СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ К СЛУЖБЕ В АРМИИ И.В. Грабовский (Фрагмент из учебно-методического пособия Мотивационная готовность молодых офицеров к военной службе. – М.: Военный ун-т, 2004. – 141с.) Мотивация занимает ведущее место в структуре личности и является одним из основных понятий, которое используется для объяснения поведения и деятельности человека. Процесс теоретического осмысления явлений мотивации далек от своего завершения. Это находит свое отражение как в непрекращающемся росте научных публикаций на эту тему, так и в многозначности трактовок основных понятий в этой области научного знания. Как психическое явление мотивация трактуется по-разному. В одном случае – как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих (т.е. определяющих) поведение, в другом - как совокупность мотивов, в третьем – как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность. Кроме того, мотивация рассматривается как процесс психической регуляции конкретной деятельности, как процесс действия мотива, как осознанная потребность и как предмет потребности. Подробный анализ теоретических проблем мотивов и мотивации не входит в нашу задачу. Остановимся лишь на некоторых теоретических положениях, необходимых для понимания мотивов и мотивационной готовности военнослужащего к военной службе. При этом мы будем исходить из общего подхода к пониманию мотива как побуждения, которое приводит к совершению поступка, а мотивацию будем рассматривать как динамический процесс формирования мотива (основания поступка). Мотивация – сложный процесс перевода внешних воздействий объективной действительности во внутренние побудительные силы человеческого поведения. Ее образуют различные виды побуждений: потребности, мотивы, интересы, ценностные установки, ориентации, цели, отношения. В основе формирования мотивов всегда лежат определенные потребности, которые является главной побудительной силой поведения, источником активности, основания для сложной системы мотивации. Потребности и формирующиеся на их основе мотивы определяют отношение военнослужащих к военной службе.
Мотивы связаны и с направленностью личности, т.е. с совокупностью важнейших целей, которые ставит человек в жизни. Но постановка этих целей зависит от возникновения мотивов определенной деятельности (или ее видов). При этом цель не теряет своей самостоятельности, не превращается в мотив. Только становясь мотивом, потребность, наконец, приобретает свою полную психологическую определенность. Каждый вид человеческой деятельности характеризуется своими специфическими побудительными мотивами, в которых своеобразно трансформируются особенности профессиональной деятельности людей. Мотивация военной службы – процесс субъективного преобразования личностью условий и факторов социальной среды в результате осознания и принятия их содержания и значимости в активные побудительные силы, лежащие в основе мышления, поведения, поступков и воинской деятельности. Смысл мотивации заключается в том, чтобы отыскать и найти именно такие действия, которые соответствуют основной, закрепленной в жизни установки личности. Общепризнано, что единой и удовлетворяющей всех классификации нет. Классификации мотивов могут быть разные в зависимости от целей исследования, подхода к рассмотрению вопроса и т.д. Попытки классифицировать мотивы предпринимались неоднократно и с разных позиций. Мотивы можно классифицировать по различным основаниям. В первую группу можно включить мотивы, связанные с важнейшими сферами жизни общества. Здесь могут быть выделены идейные мотивы (связанные с позицией личности по отношению к экономике), политические (связанные с внешней и внутренней политикой), военные, военно-политические, нравственные, эстетические и др. Ко второй группе мы отнесем мотивы, связанные с деятельностью. Сюда входят мотивы таких важнейших видов деятельности, как общественно-политическая, профессиональная, учебно-познавательная, военно-профессиональная. По времени проявления могут быть выделены постоянные, длительные или кратковременно действующие мотивы. Первые действуют на протяжении всей жизни человека (например, связанные с удовлетворением естественных потребностей); вторые - в течение многих лет (определяются познавательной потребностью личности); третьи - в течение ограниченного временного интервала (определяются стремлением к познанию чего-то нового). По силе проявления мотивы разделяются на сильные, составляющие особо действенную мотивацию, умеренные, которые, характеризуются средней силой проявления, и слабые, оказывающие на деятельность малозначимое влияние. По широте воздействия мотивы делятся