Навигация

 

 

Главная
Статьи
Карта сайта
 

 

 

 

 

Имидж ВС в современном военном противоборстве Версия для печати Отправить на e-mail

Имидж Вооружённых Сил в современном военном противоборстве 

Д.Г. Давыдов

 

Выступление на Всероссийской научно-практической конференции «Связи с общественностью как интегрированное научное знание периода открытого информационного общества»

 

Научные исследования свидетельствуют о той огромной роли, которую стало играть массовое сознание в вооруженных конфликтах, и о значимости технологий воздействия на него. Не требует особого доказательства зависимость хода и исхода войны от сформировавшегося в общественном сознании образа войны, образа своих войск и войск противника. Уже Г. Ласвел определяет пропаганду как одно из трех главных орудий борьбы с ведущим войну неприя­телем, наряду с военным и экономическим нажимом. Закономерно, что с формированием современного информационного общества значимость такого орудия борьбы существенно возросла.

 

По взглядам военного руководства США, к проведению операций информационного противоборства относятся и организация связей с общественностью, проводимая соответствующими службами вооруженных сил. Более того, военные эксперты США делают вывод о появлении нового вида стратегического противоборства - «стратегического информационного противоборства второго поколения» (2nd Generation Strategic Information Warfare). Среди прочего, этот вид противоборства направлен на разрушение сложившихся у населения противника и третьих стран образов государственных органов и вооруженных сил противоборствующей стороны, на формирование недоверия и негативного отношения к ним. Соответственно ставится и вопрос о защите собственного населения и личного состава вооруженных сил от подобных воздействий со стороны противника.

Для выполнения указанных задач, в ряде ведущих государств созданы специальные органы, развиваются службы связей с общественностью. Так, например, организация связей с общественностью признана видом боевого обеспечения в вооруженных силах Великобритании. Для ее осуществления создана стройная организационная структура, являющаяся частью общегосударственной системы Public Relations. Лидируют в этом отношении США, создавшие разветвленную систему общественных связей.

В отечественной военной науке и практике происходит осознание важности связей с общественностью, причем не только как инструмента поддержки основной деятельности по обеспечению безопасности страны, но и как одной из главных составляющих этой деятельности. Созданы ряд соответствующих структур, военными учеными проводятся  философские, политологические, социологические и психологические исследования.

Вклад психологии в развитие теории и практики связей с общественностью видится, прежде всего, в разработке центрального для public relations понятия - имидж. Такой предмет исследования не является традиционным для военной психологии. Однако, новое направление в отечественной психологической науке – психология войны – предполагает раскрытие психологических механизмов формирования образа Вооруженных сил и их роли в военном противоборстве.

Центральным пунктом психологии войны, по словам А.Г. Караяни, является признание социально-психологического характера войны, понимание психологического как ядерного, сущностного компонента этого явления. Исходя из этого, война представляется как имеющая психологические природу и цели, развивающаяся по психологическим закономерностям. Ход военного противоборства определяется психологическими возможностями противоборствующих сторон, оно ведется в том числе и психологическими средствами, и его результаты определяются психологическими последствиями.

Можно утверждать, что даже сам факт вовлечения или не вовлечения сторон в военное противоборство определяется именно когнитивной составляющей — осознанием себя как участника этого противоборства. Единственным результатом войны, позволяющим «праздновать победу», является слом воли противника, формирование образа ситуации, в контексте которого продолжение сопротивления видится бессмысленным, а противоборствующие вооруженные силы  в своих собственных глазах и в глазах своего населения, союзников и нейтральных стран воспринимается как проигравшие. Факты истории свидетельствуют, что этого достаточно для прекращения противоборства.

Из сказанного видна значимость работы по формированию имиджа вооруженных сил. Проблема имиджа применительно к Вооруженным силам в нашей стране не ставилась длительное время. Считалось, что восприятие ВС изначально задано нормативными  и идеологическими установками: «народ и армия едины», «служба - священный долг». При этом, вопрос - а как в действительности воспринимаются ВС и почему - не ставился: раз так написано, так они и должны восприниматься. Отклонения от этого норматива объяснялись недостатками в правовом и патриотическом воспитании. В современном обществе исходной точкой для оценки должны быть реально существующие люди со своими потребностями, ценностями и мнениями.

