ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ РЯДОВОГО И СЕРЖАНТСКОГО СОСТАВА, ПРОХОДЯЩИХ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ
И.В. Грабовский Статья опубликована в периодическом печатном издании Социологического центра Вооруженных Сил Российской Федерации: Военно-социологические исследования. Сборник статей № 4 2004. С.44-53. В июле 2003 года Социологическим Центром ВС РФ был проведен экспертный опрос офицерского состава с целью выработки рекомендаций по повышению эффективности работы с военнослужащими, проходящими службу по контракту в Вооруженных Силах. В экспертном опросе приняли участие две группы офицеров: 1) офицеры командного состава и заместители командиров по воспитательной работе в звене батальон - дивизия и преподаватели кафедры ВСР и МПО Военного университета; 2) войсковые психологи от психологов батальонов до офицеров управления психологической службы ВС РФ и преподаватели кафедры психологии Военного университета. Всего было опрошено 180 экспертов (169 старших и 11 младших офицеров) по всеармейской выборке из всех видов и родов войск. На основании полученных результатов был проведен сравнительный анализ взглядов указанных выше двух категорий экспертов, по итогам которого можно сделать следующие выводы: 1. Большинство опрошенных положительно относится к переходу комплектования Вооруженных Сил РФ преимущественно военнослужащими, проходящими службу по контракту (Рис.1). Наибольшее число сторонников перехода Российской Федерации к профессиональной армии (70%) насчитывается среди тех офицеров, у которых в части военнослужащие, проходящие службу по контракту, составляют меньшую часть (менее 25%). Из числа экспертов, настроенных решительно против перехода на комплектование Вооруженных Сил РФ контрактниками среди командиров и заместителей командиров по воспитательной работе. Данная категория является также наиболее представительной (83,4%), среди войсковых психологов яркой дифференциации по данному признаку не происходит. Из офицеров, у которых военнослужащие, проходящие службу по контракту, занимают более 60 процентов рядовых и сержантских должностей, за переход к профессиональной армии высказалось всего 40 процентов командиров и заместителей командиров по воспитательной работе и 50 процентов войсковых психологов. 2. Экспертный опрос показал, что у командиров и заместителей командиров по воспитательной работе, с одной стороны, и у войсковых психологов, с другой стороны отсутствует единое мнение в подходах к вопросам о том, какую психологическую и социально-психологическую информацию о военнослужащих, проходящих службу по контракту, должен представлять психолог командованию части и руководству подразделений. Так, во взглядах по поводу представления командованию части войсковыми психологами сведений о военнослужащих, проходящих службу по контракту, по мнению командиров и заместителей командиров по воспитательной работе, необходима их полная или краткая психологическая характеристика, а, по мнению войсковых психологов, достаточно общих выводов по психологическим особенностям военнослужащих, общих рекомендаций по работе с ними и информации о психологических противопоказаниях к выполнению служебных обязанностей. Наиболее близкие позиции у всех экспертов оказались по поводу необходимости предоставления командованию части психологами заключений о разрешении или нежелательности допуска к несению службы с оружием и подробных рекомендациях по работе с данными военнослужащими. Из психологической информации представляемой психологом части или батальона руководству подразделения большое расхождение во взглядах экспертов отмечается по поводу необходимости представления полной психологической характеристики на военнослужащих, по мнению большинства командиров и заместителей командиров по воспитательной работе, и, вместо нее, краткой психологической характеристики или общих выводов по психологическим особенностям военнослужащих, проходящих службу по контракту, по мнению войсковых психологов. Мнения экспертов практически совпали по поводу необходимости предоставления руководству подразделений подробных рекомендаций по работе с военнослужащими, заключений о разрешении или нежелательности допуска к несению службы с оружием и о недостаточности предоставления информации только о психологических противопоказаниях к выполнению служебных обязанностей или только об оценке нервно-психической устойчивости (НПУ) и морально-психологическом состоянии (МПС). Существующее положение может привести к межличностным конфликтам, в связи с несовпадением ожидания командиров и заместителей командиров по воспитательной работе с результатом деятельности войсковых психологов. В свою очередь руководящие документы, регламентирующие этот вопрос, отсутствуют. Причинами такого расхождения во взглядах командиров и заместителей командиров по воспитательной работе и войсковых психологов заключаются в недостаточной психологической подготовленности первых и отсутствие понимания ими сути того, что такое полная психологическая характеристика военнослужащего, каким образом она составляется, сколько времени и средств необходимо для составления одной качественной полной психологической характеристики. С другой стороны, войсковые части и подразделения недостаточно укомплектованы подготовленными психологами; в большинстве из них отсутствует необходимая материальная база (по данным опроса, за исключением ВУ, у войсковых психологов отсутствуют аппаратные средства обследования, всего у 8,7 процентов есть персональные компьютеры), ряд войсковых психологов имеет низкий уровень подготовки. 3. По данным опроса, наиболее важными психологическими сведениями о военнослужащих, проходящих службу по контракту, многие эксперты считают уровень нервно-психической устойчивости (НПУ) военнослужащих (34% среди командиров и заместителей командиров по воспитательной работе и 45% среди войсковых психологов). 