на широкие социальные (направленные на интересы общества), средние групповые, корпоративные (направленные на интересы определенной социальной группы) и узколичностные (направленные на интересы конкретной личности). По отношению к личности и ее поведению различают мотивации: внешнюю и внутреннюю. Внешняя мотивация – конструкт для описания детерминации поведения в тех ситуациях, когда факторы, которые его инициируют и регулируют, находятся вне личности или вне ее поведения. Общепризнанным является положение, что внешняя мотивация, как правило, основана на наградах, поощрениях, наказаниях или других видах внешней стимуляции, которые инициируют и направляют желательное или тормозят нежелательное поведение. Внутренняя мотивация - конструкт, описывающий такой тип детерминации поведения, когда инициирующие и регулирующие его факторы проистекают изнутри личностного «я» и полностью находятся внутри самого поведения. Внутренне мотивированная деятельность не требует поощрений. Люди вовлекаются в эту деятельность ради нее самой, а не для получения каких-либо наград. Такая деятельность является самоцелью, а не средством для достижения некой другой цели. По числу значений. Л.С. Выготский делил мотивы на однозначные и многозначные (в которых имеется сразу несколько мотиваторов, имеющих для человека противоположное значение). По направленности на успех Д. Макклелланд, Д. Аткинсон и Х. Хекхаузен выделяли мотивы достижения успеха и избегания неудач. Люди, мотивированные на успех, обычно ставят перед собой некоторую положительную цель, достижение которой может быть однозначно расценено как успех; они стремятся добиваться только успехов и рассчитывают получить одобрение за свои действия, проявляя большую настойчивость в достижении цели, реалистичность в оценке своих возможностей, собранность и сосредоточенность. Люди, мотивированные на избегание неудач, не уверены, боятся критики, стремятся к наиболее лёгкой или тяжелой работе, имеют завышенную или заниженную самооценку, нереалистичный уровень притязаний. Тип мотивации, ориентированной на успех, более благоприятен для поддержания здорового морального состояния. Люди, мотивированные на избегание неудачи, тоже участвуют в формировании индивидуальной и общей трудовой морали. По проявлению в поведении мотивы могут быть реальные (или актуальные) и потенциальные. Реальными мы называем мотивы, которые органически побуждают поведение и деятельность. Под потенциальными мотивами понимаем такие, которые сформировались у личности, но не проявляются в данный момент. Здесь могут быть два случая: или человек готовится к будущей деятельности, или он ею ранее занимался, но переключился на другую. Иногда в определенные моменты потенциальные мотивы могут переходить в реальные, и наоборот. Причиной этого может быть недостаточная сила мотива, обусловливающая его проявление в каких-то критических ситуациях. Кроме того, в научной литературе мотивы классифицируют и на основании их функций: 1) реально действующие неосознанные мотивы, выполняющие только побудительную функцию; 2) реально действующие осознанные мотивы, выполняющие побудительную, смыслообразующую и объяснительную функции; 3) «осознанные» мотивы, выполняющие либо объединительную, либо смыслообразующую, либо ту и другую функции одновременно. Таким образом, мотивация военнослужащих очень разнообразна. Под воздействием объективных условий и субъективных факторов у военнослужащих формируется мотивационная готовность к военно-профессиональной деятельности. Эта готовность представляет собой целостную, относительно устойчивую систему психологических образований личности, которые, актуализируясь в тех или иных обстоятельствах, создают соответствующие состояния психики и побуждают военнослужащего к деятельности, регулируют его поведение. В зависимости от силы и характера проявления мотивационной готовности в ней можно выделить три уровня: 1. Высокий уровень мотивации, который характеризуется ярко выраженной потребностью в военно-профессиональном самосовершенствовании, преобладанием социальной инициативы и творческой деятельности, способствующих эффективному решению учебно-боевых задач, а также твердой установкой на военную службу в кадрах Вооруженных Сил. 2. Средний уровень мотивации, отличающийся такой мотивационно-ценностной структурой, в которой военно-корпоративные ценности не являются главными, определяющими в деятельности военнослужащего. 