-ответственных должностных лиц и работу с ними, направленную на профилактику утрат, хищений и недостач. 14. Состояние службы войск и ее влияние на укрепление правопорядка и воинской дисциплины, организация гарнизонной, караульной и внутренней служб в соответствия с общевоинскими уставами и требованиями руководящих документов. Наличие и качество анализов состояния службы войск, в том числе правонарушений, совершенных при несении службы, и реализации мер по их профилактике. Участие военных психологов и медиков в подборе личного состава для несения служба. 15. Проверить порядок обобщения и распространения передового опыта организаторской и воспитательной работы, подготовки и проведения инструкторско-методических, практических и показных занятий со всеми категориями личного состава по проблемам поддержания в соединениях и частях твердого уставного порядка. Проворить объективность расследований каждого происшествия и преступления, своевременность и качество докладов о них, проводимых совместно с органами военной юстиции плановых и внезапных проверок состояния правопорядка и воинской дисциплины в соединениях и воинских частях, проанализировать результаты административных расследований и дисциплинарной практики, опросов всех категорий военнослужащих. Принять жесткие меры к. тем должностным лицам, которые сами допускают нарушения воинской дисциплины, занимаются сокрытием правонарушений и очковтирательством. ОЦЕНИВАЯ СОСТОЯНИЕ ПРАВОПОРЯДКА И ВОИНСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ, ОСНОВНЫМИ КРИТЕРИЯМИ СЧИТАТЬ: - уровень боевой готовности и боеспособности воинской части; - управляемость личного состава и его законопослушность, способность должностных лиц навести порядок и воинскую дисциплину, их умение объективно оценивать и прогнозировать происходящие процессы, организовать работу по укреплению воинской дисциплины и осуществлять разнообразные профилактические меры в соответствии с требованиями законов РФ и руководящих документов; - состояние внутреннего порядка, службы войск и воспитатель ной работы, знание командирами, их заместителями, офицерами-воспитателями особенностей своих подчиненных, использование их в повседневной работе; - знание военнослужащими требований законов РФ, воинских уставов, других нормативно-правовых актов, обязательное их выполнение в процессе служебной деятельности, отношение воинского коллектива к нарушениям и влияние на нарушителей воинской дисциплины; - личная примерность офицерского состава, прапорщиков и сержантов в службе и дисциплине; - знание командование» части, командирами подразделений истинного положения дел с воинской дисциплиной в подчиненных воинских коллективах; - наличие сокрытых происшествий, преступлений и грубых дисциплинарных проступков, объективность учета правонарушений в соответствии с требованиями приказе МО РФ 1993 года № 0I00. - глубина анализов воинской дисциплины и правопорядка, систематичность подведения итогов и воспитательных мероприятий по профилактике происшествий и преступлений; - комплексность подхода к работе по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины, степень участия в ней командования части, офицеров штаба и управления, начальников родов войск и служб; - взаимодействия командования соединений и частей с правоохранительными органами по вопросам обеспечения законности и правопорядка. Кроме того, при оценке состояния правопорядка и воинской дисциплины необходимо учитывать: - характер совершенных нарушений, их мотивы и ущерб, нанесенный части, гражданам, государственным или частный предприятиям и организациям, степень вины нарушителей и их командиров (начальников), тенденции правонарушений; - наличие происшествий и преступлений с гибелью личного состава, характер травм, причина и обстоятельства при которых они были получены, выполнение требований руководящих документов по обеспечению безопасности учебно-боевой и иной деятельности войск, своевременность и полноту расследований по фактам гибели и травматизма и осуществление мер по их недопущению, состояние профилактической работы. Оценивая состояние правопорядка и воинской дисциплины, учитывается: - наличие преступлений и происшествий и фактов их сокрытия; - выполнение личным составом законов РФ и общевоинских уставов; - уровень воспитательной работы и морально-психологического состояния личного состава; - состояние службы войск; - материально-бытовые условия военнослужащих. Согласно приказу МО РФ 1994 года № 015 состояние правопорядка и воинской дисциплины проверяется в соответствии