Навигация

 

 

Главная
Статьи
Карта сайта
 

 

 

  all cute colombian boys Gladcam . Купить ароматизатор в авто.

 

Раздел 1 Версия для печати Отправить на e-mail

Раздел 1.  ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ

 

1.1.        Определение психологической работы и основные этапы ее развития в Вооруженных Силах России 

Психологическая работа в Вооруженных Силах – это деятельность, проводимая в мирное и военное время должностными лицами Вооруженных Сил РФ - психологами, командирами, офицерами органов воспитательных структур, направленная на формирование и развитие у военнослужащих психологических качеств, необходимых для успешного ведения боевых действий, выполнение служебных и учебно-боевых задач, а также на сохранение их психического здоровья. Психологическая работа является составной частью морально-психологического обеспечения жизнедеятельности войск.

Научно-теоретической основой организации и проведения психологической работы является военная психология, обобщающая и конкретизирующая данные других отраслей психологии применительно к условиям воинской деятельности.

Необходимость организации психологического обеспечения учебно-боевой деятельности военнослужащих возникает с формированием социального заказа на обоснованное воздействие и мобилизацию человеческого фактора в условиях боя. При этом организационное оформление психологической работы происходило постепенно, отражая достигнутый уровень развития психологической науки и значительные изменения в практике военного дела (появление регулярных массовых армий, новых военных профессий, усложнение оружия и боевой техники  и т.п.). Выделяются следующие этапы развития психологической работы в российских вооруженных силах. 

Первый этап (вторая половина Х1Х века - 1917 г.) содержит в своей основе процесс накопления фактического и исследовательского материала в интересах применения психологической науки в практике военного дела. В этот период предпринимаются попытки исследовать боевую деятельность и определить факторы (в том числе социальные и социально-психологические) ее эффективности, формируются требования к боевым качествам воинов различных родов войск (А. Агапеев, Н.А. Корф, А.П. Нечаев, Н.Н. Головин, Ф. Гершельман, П.И. Изместьев, М.И. Драгомиров, В.Н. Полянский, А.С. Зыков, А.С. Резанов и др.). Создаются специальные психологические научно-исследовательские учреждения: экспериментальная лаборатория в Военно-медицинской академии, экспериментальная психологическая лаборатория на Педагогических курсах Управления военно-учебных заведений, лаборатории в кадетских корпусах. Данные научных и экспериментальных  исследований находят отражение в военных изданиях ("Военно- медицинский журнал", "Военный сборник", газеты "Русский инвалид", "Разведчик ", "Психиатрическая газета"), в содержании преподаваемой в академиях и училищах военной психологии. Получает развитие система оказания психиатрической помощи воинам, пострадавшим во время войны. С этой целью вводятся должности военных врачей-психиатров, организуются психиатрические отделения в военных госпиталях.  Неоценимый вклад в теорию и практику оказания психологической помощи пострадавшим военнослужащим внесли известные российские психологи и врачи психиатры В.М. Бехтерев, М.И. Аствацатуров, Г.Е. Шумков, С.Д. Владычко, Розин, Малиновский и др.

Второй этап (20-30-е годы) - этап организационного оформления психологической работы и психологического обеспечения учебно-боевой деятельности войск. В это время совершенствуется процесс психофизиологических исследований, делаются попытки обоснования и проведения профессионального отбора, ведется активная пропаганда психологических знаний. В 20-х годах разворачивается система психологических лабораторий: центральная (во всех округах и на флотах, в ряде академий и училищ, в ВВС, ВМФ, бронетанковых войсках), а также по некоторым специальным профилям. Их работа профилируется по линии ГлавПУРа, Управления военно-учебных заведений, управлений боевой подготовки видов Вооруженных Сил и родов войск, Центрального военно-медицинского управления. Среди психологов и военных ученых, внесших значительный вклад в разработку проблем научной организации и проведения психологической работы в войсках того периода, выделяются П.И. Изместьев, А.Е. Снесарев, Г.Ф. Гирс, С.Е. Минц, А.А. Таланкин, Г.Д. Хаханьян и др.