3. Низкий уровень мотивации, который отличен весьма слабым проявлением либо отсутствием в системе ценностных ориентаций и установок на военную службу в кадрах Вооруженных Сил. Уровни мотивационной готовности военнослужащего имеют определенные критерии (индикаторы), характеризующие различную степень его включенности в систему ценностных установок, ориентаций. Социальную включенность личности, как проявление уровня ее мотивационной готовности, определяют мотивационная фиксированность социальных норм и мотивационная фиксированность ролевых требований. Мотивационная фиксированность социальных норм показывает, какая часть социальных норм из всей их совокупности отвечает интересам личности, требованиям социальной организации. А мотивационная фиксированность ролевых требований определяет, какую из ролевых (служебных) обязанностей личность выполняет с профессиональным интересом. Молодые офицеры, у которых социальная включенность в профессиональную деятельность реализована полностью, имеют высокий уровень мотивационной готовности. Т.е., у кого социальная включенность реализована частично (наполовину), имеют средний уровень мотивационной готовности, а у кого социальная включенность не реализована, имеют низкий уровень мотивационной готовности к профессиональной деятельности. Уровни мотивационной готовности Высокий Военная служба включена в систему ценностных ориентаций и установок в качестве основной цели. |
| Средний Военная служба включена в систему ценностных ориентаций и установок в качестве промежуточной цели. |
| Низкий Военная служба не включена в систему ценностных ориентаций и установок. |
Причины выбора профессии офицера Мечта стать офицером Личная причастность к защите Отечества |
| Желание приобрести интересную специальность Преимущественно материальные соображения |
| Стремление избежать военную службу по призыву Получение бесплатного образования |
Отношение к профессии офицера Считаю профессию вполне престижной Это дело всей моей жизни. |
| Затрудняюсь ответить |
| Не считаю эту профессию престижной Цель оказалась ложной. Я её изменю |
Отношение к службе в кадрах Вооруженных Сил Буду служить до предельного возраста |
| Буду служить до достижения определенных целей (получения жилья, окончания первого контракта и т. д.) Пока не решил. |
| Уволюсь из Вооруженных Сил при первой возможности |
Степень удовлетворености условиями военной службы Вполне удовлетворен |
| Не в полной мере удовлетворен |
| Не удовлетворен |
Рис.2. Уровни мотивационной готовности военнослужащего (курсанта, молодого офицера) к военной службе Показателем непосредственного проявления того или иного уровня мотивационной готовности личности выступает ее самореализованность. Именно через согласованность ее интересов с условиями и ролевыми требованиями профессиональной деятельности этот показатель характеризует ту часть структурных элементов мотивационной готовности личности (её интересов), которая реализуется в ролевых требованиях и условиях профессиональной деятельности, а также отражает полноту реализации профессиональных интересов, социальных ожиданий и притязаний личности в существующих условиях профессионального труда. Для более точного выявления уровней мотивационной готовности личности к деятельности необходима система критериев. Их классификация основывается на исследованиях, проводимых в этой области военными психологами; интерпретирована и дополнена нами применительно к предмету исследования. Первая группа критериев – внешние. К ним относятся: - особенности деятельности и поведения личности; результаты деятельности; дисциплинированность; стремление к профессиональному самосовершенствованию и самоутверждению; обладание профессиональными знаниями, умениями, навыками; стремление к выполнению обязанностей; работоспособность на службе, адекватность действий в ситуации решения задач военно-служебного плана; - действия и отношение руководителей, старших, доверие с их стороны; поощрение; повышение в должности и звании; - отношение офицерского коллектива в целом (уважение, доверие), авторитет среди сослуживцев и подчиненных. Результатом действия данных критериев может служить достижение высоких результатов деятельности и признание их со стороны окружающих. Вторая группа критериев – внутренние (личностные), к которым относятся: - преобладание в иерархическом расположении структуры мотивационной готовности мотивационных образований широкого социально значимого плана; - степень адекватности самооценки, оценки руководящего состава; - положительная самооценка хода и результатов деятельности; - самооценка отношения к коллективу сослуживцев, ее адекватность коллективной оценке личности молодого офицера; - оптимальный уровень притязаний личности. Результатом действия внутренних критериев мотивационной готовности выступает преобладание в иерархии ее структурных элементов мотивационно-смысловых