Навигация

 

 

Главная
Статьи
Карта сайта
 

 

 

 

 

Советская форма государственности Версия для печати Отправить на e-mail

Советская форма государственности

 Россия от февраля к октябрю 1917 г. Двоевластие

       С   окончательным   отречением   3       марта 1917 г. императора Николая II  и его младшего брата Михаила от престола прекратило свое су­ществование российское самодержавие. Страна встала перед историческим выбором государственно-политического устройства.    Февральская буржуазная революция 1917 г., поддержан­ная подавляющим большинством российского общества, открыла перспективу свободного демократического раз­вития России. В ходе этой революции, окончательно под­твердившей непопулярность и несостоятельность промо­нархических политических сил, в России возникла аль­тернатива развития — либо проведение реформ, либо новая революция.За первый вариант выступали либерально-буржуазные партии в лице Временного комитета Государ­ственной думы, преобразованного 1 марта 1917г. во Вре­менное правительство. Его возглавляли: вначале князь Г.Е. Львов, а впоследствии — министр юстиции этого пра­вительства — социалист А.Ф. Керенский. На местах Вре­менное правительство назначало своих комиссаров.Второй вариант олицетворяли возникшие повсемест­но в ходе революционной борьбы с царизмом, не имев­шие аналогов в мировой практике государственного строительства, Советы рабочих и солдатских, а затем — и крестьянских депутатов во главе с Петроградским сове­том. Большинство в нем вначале имели представители правосоциалистических партий — меньшевики и эсеры, а с сентября 1917 г. — большевики во главе с В.И. Лениным (Ульяновым). Уже в марте 1917 г. по всей стране было образовано до 600 Советов, решительно взявших в свои руки власть на местах.     Таким образом, после крушения монархии в Петро­граде и в стране в целом сложился режим двоевластия. Это представляло значительную угрозу российской госу­дарственности, создавало условия для анархии и безвла­стия. Причем эта опасность усиливалась по мере того, как Временное правительство и Советы, работавшие вначале согласованно, под влиянием нарастающих проблем в обществе все более расходились в целях, формах и методах своей политики.Первым актом Петроградского совета стал приказ № 1 "О демократизации армии". Он, по существу, офици­ально поощрял участие военнослужащих в революции и тем самым открывал путь к политическому и моральному расколу и разложению армии. Приказ подрывал вековой принцип армейской жизни — единоначалие. Он формаль­но уравнивал в правах солдат и офицеров, а последних ставил в зависимость от выборных солдатских комитетов, в распоряжение которых передавалось и оружие. Приказ отменял традиционные формы воинской дисциплины, разрешал политическую деятельность и создание различных общественных организаций в воинских частях. В ко­нечном счете этот документ содействовал последующему втягиванию армии в гражданскую войну и ее расколу на "красных" и "белых".Временное правительство, несмотря на кричащие проблемы, требующие немедленного решения, предпочи­тало тактику постепенных преобразований внутри страны и, продолжение курса царского правительства в междуна­родной политике.Основным вопросом, требующим незамедлительного решения, была проблема продолжения участия России в первой мировой войне. Временное правительство провоз­гласило верность России союзническому долгу и ее даль­нейшее участие в войне на стороне Антанты "до победно­го конца".    Курс на продолжение войны предопределил и внут­реннюю политику Временного правительства. Оно считало возможным проведение лишь таких мер, которые не будут влиять на снижение обороноспособности страны. Именно поэтому был отклонен проект о введении 8-часового рабочего дня, решение аграрного вопроса и проблемы национально-государственного устройства страны откладывалось до созыва Учредительного собра­ния. Выборы же депутатов Учредительного собрания вся­чески затягивались. Важнейшим, но чуть ли не единствен­ным достижением Временного правительства стало про­возглашение широких демократических свобод: свободы слова, печати, собраний, отмена сословных, религиозных и  национальных  ограничений, смертной  казни,  широкая политическая амнистия и т.д.Но эти политические нововведения мало интересовали широкие народные массы, требовавшие мира, работы, зем­ли, улучшения социальных условий повседневной жизни.Неспособность и нежелание Временного правитель­ства срочно решать животрепещущие проблемы страны предопределили его судьбу.Между тем большевики в составе Советов требовали незамедлительных реформ и мира без аннексий и кон­трибуций. 3 апреля в Петроград прибыл лидер большеви­ков — В.И. Ленин, который выдвинул лозунг о "перерастании буржуазно-демократической революции в мировую социалистическую революцию". Под его руко­водством большевики начали готовить Советы к сверже­нию Временного правительства, как буржуазного, взятию в свои руки всей полноты власти и образованию "революционно-демократического правительства".Таким образом, летом 1917 г. Россия оказалась перед выбором одного из двух путей создания новой системы государственной власти: через Учредительное собрание, которое готовило Временное правительство, или через Советы.1 сентября 1917 г. Временным правительством Россия была провозглашена республикой. Но это не смогло ста­билизировать государственную власть. Наибольшее влия­ние в этих условиях получает партия большевиков. Уже к середине сентября она имела все необходимое для за­воевания власти: профессиональное ядро политических организаторов; подавляющее большинство в Советах ра­бочих и солдатских депутатов, как готовых органов власти и управления; Военно-революционный комитет, как орган, способный возглавить вооруженное восстание; вооружен­ные отряды Красной Гвардии, сформированные по клас­совому признаку — в основном из рабочих и крестьян.

