Навигация

 

 

Главная
Карта сайта
 

 

 

 

 

Конституционные основы РФ Версия для печати Отправить на e-mail

 Конституционные основы Российской Фе­дерации

      В 1993г. начинается принципиально новый этап в развитии Российской государственности. Впервые в своей многовековой истории Россия встает на путь становления и развития демократического государства, обеспечения свободы экономической деятельности, реализации равно­правия всех граждан, безусловного осуществления ими с моих обязанностей перед Родиной.

 Россия - наша Родина

       Россия       наша        Российская   Федерация   крупнейшее государство  Евроазиатского континента. Занимает площадь  более 17 млн. кв. километров. Граничит с семнадцатью государствами трех континентов. Омывается 12 морями 3 океанов. Является одним из ведущих государств по численности населения: по состоянию на 1 января 1994 г. — 148,4 млн. человек, из которых 108,4 млн. — жителей го­родов (73,1%) и 40 млн. — сельских жителей (26,9%).На территории России проживает более 120 нацио­нальностей и народностей. Из них: русских — 120 млн. человек (82% общей численности населения). Среди других национальностей, численность которых превышает 1 миллион человек: татар — 5,5 млн., чувашей — 1,8 млн., башкир — 1,3 млн., мордвы — 1,1 млн. Национальный со­став наиболее зримо проявляется во внутреннем строении Российского государства, где практически каждая нацио­нальность и народность имеет свою форму государствен­ности. В состав России входит 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 10 автономных округов.Наша республика — страна с наибольшим количест­вом городских и сельских поселений: всего 1067 городов, и т.ч. 13 — с числом жителей свыше 1 млн. человек, 2070 поселков городского типа, 1867 административных рай­онов.Россия обладает богатейшими природными ресурса­ми и разведанными запасами полезных ископаемых. На ее территории находятся крупнейшие в мире промышлен­ные предприятия и топливно-энергетические комплексы. Наша Родина располагает мощным сельскохозяйственным потенциалом.   Ее  отличает   высокий   образовательный   и культурный уровень населения, развитая наука, уникаль­ная, неповторимая культура и духовность, признанные во всем мире.Важную роль в процессе реализации политических и экономических реформ в России играет ее Конституция, принятая 12 декабря 1993 г. на всенародном референду­ме. Она регулирует важнейшие общественные отношения. Прежде всего, это касается закрепления конституционных основ Российской Федерации и организации государственной власти в стране.

 Сущность конституционных основ Российской Федерации

      Под основами   конституционно­го   строя   Российской   Федерации  принято понимать положения (нормы, статьи) ее Консти­туции,    отражающие    наиболее I важные, принципиальные черты современного Российского государства. "Российская Федерация- Россия, -  отмечается в статье 1  Конституции, —  есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской   формой   правления".   Это   положение имеет   особое   значение.    Оно   отражает   главные   цели строительства нового Российского государства, дает чет­кое представление о тех   ценностях, к достижению кото­рых оно стремится.

