Навигация

 

 

Главная
Статьи
Карта сайта
 

 

 

  Эвакуатор Подольск услуги по эвакуации автомобилей в Подольске.

 

"ФЕХТОВАЛЬЩИК" — “НОЧНОЙ ПИРАТ” Версия для печати Отправить на e-mail

В середине июля газеты сообщили о том, что на территории авиационной фирмы ОКБ Сухого был установлен на пьедестал фронтовой бомбардировщик Су-24. Еще один самолет стал памятником. Десять лет назад закончился выпуск этих машин, но, как говорят авиаспециалисты, летная биография Су-24 на этом не закончилась. Они еще полетают. За все время было выпущено 1200 самолетов Су-24 различных модификаций. Они состояли на вооружении ВВС Алжира, Ирана, Ливии и Ирака. После распада СССР фронтовые бомбардировщики остались в армиях Украины, Азербайджана, Казахстана, Узбекистана и Белоруссии. Впервые Су-24 был представлен широкой публике в 1989 году на авиасалоне в Москве. Но до сих пор об этом самолете мы знаем крайне мало.

 

"Трудный" самолет

 

К началу 80-х годов стало ясно, что атомная война, к которой нас усиленно готовили, может никогда не начаться. Мир понял, чем она грозит не только человечеству, но и планете. Дошло это и до военных.

Но без дела они не остались. К этому времени полным ходом набирали силу локальные конфликты. Лидирующие в военном деле страны к ним оказались не готовы. Стратегическое оружие, которым они обладали, не годилось для ведения этих войн. Надо было срочно реформировать вооруженные силы, в первую очередь авиацию, насыщая ее фронтовыми бомбардировщиками.

Эта проблема была актуальна и для нашей страны. Ракеты и стратегические ракетоносцы, которые во времена Хрущева "затмили" фронтовую авиацию, должны были сейчас пропустить ее вперед.

К этому времени появилось управляемое оружие — ракеты и авиабомбы. Старые бомбардировщики необходимо было постоянно модернизировать.

Кроме того, возросли возможности противовоздушной обороны, и самолеты должны были прорываться к позициям неприятеля "под радаром", на низкой высоте, используя землю как маскировку.

Стало очевидно, что нужен самолет, отвечающий требованиям современного боя.

Работы по его созданию фактически начались в 1965 году, когда было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, где предписывалось использовать за основу истребитель-перехватчик Су-15. Новой машине даже присвоили заводской индекс — Т-6.

"Стране требовался самолет, предназначенный для нанесения ракетно-бомбовых ударов в простых и сложных метеорологических условиях, днем и ночью, в том числе и на малых высотах, с прицельным поражением наземных и надводных целей в режиме ручного и автоматического управления, со специальной аппаратурой, позволяющей ему производить полет с огибанием рельефа местности на высоте 200 метров со скоростью 1320 км/час".

Вот так, все задание в одном предложении. И еще маленькая деталь: самолет должен взлетать с неподготовленных взлетно-посадочных полос ограниченной длины.

 

До сих пор в ОКБ Сухого говорят, что это был самый трудный самолет, который когда-либо здесь рождался. Работу возглавил главный конструктор Евгений Сергеевич Фельснер.

Переделка Су-15 под бомбардировщик ничего не дала. Широкий разброс скоростей могло обеспечить только крыло с изменяемой стреловидностью А это означило, что надо проектировать новый самолет.

 Как только военные узнали, что авиаконструкторы взялись за разработку фронтового бомбардировщика, они выдвинули свои условия. Им хотелось, чтобы самолет обладал широкой универсальностью: сбрасывал 30 типов авиабомб, да еще стрелял различными видами управляемых и неуправляемых ракет. В кабине самолета на панели ведения огня появились 160 (!) кнопочек и тумблеров. Летчик все это освоить был не в силах, и рядом с ним посадили штурмана.