 Создание Республики Советов 

     Осенью 1917 г. в стране обостряется политический кризис. Временное правительство утратило контроль над армией и большей частью тер­ритории страны. Социальную напряженность усугубляли развал экономики и продолжающаяся война. Большевики, выступая  под  простыми  и  популярными  среди  широких народных масс лозунгами: "Мир — народам!", "Земля — крестьянам!", "Фабрики — рабочим!", проводили актив­ную работу по подготовке вооруженного восстания.25 октября (7 ноября) большевики организовали воо­руженный захват резиденции Временного правительства — Зимнего дворца. Министры этого правительства были арестованы. Вся власть перешла в руки Советов рабочих и солдатских депутатов, большинство в которых имели большевики. День 7 ноября 1917 г. вошел в историю рос­сийской государственности как день Октябрьской социа­листической революции.На II съезде Советов, начавшем работу вечером этого же дня, было юридически оформлено установление дик­татуры пролетариата в форме Советов, провозглашены общие принципы организации и строительства Советского государства. На съезде были приняты первые правовые акты, имевшие основополагающее значение для укрепле­ния новой власти: декреты о мире и о земле, утвержден состав нового Временного правительства России — Сове­та Народных Комиссаров под председательством лидера большевистской партии В.И. Ленина. Новое правительст­во, как и многие положения первых декретов, считались временными — вплоть до созыва Учредительного собрания.Между тем, 5 января 1918 г. по требованию большин­ства наиболее влиятельных политических партий откры­лось Учредительное собрание, избранное еще в ноябре 1917 г. Партия большевиков имела в нем только 24 про­цента мест. Собрание должно было определить характер и пути дальнейшего развития России. Но в ночь на 7 ян­варя декретом Всероссийского Центрального Исполни­тельного комитета оно было распущено за отказ признать Советы в качестве единственных органов власти, а демон­страция, организованная в его поддержку, разогнана от­рядами красногвардейцев и матросов.       Высшим органом власти в стране стал Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, созван­ный по инициативе партии большевиков. В перерывах ме­жду съездами высшим органом являлся Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). Функции исполнительной власти одновременно осуществлял и Со­вет Народных Комиссаров.     Основные контуры советской государственности, оп­ределившиеся в первые месяцы существования Республи­ки Советов, были закреплены в первой Конституции Рос­сийской Советской Федеративной Социалистической Рес­публики (РСФСР), принятой летом 1918 г. Советская власть утверждалась по стране практически без серьезно­го сопротивления. Советы на местах проводили в жизнь декреты центральной власти, создавали свои органы управления, вооруженные отряды, осуществляли реквизи­ционную и налоговую деятельность. Параллельно прохо­дила ликвидация органов власти, оставшихся в наследство от царской России и Временного правительства, создава­лись чрезвычайные органы для борьбы с "контрреволюцией" (ревкомы).Фактическое руководство Советами в центре и на местах осуществляли партийные организации большеви­ков. Партийным решениям придавалось значение законо­дательных актов. Все чаще стали приниматься совместные постановления правительственных и партийных органов.Октябрьская (1917) революция ознаменовала переход гражданского противостояния в вооруженную фазу — гражданскую войну, продолжавшуюся до конца 1922 г. Она стала трагедией для всех россиян, принесла с собой неисчислимые страдания и беды для обеих сторон: для "белых", отстаивающих прежние формы государственного и общественного устройства, и для "красных", боровших­ся за советскую власть.В годы гражданской войны советское государствен­ное строительство характеризуется резким ограничением демократических начал, распространением принуждения и [революционного насилия на все слои населения. Укреп­ляется однопартийная система. Реальная государственная власть осуществляется уже не Советами и их органами, а Российской Коммунистической партией (большевиков) — РКП (б). Центральный Комитет РКП (б) и местные партий­ные комитеты фактически начинают определять все во­просы государственной и общественной жизни.Таким образом, уже в годы гражданской войны в России складывается особый тип государственности — советский. Он обеспечивал возможность государственного регулирования экономики, социальных отношений и поли­тической жизни. Такой политический строй впоследствии получил наименование "административно-командной сис­темы", в которой лидер господствующей и единственной в стране партии одновременно становился "вождем" всего народа. Из этого исходит и другое, нередко используе­мое, определение советского строя как "тоталитарного". 