4. При анализе наиболее важных социально-демографических сведений о контрактниках мнения представителей обеих групп экспертов практически совпали, выделив в первую очередь уровень образования и наличие боевого опыта (Таб.1.). Среди наименее важных сведений были названы посещение стран зарубежья и место рождения военнослужащего. Таблица 1 Наиболее важные социально-демографические сведения о военнослужащих, проходящих службу по контракту (в%) № п/п | Социально-демографические сведения | Мнение командиров и заместителей командиров по воспитательной работе | Мнение войсковых психологов | 1 | Образование | 66 | 62 | 2 | Гражданская специальность | 60 | 38 | 3 | Наличие боевого опыта | 54 | 55 | 4 | Семейное положение | 50 | 55 | 5 | Из полной семьи или нет | 38 | 45 | 6 | Наличие трудового стажа | 39 | 28 | 7 | Наличие детей | 29 | 30 |
5. При анализе наиболее важной социально-психологической информации о военнослужащих, проходящих службу по контракту, эксперты проявили единодушие, особо выделив из всех предложенных вариантов мотивацию военной службы и военно-профессиональную направленность, и немного изменив рейтинговое положение некоторых других сведений (Таб.2.). Таблица 2 Наиболее важные социально-психологические сведения о военнослужащих, проходящих службу по контракту (в%) № п/п | Социально-психологические сведения | Мнение командиров и заместителей командиров по воспитательной работе | Мнение войсковых психологов | 1 | Мотивация военной службы | 72 | 77 | 2 | Организаторские способности | 69 | 63 | 3 | Военно-профессиональная направленность | 65 | 65 | 4 | Особенности общения и поведения в коллективе | 54 | 72 | 5 | Способности управлять другими | 48 | 40 | 6 | Условия воспитания и развития личности | 34 | 47 | 7 | Качество обучения в учебных заведениях | 33 | 32 |
6. Менее единодушными оказались эксперты при определении наиболее важных морально-психологических качеств для военнослужащих, проходящих службу по контракту. Тем не менее, наиболее важными из них эксперты признали дисциплинированность, верность Присяге и чувство личной ответственности военнослужащих (Таб.3). Среди наименее важных качеств из предложенного перечня были признаны авантюризм, приверженность идеалам политических партий и интернационализм. Таблица 3 Наиболее важные морально-психологические и морально-политические качества военнослужащих, проходящих службу по контракту (в%) № п/п | Качества | Мнение командиры и заместители командиров по воспитательной работе | Мнение войсковых психологов | 1 | Дисциплинированность | 64 | 45 | 2 | Верность Присяге | 60 | 45 | 3 | Чувство личной ответственности | 51 | 42 | 4 | Мужество | 39 | 33 | 5 | Патриотизм | 36 | 55 | 6 | Готовность к взаимовыручке | 29 | 23 | 7 | Благонадежность | 24 | 25 | 8 | Сознание гражданского и воинского долга | 23 | 32 |
7. При оценке моральных и военно-профессиональных характеристик военнослужащих, проходящих службу по контракту в своих частях, обе группы экспертов сошлись, практически на одинаковых средних оценках: Уровень патриотических мотивов командиры и заместители командиров по воспитательной работе оценили на 2,7 балла, войсковые психологи на 2,6 балла. Уровень способностей контрактников руководить людьми обе группы экспертов оценили на 2,8 балла. Уровень профессиональной подготовленности контрактников обе группы экспертов оценили на 3,1 балла. Уровень благонадежности командиры и заместители командиров по воспитательной работе оценили на 3 балла, войсковые психологи на 3,2 балла. Уровень материальных мотивов службы, по мнению экспертов, имеет более высокое значение для контрактников. Командиры и заместители командиров по воспитательной работе его оценили на 3,2 балла, войсковые психологи на 3,6 баллов. Уровень мотивации к дальнейшему прохождению военной службы обе группы экспертов оценили на 2,8. Таким образом, большинство командиров, заместителей командиров по воспитательной работе и войсковых психологов положительно относится к переходу комплектования Вооруженных Сил РФ преимущественно военнослужащими, проходящими службу по контракту. Возникла необходимость создания руководящих документов, регламентирующих вопрос, о том, какую психологическую и социально-психологическую информацию о военнослужащих, проходящих службу по контракту, должен представлять психолог командованию части и руководству подразделений. При наборе военнослужащих, для прохождения службы по контракту в части и соединения Вооруженных Сил РФ, по мнению экспертов, необходимо из социально-демографических сведений в первую очередь изучить их уровень образования, гражданскую и военную специальность, наличие боевого опыта, семейное положение, в полной семье воспитывались или нет, наличие детей, вероисповедание, качество обучения в учебных заведениях. Из социально-психологической информации, получаемой психологом, наиболее важной будет следующая: мотивация военной службы, военно-профессиональная направленность, особенности общения и поведения в коллективе, условия воспитания и развития личности военнослужащего. Среди психологических сведений: уровень нервно-психической устойчивости, личностные психологические особенности (а именно темперамент, характер, акцентуации характера, уровень организаторских, управленческих и коммуникативных способностей военнослужащего, мотивация), склонность к алкоголизму, уровень психического здоровья, склонность к суициду, уровень морально-психологического состояния и стрессоустойчивость. Среди морально-психологических и морально-политических качеств необходимо обратить внимание на уровень дисциплинированности, верность Присяге, чувство личной ответственности, мужество, патриотизм, готовность к взаимовыручке, сознание гражданского и воинского долга и благонадежность.
|