 

Рассматривая имидж как социально-психологическое понятие, следует отметить:

1.            «Имидж» определяется через понятие психического образа. Однако имидж это особый образ, имеющий свои специфические функции и механизмы формирования.

2.            Понятие «имидж» носит функциональный характер. Оно возникает тогда, когда во-первых, появляется представление о том, что объект воспринимается аудиторией и происходит осознание самого факта восприятия; во-вторых, проявляется целенаправленность в формировании образа объекта.

3.            Выявлению специфики имиджа способствует представление о тройственной субъектности в процессе его формирования. Во-первых, активность психики людей, составляющих аудиторию имиджа, обусловливает строительство образа объекта. Аудитория в таком случае является коллективным субъектом восприятия. Во-вторых, сам объект восприятия (ВС РФ) активно сообщает, презентирует свои качества социуму и в этом смысле он предстает как субъект самопрезентирования. Третьим субъектом - субъектом формирования становится человек или группа людей (пресс-служба, руководство ВС РФ), чья целенаправленная деятельность состоит в организации восприятия Вооруженных сил определенным образом.

4.            Имидж - это не еще одно свойство объекта, которое появилось после работы имиджмейкера, а результат восприятия – образ.

5.            Деятельность по формированию имиджа предполагает наличие соответствующей мотивации. Первый источник мотивации связан с решением внутренних проблем. Для ВС РФ это может быть выражено как потребность в повышении психологического статуса военнослужащих, повышении степени удовлетворенности принадлежностью к ВС РФ. Второй источник основан на представлении об имидже как средстве социально-психологического влияния. Для ВС РФ - это потребность в привлечении на военную службу, поддержке деятельности Вооруженных Сил со стороны отечественной и зарубежной общественности.

 

6.            Соответственно выделяются две группы функций имиджа ВС РФ. Внутренние функции: мотивации к принадлежности к Вооруженным Силам; психологической защиты и поддержания высокой самооценки. Внешние функции: информирования – удовлетворения естественной потребности людей в обладании знанием об окружающем мире; воздействия - изменения отношения и поведения окружающих, направленных на Вооруженные Силы.

Проведенный анализ подходов к определению сущности и функций имиджа ВС РФ позволяет выразить его социально-психологическую сущность. Имидж - это эмоционально окрашенный образ вооруженных сил, проявляющий свою устойчивость на различных уровнях коллективной психики, сложившийся в результате целенаправленного смещения ракурса восприятия на социально значимые стороны ВС РФ. Имидж есть результат специально организованной в мирное и военное время деятельности, которая, опираясь на ожидания аудитории, презентирует ей наиболее важные и привлекательные характеристики объекта, влияя тем самым на ее отношение и поведение. Обязательными компонентами этой деятельности являются: целевой (зачем, с какой целью?),  сегментирующий (у кого формировать?), содержательный (какие характеристики?), операциональный (какими средствами и способами?) и оценочный (как оценить?).

Таким образом, работа с имиджем является не побочной деятельностью, обеспечивающей основную деятельность вооруженных сил, а часть этой основной деятельности по поддержанию безопасности государства. Связи с общественностью стали важным элементом современного военного противоборства.

От имиджа Вооруженных сил России во многом зависит морально-психологическое состояние военнослужащих, а значит, и боеготовность войск, эффективность решения ими задач в мирное и военное время. Формирование нового облика армии и флота России является одним из условий успешного осуществления реформы ВС РФ.

Сегодня для ВС РФ крайне необходимо целенаправленное руководства связями с общественностью, проведение исследований, восстановление опыта накопленного в прежние годы. Следует активно изучать и адаптировать для Вооруженных сил новые технологии работы в сфере массовой коммуникации, связей с общественностью и рекламы. Представляется важной интеграция с гражданскими специалистами. Деятельность по формированию и коррекции имиджа ВС РФ должна быть включена в государственную систему связей с общественностью.

 
 
Copyright © 2006-2016

Яндекс цитирования