Навигация

 

 

Главная
Статьи
Карта сайта
 

 

 

  купить туринабол на sport-nutrition.in.ua

 

“Акула”: океанский монстр Версия для печати Отправить на e-mail

В конце июня мы с вами были свидетелями возвращения флоту после длительного ремонта самой гигантской субмарины, что есть на земле.

Правда, мы окончательно запутались в названии подводной лодки: то ее называли “Акулой”, то вдруг она становилась “Тайфуном”. Министр обороны в корне пресек это безобразие и огласил решение командования Северного флота о присвоении лодке имени “Дмитрий Донской”. Так что на службу она отправится с княжеским именем.

И уж коль есть повод поговорить о новой-старой подводной лодке, то мы эту возможность не упустим.

 

 

Врунишка Том

Во всех нынешних военных энциклопедиях примерно одинаково трактуется появление на свет тяжелых подводных ракетоносцев 941-го проекта.

Создание “Акул” явилось своего рода ответом, на строительство в США новой серии лодок типа “Огайо”, вооруженных ракетами “Трайдент” и “Трайдент-2” с дальностью полета 8000—12 000 километров.

Заложена новая серия подводных кораблей была в марте 1977 года, а уже через три года первая лодка вошла в строй действующих. Об этом сразу же уведомил своих читателей американский журнал “Jain's”, поместив фотографии новой подводной лодки и ее боевые характеристики. Тогда же лодка получила НАТОвскую классификацию — “Тайфун”.

Оба названия — и “Акула”, и “Тайфун” — прижились. Наши конструкторы вспомнили одну из первых российских лодок и по традиции передали ее имя новой серии кораблей. НАТОвские же аналитики более точно определили боевую суть подводного ракетоносца.

Нас в те годы никто в военные тайны посвящать не собирался, и мы не ведали, что страна стала обладательницей невиданной подводной лодки.

 

 

Ничего не знали мы тогда и о молодом американском писателе Томе Кленси, первая книга которого “Охота за “Красным Октябрем” стала мировым хитом. Роман пришел к нам только в годы перестройки. Тома Кленси сейчас называют военным Нострадамусом. Он в тонкостях предсказал характер подводных битв будущего и, самое главное, назвал замполита лодки... Путиным. Правда, Иваном Юрьевичем.

Знатоки подводного флота увидели в описании суперсекретного тяжелого подводного крейсера точную копию “Акулы”. Роман вышел в 1984 году. Тогда в строю боевых кораблей Северного флота была лишь одна “Акула” с шифром ТК-208. Это и был сегодняшний подводный крейсер “Дмитрий Донской”.

Так что для нас секреты только раскрываются, а мир давно уже читает о них в романах.

По детективному сюжету плохой капитан (эстонец) “Красного Октября” задумал перегнать субмарину американцам. У капитана были серьезные претензии к советской власти. Чтобы усилить мотивацию, Том Кленси не поскупился на мрачное описание лодки:

 

 

“Несмотря на огромные размеры “Красного Октября”, его команда размещалась в условиях, которые мало отличались  от тюремных. Экипаж состоял из пятнадцати офицеров, в распоряжении которых находились довольно удобные каюты, которые размещались в кормовой части лодки, и сотни матросов, спавших на рундуках и койках в носовом кубрике перед ракетным отсеком.

“Красный Октябрь” казался таким большим лишь снаружи, внутри его двойной корпус был до отказа забит снаряжением, необходимым для выполнения боевых задач: ракетами, торпедами, атомным реактором со вспомогательным оборудованием, огромным резервным дизельным двигателем и длинными рядами никелево-кадмиевых  батарей, расположенных за пределами прочного корпуса, размеры которого в десятки раз превосходили корпус американских лодок. Управлять таким кораблем и поддерживать его в исправном состоянии - тяжелейшая задача для столь маленького экипажа, при том что широкое применение автоматики делало “Красный Октябрь” самым современным кораблем Военно-Морского Флота СССР. Возможно, поэтому команде и не требовались хорошие койки, так как матросам доводилось спать в них всего по пять-шесть часов".