с требованиями общевоинских уставов, приказов и директив МО РФ и оценивается: "УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО" - если состояние правопорядка и воинской дисциплины обеспечивает поддержание высокой боевой и мобилизационной готовности, качественное несение боевого дежурства, организованное проведение учебного процесса и других мероприятий в деятельности войск. "НЕУДОВЛЕТВОРТЕЛЬНО" – если не выполнены требования на оценку "удовлетворительно", а также, если в воинской части имеются происшествия и преступления с гибелью личного состава по вине должностных лиц, грубые нарушения техники безопасности и санитарно-гигиенических норм, приведшие к массовым заболеваниям и отравлениям личного состава. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ В ВОЙСКАХ. 1. Заслушать командира, его заместителей, печальников родов войск и служб, командиров подразделений о состоянии правопорядка и воинской дисциплины, причинах и предпосылках совершенных правонарушения, мерах, принимаемых по устранению недостатков и наведению твердого уставного порядка. 2. Ознакомиться с выводами, актами и справками- докладами по итогам работы предыдущих комиссий, рабочих групп и должностных лиц. Особое внимание обратить на отмеченные недостатки и ход их устранения. 3. Уточнить штатную структуру и укомплектованность соединений и частей личным составом, итоги предыдущего периода обучения, задачи, решаемые в настоящее время, и степень их выполнения. 4. Проверить наличие и качество отработки планирующих, учетных и отчетных документов, их соответствие требованиям штабной культуры и руководящих документов. 5. Проверить работу комиссии по предупреждению гибели и травматизма личного состава и конкретные меры, принимаемые ими по сохранению жизни и здоровья людей. 6. Проверить внутренний порядок, материально-бытовые условия, полноту доведения положенных норм довольствия, организации отдыха и досуга всех категорий личного состава. 7. Проверить выполнение распорядка дня и расписания занятий, обратив при том особое внимание на качество подготовки и проведения занятий по требованиям безопасности, создание безопасных условий во всех видах учебно-боевой деятельности. 6. Изучить состояние службы войск, работу штаба по ее совершенствованию, подбор и.подготовку личного состава к несению службы, систему контроля за несением службы, состояние воспитательной работы в караула и суточном наряде. 9. Проверить организацию приема больных и их лечения в медицинских учреждениях, периодичность посещения командирами соединений и частей. Провести анализ заболеваемости. 10. Проверить знание командирами, их заместителями, начальниками родов войск и служб, командирами подразделений, всеми офицерами основных документов по вопросам правопорядка и воинской дисциплины, предупреждения гибели и травматизма личного состава, наличие уточненных функциональных обязанностей, личных планов работы и дневников индивидуального изучения подчиненных, 11. Проверить состояние исполнительской дисциплины и наличие системы контроля за исполнением служебных документов, характер налагаемых командирами резолюций и полноту их выполнения. 12. Изучить организацию и планирование воспитательной работы, направленной на укрепление правопорядка и воинской дисциплины, степень участия в ней всех должностных лиц, а также армейских общественных организаций, создаваемых в соединениях и частях. 13. Проверить сохранность оружия и боеприпасов на складах и в подразделениях, штабе части, обеспечение взрыво- пожаробезопасности складов и хранилищ РАВ и других объектов, планирование и работу внутрипроверочных комиссий. 14. Проанализировать работу должностных лиц соединений и частей по взаимодействию с органами военной прокуратуры, начальниками и военными комендантами гарнизонов, органами ДПС и ВАИ, военными комиссариатами и медицинскими учреждениями, местными органами власти и внутренних дел в целях наведения и поддержания твердого уставного порядка, укрепления воинской дисциплины. I5. Остальные вопросы изучаются в течение всей работы. Обязательно принять меры по устранению выявленных недостатков, обучению должностных лиц проверяемых соединений, частей и подразделений наиболее эффективным формам и методам работы. 16. Подготовить акт (справку-доклад) с указанием положительных моментов и недостатков, своих предложений по совершенствованию деятельности должностных лиц в вопросах укрепления воинской дисциплины и правопорядка. Довести его до соответствующих командиров и начальников, категорий офицерского состава.
|