образований широкого плана, а также удовлетворенность личности результатами своей деятельности и своим положением в офицерском коллективе части. Граница, показывающая различие между уровнями мотивационной готовности молодого офицера динамична, а выделение трех уровней достаточно условно. В связи с этим особую значимость приобретает учет всех внешних и внутренних критериев мотивационной готовности. В ходе исследований, проведенных среди молодых офицеров, выделены основные структурные компоненты их мотивационной готовности к военно-профессиональной деятельности, а именно: - смысловой компонент, включающий те смысловые образования, которые детерминируют общую линию поведения и деятельности; - ценностный компонент, в состав которого входят мотивационные образования, имеющие ценность, значимость для личности и влияющие в основном на выбор путей, средств и способов реализации деятельности. Смысловой компонент мотивационной готовности молодых офицеров проявляется в понимании ими: ? необходимости приобрести твердые практические знания, умения и навыки; ? возможности достижения материального достатка в условиях воинской службы; ? целесообразности добиваться высокого авторитета среди коллег и подчиненных; ? важности умелого руководства людьми, коллективами; ? высокой общественной значимости воинской службы и необходимости готовить себя и своих подчиненных к вооруженной защите Отечества; ? условий успешного продвижения по службе; ? необходимости трансформировать знания и умения, полученные в военном вузе, в практические дела. Ценностный компонент основывается на стремлении: - самоутвердиться в профессиональном отношении; - лидировать среди равных в офицерской среде; - поддерживать и наращивать уровень профессиональных достижений путем самосовершенствования; - добиться высоких результатов в службе; - иметь высокое самоуважение, самооценку, Я - концепцию; - получить моральное и материальное вознаграждение; - избежать ответственности и наказания. Исследование подтвердило тот научный факт, что на мотивационную готовность молодого офицера к военно-профессиональной деятельности в определенной степени оказывают испытываемые ими эмоциональные состояния, которые выявляются в ходе комплексного диагностирования. Эмоции, чувства, эмоциональные состояния, как известно, повышают или понижают силу мотивационных образований, входящих в структуру мотивационной готовности. Сравнительный анализ мотивационной готовности у офицеров и курсантов показывает, что расположение элементов смысловой составляющей в иерархическом соподчинении в зависимости от уровня мотивационной готовности имеет различный характер. У курсантов с высоким уровнем мотивационной готовности приоритетны смысловые образования широкого социального плана – готовить себя и своих подчиненных к вооруженной защите Отечества. И группового плана – умение руководить людьми и коллективами. Образования индивидуально-личностного плана (достижение материального достатка и успешное продвижение по службе) оттеснены на второй план. В настоящее время особую значимость приобретают научные разработки целевых моделей формирования мотивационной готовности к военной службе курсантов в процессе их обучения и воспитания в ввузе и программы по их реализации. В основе моделирования лежит определенное противоречие – несоответствие между существующей реализованной моделью (в данном случае целевой моделью формирования мотивационной готовности у курсантов к военной службе) и требованиями, которые предъявляют к профессиональным качествам выпускника ввуза современная военно-политическая обстановка, военная доктрина, новые характеристики оружия и боевой техники. Кроме того, несоответствие возникает из-за упущений в деятельности субъектов воинского воспитания. И проявляется в разнице между существующим и желательным уровнем мотивационной готовности будущих офицеров к военной службе. Динамика развития процесса формирования высокого уровня мотивации к военной службе у курсантов предполагает преодоление указанных трудностей в ходе решения учебно-воспитательных задач. Формирование того или иного уровня мотивационной готовности личности к военной службе является следствием разрешения противоречий, которые выступают движущей силой, источником развития и укрепления внутренних побудительных сил военнослужащего. Противоречия, возникающие в процессе формирования и развития мотивационной готовности личности к военной службе от низших ступеней к высшим, должны решаться совместными усилиями государства, органов военного управления и всех категорий воспитателей. Однако при снятии одних противоречий возникают другие, которые необходимо разрешать