Третий этап (1941-1945гг.) - этап практического применения достижений психологической науки в организации боевой деятельности советских войск. В организационном отношении психологическая работа не выделялась в самостоятельный вид деятельности, а проводилась в рамках партийно-политической работы. Особое развитие получили вопросы совершенствования психологических качеств, необходимых для достижения победы над врагом, подготовки психики военнослужащих к ведению боя. Характерной особенностью психологической работы, реализуемой в ходе боевой подготовки военнослужащих, была  ее исключительно практическая направленность, учитывающая боевой опыт войск, а также опора и учет моральных качеств воинов, способствующих формированию высокой психологической устойчивости в бою. Военными и гражданскими психологами (А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов, Н.А. Коновалов, Г.А. Фортунатов, М.П. Феофанов, А.А. Смирнов, Прангишвили и др.) в этот период изучались:  причины страха, паники, пути их преодоления и предупреждения; природа самоотверженности, смелости, мужества; условия ускоренного обучения военных специалистов - радистов, телеграфистов, летчиков, танкистов и т.д.; разрабатывались пути повышения зрительной и слуховой чувствительности воинов, ускоренной адаптации глаза к темноте, улучшения ночного зрения; решались задачи маскировки, восстановления функций речи и движений, утраченных после ранения.

Четвертый (послевоенный) этап (1946-1992гг.) - этап обобщения боевого опыта и дальнейшего развития системы психологического обеспечения учебно-боевой деятельности. Вопросы организации и проведения психологической работы, повышения качества подготовки военных специалистов с учетом коренных изменений в военно-техническом оснащении войск, изменения стратегии и тактики ведения боя рассматривались на проходивших в этот период конференциях военных психологов. В Вооруженных Силах страны создаются центры научной разработки проблем связанных с психологическим обеспечением учебно-боевой деятельности (Военно-политическая академия, Центр военно-социологических, психологических и правовых исследований ВС), разворачиваются центральные исследовательские учреждения (лаборатории) в видах вооруженных сил. Вводится психологический отбор в военных училищах. В центральном аппарате, видах Вооруженных Сил, округах и военкоматах функционируют должностные лица и лаборатории по военно-профессиональному отбору. Происходит становление и развитие системы психологической подготовки, разрабатываются методические приемы психологических тренировок. Совершенствуется система психологического образования военных кадров. Во всех военных заведениях вводится учебная дисциплина "Военная психология и педагогика".

 Пятый этап (с 1992 г. по настоящее время) - этап формирования нормативно-правовой базы психологической работы и создания ее концепции.

Выделение психологической работы в самостоятельный вид деятельности и ее организационное оформление тесно связаны с процессом реформирования воспитательных структур ВС, деидеологизацией теоретических основ воспитания и обучения военнослужащих, усилением необходимости квалифицированного психологического воздействия на личный состав. Отражением нового понимания целей, содержания и специфики психологической работы стало уточнение ее соотношения с другими видами морально-психологического обеспечения, соотношения терминов «психологическая работа» и «психологическое обеспечение». В этом плане термин «психологическая работа», как более широкий, начинает применяться к деятельности соответствующих специалистов как в мирное, так и в военное время, фиксируя направленность на деятельность, задачу (обеспечение) и на человека, его психическое здоровье (психологическая помощь).

 Понятия «психологическая работа» и «психологическое обеспечение» вводятся в нормативные документы, проводятся исследования различных аспектов данной проблемы в видах Вооруженных Сил и родах войск. Значительный вклад в разработку теоретических основ проведения психологической работы в войсках  внесли военные психологи Г.Д. Луков, К.К. Платонов, М.И. Дьяченко, Н.Ф. Феденко, А.В. Барабанщиков, Л.Ф. Железняк, С.И. Съедин, П.А. Корчемный, Б.Ц. Бадмаев, А.М. Столяренко, Д.В. Гандер, В.Т. Юсов,  М.П. Коробейников, В.В. Сысоев, А.Г. Караяни, Э.П. Утлик, В.Н. Селезнев, В.Ф. Перевалов, О.И. Жданов и многие др. С середины 90-х годов проведен ряд военно-психологических исследований, непосредственно направленных на изучение профессиональной деятельности военных психологов по различным направлениям и обоснованию психологических условий повышения ее эффективности (В.С. Николин В.С., И.В. Сыромятников, А.Н. Харитонов, А.Ю. Федотов и др.).