 Россия в составе СССР 

     К   концу   гражданской    войны   от   бывшей  Российской   империи  отошли территории Польши, Финлян­дии, Латвии, Эстонии, Литвы, Западных Украины и Бело­руссии, Бессарабии и части Армении, население которых составляло более 30 млн. человек.Несмотря на это, провозглашенная в январе 1918 г. РСФСР занимала 92 процента территории бывшей Рос­сийской империи и являлась многонациональной респуб­ликой. За период с лета 1918 г. по 1920 г. на территории РСФСР возникло более 20 национально-автономных об­разований (республик и областей). Параллельно с РСФСР возникают государственные образования советского типа на Украине и в Белоруссии. В Средней Азии, после лик­видации силой оружия Хивинского ханства и Бухарского эмирата, образовались Хорезмская и Бухарская Народ­ные Советские республики. В последующем Красная Ар­мия, под предлогом оказания помощи трудящимся Закав­казья, заняла Армению, Грузию и Азербайджан, где была установлена Советская власть. Новые республики прини­мали собственные конституции и создавали системы органов государственной власти и управления, аналогичные РСФСР. Одновременно шел поиск новых экономических, политических и военных форм сотрудничества с Совет­ской Россией.К концу 1921 г. на территории бывшей Российской империи сложилась конфедерация республик единого советского типа. Основой конфедерации был вначале во­енно-политический, а позднее хозяйственно-политический союз. Отсутствие единых центральных органов власти и управления заменялось делегированием их функций орга­нам РСФСР. В 1921—1922 гг. были ликвидированы тамо­женные границы между республиками, на общих принци­пах стало строиться налоговое законодательство. Бюдже­ты республик формировались в рамках общего бюджета России.К концу 1922 г. сложились предпосылки для объеди­нения Советских республик в единое государство. Вопрос стоял только в.том, на какой основе осуществлять объе­динение. 30 декабря 1922 г. четырьмя республиками .— РСФСР, Украиной, Белоруссией и Закавказской Совет­ской Федеративной Социалистической Республикой было провозглашено новое государство — Союз Советских Социалистических Республик (СССР).В соответствии с Конституцией СССР (1924) в исклю­чительное ведение Союза входили: внешние сношения и торговля, решение вопросов о войне и мире, организация и руководство вооруженными силами, общее руководство и планирование экономики и бюджета, разработка основ законодательства, утверждение и изменение основных начал Конституции. Границы и территория союзной рес­публики могли быть изменены только с ее согласия. За каждой республикой сохранялось также и формальное право выхода из Союза. В 1924 г., после смерти В.И.Ленина, фактическим руководителем партии и госу­дарства в СССР становится   И.В.Сталин.Высшим органом власти СССР объявлялся съезд Со­ветов, а в период между съездами — Центральный Ис­полнительный Комитет (ЦИК), который состоял из Совета Союза   и   Совета   Национальностей.   ЦИК   формировал высший   исполнительный   и   распорядительный   орган - Совет Народных Комиссаров СССР.Важным этапом в развитии советской государствен­ности и национально-территориального устройства страны стало принятие в 1936 г. новой, так называемой "сталинской" Конституции СССР. В том же году была преобразована Закавказская Федерация, вновь распав­шаяся на 3 союзные республики — Грузию, Армению и Азербайджан. Автономные республики в составе РСФСР — Киргизия и Казахстан — также были преобразованы в союзные. В конце 1939 г. после военных походов Красной Армии, в состав СССР были включены Западная Украина и Западная Белоруссия. В 1940 году территория Совет­ского Союза была расширена в связи с присоединением Эстонии, Латвии, Литвы, а также Северной Буковины и Бессарабии, где была образована Молдавская ССР.