на другой основе, другими способами, методами и средствами. В этом заключается суть непрерывного и поступательного процесса развития и укрепления мотивационной готовности военнослужащего к военной службе. В ходе исследований были выявлены две основные группы противоречий. Первая группа включает противоречия между необходимым уровнем мотивации к военной службе военнослужащих и реальным уровнем мотивационной готовности, сформированной у них в процессе учебы и военной деятельности. Эти противоречия являются специфическим выражением постоянно растущих требований общества, военной науки, боевой техники к военно-профессиональным и морально-боевым качествам офицерского корпуса. Главное условие разрешения рассматриваемой группы противоречий заключается в создании обществом и государством благоприятных социально-экономических, политических и духовно-нравственных условий в Вооруженных Силах, необходимых для успешного решения учебно-воспитательных задач, повышения престижа военной службы, репутации армии. Вторая группа включает противоречия собственно психолого-педагогического характера. Прежде всего, это противоречия между современными требованиями к курсантам, молодым офицерам и условиями их выполнения; сложностью процесса формирования мотивационной готовности военнослужащего к военной службе и стремлением командиров и начальников, офицеров воспитательных структур быстро получить положительные результаты, рекомендации; современными требованиями к организации и проведению работы по формированию и укреплению мотивационной готовности военнослужащих к военной службе и недостаточным уровнем профессионально-педагогической подготовленности субъектов воспитания; теоретической и методической подготовкой субъектов воспитания; требованиями к военнослужащим, изложенными в Конституции РФ и общевоинских уставах, и повседневным воздействием на них служебной обстановки. В разрешении второй группы противоречий первостепенная роль принадлежит командованию ввузов, офицерам-воспитателям, командирам и начальникам всех уровней. Многое зависит от их способности правильно организовать формирование и развитие мотивационной готовности военнослужащих к военной службе, обеспечить их военно-профессиональную направленность.
Эффективность процесса формирования мотивационной готовности к службе определяется различными факторами, имеющими как непосредственный, так и опосредованный характер. В свою очередь, их можно разделить на внешние и внутренние. (См. рис.3).
К внешним факторам относятся общественные, коллективные и семейные. Они воздействуют на личность военнослужащих извне и способствуют формированию их мотивации. Общественные факторы являются «общим фоном», влияющим на формирование мотивационной готовности всех военнослужащих в данном государстве. Они закладывают основу для возникновения и развития всех групп мотивов, но в первую очередь – широких социальных, действующих длительное время, связанных с важнейшими сферами жизни общества. Семейные факторы создают определенный фундамент, на основе которого формируется иерархия мотивов военнослужащего. В процессе обучения курсанта в ввузе их влияние и значение заметно снижается, особенно если семья проживает в отдалении от места учебы курсанта. Если же курсант вступает в брак или проживает совместно с родителями, тогда эта группа факторов продолжает играть большую, порой определяющую роль в формировании мотивационной готовности военнослужащего. Коллективные факторы влияют на формирование всех групп мотивов, как длительных, так и кратковременных, преломляя, порой очень существенно, воздействие общественных и семейных факторов. Наибольшее воздействие они оказывают на корпоративные мотивы, играющие определяющую роль в поведении военнослужащего, особенно на поле боя. Внутренние факторы воздействуют на личность военнослужащего изнутри, являются индивидуально-неповторимыми, уникальными для каждого и способствуют формированию индивидуальной мотивации, в том числе и к воинской деятельности. К ним относятся физические, физиологические и личностные факторы. Физические и физиологические факторы служат биологической основой формирования мотивационной готовности, личностные – психологической основой. Кадровые военнослужащие убеждены в том, что без укрепления репутации армии, повышения престижа и привлекательности военной службы у Вооруженных Сил не может быть будущего (так считает до 53% опрошенных военнослужащих). Преодоление негативного отношения общества к армии невозможно без проведения целенаправленной эффективной работы по изменению облика Вооруженных Сил. Принципиально важным при этом является объективное восприятие базовых