В организационном плане рассматриваемый этап характеризуется развертыванием в войсках штатных должностей психологов, входящих в структуру органов воспитательной работы. Определяются права и обязанности психологов, основные формы и направления их деятельности, порядок взаимодействия с другими должностными лицами.  Кроме штатных должностей военных психологов, создаются нештатные центры и пункты психологической помощи и реабилитации военнослужащих.

 

 

  

1.2. Основные направления, задачи и принципы организации психологической работы в войсках 

Как и любой обслуживающий вид деятельности, психологическая работа  возникает в связи с необходимостью решения конкретных проблем,  оказывающих негативное влияние  на  уровень боевой готовности Вооруженных Сил. Данные проблемы являются результатом противоречий,  обусловленных содержанием современного переходного периода, сложностью политической, экономической и социокультурной ситуаций в стране, трудностями реформирования армии и флота.  Назовем основные противоречия современного периода.

     а) Противоречия, обусловленные процессом политического распада бывшего СССР,  его вооруженных  структур, приведшего  к созданию национальных армий и различных автономных вооруженных формирований.

       Процесс распада страны, сокращение ассигнований на социальные нужды, падение жизненного уровня большинства населения, расслоение общества на богатых и бедных сопровождаются целым рядом негативных проявлений, отрицательно влияющих на духовно-нравственный и психологический настрой общества и личного состава. Атрибутами последнего времени стали небывалый криминальный фон в стране, резко выраженный индивидуализм обыденной психологии граждан, пессимизм людей в отношении возможностей права и государства по эффективной защите их конституционных интересов.

б) Противоречия между односторонним характером действий России по сокращению своих вооружений и реальным соотношением сил в мире, наличием военной угрозы и отсутствием надежных союзников у Российской Федерации. Резкое изменение статуса нашей страны и уменьшение ее возможностей влиять на решение важнейших международных проблем составляют негативную оппозицию отражаемой в умонастроениях граждан страны потребности проводить активную внешнеполитическую деятельность, сохранять сферы своего традиционного влияния.

         в) Противоречия между существующей объективной потребностью Вооруженных  Сил в структурном и материально-техническом преобразовании и невозможностью эффективно и оперативно осуществить это  преобразование, а также между объективной потребностью общества в количественном сокращении Вооруженных Сил и невозможностью безболезненного проведения такого сокращения из-за отсутствия необходимых социальных гарантий и защиты увольняемых в запас  военнослужащих  (отсутствие жилья, гражданской специальности и т.д.).

        г) Противоречия между потребностями Вооруженных Сил в качественном пополнении личным составом и реальным несоответствием большей части призывного контингента психическим и физическим нормам.

Выделенные противоречия порождают   социально-психологические проблемы во всех сферах жизнедеятельности Вооруженных Сил, прежде всего на личностном, коллективно-групповом и деятельностном уровнях. Отрицательно влияя на общий уровень боевой готовности и морально-психологическое состояние войск, проявляясь в различного рода негативных социально-психологических явлениях, данные проблемы во многом определяют реальное содержание психологической работы. На их разрешение направлены те задачи, выполнение которых позволяет добиться более эффективного функционирования психики военнослужащих в процессе воинской службы.

Укажем психологические проблемы, на разрешение которых направлена психологическая работа.