Скоро стало очевидно, что если выполнить все пункты правительственного задания и требования военных, то самолет никогда не взлетит. И так уже его вес подобрался к четырем десяткам тонн. Тогда главный конструктор твердо сказал: "Хватит, это предел, я больше никому не дам ни килограмма". Торг шел "баш на баш": думай над облегчением самолета, и тогда можешь ставить свое оборудование.

Новый бомбардировщик спроектировали и построили за 26 месяцев. 17 января 1970 года его поднял в воздух летчик-испытатель Владимир Ильюшин. Тогда самолет назывался еще Т-6-2И. А через два года его запустят в серию как Су-24.

Кроме того, что это был самый "трудный" самолет, он еще был и самым трагическим. В ходе испытаний было потеряно десять машин, тринадцать летчиков и штурманов. Еще восемь сумели катапультироваться.

 

Неожиданная новинка

 

Американцы узнали о появлении у Советов нового бомбардировщика только через четыре года после начала его испытаний. А сообщил им об этом председатель комитета начальников штабов вооруженных сил США адмирал Томас Мурер.

Эксперты НАТО идентифицировали новинку как Су-19. Такая модель действительно проектировалась в ОКБ Сухого. Видимо, данные об этом самолете фигурировали в разведсводках, однако работы по Су-19 свернули на стадии проектирования. Эксперты же, сопоставив темп работ и время, сделали вывод, что новому аппарату пора появляться на взлетной полосе испытательного аэродрома.

В НАТО принято давать каждому самолету кодовое название. Они присвоили новой машине имя "Fencep" (“Фехтовальщик”). И здесь они ошиблись. Дело в том, что название на букву "F" обычно давалось истребителям (fighter — истребитель). Имена бомбардировщиков начинались на букву "B" — "bomber".

То ли натовские спецы не знали тактико-технических данных, то ли они посчитали, что возможности нового самолета недостаточны для бомбардировщика, но Су-24 был отнесен к классу истребителей.

Когда оглашено было сообщение о новом самолете, он уже поступал в войска, хотя, по расчетам конструкторов, на его испытание надо было потратить еще два года. Услышав об этом, главком ВВС П. С. Кутахов резко заявил, что нельзя испытывать самолет до бесконечности — он нужен в войсках. Испытания прекратили.

Самолет получился настолько универсальным, что летчики с трудом осваивали все виды его боевого применения. И тогда боевые полки, вооруженные Су-24, стали разделять по назначению: одни предназначались только для бомбовых ударов, другие — для применения ракет с различными системами управления.

 

 

Такая специализация авиаполков вызвала недовольство у старшего, прошедшего войну, поколения летчиков, стоявших во главе ВВС. Они считали, что подобный "разброд" ни к чему хорошему привести не может. Летчик в воздухе должен уметь делать все, а не только бомбить или стрелять. Примечательный эпизод описывает в своих мемуарах командующий 4-й воздушной армией генерал Демьяненко. Во время демонстрации новой авиационной техники в Люберцах командующий ВВС П. С. Кутахов спросил мнение о Су-24 у заместителя начальника инспекции ВВС генерал-полковника М. П. Одинцова. На что тот ответил: "Я, товарищ главком, думаю, как воевать на нем. Это же сколько надо иметь специалистов, чтобы все это (вооружение. — Авт.) подготовить, подвесить на самолет. А где мы их в войну возьмем?"

С появлением Су-24 наша страна могла чувствовать себя в полной безопасности. Фронтовой бомбардировщик был способен "доставать" цели в Европе, Турции и даже Китае, когда у нас отношения были не из лучших.

Уже в середине 80-х американские эксперты отмечали: "Роль советской бомбардировочной авиации в стратегических операциях заметно меньше роли, отводимой ракетным войскам наземного и морского базирования. В то же время значение авиации в боевых действиях с использованием обычного оружия и тактических операциях весьма высоко".

Эти строки написаны с "поправкой" на Су-24".

 

Второе дыхание

 

А вскоре такой тактической операцией стала интернациональная помощь Афганистану.