принципов, определяющих место и роль Вооруженных Сил в обществе. К базовым принципам относятся: - подчинение легитимному (образованному демократическим путем) политическому руководству государства и гражданскому министру обороны; - признание верховенства Конституции Российской Федерации; - обеспечение обороны страны и внешней безопасности в рамках конституционно определенных задач; - приоритет государства в утверждении военной идеологии в системе «государство – общество – личность»; - признание госбюджета единственным источником финансовой поддержки; - контроль со стороны парламента, судебной системы и гражданского общества в целом. Репутация армии – это потенциал ее развития, важнейший фактор влияния на те или иные качественные процессы, либо ускоряющие, либо тормозящие ее строительство в целом. Пока что сформировавшийся в общественном сознании образ армии работает в основном против нее. Надо признать, что в целом облик нынешних Вооруженных Сил, созданный средствами массовой информации (СМИ), значительно хуже, чем он есть на самом деле. Российская пресса никак не может отказаться от устоявшейся привычки – клеймить позором армию. Репутация, как известно, складывается на основе отношения к объективно происходящему. Почему же тогда при, казалось бы, полном и объективном информировании общества о состоянии армии существующее представление о ней так радикально расходится с ее реальным состоянием? Вопрос на самом деле далеко не простой, хотя поиск ответа на него не кажется очень сложным. Прежде всего, приходится констатировать, что полного и объективного информирования о состоянии дел в армии не существует, и не только в печати, на радио и телевидении, но и на всех уровнях военного и государственного управления. Это используют в своих интересах различные группировки, которым выгодно создавать негативный облик Вооруженных Сил. Если государственные, военно-политические, командно-штабные инстанции и органы управления воспитательной работы сами не занимаются репутацией армии, то этим тут же начинают заниматься другие информационные сообщества и центры, ангажированные определенными силами. Происходит это потому, что отсутствует четкая, понятная, грамотная, целенаправленная информационная концепция образа Российской армии. Не секрет, что образ слабой, неуправляемой, с укоренившейся практикой беззакония армии создавался годами, в первую очередь нашими СМИ, политиками и народными депутатами, вольно или невольно размывавшими стереотипы бывшей Советской Армии и не замечавшими ничего позитивного в жизни реформируемых Вооруженных Сил. Это позорная страница российской журналистики, когда профессиональная информация, изложение фактов заменяются спекулятивными комментариями, для того чтобы сформировать соответствующее настроение общества. Однако сложившееся негативное представление об армии можно все-таки искоренить путем использования современного управленческого и информационного инструментария, расширения и углубления связей с общественностью в целях создания привлекательного имиджа солдата и сержанта, офицера и генерала, частей, подразделений и соединений, родов войск и специальных служб. В эру новейших информационных технологий управление обликом армии – задача вполне решаемая. Ведь облик и репутация армии – это ресурс ее влияния на важнейшие составляющие процесса ее модернизации и строительства, самый действенный инструментарий. Руководство Вооруженных Сил своевременно не восприняло должным образом появление принципиально нового инструментария военно-политического управления, не сумело адаптироваться к новым механизмам принятия решений в области военной политики. А между тем новый инструментарий оказался куда более эффективным, чем прежний, поэтому его взяли на вооружение все ведущие информационные агентства. Совсем недавно военная мощь являлась вполне достаточным аргументом для создания надежного авторитета армии. Сейчас этого недостаточно, сегодня главный аргумент – эффективность каждого рода войск, каждого соединения, каждого специального воинского формирования, их способность реализовать свою собственную перспективу развития. Учитывая нынешнее состояние армии и флота в целом, необходимо в создании их репутации использовать все общество, все органы государственной власти, включая первых лиц руководства страны. Такой подход является единственно адекватным в ситуации, когда существующий имидж армии препятствует ее развитию. Требуется организация широкомасштабного противодействия всем, кто формирует облик Вооруженных Сил на свой манер. Как повернуть в нужное русло ситуацию с репутацией армии? Что необходимо сделать? Во-первых, надо покончить с