1. Личностные проблемы – это проблемы, ухудшающие личностное развитие военнослужащих, их нравственное и психическое здоровье, самочувствие и потенциальные боевые возможности. В структурно-психологическом плане данные проблемы можно разделить на следующие группы:

· мотивационные проблемы - отсутствие соответствующих современным задачам Вооруженных Сил побудителей к образцовому выполнению обязанностей по службе, стремлению к военно-профессиональному совершенствованию;

· профессионально-квалификационные - непригодность либо неподготовленность определенной части военнослужащих к выполнению функциональных обязанностей;

· функционально-психологические - негативные психофизиоло-гические состояния военнослужащих, возникающие непосредственно в процессе деятельности.

Не является секретом факт снижения реального уровня подготовленности молодежи к армии, ухудшения качества призывного контингента. Так, в различных регионах примерно от трети до половины призывников по физическим данным не соответствуют требованиям воинской службы (дефицит веса, хронические заболевания, в том числе умственные отклонения). Значительно сокращается процент лиц, имеющих среднее образование (около 50%). Около половины призывников до армии регулярно употребляли спиртное, 7-8% обнаруживают склонность к суицидальным действиям, более половины считают службу в армии неблагодарной повинностью.

Проявление личностных проблем находит свое выражение в трудностях социально-психологической адаптации военнослужащего к условиям военной службы, в форме конфликтов с окружающими, различных формах отклоняющегося поведения, а в содержательном отношении все отрицательные моменты переживаются военнослужащими как чувство тревоги, растерянности, безысходности и т.п. Очевидным следствием личностных проблем являются также: повышение уровня психических расстройств,  невротических и психосоматических  заболеваний  среди военнослужащих в связи с активным участием в боевых действиях,  очевидным  ростом  угрозы для их жизни (служба в "горячих точках",  попытки захвата заложников и оружия и т.п.); рост числа военнослужащих,  особенно офицеров,  с чувством острого личного кризиса в связи с дискредитацией старых  ценностей, отсутствием личных служебных, материальных, социальных и нравственных перспектив (отсюда не только уход из армии, но и суицидальные действия).

2. Коллективно-групповые проблемы - проблемы, ухудшающие морально-психологический климат воинского коллектива. К их числу относятся различные виды нарушений и деформаций внутриколлективных связей (моральных, деловых, личных), распад позитивных ценностей коллектива, разобщенность военнослужащих, выражающаяся в бытовых конфликтах, различные формы психологической несовместимости, существование микрогрупп, характеризующихся негативным устойчивым стремлением к выбору ложных, асоциальных и антиармейских целей и ориентиров.

3. Деятельностные проблемы - проблемы, присущие служебной и учебно-боевой деятельности военнослужащих вследствие несоответствия психологических качеств воинов объективным требованиям военной службы и воинской специальности.

Данные проблемы проявляются в снижении эффективности деятельности, ошибках и авариях, проступках и преступлениях при выполнении служебных и учебно-боевых задач. Резкий  рост служебной нагрузки в связи с острым дефицитом людских ресурсов приводит к физической и  психологической  усталости, эмоционально-волевому истощению, снижению уровня функционального психологического состояния военнослужащих в результате утомления,  недостаточного  восстановления  физических и морально-психологических сил.

Исходя из существования перечисленных проблем и необходимости их первоочередного решения, содержание психологической работы в Вооруженных Силах сводится к двум основным направлениям:

- оптимизации психологических условий, влияющих на психику военнослужащих;

- формированию и развитию индивидуальных и групповых психических образований, являющихся важнейшим фактором повышения эффективности функционирования человека в различных видах воинской деятельности.