 

 Вставай, стана огромная, вставай на смертный бой!

       Существенные   изменения   в системе       государственного  управления СССР происходили в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг., явившейся  тяжелейшим испытанием для страны.    Уже в июне 1941г. был создан высший чрезвычайный орган — Государственный Комитет Обороны (ГКО), возглав­ляемый И.В. Сталиным, сосредоточивший в своих руках всю полноту власти в стране. Все организации и лица бы­ли обязаны выполнять его распоряжения. ГКО действовал через государственные, партийные и общественные орга­ны, специальные комитеты и комиссии, а также через своих уполномоченных на местах. Местные комитеты обороны создавались и в некоторых областных и город­ских центрах. В повседневную практику управления стра­ной вошло издание постановлений ГКО и СНК СССР. Сес­сии Верховного Совета страны не созывались.Высшее военное руководство осуществляла Ставка Верховного Главнокомандования. Органами Ставки были Генеральный штаб Красной Армии, управления Наркоматов обороны и флота, командование фронтов. В армии и на флоте с января — февраля 1943 г. вводятся новые знаки различия и погоны, а с июля — деление военнослужащих на рядовой и сержантский составы, офицеров и генералов.В 1941—1945 гг. происходят изменения и в сфере на­ционально-государственного устройства. На территории РСФСР были фактически ликвидированы Автономная республика немцев Поволжья, Карачаевская автономная область, а также Калмыцкая, Чечено-Ингушская и Кабар­дино-Балкарская АССР, население которых было призна­но сочувствующим немецким оккупантам. В 1944 г. в со­став СССР добровольно вошла на правах автономной об­ласти Тувинская народная республика.В целом опыт Великой Отечественной войны показал, что советская форма государственности оказалась весьма эффективной именно в экстремальных условиях. Жесткое централизованное управление сверху донизу позволило концентрировать природные, экономические и людские ресурсы на самых важных участках борьбы с агрессором и благодаря патриотизму, массовому героизму и самоот­верженности народа одержать великую победу.