разрухой в собственных головах и признать, что информационная политика российского телевидения и других СМИ в настоящее время не способствует формированию положительного образа армии. Главное в их действиях – показ чрезвычайных происшествий с личным составом, аварий и катастроф боевой техники, неудач в выборе подходов к модернизации и реформированию армии и другого негатива. Проблемы армии ни в коем случае замалчивать не следует. Но почему же при этом не показывать объективную картину: причину возникновения этих проблем, что делается для их решения. Главное - не искажать содержание военно-политической работы, реформирования армии, ее перехода из одного состояния в другое. Настало время разработать и начать последовательно воплощать в жизнь информационную государственную политику, обоснованно учитывающую потребности в создании положительной репутации армии в общественном сознании. Во-вторых, в рамках формирования положительного образа армии необходима тесная координация в работе различных ведомств и служб на базе определенных принципов, которые и создают имидж Вооруженных Сил. Например, реализуя принцип готовности защищать своих граждан в любой части света и в любой ситуации, армия должна быть готова к такой (по масштабу и времени) концентрации своих сил, чтобы оперативно и эффективно разрешить любую кризисную ситуацию. Такая ее способность и готовность улучшит репутацию армии как сильной и надежной государственной структурой. Современная политика по данному вопросу производит, по крайней мере внешне, впечатление раскоординированности. В-третьих, необходимо разработать концепцию представления Вооруженных Сил в стране и мире, основанную на принципах, которые наиболее объективно, выгодно и ярко демонстрируют сильные стороны армии как научно-технологического лидера с богатой историей и большим будущим. В-четвертых, повышение репутации армии должно стать общенациональной задачей, решение которой зависит от объединенных усилий государственных структур и общественных организаций. Для оперативной координации этих усилий надо создать специальное интеллектуальное ядро, разработать отвечающую требованиям времени информационную политику и содействовать ее реализации. Современные технологии в области репутационного менеджмента могут сделать такую политику по-настоящему эффективной. Можно привести пример успешного развития репутации такой армии, как бундесвер, когда совершенные технологии связей с общественностью сделали заметный вклад в формирование привлекательного образа немецкой армии, позитивно повлияли на мотивацию военной службы у граждан Германии. В-пятых, придание армии нового качества является прямым следствием демонстрации и защиты национальных интересов. Если здоровые силы российского общества способны и готовы к такому национальному самоопределению, то именно вокруг задачи строительства новой армии и формирования ее нового облика может произойти столь долгожданная консолидация общества. В-шестых, армии, как и России в целом, нужна национальная идея, и в частности национальная военная идеология. Институтом, который мог бы сформировать эту идею, должно стать государство. Однако национальная идея невозможна без создания положительного образа Вооруженных Сил – сначала в глазах самих россиян, а потом и народов других стран. Объединение общества должно начаться с решения задачи изменения репутации армии в сторону позитива. Национальная идея – это всегда какой-то положительный образ. В-седьмых, в контроле за состоянием армии должна самым активным образом участвовать общественность. Для этого в парламенте необходимо иметь уполномоченного по личному составу в армии, который выполнял бы функцию контроля над Вооруженными Силами. Он должен быть наделен правом без предварительного оповещения посещать любые армейские части и подразделения, чтобы на месте получить представление об их состоянии. Уполномоченный должен обладать правом в любое время встретиться с любым военнослужащим и, наоборот, любой военнослужащий сможет обратиться непосредственно к нему. В результате может появиться задание уполномоченного о проведении срочных проверок, которое спускается «сверху» через Минобороны в соответствующую воинскую часть и исполняется беспрекословно. Военнослужащий по результатам проверки получает письменный ответ. Наконец, необходимо без промедления создать специальную рабочую группу из представителей заинтересованных управлений и служб Минобороны для разработки предложений (программ) по формированию (обновлению) образа Вооруженных Сил РФ в стране и за рубежом. Одной из важных задач этой группы должна стать не пропаганда, а соотнесение положительной