Особенностью психологической работы в Вооруженных Силах  является учет того факта, что функционирование человека в конечном итоге рассматривается как деятельность, направленная на выполнение боевой задачи. Интересы самого человека здесь зачастую не совпадают, а иногда и противоречат целям и характеру осуществляемой деятельности. Поэтому в отличие от условий работы гражданских психологов, где психика клиента рассматривается как самодостаточная ценность в профессионально-этическом самоопределении психолога, в условиях армии и флота психологическая работа должна быть ориентирована и на деятельность, и на человека. Практически это реализуется в мероприятиях, проводимых по двум направлениям:

а) содействие решению задач, стоящих перед воинской частью,  непосредственно  связанных с воинской деятельностью. Это: оптимизация  социально-психологического климата в подразделениях, профессиональный отбор и распределение военнослужащих,  совершенствование форм и методов управления, психологическое  обеспечение  боевой  подготовки, боевой и мобилизационной готовности, боевого дежурства, караульной службы. Здесь превалируют как бы  интересы  самой деятельности;

б) содействие решению проблем, не связанных напрямую с воинской  деятельностью.  Сюда входят разрешение семейных, личностных проблем военнослужащих и членов их семей,  повышение уровня их социально-психологической компетентности,  сохранение  и  повышение  уровня психического здоровья, оптимизация психофизиологического состояния и др.

Указанные направления отражают фактическую ориентированность психологической работы на два «полюса» – интересы деятельности и интересы человека, а содержание мероприятий, проводимых в рамках каждого из них, способствует в конечном итоге повышению эффективности функционирования психики военнослужащих в различных условиях воинской деятельности.

В пределах выделенных направлений основными задачами психологической работы являются:

- изучение индивидуально-психологических особенностей военнослужащих, социально-психологических процессов и явлений в воинских коллективах и прогнозирование их развития;

- психологическая экспертиза профессиональной пригодности военнослужащих и поступающего пополнения в целях их рационального размещения по военным специальностям и должностям;

- психологический анализ процесса боевой подготовки, учебно-воспитательного процесса, выработка предложений и осуществление мер по повышению их эффективности;

- психологическое обеспечение требуемого уровня боевой и мобилизационной готовности, выполнения боевых и учебно-боевых задач, боевого дежурства (боевой службы), караульной и внутренней служб;

- формирование здорового морально-психологического климата в воинских коллективах;

- оказание психологической помощи военнослужащим, членам их семей и гражданскому персоналу, а также организация психологического просвещения военнослужащих;

- противодействие информационно-психологическому воздействию на военнослужащих.

Основополагающим условием эффективности психологической работы являются исходные базовые установки - принципы, система которых включает довольно широкий набор требований к ее организации и проведению.

а) Принцип профессиональной компетентности, правовой и этической правомочности.

Требования данного принципа ориентируют всех должностных лиц психологической работы на четкое представление и учет возможностей психологии как науки  и формы практической деятельности, на постоянное повышение собственного уровня психолого-педагогической компетентности. Кроме того, осуществление специальных мер психологического воздействия предполагает наличие у лиц, осуществляющих данное воздействие, специального психологического образования. В условиях воинской части таким специалистом является психолог, который должен в своей деятельности пользоваться только теми областями психологической науки и практики, в которых он получил достаточные знания и опыт деятельности.

 б) Принцип гуманизма и благополучия человека, его права на квалифицированную психологическую помощь.

Психологическая работа, являясь оной из форм гарантии социальных прав человека в условиях армии, призвана обеспечивать возможность военнослужащему получить своевременную и квалифицированную помощь в разрешении различного рода психологических проблем. Сам характер психологической работы должен обеспечивать добровольное и сознательное участие военнослужащих в ее мероприятиях, организация и проведение которых не ущемляют личное достоинство человека. Необходимо помнить, что военнослужащий является не только субъектом воинской деятельности, но и субъектом собственной жизнедеятельности, что предполагает обязательную возможность интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития человека в условиях армии.

в) Принцип комплексного подхода и профессиональной кооперации.

Данный принцип предполагает необходимость координации усилий различных должностных лиц. Это обусловлено тем, что эффективное функционирование психики военнослужащих и воинских коллективов в значительной степени зависит от целого комплекса условий материально-технического, организационного, бытового, медицинского характера. Их реализация может быть обеспечена лишь совместными усилиями командиров и специалистов различных областей. Кроме этого, задачи,  решаемые организацией и проведением психологической работы, должны обеспечиваться единством применения всех  ее методов и форм.