 Россия как демократическое государство

      Российскую Федерацию, как демократическое государство, характеризует, прежде всего, конституционное положение о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанностью государ­ства (статья 2 Конституции). Такая конкретная, адресо­ванная человеку и гражданину цель развития демократии впервые зафиксирована в тексте Конституции России. Более того, статья 18 Конституции прямо указывает, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Речь, сле­довательно, идет о том, что в нашей стране приоритет; отдается интересам личности (человека), и осуществлению этих интересов должна быть подчинена деятельность всех органов власти.   Сами же права и свободы человека и гражданина России изложены во второй главе Конституции. Они при­надлежат каждому лицу от рождения, неотчуждаемы и соответствуют международным стандартам в области прав человека, установленным Всеобщей декларацией прав человека (1948), и международным пактам об экономических, социальных и культурных, а также гражданских и политических правах (1966).В Конституции Российской Федерации получил за­крепление самый широкий спектр личных прав и свобод: право на жизнь, право на свободу и личную неприкосно­венность, право на охрану достоинства личности, право на защиту своей чести и доброго имени, право на неприкос­новенность жилища, свободу совести и вероисповедания и другие права.Важнейшее значение имеют политические права и свободы граждан Российской Федерации, т.е. права, свя­занные с управлением делами государства. В их числе право граждан избирать и быть избранными в органы го­сударственной власти, участвовать в референдуме; право на объединение в политические партии, общественные организации, профсоюзы и другие объединения; право на личные (индивидуальные) и коллективные обращения в государственные и иные органы власти.      Если права и свободы гражданина ущемлены действиями какого-либо должностного лица или другого граж­данина, он имеет право на судебную защиту своих закон­ных интересов. Данное положение в полной мере распро­страняется на военнослужащих: при нарушении их прав они могут обращаться в военный суд гарнизона, армии, округа. Вместе с тем, Конституция Российской Федерации устанавливает основания для ограничения в особых слу­чаях некоторых прав и свобод человека и гражданина. Такими основаниями могут быть (статья 55): необходи­мость защиты основ конституционного строя, нравствен­ности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства. Гак, военнослужащим запрещено подавать коллективные жалобы, участвовать в забастовках, политических митин­гах и манифестациях и т.п.Наряду с правами и свободами человека и граждани­на в Конституции России четко определены и его обязан­ности:  платить законно установленные налоги  и сборы,  сохранять природу и окружающую среду и др. При этом защита Отечества является не только обязанностью, но долгом гражданина России.В Конституции закреплено и важнейшее положение, выражающее саму суть демократии как "власти народа" А именно — носителем суверенитета и единственным ис­точником власти в России является ее многонациональ­ный народ. Народ осуществляет свою власть непосредст­венно (путем референдума и свободных выборов), либо через органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 3).Высшие органы законодательной власти Российской Федерации и ее субъектов (республик, краев, областей, автономных образований) — Федеральное Собрание Рос­сийской Федерации, парламенты республик, краевые, областные, окружные думы формируются путем  выборов. Прямыми выборами населения избираются глава Россий­ского государства — Президент Российской Федерации, а также главы  администраций,  краев, областей,  районов, мэры многих городов.Принцип прямых выборов означает, что депутаты во все представительные органы государственной власти из­бираются гражданами непосредственно. Принцип осуще­ствления   прямых  выборов  утвердился   в   нашей  стране лишь с принятием Конституции СССР 1936 г. Согласно Конституций 1918   и 1924 гг. органы государственной власти   формировались   путем   проведения   многостепенных] выборов. Граждане непосредственно голосовали лишь на выборах низовых (сельских, поселковых, городских) органов власти, а все вышестоящие (уездные,  волостные, губернские, вплоть до Всероссийского Съезда Советов) органы   избирались  депутатами  соответствующих   нижестоящих органов власти из своего состава.        Власть народа осуществляется через органы госу­дарственной власти, построенные на основе принципа разделения властей на законодательные, исполнительные и судебные органы государства, действующие самостоя­тельно. Каждый гражданин может реально осуществить свои законные права и интересы путем обращения в эти органы.Органы законодательной власти ( представительные) состоят из парламента Российской Федерации, парламен­тов республик, представительных органов государствен­ной власти других субъектов Федерации и местных пред­ставительных органов государственной власти (собраний депутатов, муниципальных советов и т.п.). Все указанные органы принимают законы и другие общеобязательные правовые акты федерального, республиканского, краево­го, областного и других уровней.Органы исполнительной власти включают: Правитель­ство Российской Федерации; федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы и агент­ства; правительства, министерства республик в составе Российской Федерации; глав администраций краев, об­ластей; мэров городов федерального значения; глав ад­министраций городов, сельских и городских районов.Органы судебной власти осуществляют правосудие посредством конституционного, гражданского, админист­ративного и уголовного судопроизводства.Особое место в системе органов государственной власти кашей страны занимает Президент Российской Федерации. Он является главой государства, гарантом Конституции России, прав и свобод человека и граждани­на. К его обязанностям относится: принятие мер по охра­не суверенитета Российской Федерации, ее независимо­сти и государственной целостности; обеспечение согласо­ванного функционирования и взаимодействия всех других органов государственной власти России. Президент Рос­сийской Федерации в соответствии с Конституцией и за­конами России определяет основные направления внут­ренней и внешней политики нашего государства. Он пред­ставляет Российскую Федерацию внутри страны и в меж­дународных отношениях.     Конституция России и Закон "Об обороне" наделяют Президента Российской Федерации весьма обширными и ответственными полномочиями в области обороны госу­дарства. Он является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, утвер­ждает военную доктрину государства, формирует и воз­главляет Совет Безопасности России, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил, вводит в необходимых случаях на территории страны военное положение, утверждает общевоинские Уставы. Вооружен­ных Сил.В соответствии с Конституцией Российской Федера­ции создается местное самоуправление для самостоятель­ного решения населением вопросов местного значения. Органами местного самоуправления являются муници­пальные собрания, сельские (поселковые) комитеты, ста­росты или старшины небольших населенных пунктов.Впервые в Конституции России получила закрепление норма о том, что захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по закону. Это означает, что правомерным может быть признано только избрание должностных лиц и органов власти самим народом, либо назначение государственных руководителей на соответст­вующие посты в порядке, установленном Конституцией и законами Российской Федерации.Демократизм Российского государства проявляется и в  определении   экономических  основ  нашего  общества. Конституция устанавливает равноправие различных форм собственности:  "В Российской Федерации  признаются  и защищаются равным образом частная,  государственная, муниципальная и иные формы собственности" (п. 2 статьи 8). Предоставляя государственным и иным организациям, а также частным лицам право заниматься  предпринима­тельством, Конституция достаточно четко определяет со­циальные задачи государства - создание условий, обес­печивающих достойную жизнь и свободное развитие че­ловека, становление России как социального государства. В соответствии с Конституцией в Российской Федерации должны  охраняться труд и  здоровье людей;  устанавли­ваться гарантированный минимальный размер оплаты тру­да;   обеспечиваться   государственная   поддержка   семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и  пожилых граждан;  развиваться  система социальных  служб;  уста­навливаться государственные пенсии, пособия и иные га­рантии социальной защиты граждан.      Данные положения в полной мере распространяются и на военнослужащих. Специальным законом установлены пенсии при увольнении военнослужащих из Вооруженных Сил по достижении  предельного возраста состояния  на военной службе, по сокращению штатов, по состоянию здоровья и пособия для членов семей военнослужащих, потерявших кормильца. Кроме того, вопросы социальной защиты военнослужащих, выполняющих свой долг в зо­нах повышенной опасности, регламентируются специаль­ными законами и постановлениями Правительства Россий­ской Федерации.Новым демократическим положением Конституции Российской Федерации является закрепление в ней идео­логического и политического многообразия. Привержен­ность какой-либо идеологии зависит от личных убеждений каждого человека. Важно иметь в виду единственное пра­вило — никакая идеология не может служить препятстви­ем к добросовестному исполнению гражданином России своего служебного долга, возложенных на него законом обязанностей (в том числе и обязанностей военной служ­бы).Признание политического многообразия, многопар­тийности означает, что все общественные объединения (политические партии, общественные организации и мас­совые движения) равны перед законом и в соответствии с ним имеют право участвовать в политической жизни Рос­сии. Так, в соответствии с избирательным законодатель­ством на территории России проводятся свободные выбо­ры на многопартийной основе. Половина депутатов Госу­дарственной Думы (225 депутатов) избирается по партий­ным спискам и представляет в парламенте интересы именно тех политических групп, объединений, блоков, от которых они избраны. Кроме того, и вторая половина де­путатов Государственной Думы, избираемых индивидуаль­но, может также выдвигаться партиями и другими  объе­динениями и в случае избрания будет отстаивать опреде­ленные политические интересы при принятии парламентом законов или других решений. Так, в числе депутатов Го­сударственной Думы, избранных в декабре 1995 г., —147 представителей 24 избирательных объединений и блоков.     Вместе с тем, Конституция России (п. 5 статьи 13) в интересах защиты демократии в России содержит запрет на создание и деятельность общественных объединений» цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской, Федерации, подрыв безопасностигосударства, создание вооруженных формирований, раз­жигание социальной, расовой, национальной и религиоз­ной розни.На демократический  характер российской государст­венности указывает и тот факт, что Конституция (статья 14) определила наше государство как светское, не зави­сящее от тех или иных религиозных концепций либо ре­лигиозных воззрений его руководителей. В ней четко ука­зано: "Никакая религия не может устанавливаться в каче­стве государственной или обязательной". Закреплено также, что религиозные объединения отделены от госу­дарства и равны перед законом.