Вывод неожиданный, хотя думается, что писатель догадывался, что привирает. Из того же журнала “Jain’s” он мог узнать, что членами экипажа являются 50 офицеров, 80 мичманов и всего 40 матросов срочной службы.

Один из офицеров, служивших на “Акуле”, совсем недавно описал интерьер лодки в журнале “Наука и жизнь”:

 

 

 

“На корабле экипажу обеспечены не просто хорошие, а немыслимо хорошие для подводных лодок бытовые условия. За небывалый комфорт лодку прозвали “плавучей гостиницей” — частично из зависти, частично с долей пренебрежения. При проектировании, по всей видимости, особенно не стремились к экономии веса и габаритов, и команда здесь размещена в обшитых пластиком под дерево 2-, 4- и 6-местных каютах с письменными столиками, книжными полками, шкафчиками для одежды, умывальниками и телевизорами. Есть на лодке и специальный комплекс для отдыха: спортивный зал со шведской стенкой, перекладиной, боксерской грушей, вело- и гребными тренажерами, беговыми дорожками. Есть четыре душевые, а также целых девять гальюнов, что тоже весьма существенно”.

Когда параметры лодки были опубликованы в открытой печати, ее тут же занесли в Книгу рекордов Гиннесса.

 

 

Война подо льдами

 

Все земные океаны были задействованы в стратегических планах морских войн, кроме одного — Северного Ледовитого. Там развернуться флотам мешают вечные непредсказуемые льды. Уйти под них — это была мечта флотоводцев. Помнится, еще в начале 60-х нам показывали фильм, где полярные льды становились ареной противостояния подводников. Штурм Северного полюса подводными лодками шел отнюдь не “за интерес”.

В полярном противоборстве мы все-таки одержали победу. Для войны в Арктике и была создана “Акула”. Это сейчас уже признанный факт. В теплых водах “Акула” будет чувствовать себя неуютно, а ее механизмы — перегреваться.

По глобальному замыслу, подо льдами должны были находиться на постоянном дежурстве одна-две атомарины с 20 межконтинентальными баллистическими ракетами каждая. И если учесть, что в них до десятка разделяющихся боеголовок, то почти две сотни городов потенциального противника могли каждую ночь видеть беспокойные сны.

 

 

Лодка выдерживала длительное пребывание подо льдами. Слабым звеном были люди. Тогда было решено менять экипажи с помощью ледоколов, и такой опыт был проведен.

Отработав свою смену, экипаж подводной лодки возвращался в один из подмосковных городков, к постоянному месту жительства. Для каждого подводного крейсера предполагалось иметь три экипажа — два боевых и один технический.

“Акула” не могла стрелять ракетами из-подо льда. И здесь все было продумано. Своей крепкой рубкой она продавливала вековые льды или взрывала их торпедами. А в 1995 году одна из “Акул” успешно выполнила ракетную стрельбу с Северного полюса.

В мире нет приборов, обнаруживающих лодки под толщей льдов. Так что уход “Акулы” с базы и “растворение” ее в водах Арктики — головная боль НАТОвских разведчиков. Частичный выход из положения они нашли.

Помните, в Питере проходил суд над военным экологом Александром Никитиным, который якобы сообщил международной экологической организации “Беллуна” секретные сведения? За офицера вступилась общественность: мол, у нас уже нет секретов, можно говорить о чем хочешь, суд не прав.

 

 

Формально суд прав. Офицер разгласил тайны, которые содержались в служебных сборниках под грифом “секретно”. Другое дело, на что тянет его вина. Но это дело суда.

Холодные воды Арктики “опекают” много экологических организаций. На интернетовском сайте “Беллуны” прослеживается пристальный интерес к “Акулам”. Здесь можно увидеть все, вплоть до компоновочных чертежей подводной лодки.