г) Принцип деятельностного подхода.

Психологическая работа  подчинена  решению задач служебной и боевой деятельности, в рамках которой возникают многие психологические явления.  Она должна учитывать то воздействие, которое оказывают факторы воинской деятельности на психику военнослужащих. Это воздействие на психику может быть как положительным, развивающим, способствующим появлению профессионально-психологических новообразований, так и негативным, угнетающим. Последнее ведет к возникновению различного рода психологических затруднений и проблем.

д) Принцип своевременности и постоянства.

Психологическая работа должна проводиться на всех этапах  социализации военнослужащего в условиях военной системы - от призыва либо поступления на военную службу до увольнения. С учетом конкретного этапа социализации, аспекта  жизнедеятельности военнослужащего применяются соответствующие методы и формы психологической работы. Кадровые изменения и перемещения должностных лиц психологической работы должны сопровождаться преемственностью общей линии и возможностей по оказанию конкретной психологической помощи военнослужащим, являющимся объектом психологического сопровождения.

е) Принцип материально-технической обеспеченности психологической работы.

Современные эмпирические исследования, проводимые в воинских частях и подразделениях, ввиду большого объема  и динамичности психологической информации предполагают довольно серьезное математико-статистическое обеспечение и соответствующие данным требованиям технические средства реализации этого процесса. Кроме того, задачи психологической подготовки, психологической реабилитации военнослужащих могут быть успешно решены при наличии необходимых для этого тренажеров, имитирующих средств, комнат психологической разгрузки, площадей для организации индивидуальной и групповой работы с военнослужащими.

 

 

   

1.3. Правовые и организационно-методические аспекты проведения психологической работы в ВС РФ

Нормативными документами, составляющими правовую основу психологической работы, являются: законодательство Российской Федерации, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы и директивы министра обороны РФ, директивы Генерального штаба РФ, указания Главного управления воспитательной работы МО РФ, Руководство по психологической работе в ВС РФ. В них изложены общие требования к организации и проведению мероприятий психологической работы, определены обязанности и права ее субъектов, изложены основные задачи и содержание, а также требования к организации научно-методического, материально-технического, финансового обеспечения и подготовки кадров психологической работы.

Перечень конкретных документов, регламентирующих деятельность должностных лиц психологической работы в настоящее время, смотрите в приложении 1.

Субъекты психологической работы.

Субъект (от латинского subjеctus - лежащий внизу, находящийся в основе) является носителем предметно-практической деятельности и познания, источником активности, направленной на объект.  Субъекту противостоит объект – то есть то, что не только является объективной реальностью, но и находится в постоянном взаимодействии с субъектом, осуществляемом при помощи разнообразных форм практической и познавательной деятельности, выработанных обществом.

Взаимодействие субъектов психологической работы с ее объектом имеет сложный (прежде всего в силу специфики объекта) характер. Это взаимодействие опосредствовано включением специальных психотехнологий в единую организационно-технологическую систему морально-психологического обеспечения (МПО) жизнедеятельности личного состава, с участием в ней различных должностных лиц.

Говоря о субъектах психологической работы, необходимо различать два понятия - "субъекты" и "должностные лица".  Не все субъекты являются должностными лицами, но все должностные лица - субъекты психологической работы. Субъектами психологической работы выступает довольно широкий круг лиц, оказывающих в той или иной мере психологическое воздействие на военнослужащих. Это: командиры, начальники, штабы, офицеры органов воспитательной работы, общественные организации, актив подразделений и частей, медицинские работники, а также все военнослужащие. Должностные лица психологической работы представлены имеющимися в общей структуре органов воспитательной работы специалистами-психологами.  

Общее организационно-методическое руководство психологической работой в Вооруженных Силах осуществляет Главное управление воспитательной  работы Вооруженных Сил Российской Федерации (ГУВР) через отдел психологической работы. В обязанности данного отдела входят планирование, организация и обобщение результатов психологической работы в войсках, организация ее научно-методического обеспечения, участие в подготовке и расстановке кадров психологов.