 Россия как федеративное государство

        Россия, в соответствии с Конституцией,   является   федеративным          государством.          Она    состоит    из республик, краев, областей, горо­дов федерального значения, автономной области и окру­гов, как равноправных субъектов Российской Федерации. При этом правовой статус республики (государства) в со­ставе России определяется как Конституцией Российской Федерации, так и собственной Конституцией. Правовое положение края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа устанавливается, наряду с Конституцией России, собственными уставами.       Следует подчеркнуть, что в соответствии с Конститу­цией    России,    равноправными    субъектами    Федерации впервые стали обычные (именовавшиеся ранее админист­ративными)  края  и  области  (например,  Ставропольский, Красноярский края, Смоленская, Рязанская, Псковская и другие области).  Повышение их статуса до уровня  рес­публик и автономных образований в составе России от­ражает как исторические особенности образования самой Российской Федерации, так и правовое признание роли русского народа в укреплении государственности. Дело в том, что Россия, как известно, традиционно, с самого на­чала своего существования включает и территории с ко­ренным   русским   населением,   и   территории   республик, автономных образований, где компактно проживают иные нации    и    народности.    И    если    раньше   национальные (автономные)   образования   пользовались   достаточной самостоятельностью в решении многих вопросов, то новая Конституция Российской Федерации предоставила аналогичные права и краям, и областям, на территории которых проживает в большинстве своем русское население. Надо отметить справедливость данного решения: русские люди на территории единого федеративного государства вправе пользоваться не меньшими правами и возможностями, чем представители других братских наций и народностей.      Государственная целостность Российской Федерации гарантируется тем, что суверенитет России распространя­ется на всю ее территорию, Конституция Российской Фе­дерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории России. Российская Федерация обеспе­чивает целостность и неприкосновенность своей террито­рии. Эту свою обязанность она, как суверенное государ­ство, вправе осуществлять и с применением пограничных войск, Вооруженных Сил и других государственных воен­ных организаций.