Трудно сказать, каким боком все это касается экологии.

Замечено давно, что активизация “зеленых” начинается с выходом очередной “Акулы” на боевое дежурство. В мутной водичке, которая поднимается по этому поводу, попадаются и рыбешки, которые, несомненно, попадают на стол разведчиков НАТО.

Тяжелый подводный крейсер “Дмитрий Донской” готовится к выходу в море. Какая реакция будет на этот раз?

 

Осколки былой мощи

Никто не будет отрицать, что нынешний Верховный главнокомандующий пытается восстановить былую славу, а главное — мощь российского флота. За все годы перестройки самыми результативными оказались последние два: флот получил новую лодку “Гепард” и модернизированный подводный крейсер  “Акула”, судьба которого чуть было не оборвалась на стапелях завода.

Советский Союз оставил в наследство России шесть “Акул”. Россия не в состоянии была их содержать, и прежний Главнокомандующий со свойственной ему простотой и прорабской удалью приказал две “Акулы” пустить под нож. Ждала такая же участь и ТК-208, надолго задержавшуюся в ремонте.

С большой помпой, дай Бог памяти, лет восемь назад был заложен подводный корабль четвертого поколения, который тут же нарекли “Юрием Долгоруким”. Сегодняшняя готовность его оценивается в 10 процентов.

Но пока его медленно, но строили, произошел новый раздрай. Ракеты “Бари”, под которые его проектировали, были сняты с производства все тем же волевым росчерком Главнокомандующего и по совместительству президента России.

А новая ракета для подводных лодок имела специальную систему прохода через лед. Так что стрелять ею можно было уже сквозь ледяной панцирь. Кроме этого, она могла лететь по двум траекториям — обычной и настильной. Время полета до Камчатки из акватории Баренцева моря было соответственно 30 и 17 минут.

 

 

К несчастью, несколько пусков были неудачными, но и готовность ракеты специалисты оценивали в 75 процентов. Ничего этого во внимание принято не было: даже то, что в 2003 году заканчивается срок эксплуатации всех ракет, размещенных на “Акулах”, не остановило бывшего Верховного главнокомандующего. Мы еще долго будем “открывать” для себя “военный талант” первого президента России. Да что и говорить, первый президент СССР был не лучше. В сентябре 1987 года, находясь на палубе гордости флота — “Акулы”, он даже не счел нужным спуститься вниз и познакомиться с условиями боевой жизни подводников. На Тихоокеанском флоте не пошел осматривать новые корабли по причине дождливой погоды.

          

 

 

Презрение к флоту было продемонстрировано и передано по эстафете. Ученик оказался достоин учителя.

Мы морщимся и машем в раздражении рукой, когда говорят, что нашим указывают из-за океана.

Давайте не будем горячиться. Политический стратег Америки З. Бжезинский как-то публично сказал: “Новый мировой порядок создается против России, за счет России и на обломках России”. Вам не кажется, что в этих словах программа к действию?

Эйфория нашего бурного, безудержного и безумного разоружения прошла. От былой мощи остались лишь осколки. Пора их собирать и склеивать. “Акула” среди них не самый малый.

 

 

 

Тактико-технические данные “Акулы”

Длина — 172,8 м

Ширина — 23,3 м

Средняя осадка — 11,5 м

Водоизмещение — 28.500 куб. м

Рабочая глубина погружения — 380 м

Полная скорость — 27 узлов

Экипаж — 163 человека

Автономность  — 120 суток.

На снимках:

Вот она, гордость России - "Акула".

Такой была “Акула” в 1911 г.

Пуск ракет с Северного полюса.

Ракета Р-29РМ, которой вооружена “Акула”.

Такой удар может нанести субмарина.

 

 
Copyright © 2006-2016

Яндекс цитирования