К основным функциям отделений и групп психологической работы, входящих в управления воспитательной работы видов Вооруженных Сил, военных округов, отделы воспитательной работы армий, корпусов, относятся:

- разработка основных направлений  и  задач  психологической  работы с учетом специфики вида ВС РФ и региональных условий;

- подготовка  для  органов военного управления предложений и рекомендаций по поддержанию здорового и  управляемого морально-психологического состояния (МПС) личного состава войск, укреплению  воинской дисциплины;

- планирование и организация мероприятий по поддержанию  психологической  устойчивости  и готовности личного состава к выполнению задач по своему предназначению;

- планирование и организация мероприятий по противодействию негативному психологическому воздействию на войска (силы);

- организация научно-исследовательского обеспечения психоло-гической работы, осуществление взаимодействия по вопросам психологической работы с военными и гражданскими учебными и научно-исследовательскими учреждениями;

- анализ состояния психологической работы и обобщение опыта психологической работы;

- участие в подготовке, переподготовке и расстановке кадров психологов;

- выработка предложений по развитию материально-технической базы психологической  работы; обеспечение войсковых психологов методическими  материалами, техническими средствами, осуществление контроля за их использованием по прямому назначению.

Научно-методическое обеспечение психологической работы организуется и осуществляется в соответствии с приказами и директивами министра обороны Российской Федерации и его заместителей соответствующими органами воспитательной работы  Вооруженных Сил. Задачами научно-методического обеспечения психологической работы являются:

- разработка методологических и теоретических основ организации и проведения психологической работы, программ,  рекомендаций,  организационно-методических указаний, форм, методов и средств психологической работы, их экспертная оценка;

- проведение военно-психологических  исследований по широкому кругу проблем современной войны и боя в интересах  совершенствования боевой подготовки и управления войсками (силами);

- подготовка учебных  и  методических  пособий,  информационно-справочных материалов по военной психологии;

- обоснование перспектив развития психологической работы.

Основным  учреждением  по  разработке  методологических, теоретических  и методических проблем психологической работы является Военный университет. Прикладные исследования проводятся военно-учебными  заведениями, научно-исследовательскими институтами и лабораториями видов Вооруженных Сил, родов войск и специальных войск ВС Российской Федерации.

Материально-техническое обеспечение психологической работы организуется и проводится в целях удовлетворения потребностей в учебных и  методических пособиях, компьютерной, аудио-, видеотехнике, психодиагностической аппаратуре,  бланках и других  материальных  средствах, необходимых для проведения психологической работы.

Обеспечение техническими средствами осуществляется в соответствии с Руководством по обеспечению воинских частей Вооруженных Сил  Российской Федерации техническими средствами воспитания, полиграфическим оборудованием и культурно-досуговым имуществом (приказ министра обороны Российской Федерации 1996 г. № 2). Снабжение штатных психологов  бланками,  методическими  и учебными пособиями для проведения мероприятий профессионального психологического отбора производится через подразделения профессионального психологического отбора видов Вооруженных Сил,  военных  округов  (группы войск) и флотов.

Финансовое обеспечение психологической работы  осуществляется за счет денежных средств,  выделяемых по соответствующим статьям сметы Министерства обороны Российской Федерации.

Кадры для замещения должностей психологов готовятся в Военном университете. Профессиональная подготовка  психологов ведется в  системе  профессиональной  подготовки офицерского состава. Сборы (занятия) с психологами проводятся согласно Перечню основных мероприятий по повышению квалификации офицеров органов воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации по месту службы большинства участников сборов с выездом должностных лиц управлений округов (флотов), объединений, соединений в места их проведения. Повышение квалификации психологов осуществляется на факультетах переподготовки и повышения квалификации, центральных и высших курсах (классах).

 

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте основные этапы развития психологической работы в ВС РФ.

2. Каковы основные направления и принципы организации психологической работы в войсках?

 
Copyright © 2006

Яндекс цитирования