  Россия как правовое государство

         В     Конституции     Российской Федерации заложены прочные    основы   для  развития   России как правового государства. Важнейшими в этом отноше­нии являются положения статьи 15 о том, что Конституция России имеет высшую юридическую силу, прямое дейст­вие и применяется на всей территории Российской Феде­рации. Высшая юридическая сила Конституции России означает, что законы и другие правовые акты, принимае­мые в России, не должны противоречить тексту Конститу­ции. Совершенно новым является указание на прямое действие Конституции Российской Федерации. Оно пред­полагает непосредственное применение любой нормы Конституции, не дожидаясь издания закона или другого правового акта, конкретизирующего эту норму.      В соответствии с Конституцией Российской Федера­ции все законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы применяться не могут. Также не могут применяться любые нормативные акты, затраги­вающие права, свободы и обязанности человека и граж­данина, если они не опубликованы для всеобщего сведе­ния. В Российской Федерации все принятые законы, ука­зы Президента России, постановления правительства страны еженедельно публикуются в специальном издании — "Собрании законодательства Российской Федерации", а при необходимости — в "Российской газете".      Правовые акты различных министерств и ведомств, затрагивающие права человека и гражданина, обязательно проходят юридическую экспертизу и публикуются в "Российской газете" и "Бюллетене нормативных актов министерств и ведомств". В Вооруженных Силах Российской Федерации установлен порядок, в соответствии с которым норматив­ные акты органов государственной власти, касающиеся личного состава армии и флота, обязательно доводятся до него приказами министра обороны России.Конституция Российской Федерации устанавливает обязанность государства и местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений строго со­блюдать Конституцию и законы России. Российская Фе­дерация уважает и способствует распространению на всей территории норм права, закрепляющих общечеловеческие ценности. Общепризнанные принципы и нормы междуна­родного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой сис­темы. В случае, если международным договором Россий­ской Федерации установлены иные правила, чем преду­смотренные нашим национальным законом, то применя­ются правила международного договора.

 Россия как государство с республиканской формой правления

     При    республиканской    форме   правления     отличие,   например, от монархии) высшие органы государственной власти  избираются Населением на оп­ределенный, строго ограниченный срок. Конституция 1993 г. предусматривает превращение России в президентско-парламентскую республику. Президент, являющийся главой государства, и Федеральное Собра­ние (парламент) избираются всеобщим голосованием на 4 года.Избранные Федеральное Собрание и Президент Рос­сии по представлению главы государства совместно фор­мируют все другие высшие органы государственной вла­сти. К их числу относятся Правительство Российской Фе­дерации, Конституционный, Верховный и Высший арбит­ражный суды Российской Федерации.Важной гарантией сохранения республиканской формы правления в России является реализация принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, которые действуют само­стоятельно. Это препятствует чрезмерной концентрации и монополизации власти одним органом или должностным лицом. Кроме того, это позволяет трем независимым вла­стям контролировать друг друга, что не обеспечивается при сосредоточении власти в руках одного государствен­ного органа или человека. При попытке усиления одной власти за счет других указанный принцип позволяет не допустить этого и тем самым обеспечить порядок и ста­бильность в обществе.Стабильность основ конституционного строя, как свидетельствует история отечественного и зарубежных государств, имеет чрезвычайно большое значение. Поэто­му Конституция Российской Федерации устанавливает особый порядок их изменения. В главе 9 подчеркивается, что положения, содержащие основы конституционного строя, не могут быть пересмотрены решениями Феде­рального Собрания. Для этого требуется не только под­держка подавляющего большинства депутатов законода­тельного органа власти республики, но и созыв специально избираемого органа — Конституционного Собрания, которое либо само вносит изменения в Основной Закон государства, либо выносит решение этого вопроса на всенародное голосование (референдум).Таким образом, современное Российское государство провозглашено Конституцией и строится как демократи­ческое, федеративное, правовое, с республиканской формой правления. Высшая цель этого государства — реализация прав и свобод человека, всех народов Рос­сийской Федерации, защита ее целостности, суверенитета и других общенациональных ценностей и интересов.В системе государственных институтов Российского государства особенно важная роль принадлежит Воору­женным Силам. На всем протяжении отечественной исто­рии они достойно выполняют задачи по обеспечению во­енной безопасности и вооруженной защиты Родины, яв­ляются школой мужества и героизма, верности граждан­скому и воинскому долгу.  

 
Copyright © 2006