В апреле — мае 1984 года 40-я армия совместно с афганскими войсками нанесла серию мощных ударов по формированиям Ахмад-шаха Масуда в долине реки Панджшир к северу от Кабула. С 21 апреля в бой вступили Су-24, взлетавшие с пограничных аэродромов в Узбекистане и Таджикистане. Разведка выяснила, что у моджахедов есть средства ПВО, сбивающие самолеты на низких высотах, тогда как средние высоты им недоступны. Бомбовые удары по долине и ущельям наносились с высот пяти тысяч метров.

По советским данным, в ходе операции из 3000 мятежников больше половины было уничтожено. Позже советник Ахмад-шаха заявит, что потери составили всего 15 человек. На войне каждый считает по-своему.

Американская пресса, впервые узнав о возможности применения Су-24 ночью, тут же прозвала его "ночным пиратом". В тридцатилетнем послужном списке бомбардировщика не значится ни одного ночного разбойного нападения. Лишь однажды он действительно помог нашим войскам в ситуации безвыходной.

Когда кремлевские стратеги отдали приказ на первый ввод наших войск в Чечню, они не учли самую малость — погоду. Действия войск оказались скованы... туманом. Стоявшие на дорогах колонны превращались в мишени. Штурмовики и вертолеты боевой поддержки не могли подняться с аэродромов. В те дни летали только Су-24, нанося бомбовые удары по скоплениям боевиков, "видя" их даже в тумане.

Надо отдать должное конструкторам-провидцам, которые еще в 1979 году оснастили фронтовой бомбардировщик Су-24М системой дозаправки в воздухе. Как она пригодилась сейчас!

 

 

 

Когда нарушилась единая система обороны, Россия перестала быть одинаково сильной на всех стратегических направлениях. "Поэтому особую актуальность приобретает маневр силами и средствами с одного театра военных действий на другой. Важную роль должны при этом играть самолеты Су-24". Так оценивают ситуацию военные специалисты.

Возможность переброски фронтовых бомбардировщиков была подтверждена в ходе учений "Восход-93". Тогда десять Су-24 и Су-24МР взяли курс с одного из аэродромов в центральной полосе России на Дальний Восток. Итог перелета: три дозаправки в воздухе, причем одна ночью, одна посадка для смены экипажа, 12 часов лета и 8000 километров позади. Причем только перелетом дело не закончилось. Самолеты нанесли бомбовый удар на авиаполигоне по аэродрому условного противника. Легок на подъем оказался ветеран ВВС.

Но время неумолимо, и его вот проводили на заслуженный отдых, сделав памятником.

Уже давно объявлен преемник Су-24. Это новый бомбардировщик Су-34. Но, увы, преемник пока виртуальный — нет денег на его серийное производство.

Зато резко возрос интерес к "ночному пирату" иностранных заказчиков. По заказу ВВС сейчас идет очередная модернизация Су-24М, будет расширен состав управляемого ракетного вооружения. "Старый" самолет показали на МАКС-2003, что само по себе неожиданно.

Судя по всему, у Су-24 открылось "второе дыхание". Не случится ли редчайшего в авиастроении явления? Не вернутся ли вновь к производству скоропостижно отправленного в отставку самолета?

Вячеслав ФЕДОРОВ.

Самолет действительно похож на рапиру фехтовальщика. Да и от "ночного пирата" у него что-то есть.

 

 

Тактико-технические данные Су-24

Размах крыльев — 10,3 м

Длина фюзеляжа — 22,6 м

Масса пустого самолета — 21 т

Максимальная скорость — 2120 км/час

Дальность полета — 4270 км

Боевой радиус действия — 560—1300 км

Практический потолок — 17 500 м

Экипаж — 2 чел.

Вооружение — шестиствольная пушка, бомбы, управляемые ракеты "воздух — воздух" и "воздух — земля", противорадиолокационные ракеты.

 

 
Copyright © 2006-2016

Яндекс цитирования