 

  СССР в послевоенный период

      В  послевоенные годы изменяются подходы к   формированию государственных органов, их  структуре   и    организации    деятельности. В марте 1946 г. Совет Народных Комиссаров СССР был преобразован в Совет Министров СССР. Ана­логично преобразованы и соответствующие органы в со­юзных и автономных республиках.После смерти в 1953 г. Сталина, который руководил страной без малого три десятилетия, его преемник — Н.С. Хрущев предпринял попытку демократизировать государственное устройство СССР, не затрагивая его поли­тических и идеологических основ. Был подвергнут осуж­дению культ личности Сталина. В этот период СССР в ответ на вызов США, первыми (в 1945 г.) применившей ядерное оружие против Японии, создает и испытывает атомную бомбу, открывает новую страницу научно-технического прогресса — покоряет космос. Мир руко­плещет первому космонавту Земли — Ю.А. Гагарину. Од­нако, в целом противоречивые и двойственные реформы Н.С. Хрущева 1956—1964 гг. носили порой разрушитель­ный характер и таили в себе опасность для самой систе­мы партийно-государственного управления страной. В ре­зультате он был отстранен от власти своими же соратни­ками. На смену ему пришло "коллективное руководство" партийно-бюрократической верхушки во главе  с Л.И. Брежневым.С середины 60-х до середины 80-х годов никаких принципиальных изменений государственное устройство и система управления в СССР не претерпевали. Новая Кон­ституция, принятая в 1977 г., провозгласила создание "общенародного государства", а целью социального раз­вития определила построение бесклассового коммунисти­ческого общества. Советы депутатов трудящихся стали называться Советами народных депутатов. На практике же эффективность государственной системы постепенно снижалась.Частичные попытки осуществить реформы советской партийно-государственной системы стали предприниматься с середины  80-х годов под лозунгами:  "Гласность","Ускорение", "Перестройка". Этот процесс возглавил Ге­неральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев. Была вос­становлена (по образцу Конституции 1918 г.) двухуровне­вая система представительных органов: Съезд народных депутатов СССР и избираемый из депутатов съезда Верховный Совет. Аналогичная система создается и в боль­шинстве союзных республик. Вводится более сложная система выборов: часть народных депутатов избиралась по избирательным округам, часть — партией, профсою­зами и общественными организациями. В 1990 г. учреж­дается пост Президента СССР, наделенного широкими полномочиями. На эту должность съездом народных депу­татов СССР был избран М.С. Горбачев.Некоторое расширение политических прав и свобод граждан открыло возможность создавать альтернативные КПСС политические партии и общественные объединения, которые деятельно включались в политическую жизнь страны. КПСС стала терять монополию на власть, и с се­редины 1990 г. в стране начинается быстрый переход к многопартийности. Одновременно усиливаются национа­листические и сепаратистские тенденции в ряде союзных и автономных республик, стремление их выйти из состава СССР. Начался так называемый процесс суверенизации республик.После включения в этот процесс России (принятия в июне 1990 г. Декларации о государственном суверенитете РСФСР) наметилось открытое противостояние между цен­тральными органами власти СССР и вновь избранными органами власти РСФСР. В июне 1991 г. в результате об­щенародного голосования Президентом РСФСР был из­бран Б.Н. Ельцин. К декабрю того же года обозначился политический кризис и ослабление центральной союзной власти. Ярким свидетельством этого стали неудачные по­пытки лидеров союзных республик во главе с М.С. Горба­чевым подписать новый союзный договор и попытка от­странения М.С. Горбачева от власти путем введения его бывшими соратниками в августе 1991 г. чрезвычайного положения в стране. Однако эти события лишь подтолк­нули выход республик из состава СССР. В сентябре при­знана независимость трех прибалтийских республик, а в начале декабря (по итогам референдума) объявляет о своей независимости Украина.В этих условиях Президенты России, Украины и Бе­лоруссии на встрече в Беловежской Пуще (Белоруссия) заявили, что Союз ССР как субъект международного пра­ва и геополитическая реальность более не существует и объявили об образовании Содружества Независимых Го­сударств (СНГ), открытого для всех государств. К 1996 г. в СНГ вступили еще девять бывших республик СССР.  

 
Copyright © 2006-2016

Яндекс цитирования