Навигация

 

 

Главная
Карта сайта
 

 

 

 

 

Особенности индивидуальной профилактической беседы с военнослужащим Версия для печати Отправить на e-mail

Особенности индивидуальной профилактической беседы

с военнослужащими, предрасположенными к самоубийству

(пребывающими в кризисном состоянии)

 

 

Основная задача такой профилактической беседы — оказать помощь человеку в разрешении сложных жизненных ситуаций. Беседа с военнослужащим, находящимся в состоянии психологического кризиса - дело чрезвычайно тонкое, в которой "мелочи" и "детали" играют порой не менее важную роль, чем великие логические доказательства.

Приглашение на беседу. Ни в коем случае не вызывать к себе на беседу человека через третьих лиц. Приглашение необходимо сделать лично, желательно с глазу на глаз. Лучше сначала встретиться как бы невзначай, обратиться с какой-либо несложной просьбой или поручением, выполнение которого даст повод для встречи.

Место беседы. Можно провести разговор в служебном кабинете, но предпочтительнее не в столь "формальном" месте. Главное - отсутствие посторонних. Никто не должен прерывать разговора, сколько бы он не длился.

Время беседы. Желательно назначить беседу не в служебное время, когда каждый занят своим делом. Можно даже перед самым отбоем, не боясь продолжить беседу и после того, как личный состав отойдет ко сну. Ночной разговор легче становится доверительным. И еще один аргумент в пользу "вечернего" разговора: это время, когда негативные переживания усиливаются, обостряется чувство одиночества. Это время максимального количества самоубийства.

Поведение во время беседы. В ходе беседы старайтесь не делать никаких записей или ограничивайтесь краткими пометками. Не посматривайте на часы и тем более не выполняйте каких-либо "попутных" дел. Будьте предельно внимательным, предельно заинтересованным собеседником. Покажите, что важнее этой беседы для Вас сейчас ничего нет.

Начальный этап беседы. Главная задача этого этапа заключается в у становлении эмоционального контакта с военнослужащим, установление взаимоотношений "сопереживающего партнерства", которые характеризуются высокой степенью доверительности.

Необходимо убедить его в том, что его проблемы будут поняты, что Вы искренне разделяете его заботы и трудности. Ваш собеседник должен быть выслушан терпеливо и сочувственно, без сомнения и критики. Не спешите противоречить, опровергать, высказывать свои взгляды. На первом этапе - только внимательное выслушивание, доброжелательность, искреннее (не показное!) стремление понять собеседника. Даже Ваши вопросы, уточнения не должны, на этом этапе нести в себе элементов сомнения в правомерности его мнений и представлений — Вы будете, восприниматься как человек понимающий, чуткий и заслуживающий, доверия.

В процессе беседы формируется более полное представление о личности воина, его потребностях и ценностях, жизненной направленности. Необходимо уточнить также сведения о близких ему людях (родственники, друзья, сослуживцы), которые часто являются теми резервными источниками помощи и поддержка, которые будут способствовать преодолению настоящего кризиса.

Слушая собеседника, обращайте внимание не только на его слова, но я старайтесь выявить подтекст, примечайте недомолвки, следите за манерой поведения и общения, особенностями речи, мимики, они помогут Вам определять, установлен ли необходимый контакт для перехода ко второму этапу беседы.

Второй этап беседы. Устанавливается последовательность событий, в результате которых сложилась кризисная ситуация, выясняется, что повлияло на душевное состояние воина. Один яз наиболее существенных моментов этого этапа — снятие у военнослужащего ощущения безвыходности его ситуации.

Установив причины и последовательность развития кризиса, необходимо соответствующими высказываниями преодолеть имеющееся у военнослужащего представление об исключительности его неблагоприятной ситуаций, убедить в том, что подобные ситуации возникают и у других людей, что положение дел вполне поправимо и причины могут быть устранены.

В ходе беседы особо важно все время подчеркивать даже незначительные успехи, достижения в жизни и службе воина, формируя у собеседника представление о себе как о личности, способной к преодолению невзгод (прием "поддержка успехами и достижениями"). Необходимо в обязательном порядке в ходе беседы несколько раз повторить с воином последовательность фактов, приведших к психологическому срыву, это способствует пониманию, что случилось стечение обстоятельств и снимает отрицательные эмоции.

В завершении второго этапа необходимо использовать прием "определение конфликта", то есть высказать четкую формулировку ситуации, переживаемой воином. Точная формулировка ситуации создает представление, что какой бы трудной ни была проблема, она может быть понята и Вы ее понимаете.

Третий этап беседы. Представляет собой совместное планирование деятельности по преодолению кризисной ситуации. Основные приемы: "интерпретация", "планирование", "удержание паузы".

"Интерпретация" - высказать гипотезу (предположение) о возможных способах разрешения ситуация.

"Планирование" - побудить, подтолкнуть самого собеседника словесно (вслух) высказать личные возможные планы предстоящей служебной деятельности а дальнейшей жизни.

"Удержание паузы" - делать их периодически, таким образом предоставить собеседнику время для принятия собственных решений. Между паузами необходимо чрезвычайно осторожно давать советы, варьировать ими, но не настаивать на их конечной истинности. Совместный поиск способов решения проблемы придаст Вашему подчиненному уверенность в собственных силах, повысит его самооценку.

Четвертый (завершающий) этап беседы. Окончательного формулирования решения, активной психологической поддержки и придания ему уверенности самому выйти из кризисной ситуации.

Военнослужащего необходимо убедить в следующем:

- что тяжелое эмоциональное состояние, перешиваемое им в настоящий момент, является временным, что другие лица в аналогичных ситуациях чувствовали себя также тяжело, а со временем их состояние полностью нормализовалось;

- что его жизнь нужна родным, близким, друзьям и его уход из жизни станет для них тяжелой травмой.

Важнейшим условием такой беседы является ее анонимность. После беседы (бесед):

- необходимо поставить в известность командира о проведенной беседе и полученной информации с условием сохранения ее в тайне, упор на причины и условия, поставившие воина на грань срыва;

- создать для военнослужащего на какой-то период более спокойные (щадящие) условия службы: не назначать в наряды с оружием, на работы в отрыве от подразделения и т.д.;

- не оставлять его на этот период без контроля и внимания :(целесообразно поручить младшим командирам и сослуживцам, которые с ним в дружеских отношениях).

Для сведения:

1. Более 50% самоубийств среди офицеров и прапорщиков происходит на почве семейных неурядиц и несправедливости в решении служебных и бытовых вопросов.

2. Более 60% самоубийств среди солдат и сержантов происходит на почве НУВ и слабой подготовленности к преодолению трудностей службы в ее начальный период.

3.Значительно выросло число добровольного ухода из жизни под влиянием мистики, некоторых восточных религиозных школ (буддизм).

4. До 70% попыток самоубийств солдат а сержантов носят демонстративно-шантажный характер.

5. Лишь у 8% самоубийц по результатам судебно-медицинской экспертизы обнаружены признаки психических заболеваний, у 13% - физические недостатки, более половины по службе характеризовалась положительно, примерно 60% воспитывалась в полных благополучных семьях. Многие имели склонности к творческой деятельности.

 

 

 
Copyright © 2006