действительности с меняющимися реалиями, приведение в соответствие желаемого и действительного, поиск способов оперативного информирования об этом. Пентагон уже внедряет в войска новейшие информационные технологии, апробированные в боевых действиях в Ираке. На сегодняшний день образ нашей армии даже желаемых контуров в глазах граждан России и иностранных государств не приобрел, потому что наши СМИ почти не рассказывают о достижениях армии, как в песне поется, «на земле, в небесах и на море». Потенциал военной печати ничтожен, сайты в Интернете широкому кругу военнослужащих и гражданского населения недоступны, да и непопулярны. Причиной зачастую негативного восприятия обществом армии можно назвать также излишнее самобичевание, присущее в сильной степени отечественной прессе. Недостаток финансовых вливаний в военно-политический имидж армии – вторая по значимости проблема. Мизерные казенные суммы не могут обеспечить PR-акции, направленные на повышение репутации Вооруженных Сил. Сегодня ставки слишком высоки для того, чтобы можно было позволить себе мыслить старыми категориями и придерживаться обветшалой практики конфронтации. Однако никакой симпатии к Вооруженным Силам за рубежом не будет до тех пор, пока сами россияне не полюбят свою армию. Эффективность формирования мотивации и мотивационной готовности военнослужащего к службе в Вооруженных Силах определяется условиями и характером военной службы, соотношением в ней положительных и негативных явлений, особенностями и формами влияния на сознание воина, спецификой общественно-психологических процессов в воинских коллективах. Так, например социальный статус и престиж офицерской службы на протяжении многих лет основывались на относительно высоких доходах военнослужащих, специальных льготах и гарантиях, преимуществах при обеспечении жильем. Отмена ряда социальных льгот в 2002 г. без внедрения четкого механизма их компенсации снизила престиж и привлекательность военной службы. Число офицеров, желающих продолжить службу в рядах ВС в период преобразований, упало до 57% (рис. 4.). Рис.4. Намерения военнослужащих продолжить военную службу в Вооруженных Силах (по мнению опрошенных офицеров, в %) Проводимая в течение нескольких лет реформирования Вооруженных Сил кампания по сохранению в кадрах младшего офицерского состава, не подкрепленная реальными материальными мерами, оказалась малоэффективной и отрицательно отразилась на динамике отношения к военной службе офицерского состава. Так, только 46% опрошенных младших офицеров выразили желание в современных условиях продолжить военную службу. Среди офицеров, призванных из запаса на 2 года для прохождения военной службы, каждый третий опрошенный заявил о своей готовности уволиться при первой возможности. Попытки пересмотра ряда статей Федерального закона «О статусе военнослужащих» в худшую сторону, отсутствие четкой и ясной стратегии военной реформы способствуют снижению престижа военной службы офицерского состава. Не случайно индекс престижа профессии офицера, по результатам опросов, проведенных в 2002 г., понизился (рис. 5.). Рис. 5. Оценка престижа военной службы офицерским составом в 2000-2002 гг. (в долях) Ухудшение социально-экономического и правового положения военнослужащих и членов их семей, малая результативность преобразований, связанных с отменой ряда льгот военнослужащим и несущественным повышением денежного довольствия, отразились в целом на престиже и привлекательности службы офицерского состава. Для того, чтобы исправить положение необходимо сформировать действительно современную систему тылового обеспечения Вооруженных Сил. Причем социальная защита военнослужащих должна состоять не только в последовательном повышении их денежного содержания– хотя это само по себе, конечно, крайне важно, - но и в таких современных формах, как развитие системы страхования и ипотечного кредитования жилья для военнослужащих. Кроме того, актуальной задачей остается их профессиональная переподготовка и расширение возможностей по трудоустройству в гражданской жизни. При наличии политической воли у государства, необходимых финансовых ресурсов можно достаточно быстро оснастить армию и флот современным вооружением и военной техникой, обеспечить достойный уровень жизни личного состава. Но восстановить высокую репутацию армии, престиж военной службы гораздо сложнее, и времени на это потребуется немало. Поэтому всем органам государственного и военного управления следует считать своей первоочередной задачей повышение престижа армии, военной службы офицерского состава в качестве одной из важнейших основ военной организации общества и гаранта национальной безопасности.
|